УДК 338.28
ОЦЕНКА УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ОБЩЕСТВА Линькова Наталья Викторовна, магистрант, (linkova [email protected]) Титова Оксана Васильевна, к.э.н., доцент Липецкий государственный технический университет ([email protected])
В статье освещаются разные аспекты распространения digital-технологий в обществе, которые влекут за собой обучение и повышение квалификации сотрудников. Система обучения также переходит на новый уровень передачи и контроля знаний через новые платформы и программные продукты.
Ключевые слова: цифровая экономика, статистика, обучение, кадры, программные продукты, показатели, программа Правительства, конкуренция, компания, SuccessFactors.
Влияние цифровой экономики безусловно велико. Новые технологии все больше присутствуют в нашей жизни, практически полностью меняют ход нашей деятельности, структуру работы процессов работы, социального взаимодействия. Уже сложно представить себе день без использования информационных технологий. На работе, дома, на прогулке везде берем с собой «умных» помощников: телефон, плеер, ноутбук и другое. Сегодня мы проживаем 31-часовой день, так как совмещаем несколько дел одновременно. Мы все чаще слышим, что жизнь стала идти быстрее с развитием технологий, хотя, казалось бы, все сервисы направлены на сокращение трудозатрат человека.
По представленным в отчетах агентства We are Social6 и платформы Hootsuite данным, сегодня во всем мире интернетом пользуется 4,021 миллиарда человек, что на 7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше половины населения земного шара теперь в сети, и около четверти миллиарда из них вышли в сеть впервые в 2017 году. Наиболее активно осваивают новые технологии народы Африки, там количество пользователей интернета возросло более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одними из ключевых факторов роста интернет-аудитории в этом году стали удобные смартфоны и недорогие тарифы на мобильный интернет.
В 2017 году более 200 миллионов человек впервые стали владельцами мобильных устройств, и теперь 2/3 из 7,6 млрд мирового населения имеют мобильный телефон, что на 4% больше, чем год назад. Технологии разви-
6 We are Social - аналитическое агентство, специализирующееся на онлайн-коммуникациях и нативной рекламе.
7 Hootsuite - это платформа управления социальными сетями, созданная Райаном Холмсом в 2008 году.
ваются, сейчас 80% мобильных телефонов относятся к классу «умных», поэтому людям становится все проще получить доступ ко всем возможностям, которые предлагает интернет, из любой точки мира.
Социальные сети не остаются в стороне. В последние 12 месяцев количество пользователей на наиболее известных социальных сайтах увеличивалось ежедневно на почти 1 миллион уникальных входов. Каждый месяц с социальными сетями взаимодействуют более 3 миллиардов человек, при этом приоритет отдается мобильному телефону. На сегодня аудитория социальных сетей насчитывает 3,196 млрд. человек, в прошлом году этот показатель был на 13% ниже.
После поручения в декабре 2016 г. президентом РФ В.В. Путиным правительству страны совместно разработать и утвердить программу «Цифровая экономика Российской Федерации», согласно которой планируется к 2025 г. достигнуть ряда показателей, существенно улучшающих качество жизни населения.
