Научная статья на тему 'Обеспечение сбалансированности регионального товарного рынка'

Обеспечение сбалансированности регионального товарного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1180
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татаркин Александр Иванович, Муфтиев Гамиль Габбасович, Царев Игорь Владимирович

Под сбалансированностью внутреннего товарного рынка нами понимается достижение таких пропорций между спросом и предложением, при которых внутренние потребности полностью обеспечены собственными или внешними ресурсами. В качестве основных факторов формирования отраслевых равновесий на региональном товарном рынке определено участие региона в межрегиональной и международной торговле. В статье сформулированы принципы и предложены подходы, позволяющие повысить эффективность государственного регулирования регионального товарного рынка с учетом возможностей и потребностей региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING THE BALANCE ON THE REGIONAL COMMODITY MARKET

The balance on the internal commodity market means the destination of such proportions between demand and supply, when the internal needs fully provided by own and external resources. The main factors which form the branch balances on the regional commodity market are the interregional and international trade. In this article principles and methods of increasing the effectiveness of state regulations of the regional commodity market are given, taking into consideration the potential and the demands of the region.

Текст научной работы на тему «Обеспечение сбалансированности регионального товарного рынка»

ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТОВАРНОГО РЫНКА

Татаркин А.И., Муфтиев Г.Г., Царев И.В.

Под сбалансированностью внутреннего товарного рынка нами понимается достижение таких пропорций между спросом и предложением, при которых внутренние потребности полностью обеспечены собственными или внешними ресурсами. В качестве основных факторов формирования отраслевых равновесий на региональном товарном рынке определено участие региона в межрегиональной и международной торговле. В статье сформулированы принципы и предложены подходы, позволяющие повысить эффективность государственного регулирования регионального товарного рынка с учетом возможностей и потребностей региона.

Национальная экономика представляет собой сложную систему, имеющую ряд подсистем; каждая подсистема обладает собственным критерием оптимальности, отражающим ее внутренние интересы; функционирование национальной экономики есть процесс взаимодействия различных подсистем; наконец, взаимодействие подсистем осуществляется посредством экономического механизма, т.е. является экономическим взаимодействием, цель которого - наилучшее сочетание интересов отдельных подсистем и системы в целом. Следовательно, существует принципиальная возможность максимизации глобальной целевой функции посредством децентрализованных действий отдельных подсистем в рамках определенного экономического механизма. Принципиально важно, чтобы модель экономического взаимодействия позволяла изучать не только отдельные состояния равновесия, но и сам процесс функционирования экономической системы, основной тенденцией которого должно быть стремление к достижению устойчивой траектории сбалансированного развития [1, с. 105 - 108].

Следует подчеркнуть, что для России в настоящее время четко просматривается необходимость совершенствования механизма управления внутренним товарным рынком. Анализ показывает, что регулирование этого процесса должно строиться не столько исходя из внутренних возможностей страны, сколько с учетом распределения выгод от международной торговли [2, с. 22 - 23]. Такую возможность дает метод товарных потоков (балансовый метод), где совокупность ресурсов (производство и импорт) по отдельным товарам увязывается с данными по использованию этих товаров на конечное и промежуточное потребление, накопление и экспорт.

Таким образом, уравнение сбалансированности внутреннего рынка (т.е. равенство спроса и предложения) имеет следующий вид:

(С + Я + С) + Е = Р + I, где Е - экспорт (внешний спрос); I - импорт (внешнее предложение); О - государственный спрос (госзаказ); Я - инвестиционный спрос; С - потребительский спрос; Р - собственное производство (внутреннее предложение).

Внешняя торговля является сферой обращения. Она является важным фактором обеспечения сбалансированности внутреннего товарного рынка. Поэтому обсуждение проблемы сбалансированности внутреннего рынка закономерно затрагивает вопрос о целесообразности и необходимости экспорта и импорта.

Целесообразность экспорта обуславливается двумя причинами: 1) насыщением внутреннего рынка страны каким-либо товаром; 2) положительной разницей мировых и внутренних цен на данный товар. Целесообразность (необходимость) импорта возникает, если: 1) издержки производства данного товара в стране выше мировой цены на товар; 2) качество товаров, производимых в стране, ниже мирового уровня; 3) собственное производство не удовлетворяет потребности внутреннего рынка; 4) импортная продукция безальтернативна на внутреннем рынке. При этом государство будет заинтересовано положительно решить вопрос об импорте лишь в двух последних случаях. Такая позиция обусловлена при прочих равных условиях соображениями достижения оптимальных пропорций и сбалансированности внутреннего товарного рынка.

Рыночная экономика предполагает установление частичного и общего макроэкономического равновесия национальной экономики (в том числе с учетом воздействия мировой экономики), т.е. автоматическую сбалансированность по каждому отдельному товару и всей совокупности товаров, которая достигается за счет перелива ресурсов (А. Маршалл, К. Маркс). В данном случае имеет место саморегуляция рынка, предполагающая быстрое автоматическое восстановление нарушенного равновесия. Следовательно, оценка сбалансированности внутреннего рынка в условиях рыночной экономики сводится к определению величины совокупного спроса и пропорций между национальными и иностранными товаропроизводителями в совокупном предложении. С точки зрения нашего исследования, подобная оценка дает ключ к пониманию роли и значения внешней торговли как важного механизма обеспечения и регулирования сбалансированности внутреннего рынка, так как экспорт будет являться составной частью совокупного спроса, а импорт - частью совокупного предложения.

