О комплексировании средств и способов подготовки асимметричных ответов при обеспечении военной безопасности
В.В. СЕЛИВАНОВ, доктор технических наук
Полковник в отставке Ю.Д. ИЛЬИН, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Обосновываются неотложные задачи подготовки асимметричных ответов в военно-технической сфере при обеспечении военной безопасности государства. Предложены способы их комплексного решения с учетом складывающейся и прогнозируемой военно-политической обстановки. Продолжение в следующем номере журнала.
The paper substantiates the urgent problems of preparing an asymmetric response in the military technology sphere when ensuring the state's military security. It suggests ways of their comprehensive solution given the emerging and prognosticated military-political situation. To be continued in the next issue.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Асимметричные системы вооружения (АСВ), военная безопасность, военно-экономическая оценка, критерий «время—затраты—эффективность», научно-технический задел.
Asymmetric weapon systems, military security, military-economic estimate, time-cost-efficiency criterion, science and technology stock.
СОБЫТИЯ конца 80-х — начала 90-х годов ХХ века наглядно продемонстрировали всему миру, что мощнейшая в военном и экономическом плане сверхдержава (СССР) в короткие сроки оказалась разрушенной и прекратила свое существование, несмотря на достигнутый высочайший уровень технического оснащения Вооруженных Сил (ВС), их боеготовности и мобилизационной подготовки страны. Войска (силы) были оснащены достаточным количеством самых современных для того времени стратегических, оперативно-стратегических (оперативно-тактических) и тактических систем вооружения, в том числе не имеющих аналогов у потенциального противника.
Проиграны были не «звездные войны» (военно-техническое, научно-технологическое соревнование в космосе и в ракетно-ядерных системах вооружения) и не военно-экономическое соревнование (показательный пример — сравнение характеристик орбитального корабля-ракетоплана многоразовой транспортной космической советской системы «Буран» и американской «Спейс шаттл»), а развязанные уже тогда информационная, идеологическая и когнитивная войны. Негативную роль сыграли также грубые просчеты в стратегическом планировании социально-экономического развития страны и моральное разложение некоторых представителей высших эшелонов государственного управления и партийно-политического руководства.
Следует отметить, что и в постсоветский период, после масштабной деиндустриализации экономики, развитие высокотехнологичного производства в РФ продолжает оставаться на критически низком уровне, а темпы обновления производственно-технологической базы не отвечают современным требованиям.
В последние годы США и НАТО, имея неоспоримое количественное превосходство в силах и средствах над ВС РФ и используя технологии ядерного и иного шантажа, намеренно размывают грань между войной и миром, рассматривают Россию на обозримую перспективу в качестве военного про-
тивника № 1. Для «сохранения» мира с помощью силы и укрепления своего влияния президент США в декабре 2017 года утвердил Стратегию национальной безопасности США (National Security Strategy of the United States of America 2017). Данный документ в совокупности с принятыми Стратегией национальной обороны (National Defense Strategy, NDS, январь 2018), Национальной военной стратегией США (National Military Strategy, NMS, июнь 2015), Оперативной концепцией армии США «Победа в сложном мире 2020—2040» (октябрь 2014) используется для развязывания военных конфликтов различной интенсивности по периметру границ РФ. На наш взгляд, есть основания утверждать, что ускоренными темпами ведется подготовка к крупномасштабной войне против РФ1.
Выбирая наиболее приемлемый вариант «обороны», США продолжают делать упор на реализацию стратегии наступательного сдерживания2, не допускающую возможности нападения на них противника, т. е. рассматривают нанесение ударов высокоточным обычным или ядерным оружием исключительно первыми. При этом приоритетными видами военных конфликтов на обозримую перспективу считаются «гибридные войны».
Для этого США в одностороннем порядке вышли из договоров об ограничении систем противоракетной обороны (2002) и о ликвидации ракет
средней и меньшей дальности (2019). На повестке дня вопрос о пересмотре организационно-штатной структуры ВС США. Некоторые военные специалисты США заявляют, что для войны с Россией и Китаем необходима иная (не бригадная) структура ВС (дивизии, корпуса, полевые армии) и новая тактика боевых действий в рамках доктрины многосферных операций3. Развернута ожесточенная борьба за достижение качественного превосходства в военно-технической сфере — против РФ и ее возможных союзников на долгосрочную перспективу введены различного рода санкции.
