УДК 159.9.07: 159.943: 378 doi 10.24411/2221-0458-2022-101-14-24
ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ СТРАТЕГИЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Куулар Ш.В., Будук-оол Л.К.
Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия
ASSESSMENT OF THE LEVEL OF ANXIETY IN STUDENTS WITH DIFFERENT STRATEGIES OF BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS
Sh.V. Kuular, L.K. Buduk-ool Tuvan State University, Kyzyl, Russia
В работе проведено исследование по оценке уровня тревожности у студентов Тувинского государственного университета с разной стратегией поведения в конфликтных ситуациях. Контингент студентов был дифференцирован на 3 группы на основании оценки эффективности предпочтительной стратегии поведения в конфликтных ситуациях по методике К. Томаса, согласно предложенной Т. В. Черняевой классификации стратегий, на основе критериев удовлетворенности сторон и продуктивности взаимодействия. Уровни реактивной и личностной тревожности определялись с помощью теста Ч.Д. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина. В результате исследования тревожности установлено, что уровень тревожности оказывает противоположное влияние на выбор стратегии поведения в конфликт у юношей и девушек.
Ключевые слова: стратегия поведения; конфликт; тревожность; реактивная тревожность; личностная тревожность
In this paper, a study on assessment of the level of anxiety in Tuvan State University students with different strategies of behavior in conflict situations was conducted. The students were differentiated into 3 groups based on the evaluation of the effectiveness of the preferred strategy of behavior in conflict situations according to the methodology of K. Thomas, according to the classification of strategies proposed by T. V. Chernyaeva, based on the criteria of satisfaction of the parties and the productivity of interaction. The levels of reactive and personal anxiety were determined using the C.D. Spielberger test modified by Yu.L. Khanina. As a result of the study of
anxiety, it was found that the level of anxiety has the opposite effect on the choice of a strategy of behavior in conflict in boys and girls.
Keywords: behavior strategy; conflict; anxiety; reactive anxiety; personal anxiety
ВВЕДЕНИЕ
В образовательной системе, как и в других системах, предполагаются межличностные отношения, сопровождающиеся конфликтами, возникающими между студентами, оказывающими негативное влияние на качество учебной деятельности [8; 11]. Исследованию конфликта и конфликтного поведения в литературе посвящено достаточное количество работ, однако большинство из них рассматривают конфликт с точки зрения психологии.
В основе любого конфликта имеется противоречие, однако не всякое противоречие приводит к конфликту, т. е. конфликт - это крайняя форма проявления противоречия [10]. Конфликты возникают при нарушении взаимоотношений, потере взаимопонимания и доверия между людьми. Затрагивая интересы
конфликтующих людей, они приводят к чувству неудовлетворенности и
напряжения. Длительно неразрешенная конфликтная ситуация является одной из первопричин стресса и возникающего на этой почве застойного эмоционального возбуждения с последующей
дезинтеграцией физиологических функций [18]. Множество личностных особенностей
влияют как на выбор стратегии в разрешении конфликта, так и на появление стресса в результате межличностного взаимодействия конфликтующих сторон [7]. Среди личностных детерминант, определяющих поведенческие реакции индивида в проблемной ситуации, можно выделить реактивную и личностную тревожность. Личностная тревожность является показателем субъективной оценки человеком возможностей формирования механизмов защиты от стресс-факторов, степень выраженности которых во многом определяет состояние психологической адаптации [6].
Методологической основой нашего исследования послужил принцип диспозиционного подхода Анцупов А.Я., Шипилов А.И. [1], в котором в качестве особенностей конфликтного поведения рассматриваются личностные причины, которые связаны с личностными свойствами человека, без учета ситуации и адекватности использования той или другой стратегии поведения в определенных обстоятельствах.
Цель настоящего исследования заключалась в оценке уровня тревожности
у студентов-тувинцев с разной стратегией поведения в конфликтных ситуациях.
Методы исследования. В
исследовании приняли участие 287 студентов тувинской национальности (118 юношей и 169 девушек) Тувинского государственного университета. Средний возраст респондентов составил 21,6±0,2 года. Для проведения исследования использовался методический комплекс компьютерной программы (Айзман, 2009), с помощью которого диагностировали стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии по методике К. Томаса и уровень реактивной (РТ) и личностной тревожности (ЛТ) с помощью теста Ч.Д. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина. Результаты экспериментов подвергались статистической обработке с помощью пакета программ Statistica 10.0.