Для каждого отдельного региона в рамках единого экономического пространства страны уравнение сбалансированности необходимо дополнить данными по межрегиональному обмену. С этими дополнениями уравнение сбалансированности для регионального товарного рынка примет следующий вид:

(С + К+С) + Е + Т = Р + 1 + Р, где Е - экспорт (внешний спрос); I - импорт (внешнее предложение); О - государственный спрос (госзаказ); Я - инвестиционный спрос; С - потребительский спрос; Р - собственное производство (внутреннее предложение); Б - ввоз из регионов РФ; Т - вывоз в регионы РФ.

Помимо внешнего спроса (вывоз в другие регионы и экспорт) и предложения (ввоз из других регионов и импорт), для оценки сбалансированности регионального рынка определяющими величинами являются внутренний спрос (инвестиционный, потребительский, государственный) и предложение (собственное производство). Схема взаимодействия представлена на рис. 1.

Сбалансированность регионального товарного рынка достигается на основе сбалансированного развития межрегиональной и внешней торговли, что возможно только при условии планомерного развития собственной производственной базы. Для этого в каждой отрасли необходим перспективный план расширения производства высокоэффективных товаров для вывоза (в т.ч. экспорта), предусматривающий сокращение неоправданного ввоза (в т.ч. импорта) и в конечном счете решающий проблему валютной самоокупаемости [4, с. 15].

Т. Е

Рис.1. Спрос и предложение на региональном товарном рынке (по материалам [3, с. 98])

Принятие и обоснование решения о ввозе (в т.ч. импорте) и вывозе (в т.ч. экспорте) продукции требует последовательного решения ряда вопросов, для этих целей нами предлагается использовать следующий алгоритм:

1. Выявить потребности региона в ввозе и возможности для вывоза товарной продукции.

2. Определить соотношение межрегиональных и внешнеторговых товарных потоков в реализации возможностей и обеспечении потребностей регионального рынка.

3. Согласовать полученные данные с экономическими интересами региона и возможными угрозами экономической безопасности.

4. Рассчитать экономическую эффективность ввоза и вывоза.

Данный алгоритм в виде блок-схемы представлен на рис.2.

Такой подход предполагает, что внешняя и межрегиональная торговля должны быть поставлены в зависимость и согласованы с результатами анализа состояния регионального товарного рынка и его сбалансированности, а также с экономической безопасностью региона и экономической эффективностью ввоза (в т.ч. импорта) и вывоза (в т.ч. экспорта).

В рамках настоящего исследования акцент был сделан на исследование влияния внешней и межрегиональной торговли на сбалансированность регионального товарного рынка. Изучение данного вопроса на региональном уровне требует при определении сбалансированности товарного рынка учитывать международные и межрегиональные торговые отношения в тесной взаимосвязи. Рассмотренные теоретические положения являются достаточной базой для проведения такого анализа. В то же время необходимо указать на тот факт, что результаты исследования следует рассматривать лишь как один из этапов более полного и всестороннего анализа экономики региона.

Международная и межрегиональная торговля является важным фактором реализации производственного потенциала региона и дополнительным источником обеспечения потребностей регионального товарного рынка. Более того, межрегиональные взаимодействия с точки зрения современных концепций экономической безопасности отвечают стратегическим интересам страны и ее отдельных регионов. С одной стороны, они позволяют повысить эффективность использования ресурсов (природных, трудовых, финансовых) на основе рационального размещения производства и межрегионального разделения труда, а с другой стороны - не ведут к усилению экономической зависимости и оттоку стратегических ресурсов. Следовательно, развитие межрегиональных и внешнеторговых связей возможно лишь на основе анализа проблем и противоречий регионального хозяйства. В дальнейшем изложении рассматриваются вопросы формирования хозяйственного комплекса конкретного региона с применением предлагаемого подхода.

Ввоз восполняет дефицит на внутр. товарном: рынке

2. Определение соотношения межрегиональных и внешнеторговых товарных потоков реализации возможностей и обеспечении потребностей регионального рынка

За. Согласование полученных данных с экономическими интересами региона и возможными угрозами экономической безопасности

36. Устранение диспропорций за счет собственного производства и межрегиональных поставок

4а. Определение экономической эффективности экспорта и импорта

46. Определение экономической эффективности межрегионального вывоза и ввоза

Экон. эфф-ть межрегион, вывоза и ввоза больше 1

Стимулирование \ собственного 1 производства /

[ Стимулирование I межрегионально-\ го товарообмена

Рис.2. Алгоритм принятия и обоснования решения о ввозе (в т.ч. импорте) и вывозе (в т.ч. экспорте) продукции из региона

В общем виде, предлагаемая нами методика комплексной оценки влияния товарных потоков на сбалансированность регионального рынка предполагает составление уравнений сбалансированности по товарным группам и отдельным товарам, сопоставление полученных результатов с пороговыми значениями индикаторов экономической безопасности и последующее определение экономической эффективности вывоза (в т.ч. экспорта) и ввоза (в т.ч. импорта) отдельно для каждой товарной позиции.