В результате для России резко возросла потребность в подготовке асимметричных ответов потенциальному противнику. При этом особую значимость приобретает образовательно-интеллектуальный уровень военного и гражданского персонала, связанного с постановкой и решением научно-технологических задач по подготовке асимметричных ответов в военно-технической сфере. Здесь уместно привести высказывание выдающегося французского ученого Фредерика Жолио-Кюри на лекции по случаю своего 50-летия (1950): «Наука необходима для страны. Каждая держава завоевывает свою независимость тем, что нового, своего она привносит в сокровищницу цивилизации. Если этого не происходит, она подвергается колонизации»4.
В данной статье речь не идет о широко обсуждаемых в СМИ экзотических (порой бредовых) предложениях типа разворота Гольфстрима для уничтожения вероятного противника5, поскольку европейская часть РФ также окажется зоной экстремального выживания. Нужна системная проработка разумных, экологически и морально оправданных способов упреждения и парирования действий противника без серьезных последствий для существования человечества и планеты
Земля в целом. В частности, в информационной сфере асимметричные действия дают возможность технологически и финансово-экономически слабой стороне успешно нейтрализовать более сильного противника при подготовке и ведении кибер- и когнитивной войны.
В последнее десятилетие наблюдается отставание России в разработке нового поколения средств информационного противоборства. Активность же потенциального противника в этой сфере становится все более масштабной. С 2016 года на саммите НАТО ки-берпространство признано такой же сферой ведения операций против РФ, как и традиционные сферы. В сентябре
2018 года президент США Д. Трамп утвердил новый концептуальный документ Национальная киберстратегия (National Cyber Strategy)6. В нем отражены взгляды американской администрации на вызовы и угрозы в цифровой сфере, обеспечение информационной безопасности и организацию сдерживания противника в компьютерных сетях, а также на порядок решения общенациональных и ведомственных задач в киберпространстве. Санкционированная президентом США апробация одного из мероприятий киберстратегии проведена в ноябре 2018 года, когда без предупреждения был отключен один из сегментов российского Интернета7.
В 2018 году принята новая когнитивная стратегия, нацеленная на массовую работу в социальных сетях и Интернете для подрыва не только доверия россиян к перспективам своей страны, но и распространения среди населения стран Запада русофобского отношения к России. Наряду с этим разрабатывается принципиально новая стратегия ведения боевых действий, получившая название «Троянский конь»8. Частично ее апробация прошла в марте
2019 года путем вывода из строя энергосистемы Венесуэлы (рис. 1). Суть данной стратегии заключается в деста-
Рис. 1. Гидроэлектростанция «Эль-Гури», которая, по уверениям властей Венесуэлы, подверглась кибератаке в марте 2019 года
билизации ситуации внутри государства-противника на основе сочетания кибератак и (или) террористических актов с нанесением ударов высокоточным оружием по ключевым объектам на его территории.
Великий китайский стратег и мыслитель Сунь-Цзы, автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны», отмечал: «Подчинить армию врага, не сражаясь, — вот подлинная вершина превосходства»9. По Сунь-Цзы война из чисто материально-вещественной сферы так или иначе перетекает в информационную. США на нынешнем этапе не отказываются от принятых ими «цикла ООБА»* и технологий рефлексивного управления, которые реализуются с использованием трехбазовых концепций: единого геоцентрического ТВД, быстрого глобального удара и адаптированного планирования боевого применения стратегических наступательных сил.
Процесс управления межгосударственным противоборством организуется на основе сквозных функциональных технологий, обеспечивающих весь
набор механизмов подготовки, принятия и реализации управленческих решений. В связи с этим в качестве мер противодействия необходимо, на наш взгляд, особое внимание уделить рациональному сочетанию военных и невоенных (политико-дипломатических, экономических, информационно-психологических, правовых, духовно-нравственных и иных) мер при обеспечении военной безопасности государства.
* Концепция «цикл ООБА» базируется на предвидении тактики поведения противника в различных ситуациях. Она дает возможность принимать необходимые решения относительно той информации, которая поступает благодаря обратной связи, находясь в постоянном контакте с воинскими формированиями, имеющими наибольший интерес в получении достоверной информации о фактических и планируемых действиях противника.
Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии В.В. Герасимов, выступая 2 марта 2019 года с докладом на военно-научной конференции, посвященной развитию военной стратегии в современных условиях (рис. 2), особо подчеркнул, что в РФ в современных условиях получил развитие «принцип ведения войны на основе скоординированного применения военных и невоенных мер при решающей роли Вооруженных Сил»10. Он также отметил, что информационные технологии становятся, по сути, одним из самых перспективных видов оружия.
Системные невоенные меры обеспечения военной безопасности РФ и возможные направления их реализации довольно подробно изложены в статье генерал-полковника в отставке Е.Е. Кондакова11. Но необходимо уяснить, что локальное (ведомственное) рассмотрение асимметричных ответов при обеспечении военной безопасности может привести к негативным последствиям для России применительно к складывающимся долговременным условиям военно-политической и социально-экономической обстановки (ВПО и СЭО) в рамках прогрессирующих в настоящее время информационной, торговой, финансовой, технологической и других войн. Поэтому при обеспечении военной (не говоря уже о национальной) безопасности следует комплексно рассматривать и другие виды безопасности: экономическую, государственную, общественную, информационную, интеллектуальную, технологическую12, транспортную, демографическую и др.
Необходимо также учитывать, что РФ существенно уступает США (не менее чем на порядок) и Китаю (в 3,5—4 раза) по выделению средств на оборонную промышленность и развитие военных технологий. Не вызывает сомнения, что без целе-
В I л
Рис. 2. Выступление начальника
Генерального штаба ВС РФ генерала армии В.В. Герасимова на военно-научной конференции, посвященной развитию военной стратегии
направленного совершенствования оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Россия в обозримой перспективе не будет ни эффективной ресурсодобывающей, ни энергетической державой. Без мощного ОПК и высокотехнологичных ВС РФ, обеспечивающих гарантированную защиту страны, не смогут продуктивно развиваться и другие значимые направления экономики.
В условиях негативно складывающейся мировой ВПО и СЭО ситуация по обеспечению военной безопасности для РФ может развиваться по апробируемым Западом сценариям. Подготовка к ним поэтапно ведется по многим направлениям, например, как это происходило в 2014 году, когда европейские поставщики закупленных Россией высокоточных станков внезапно прекратили обеспечивать их расходными материалами под надуманными предлогами13. Когда выяснилось, что аналогичные станки, запасные части, инструменты и принадлежности к ним РФ собралась закупить в Японии, Южной Корее или Тайване, то до истечения месяца, предусмотренного договорами,
поставки возобновились. Показателен и другой пример, демонстрирующий ограниченный суверенитет РФ в экспорте высокотехнологичной продукции за рубеж: министерство финансов США отказало РФ в выдаче экспортного сертификата на продажу партии самолетов Sukhoi Superjet 100 в Иран, поскольку изделие содержит более 10 % комплектующих узлов и деталей американского производства14. Оказалось, что импортных составных частей и деталей в данном самолете — 72 %, из них на США приходится 22 %.
Очевидно, что небольшие масштабы собственного высокотехнологичного производства в РФ, имеющего высокие достижения лишь по отдельным научно-технологическим направлениям, и значительная зависимость от импортных технологий резко снижают возможности системной подготовки асимметричных ответов. Пока успешно реализуются в основном недоведенные до принятия на вооружение в силу ряда причин разработки советского периода, которые вскоре будут окончательно исчерпаны. На ближайшую и долгосрочную перспективу ключевой задачей подготовки асимметричных ответов следует, на наш взгляд, считать создание качественно нового научно-технического задела (НТЗ)15, основанного прежде всего на технологиях искусственного интеллекта, новых материалов и т. п., что является системной проблемой.
Генералиссимус А.В. Суворов в XVIII веке говорил, что он выигрывает сражения, поскольку для него время выполнения войсками поставленных задач измеряется не часами, а минутами. В XXI веке на это нередко требуются уже секунды. Поэтому, когда в качестве мер противодействия агрессивным устремлениям США и НАТО рассматривается ускоренная разработка наземного варианта ракетного комплекса «Калибр», то данный
шаг следует считать лишь вынужденной мерой, направленной на решение задач в военных конфликтах сравнительно низкой интенсивности, прежде всего по периметру территории РФ и на близлежащих ТВД.
