Научная статья на тему 'Теоретические основы и некоторые аспекты методики скоростно-силовой подготовки четырехкратного паралимпийского чемпиона ашапатова А. В'

Теоретические основы и некоторые аспекты методики скоростно-силовой подготовки четырехкратного паралимпийского чемпиона ашапатова А. В Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА / ВЗРЫВНАЯ / СТАРТОВАЯ СИЛА / ОБЛЕГЧЕННЫЕ / УТЯЖЕЛЕННЫЕ И СТАНДАРТНЫЕ ЯДРА И ДИСКИ / СПЕЦИАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИЕ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров Валерий Иванович, Шевцов Владислав Вячеславович, Ботяев Валерий Леонидович

В статье рассматриваются общие теоретические положения и некоторые аспекты методики скоростно-силовой подготовки четырехкратного паралимпийского чемпиона в толкании ядра и метании диска А.В. Ашапатова. Проведенный автором биомеханический анализ метательных движений позволяет более детально вникать в специфику специальной физической подготовки спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Раскрывается методика использования облегченные и утяжеленные снарядов, их положительное влияние на рост спортивных результатов в соревновательном упражнении. Предложено соотношение временных затрат, в выполнении упражнений направленных на совершенствование различных сторон силовых способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохоров Валерий Иванович, Шевцов Владислав Вячеславович, Ботяев Валерий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical basis and some aspects of the procedure of speed-strength training of four-time Paralympic champion Ashapatov A.V

The article deals with four-time Paralympic champion in the shot-put and discus throw A.V. Ashapatov's general theoretical principles and some aspects of speed-strength training methodology. The author's analysis of the biomechanical throwing motion allows you to key into the specifics of special athletes’ physical preparation with violation of the musculoskeletal system. The technique of using the different sports equipment and their positive impact on the growth of sports results in competitive exercise is showed in the article. The author suggests the value of time spent on doing the exercises for improving the various aspects of power abilities.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы и некоторые аспекты методики скоростно-силовой подготовки четырехкратного паралимпийского чемпиона ашапатова А. В»

УДК 796.433

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЧЕТЫРЕХКРАТНОГО ПАРАЛИМПИЙСКОГО ЧЕМПИОНА АШАПАТОВА А.В.

Валерий Иванович Прохоров, заслуженный тренер России, аспирант, Центр спортивной подготовки и реабилитации имени Алексея Ашапатова, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут; Владислав Вячеславович Шевцов, кандидат педагогических наук, профессор, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала А.И. Прошлякова, Тюмень; Валерий Леонидович Ботяев, доктор педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация

В статье рассматриваются общие теоретические положения и некоторые аспекты методики скоростно-силовой подготовки четырехкратного паралимпийского чемпиона в толкании ядра и метании диска А.В. Ашапатова. Проведенный автором биомеханический анализ метательных движений позволяет более детально вникать в специфику специальной физической подготовки спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Раскрывается методика использования облегченные и утяжеленные снарядов, их положительное влияние на рост спортивных результатов в соревновательном упражнении. Предложено соотношение временных затрат, в выполнении упражнений направленных на совершенствование различных сторон силовых способностей.

Ключевые слова: скоростно-силовая подготовка, взрывная, стартовая сила, облегченные, утяжеленные и стандартные ядра и диски, специально развивающие и соревновательные упражнения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p221-226

THEORETICAL BASIS AND SOME ASPECTS OF THE PROCEDURE OF SPEED-STRENGTH TRAINING OF FOUR-TIME PARALYMPIC CHAMPION

ASHAPATOV A.V.

Valery Ivanovich Prokhorov, the honored coach of Russia, the post-graduate student, Centre for sports training and rehabilitation of the name Alexis Ashapatov, Surgut State Pedagogical University, Surgut; Vladislav Vyacheslavovich Shevtsov, the candidate of pedagogic sciences,

professor, the Marshall A.I. Proshlyakov Tyumen Higher Military Engineering Command School; Valery Leonidovich Botyaev, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University, Surgut

Annotation

The article deals with four-time Paralympic champion in the shot-put and discus throw A.V. Ashapatov's general theoretical principles and some aspects of speed-strength training methodology. The author's analysis of the biomechanical throwing motion allows you to key into the specifics of special athletes' physical preparation with violation of the musculoskeletal system. The technique of using the different sports equipment and their positive impact on the growth of sports results in competitive exercise is showed in the article. The author suggests the value of time spent on doing the exercises for improving the various aspects of power abilities.