Основные показатели национальной программы представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Цели, целевые и дополнительные показатели _национальной программы_
№ п/ Цель, целевой показатель, дополнительный Базовое значение Период, год
п показатель Значение 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
1 Ежегодный рост валового внутреннего продукта за счет развития цифровой экономики без учета других факторов, % - 0,3 0,5 0,7 0,9 1 1,1
2 Доля населения, обладающего цифровой грамотностью (не менее четырех базовых цифровых навыков), % 17 18 20 24 27 31 34 38
3 Доля государственных услуг, функций и сервисов, предоставленных в цифровом виде, % - 40 45 53 65 78 89
4 Доля государственных услуг, функций и сервисов, предоставленных без необходимости личного посещения государственных органов и иных орга- - 15 20 25 30 35 40
низаций, %
5 Доля организаций, использующих системы информатизации и автоматизации бизнес-процессов (CRM, ERP, SCM-системы), в общем числе организаций, % 15,9 17 20 24 28 32 35 38
6 Доля населения, использующего информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для заказа товаров и (или) услуг, в общей численности населения, % 29,1 32 35 38 41 44 47 50
7 Российская Федерация входит в топ-5 стран с низкой стоимостью мобильного Интернета да Да да да да да да
8 Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет», % - - - - - - 97
9 Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных, % - - 1,5 2 3 4 5
10 Доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети «Интернет», маршрутизируемого через иностранные серверы, % 60 50 40 35 30 25 15 10
11 Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти ино- 60 <50 < 40 <30 <20 <15 <10 <10
странного программного обеспечения, %
12 Индекс объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами отрасли информационных технологий (в % к предыдущему году в сопоставимых ценах) - - 107,2 108,2 108,4 108,5 108,6 108,6
13 Рост доли внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников в валовом внутреннем продукте, % - 0,3 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5
Презентация окончательной версии программы «Цифровая экономика» состоялась в июне 2017 г. Эта программа описывает 8 направлений развития: госрегулирование, информационная инфраструктура, исследования и разработки, кадры и образование, информационная безопасность, государственное управление, «умный город» и цифровое здравоохранение. Эти направления условно можно объединить в 3 раздела цифровой экономики.
Верхний уровень - программы и продукты, где создается добавленная стоимость. Средний - слой компетенций, где создаются платформы, на базе которых возникают продукты. Здесь происходят исследования и разработки. И третий уровень - это основа, состоящая из инфраструктуры, квалифицированных кадров и регуляторной среды, которая благоприятствует трансформации под цифровые технологии.
Рассмотрим подробнее третий уровень - квалификацию кадров. Несмотря на важность всех направлений, проблема кадров и образования выделяют одну из главных, ведь от специалистов зависит работа программных продуктов, эффективное использований технологий, соблюдение методологий и в целом все процессы.
В связи с повсеместным прогрессом, сотрудникам также требуется дополнительное обучение, переквалификация, а также профессиональная подготовка студентов, будущих сотрудников организации. Для целей управления персоналом, в том числе и корпоративного обучения сотрудников используется различные системы. На российском рынке систем автоматизирующих управление персоналом представлены лишь некоторые зарубежные решения, таких компаний как: Oracle, Lumesse, Sap и Saba. Но важно отметить, что существуют российские системы, автоматизирующие
управление персоналом: WebSoft, 1C. Лидирующие позиции на российском рынке по-прежнему занимают Sap и Oracle.
Проанализировав российский и зарубежный рынок информационных систем, была выявлена следующая тенденция: большая часть компаний малого и среднего размера предпочитают внедрять ПО отечественных производителей, тогда как крупные компании и компании, имеющие западных инвесторов, часто предпочитают иностранные информационные системы. Широко представлены на российском рынке автоматизации управления персоналом, следующие системы:
- Successfactors;
- Saba Cloud;
- Lumesse ETWeb;
- Oracle Talent Management Cloud;
- 1C: «Зарплата и управление персоналом»;
- WebTutor от компании WebSoft.
SuccessFactors также занимает лидирующее место (общая оценка 4,0, максимальная оценка 4,6 у Ceredian) по мнению конечных пользователей, опубликованных Gartner - известной исследовательской и консалтинговой компанией, специализирующаяся на рынках информационных технологий.
По данным одной из крупных московских консалтинговых компаний с 2016 года количество внедряемых проектом увеличивается на 34%.
У продукта есть предложения для всех шести модулей пакета TalentManagment, в том числе и Learning, который можно приобрести независимо от основного модуля HR (SAP SuccessFactors Employee Central). Пгатформа доступна полностью через публичное облако. По оценкам Gartner, у SuccessFactors более 6400 клиентов и более 50 миллионов подписчиков по всему миру, большинство из которых используют функции управления эффективностью, обучения и рекрутинга.