В крупномасштабной войне с высокотехнологичным противником применение данных комплексов, по нашему мнению, во многих ситуациях не обеспечит гарантированное выполнение боевых задач воинскими формированиями, поскольку подлетное время до целей крылатых ракет (КР), как правило, измеряется десятками минут. То есть наряд КР «Калибр-М» для надежного поражения заданных целей должен заведомо превышать существующие нормативные требования. Это означает, что в ходе модернизации комплекса на одной подвижной грунтовой пусковой установке целесообразно иметь не менее двух—четырех КР.
Вместе с тем оснащение воинских формирований модернизированными «Калибрами» вынудит потенциального противника вложить весьма значительные средства в развитие эшелонированной системы противоракетной обороны (ПРО), в том числе на нетрадиционных и угрожаемых направлениях континентальных ТВД. Ведь создание эффективных оборонительных систем обычно обходится в 5—10 раз дороже, чем ударных комплексов.
С учетом вышеизложенного можно систематизировать задачи подготовки асимметричных ответов, способы их реализации и оценки возможных (достигаемых) результатов (табл.).
В целях своевременного и качественного решения представленных в таблице задач по подготовке комплексных асимметричных ответов при обеспечении военной безопасности государства целесообразно, на наш взгляд, руководствоваться следующими основными подходами.
Таблица
Содержание задач подготовки асимметричных ответов, способы их реализации и оценки возможных результатов
Задачи
Содержание
Способы решения и (или) оценки результатов
Задача № 1:
Предотвращение негативного для РФ развития ВПО и СЭО
Прогнозирование развития ВПО и СЭО на основе проработки сценариев дальнейшего ведения Западом санкцион-ной войны против РФ, в том числе наиболее опасных для военной и гражданской экономики и жизнедеятельности населения РФ.
В целях блокирования негативного развития ВПО и заблаговременной отработки асимметричных ответов и их реализации в реальном масштабе времени оценить в различных вариантах противоборства (без применения военной силы) возможные последствия для РФ и наиболее вероятные пути перехода к военным конфликтам различной интенсивности.
Всестороннему рассмотрению и оценке подлежат не только объекты государственного управления потенциального противника, но и его объекты государственной и общественной безопасности, в том числе объекты массового проживания людей и повседневного жизнеобеспечения населения (водо- и теплоснабжения, обеспечения продовольствием и т. п.), топливно-энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры, другие критически важные и потенциально опасные объекты. Создание благоприятных военно-технических условий для гарантированной защиты жизненно важных интересов РФ путем поддержания научно-технологического и воен-но-технического потенциала страны на уровне, адекватном существующим и прогнозируемым (потенциальным) военным угрозам
Исключение прямого военно-технологического соперничества со странами, угрожающими суверенитету и территориальной целостности РФ, путем существенного обесценивания их производственно-технологических и военно-технических преимуществ, например, на основе «закрывающих технологий», позволяющих сокращать потребность в ресурсах, включая человеческие. Закрывающие технологии дают возможность путем использования заранее созданных научно-технологических заделов нанести дозированный урон экономике потенциального противника путем развертывания конкурирующего производства на основе более перспективной и экономически выгодной технологии.
