Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВКЛАДА ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ В ВОЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОЦЕНКА ВКЛАДА ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ В ВОЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
262
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / БОЕВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА / DEFENSE POTENTIAL OF THE COUNTRY / MILITARY SECURITY / CONFLICT POTENTIAL / COMBAT POTENTIAL / MILITARY POLICIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цырендоржиев Самбу Рабданович, Монин Сергей Алексеевич

Рассмотрены взаимосвязи между обороноспособностью и военной безопасностью Российской Федерации. Оценена возможность определения требуемой величины потенциала РФ, при котором достигается заданный уровень военной безопасности при парировании угрозы развязывания крупномасштабной войны против РФ и ее союзников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Цырендоржиев Самбу Рабданович, Монин Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATING THE CONTRIBUTION OF DEFENSE POTENTIAL TO THE MILITARY SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The paper examines the relationship between the RF defense potential and military security. It assesses the chances of finding the required value of the RF potential that provides for attaining the specified level of military security while parrying the threat of unleashing a large-scale war against the RF and its allies.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВКЛАДА ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ В ВОЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Оценка вклада обороноспособности в военную безопасность Российской Федерации

Генерал-майор С.Р. ЦЫРЕНДОРЖИЕВ, кандидат военных наук

Подполковник С.А. МОНИН, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрены взаимосвязи между обороноспособностью и военной безопасностью Российской Федерации. Оценена возможность определения требуемой величины потенциала РФ, при котором достигается заданный уровень военной безопасности при парировании угрозы развязывания крупномасштабной войны против РФ и ее союзников.

The paper examines the relationship between the RF defense potential and military security. It assesses the chances of finding the required value of the RF potential that provides for attaining the specified level of military security while parrying the threat of unleashing a large-scale war against the RF and its allies.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Обороноспособность страны, военная безопасность, конфликтный потенциал, боевой потенциал, военная политика.

Defense potential of the country, military security, conflict potential, combat potential, military policies.

В РЕЗУЛЬТАТЕ многолетних исследований проблем обоснования военной и в том числе военно-технической политики, в 46 ЦНИИ Минобороны России разработана методология оценивания военной безопасности РФ, на основе которой получены методики определения требуемой величины совокупного (военного) потенциала РФ, при котором достигается заданный уровень военной безопасности при парировании угрозы развязывания крупномасштабной войны против РФ и ее союзников, а также требуемого боевого потенциала группировок войск (сил) на стратегическом направлении (СН) при рассмотрении военных угроз локального и регионального уровней. Основы данной методологии были изложены в работах В.С. Брезгина и С.Р. Цырендоржиева1.

В последующем методология получила развитие, став базой для Концепции обоснования перспективного

облика силовых компонентов военной организации Российской Федерации. В соответствии с ней облик ВС

РФ, других войск, воинских формирований и органов определяется в зависимости от требований к военной безопасности, объема и содержания задач ее обеспечения.

Решение задач обеспечения военной безопасности в значительной степени связано с задачами обороны. Этот тезис подтверждается в п. 33 Стратегии национальной безопасности: «Стратегическими целями обороны страны являются создание условий для мирного и динамичного социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности»}2. Следовательно, существует возможность найти соответствие между требуемым уровнем военной безопасности и обороноспособностью страны. Рассмотрим связи между понятиями «национальная, военная безопасность», «оборона» по результатам анализа соответствующих концептуальных документов, к числу которых относятся ФЗ «Об обороне», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина3.

В Федеральном законе «Об обороне» под обороной понимается «система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. К обороне привлекаются другие войска, воинские формирования и органы».

Стратегическими целями обороны страны являются создание условий для мирного и динамичного социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности.

Таким образом, оборону можно рассматривать как процесс подготовки к вооруженной защите и собственно вооруженную защиту РФ. Вполне логично полагать, что подготовка к вооруженной защите осуществляется в мирное время, а в военное время осуществляется вооруженная защита.

В п. 34 Стратегии национальной безопасности сказано: «Достижение стратегических целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путем стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военной организации государства, форм и способов применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, повышения готовности Российской Федерации и готовности сил и средств гражданской обороны».

