УДК 330.322 ББК 65.05
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-АРКТИЧЕСКОГО
РЕГИОНА
В.Н. Мякшин
Статья посвящена проблеме повышения инвестиционной привлекательности региона. Проанализирована степень влияния иностранных инвестиций на экономику Се-веро-Арктического региона. Дана оценка инвестиционной активности иностранного сектора в Северо-Арктическом регионе.
Ключевые слова инвестиции, инвестиционная привлекательность региона, Се-веро-Арктический регион, структура иностранных инвестиций, инвестиционная активность, виды экономической деятельности.
Для развития региона наряду с более эффективным использованием внутренних источников инвестиций, повышением инвестиционной активности необходимо привлечение внешних источников инвестирования, и, прежде всего, прямых иностранных инвестиций.
По данным статистики в последнее десятилетие в системе современных международных экономических связей появляется достаточно представительный новый участник - российские регионы.
Регион представляет собой крупную индивидуальную территориальную единицу (например: природная, экономическая, политическая и др.). При исследовании инвестиционной привлекательности под регионом подразумевается совокупность субъектов Российской Федерации.
Северо-Арктический регион (САР) включает следующие субъекты РФ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, в том числе Ненецкий автономный округ, Мурманская область.
Следует отметить повышение влияния регионов на формирование инвестиционного климата России. Стабильные макроэкономические и политические условия развития отдельного региона даже при отсутствии благоприятного инвестиционного климата в стране могут обеспечить положительную динамику инвестиций, в первую очередь прямых инвестиций, оказывающих значительное воздействие на развитие реального сектора экономики.
Практика показала, что именно региональная экономика имеет наибольшие возможности получения прямых инвестиций, благодаря развитому промышленному потенциалу и рыночной инфраструктуре, благоприятному географическому положению, активной политике привлечения иностранных инвесторов в реальный сектор экономики посредством предоставления налоговых и иных льгот.
Высокая доля участия иностранного капитала в экономической деятельности региона свидетельствует о наличии определенных инвестиционных
преимуществ, поскольку иностранные инвесторы накопили большой опыт оценки инвестиционной привлекательности, а, значит, могут содействовать в дальнейшем развитии.
Северо-Арктический регион, по нашим оценкам, является перспективным объектом приложения иностранных капиталов. Он располагает рядом преимуществ и, прежде всего, огромным природным, производственным и интеллектуальным потенциалом.
Во всем регионе существует политическая и социально-экономическая стабильность, региональные власти благоприятно относятся к привлечению иностранного капитала.
Однако решающий сдвиг в инвестиционном освоении региона связан с более эффективным использованием его исключительно выгодного географического положения: он может стать единственным крупным регионом, который сделает ставку на партнерство с иностранными предпринимателями из Северо-Арктического региона.
Преодоление дефицита инвестиционных ресурсов для развития САР требует мобилизации всех возможных источников. Сопоставление внутренних и внешних источников показывает, что для повышения уровня использования внутренних источников необходимо восстановление финансово-кредитной системы и возможностей государственного бюджета. Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретает привлечение иностранных инвестиций.
При определении приоритетности вложения иностранных инвестиций в экономику региона основное внимание следует обратить на реализацию проектов, основанных на передовых производственных технологиях, базирующихся на научных исследованиях и разработках.
Анализ инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в Северо-Арктический регион (САР), позволил определить ряд проблем инвестиционной привлекательности.
При этом следует учитывать, что статистика позволяет лишь ориентировочно определить мас-
штабы ежегодного притока иностранных капиталовложений в регионы. Дело в том, что для расчета используются различные методики, принятые российскими и зарубежными организациями.
В условиях инвестиционного кризиса и социально-экономических процессов, происходящих в регионе в последние годы, особую актуальность приобретают проблемы интеграции региона в мировую экономику и определения направлений повышения инвестиционной привлекательности. Руководителями субъектов САР и предприятий накоплен определенный опыт работы с иностранными инвесторами, Следует констатировать, что влияние деятельности иностранного сектора на региональную экономику неоднозначно.
Анализ основных тенденций в развитии экономики САР в период с 2005 по 2010 гг. показывает, что ситуация в экономике региона постепенно стабилизируется: с 2006 по 2008 год прослеживается положительная динамика валового регионального продукта и физического объема инвестиций в основной капитал.
Финансовый кризис 2008 года привел к сокращению объемов осуществляемых в предприятия САР капитальных вложений в 2009 г. на 22,5 %, вследствие этого сократились на 0,7 % размеры произведенного валового регионального продукта, обусловленные инвестиционной активностью.
