Russian pediatric journal (Russian journal). 2022; 25(6) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2022-25-6-381-450
«STUDENIKIN READINGS» (MOSCOW, DECEMBER 2, 2022)
415
тов. Среди множества патологических симптомов достаточно частыми являются проявления астенического синдрома.
Цель: определить качество жизни детей после перенесённой новой коронавирусной инфекции.
Материалы и методы. Проведено обследование и тестирование пациентов при амбулаторном наблюдении в режиме ежедневного наблюдения поликлинического врача. Обследованы 40 детей в возрасте 2-13 лет, проходивших амбулаторное лечение с диагнозом: U07.1 — Коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован (лёгкое течение), а также 20 детей с ОРВИ неуточнённой этиологии лёгкой степени. Тестирование с использованием адаптированного опросника «Pediatric Quality of life Inventory», версия 4.0. проведено через 1 мес после выздоровления. Опросник имеет версии, предусматривающие их использование в различных возрастных группах, и включает оценку показателей физического, социального, эмоционального функционирования.
Результаты. В разделе «физическое функционирование» практически все дети после перенесённой инфекции COVID-19 отмечали нарушения по всем шкалам, в частности у 55% детей отмечена повышенная усталость. В разделе «эмоциональное функционирование» у этих же пациентов нарушения сна отмечены у половины детей, в то время как у пациентов после ОРВИ подобные нарушения отсутствовали. В сфере «социальное функционирование» у 40% детей после COVID-19 выявлены трудности в общении в коллективе, проблемы с усвоением школьной программы; у 60% детей этой группы отмечена невнимательность, забывчивость. При расчёте интегрального показателя качества жизни выявлено, что у всех детей после COVID-19 он был значительно изменён. При этом данный показатель у 40% детей после ОРВИ отличался от нормальных значений.
Заключение. У всех детей после перенесённой инфекции COVID-19 выявлены нарушения качества жизни и манифестные проявления астенического синдрома. В связи с этим целесообразен учёт выявленных изменений при составлении программ реабилитации пациентов детского возраста, перенёсших COVID-19, как в рамках медикаментозной коррекции, так и при планировании психологической коррекции.
* * *
СИСТЕМНОЕ ПОРАЖЕНИЕ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ, ОСЛОЖНЁННОЕ ВТОРИЧНЫМ ГЕМОФАГОЦИТАРНЫМ СИНДРОМОМ
Максютова Е.Р., Иванова A.A. Научный руководитель: к.м.н., доцент Л.Е. Ларина
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва
Ключевые слова: дети, вторичный гемофагоцитарный синдром, диагностика
Актуальность. Вторичный гемофагоцитарный синдром (ВГФС) — жизнеугрожающее осложнение, встречающееся у 10% пациентов с системным ювенильным идиопатическим артритом (сЮИА). ВГФС может провоцироваться активностью основного заболевания и/или действием триггеров, например, вирусом Эпштейна-Барр (ЭБВ). Сложность диагностики ВГФС состоит в клинически неспецифичных проявлениях: лихорадка, гепатос-пленомегалия, лимфаденопатия, коагулопатия и быстрое развитие полиорганной недостаточности. Специфичные лабораторные критерии (снижение NK-клеточной активности, повышение растворимых sCD25 и sCD163 в крови) труднодоступны.
Описание клинического случая. Девочка, 10 лет, госпитализирована 08.04.2022 на 4-й день болезни. Жалобы: утренняя скованность, болезненность при движении в лучезапястных, левом коленном, голеностопных, левом тазобедренном суставах; склерит, уртикарная сыпь с зудом по всему телу, гиперемия в форме «бабочки» на лице, геморрагическая сыпь на шее, туловище, нижних конечностях; увеличение и болезненность шейных и подчелюстных лимфоузлов. При лабораторном обследовании: повышение уровня С-реактивного белка, антистрепто-лизина-О, антител к антинуклеарному фактору, ферритина. При инструментальном обследовании: гепатоспленомегалия, меза-денит. Диагностировано системное поражение соединительной ткани. Назначены антибактериальная, инфузионная, нестероидная противовоспалительная терапия. При лабораторном обследовании выявлены положительные БВ V УСА и БВИА ^О АЬ. На основании развития тромбоцитопении, анемии, гипертригли-церидемии, гиперферритинемии поставлен диагноз ВГФС. Назначены метилпреднизолон и иммуноглобулины для внутривенного введения. Рентгенологические признаки отёка лёгких. Со-нографически — двусторонний гидроторакс, дилатация левого желудочка, фракция выброса 48%. Развились полиорганная недостаточность (дыхательная, сердечно-сосудистая, печёночная) и ДВС-синдром. Несмотря на проводимую посиндромную терапию, 21.04.2022 на фоне крайне тяжёлого состояния, искусственной вентиляции лёгких, кардиотонической поддержки — угнетение сердечной деятельности, летальный исход. Реанимационные мероприятия без эффекта.