Результаты и их обсуждение. В распределении студентов по
предпочитаемым стратегиям в
конфликтных ситуациях выявлены половые различия (рис. 1). На 15,1% больше тувинских юношей в сравнении с девушками выбирают стратегию приспособления (фэмп = 2,4, р<0,01). Приспособление свойственно людям, стремящимся сохранить отношения и мир с оппонентом в ущерб своему мировоззрению. Большинство студенток регулируют конфликтные ситуации путем сотрудничества, их на 15,6% больше, чем юношей (фэмп = 2,9, р<0,01). В процессе сотрудничества люди способны слышать аргументы собеседника, выбирать наиболее оптимальный вариант разрешения конфликтной ситуации. Наименьшее количество (14,3%) девушек выявлено в группе со стратегией соперничества, а юношей - сотрудничества (10,5%).
40 35 30 25 20 15 10 5 0
34,2*
23,7
14,3
23,8
26,1
19,1 18 4 -16,7 18,4
13,2
10,5*
□ Юноши
□ Девушки
ч-
Рис. 1. Доля студентов с разными стратегиями поведения в конфликте в зависимости от
половой принадлежности (%) Примечание: * - достоверные различия по полу
В разных исследованиях авторами были получены неоднозначные результаты в распределении контингента студентов по стратегиям поведения в конфликте. Схожие результаты с большой долей студентов, избирающих стратегию приспособления, выявлены в работах В. К. Нечая [16]. В исследованиях Моторной С. Е. [13], Неврюева А. Н. [15], Павленкович С. С. [17] и Черняевой Т. В. [22] стратегия приспособления, наоборот, является наименее приоритетной. По мнению Н.В. Степановой, противоречивость полученных авторами результатов, вероятно, может быть связана с влиянием личностных особенностей студентов, социальным статусом конфликтующих, причинами возникновения и разрешения конфликта [19].
На основании оценки эффективности предпочтительной стратегии поведения в конфликтных ситуациях контингент студентов был дифференцирован на 3 группы, согласно предложенной Т. В. Черняевой (2008) классификации стратегий, на основе критериев удовлетворенности сторон и
продуктивности взаимодействия: первая группа - эффективные стратегии поведения в конфликте (ЭСП), представлены стратегиями сотрудничества и компромисса, поскольку в случае их использования интересы противоположных
сторон удовлетворяются в большей степени; вторая группа - неэффективные стратегии поведения в конфликте (НЭСП), составляют стратегии соперничества и приспособления, поскольку они
удовлетворяют интересы одной стороны и третья группа - нейтральная стратегия поведения (НСП) - избегание, поскольку в этом случае не удовлетворяются интересы обеих сторон.
Результаты оценки эффективности стратегий поведения в конфликте свидетельствуют, что большинство юношей избирают НЭСП (57,7%), предпочитающих ЭСП юношей оказалось в 2 раза меньше (фэмп = 4,1, р<0,01) (рис. 2). В группе девушек наоборот преобладают студентки с ЭСП, причем их на 18,7% больше, чем юношей (фэмп = 2,7, р<0,01), а девушек с НЭС больше, чем с НСП. В обеих гендерных группах наименее предпочтительной оказалась НСП.
Полученный результат свидетельствует о наличии половых различий в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Эти результаты можно интерпретировать в соответствии с теорией В. А. Геодакяна (1991), согласно которой у женщин лучше развиты язык, вербальные способности, они больше стремятся приспособиться к среде, поэтому, по-нашему мнению, среди девушек больше лиц, избирающих
стратегии компромисса и сотрудничества, при которых разрешение противоречий основано на взаимоприемлемом компромиссном решении, так и на полном разрешении противостояния в
сотрудничестве, следовательно, имеется
конструктивное завершение конфликтной ситуации. Этому способствует широкая норма реакции женского пола, обеспечивающая студенткам более высокую, чем у юношей, пластичность (адаптивность) [3].
70 60 50 40 30 20 10 0
57 7*+л
35,7*+л
НЭСП
НСП
47,6*л#
28,9*л#
„ 1 й п+#
13,4+#
ЭСП
□ Юноши
□ Девушки
Рис. 2. Доля студентов с разными стратегиями поведения в конфликте в зависимости от
половой принадлежности, (%) Примечание. * - достоверные различия по полу; + - достоверные различия между группами НЭСП и НСП одного пола; А - достоверные различия между группами НЭСП и ЭСП одного пола; # -достоверные различия между группами НСП и ЭСП одного пола.