Об относительной стабильности региональной экономики говорит тот факт, что, несмотря на негативное влияние финансового кризиса 2008 года, САР в достаточно короткие сроки удалось компенсировать понесенные значительные потери: в 2010 г. объем инвестиций в основной капитал увеличился на 1,8 %, в основном, за счет увеличения данного показателя по Архангельской области на 19 %.
Сравнительная оценка инвестиционной деятельности в САР и в России также свидетельствует
о достаточно высокой степени привлекательности региона: в 2005-2008 гг. сохранялась положительная тенденция роста инвестиций в основной капитал как в целом по России, так и по САР, при этом темп прироста соответствовал общероссийскому (в 2006 году превысил общероссийский на 0,2 пункта).
При этом доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте в 1,5 раза превышала соответствующий общероссийский показатель.
При снижении в 2009 году доли САР в общероссийском объеме инвестиций в основной капитал до 3 % доля инвестиций в ВРП региона составила 25,3 %, что соответствовало пороговому значению для оценки уровня экономической безопасности (25 %), при этом общероссийское значение показателя составляет 20 %, что значительно ниже порогового значения. Предпринятые определенные меры позволили сохранить относительную
стабильность на инвестиционном поле в период мирового финансового кризиса (табл. 1).
Определяющими факторами для частного капитала являются наличие в регионе экспортных ресурсов (ориентация на внешний рынок), а также состояние внутреннего платежеспособного спроса. САР в полной мере обладает инвестиционным потенциалом, способным обеспечить потребности иностранных инвесторов.
В регионе созданы базовые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечены политическая и макроэкономическая стабильность. В целом мы имеем открытую для инвестиций экономику.
Однако, несмотря на все преимущества региона, объем ежегодно поступающих на его территорию иностранных инвестиций несопоставим по масштабам с внутренними инвестиционными ресурсами и в незначительной степени участвует в экономических процессах.
Иностранный капитал оказывает влияние на многие макроэкономические показатели региона. Самым общим показателем является соотношение между прямыми иностранными инвестициями (ПИИ) и валовым региональным продуктом (ВРП).
Доля прямых иностранных инвестиций в валовом региональном продукте мала - на протяжении последних лет она не превышала 3,0 %.Так, в 2009 г. величина ПИИ составляла 2,48 % от величины ВРП региона, объем которого тогда превысил 900 млрд руб. Обращает на себя внимание тот факт, что имевший место в 2008 г. максимальный приток инвестиций из-за рубежа позволил региону выйти на российский уровень данного показателя, но уже в 2009 г. доля ПИИ в ВРП САР снизилась до 2,5 %, что в 2 раза ниже общероссийского показателя (табл. 2). Максимальная доля иностранных инвестиций в САР в суммарном объеме инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России, за эти годы составила всего лишь 2,6 %. Учитывая, что Россия в процессах привлечения иностранных инвестиций значительно отстает от многих не только развитых, но и развивающихся стран, можно сделать вывод о недостаточном участии региона в международном инвестиционном процессе.
Объем и динамика иностранных инвестиций в экономику САР
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в САР, составил в 2009 году 1794 млн долларов США, что составляет 67,5 % от уровня 2008 года. При этом в Республику Коми -904 млн долларов, Архангельскую область - 589,3 млн долларов (в том числе НАО - 483,3 млн долларов), Республику Карелия - 238,7 млн долларов, Мурманскую область - 62,3 млн долларов [3].
С 2005 по 2008 гг. наблюдалось положительная динамика физического объема инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, при достаточно высоких темпах роста: индекс физического объ-
ема в 2008 году в целом по региону составил 166 %, при этом по Республике Коми - 239 %, по Архангельской области - 158 %, в том числе по Ненецкому автономному округу - 171 % (табл. 3).
Стабилизация экономики региона в начале 2000-х годов привела к росту доверия иностранных инвесторов и вложениям в его экономику. В результате за 2005-2008 гг. иностранные инвестиции увеличились в 3 раза, в 2008 г. составили 2659,7 млн долл. Однако роль иностранного капитала в финансировании экономики незначительна. Это обусловлено тем, что доля иностранных инвестиций в валовых инвестициях не превышает 10 %.
При анализе данных о движении иностранных инвестиций следует отметить следующее:
1) положительную динамику объема иностранных инвестиций в экономику региона;
2) незначительную величину доли иностранных инвестиций в основной капитал.
Несмотря на достаточно высокие показатели инвестиций в расчете на душу населения, характерные для САР, следует отметить нестабильный характер иностранных инвестиций в экономику региона. За последние годы темп роста иностранных инвестиций находится в интервале от 17 % (2007 г.) до 60 % (2008 г.), что не позволяет определить какие-либо закономерности поступления иностранных инвестиций.