Нами анализируется влияние товарных потоков на сбалансированность регионального товарного рынка на примере отдельно взятого субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан. Экономическое развитие региона во многом обусловлено внутренним потенциалом и эффективностью его использования. Поэтому рассмотрению межрегиональных и внешнеэкономических связей должен предшествовать анализ внутренних факторов развития экономики региона.

В настоящее время экономика республики характеризуется многоотраслевой структурой с высоким показателем комплексности развития (порядка двухсот отраслей материальной сферы производства). Башкортостан (с населением 4Д миллиона человек и территорией 143,6 тыс.км2) занимает одно из ведущих мест в экономике России. В

республике ежегодно производится около 3% общероссийского объема промышленной продукции (табл. 1). По этому показателю республика устойчиво находится в первой десятке регионов РФ и занимает третье место в Приволжском федеральном округе после Республики Татарстан и Самарской области.

Таблица 1

Территория, население и доля регионов Приволжского федерального округа

в объеме промышленного производства России*

Регионы РФ Территория, 2 ТЫС. КМ Население, тыс. чел. Доля в объеме промышленной продукции России, %

Российская Федерация 17075 144819 100,0

Приволжский ФО 1038 31840 23,6

Республика Башкортостан 143,6 4102 3,2

Республика Марий Эл 23,2 755 0,2

Республика Мордовия 26,2 920 0,4

Республика Татарстан 68 3777 4,2

Удмуртская Республика 42,1 1624 1,2

Чувашская Республика 18,3 1353 0,5

Кировская обл. 120,8 1576 0,7

Нижегородская обл. 76,9 3633 2,5

Оренбургская обл. 124 2212 1,3

Пензенская обл. 43,2 1518 0,5

Пермская обл. 127,7 2792 2,8

Самарская обл. 53,6 3279 4,3

Саратовская обл. 100,2 2696 1,1

Ульяновская обл. 37,3 1454 0,7

* По материалам [5, с. 322 - 324].

По итогам 2003 г. объем производства промышленной продукции в Республике Башкортостан (РБ) составил 197,2 млрд.руб., или 3,2% общероссийского объема промышленного производства. Для сравнения: в 2002 г. объем произведенной промышленной продукции был равен 162,6 млрд.руб. (в 2003 г. прирост к 2002 г. в сопоставимых ценах составил 7,5%).

За прошедшее десятилетие произошли значительные изменения в отраслевой структуре промышленности РБ. На фоне увеличения доли сырьевых отраслей (ТЭК, металлургия) произошло существенное падение производства в легкой промышленности и машиностроении, что продемонстрировано на рис. 3. Изменениям в отраслевой структуре промышленного производства РБ, произошедшим с 1990 г., нельзя дать однозначно негативную оценку. Да, с одной стороны двукратно возросла сырьевая составляющая производства и экспорта, но, с другой стороны, в очень нелегких условиях переходного периода выстояли и смогли перестроиться многие предприятия обрабатывающей промышленности, в то время как расширение сырьевого сектора позволило стабилизировать социально-экономическую обстановку в республике. Это позволило Башкортостану войти в число 14 ведущих субъектов Федерации по признакам относительно высокого уровня производства промышленной продукции и высокого положительного баланса бюджетных потоков между территориями [6, с. 74].

40 35 30 25 20 15 10 5 0

17,5

5

16,

3,7

35.5

28,3

11 >

9,1

71-

'А*

17,3

13,

М

35,1

10.

7,6

19,4

13.

7,5

Ж

1990 г.

2002 г.

2003 г.

□ Электроэнергетика

□ Топливная промышленность

□ Металлургия

□ Химия и нефтехимия

□ Машиностроение и металлообработка

□ Лесная, деревообрабат. и целлюлозно-бумажная промышленность

□ Промышленность строительных материалов

□ Легкая промышленность

□ Пищевая промышленность

Рис. 3. Отраслевая структура промышленного производства Республики Башкортостан, %

Сегодня пришло четкое осознание того, что наряду с сохранением и упрочением уже занятых позиций (прежде всего это касается реализации потенциала топливно-энергетического комплекса) необходимо ускоренное развитие обрабатывающей промышленности (в первую очередь машиностроения, химической, деревообрабатывающей, легкой и пищевой). Республике нужна сильная обрабатывающая промышленность, которая сможет удовлетворить внутренние потребности и будет отвечать конъюнктурным требованиям мирового рынка. Для этого промышленность должна осваивать и внедрять высокотехнологические процессы и ориентироваться на мировые стандарты. Такой подход показывает, что по мере технологического обновления обрабатывающие отрасли будут приобретать конкурентоспособность и, как следствие, экспортную ориентацию.