Для обоснования необходимости разработки новых и совершенствования существующих асимметричных систем вооружения (АСВ) перманентно уточнять перечни наиболее важных и потенциально опасных объектов противника, подлежащих поражению, и наиболее уязвимых объектов в системе государственного управления, инфраструктуре жизнеобеспечения населения и ядерном, химическом, транспортном, военно-промышленном и других комплексах
о и
и о
а
3
и X
о к Й §
М
н Я о S и и S w
Я Л
> S
Iii
в в
и И х
о S
Sj|
ЙЙЗ
ow н
W
и н о
W
и
W
о
о
и
о
о н
в
о
а о о о и о
В В w
Задача №2: Недопущение и отражение агрессии в крупномасштабной обычной (ядерной) войне Разработка (уточнение) сценариев недопущения и отражения агрессии и проработка вопросов решения боевых задач в крупномасштабной обычной (ядерной) войне путем упреждающего создания стратегических АСВ в обычном и ядерном оснащении. На основе разработки высокоэффективных асимметричных образцов, комплексов и систем вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) обеспечить надежное поражение наиболее уязвимых функциональных элементов основных систем и ключевых стратегических объектов противника, его военной и государственной инфраструктуры. Асимметричные ответы в стратегическом военно-техническом соперничестве с потенциальным противником РФ должны обеспечивать нанесение ему неприемлемого ущерба в любых условиях развития ВПО, в том числе при противодействии трем базовым концепциям США (НАТО): единого геоцентрического ТВД; быстрого глобального удара; адаптированного планирования боевого применения стратегических наступательных сил Перманентное уточнение уязвимых мест в системе государственного управления потенциального противника, его военной, государственной и общественной безопасности и своевременная постановка военно-технических задач подготовки асимметричных ответов для эффективного противодействия США при реализации ими негласной доктрины стратегической неуязвимости. Определение перечня приоритетных объектов, подлежащих уничтожению АСВ или иному воздействию (временному выводу из строя и др.) с учетом уровня их защищенности и готовности к функционированию в различных условиях развития ВПО. Особое внимание при этом следует уделять выявлению критичных по времени поражения целей, чтобы исключить нанесение противником так называемого контрсилового удара по стратегическим ядерным силам (СЯС) России. Упреждающее создание научно-технического задела для разработки стратегических наступательных и оборонительных АСВ
Задача № 3: Недопущение развязывания региональных и локальных войн и вооруженных конфликтов и решение боевых задач группировками войск (сил) ВС РФ с учетом боевого применения асимметричных образцов, комплексов и систем ВВСТ Составление и систематизация возможных сценариев предотвращения и ведения региональных и локальных войн и вооруженных конфликтов, прежде всего по периметру РФ (на стратегических и операционных направлениях). Поиск наиболее эффективных способов решения боевых задач в прогнозируемых сценариях военных конфликтов на различных ТВД и тактико-технико-экономическое обоснование необходимости разработки новых и совершенствования существующих нестратегических асимметричных образцов, комплексов и систем ВВСТ Для обоснования необходимости разработки новых и совершенствования существующих нестратегических видов и типов вооружения для подготовки асимметричных ответов составить (уточнить) перечни наиболее важных и потенциально опасных объектов противника в сценариях боевых действий и демонстрационных мероприятиях. Разработка и принятие на вооружение АСВ должна обеспечивать достижение требуемых уровней поражения наиболее уязвимых функциональных элементов основных систем и ключевых объектов высокотехнологичного противника при его активном противодействии в ходе ведения боев и операций на различных ТВД. Упреждающее создание НТЗ для разработки нестратегических асимметричных ВВСТ, предназначенных для решения задач в региональных, локальных войнах и вооруженных конфликтах
Первое. Асимметричный ответ в военно-технической сфере рассматривать не только как эффективное средство решения боевых задач в операциях различного масштаба, но и как способ сдерживания агрессора от развязывания крупномасштабной, региональных, локальных войн и вооруженных конфликтов путем подготовки оригинальных мер противодействия. Ответ подобного рода, создавая для противника угрозу неприемлемого боевого применения отечественных АСВ (в обычном или ядерном снаряжении), будет, на наш взгляд, способствовать упреждающему и адекватному решению задач силовой политики с помощью «жесткой силы», «силы принуждения» или «мягкой силы»16.
Такой подход полностью отвечает установкам военно-политического руководства страны по обеспечению национальной безопасности и суверенитета РФ исходя из принципа оборонной достаточности. Так, Президент РФ В.В. Путин, акцентируя внимание на необходимости ответных асимметричных мер в связи с выходом США из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, в По-
Оснащение воинских
формирований модернизированными «Калибрами» вынудит потенциального противника вложить весьма значительные средства в развитие эшелонированной системы противоракетной обороны, в том числе на нетрадиционных и угрожаемых направлениях
континентальных ТВД. Ведь создание эффективных оборонительных систем обычно обходится в 5—10раз дороже, чем ударных комплексов.