Модуль SuccessFactors Learning имеет следующие возможности:
- плaнирование процесса обучения;
- организация процесса обучения с учётом требований и условий обучения;
- обязaтельное обучение в соответствии с требованиями и правилами организации;
- учёт и оценка результатов прохождения обучения;
- самостоятельное и социальное самообучение;
- поддержка различных форматов обучения;
- оценка и тестирование участников обучения;
- хранилище контента iContent;
- отчётность для определения бизнес-результатов обучения (ROI);
Особенностями решения «Обучение персонала» выступают:
1) Подсказки, которые сделают обучение и обмен знаниями простыми и доступными любому сотруднику. Это позволяет ускорить процесс обу-
чения, сделать его интересным. Сотруднику не нужно постоянно искать среди множества страниц инструкции или отвлекать коллег, чтобы найти алгоритм какого-либо небольшого процесса.
2) Автоматический подбор и предложение обучающего контента сотруднику на основании анализа его должности, квалификации и прочих данных (Big Data). Таким образом, продукт создает мотивацию на обучение, позволяет актуализировать знания в соответствии с новыми стандартами по мере необходимости.
3) Инструмент руководителя и менеджера по обучению для планирования и согласования потребностей и затрат на обучение. Данная возможность упрощает процесс бюджетирования данного направления и снижать риски перерасхода бюджета.
4) Баллы и награды за прохождение разных видов обучения. Новая и интересная тенденция геймификации присутствует в обучении. Продукт SAP SF LMS идет в ногу со временем и позволяет применять игровую систему обучения.
5) Портал для обучения внешних пользователей с настраиваемым и брендированным интерфейсом и возможностью продажи курсов. Это способствует привлечению не только сотрудников компании, но и учеников, студентов учебных заведений, которые интересуются карьерой в данной компании, а также преподавателей, которые смогут использовать новые методы и знания в своей работе.
6) Предоставление сотрудникам доступа к популярным курсам Massive Open Online Courses (MOOCs) непосредственно из корпоративной обучающей системы. Эта возможность позволит решить проблему в тех компаниях, где основная часть информации является коммерческой тайной, и вход во многие внешние ресурсы запрещен.
7) Доступ к обучающему контенту оффлайн на iOS и Android.
Продукт SuccessFactors используют многие крупные российские компании. В частности SuccessFactors learning используют «Лаборатория Кас-перского», ЗАО «КРОК ИНКОРПОРЕЙТЕД», ПАО «Ростелеком», АО «ОХК «УРАЛХИМ», ПАО «НЛМК» и другие.
Персонал — это самая крупная инвестиция любой компании. От того, сколько работодатели вкладывают в обучение и развитие своих сотрудников, зависит конечный результат работы организации, эффективность выполненной работы. Многие уже на своем опыте убедились в том, что из двух равнозначных профессионалов больше пользы ему принесет тот, который удовлетворен своей работой не только материально, но и морально. При условии быстрого темпа развития общества, мобильность сотрудников возрастает, повышается конкуренция между компаниями.
Соответственно, если компания способна конкурировать не только в технологиях, но организовывать комфортные условия работы, обучать и развивать сотрудников, предоставлять возможности роста, то они будут оставаться в компании и показывать высокие результаты работы.
Развитие персонала организации поможет создать сильную команду, наладит оптимальную работу подразделений, а, значит, и сделает предприятие более эффективным и прибыльным в условиях перехода к цифровой экономике.
Список литературы
1. Абдрахманова Г. И. Индикаторы цифровой экономики 2017: статистический сборник / Л. М. Гохберг , М. А. Кевеш , Г.Г. Ковалева, М.Н. , М.Н. Куцемир, И.А. Кузнецова, И.С. Лола, Г.В. Остапкович, З.А. Рыжикова, С.Ю. Фридлянова // Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 320 с.
2. Акаткин Ю.М., Карпов О.Э., Конявский В.А., Ясиновская Е.Д. Цифровая экономика: концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли // Моделирование социальных и экономических систем, 2017. - №4(42). - С. 5-11.
3. Ахромеева Т.С. Смыслы и ценности цифровой реальности: будущее. Войны. Синергетика / Т.С.Ахромеева, Г.Г.Малинецкий, С.А.Посашков // Филос. Науки, 2017. -N 6. - С.104-120.
4. Бауэр В.П. Блокчейн как основа формирования дополненной реальности в цифровой экономике / В.П.Бауэр, С.Н.Сильвестров, П.Ю.Барышников // Информ. Общество, 2017. - N 3. - С.30-40.