Выявленные тенденции позволяют сделать вывод о необходимости улучшения инвестиционного климата региона, прежде всего за счет снижения существующих инвестиционных рисков в законодательной и финансовой сферах.
Несмотря на то, что объем иностранного капитала, направляемого в экономику региона в последние два года, значительно превышает среднегодовые поступления предыдущих лет, говорить о стабилизации положения в данной сфере еще рано.
В 2009 году значительный подъем сменился
Таблица 1
Сравнительная оценка инвестиционной деятельности в САР и в России за период 2005-2009 гг.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Инвестиции в основной капитал в экономику России, в % от 2000 г. 309,90 405,90 576,40 752,20 680,60
Инвестиции в основной капитал в экономику САР, в % от 2000 г. 324,20 498,40 582,50 734,40 569,40
Доля САР в общероссийском объеме инвестиций в основной капитал, % 3,70 4,30 3,60 3,40 2,95
Инвестиции в основной капитал, в % от ВРП САР 24,40 30,30 29,70 32,60 25,30
Инвестиции в основной капитал, в % от ВВП России 16,70 17,60 20,30 21,00 20,40
Таблица 2
Инвестиционная активность иностранного сектора в САР в период 2005-2009 гг.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику САР, млн долл. 907,00 1364,50 1599,40 2659,70 1794,00
Доля иностранных инвестиций в САР в суммарном объеме инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России, % 1,70 2,50 1,30 2,60 2,20
Доля прямых иностранных инвестиций в ВРП САР, % 0,78 1,23 1,17 2,91 2,48
Таблица 3
Индексы физического объема инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по Северо-Арктическому региону (в %к предыдущему году)
2006 2007 2008 2009
Северо-Арктический регион 150 117 166 67,5
Республика Карелия 386,0 54,7 70,2 216,0
Республика Коми 200,1 121,3 239,2 97,0
Архангельская область 101,5 151,5 157,8 37,0
в том числе Ненецкий автономный округ 90,0 158 171,4 35,5
Мурманская область 346,6 61,3 88,0 113,3
резким спадом: физический объем инвестиций поступивших от иностранных инвесторов в САР, уменьшился на 32,5 %, в основном, за счет уменьшения физического объема иностранных инвестиций в Архангельскую область на 63 % (в том числе в Ненецкий автономный округ - 65 %). При этом в 2009 г. наблюдается рост физического объема инвестиций в Республику Коми (в 2 раза), после тенденции к спаду (индекс физического объема инвестиций в Республику Коми в 2007 году составлял 55 %, в 2008 г. - 70,2 %).
Такая флуктуация показателей динамики физического объема инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, настораживает и приводит к необходимости анализа причин, разработки и реализации комплекса мер по повышению инвестиционной привлекательности региона. Это еще раз подчеркивает актуальность разработки методологии и методики оценки уровня инвестиционной привлекательности.
Анализ внутрирегиональной структуры инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, выявляет повышение доли Республики Коми в общем объеме инвестиций с 24,3 % в 2006 году до 50,4 % в 2009 г. при снижении доли Архангельской области с 61,9 % до 32,8 %, в том числе доля НАО уменьшилась с 49,6 % до 26,9 % [1].
Отмечается незначительный рост доли Республики Карелия и Мурманской области.
Подобный факт говорит о высокой дифференциации субъектов САР - реципиентов иностранного капитала, что позволяет выделить несколько явных лидеров и аутсайдеров в этом процессе.
Кроме того, в качестве весьма привлекательных для иностранных инвесторов следует отметить районы, основной отраслевой направленностью которых является добывающая промышленность (Республика Коми, Ненецкий автономный округ).
Таким образом, можно сделать вывод о существовании внутри региона очень больших различий в условиях работы для иностранных инвесторов.
Страновая структура иностранных инвестиций в экономику САР
Изменение инвестиционного климата и стабилизация экономики региона значительно повлияли и на состав иностранных инвесторов.
Анализ страновой структуры привлеченных в экономику региона иностранных инвестиций (табл. 4) показывает, что регион имеет широкие связи с зарубежными партнерами - на территории региона работают инвесторы из 21 страны. В качестве положительной тенденции следует отметить поступление более чем 61 % общего объема инвестиций из основных развитых стран, в том числе 22,1% - из Франции, 15 % - Германии, 14 % - Австрии, 10 % - Финляндии.