Keywords: speed-strength training, explosive, initial strength, light weight, and weighted standard kernel and drives, especially developing and competitive exercise.

ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем говорить о методических особенностях скоростно-силовой подготовки выдающегося спортсмена, паралимпийца А.В. Ашапатова, необходимо провести биомеханический анализ основных структурно-фазовых компонентов метательных движе-

ний. Дальность полета снаряда в метаниях определяют следующие факторы: начальная скорость вылета снаряда, угол вылета снаряда, ускорение свободного падения, высота вылета снаряда из руки метателя [6, с. 12].

Начальная скорость вылета оказывает наибольшее влияние на дальность полета снаряда, рекордные результаты в метании диска (более 70 м) и толкании ядра (более 20 м) достигнуты при начальной скорости вылета снаряда выше 27 м/с и 14 м/с соответственно [7, с. 143]. Понятно, что данная скорость вылета показана выдающимися спортсменами, не имеющими поражений опорно-двигательного аппарата.

Условно можно выразить зависимость скорости снаряда от величины силы, пути

приложения этой силы и времени действия данной силы следующей формулой:

-.г FXL Л, c т

V--, где V - скорость вылета снаряда; F - сила, приложенная к снаряду; L - длина

пути действия силы; t - время приложения силы [4, с. 144].

Для того, чтобы увеличить скорость вылета снаряда, можно идти по четырем направлениям: 1) увеличивать силу; 2) увеличивать путь воздействия силы; 3) уменьшить время действия силы; 4) комплексное направление по трем предыдущим. Третье направление - уменьшение времени действия данной силы на определенном пути имеет больше перспектив, т.е. спортсмен работает конкретно не над развитием силы (хотя и не опускает этот фактор), а над увеличением прироста силы в единицу времени, над быстротой проявления данной силы, которая относится к скоростно-силовым качествам. Спортсмены высокой квалификации реализуют большую силу в меньший промежуток времени.

При оценке уровня развития «взрывной силы» можно пользоваться так называемым ско-

f

ростно-силовым индексом: J= max где J - указанный индекс; fmax - максимальное значе-

t

max

ние силы, показанное в данном движении; tmax - время достижения максимальной силы [5, с. 23].

Угол вылета в толкании ядра колеблется от 38° до 42°, причем самым оптимальным является угол 42°, дальнейшее увеличение угла приводит к снижению результата.

Угол вылета в метании диска у женщин - 33^35°, у мужчин - от 36° до 39°. Это, по-видимому, объясняется разным весом снаряда, различной скоростью вылета и разной площадью поверхности снаряда.

Высота вылета снаряда имеет существенный вклад в результат в толкании ядра и практически не влияет на дальность в длинных метаниях. Высота вылета снаряда зависит от роста метателя и длины его рук.

Как было отмечено выше, начальная скорость вылета снаряда зависит от уровня проявления силовых способностей. Выделяют четыре типа силовых способностей (абсолютная, быстрая, взрывная сила и силовая выносливость) [3, с.74]. При этом следует отметить, что это выделение довольно условно, так как все они, несмотря на присущую им качественную специфичность, определенным образом взаимосвязаны, как в своем проявлении, так и в своем развитии. В чистом виде они проявляются в редких случаях и входят, в частности, в качестве компонентов в легкоатлетические метания.

Одним из условий формирования структуры физической подготовленности выступает развитие специфических двигательных способностей. К специфическим двигательным способностям метателя относятся, в частности, быстрая и взрывная сила мышц, принимающих участие в метаниях.