Башкортостан относится к числу развитых (опорных) регионов Российской Федерации. Здесь наряду с высоким уровнем промышленного развития следует отметить наличие собственной сырьевой базы, достаточной для удовлетворения внутренних потребностей региона и осуществления экспортных поставок. Государственная региональная политика в опорных регионах должна быть направлена на обеспечение наибольшей свободы и конкуренции товаропроизводителей, всемерной активизации экономической деятельности с учетом имеющихся здесь благоприятных предпосылок. Это предполагает массовое привлечение капитала в производственную сферу, прежде всего в современные отрасли обрабатывающей промышленности с высокими технологиями.

Комплексное рассмотрение сбалансированности регионального товарного рынка в такой стране, как Россия, требует учета региональных особенностей и межрегиональных взаимодействий. Поэтому остановимся на вопросах формирования внутрироссий-ских экономических отношений и развития межрегиональной торговли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для РБ межрегиональные торгово-экономические связи являются важным источником обеспечения потребностей регионального рынка. Развитие межрегиональной торговли Республики Башкортостан отражено в табл. 2.

Таблица 2

Развитие межрегиональной торговли Республики Башкортостан _ в 1999 - 2003 гг., млн. руб. _

Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Товарооборот 29799,1 88856,4 121656 96539,5 121072

Вывоз в регионы РФ 15228,4 61074,3 79228,8 65653 77781,4

Ввоз из регионов РФ 14570,7 27782,1 42427,0 30886,5 43290,9

Сальдо 657,7 33292,2 36801,8 34766,5 34490,5

За период с 1999 по 2003 гг. межрегиональный товарооборот Республики Башкортостан увеличился более чем в 4 раза. Также следует отметить значительное положительно сальдо в межрегиональном товарообмене республики.

Межрегиональная торговля играет первостепенную роль в обеспечении потребностей товарного рынка республики, она во многом восполняет пробелы регионального производства.

Важнейшим направлением экономической деятельности Республики Башкортостан является развитие внешнеторгового сотрудничества.

В 2003 году объем внешней торговли Республики Башкортостан составил 3045,3 млн. долл. США (с учетом предприятий, зарегистрированных в других регионах России, но оформлявших торговые сделки в Башкортостанской таможне), что на 15,1% больше, чем в 2002 г. (2645,7 млн. долл. США). В том числе экспорт товаров составил 2724,4 млн. долл. США (увеличился на 18,3%), импорт - 320,9 млн. долл. США (снижение на 6,2%). Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 89,5%, импорта -10,5%. Сальдо внешнеторгового баланса положительное в размере 2403,5 млн. долл. США (в 2002 г. - 1961,1 млн. долл. США).

Основные показатели внешнеторговой деятельности РБ в 2000-2003 гг. представлены в табл. 3.

Таблица 3

Основные показатели внешнеторговой деятельности Республики Башкортостан

в 20( Ю - 2003 гг., млн. долларов США

Показатели 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Внешнеторговый оборот 1871,6 2878,7 2550,8 2645,7 3045,3

Экспорт 1637,4 2566,7 2221,8 2303,4 2724,4

Импорт 234,2 312,0 329,0 342,3 320,9

Сальдо 1403,2 2254,7 1892,8 1961,1 2403,5

Республика Башкортостан - один из крупнейших промышленных и экспорто-ориентированных регионов РФ. Внешнеторговая деятельность превратилась в одну из наиболее динамично развивающихся сфер республиканской экономики. По своим масштабам экспортная квота или экспортоемкость (т.е. отношение экспорта к объему промышленного производства, характеризует степень открытости экономики региона) составляет 40 - 42%, импортная квота (отношение импорта к объему промышленного производства, отражает степень импортной зависимости) - порядка 6%. Это свидетель-

ствует, во-первых, о востребованности продукции экспортного комплекса республики на внешнем рынке (что обусловлено, прежде всего, его сырьевым характером) и, во-вторых, о комплексном развитии экономики республики.

Анализ показал, что достижение сбалансированности на внутреннем рынке происходит за счет вовлечения в этот процесс различных источников: собственного производства, торговли с другими регионами РФ, торговли с зарубежными странами. На этом этапе анализа целесообразно обратиться к балансовому методу, суть которого состоит в том, что совокупность ресурсов (производство и импорт) по отдельным товарам увязывается (уравнивается) с данными по использованию этих товаров на потребление и экспорт. Имея данные по объемам промышленного производства и торговле отдельными товарами, можно достаточно наглядно (табл. 4) показать состояние сбалансированности регионального товарного рынка (на примере Республики Башкортостан).

Таблица 4

Сбалансированность товарного рынка Республики Башкортостан в 1999 - 2003 гг.

с учетом разницы внутренних и мировых цен, млрд.руб.

Товарные группы Производство Ввоз из РФ Импорт Экспорт Вывоз в РФ Потребление

1999 г.

Всего 89,9 14,6 5,7 25,1 15,2 69,9

2000 г.

Всего 143,7 27,8 9,6 44,9 61 75,2

2001 г.

Всего 157,0 42,4 9,1 26,7 79,2 102,6

20 02 г.