слании Федеральному Собранию подчеркнул: «Россия будет вынуждена создать и развернуть виды вооружений, которые могут быть использованы не только в отношении тех территорий, с которых для нас будет исходить соответствующая прямая угроза, но и в отношении тех территорий, где находятся центры принятия решений по применению угрожающих нам ракетных комплексов»17.
Во исполнение данных и других установок Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии В.В. Герасимов на военно-научной конференции, посвященной развитию военной стратегии (2 марта 2019), поставил задачу «обеспечить техническое, технологическое, организационное превосходство над любым потенциальным про-тивником»19 и далее отметил: «Это требование должно стать ключевым при постановке задач и перед ОПК на разработку новых образцов вооружения»20. При этом он подчеркнул: «Вооруженные Силы должны быть готовы к ведению войн и вооруженных конфликтов нового типа с использованием классических и асимметричных способов действий»21.
В связи с этим комплексная подготовка асимметричных ответов в целях реализации стратегии активной обороны должна стать одним из наиболее эффективных и рациональных (с военно-экономической точки зрения) способов предотвращения и отражения агрессии и изменения ВПО в мире. Данным ответам должен отдаваться приоритет при анализе ключевых проблем национальной (военной) безопасности, военного строительства и обороны страны.
Второе. С учетом имеющихся финансово-экономических, кадровых, научно-технологических и иных ресурсов разработать и поэтапно реализовать систему мер обеспечения
Комплексная подготовка асимметричных ответов в целях реализации стратегии активной обороны должна стать одним из наиболее эффективных и рациональных (с военно-экономической точки зрения) способов предотвращения и отражения агрессии и изменения ВПО в мире. Данным ответам должен отдаваться приоритет при анализе ключевых проблем национальной (военной) безопасности, военного строительства и обороны страны.
стратегической уязвимости США и их сателлитов, в том числе в самых жестких сценариях складывающейся и прогнозируемой ВПО.
Для достижения приемлемого уровня уязвимости противника следует окончательно отказаться от реализации принципов «военного паритета» и «прямого военно-технологического соперничества» с США (НАТО). Целесообразно сделать упор на реализацию «принципа оборонной достаточности», предусматривающего эффективное принятие мер по упреждающей нейтрализации угроз безопасности государства на основе асимметричных, частично скрытых, значительно более дешевых систем вооружения, наносящих неприемлемый ущерб в наиболее уязвимых для противника областях, например жизнеобеспечения населения.
Для системной реализации мер достижения стратегической уязвимости США и их сателлитов предлагается разработать Стратегию асимметричного противодействия высокотехнологичному потенциальному противнику, включающую меры противодействия в информационной сфере, в воздушно-космическом пространстве, на континентальных ТВД и др. На основе данной стратегии следует добиваться высокого уровня способности ВС РФ обеспечивать суверенитет и национальную безопасность России с учетом конкретных вызовов и угроз, не ограничиваясь тактико-технико-эко-
номическим обоснованием АСВ для проведения операций и рассмотрением применения асимметричных форм и способов вооруженной борьбы глубиной до 1000 км (или немного более) от российских границ. Также следует обратить особое внимание на разработку АСВ для ведения современных «гибридных войн».
Стратегию следует дополнить и увязать с другими вновь разрабатываемыми документами, необходимыми для ее полноценной реализации. В частности, для научно-технологического и кадрового обеспечения стратегии и в целях повышения военно-экономической эффективности готовящихся асимметричных ответов целесообразно разработать и поэтапно реализовать долгосрочные Концепцию развития военно-технической науки и Концепцию развития системы инженерного образования22. Данные документы должны иметь федеральный статус и носить межведомственный характер, поскольку ведомственный подход заведомо не обеспечит системную подготовку и военно-экономическую целесообразность разработки асимметричных ответов.
Третье. При подготовке асимметричных ответов в рамках указанной выше Стратегии асимметричного противодействия высокотехнологичному потенциальному противнику следует выделять и системно рассматривать четыре иерархических уровня (рис. 3).