Приведенное положение не вносит ясности в решение поставленной задачи обоснования связи между военной и национальной безопасностью и обороной страны. Здесь вводится еще одно понятие — военная политика. Остановимся на нем подробнее. Военная политика РФ существует в двух основных состояниях — военная политика мирного времени и военная политика военного времени. Статья 18 Военной доктрины гласит: «Военная политика Российской Федерации (мирного времени) направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил, других войск и органов, повышение готовности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников». Цель и задачи военной политики военного времени в Военной доктрине не указаны, однако из статьи 34 следует, что военная политика военного времени всецело состоит в применении ВС РФ для отражения

агрессии против Российской Федерации и ее союзников, нанесения поражения войскам (силам) агрессора, принуждения его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.

Из приведенных положений нельзя сделать вывод о том, что сдерживание и предотвращение военных конфликтов являются целью обороны страны. Это важнейшая цель военной политики. А поскольку главной целью военной политики является обеспечение военной безопасности Российской Федерации, то логично полагать, что сдерживание и предотвращение военных конфликтов являются общегосударственной задачей, при решении которой в мирное время используются результаты подготовки ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов к вооруженной защите, их достигнутый к рассматриваемому (или прогнозируемому) периоду боевой потенциал. В этот период ВС РФ могут привлекаться к реализации военных мер стратегического сдерживания. В том же ряду общегосударственных задач стоит и задача подготовки ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов к вооруженной защите, в известном смысле представляющая собой часть обороны страны.

Следующее положение Стратегии национальной безопасности вновь приводит к неясностям. В п. 36 записано: «В целях обеспечения стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов разрабатываются и реализуются взаимосвязанные политические, военные, военно-технические, дипломатические, экономические, информационные и иные меры, направленные на предотвращение применения военной силы в отношении России, защиту ее суверенитета и территориальной целостности. Стратегическое сдерживание и пре-

дотвращение военных конфликтов осуществляются путем поддержания потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне, а Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в заданной степени готовности к боевому применению».

Из приведенной цитаты можно понять, что стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов осуществляются исключительно за счет поддержания потенциала ядерного сдерживания (лучше было бы, на наш взгляд, говорить о потенциале стратегических сил сдерживания) на достаточном уровне и силового компонента ВС РФ в заданной степени готовности к боевому применению. Причем потенциал ядерного сдерживания рассматривается отдельно от ВС РФ. Очевидно, что в данной статье использована неудачная редакция и необходимо внести соответствующие уточнения. По-видимому, под ВС РФ в приведенной статье Стратегии имеется в виду лишь их часть — силы общего назначения (СОН).

Аналогичные неточности необходимо устранить и в тексте Военной Доктрины, где записано в статье 32:

«Основные задачи Вооруженных Сил, других войск и органов в мирное время:

а) защита суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и неприкосновенности ее территории;

б) стратегическое (ядерное и неядерное) сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов;

в) ...».

То есть из приведенной цитаты следует, что стратегическое (ядерное и неядерное) сдерживание является задачей ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов. Однако необходимо понимать, что действия ВС направлены на реализацию военно-политической задачи

по стратегическому сдерживанию. Эти действия представляют собой составную часть общегосударственных мер, предусматривающих использование военных методов, соответствующих единому замыслу и плану предотвращения агрессии против РФ и ее союзников.

Важным выводом для понимания связи содержания задач обеспечения военной безопасности и содержания обороны страны является то обстоятельство, что задачи стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов не являются задачами обороны страны.

В связи с этим выводом для однозначности понимания содержания обороны страны необходимо внести соответствующие изменения в Стратегию национальной безопасности.

На рисунке 1 проиллюстрированы соотношения основных положений, характеризующих национальную, военную безопасность, оборону страны в связи с состояниями международной и военно-политической обстановки (МиВПО) мирного и военного времени. Основная идея этой систематизации состоит в том, чтобы показать, что содержание национальной безопасности и обеспечивающих ее мероприятий существенно отличаются в зависимости от того, в какой обстановке необходимо обеспечить национальную безопасность — в обстановке мирного или военного времени. Главный вывод из анализа соотношения военной безопасности и обороны состоит в том, что задачи подготовки обороны страны есть часть задач обеспечения военной безопасности.