Всего, в т.ч. 162,6 30,9 10,3 43,2 65,7 94,9

Минеральные продукты, топливо 76,0 18,7 1,6 32,1 46,2 18,0

Химические продукты, каучук 22,6 0,7 1,1 5,5 9,7 9,2

Металлы и изделия из них 7,2 2,7 о,з 0,8 0,7 8,7

Машины, оборудование, транспорт 28,1 1,8 5,5 3,8 1,0 30,6

Продовольственные товары и с/х сырье 14,7 3,6 1,1 ОД 2,8 16,5

Прочие 14,0 3,4 0,7 0,9 5,3 П,9

20 03 г.

Всего, в т.ч. 197,2 43,3 9,1 48,5 77,80 123,30

Минеральные продукты, топливо 89,2 25,7 2,2 36,5 54,20 26,40

Химические продукты, каучук 25,6 0,7 1,1 6,2 11,90 9,30

Металлы и изделия из них 7,2 5,3 ОД 1,3 0,80 10,50

Машины, оборудование, транспорт 38,2 2,7 3,9 3,6 1,30 39,90

Продовольственные товары и с/х сырье 17,9 ЗД 1,2 0,2 3,40 18,60

Прочие 19,1 5,8 0,6 0,7 6,20 18,60

Статистические данные по внешнеторговым потокам необходимо предварительно скорректировать с учетом экономической эффективности экспорта (т.е. следует при-

вести все данные в таблице к сопоставимому виду - учесть разницу внутренних и мировых цен). Как показывает внешнеторговая практика, экономическая эффективность экспортных операций по сравнению с реализацией на внутреннем рынке составляет порядка 1,6 раза.

На этом этапе перейдем к оценке влияния внешней торговли (без учета межрегионального товарообмена) на процесс обеспечения сбалансированности внутреннего рынка, что показано в табл. 5.

Таблица 5

Внешняя торговля как источник обеспечения сбалансированности

регионального товарного рынка Башкортостана в 1999 - 2003 гг.

Товарные группы Производство, млрд. руб Экспорт Потребление, млрд. руб Импорт

млрд. руб. в% к производству млрд. руб. в% к потреблению

1999 г.

Всего 89,9 25,1 27,9 69,9 5,7 8,2

2000 г.

Всего 143,7 44,9 19,3 75,2 9,6 12,8

2001 г.

Всего 157,0 26,7 27,0 102,6 9,1 8,9

2002 г.

Всего, в т.ч. 162,6 43,2 26,6 94,9 10,3 10,9

Минеральные продукты, топливо 76 32,1 42,2 18,0 1,6 8,9

Химические продукты, каучук 22,6 5,5 24,3 9,2 1,1 12,0

Металлы и изделия из них 7,2 0,8 ПД 8,7 0,3 3,4

Машины, оборудование, транспорт 28,1 3,8 13,5 30,6 5,5 18,0

Продовольственные товары и с/х сырье 14,7 ОД 0,7 16,5 1,1 6,7

Прочие 14 0,8 5,7 11,9 0,6 5,0

2003 г.

Всего, в т.ч. 197,2 48,5 24,6 123,3 9,1 7,4

Минеральные продукты, топливо 89,2 36,5 40,9 26,4 2,2 8,3

Химические продукты, каучук 25,6 6,2 24,2 9,3 1,1 11,8

Металлы и изделия из них 7,2 1,3 18,1 10,5 од 1,0

Машины, оборудование, транспорт 38,2 3,6 9,4 39,9 3,9 9,8

Продовольственные товары и с/х сырье 17,9 0,2 1,1 18,6 1,2 6,5

Прочие 19,1 0,7 3,7 18,7 0,6 3,2

Данная таблица дает ключ к пониманию роли внешней торговли в обеспечении сбалансированности регионального товарного рынка. Как следует из предыдущего

рассмотрения, внешняя торговля является важным механизмом регулирования сбалансированности внутреннего рынка, если ее рассматривать как один из трех возможных источников обеспечения потребностей внутреннего рынка. В Республике Башкортостан на долю импорта в обеспечении потребностей внутреннего рынка приходилось 8,2% в 1999 г., 10,9% в 2002 г., 7,4% в 2003 г. Анализ показывает, что для республики в настоящее время характерна тенденция преимущественного покрытия за счет внешних источников потребностей в высокотехнологичных, наукоемких товарах и товарах средней сложности. Что касается сырьевых товаров, то здесь наблюдается абсолютная обеспеченность из внутренних республиканских и, по ряду товарных позиций (сырая нефть, газ и др.), из российских источников.

Другим важным направлением внешнеторговой деятельности республики являются экспортные поставки. В 2002 г. на экспорт было направлено 26,6% произведенной в республике продукции, в т.ч. 42,2% продукции топливной и 24,3% химической промышленности. В 2003 г. доля экспортной продукции в общем объеме производства составила 24,6%, в т.ч. 40,9% продукции топливной и 24,2% химической промышленности. По сравнению с 1999 г. эти показатели изменились незначительно.

Такое положение дел можно охарактеризовать как удовлетворительное, но требующее корректирующих воздействий. Значительное положительное торговое сальдо говорит о существовании реальных финансовых возможностей для подобных воздействий. Однако, стоит вопрос об их направленности и формах. Теоретически сбалансированность внутреннего рынка республики в сложившихся обстоятельствах может быть достигнута всецело за счет сырьевого экспорта и последующего импорта необходимых товаров средней и высокой сложности (так оно в настоящее время и происходит). Хотя данная позиция не противоречит концептуальным основам эффективного участия региона в международном товарообмене (например, принципам теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо, теореме HOS и др.), тем не менее, она изначально убыточна хотя бы потому, что противоречит современным принципам экономической безопасности страны. К тому же общеизвестно, что конъюнктура мирового рынка сырья крайне неустойчива, и потому под вопросом может оказаться не только экономическая, но и национальная безопасность.