У студентов-юношей предпочтительнее неэффективные стратегии приспособления и соперничества. В конфликтной ситуации они более ориентированы на отказ от собственных интересов ради другой стороны либо на разрешение конфликтов в ущерб интересам другой стороны [2].
Анализ состояния тревожности студентов с разной стратегией поведения в конфликтных ситуациях свидетельствует о том, что среднегрупповые значения РТ во всех обследуемых группах соответствуют низкому, а ЛТ - умеренному уровню (табл. 1).
Таблица 1
Показатели тревожности тувинских студентов, баллы (М±т)
Группы Реактивная тревожность Личностная тревожность
юноши девушки юноши девушки
НЭСП 21,0±1,6Л 30,5±1,9* 34,0±3,0 43,0±1,7*
НСП 21,0±1,5# 23,7±1,7+ 35,3±1,8 42,9±1,9*
ЭСП 25,6±2,5 23,0±2,1л 39,0±3,8 41,8±2,5
Примечание: * - достоверные различия по полу; + - достоверные различия между группами НЭСП и НСП одного пола; А - достоверные различия между группами НЭСП и ЭСП одного пола; # -достоверные различия между группами НСП и ЭСП одного пола.
При сравнительном анализе студентов с разной эффективностью стратегий поведения в конфликте максимально высокие баллы по РТ у юношей с ЭСП, а у девушек с такой же стратегией, наоборот, они минимальны в сравнении с остальными группами.
Достоверных различий по ЛТ между группами в зависимости от эффективности стратегии ни у юношей, ни у девушек не обнаружено. Однако имеются
исследования, в которых найдены корреляции между тревожностью и выбором стратегии в межличностном конфликте в зависимости от возраста и специфики профессии [14; 9; 5].
Оценка выбора по эффективности стратегии в конфликтном поведении по половому признаку показала, что по РТ
юноши и девушки различаются только в группе с НЭСП, а по ЛТ также в группе с НЭСП и НСП, причем в обоих случаях тревожность выше у девушек (в группе с ЭСП - на уровне тенденции). Такие результаты, вероятно, отражают общее представление о высокой тревожности лиц женского пола.
Анализ индивидуальных показателей уровня тревожности подтвердил вывод о преобладании лиц с низкой РТ и умеренной ЛТ (рис. 3). У девушек во всех обследуемых группах по эффективности стратегии поведения в конфликте выявлены лица, относящиеся к умеренному уровню РТ, у юношей таковые обнаружены только в группе с ЭСП - 20,0%, в остальных группах абсолютное большинство имеет низкую РТ.
ЭСП девушки ЭСП юноши НСП девушки НСП юноши НЭСП девушки НЭСП юноши
Реактивная тревожность
90.9Л*
9,1'
80.0Л#* 20.0*
II II II 85.7+* 14.3+
100.0#*
57,1+Л*
100,0Л
ю 0 0
42,9+
ЭСП девушки 0_ ЭСП юноши _ НСП девушки 0_
20 40 60 □ Низкая □ Умеренная
Личностная тревожность
80
100
20,0Л
54,5Л
45.5'*
60.0#
20.0*
НСП юноши 0
5 7.| *
42.9+
_
100.0+#*
НЭСП девушки 0 НЭСП юноши
X
71.4+
50.0'
X
28.6+
50.0+*
0
0 20 40 60
□ Низкая □ Умеренная □ Высокая
80
0 100
Рис. 3. Доля студентов с разным уровнем тревожности (%) Примечание: * - достоверные различия по полу; + - достоверные различия между группами НЭСП и НСП одного пола; А - достоверные различия между группами НЭСП и ЭСП одного пола; # -достоверные различия между группами НСП и ЭСП одного пола.
0
*
*
В индивидуальном распределении студентов по уровням ЛТ отмечается преобладание лиц с умеренной ЛТ, высокий уровень ЛТ выявлен у всех обследуемых девушек (у юношей только в группе с ЭСП - 20,0%). По-видимому, высокая ЛТ девушек объясняется тем, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин, женщины более чувствительны и эмоционально нестабильны [19].