Рис. 3. Иерархические уровни рассмотрения асимметричных ответов
Данный подход необходим прежде всего в связи со следующими обстоятельствами. В современных условиях упреждающий удар США по важнейшим наземным объектам РФ (например, основы СЯС РФ — Ракетным войскам стратегического назначения) с высокой вероятностью может быть нанесен в ходе вооруженных конфликтов, подготовленных и развязанных по периметру РФ. В частности, вполне возможно нанесение скоординированного удара высокоточным оперативно-тактическим (оперативно-стратегическим) и тактическим оружием, доставляемым тактической авиацией, морскими (речными) гражданскими судами, снаряженными контейнерами с оперативно-тактическими ракетами (баллистическими и крылатыми), диверсионно-разведывательными группами, террористическими формированиями и др.
Недавний односторонний выход США из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
подтверждает высокую вероятность реализации подобного сценария. Поэтому нельзя ограничиваться рассмотрением традиционных планов нанесения противником массированного ракетно-ядерного удара и (или) быстрого глобального удара, требуется комплексная проработка всех возможных сценариев нападения на объекты и пункты управления государством и ВС РФ. На их основе должны вырабатываться военно-технические решения защиты подвижных грунтовых и шахтных пусковых установок, а также системы управления РВСН.
Выход из подобной ситуации видится в резком наращивании возможностей ударного и оборонительного кинетического оружия повышенной эффективности с акцентом на создание гиперзвукового оружия по противодействию высокоточному сверхзвуковому оружию потенциального противника в обычном и специальном оснащении в конфликтах различной ин-
тенсивности. Данное положение, по нашему мнению, следует рассматривать как кардинальное направление развития кинетического оружия, особенно гиперзвукового. При этом комплексному анализу подлежат все сферы возможного военно-технического противоборства: воздушно-космическая, прежде всего атмосфера и стратосфера; сухопутная, в том числе горы, пустыни, лесисто-болотистая местность и т. п.; океанские и морские акватории, их надводная, подводная и прибрежная зоны; информационная (кибервойны) и др.
Необходимо отметить, что весьма актуальными в настоящее время и требующими самостоятельного рассмотрения стали зоны экстремально холодного климата: Арктика и Антарктика, а также инфраструктура и другие системы обеспечения жизнедеятельности населения.
Четвертое. Систему стратегического развития ВВСТ перенацелить на разработку прежде всего АСВ, признанных приоритетными в стратегии и документах программно-целевого пла-нирования23. Для этого целесообразно создать методику комплексной подготовки асимметричных ответов при обосновании и реализации программ вооружения — разделов Государственной программы вооружения (ГПВ). Предложения по разработке такой методики будут представлены в следующем номере настоящего журнала.
Тактико-технико-экономические обоснования по разработке и модернизации ВВСТ и оценке реализуемости проекта ГПВ с позиций всестороннего использования критерия «время—затраты—эффективность» должны быть увязаны с подготовленными предложениями на четырех иерархических уровнях (рис. 3) по асимметричным и не асимметричным образцам и системам вооружения до их окончательного включения в ГПВ.
В целом АСВ целесообразно рассматривать как универсальное, многоцелевое оружие. Включение данных средств вооружения в проект ГПВ обеспечит на ближайшую и среднесрочную перспективу их согласованное и эффективное применение в рамках демонстрационных, дипломатических и других мер невоенного типа.
Таким образом, разработка и принятие на вооружение АСВ в комплексе с внедрением других эффективных видов и способов воздействия на противника в целях создания угрозы непосредственного надежного поражения его объектов, как правило, позволяет получить синергетический эффект. Так, развертывание беспилотного подводного аппарата «Посейдон» в какой-либо акватории океанской или морской зоны следует рассматривать не только как важное звено подготовки и ведения стратегической операции, но и как прикрытие действий более низкого уровня или невоенного типа.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Свиридова А. Векторы развития военной стратегии. Доклад начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ «Об основных направлениях развития военной стратегии и задачах военной науки» // Красная звезда. 2019. 4 марта. URL: http://redstar.ru/vektory-razvitiya-voennoj-strategii/ (дата обращения: 05.03.2019).
2 Неукропный А. США собрались бить первыми: тревожные новости из Пен-
тагона // ОКО ПЛАНЕТЫ. 2019. 10 марта. URL: https://oko-planet.su/politik/politi-karm/483354-ssha-sobralis-bit-pervymi-trevozhnye-novosti-iz-pentagona.html (дата обращения: 10.03.2019).