Доля иностранных инвесторов из Кипра, Нидерландов, Люксембурга, Виргинских островов в 2009 году составила 18 %. Созданные в этих странах оффшорные зоны привлекают капитал из раз-
ных стран мира, в том числе и из России. Сегодня оффшоры - один из самых известных и эффективных методов минимизации налоговых издержек. Об этих инвестициях нельзя говорить как о подлинно иностранных. Весьма вероятно, что поступающий из этих стран в регион капитал является российским по своему происхождению. Возвращение финансовых ресурсов российских собственников в регион таким образом, с одной стороны, свидетельствует о возрастании доверия к региону российских предпринимательских кругов, с другой стороны, этот капитал в меньшей степени сопровождается внедрением современной техники и технологий.
Анализ географической картины распределения иностранных инвестиций в экономику региона позволяет выделить основные страны-инвесторы для субъектов региона.
Для Республики Карелия - Нидерланды (29,8 % общего объема иностранных инвестиций, Виргинские острова (29,8 %); для Республики Коми - Австрия (26,1 %), Германия (26,6 %); для Архангельской области - Франция (67,1 %); для Мурманской области - Швеция (50,7 %), Кипр (30,4).Анализ динамики структуры привлекаемых в регион иностранных инвестиций выявил ряд негативных тенденций, заключающихся в снижении доли прямых иностранных инвестиций, поступающих из ведущих промышленно развитых стран (доля инвестиций из США уменьшилась с 39 % в
2008 г. практически до 0 % в 2009 г., в десять раз уменьшился объем инвестиций из Канады и Норвегии), повышении объема инвестиций из оффшорных зон, а также в незначительности связей с такими наиболее динамично развивающимися странами, как Китай, Южная Корея, и с другими государствами азиатско-тихоокеанского региона.
Следует отметить положительные тенденции: в 2009 г. в 1,5 раза увеличился объем инвестиций из Австрии, Франции, Финляндии, в 4 раза возрос объем инвестиций из Германии, общий объем инвестиций из основных стран инвесторов превысил
1 млрд долл.
Видовая структура иностранных инвестиций в экономику САР
Анализ видовой структуры инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, позволил определить приоритет прямых инвестиций по сравнению с портфельными при выраженной тенденции к росту: доля прямых инвестиций в общем объеме в целом по региону выросла с 16,6 % в 2005 г. до 42,4 % в 2009 г.
Повышение доли прямых инвестиций объясняется, прежде всего, понижением общего объема привлеченного иностранного капитала и не отражает реальные инвестиционные процессы, происходящие в экономике региона.
При этом в 2009 г. значительно снизилась доля портфельных инвестиций (почти в 30 раз) и составляет 0,2 %.
Таблица 4
Структура иностранных инвестиций в экономику САР по странам-инвесторам, в % к итогу
Страна-инвестор 2005 2006 2007 2008 2009
Всего, в том числе 100 100 100 100 100
Австрия 13,3 8,77 8,21 6,17 13,8
Виргинские острова 1,02 1,08 0,82 0,33 4,36
Великобритания 8,73 0,24 4,12 17,3 8,15
Германия 1,79 7,85 2,71 2,63 15,1
Белиз 0,66 - 0,05 0,01 -
Бельгия - - 0,12 0,94 0,33
Исландия - - 0,03 0,02 -
Испания - 0,15 0,04 0,04 -
Канада - - 0,21 0,12 0,02
Кипр 4,21 5,75 18,5 6,08 9,02
Люксембург 0,23 4,07 1,22 0,39 0,15
Нидерланды 3,17 8,85 2,48 1,62 4,36
Норвегия 0,45 0,51 0,88 0,4 0,1
Швеция 0,27 2,85 3,69 0,01 4,01
Финляндия 6,09 2,89 3,88 4,58 10,2
Франция 10,1 21,5 9,41 10,8 22,1
Португалия - - - 0,13 -
США 47,2 28,1 35 39,3 -
Острова Кайман 2,55 1,44 - - 0,03
Эстония - 0,27 0,16 0,03 0,05
Другие 0,28 5,65 8,45 9,18 8,25
Доля прочих инвестиций по-прежнему велика (57,4 %), несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению за счет роста прямых инвестиций.
Закрепление тенденции к росту общего объема иностранных инвестиций за счет кредитных заимствований (прочих иностранных инвестиций) имеет неблагоприятную перспективу. Несмотря на то, что иностранные кредиты в определенный период времени покрывают дефицит отечественных инвестиций, в дальнейшем возникает необходимость изъятия их из экономики даже в большем объеме, чем поступило (из-за выплаты процентов по ним).