Выводы. Изучение структуры стратегий поведения тувинских студентов в конфликтных ситуациях выявило у девушек желание выслушать другого человека, учесть его интересы, найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны, т.е. стратегию сотрудничества. У юношей предпочтительной является стратегия приспособления, при которой человек может поступиться своими интересами и
уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния.
В соответствии с предпочтительными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях у тувинских юношей доминируют лица с НЭСП, у девушек наоборот преобладают студентки с ЭСП. Наименее предпочтительной стратегией в конфликте независимо от гендерной принадлежности у студентов является НСП.
В результате исследования тревожности установлено, что уровень
Библиографический список
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 591 с. Текст : непосредственный
2. Будук-оол, Л. К.-С. Гендерные различия в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов ТУВГУ / Л. К. С. Будук-оол, Ш. В. Куулар. Текст : непосредственный // Вестник Тувинского государственного университета. №2 Естественные и сельскохозяйственные науки. 2017. № 2(33). С. 12-17.
3. Геодакян, В. А. Эволюционная теория пола / В. А. Геодакян. Текст : непосредственный // Природа. 1991. №8. С. 60-69.
4. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. Санкт-Петербург : Питер, 2008. 544 с. Текст : непосредственный.
5. Дёмина, Е. А. Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах у подростков с повышенным уровнем тревожности / Е. А. Дёмина. Текст : непосредственный // Конкурс научных инноваций: перспективы развития науки в современном мире. Уфа, 2020. С. 80-88.
тревожности оказывает противоположное влияние на выбор стратегии поведения в конфликт у юношей и девушек. Для юношей эффективность стратегии определяется более высоким уровнем как РТ, так и ЛТ, т.е. чем выше тревожность, тем эффективнее разрешение конфликтной ситуации. У девушек, наоборот, эффективное разрешение конфликта реализуется у лиц с низкой тревожностью.
6. Дик, И. А. Стресс в служебной деятельности и его психофизиологические механизмы / И. А. Дик, В. В. Ковалев. Текст : непосредственный // Развитие профессионализма. 2018. № 1 (5). С. 78-80.
7. Добровидова, Н. А. Взаимосвязь личностных особенностей студентов с доминирующей стратегией выхода из конфликтной ситуации / Н. А. Добровидова. Текст : непосредственный // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 4. С. 34-37.
8. Евенко, С. Л. Влияние гендерных особенностей студентов на стратегии поведения в межличностных конфликтах / С. Л. Евенко. Текст : непосредственный // Электронный журнал «Вестник МГОУ». 2014. № 2. С. 6.
9. Кобрянова, И. В. Психологические особенности военных врачей с различным типом поведения в конфликте / И.В. Кобрянова, Е. В. Хасанова, А. Р. Хасанов. Текст : непосредственный // Научное отражение. 2019. № 1 (15). С. 25-28.
10.Крысько, В. Г. Социальная психология: курс лекций / В. Г. Крысько. Москва : Омега-Л, 2006. 352 с. Текст : непосредственный.
11. Мальцев, В. П. Межэтнические особенности нейровегетативной регуляции ритма сердца студенток Республики Казахстан / В. П. Мальцев, Ж. Т. Суюндикова, Д. З. Шибкова. Текст : непосредственный // Новые исследования. 2013. № 3 (36). С. 62-68.
12. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, А. В. Лебедев, В. Б. Рубанович. Новосибирск, 2009. 100 с. Текст : непосредственный.
13. Моторная, С. Е. Исследование влияния уровня культуры на выбор поведения в конфликте современного выпускника университета / С. Е. Моторная. Текст : непосредственный // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16). С. 286-290.
14.Набиуллина, М. Р. Исследование связи стратегий взаимодействия в конфликте и уровня тревожности у подростков / М. Р. Набиуллина. Текст : непосредственный // Конфликты в образовании и социальной сфере: теоретические и прикладные аспекты : материалы первой Международной научно-практической конференции. 2018. С. 155159.
15.Неврюев, А. Н. Особенности стратегий конфликтного поведения студентов (психологических и непсихологических специальностей) / А. Н. Неврюев. Текст : непосредственный // Экспериментальная психология. 2013. № 1. С. 87-97.
16. Нечай, В. К. Исследование конфликтного поведения у студентов / В. К. Нечай. Текст : непосредственный // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2014. Том 4. № 11. С. 1163.
17. Павленкович, С. С. Стратегии поведения студентов-спортсменов с разными
личностными особенностями в
конфликтных ситуациях / С. С. Павленкович. Текст : непосредственный // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение : материалы V Междунароной научной конференции Саратов 8 апреля 2016. Москва : Перо, 2016. С. 644-648.