Характер проявления взрывного усилия мышц метателя определяется величиной преодолеваемого внешнего сопротивления - весом спортивного снаряда используемого для метания. С увеличением веса снаряда, роль силового потенциала мышц увеличивается, с уменьшением - снижается. Эффективность начальной фазы воздействия на снаряд (преодоление инерции покоя) определяется особой способностью нервно-мышечного ап-

парата - стартовой силой мышц [3, с. 76]. Когда сила достигает значения веса снаряда, начинается его движение (перемещение в пространстве). Дальнейшее силовое усилие спортсмена (ускоряющая сила) обеспечивает ускорение спортивного снаряда.

Рабочий эффект спортивного движения, выполняемого с предельным волевым напряжением, определяют, по меньшей мере, четыре качественно специфические силовые способности: абсолютная сила, стартовая сила, ускоряющая сила мышц и абсолютная быстрота их сокращения.

Взрывная (скоростная) сила - это сила, проявляемая при преодолении сопротивления с высокой скоростью. Взрывная сила имеет определяющие значение, в частности, в метаниях, где результаты в решающей степени зависит от быстроты выбрасывания, выталкивания снаряда, т.е. от начальной скорости вылета снаряда.

Стартовая сила - это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Для ее оценки используется индекс 0 5Б

^0.5шах

Ускоряющая сила - способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения [3, с. 77].

Практически, поскольку рабочие движения в метаниях связаны с преодолением того или иного внешнего сопротивления, две компонентные способности преимущественно определяют рабочий эффект взрывного усилия - стартовая сила и ускоряющая сила мышц. Эти способности, в той или иной степени, присущи спортсмену - метателю. Стартовая сила и ускоряющая сила мышц мало связаны между собой и являются качественно специфическими двигательными способностями.

В зависимости от внешних условий, веса используемого для метания снаряда преимущественную роль приобретает та, или другая из них. Развитие способности к проявлению усилий взрывного характера происходит в условиях специфического двигательного режима, воздействующего на компонентные составляющие взрывной силы мышц (стартовую, абсолютную, ускоряющую) и формирующего ее специфическую нейромо-торную структуру. Последнее - основное условие развития взрывной силы.

МЕТОДИКА

Особенностью системы тренировки метателей является то, что на протяжении всего годичного цикла спортсмены могут использовать достаточно большое количество упражнений, повторяющих основное, соревновательное движение в облегченных и усложненных условиях. Речь идет о применении снарядов разного веса. Для воспитания силовых способностей применяются утяжеленные снаряды, а скоростных - облегченные. Доля таких нагрузок, в годичном цикле тренировки, с использованием облегченных и утяжеленных соревновательных снарядов составляет от 30 до 50% общего времени, затрачиваемого на тренировочный процесс. Многочисленные исследования, проведенные нами, показывают положительное влияние метания облегченных и утяжеленных снарядов на рост спортивных результатов в основном соревновательном движении, поскольку они идентичны между собой по основным параметрам, начиная от технических и ритмо-вых составляющих и заканчивая последовательностью включения в работу мышечных групп, режимов их работы и т.д. Наибольшие величины корреляционной взаимосвязи наблюдаются, чаще всего, в случаях незначительного отклонения веса облегченных и утяжеленных снарядов от соревновательного веса - от 10 до 20%.

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют не только о том, что облегченные и утяжеленные снаряды положительно влияют на рост спортивных результатов в соревновательном упражнении, но и о наличии переноса тренированности с соревновательного движения на результаты специально-развивающих упражнений.

Подбор средств и методов специальной физической подготовки в метаниях определяется теми скоростно-силовыми показателями, которых должен достичь спортсмен в конкретном упражнении для достижения поставленных целей. Так, например, выдвижение в качестве целевого ориентира в толкании ядра скорости от 12,0 до 13,0 м/с, при выпуске снаряда, предполагает возможность спортсмена-паралимпийца претендовать на установление мирового и (или) паралимпийского рекорда (при установлении мирового рекорда - 16,37 м в толкании ядра А. Ашапатовым, скорость вылета была равна 12,2 м/с). Кроме того, установленный целевой скоростной ориентир организует всю систему ско-ростно-силовой подготовки [1, с. 22-25].