Заключение. ВГФС — тяжёлое прогностически крайне неблагоприятное заболевание, имеющее трудности в диагностике и терапии, поэтому необходимы тщательный анализ клинико-лабора-
торных данных и своевременное назначение адекватного лечения.
* * *
ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Маринина А.О.1
Научные руководители: д.м.н., доцент С.А.Чекалова1, к.м.н., доцент В.В. Катунова2
приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России, Нижний Новгород; Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва
Ключевые слова: дети, обучение, тревожность
Актуальность. Начало систематического обучения характеризуется появлением новых интересов у ребёнка, увеличением объёма умственных и физических нагрузок, способствует формированию самостоятельности. При этом именно эмоциональное состояние ребёнка и уровень тревожности являются одними из важных факторов, отражающих адекватность адаптации на начальном этапе школьного обучения.
Цель: определить уровень тревожности обучающихся первого класса.
Материалы и методы. Проведено тестирование 61 первоклассника (50,8% мальчиков, 49,2% девочек). Уровень тревожности детей оценивали по методике «Шкалы социально-ситуативной тревоги» О. Кондаша (1973) в адаптации Катуновой В.В. (2020), позволяющей определить уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности, а также уровень агрессивности как проявление реакции на переживание тревожности.
Результаты. Установлено наличие чрезмерного спокойствия при оценке школьной тревожности у 62,3% детей (95%, ДИ 50,1-
Российский педиатрический журнал. 2022; 25(6) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2022-25-6-381-450
«СТУДЕНИКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ» (МОСКВА, 2 ДЕКАБРЯ 2022 г.)
74,5%), самооценочной тревожности — у 65,6% детей (95% ДИ 53,777,5%), межличностной тревожности — у 18% детей (95% ДИ 8,427,7%). При оценке агрессивности отмечен низкий уровень у 13,1% первоклассников (95% ДИ 4,6-21,6%). Высокий уровень агрессивности выявлен у 29,5% детей (95% ДИ 18,1-41%). При оценке половых различий в характеристике тревожности выявлено значимое преобладание девочек с нормальной межличностной тревожностью — 50% (95% ДИ 32,1-67,9%) в сравнении с мальчиками — 16,1% (95% ДИ 3,2-29,1%) и высокого уровня агрессивности у мальчиков — 51,6% (95% ДИ 34,0-69,2%) в сравнении с девочками — 10% (95% ДИ -0,7-20,7%). Выявлены риски появления очень высокой межличностной тревожности (ЕБ = 80%) и высокого уровня агрессивности (ЕБ = 60%) у мальчиков при раздельной форме обучения.
Заключение. Полученные данные позволили выделить группу детей, характеризующихся чрезмерным спокойствием, что нередко носит компенсаторный характер и может способствовать снижению продуктивной деятельности ребёнка, скрывая его повышенную тревожность. В целом исследование тревожности позволяет выделить среди детей группу риска по формированию школьной дезадаптации и неадекватного реагирования на учебные нагрузки.
была выявлена у 17 (16,5%) детей, а в группе сравнения не выявлена ни в одном случае (р = 0,018). Ожирение у детей основной группы выявлялось практически в 2 раза чаще — у 12 (11,6%), в группе сравнения — у 1 (6,6%), но эти различия недостоверны (р = 0,171; ОШ = 3,824; 95% ДИ 0,47-30,68). Анализ влияния продолжительности грудного вскармливания показал, что в основной группе детей с продолжительностью грудного вскармливания менее 3 мес было 38 (41,7%) детей, а в группе сравнения — в 6,3 раза меньше: 6 (20%; р = 0,032; ОШ = 2,333; 95% ДИ 0,87-6,23). Анализ влияния запоров как фактора, повышающего внутрибрюшное давление, показал, что запоры выявлялись несколько чаще у детей основной группы — у 17 (16,5%) и у 3 (10%) в группе сравнения, но эти различия недостоверны (р = 0,381; ОШ = 1,779; 95% ДИ 0,48-6,53).