Нельзя не отметить и отдельные позитивные, обнадеживающие моменты. Так, тот же анализ показывает, что в общем объеме внешних закупок доминируют так называемые инвестиционные товары (машины и оборудование). Тем не менее, абсолютно определенно можно сказать, что этого далеко недостаточно для какого-либо существенного изменения современного положения дел и решения проблемы структурной перестройки экономики. Об этом свидетельствует, во-первых, доля импортных поставок во внешнеторговом обороте (10 - 13%) и обусловленное этим огромное положительное сальдо во внешней торговле и, во-вторых, в межрегиональной торговле также отмечено значительное положительное сальдо, что может быть использовано в целях ускорения структурной перестройки экономики республики.

Что касается экономической безопасности региона, то в настоящее время для Республики Башкортостан, как следует из табл. 5, ситуация может быть определена как благоприятная, так как результаты внешнеторговой деятельности не нарушают пороговых значений индикаторов. В то же время низкая доля обрабатывающей промышленности в общем объеме производства и обусловленная этим сырьевая направленность экспорта вновь свидетельствуют о необходимости структурной перестройки регионального хозяйства.

Важнейшая задача государственной экономической политики - всемерное повышение эффективности внешней торговли. Решение этой задачи достигается путем последовательного улучшения структуры производства и экспорта, в результате чего происходит изменение места региона в системе международного разделения труда. Это достигается посредством целенаправленной работы по углублению, либо расширению специализации региона. Определение ориентиров и принятие решений - процесс долгий, требующий основательного анализа существующих мировых товарных рынков и перспектив их развития, а также реальных и потенциальных возможностей самого региона. При рассмотрении последних особое внимание следует уделить анализу состояния и перспектив внутреннего товарного рынка. Внутренний рынок должен явиться отправной точкой при определении производственной специализации региона (согласно теориям С. Линдера [7] и М. Портера [8]). Именно потребности внутреннего рынка, при прочих равных условиях, должны стать исходной базой при определении возможных направлений развития регионального хозяйства. В то же время не стоит сбрасывать со счетов инерционность развития экономики и довольно жесткую конкуренцию на мировом рынке промышленных товаров. Здесь же необходимо отметить и определенные положительные моменты, которые связаны с перспективами скорого вступления России в ВТО, что снимет в определенной степени остроту некоторых проблем (в частности, проблему недобросовестной конкуренции). Подробнее этот вопрос будет рассмотрен позже.

Общий вывод состоит в том, что внешняя торговля должна строиться с учетом как текущих потребностей внутреннего рынка региона (компенсировать пробелы собственного производства отдельных товаров), так и с ориентацией на будущее регионального хозяйства (покупка необходимых инвестиционных товаров для налаживания собственного производства конечной продукции). Однако здесь важно учесть, прежде всего, эффективность налаживания данного производства в регионе по сравнению с импортом соответствующей продукции (теория Д. Рикардо), тем более, что для этих целей разработан весь необходимый инструментарий (типовая методика определения экономической эффективности экспортно-импортных операций в РФ).

Сбалансированность регионального товарного рынка следует определять применительно к каждой товарной позиции отдельно, на основе составления уравнения сбалансированности для каждого конкретного товара. Как уже было сказано, структура и направленность межрегиональных и внешнеторговых потоков региона зависит от потребностей и возможностей его внутреннего рынка. Алгоритм принятия решения о ввозе (импорте) и вывозе (экспорте) какой-либо продукции предполагает анализ сбалансированности регионального товарного рынка, проработку вопросов экономической безопасности и экономической эффективности.

В рамках настоящего исследования определяется необходимость согласования объемов и структуры товарных потоков с внутренними возможностями и потребностями региона. В частности, важнейшей составляющей региональной промышленной политики должна являться координация межрегиональных и внешнеторговых потоков. Эффективность межрегиональных торговых связей обусловлена экономией ресурсов и снижением затрат на собственное производство каких-либо товаров, закупаемых за пределами региона, что позволяет перенаправить и использовать высвобожденные ресурсы для производства других товаров с большей выгодой для региона. Внешнеторговые связи еще в большей степени позволяют реализовать преимущества от производст-

венной специализации, а также являются существенной поддержкой для предприятий при ограниченном внутреннем рынке сбыта.