5. Бестужева О.Ю. Некоторые особенности развития цифровой экономики / О.Ю.Бестужева, О.Н.Вершинская // Энергетическая политика, 2017. - N 5. - С.49-57.
6. Бигаев З.В. Перспективы развития цифровой экономики// Научный журнал «Студенческий», 2018. - №8(28). - С. 23-27.
7. Бондарик В.Н. Некоторые информационно-технологические аспекты цифровой экономики / В.Н.Бондарик, А.В.Кудрявцев, А.А.Лощинин // Микроэкономика, 2017. -N 4. - С.67-71.
8. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика, 2018. - N 11. - С.5-18.
9. Ведута Е.Н. Цифровая экономика приведет к экономической киберсистеме // Ме-ждунар. Жизнь, 2017. - N 10. - С.87-102.
10. Войнова К.Н., Титова О.В. Влияние цифровой трансформации на развитие экономики / Войнова К.Н., Титова О.В. // Центральный научный вестник, 2018. - Том 3 (май). - №10 (51) - С. 90-91.
11. Грамматчиков А. Золотой век «цифры». Наступает / А.Грамматчиков, Т.Гурова // Междунар. публ. и частное право. - 2017. - N 3. - С.10-15.
12. Дыжин А. Цифровая экономика майнит // Эксперт-Сибирь, 2017. - N 41-42. -С.24-26.
13. Козырев А.Н. Моделирование НТП, упорядоченность и цифровая экономика // Экономика и мат. Методы, 2016. - Т.47, N 4. - С.131-142.
14. Косенкова В.А., Титова О.В. Роль государства в цифровизации экономики / Косенкова В.А., Титова О.В. // Центральный научный вестник, 2018. - Том 3 (май). -№10 (51) - С. 92-93.
15. Кунцман А.А. Трансформация внутренней и внешней среды бизнеса в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uecs.ru/ тёех.рИр? орйоп= com_flexicontent&view=items&id=4131 (дата обращения: 24.12.2018).
16. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/28653/ (дата обращения на 23.12.2018).
17. Перечень поручений Президента России по реализации Послания Федеральному Собранию (№Пр-2346 от 5 декабря 2016 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425 (дата обращения на 23.12.2018).
18. Петросян А. Что нужно знать о цифровой экономике и ее перспективах- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3063024 (дата обращения: 24.12.2018).
19. Послание Президента Федеральному Собранию [1.12.2016] // Президент России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения на 23.12.2018).
20. Пряников М.М., Чугунов А.В. Блокчейн как коммуникационная основа формирования цифровой экономики: преимущества и проблемы // International Journal of Open Information Technologies, 2017. № 6(5). С. 49-55.
21. Сагынбекова А.С. Цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России // Международный научно-технический журнал «ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА. ИННОВАЦИИ», 2018. - С. 1-13.
22. Титова О.В., Линькова Н.В. Роль оценки персонала на предприятии. Метод "оценка 360"/Титова О.В., Линькова Н.В. // Производительность труда и факторы ее повышения в цифровой экономике: материалы международной научно-практической конференции. Воронеж, 15-16 февраля 2018 г. - Воронеж: Научная книга, 2018. - С. 7577.
23. Цифровая экономика вошла в список направлений стратегического развития [19.07.2017] // РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/ rbcfreenews/ 596f76a59a794733a47de689 (дата обращения на 23.12.2018)
24. Цветков В. А. Реализация стратегий новой индустриализации экономики / В. А. Цветков, И.М. Степнов, Ю.А. Ковальчук // Вестник Финансового университета, 2016. -Т. 20. - №6 (96). - С. 19-30.
Linkova Natalya Viktorovna, graduate student, (linkova [email protected])
Oksana V. Titova, Ph.D., Associate Professor, Department of Economics, Lipetsk State
Technical University (titova [email protected])
STATISTICAL INDICATORS OF DIGITALIZATION OF MODERN SOCIETY
Abstract: The article covers the topic of the spread of digital technologies among society, which entail education and staff development. The training system also moves to a new level of knowledge transfer and control through new platforms and software products, which are described in the article.
Keywords: digital economics, statistics, training, personnel, software products, indicators, Government program, company.