5. Хасеневич, И.М. Особенности ценообразования на продукцию скотоводства / И.М. Хасеневич // Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси: межвед. тематич. сб. / Центр аграрной экономики Ин-та экономики НАН Беларуси. - Минск, 2008. - Вып. 36. - С. 370-378.
6. Чечеткин, А.С. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: учеб. пособие для студентов неэкон. специальностей с.-х. вузов / А.С. Чечеткин. - 2-е изд., доп. и перераб. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 470 с., ил.
7. БелаПАН. Организации и ИП будут самостоятельно определяться с амортизационными отчислениями [ Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://news.tut.by/132421.html. - Дата доступа: 23.03.2009.
Информация об авторе
Жарикова Юлия Николаевна - научный сотрудник сектора кооперации и интеграции Государственного предприятия "Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси". Информация для контактов: тел. (раб.) 8(017) 278-84-52. E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи - 7 мая 2009 г.
УДК 339.175:332.132
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ И ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ПОТОКОВ НА СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ТОВАРНОГО РЫНКА А.С. ЖУРАВСКИЙ, аспирант УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"
ESTIMATION OF INFLUENCE OF INTER-REGIONAL AND FOREIGN TRADE STREAMS ON EQUILIBRATION OF THE REGIONAL COMMODITY MARKET A.S. ZHURAVSKIY, the past-graduate student
The Establishment of Education "The Belorussian State Agricultural Academy"
Статья посвящена исследованию This article is devoted to research of
проблемы сбалансированностирегио- the problem of equilibration of the
нального рынка с учетом влияния межрегиональных и внешнеторговых товарных потоков. Одной из главных задач региональной политики является устойчивое социально-экономическое развитие региона на основе реализации промышленного потенциала и обеспечения потребностей регионального рынка. Это возможно за счет
regional market with taken into account influence of inter-regional and foreign trade commodity streams. One of the main tasks ofregional policy is the steady social and economic development of region on the basis of realization of industrial potential and maintenance of needs of the regional market. It is provided due to internal and external
внутренних и внешних источников: собственного производства, а также участия в межрегиональном и внешнеторговом сотрудничестве.
sources: own manufacture, and also participation in inter-regional and foreign trade cooperation.
Введение. Народное хозяйство является сложной системой, имеющей ряд подсистем. Каждая подсистема обладает собственным локальным критерием оптимальности, отражающим ее внутренние интересы. Функционирование народного хозяйства есть процесс взаимодействия различных подсистем. Наконец, взаимодействие подсистем осуществляется посредством экономического механизма, то есть является экономическим взаимодействием, цель которого - наилучшее сочетание интересов отдельных подсистем и системы в целом. Следовательно, существует "принципиальная возможность максимизации глобальной целевой функции посредством децентрализованных действий отдельных подсистем в рамках определенного экономического механизма" [1, с. 21]. С этих позиций регион следует рассматривать в качестве подсистемы, интегрированной в национальное экономическое пространство.
Стремление к сбалансированности элементов любой системы является непременным условием ее устойчивости и жизнеспособности. Об этом писали представители теорий факторов производства Ж. Б. Сэй, Дж. Милль.
Политика открытой экономики обусловила потребность в изучении проблем и последствий глобализации для социально-экономического развития и хозяйственных связей каждого отдельного региона. Сбалансированность регионального товарного рынка является результатом внутрирегиональных, межрегиональных и внешнеторговых взаимодействий.
Однако в целом проблема изучена недостаточно. Прежде всего это касается регионального аспекта. Отсутствуют научные исследования по проблемам участия региона в межрегиональном и внешнеторговом сотрудничестве с позиции возможностей и потребностей регионального рынка. До сих пор недостаточно изучено влияние открытости региона на структуру, интенсивность и эффективность его участия в межрегиональном и международном товарообмене, а также взаимосвязь и взаимозависимость межрегиональных и внешнеторговых товарных потоков. Кроме того, с позиции современных требований теории и практики существует необходимость применения системного подхода к исследованию сбалансированности регионального рынка и участия региона в межрегиональном и международном товарообмене, которые в настоящее время изучаются, как правило, отдельно.