Следует отметить, что, несмотря на определенный рост иностранных инвестиций в экономике региона, их совокупный объем и особенно прямые инвестиции пока незначительны и совершенно не удовлетворяют элементарным потребностям экономики региона: по имеющимся данным, в общем объеме капитальных вложений в экономику региона прямые иностранные инвестиции в 2009 г. составили менее 10 % и за последние пять лет (2005-
2009 гг.) они не превысили 0,9 млрд долл. При этом только часть инвестиций направлена в реальный сектор экономики, остальная их часть поступала в виде торговых кредитов, банковских вкладов, взносов в уставный капитал предприятий и т. д.
В 2009 г., как уже отмечалось, произошло некоторое падение притока как совокупных, так и прямых иностранных инвестиций по сравнению с
2008 г. В первую очередь, это обусловлено кризисом мировой экономики, и, как следствие, резким снижением объема международного движения капитала.
Более пристальный взгляд на исследуемую динамику выявляет более сложную картину движения иностранного капитала на территории региона: рост доли прямых иностранных инвестиций в экономику САР в 2009 г. обусловлен отчасти более высоким темпом понижения общего объема иностранных инвестиций (при уменьшении объема инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в 1,5 раза, объем прямых инвестиций снизился всего лишь в 1,2 раза).
Объем поступивших в 2009 г. прямых иностранных инвестиций уменьшился по сравнению с
2008 г. на 17 %, при этом доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций повысилась с 34,0 до 42,0 % в основном за счет снижения общего объема иностранных инвестиций на 32,5 %.
Объем портфельных иностранных инвестиций, поступивших в 2009 г., уменьшился относительно уровня 2008 г. на 10 %, тогда как за 2008 г. они уменьшились в 3,1 раза. Величина портфельных иностранных инвестиций по-прежнему незначительна, доля их в общем объеме иностранных инвестиций составляет 0,2 %.
Объем поступивших в 2009 г. прочих иностранных инвестиций на 40,0 % ниже уровня
2008 г., при этом доля прочих инвестиций по-прежнему достаточно велика, составляет 57,4 %.
В условиях кризиса перед иностранными инвесторами возникает проблема выбора: либо переориентировать свои краткосрочные портфельные вклады в долгосрочные инвестиции, либо осуществить перевод этих мобильных средств в другие страны, что, очевидно, приведет к оттоку иностранного капитала.
Структура иностранных инвестиций в САР иллюстрирует тот факт, что зарубежные инвесторы не готовы к риску организации собственного производства на территории региона, стремясь в максимальной степени переложить предпринимательские риски на российскую сторону, предпочитая не слишком надежный доход менее рискованным кредитным отношениям.
В настоящее время инвестиционные ресурсы концентрируются на тех направлениях, которые уже доказали свою эффективность, деятельность большинства совместных предприятий на территории САР оставалась относительно стабильной.
Анализ распределения инвестиций в основной капитал по отдельным видам собственности позволил сделать вывод, что в 2008 г. доля инвестиций в основной капитал иностранных предприятий на территории региона составила 4,1 %, доля инвестиций в основной капитал совместных предприятий составила 27,2 %.
В условиях финансового кризиса для иностранных компаний, имеющих собственный рынок импортной продукции в России, возникает реальная угроза его потери. В качестве альтернативы возможен переход от экспорта готовой продукции к осуществлению прямых инвестиций через создание в регионах России совместных предприятий, реализации совместных инвестиционных проектов.
Следует отметить существенное изменение структуры привлеченного в регион иностранного капитала, связанное со значительным увеличением прямых инвестиций, что является показателем повышения инвестиционной привлекательности региона.
Прямыми иностранными инвестициями, по определению Международного валютного фонда (МВФ), являются инвестиции, цель которых заключается в получении длительного интереса юридическим лицом или резидентом одной экономической системы в компании - резиденте другой экономической системы. Длительный интерес подразумевает существование долгосрочных отношений между прямым инвестором и иностранной компанией и существенной степени влияния инвестора на менеджмент организации. Именно этот элемент влияния и контроля отличает прямые инвестиции от портфельных.
На практике прямыми инвестициями принято считать вложения средств в приобретение иностранным инвестором более 10% уставного капитала компании. Если доля иностранного инвестора
менее 10%, то его вложения считаются портфельными инвестициями.
Прямые иностранные инвестиции имеют ряд преимуществ: во-первых, они способствуют общей социально-экономической стабильности региона, стимулируя производственные инвестиции в материальную базу; во-вторых, ПИИ сопровождаются переносом практических навыков и управленческого мастерства; в-третьих, при продуманном размещении они могут способствовать развитию среднего и малого бизнеса; восстановлению профилирующих отраслей [2].