Заключение. Факторами риска развития эрозивных поражений пищевода у детей с симптомами диспепсии являются мужской пол, избыточная масса тела, продолжительность грудного вскармливания менее 3 мес. Впервые выявлен такой возможный
фактор риска, как высокорослость.
* * *
ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ГАСТРОЭЗОФАГЕАЛЬНОЙ РЕФЛЮКСНОЙ БОЛЕЗНИУДЕТЕЙ С СИМПТОМАМИ ДИСПЕПСИИ
Мартиросян М.С., Латышева М.Д. Научный руководитель: к.м.н., доцент Д.Ю. Латышев
Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул
Ключевые слова: дети, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, диспепсия
Актуальность. Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) является распространённой формой патологии у детей, определяется попаданием желудочного содержимого в пищевод, что вызывает неприятные симптомы и осложнения. Поиск новых факторов формирования ГЭРБ является актуальной задачей.
Цель. Определить факторы риска формирования ГЭРБ у детей школьного возраста с симптомами диспепсии.
Материалы и методы. Комплексно обследовано 103 ребёнка (65 мальчиков и 38 девочек) с эрозивной ГЭРБ, из них 43 ребёнка младшего школьного возраста (7-11 лет), 60 — старшего (12-18 лет); средний возраст составил 12,3 ± 3,5 года. Группу сравнения составили 30 условно здоровых детей (11 мальчиков и 19 девочек; средний возраст — 13,1 ± 3,1 года) с симптомами диспепсии и без эндоскопических признаков эзофагита. Диагноз ГЭРБ у детей был установлен после проведения эндоскопического исследования. Оценивались возможные факторы риска: нарушения физического развития, пол, возраст, продолжительность грудного вскармливания, запоры. Для оценки роста и веса применяли коэффициент стандартного отклонения (вБв), значения вБв роста > 2 расценивали как высокорослость, а значения вБв ИМТ (индекса массы тела) >2 — как ожирение. При статистической обработке применяли критерий %2 Пирсона, производили расчёт отношения шансов (ОШ) с 95% доверительным интервалом (ДИ).
Результаты. Анализ влияния возраста и пола показал, что среди больных с эрозивным эзофагитом мальчиков было 65 (67,1%), а в группе сравнения — 11 (36,3%; р = 0,010; ОШ = 2,99%; 95% ДИ 1,27-6,86). Что касается влияния физического развития на вероятность развития эрозивной ГЭРБ, высокорослость в основной группе
СЛУЧАИ КОМОРБИДНОГО БОЛЬНОГО
с в12-дефицитной анемией
Маслов В.П., Карманова С.Е., Наумович Н.С., Бойченко Я.В. Научный руководитель: к.м.н., доцент Л.Е. Ларина
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва
Ключевые слова: дети, В12-дефицитная анемия, диагностика
Актуальность. В12-дефицитная анемия относится к мега-лобластным анемиям, развивающимся из-за нарушения пролиферации и созревания эритрокариоцитов в связи с подавлением синтеза нуклеиновых кислот. Основным признаком данного вида анемии является появление в костном мозге большого количества мегалобластов. С возрастом заболеваемость возрастает: у людей старше 60 лет дефицит витамина В12 обнаруживается в 2% случаев, старше 70 лет — в 6-7%. В12-дефицитная анемия редко манифестирует в детском возрасте (7-10 человек на 100 тыс. населения), что делает данный клинический случай уникальным.
Описание клинического случая. Мальчик поступил в отделение с жалобами на вялость, бледность, анемию III степени с гемоглобином 54 г/л и количеством эритроцитов 1,5 млн/мкл. Гемоглобин в течение месяца снизился с 78 до 54 г/л. Имеется семейная аллергологическая отягощённость. В общем анализе крови — тромбоцитопения, гиперхромия, макроцитоз эритроцитов, эритроцитопения. Была диагностирована В12-дефицитная анемия. По данным ультразвукового исследования — признаки гепатоспленомегалии. После введения витамина В12 проявилась побочная реакция — рецидивирующая крапивница, введение прекратили. Проведена гемотрансфузия эритроцитарной взвесью, но после введения 100 мл появилась фебрильная лихорадка, трансфузия была прекращена. После терапии — анемия II степени. Были назначены жаропонижающие, антигистамин-ные препараты и введение фолиевой кислоты. На 2-й день у ребёнка развилась двусторонняя полисегментарная пневмония. Из крови был высеян Staphylococcus aureus ssp. и выявлены антитела класса G к цитомегаловирусу. Через 18 дней от начала пневмонии был диагностирован гематогенный остеомиелит с образованием остеологических зон в задних отделах метаэпифизов
* * *