Международная и воснно-политичсская _обстановка мирного времени_

Международная и военно-политическая обстановка военного времени

Национальнаябезппасносп,

Военная безопасность

Высший уронен I. государственного и военного управления (Верховный главнокомандующий, СБ РФ)

Выработка и проведение военной политики государства но обеспечению военной безопасности в мир кос время

И

Выработка и проведение военной политики государства на обеспечению военной безопасности в военное время

Оценивание и прогнозирование развития МиВПО, военных опасностей и военных угроз, выработка и организация мер стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, невоенных мер снижения напряженности ВПО и т. п., в том числе по подготовке обороны (подготовке к вооруженной защите РФ)

И

Оценивание и прогнозирование развития МиВПО военного времени, военных опасностей и военных угроз, выработка и организация мер но вооруженной защите РФ, стратегическому сдерживанию эскалации текущих военных конфликтов, прекращению военных конфликтов и предотвращению других военных конфликтов

Исполнительный уровень государственного и военного управления (МО РФ и др. ФОН И)

Организация исполнения н проведение военной политики государства но обеспечению военной безопасности в мирное время в части, касающейся ФОН В

И

Организация исполнения н проведение военной политики государства по обеспечению военной безопасности в военное время в части, касающейся ФОИВ

Оценивание н прогнозирование развитии МиВПО, военных опасностей и военных угроз, организация исполнения мер стратегического сдерживать н предо твращения военных конфликтов, мероприятий по подготовке обороны (подготовке к вооруженной шщтс РФ) невоенных мер снижения напряженности ВПО н т. п.

Вооруженная защша РФ и ее союзников, оценивание и прогнозирование развития военно-политической и стратегической обстановки военного времени, организация исполнения мер стратегического сдерживания эскалации военных конфликтов, по прекращению военных конфликтов и предотвращению других военных конфликтов

Рис. 1. Соотношение национальной, военной безопасности и обороны страны

В условиях военного времени

главной задачей государства и общества является ведение обороны страны, т. е. вооруженная защита РФ и ее союзников. Военная политика военного времени направлена на отражение агрессии, вооруженную защиту РФ и ее союзников и обеспечение тем самым национальной безопасности в ее сущностных основах — суверенитета, территориальной целостности и самого существования личности, общества и государства.

В условиях мирного времени военная политика государства по обеспечению военной безопасности включает военные и невоенные меры по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов и подготовку обороны. Как военная безопасность, так и подготовка обороны страны основываются на оценивании и прогнозировании военных опасностей и военных угроз РФ, но задачи подготовки обороны, охватывая обширные сферы военного строительства, оперативной и боевой подготовки ВС РФ, мобилизационной подготовки, не включают подготовку и проведение ком-

плекса военных и невоенных мер стратегического сдерживания, предотвращения военных конфликтов и снижения напряженности ВПО. Другое дело, что ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы принимают участие в реализации таких мероприятий.

В результате приведенных рассуждений можно сформулировать ряд ключевых положений о соотношении национальной, военной безопасности и обороны Российской Федерации:

• задачи обеспечения военной безопасности являются частью задач обеспечения национальной безопасности и содержанием военной политики РФ в мирное время;

• задачи подготовки обороны страны являются частью задач обеспечения военной безопасности и содержания военной политики РФ в мирное время;

• задачи подготовки обороны страны и ее вооруженная защита есть важнейшая часть задач обеспечения национальной безопасности РФ и военной политики РФ в мирное и военное время.

Модель формирования обороноспособности РФ

Руководствуясь результатами, описанными выше, для исследования содержания обороны страны и ее обороноспособности можно считать вполне корректным применение модели военной безопасности, адаптировав ее к содержанию обороны. Начнем с регионального уровня, где за основу принята логика обеспечения военной безопасности при парировании военных угроз на стратегическом направлении. На рисунке 2 представлена модель формирования региональной обороноспособности как частного случая формирования региональной военной безопасности. В этой модели не рассматривает-

ся влияние на снижение потенциала военной опасности и военной угрозы комплекса невоенных мер по снижению конфликтного потенциала военной политики противостоящего субъекта ВПО. Обороноспособность формируется для условий максимальных значений конфликтных потенциалов намерений и конфликта интересов и спланированных государством военных мер стратегического сдерживания.

Заключительным звеном в логике формирования обороноспособности являются стратегические силы сдерживания и силы общего назначения. Их состояние и развитие определя-

Рис. 2. Модель региональной обороноспособности

ются в рамках военной политики РФ. В результате реализации военной политики наращивается боевой потенциал группировки войск (сил) ВС РФ и совершенствуется группировка сил стратегического сдерживания, и они влияют на характер возможных военных конфликтов, уровень и характер военных угроз РФ.