В развитых государствах иностранные инвестиции осуществляются в наукоемкие производства, а в развивающихся - в освоение новых рынков сбыта и получение доступа к сырью.
Кроме того, повышению прямых иностранных инвестиций способствует ситуация, складывающаяся сейчас на мировых фондовых рынках: возможен переток финансовых капиталов из финансового в реальный сектор экономики.
Среди причин, побуждающих иностранных инвесторов вкладывать средства в российский бизнес - более низкие издержки, желание избежать таможенных барьеров, возможность использовать протекционистские меры против зарубежных конкурентов.
При общем спаде притока иностранных инвестиций вследствие финансово-экономического кризиса четко прослеживается тенденция его перераспределения в пользу реального сектора экономики, в первую очередь отраслей, ориентированных на потребительский и сырьевой рынки, где окупаемость капиталовложений более гарантированна.
За 5 лет (2005-2009 гг.) объем накопленных ПИИ в экономике региона увеличился в 5 раз. Примечательно, что в последние годы - период наибольшего экономического благополучия - иностранные инвестиции вливались в регион особенно быстрыми темпами: если в 2005 г. объем прямых иностранных инвестиций в САР не превышал 150 млн долл. в год, то за 2006-2009 их объем превысил 1 млрд долл., в том числе в одном только
2008 г. объем ПИИ, составив 916 млн долл.
В 2008 г. приток ПИИ в экономику региона сократился и составил 761 млн долл. Падение инвестиций вызвано мировым финансовым кризисом. Однако даже с учетом спадав 2009 г. приток ПИИ в экономику региона составил 200 долл. на душу населения. Для сравнения: в Венгрии этот показатель составлял 220 долл. в год, а в Чехии -134 долл.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о наличии региональной позитивной тенденции изменения структуры привлекаемого иностранного капитала, выражающейся в повышении доли прямых инвестиций, но сама структура ПИИ, привлекаемых в экономику края, является неудовлетворительной с позиции обеспечения региональных экономических интересов, поскольку практи-
чески не удалось добиться привлечения современных технологий, позволяющих выйти предприятиям края на мировой рынок с новыми, высокотехнологичными товарами и информационными технологиями.
Структура иностранных инвестиций в САР по видам экономической деятельности
Анализ структуры иностранных инвестиций по видам экономической деятельности позволяет сделать определенные выводы об основных направлениях и целях использования.
Наиболее приоритетной сферой экономики региона для иностранных вложений на протяжении последнего десятилетия являлась промышленность - как правило, на нее приходится основная доля иностранных инвестиций. Так, за последние годы почти 100 % всех иностранных инвестиций были направлены в промышленность (за исключением 2005 г., когда доля промышленности составила 87 %от общего объема поступивших средств).
Вместе с тем нельзя не отметить усиление процесса дифференциации иностранного капитала, направляемого в самые разнообразные отрасли экономики региона. Иностранные инвесторы и сосредоточили инвестиции на следующих направлениях экономики:
- добыча полезных ископаемых;
- обрабатывающее производство;
- рыболовство и рыбоводство;
- оптовая и розничная торговля.
Доля иностранных инвестиций по этим направлениям в 2008-2009 гг. превысила 90 %. Это объясняется тем, что данные направления имеют минимальный риск, что гарантирует получение прибыли от произведенной продукции, и не требуют крупных капиталовложений.
Ведущей отраслью приложения иностранного капитала в производственной сфере является обрабатывающая промышленность, инвестиции в которую за последние 5 лет возросли в 5 раз и составили в 2009 г. 986,7 млн долл., или 55 % всех иностранных инвестиций в экономику региона.
Объем иностранных инвестиций в добывающую промышленность в 2009 сократился в 2,7 раза
и составил 550,7 млн долл., хотя эта отрасль остается одной из самых приоритетных: доля иностранных инвестиций в добывающую промышленность превышает 30 %.
Около 10 % иностранных капиталовложений в 2009 г. приходится на рыболовство и рыбоводство, доля этой отрасли увеличилась в 5 раз по сравнению с 2005 г. (в основном, за счет Мурманской области), объем инвестиций составил 186,5 млн долл.
Доля иностранных инвестиций в оптовую и розничную торговлю остается на уровне 2 % (39 млн долл.).
Что касается других отраслей экономики, то совокупные вложения в них в 2009 г. составили 27 млн долл., максимальный объем иностранных инвестиций, поступивших в другие отрасли экономики, составил 172 млн долл. и приходился на 2005 г.