В связи с этим цели данной статьи - теоретическое обоснование влияния межрегиональных и внешнеторговых товарных потоков на сбалан-
сированность регионального рынка и разработка механизма управления товарными потоками.
Материалы и методы. В качестве методов исследования использовались общелогические приемы познания (анализ и синтез, обобщение, аналогии), методы эмпирического и экономического анализа. Материалами исследования послужили публикации отечественных и зарубежных авторов, изучающих проблемы сбалансированности товарных рынков.
Результаты и предложения. Основополагающими элементами рыночного механизма являются: спрос, предложение и цена. В спросе выражается готовность общества приобрести товары и услуги, а в предложении - производство товаров и услуг. Иначе говоря, речь идет о производстве и потреблении. Производители руководствуются "логикой капитала", потребители - "логикой человека". Эти "логики" пересекаются в сфере обращения. Сфера обращения отделена от производства и потребления. Она представляет собой сложную структуру, являющуюся, в свою очередь, важным элементом экономической системы, в том числе и региональной [2, с. 54].
Рынок представляет собой совокупность и взаимосвязь трех подсистем: производства, сферы обращения и потребления, функционирование которых осуществляется в определенной пространственно-временной закономерности и нацелено на повышение качества жизни населения. Механизм управления рынком есть совокупность методов, правил и подходов, способствующих регулированию отношений спроса и предложения.
Состояние данного рынка определяется системой количественных и качественных показателей, которая включает: соотношение спроса и предложения, емкость рынка, уровень цен, темпы инфляции, состояние товарных и денежных запасов, тенденции и особенности функционирования рынка и др.
Среди факторов, влияющих на величину, структуру и динамику спроса, доминируют рыночная цена товара (ценовой фактор), количество потребителей и уровень их денежных доходов (покупательная способность).
В свою очередь, основными источниками предложения на внутреннем товарном рынке региона являются собственно производство и импорт. Объем предложения зависит от уровня и динамики цен на реализуемые товары в стране и за рубежом, издержек производства, степени конкуренции и др.
Анализ равновесия спроса и предложения, помимо названных показателей, предполагает соответствие структуры производства конечному потреблению, определение объема и товарной структуры импорта, не-
обходимого для насыщения внутреннего рынка, а также допустимого объема и структуры экспорта с целью предупреждения товарного дефицита на внутреннем рынке.
Принципиально важно, чтобы модель экономического взаимодействия позволяла изучать не только отдельные состояния равновесия, но и сам процесс функционирования экономической системы, основной тенденцией которого должно быть стремление к достижению устойчивой траектории сбалансированного развития [3, с. 78].
Существует три ключевых направления обеспечения сбалансированности внутреннего товарного рынка:
• стимулирование отечественного производства;
• оптимизация объемов и структуры вывоза (в том числе экспорта);
• оптимизация объемов и структуры ввоза (в том числе импорта).
Внешняя торговля является сферой обращения. Ее следует рассматривать как важный источник обеспечения сбалансированности внутреннего рынка, то есть достижения равновесия между спросом и предложением. Поэтому проблема сбалансированности внутреннего рынка закономерно затрагивает вопрос о целесообразности и необходимости экспорта и импорта.
Целесообразность выхода на внешний рынок (экспорта) обуславливается двумя причинами: 1) насыщением внутреннего рынка страны конкретным товаром; 2) положительной разницей мировых и внутренних цен на данный товар.
Целесообразность (необходимость) импорта возникает, если: 1) издержки производства данного товара в стране выше мировой цены на товар; 2) качество товаров, производимых в стране, ниже мирового уровня; 3) собственное производство не удовлетворяет потребности внутреннего рынка; 4) импортная продукция безальтернативна на внутреннем рынке.
При этом государство будет заинтересованно положительно решить вопрос об импорте лишь в двух последних случаях. Такая позиция обусловлена, при прочих равных условиях, соображениями достижения оптимальных пропорций и сбалансированности внутреннего товарного рынка.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время четко просматривается необходимость совершенствования механизма управления внутренним рынком. Анализ показывает, что регулирование этого процесса должно строиться не столько исходя из внутренних возможностей страны, сколько с учетом распределения выгод от международной торговли.