Модель обороноспособности при подготовке к отражению крупномасштабной агрессии построена на основе модели военной безопасности при парировании военной угрозы крупномасштабной войны. В ней не учитываются ни комплекс дипломатических и других невоенных мер по снижению конфликтного потенциала военной политики противостоящего субъекта ВПО, ни комплекс дипломатических и других невоенных мер по ограничению военных потенциалов. Как и в региональной модели, обороноспособность формируется для условий максимальных значений конфликтных потенциалов намерений и конфликта интересов. В результате модель обороноспо-

собности принимает вид, представленный на рисунке 3. Как видно из рисунка, общая логика формирования обороноспособности в этих условиях, в сущности, не отличается от логики, представленной на рисунке 3. Поэтому будет справедливо, если в дальнейшем показатели и алгоритмы оценивания обороноспособности для обоих случаев будут аналогичными. Отличия состоят лишь в масштабах военных угроз и привлекаемых для ее отражения и реализации сил и средств.

Очевидно, что успешность вооруженной защиты РФ может быть оценена по результатам отражения агрессии противника, его разгрома и достижения Россией желаемых стратегических и политических целей. Прогнозную оценку этого результата можно получить, оценивая остаточный потенциал военной угрозы. Эту оценку в последующем предлагается применить в качестве оценки обороноспособности. Заметим, что оценка остаточного потенциала военной угрозы, в сущности, представляет

Рис. 3. Модель обороноспособности при подготовке к отражению крупномасштабной агрессии

собой прогнозируемый, желаемый результат подготовки к вооруженной защите, который связан с желаемым уровнем военной безопасности РФ.

Следуя логике определения сущности военной безопасности, можно дать следующее определение обороноспособности.

Модель обороноспособности при подготовке к отражению крупномасштабной агрессии построена на основе модели военной безопасности при парировании военной угрозы крупномасштабной войны. Обороноспособность формируется для условий максимальных значений конфликтных потенциалов намерений и конфликта интересов.

Под обороноспособностью страны следует понимать состояние ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, оборонно-промышленного, научного комплекса, населения страны, при котором надежно обеспечивается их способность к вооруженной защите Российской Федерации, сохранению целостности и неприкосновенности ее территории.

В качестве показателя обороноспособности изберем степень обороноспособности и обозначим через Роб. По своему смыслу это показатель оценки потенциала военной угрозы, принявшего максимальное значение и некомпенсированного военным потенциалом и потенциалом стратегического сдерживания РФ.

При оценивании обороноспособности учитывается, что при подготовке к вооруженной защите, а тем более

при отражении агрессии противника конфликтность военной политики максимальна. Тогда потенциал стратегического сдерживания приобретает смысл текущей, достигнутой величины, при которой прогнозируется потенциал военной угрозы к началу агрессии противника.

Для оценивания обороноспособности необходимо разработать

Как и для случая исследования военной безопасности, для исследования обороноспособности целесообразно иметь возможность определения требуемых значений военного потенциала РФ, боевого потенциала группировки ВС РФ на стратегическом направлении.

В этом случае, задавшись требуемым значением показателя обороноспособности по шкале критериев (см.

Под обороноспособностью страны следует понимать состояние ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, оборонно-промышленного, научного комплекса, населения страны, при котором надежно обеспечивается их способность к вооруженной защите Российской Федерации, сохранению целостности и неприкосновенности ее территории.

критерии, позволяющие выработать суждение о способности РФ выполнить задачи обороны при существующем или прогнозном состоянии боевого потенциала группировок войск (сил) СОН ВС РФ, других войск и стратегических сил сдерживания.

В качестве критериев предлагается принять шкалу критериев (табл. 1).

табл. 1), можно вычислить максимально допустимое значение потенциала военной угрозы. Это даст возможность рассчитать требуемые значения военного (боевого) потенциала РФ (группировки войск (сил) на СН).

Необходимо подчеркнуть, что требуемое значение потенциала соотношения сил сторон выбирается в зависимости от значения потенциала стратегического сдерживания. То есть у лица, принимающего решение, есть возможность выбрать желаемое соотношение этих потенциалов. Кроме того, разработанная методика оценивания военной безопасности позволяет определить требуемое значение величины сдерживающего ущерба, нанесение которого противнику достаточно для обеспечения военной безопасности РФ и соответственно обороноспособности на заданном уровне.