Объем иностранных инвестиций в строительство увеличился в 1,3 раза, но при этом остается очень незначительным (3,6 млн долл.).
И это при том, что сфера жилищного строительства, спрос и потребности в которой в регионе значительны, обеспечивает короткий срок окупаемости. Эффективность вложения иностранного капитала в строительство жилья обусловлена, прежде всего, высокой рентабельностью строительных организаций, высокой прибылью застройщиков и рыночной стоимостью жилья, которая выше его себестоимости в 2,5-3,5 и более раз. Такое вложение иностранных инвестиций может быть весьма привлекательно как для региона, так и для иностранного инвестора. Не менее перспективной и практически не задействованной сферой для иностранных инвесторов является также строительство объектов инженерного и социального назначения в сельской местности
В 2009 г. снизилась до 0 доля иностранных инвестиций в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в таком виде экономической деятельности, как транспорт и связь - до
0,4 % (7 млн долл.).
Анализ структурных изменений с 2005 по
2009 гг. позволяет сделать вывод: доля вложений в добывающие и обрабатывающие производства
Таблица 5
Структура иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в САР, в процентах к итогу
Вид деятельности 2005 2008 2009
Всего 100,0 100,0 100,0
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1,4 5,1 0,9
Рыболовство и рыбоводство 1,9 0,2 10,4
Добыча полезных ископаемых 57,1 56,2 30,7
Обрабатывающие производства 20,0 35,6 55,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,4 0,1 -
Строительство - 0,1 0,2
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств 2,0 1,7 2,2
Транспорт и связь 1,3 0,7 0,4
Прочие 12,9 0,3 -
растет при снижении доли инвестиций в развитие инфраструктуры региона.
Анализ отраслевой структуры иностранных инвестиций по субъектам САР выявил следующие тенденции: в 2009 году основные вложения иностранного капитала осуществлялись в добычу полезных ископаемых (Архангельская область -90 %, в том числе НАО - 100 %), в обрабатывающие производства (Республика Коми - 89 %, Республика Карелия - 42 %); 48 % от объема инвестиций в Республику Карелия составили инвестиции в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство, в Мурманской области основная доля иностранных инвестиций (60,5 %) в 2009 г. приходилась на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, 33,8 % - рыболовство - рыбоводство.
Анализ структуры иностранных инвестиций по видам экономической деятельности позволяет сделать следующие выводы: отраслевая структура иностранных инвестиций соответствует отраслевой структуре экономики региона: за период 2005-
2009 гг. около 90 %общего объема поступивших иностранных инвестиций было направлено в добывающую и обрабатывающую промышленность; основными реципиентами иностранного капитала являются отрасли, обеспечивающие наибольшую прибыль, т. е. наиболее успешно функционирующие.Таким образом, иностранные инвестиции усиливают межотраслевые структурные диспропорции в регионе.
Основные направления приложения иностранного капитала в экономике региона определяются, с одной стороны, общеэкономическими тенденциями в России в целом, в САР в частности, а с другой - спецификой региона, отраслевой структурой его экономики.
Анализ деятельности иностранного капитала в САР позволяет отметить положительную динамику объема иностранных инвестиций, что свидетельствует о повышении инвестиционной привлекательности региона для иностранных инвесторов.
Среди экономистов имеются как сторонники, так и противники привлечения иностранных инвестиций, вопрос о роли иностранного капитала в экономике страны и региона является дискуссионным.
Следует признать, что иностранные инвестиции не только необходимы для отдельных отраслей региона, но и в целом оказывают положительное влияние на экономическое развитие региона.
Низкий уровень иностранных инвестиций может стать одной из причин технологической отсталости и отсутствия преимуществ, которые предоставляет интеграция в мировые хозяйственные отношения. Иностранные инвестиции могут содействовать внедрению новых технологий и современных методов организации производств.
В современных условиях, являясь дополнительными источниками экономического роста и
повышения благосостояния населения, иностранные инвестиции способствуют более быстрому выходу экономики региона из кризиса.
Как показывает мировой опыт, страны, открытые для ПИИ, добиваются больших экономических успехов, чем те, которые ограничивают деятельность иностранных инвесторов.
Иностранные инвестиции оказывают влияние на уровень занятости экономически активного населения в регионе, т. е. деятельность иностранных инвесторов способствует решению такой проблемы, как безработица. Иностранный капитал влияет также и на уровень средней заработной платы в регионе: сотрудникам предприятий, находящихся в иностранной и смешанной с совместным российским и иностранным участием собственности, выплачивается более высокая заработная плата, чем в российских компаниях.