В настоящее время для Республики Башкортостан можно констатировать преимущественную специализацию на производстве топливно-энергетической продукции (сырая нефть, нефтепродукты), а также химических и нефтехимических товаров. Одновременно республика испытывает потребности в закупке и ввозе машиностроительной продукции, товаров черной и цветной металлургии, продовольствия. По каналам межрегиональных торговых связей в республику поступают, прежде всего, топливно-сырьевые товары, необходимые для загрузки сосредоточенных в республике нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. Ежегодно Башкортостан ввозит из других российских регионов порядка 8-12 тонн сырой нефти. Собственные объемы добычи нефти в республике снижаются, и в настоящее время они составляют порядка 10-11 тонн в год. Если принять во внимание, что производственные мощности нефтеперерабатывающих предприятий рассчитаны на переработку 45 - 50 тонн нефтяного сырья в год, то даже при достигнутом к настоящему моменту уровне межрегионального ввоза их загрузка составляет лишь половину от проектной мощности.

Кроме того, проблема недозагрузки имеющихся производственных мощностей в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях осложняется вывозом из республики за рубеж сырой нефти башкирскими нефтедобывающими компаниями, что обусловлено значительной разницей между мировой ценой на нефть и ценой на внутреннем российском рынке. Подобные примеры есть и в других сферах и отраслях регионального хозяйства Башкортостана.

Все это обуславливает необходимость более рационального подхода к участию республики в международной и межрегиональной торговле. Проблему обеспечения сбалансированности регионального товарного рынка целесообразно рассматривать в двух плоскостях: на федеральном уровне (государственное регулирование регионального сектора экономики) и на региональном уровне (региональная система координации товарных потоков). Конкретным выражением государственного регулирования становится социально-экономическая политика, основными задачами которой являются обеспечение стабильного экономического роста и достижение относительной равномерности в развитии регионов. Региональные органы власти, в отличие от федерального правительства, заинтересованы в улучшении функционирования региональной экономики в большей степени, чем в преодолении неравномерности развития регионов, поскольку именно результаты экономической деятельности определяют возможности, которыми будут обладать региональные власти для решения проблем развития территории [9, с. 54 - 55].

В системе управленческих воздействий приоритетной остается функция регулирования (информационное обеспечение, прогнозирование и программирование, кон-трольно-надзорные функции и др.) и координации [9, с. 64].

В общем виде, предлагаемая методика комплексной оценки влияния межрегиональных и внешнеторговых товарных потоков на сбалансированность регионального товарного рынка предполагает возможность и необходимость государственного регулирования и координации межрегиональных и внешнеторговых потоков в целях улучшения их структуры и пропорций, обеспечивая рост и улучшение структуры производства и потребления. Таким образом, важнейшим направлением практической реализации указанной методики является согласование структуры и объемов межрегиональных и внешнеторговых товарных потоков с задачами региональной промышленной по-

литики. Как показало настоящее исследование, управление товарными потоками неразрывно связано с развитием регионального промышленного комплекса. Региональное промышленное производство, наряду с межрегиональной и внешней торговлей, является одним из источников обеспечения потребностей регионального товарного рынка. Объем и структура производства в равной степени ориентированы на потребности регионального рынка, конкурируя с производителями из других стран и регионов, а также отвечает внешнему спросу на продукцию, производимую в регионе. Таким образом, региональные органы власти способны влиять на промышленное развитие через систему управления товарными потоками.

В данном исследовании были выделены и рассмотрены различные источники обеспечения потребностей регионального товарного рынка. Такими источниками являются собственное производство, участие региона в межрегиональной и внешней торговле. Для Республики Башкортостан в настоящее время прослеживается тенденция к увеличению доли собственного производства и межрегиональных поставок продукции в обеспечении потребностей регионального товарного рынка (рис. 4). В то же время, именно внешняя торговля играет первостепенную роль в поддержании производственного потенциала региона. Четвертая часть производимой в республике продукции идет на экспорт. В целом такое положение дел можно охарактеризовать положительно, так как Республика Башкортостан не только наращивает свой производственный потенциал, но при этом обеспечивается экономическая безопасность региона, а степень импортной зависимости остается низкой.

□ Собственное производство □ Ввоз из регионов России ■ Импорт

Рис. 4. Источники обеспечения потребностей товарного рынка Республики Башкортостан (* прогноз)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время, как было показано ранее, значительное положительное сальдо внешнеторгового и межрегионального товарообмена республики говорит о необходимости эффективного использования инвестиционных ресурсов. Нами рассмотрена и обоснована необходимость реализации Башкортостаном уже имеющегося производственного потенциала (прежде всего в нефтепереработке и нефтехимии), а также актив-

ного развития импортозамещающих производств, к которым следует отнести машиностроение и металлообработку. Республика заинтересована в развитии производства средне- и высокотехнологичной продукции, внутренние потребности в которой в настоящее время обеспечиваются за счет ввоза (в т.ч. импорта). Именно производство готовой продукции (для конечного потребления) обеспечивает получение максимальной добавленной стоимости и тем самым многократно увеличивает эффективность производственной деятельности отдельных предприятий и регионального хозяйства в целом.

Говоря о возможностях региона, прежде всего следует указать на значительное положительное сальдо республики в международной и межрегиональной торговле. По сути, это нереализованные потенциальные возможности республики в решении выше-рассмотренных проблем и реализации региональных интересов. Так, нами показано, что из общего объема вырученных средств от реализации произведенной в республике продукции на российском и мировом рынке лишь незначительная часть (около 5%) пошла на закупку инвестиционных товаров (машин и оборудования). В связи с этим необходимы действенные меры и содействие со стороны региональных (также как и федеральных) властей.