18.Ревина, Н. Е. Конфликт, стресс, невроз / Н. Е. Ревина. Текст : непосредственный // Вестник НовГУ. 2006. №35. С. 74-76.
19. Степанова, Н. В. Влияние гендерных установок в ситуации конфликта на поведение в межличностных конфликтах юношей и девушек / Н. В. Степанова, В. Н. Петрова. Текст : непосредственный // Вектор науки ТГУ. 2012. №3 (10). С. 207-209.
20.Судаков, К. В. Системные механизмы эмоционального стресса / К. В. Судаков. Москва : Медицина, 1981. 229 с. Текст : непосредственный.
21.Хвостова, С. А. Состояние ситуационной тревожности, стиль выхода из конфликтных ситуаций и представление пожилых и старых людей, больных остеопорозом, о себе в процессе лечения переломов / С. А. Хвостова. Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 2. С. 20.
22.Черняева, Т. В. Индивидуально-психологические детерминанты
конфликтного поведения студентов вуза : автореферат диссертации кандидата психологических наук / Т. В. Черняева. Ярославль : ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2008. 20 с. Текст : непосредственный.
References
1. Antsupov A. Ya. and Shipilov A. I. Konfliktologija [Conflictology]. Moscow, JuNITI-DANA, 2004. 591 р. (In Russian)
2. Buduk-ool L. K.-S., Kuular Sh. V. Gendernye razlichija v vybore strategii povedenija v konfliktnyh situacijah u studentov TUVGU [Gender differences in choosing a strategy of
behavior in conflict situations among TUVSU students]. Vestnik of Tuvan State University, Iss. 2. Natural and Agricultural Sciences. 2017. No. 2(33). P. 12 - 17. (In Russian)
3. Geodakyan, V. A. Jevoljucionnaja teorija pola [Evolutionary theory of sex]. Priroda. 1991. No. 8. P. 60 - 69. (In Russian)
4. Grishina N. V. Psihologija konflikta [Psychology of conflict]. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2008. 544 p. (In Russian)
5. Dyomina E. A. Formirovanie navykov konstruktivnogo povedenija v konfliktah u podrostkov s povyshennym urovnem trevozhnosti. V sbornike: konkurs nauchnyh innovacij: perspektivy razvitija nauki v sovremennom mire [Formation of constructive behavior skills in conflicts in adolescents with an increased level of anxiety. Contest of scientific innovations: prospects for the development of science in the modern world]. Ufa, 2020. P. 80-88. (In Russian)
6. Dik I. A., Kovalev V. V. Stress v sluzhebnoj dejatel'nosti i ego psihofiziologicheskie mehanizmy [Stress in official activity and its psychophysiological mechanisms]. Razvitie professionalizma. 2018. No. 1 (5). P. 78-80. (In Russian)
7. Dobrovidova N. A. Vzaimosvjaz' lichnostnyh osobennostej studentov s dominirujushhej strategiej vyhoda iz konfliktnoj situacii [The relationship of personal characteristics of students with the dominant strategy of getting out of a conflict situation]. Vestnik of Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. 2018. No. 4. P. 34-37. (In Russian)
8. Evenko S. L. Vlijanie gendernyh osobennostej studentov na strategii povedenija v mezhlichnostnyh konfliktah. [The influence of gender characteristics of students on behavior strategies in interpersonal conflicts]. Electronic Journal «Vestnik MGOU». 2014. No. 2, 6 p. (In Russian)
9. Kobryanova I. V., Khasanova E. V., Khasanov A. R. Psihologicheskie osobennosti voennyh vrachej s razlichnym tipom povedenija v
konflikte [Psychological features of military doctors with different types of behavior in conflict]. Nauchnoe otrazhenie. 2019. No. 1 (15). P. 25-28. (In Russian)
10.Krysko V. G. Social'naja psihologija: kurs lekcij [Social psychology: a course of lectures]. Moscow, Omega-L Publ., 2006. 352 p. (In Russian)
11.Maltsev V. P., Suyundikova Zh. T., Shibkova D. Z. Mezhjetnicheskie osobennosti nejrovegetativnoj reguljacii ritma serdca studentok Respubliki Kazahstan [Interethnic features of neurovegetative regulation of the heart rhythm of female students of the Republic of Kazakhstan]. Novye issledovanija. 2013. No. 3 (36). P. 62-68. (In Russian)