Специфическая особенность подготовки спортсмена паралимпийца «метателя» обусловлена, в первую очередь, облегченным соревновательным снарядом. Вес соревновательного ядра на олимпиаде в Пекине и Лондоне - 5 кг, что на 2 кг 257 г легче обычного мужского снаряда. На олимпиаде в Рио-де-Жанейро вес соревновательного снаряда будет 4 кг. Это значительно меняет систему и структуру подготовки спортсмена пара-лимпийца, усиливая скоростной компонент выполняемых упражнений.

С учетом выше сказанного, были составлены комплексы упражнений, каждый из которых решал определенную задачу тренировочного этапа. Это были упражнения, направленные на развитие основных компонентов силовых способностей, в которых были задействованы все мышечные группы, участвующие в выполнении соревновательного упражнения. Смена одного комплекса другим осуществлялась через 3-4 недели.

Большой объем специально-развивающих и специально-подготовительных упражнений выполнялся вариативным методом, с использованием облегченных, утяжеленных и стандартных ядер и дисков. Облегченные ядра и диски применялись для развития абсолютной быстроты движений и ускоряющей силы мышц, обеспечивающих перенос этого эффекта на стандартный снаряд. Утяжеленные ядра и диски способствовали активизации и синхронизации активности двигательных единиц, что значительно повышало межмышечную координацию, а значит и силу мышц. В толкании ядра использовали снаряды весом от 3 до 7 кг, в метании диска - от 1 кг 250 г до 2 кг.

В тренировочном процессе отдавалось предпочтение комплексному использованию различных видов упражнений - общеподготовительных, специально-подготовительных, общеразвивающих, специально-развивающих и соревновательных. Их соотношение также меняется в зависимости от этапа подготовки, направленности тренировочных занятий: совершенствование технического мастерства, физической подготовленности или интегральной подготовки.

Комплексное использование различных видов упражнений приводит к текущему переносу тренированности с этих упражнений на соревновательное упражнение. Спортсмен достигает состояния спортивной формы (выходит на модельные показатели) одновременно во всех компонентах подготовленности [2, с. 56-123].

На начальных этапах тренировочного макроцикла широко практиковалось выполнение упражнений в ударном режиме работы мышц. Данные упражнения выполнялись в исходных положениях соревновательного упражнения и достигали максимального проявления в рабочем положении.

На отдельных этапах тренировочного процесса мы использовали раздельный способ (суперпозиции), когда чередовали занятия по специальной физической подготовке и технической, последние, чаще следовали за первыми, хотя могли и предшествовать им, на отдельных этапах. До 10% занятий носили ординарный характер, а 90% - комплексный.

В метаниях специфическая тренировочная нагрузка характеризуется количеством повторений специально-развивающих и соревновательных упражнений. Минимальная нагрузка, вызывающая тренировочный эффект, составляет 10-12 метаний с зоной интенсивности 80^100%. Зона интенсивности (мощности) увеличивается, так, например, 10

толканий ядра выполняются в зоне 85-90%, вторые 10 в зоне 90-95% и следующие 10 в зоне 95-100%.

В одном тренировочном занятии выполняется от 30 до 50 раз толкания ядра и от 70 до 90 раз метания диска. В тренировочном занятии используется от 3 до 6 видов разных метаний. Примерное соотношение в толкании ядра и метании диска, основного, облегченного и утяжеленного снарядов составляет 50:30:20% общего времени. Таким образом, общее количество метаний основного снаряда в годичном цикле может составлять 11-12 тысяч в толкании ядра и 13-14 тысяч в метании диска.

Проведенный нами анализ скоростно-силовой подготовки А.В. Ашапатова, позволяет рекомендовать следующее сочетание упражнений направленных на совершенствование различных компонентов силовых способностей: 70% - упражнения скоростно-силового характера, 20% - собственно-силовые и 10% - силовая выносливость.

В макроцикле применялись различные способы построения этапов спортивной подготовки: этапно-комплексный, этапно-вариативный, этапный комплексно-вариативный, этапный вариативно-комплексный, этапный вариативно - комбинированный [2, с. 26-28].

В заключение необходимо сказать, что оценка эффективности выбранной методики подготовки, может осуществляться только при наличии у тренера объективных средств контроля основных параметров подготовленности спортсмена.