Предлагаемая методика позволяет выявить проблемные, "узкие" места в структуре регионального производства и потребления и сконцентрировать усилия на выбранных направлениях, что может быть достигнуто путем оптимизации объемов и структуры товарных потоков. То есть, речь идет о краткосрочном стратегическом планировании на основе анализа сбалансированности регионального товарного рынка в предыдущих периодах, структуры регионального производства и потребления, которое (планирование) реализуется в определении приоритетных направлений развития межрегионального и внешнеторгового сотрудничества.

Для решения этих задач нами предлагается создать межведомственную рабочую группу, которая бы курировала вопросы развития регионального товарного рынка с учетом влияния межрегионального и международного торгово-экономического сотрудничества. В полномочия данной группы должно входить внесение предложений в Правительство РБ о введении дополнительных мер содействия (экономического регулирования) в отношении отдельных участников рынка (отраслей).

В данном случае важно, чтобы эти меры не несли административных запретов и жесткой регламентации, а лишь стимулировали участников рынка рассматривать внутренний рынок республики в качестве приоритетного для сбыта производимой ими продукции. В частности, нами предлагается более активное использование возможностей регионального бюджета и полномочий органов государственной власти РБ по проведению целенаправленной политики в отношении республиканских товаропроизводителей и развитию межрегиональных торгово-экономических связей. В качестве мер экономического характера рекомендуется применение дополнительных налоговых и иных льгот в отношении отдельных товаропроизводителей, а также "точечное" (адресное) субсидирование под конкретные проекты и заказы, финансируемые из республиканского бюджета.

Опираясь на результаты проведенного исследования, систематизируем наиболее важные выводы с точки зрения развития экономики региона и обеспечения сбалансированности регионального товарного рынка.

1. На уровне федеральных органов государственной власти:

• для обеспечения экономической безопасности страны и ее отдельных регионов целесообразно максимально содействовать расширению межрегиональ-

ного товарообмена и сдерживать внешнеторговые потоки в пределах пороговых значений индикаторов экономической безопасности. Отсутствие перспективной стратегии во внешнеторговой сфере, продуманных направлений, увязанных с внутренней экономической политикой и промышленной стратегией, влечет за собой серьезные негативные последствия;

• наиболее существенной угрозой экономической безопасности России и ее отдельных регионов на ближайшую перспективу являются отсутствие эффективной внешнеторговой политики и высокая степень износа основных фондов, которые ведут к снижению конкурентоспособности и утере производственного потенциала. В этих условиях важным направлением внешнеэкономической политики государства должна стать стратегия импортозаме-щения. Современные концепции экономической безопасности предполагают единый подход в отношении всех импортных товаров, ограничивая долю иностранных товаров на отдельных сегментах национального рынка (в т.ч. продовольственного). Нами предлагается применение дифференцированного подхода к импорту. Необходимо пересмотреть пороговые значения индикаторов экономической безопасности в направлении стимулирования ввоза из-за рубежа инвестиционных товаров (оборудования, машин, приборов и др.).

2. На уровне органов государственной власти субъекта Федерации:

• необходимо отслеживать данные по всем товарным потокам региона и соизмерять возможности вывоза (в т.ч. экспорта) с внутренними потребностями региона. Для этих целей нами рекомендуется составление уравнения сбалансированности отдельно для каждой товарной позиции;

• нами предлагается включить в число важнейших индикаторов экономической безопасности региона (и установить пороговые значения) экспорт сырьевых товаров. В данном случае речь идет о том, что чрезмерный экспорт сырья создает его дефицит на внутреннем рынке, вследствие чего наносится ущерб национальным производителям - потребителям данного вида сырья, и в конечном итоге национальной экономике в целом. Пороговые значения для экспорта сырья предлагается устанавливать на основе составления уравнений сбалансированности. Так, проведенные расчеты по рынку сырой нефти в Республике Башкортостан показали, что внутренние потребности региона в данном сырье составляют порядка 20 млн. тонн в год, следовательно, вывоз сырой нефти за пределы республики будет целесообразным только при условии выполнения указанного норматива. Иначе говоря, следует произвести оценку экспортного потенциала региона по каждому виду сырья, т.е. определить внутренние потребности и возможности для экспорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А.Г., Суспицын С.А. Введение в системное моделирование народного хозяйства / Отв. ред. А.Г. Аганбегян. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988. 302 с.

2. Царев И.В. Внешняя торговля и внутренний рынок. Челябинск: Изд-во "Фрегат", 2002. 72 с.

3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 495 с.

4. Захаров С.Н. Эффективность внешнеэкономического комплекса (методы обоснования и стимулирования). М.: Экономика, 1988. 247 с.

5. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. академика А.Г. Гранберга. М.: Наука, 2004. 720 с.

6. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2003. 584 с.

7. Linder S. An Essay on Trade Transformation. N.Y., 1961.

8. Porter M. The competitive Advantage of Nation. N.Y., 1990.

9. Приоритеты социально-экономического развития регионов: вопросы теории методологии, практики / Под ред. чл.-кор. РАН А.И.Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2000. 504 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.