12.Eisman R. I., N. I. Ajzman, A. V. Lebedev, V. B. Rubanovich. Metodika kompleksnoj ocenki fizicheskogo i psihicheskogo zdorov'ja, fizicheskoj podgotovlennosti studentov vysshih i srednih professional'nyh uchebnyh zavedenij [Methodology of comprehensive assessment of physical and mental health, physical fitness of students of higher and secondary vocational educational institutions]. Novosibirsk, 2009, 100 p. (In Russian)
13.Motornaya S. E. Issledovanie vlijanija urovnja kul'tury na vybor povedenija v konflikte sovremennogo vypusknika universiteta [A study of the influence of the level of culture on the choice of behavior in conflict of a modern university graduate]. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija. 2016. Vol. 5. No. 3(16). P. 286-290. (In Russian)
14.Nabiullina M. R. Issledovanie svjazi strategij vzaimodejstvija v konflikte i urovnja trevozhnosti u podrostkov. V sbornike: Konflikty v obrazovanii i social'noj sfere: teoreticheskie i prikladnye aspekty. materialy 1-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Investigation of the relationship between strategies of interaction in conflict and the level of anxiety in adolescents / M. R. Nabiullina. Text : direct // Conflicts in
education and the social sphere]. 2018. Р. 155159. (In Russian)
15.Nevryuev A. N. Osobennosti strategij konfliktnogo povedenija studentov (psihologicheskih i nepsihologicheskih special'nostej). Jeksperimental'naja psihologija. 2013. No. 1. Р. 87 - 97. (In Russian)
16.Nechai V. K. Issledovanie konfliktnogo povedenija u studentov [The study of conflict behavior in students]. Bjulleten' medicinskih Internet-konferencij. 2014. Vol. 4. No. 11. P. 1163. (In Russian)
17.Pavlenkovich S. S. Strategii povedenija studentov-sportsmenov s raznymi lichnostnymi osobennostjami v konfliktnyh situacijah [Strategies of behavior of student-athletes with different personal characteristics in conflict situations. Conflicts in the modern world: international, state and interpersonal dimension : proceedings of the V International Scientific Conference Saratov, April 8, 2016.]. Moscow, Pero Publ., 2016. P. 644-648. (In Russian)
18.Revina N. E. Konflikt, stress, nevroz [Conflict, stress, neurosis]. Vestnik NovSU. 2006. No. 35. P. 74-76. (In Russian)
19.Stepanova N. V., Petrova V.N. Vlijanie gendernyh ustanovok v situacii konflikta na povedenie v mezhlichnostnyh konfliktah junoshej i devushek [The influence of gender
attitudes in a conflict situation on the behavior in interpersonal conflicts of young men and women]. Vektor nauki TGU. 2012. No. 3 (10). P. 207-209. (In Russian)
20.Sudakov K. V. Sistemnye mehanizmy jemocional'nogo stressa [Systemic mechanisms of emotional stress]. Moscow, Medicina, 1981. 229 p. (In Russian)
21.Khvostova S. A. Sostojanie situacionnoj trevozhnosti, stil' vyhoda iz konfliktnyh situacij i predstavlenie pozhilyh i staryh ljudej, bol'nyh osteoporozom, o sebe v processe lechenija perelomov [The state of situational anxiety, the style of getting out of conflict situations and the representation of elderly and old people with osteoporosis about themselves in the treatment of fractures]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2008. No. 2. P. 20. (In Russian)
22.Chernyaeva T. V. Individual'no-psihologicheskie determinanty konfliktnogo povedenija studentov vuza. Avtoref. dis. ... kand. psihol. Nauk [Individual psychological determinants of conflict behavior of university students : abstract of the dissertation of the Candidate of Psychological Sciences]. Yaroslavl, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, 2008. 20 p. (In Russian)
Куулар Шенне Владимировна, старший преподаватель кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: Shengne@mail.ru
Будук-оол Лариса Кара-Саловна, доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, e-mail: buduk-ool@mail.ru
Shenne V. Kuular, Senior Lecturer at the Department of Anatomy, Phisiology and Life Safety, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: Shengne@mail.ru
Larisa K. Buduk-ool, Doctor of Biological Sciences, Professor at the Department of Anatomy, Phisiology and Life Safety, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: buduk-ool@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.11.2022