Таким образом, к числу определяющих условий обеспечения обороноспособности следует отнести:

Таблица 1

Критерии оценки обороноспособности РФ

№ п/п Оценка обороноспособности Критерии оценки

1 Очень высокая 0,8 < Р . < 1 об

2 Высокая 0,6 < Р . < 0,8 об

3 Средняя 0,37 < Р . < 0,6 об

4 Низкая 0,2 < Р . < 0,37 об

5 Не обеспечивается Р . < 0,2 об

• формирование требуемых значений боевого потенциала ВС РФ (группировки войск (сил) на СН) и потенциала стратегических ядерных и неядерных сил сдерживания как на глобальном, так и на региональном уровнях;

• требуемое ресурсное обеспечение содержания и оснащения ВС РФ и группировок войск (сил) на СН требуемого боевого состава, т. е. ресурсное обеспечение обороны;

• способность оборонно-промышленного и научного комплекса страны обеспечить своевременную разработку и производство приоритетных образцов ВВСТ и повышение оснащенности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения.

Основные показатели, характеризующие достигнутое состояние обороноспособности:

• достигаемая степень обороноспособности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• боевой потенциал ВС РФ;

• потенциал стратегических сил сдерживания;

• ресурсная обеспеченность обороны РФ;

• возможности научного комплекса страны по выработке научно-технической продукции оборонного значения;

• технологический и производственный уровень готовности ОПК по производству приоритетных образцов ВВСТ и повышению оснащенности ВС РФ, оснащенность других войск, воинских формирований и органов современными образцами ВВСТ.

Частные показатели, характеризующие достигнутое состояние обороноспособности:

• группа показателей, характеризующих боевой потенциал РФ;

• группа показателей, характеризующих возможности стратегических наступательных и стратегических оборонительных сил РФ;

Необходимо подчеркнуть, что требуемое значение потенциала соотношения сил сторон выбирается

в зависимости от значения потенциала

стратегического сдерживания. То есть у лица, принимающего

решение, есть возможность выбрать желаемое соотношение этих потенциалов. Разработанная методика

оценивания военной безопасности позволяет определить требуемое

значение величины сдерживающего ущерба.

• группа показателей, характеризующих ресурсную обеспеченность ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;

• группа показателей, характеризующих возможности научного комплекса страны;

• группа показателей, характеризующих возможности ОПК РФ.

Основные показатели, отражающие требуемое состояние обороноспособности:

• требуемая степень обороноспособности;

• требуемая величина боевого потенциала РФ, других войск, воинских формирований и органов;

• требуемая величина потенциала стратегических сил ядерного (неядерного) сдерживания;

• требуемая величина сдерживающего ущерба;

• требуемый объем ресурсного обеспечения обороны;

• требуемые возможности научного комплекса страны по выработке научно-технической продукции оборонного значения;

Поскольку главной целью военной политики является обеспечение военной безопасности Российской Федерации, то логично полагать, что сдерживание и предотвращение военных конфликтов являются общегосударственной задачей, при решении которой в мирное время используются результаты подготовки

ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов к вооруженной защите, их достигнутый к рассматриваемому (или прогнозируемому) периоду боевой потенциал.

• требуемый уровень технологической и производственной готовности ОПК по производству приоритетных образцов ВВСТ и повышению оснащенности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов современными образцами ВВСТ.

Частные показатели, отражающие требуемое состояние обороноспособности:

• группа показателей, характеризующих требуемый боевой потенциал РФ;

• группа показателей, характеризующих требуемые возможности стратегических наступательных и стратегических оборонительных сил РФ;

• группа показателей, характеризующих требуемую ресурсную обеспеченность ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;

• группа показателей, характеризующих требуемые возможности научного комплекса страны;

• группа показателей, характеризующих требуемые возможности ОПК РФ.

Таким образом, оценивая вклад обороноспособности в военную безопасность, следует сделать следующие выводы.

Во-первых, военно-политическое содержание военной безопасности состоит в том, что при ее оценивании учитываются невоенные несиловые и силовые меры по снижению напряженности военно-политической обстановки. Обороноспособность оценивается для условий, когда эти меры оказались безуспешными.

Во-вторых, военная безопасность Российской Федерации связана с оценкой состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, тогда как обороноспособность Российской Федерации связана с оценкой способности ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, оборонно-промышленного, научного комплекса, населения страны к вооруженной защите Российской Федерации, сохранению целостности и неприкосновенности ее территории.

ПРИМЕЧАНИЯ 1 Брезгин В.С., Цырендоржиев С.Р. Методический подход к оценке военной безопасности Российской Федерации // Вооружение и экономика. 2010. № 2 (10); Цырендоржиев С.Р. О количественной оценке степени военной безопасности // Военная Мысль. 2014. № 10.

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683).

3 Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 2976).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.