Такую возможность дает метод товарных потоков (балансовый метод), где совокупность ресурсов (производство и импорт) по отдельным
товарам увязывается с данными по использованию этих товаров на конечное и промежуточное потребление, накопление и экспорт [4, с. 171].
Таким образом, уравнение сбалансированности внутреннего рынка (то есть равенство спроса и предложения) имеет следующий вид:
C + E = P +1 , (1)
где С - внутренний спрос;
Е - экспорт (внешний спрос);
Р - собственное производство (внутреннее предложение);
I - импорт (внутреннее предложение).
Рыночная экономика предполагает установление частичного и общего макроэкономического равновесия национальной экономики (в том числе с учетом воздействия мировой экономики), то есть автоматическую сбалансированность по каждому отдельному товару и всей совокупности товаров, которая достигается за счет перелива ресурсов (А. Маршалл, К. Маркс). В данном случае имеет место саморегуляция рынка, предполагающая быстрое автоматическое восстановление нарушенного равновесия.
Следовательно, оценка сбалансированности внутреннего рынка в условиях рыночной экономики сводится к определению величины совокупного спроса и пропорций между национальными и иностранными товаропроизводителями в совокупном предложении. С точки зрения настоящей работы, подобная оценка дает ключ к пониманию роли и значения внешней торговли как важного механизма обеспечения и регулирования сбалансированности внутреннего рынка, так как экспорт будет являться составной частью совокупного спроса, а импорт - частью совокупного предложения.
Для каждого отдельного региона в рамках единого экономического пространства страны уравнение сбалансированности необходимо дополнить данными по межрегиональному обмену. С этими дополнениями уравнение сбалансированности для регионального товарного рынка примет следующий вид:
C + E + T = P +I+F , (2)
где С - внутренний спрос;
Е - экспорт (внешний спрос);
Т - вывоз в регионы;
Р - собственное производство (внутреннее предложение);
I - импорт (внешнее предложение);
Б - ввоз из регионов.
Помимо внешнего спроса (вывоз в другие регионы и экспорт) и предложения (ввоз из других регионов и импорт), для оценки сбалансированности регионального рынка определяющими величинами являются внутренний спрос (инвестиционный, потребительский, государственный) и предложение (собственное производство). Схема взаимодействия представлена на рисунке 1.
Изучение межрегиональных и внешнеторговых связей с позиции обеспечения сбалансированности внутреннего рынка представляет научный и практический интерес, что связанно с наименьшей степенью изученности данного вопроса. Также интерес работе придает изучение указанного вопроса на региональном уровне, который при определении сбалансированности внутреннего рынка требует учитывать международные и межрегиональные торговые отношения в тесной взаимосвязи.
Сбалансированность регионального товарного рынка может быть достигнута лишь на основе оптимального развития межрегиональной и внешней торговли, что возможно только при условии планомерного развития производственной базы, что диктует необходимость разработки перспективного плана расширения производства высокоэффективных товаров для вывоза (в том числе экспорта), позволяющего сократить неоправданный ввоз (в том числе импорт) и, в конечном счете, решающего проблему валютной самоокупаемости [5, с. 152].
Вышеизложенное подтверждает, что анализ сбалансированности внутреннего рынка предполагает сведение воедино данных по всем товарным потокам рассматриваемого региона и их сопоставление. Мониторинг и анализ товарных потоков (балансовый метод) предполагают, что совокупность ресурсов (производство и ввоз) отдельных товаров увязывается с данными по их использованию на конечное и промежуточное потребление, накопление и вывоз. Следовательно, анализ сбалансированности регионального рынка включает изучение данных о величине достигнутого уровня производства и потребления в указанном регионе, структуры и объемов ввоза (в том числе импорта) и вывоза (в том числе экспорта).
Рисунок 1 - Спрос и предложение на региональном товарном рынке
Таким образом, чтобы обеспечить сбалансированность регионального рынка, необходимо отслеживать и регулировать (при необходимости) товарные потоки. Это, в свою очередь, потребует последовательного решения ряда вопросов, то есть применения следующего алгоритма:
1. Определение потребности региона в товарах и услугах (С), то есть определение внутреннего спроса, который, в свою очередь, зависит от доходов населения и цен.
