Заключение. Таким образом, можно утверждать, что наиболее важными физическими способностями, проявление которых положительно влияет на соревновательный результат в летнем служебном биатлоне на начальном этапе подготовки взрослых спортсменов, являются общая и силовая выносливость. Именно акцент на развитие данных физических способностей и следует делать в тренировочном процессе курсантов вузов МВД России, которые целенаправленно готовятся к выступлениям на соревнованиях по летнему служебному биатлону.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 № 695 «Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта» [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/196159/. - Дата обращения 30.12.2015.
2. Сарбаев, Р.С. Инновационные пути подготовки спортсменов, специализирующихся в служебном биатлоне : дис. ... канд. пед. наук / Сарбаев Р.С. - М., 2010. - 208 с.
3. Фокин, В.В. Оптимизация структуры и содержания тренировочного процесса в служебном биатлоне : дис. ... канд. пед. наук / Фокин В.В. - М., 2005. - 264 с.
REFERENCES
1. The decree of the Government of the Russian Federation dated 20.08.2009 № 695 "On approval of the list of military-applied and service and application sports and the Federal bodies of Executive power, which manage the development of these sports", available at: http://base.garant.ru/196159/.
2. Sarbaev, R.S. (2010), Innovative ways of training athletes, specializing in the service biathlon, dissertation, Moscow.
3. Fokin, V.V. (2005), Optimization of the structure and content of the training process in the service biathlon, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2016
УДК 796.433
ОЦЕНКА УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ МЕТАНИЯХ СИДЯЧИХ АТЛЕТОВ СПОРТА ЛИЦ С
ПОРАЖЕНИЕМ ОДА
Игорь Николаевич Ворошин, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры
(СПбНИИФК),
Алексей Витальевич Ашапатов, четырехкратный Паралимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет (СурГПУ)
Аннотация
Педагогический контроль уровня специальной физической подготовленности неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса в каждом виде спорота. Данный контроль основывается на информативных, высоко коррелирующих с основным соревновательным упражнением тестах. В данном исследовании для каждой спортивной метательной дисциплине сидячих легкоатлетов спорта лиц с поражением ОДА, каждого спортивно-функционального класса выявлены педагогические тесты, способные оценить уровень развития специальных физических качеств. Данные тесты высоко коррелируют с результатами в соревновательном упражнении и доступные для выполнения в рамках учебно-тренировочного процесса.
Ключевые слова: специальная физическая подготовка, паралимпийская легкая атлетика, спорт лиц с поражением ОДА, метание из сидячего положения, оценка специальной физической подготовленности, Паралимпийские игры.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p48-51
ESTIMATION OF THE LEVEL OF SPECIAL PHYSICAL READINESS IN IPC ATHLETICS (ATHLETES THROWING FROM A SITTING POSITION) FOR ATHLETES WITH MUSCULOSKELETAL DISORDERS
Igor Nikolayevich Voroshin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture, Alexey Vitalievich Ashapatov, the fourfold Paralympics champion, Honored Master of Sports,
the post-graduate student, Surgut State Pedagogical University
Annotation
Pedagogical control of the level of the special physical readiness is an integral part of the training process in each sport. This control is based on the informative, highly correlated with the main competitive exercise tests. In the given research we have revealed the pedagogical tests, that effectively estimating the level of special physical fitness in each throwing discipline from a sitting position for each sports-functional class at IPC Athletics with musculoskeletal disorders. These tests are highly correlated with the results in the competitive exercise and available to perform as part of the training process.
Keywords: special physical fitness, IPC athletics, athletes with musculoskeletal disorders, throwing from a sitting position, estimation of special physical readiness, Paralympic Games.
Паралимпийская легкая атлетика - самая медалеёмкая дисциплина из всех пара-лимпийских видов спорта. На предстоящих Паралимпийских играх-2016 в Рио-де-Жанейро в дисциплинах легкой атлетики запланирован розыгрыш 177 комплектов медалей. Большая часть из данных комплектов - 134 будет разыграна спортсменами с поражением опорно-двигательного аппарата. Среди легкоатлетических дисциплин спорта лиц с поражением ОДА выявлены дисциплины, не имеющие аналогов в спорте здоровых атлетов - это метания и бег выполняемый атлетами в сидячем положении. Бег в сидячем положении (бег на колясках) включает в себя бег на классические легкоатлетические дистанции от 100 метров до марафона. Метания из сидячего положения выполняются со специальных станков, регламентированных правилами соревнований, и включают метание копья, диска, клаба (булавы), а также толкание ядра. В данных видах метания на Паралимпийских играх-2016 планируется розыгрыш 27 комплектов медалей.