В качестве тестовых заданий мы использовали различные варианты специально-развивающих упражнений, позволяющих объективно оценивать уровень развития тех мышечных групп, которые обеспечивают выполнение основного соревновательного упражнения: комплексное скоростно-силовое упражнение, жим штанги лежа, взятие штанги на грудь, бросок ядра 5 кг двумя руками из-за головы вперед, из положения седа, бросок ядра 5 кг назад через голову, метание теннисного утяжеленного мяча (200 г), толчки штанги в положении лежа (10-15% мах. веса) и др. В качестве контрольных нормативов мы использовали и результаты в метании облегченных и утяжеленных снарядов (ядро, диск), которые в ранее проведенных исследования показали высокую корреляционную связь с результатами в метаниях стандартных, соревновательных снарядов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биомеханические технологии подготовки спортсменов / И.П. Ратов, Г.И. Попов, А.А. Логинов, Б.В. Шмонин. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 120 с.

2. Бондарчук, А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса / А.П. Бондарчук. - М. : Олимпия Пресс, 2007. - 272 с.

3. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - М. : Советский спорт, 2013. - 281 с.

4. Жилкин, А.И. Теория и методика легкой атлетики / А.И. Жилкин, В.С. Кузнецов, Е.В. Сидорчук. - М. : Изд. Центр «Академия», 2013. - 464 с.

5. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - М. : Советский спорт, 2009. - 200 с.

6. Лазарев, И.В. Практикум по легкой атлетике / И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов, Г.А. Орлов. - М. : Изд. Центр «Академия», 1999. - 160 с.

7. Попов, Г.И. Биомеханика : учебник / Г.И. Попов. - М. : Изд. Центр «Академия», 2013. -

315 с.

REFERENCES

1. Ratov, I., Popov, G., Loginov, A. and Shmonin, B. (2007), Biomechanical technology training athletes, Physical Education and Sports, Moscow.

2. Bondarchuk, A. (2007), Management of training process of high-class athletes, Olympia Press, Moscow.

3. Verkhoshansky, Y. (2013), Fundamentals of special power preparation in sport, Soviet Sport, Moscow.

4. Zhilkin, A., Kuznetsov, V. and Sydorchuk, E. (2013), Theory and methodology of athletics, Academia, Moscow.

5. Zatsiorsky, V. (2009), The physical quality of the athlete: basic theory and methodology of education, Soviet Sport, Moscow.

6. Lazarev, I., Kuznetsov, V. and Orlov, G. (1999), Workshop on athletics, Academia, Moscow.

7. Popov, G. (2013), Biomechanics. Textbook, Academia, Moscow. Контактная информация: vl_bot53@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.03.2016

УДК 796.071

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутск

Аннотация

В статье представлены результаты внедрения в послевузовскую подготовку специалистов в области физической культуры и спорта многоуровневых технологий. Основывающиеся на уровне-вой и профильной дифференциации обучения, с учетом профессиональной подготовленности, запросов и предпочтений, слушателей курсов повышении квалификации.

Ключевые слова: многоуровневые технологии, профессиональная подготовка, специалисты в области спорта, профессиональное развитие.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p226-229

DESIGNING THE INDIVIDUAL ROUTE FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN IRKUTSK REGION

Konstantin Nikolaevich Pruzhinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Marina Viktorovna Pruzhinina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Irkutsk State University, Irkutsk

Annotation

The article presents the results of the introduction of the post-graduate training in the field of physical culture and sports multilevel technology. It is based on the level and profile differentiation of training, taking into account the professional preparedness, requests and preferences, as well as age-related social and psychological characteristics of students.

Keywords: multi-level technology, training, specialists in the field of sports, professional development.

ВВЕДЕНИЕ

Создание прогрессивной системы образования - стратегическая задача России. Тем не менее, создание педагогического пространства, которое позволит выявить условия и технологии способные обеспечить качественный результат, является актуальной проблемой. Научно-теоретическая, методологическая и практическая составляющая непрерывного образования специалистов физической культуры и спорта должна основываться на принципах инновационности, системности, экономичности.

Нами было выявлено, что совершенствование специалистов как профессионалов во многом зависит от дифференциации содержания и организации курсов повышения квалификации учитывающих профессиональную подготовленность, предпочтения и дру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.