2. Определение возможностей для вывоза товарной продукции на внешние рынки (Е) и рынки других регионов (Т).
3. Выявление возможности региона ввоза товарной продукции из-за рубежа (I) и других регионов (Б).
4. На основании обеспечения потребностей регионального рынка и межрегиональных и внешнеторговых товарных потоков определение собственного производства (Р), что позволяет выделить совокупное производство товарной продукции для региона (Р + Е + Т).
5. Согласование полученного совокупного производства товарной продукции (Р + Е + Т) с экономическими интересами предприятий региона, то есть составление балансовых уравнений для отдельных товаров и отраслей.
Такой подход предполагает, что внешняя и межрегиональная торговля должны быть поставлены в зависимость и согласованы с результатами анализа состояния регионального товарного рынка и его сбалансированности, а также с экономической безопасностью региона и эффективностью ввоза (в том числе импорта) и вывоза (в том числе экспорта).
В рамках настоящего исследования акцент был сделан на исследование влияния внешней и межрегиональной торговли на сбалансированность регионального товарного рынка. Рассмотренные теоретические положения являются достаточной базой для проведения такого анализа. В то же время результаты исследования следует рассматривать лишь как один из этапов более полного и всестороннего анализа экономики региона.
В работе вопросы логистики, в том числе транспортное обеспечение межрегиональной и внешнеторговой деятельности, изменение товарных запасов не учитываются, так как предполагается, что они не оказывают значительного влияния на объем и структуру совокупного спроса и предложения.
Международная и межрегиональная торговля являются важными факторами реализации производственного потенциала региона и дополнительными источниками обеспечения потребностей регионального товарного рынка. Более того, межрегиональные взаимодействия, с точки зрения современной концепции экономической безопасности, отвечают стратегическим интересам страны и отдельных регионов. С одной стороны, они позволяют повысить эффективность использования ресурсов (природных,
трудовых, финансовых) на основе рационального размещения производства и межрегионального разделения труда, а с другой - не ведут к усилению экономической зависимости и оттоку стратегических ресурсов. Следовательно, развитие межрегиональных и внешнеторговых связей возможно лишь на основе анализа проблем и противоречий регионального хозяйства.
В общем виде предлагаемая нами методика комплексной оценки влияния товарных потоков на сбалансированность регионального рынка предполагает составление балансовых уравнений по товарным группам и отдельным товарам и последующее определение экономической эффективности вывоза (в том числе экспорта) и ввоза (в том числе импорта) отдельно для каждой товарной позиции.
Заключение. Таким образом, в данной статье изучено влияние межрегиональных и внешнеторговых товарных потоков на сбалансированность регионального рынка. Нами установлено, что в современных условиях межрегиональные и внешнеторговые связи не просто компенсируют нехватку тех или иных видов ресурсов и товаров, а являются важным элементом повышения эффективности регионального хозяйственного комплекса. На основе балансового метода предложен механизм управления товарными потоками, который позволит выявлять диспропорции в обеспечении потребностей регионального товарного рынка как в целом, так и по отдельным отраслям и товарам.
Список использованной литературы
1. Гаврилова, Т.В. Международная экономика / Т.В. Гаврилова. - М.: ПРИОР, 1999. - 136 с.
2. Гранберг, А.Г. Введение в системное моделирование народного хозяйства / А.Г. Гранберг, С.А. Суспицын ; под ред. А.Г. Аганбегяна. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988. - 302 с.
3. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2004. - 495 с.
4. Леонтьев, В.В. Межотраслевая экономика / В.В. Леонтьев ; под ред. А.Г. Гранберга. - М.: Экономика, 1997. - 479 с.
5. Захаров, С.Н. Эффективность внешнеэкономического комплекса (методы обоснования и стимулирования) / С.Н. Захаров. - М.: Экономика, 1988. - 247 с.
Информация об авторе
Журавский Алексей Сергеевич - аспирант кафедры математического моделирования экономических систем АПК УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (моб.) 8(029) 356-15-45. E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи - 16 июля 2009 г.