Для сохранения спортивного принципа борьбы атлетов-паралимпийцев, имеющих различные особенности нозологии, разделяют на спортивно-функциональные классы в соответствии с их функциональными возможностями, поэтому в каждой из дисциплин лёгкой атлетики, в том числе и в метаниях, разыгрывается несколько комплектов медалей. В зависимости от особенностей нозологии, атлетов-паралимпийцев с поражением ОДА разделяют на три категории: спортсмены с ампутациями и прочими двигательными нарушениями (спортивно-функциональные классы 40^47), спортсмены с церебральным параличом (классы 31^38), спортсмены «на колясках» (классы 51^57). В двух последних категориях есть классы F31^34, F51^57, спортсмены которых выполняют технические виды (толкание, метания) из сидячего положения со специализированного метательного станка, установленного внутри классического сектора.
В связи с большим количеством медалей, разыгрываемых среди легкоатлетов-паралимпийцев на крупнейших международных форумах, а также в виду всевозрастающей мировой конкуренции, практически в каждой из спортивных дисциплин становится острой необходимостью оптимизация и совершенствование различных сторон учебно-тренировочного процесса атлетов.
Для организации эффективного учебно-тренировочного процесса в легкоатлетических метаниях сидячих атлетов спорта лиц с поражением ОДА необходимо осуществлять информативный педагогический контроль уровня специальной физической подготовленности.
Достаточно давно и успешно специалисты в области теории и практики легкой атлетики - В.И. Алексеев, В.А. Булкин, Ю.В. Верхошанский, В.А. Запорожанов, В.М. Зациорский, В.В. Петровский, и др. начали использовать метод выбора информационных параметров, присущих конкретному виду спортивной деятельности. Несмотря на богатую историю, выполненных в данном направлении исследований, в доступной отечественной и иностранной литературе не выявлено научно обоснованных данных и рекомендаций по контролю уровня физической подготовленности спортсменов в легкоатлетических метаниях сидячих атлетов спорта лиц с поражением ОДА.
При осуществлении педагогического контроля в спорте инвалидов необходимо использовать батареи педагогических тестов, своим составом и условиями использования, учитывающие физиологические особенности инвалидности спортсменов. Каждая дисциплина лёгкой атлетики характеризуется проявлением специальных физических качеств, являющихся специфической предпосылкой спортивных достижений. В каждой из этих дисциплин, в каждом спортивно-функциональном классе совокупность специальных физических качеств различна, поэтому для определения уровня тренированности используемая батарея тестов отличается своим составом.
Нами в период с 2008 по 2015 года на централизованных учебно-тренировочных сборах сборной команды России по легкой атлетике спорта лиц с поражением ОДА был проведен констатирующий педагогический эксперимент. Всего в эксперименте приняло участие 39 спортсменов различных спортивно-функциональных классов, квалификацией не менее «Кандидат в мастера спорта России», выступающих в различных видах метания, выполняемых из сидячего положения. Один спортсмен на различных этапах подготовки мог неоднократно участвовать в данном эксперименте, что позволило нам собрать значительный объем объективной информации. Был выполнен корреляционный анализ 784 результатов тестов с соревновательными упражнениями. Для повышения качества оценки уровня специальной физической подготовленности нами используется метод выбора информационных параметров, присущих конкретному виду спортивной деятельности. Информативность параметров должна определяться степенью их влияния на результат в основном упражнении.
Мы исходили из того, что количество различных сторон специальной физической подготовленности должно быть достаточно большим, чтобы более точно оценить динамику изменения уровня тренированности спортсмена в ходе учебно-тренировочного процесса, однако, использование большого числа показателей весьма трудоемко и отнимает у спортсменов много времени, снижая тем самым информативность. Поэтому нам был важен выбор минимально необходимого комплекса показателей, позволяющего комплексно оценить уровень подготовленности.
Многие легкоатлеты-паралимпийцы на ответственных соревнованиях выступают в нескольких дисциплинах, поэтому для исключения значительного увеличения количества тестов нами было принято решение не вносить существенные различия в подборе тестов, используемых для выявления уровня тренированности спортсменов в легкоатлетических метаниях. Тесты подбираются таким образом, чтобы быть достаточно доступными для практического использования.