3 Генерал США назвал противников, из-за которых пройдет реформа армии // ИА «Красная весна». 2019. 8 марта. URL: https://rossaprimavera.ru/news/98a3a71c (дата обращения: 10.03.2019).
4 Алфёров Ж.И. Русские стали пер-восоздателями государства социальной справедливости // Военное обозрение. 2017. 12 ноября. URL: https://topwar. ru/129360-zhores-alferov-russkie-stali-pervosozdatelyami-gosudarstva-socialnoy-spravedlivosti.html (дата обращения: 29.08.2019).
5 В России предложили развернуть Гольфстрим для уничтожения США. URL: https://news.mail.ru/society/35820812/ (дата обращения: 26.01.2019).
6 Баталов А. Национальная кибер-стратегия США (2019) // Зарубежное военное обозрение. 2019. № 2. С. 3—11.
7 Трамп лично проверил на прочность «российский» Интернет // Военно-промышленный курьер. № 7 (770). 27 февраля 2019. URL: https://vpk-news.ru/ news/48656 (дата обращения: 27.02.2019).
8 Смирнов В., Лушникова А. «Мы должны быть на шаг впереди»: в Генштабе РФ рассказали об американской военной стратегии «Троянский конь» // RT на русском. URL: https://russian.rt.com/russia/ article/607379-ssha-strategiya-troyanskii-kon (дата обращения: 03.03.2019).
9 Сунь-Цзы. Искусство войны. URL: http://militera.lib.ru/science/sun-tszy/01. html (дата обращения: 11.03. 2019).
10 Свиридова А. Векторы развития военной стратегии. Доклад об основных направлениях развития военной стратегии и задачах военной науки начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ // Красная звезда. 2019. 4 марта. URL: http://redstar.ru/vektory-razvitiya-vo ennoj-strategii/ (дата обращения: 5.03.2019).
11 Генерал-полковник Кондаков Е.Е. Невоенные меры обеспечения военной безопасности РФ и основные проблемы их реализации // Mil.PressFLOT. URL: https:// flot.com/publications/books/shelf/safety/11. htm (дата обращения: 24.12.2018).
12 Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Об оценке соответствия научно-технологической безопасности задачам обеспечения обороноспособности России и наукоемкого развития экономики // Военная Мысль. 2017. № 1. С. 5—15.
13 Делягин М.Г. «Петля Кудрина» и «клещи Трампа»: 4 главных удара по России // Свободная пресса. 2018. 9 ноября. URL: https://svpressa.ru/economy/article/215554/ (дата обращения: 27.02.2019).
14 Маржецкий С. Без разрешения США Россия не может продавать «Су-перджеты». Как так вышло? // Репортер. 7 января 2019. URL: https://topcor.ru/4825-ssha-ne-pustjat-na-1-5-amerikanskij-suhoj-superdzhet-100-v-iran.html (дата обращения: 27.02.2019).
15 Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Методические основы формирования асимметричных ответов в военно-техническом противоборстве с высокотехнологичным противником // Военная Мысль. 2019. № 2. 2019. С. 5—14.
16 Егоров О. Жесткая сила России // Военное обозрение. 2019. 6 января. URL: https://topwar.ru/152143-zhestkaja-sila-rossii.html (дата обращения: 27.02.2019).
17 Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 2019. 20 февраля. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/ 59863/videos (дата обращения: 21.02.2019).
18 «Закрывающие Технологии» и война Судного Дня // Yablor. 2013. 15 декабря. URL: https://yablor.ru/blogs/zakrivayuschie-tehnologii-i-voyna-s/3727036 (дата обращения: 05.03.2019).
19 Свиридова А. Векторы развития военной стратегии. Доклад об основных направлениях развития военной стратегии и задачах военной науки начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ // Красная звезда. 2019. 4 марта. URL: http://redstar.ru/vektory-razvitiya-voennoj-strategii/ (дата обращения: 05.03.2019).
20 Там же.
21 Там же.
22 Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Концептуальные основы системы инженерного образования // Машиностроение и инженерное образование. 2015. № 3. С. 60—72.
23 Селиванов В.В., Ильин Ю.Д. Некоторые проблемы стратегического планирования развития вооружения и пути их решения // Известия РАРАН. 2019. № 1. С. 37—46.