Иностранный капитал оказывает влияние также на научно-технический потенциал региона. Основная часть НИОКР, осуществляемых иностранными инвесторами, носит прикладной характер, тем самым вносится вклад в повышение эффективности экономики региона. Кроме того, иностранные инвесторы приобретает отечественные научно-технические изобретения и права на их использование, чем оказывают поддержку развитию отечественной науки.
Можно констатировать, что в деятельности иностранных инвесторов в САР преобладают положительные моменты, чем объясняется тот факт, что регионы России конкурируют между собой за привлечение иностранных инвестиций.
Анализируя вопрос о влиянии иностранных инвестиций на экономику САР, автор не затрагивает некоторых сфер экономической деятельности, связанных, в первую очередь, с оборонной промышленностью и национальной безопасностью. Все вышесказанное относится, в первую очередь, к оценке роли иностранных инвестиций в экономике региона в целом.
Иностранные инвесторы в состоянии восполнить недостаток финансирования, но число их пока незначительно.
Анализируя проблемы и факторы, сдерживающие приток иностранного капитала в САР, выделим следующие:
- отсутствие ясных приоритетов в инвестиционной региональной политике;
- отсутствие необходимой для реализации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала инфраструктуры;
- сравнительно низкая бизнес-культура отдельных российских партнеров.
Стремление ослабить негативное воздействие указанных факторов на приток иностранных инвестиций обусловило введение в регионе ряда гарантий и льгот для иностранных инвесторов, вкладывающих капитал в экономику САР.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры,
проблема формирования в регионе эффективной системы стимулирования иностранных инвестиций пока остается нерешенной.
Для привлечения иностранных инвестиций необходимо, прежде всего, последовательное улучшение нормативно-правовой базы осуществления инвестиционной деятельности, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.
Проведенный анализ позволил выявить ряд основных тенденций в процессе привлечения иностранных инвестиций в экономику региона:
1. Мировой и российский опыт в целом и САР в частности свидетельствует о том, что привлечение иностранных инвестиций не только не противоречит экономическим интересам региона, но и является важным фактором экономического и научно-технического развития.
2. Оценивая характер и объем привлеченных в экономику САР иностранных инвестиций за 2005-
2009 гг., можно сделать вывод о том, что за прошедшее десятилетие в экономике региона сформировался стабильно работающий иностранный сектор. Но из-за отсутствия четкой региональной политики в области привлечения иностранных инвестиций не удалось в полной мере использовать инвестиционный потенциал региона: доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал остается незначительной.
2. Отсутствие условий для долгосрочного закрепления иностранных инвесторов на региональном рынке обуславливает преобладание доли прочих инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, привлеченных в САР за 2005-2010 гг., что приводит к снижению эффективности использования иностранного капитала. В современных условиях именно ПИИ, имеющие возможность
привлечения новейших технологий, должны рассматриваться как потенциал для инновационного развития региона.
3. Направление инвестиционных средств в добывающую промышленность, характерное для САР, не соответствует современным мировым тенденциям экономического развития. Необходима разработка и проведение соответствующей региональной инвестиционной политики для направления привлекаемых иностранных инвестиций в наиболее перспективные и наукоемкие отрасли региона.
4. Анализ экономической ситуации, сложившейся в регионе в 2005-2009 гг., позволяет сделать вывод, что для сохранения положительной динамики инвестиционных процессов необходимо дальнейшее совершенствование налоговой системы региона в направлении стимулирования деятельности инвесторов, создание системы гарантирования прав инвесторов.
Литература
1. Мякшин, В.Н. Оценка текущего состояния инвестиционной привлекательности Северо-Арк-тического региона России / В.Н. Мякшин // Экономика и управление: всероссийский научно-информационный журнал. - 2011. - № 7. - С. 94-103.
2. Фишер, Пауль. Прямые иностранные инвестиции для России: Стратегия возрождения промышленности / Пауль Фишер. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 510 с.
3. Регионы Северо-Западного федерального округа. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. / Комистат. - Сыктывкар, 2010.
- 222 с.
Поступила в редакцию 24 марта 2012 г.
Мякшин Владимир Николаевич. Кандидат экономических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск). Область научных интересов: балансовые модели в экономике, региональная экономика. Контактный телефон: 8 (8182) 26-70-10, e-mail: [email protected]
Vladimir N. Myakshin is a candidate of economic sciences, associate professor, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk. The area of academic interests: balanced models in economics, regional economics. Contact telephone number: +7 (8182) 26 70 10, e-mail: [email protected]