В результате исследования нами выявлена зависимость уровня развития специальных физических качеств и результатов педагогических тестов, возможных для использования в практике легкой атлетики спорта лиц с поражением ОДА среди квалифицированных и высококвалифицированных спортсменов. Для повышения уровня надежности полученных результатов спортивные дисциплины со схожими особенностями инвалидности спортсменов были объединены.
Проведенный эксперимент позволил для каждого спортивно-функционального класса в каждой соревновательной метательной дисциплине сидячих легкоатлетов спорта лиц с поражением ОДА сформировать батарею педагогических тестов способных оце-
нить уровень специальной физической подготовленности в данных дисциплинах. Нами получены следующие результаты (при значении коэффициента корреляции Пирсона г>0,75):
- в толкании ядра, метании диска и клаба в спортивно-функциональных классах Б32, Б51^52 в наибольшей степени с соревновательным результатом коррелируют тесты
- бросок медицинбола 1,5 кг двумя руками от груди из сидячего положения, жим штанги в положении лежа на спине в «Машине Смита» равный 50% собственного веса 5 раз на время. С толканием ядра также коррелируют тесты - бросок мяча 150 гр одной рукой из сидячего положения, кистевая динамометрия - сумма показателей двух рук, жим штанги в положении лежа на спине в «Машине Смита». С метанием диска (Р32, Б52) также коррелирует тест - кистевая динамометрия - сумма показателей двух рук. С метанием клаба (Б31^32, Б51) также коррелирует тест - бросок мяча 150 гр одной рукой из сидячего положения;
- в толкании ядра, метании диска и копья в спортивно-функциональном классе Б33 в наибольшей степени с соревновательным результатом коррелируют тесты - бросок медицинбола 2 кг двумя руками из-за головы из сидячего положения, кистевая динамометрия сильнейшей рукой, жим штанги в положении лежа на спине в «Машине Смита» равный 50% собственного веса 5 раз на время. С толканием ядра и метанием диска также коррелируют тесты - бросок медицинбола 2 кг двумя руками от груди из сидячего положения, жим штанги в положении лежа на спине в «Машине Смита» равный 50% собственного веса за 15 с. С метанием копья также коррелирует тест - бросок мяча 150 гр одной рукой из сидячего положения;
- в толкании ядра, метании диска и копья в спортивно-функциональных классах Б53^54 в наибольшей степени с соревновательным результатом коррелируют тесты -бросок медицинбола 2 кг двумя руками из-за головы из сидячего положения, бросок ме-дицинбола 2 кг двумя руками от груди из сидячего положения, кистевая динамометрия -сумма показателей двух рук, жим штанги в положении лежа на спине в «Машине Смита» равный 50% собственного веса 5 раз на время. С толканием ядра также коррелируют тесты - сгибание-разгибание рук в висе на перекладине 5 раз на время, жим штанги в положении лежа на спине. С метанием копья также коррелирует тест - бросок мяча 150 гр одной рукой из сидячего положения;
- в толкании ядра, метании диска и копья в спортивно-функциональных классах Б34, Б55^57 в наибольшей степени с соревновательным результатом коррелируют тесты
- бросок медицинбола 3 кг двумя руками из-за головы из сидячего положения, кистевая динамометрия - сумма показателей двух рук, жим штанги в положении лежа на спине в «Машине Смита» равный 70% собственного веса 5 раз на время, сгибание-разгибание рук в висе на перекладине 5 раз на время. С толканием ядра также коррелируют тесты -бросок медицинбола 3 кг двумя руками от груди из сидячего положения, жим штанги в положении лежа на спине, жим штанги в положении лежа на спине в «Машине Смита» равный 70% собственного веса за 15 с. С метанием диска также коррелируют тесты -жим штанги в положении лежа на спине, жим штанги в положении лежа на спине в «Машине Смита» равный 70% собственного веса за 15 с. С метанием копья также коррелирует тесы - бросок мяча 150 гр одной рукой из сидячего положения.
Полученные результаты внедрены в процесс подготовки атлетов сборной команды России и сборных команд регионов России по легкой атлетике спорта лиц с поражением ОДА к крупнейшим всероссийским и международным соревнованиям.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.01.2016