полнении практических задач. Практика показала, что в стрессовой ситуации, во время огневого контакта с преступниками, «подобрать» дыхание для точной стрельбы не представляется возможным, так как все происходит без участия сознания сотрудников ФСИН. Поэтому очень важно обратить внимание на этот элемент подготовки. Установлено, что успех достигается многократными тренировками и отработкой различных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе служебной деятельности. Технические элементы в процессе подготовке к «скоростной стрельбе» должны даваться на уровне подсознания сотрудников ФСИН.
ВЫВОД. Выявленные педагогические условия, необходимы для повышения эффективности обучения сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия. Создание этих условий позволяет оптимизировать деятельность преподавательского состава по обучению сотрудников ФСИН стрельбе из штатного оружия. Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности использования, выявленных педагогических условий для повышения эффективности обучения сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.09.2016
УДК 797.14
ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЯХТСМЕНОВ КЛАССА 29Й НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ Таисия Анатольевна Бородина,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрен уровень развития основных физических качеств у яхтсменов, специализирующихся в классе яхт 29й на учебно-тренировочном этапе. Определены те качества, развитие которых находится не на достаточном уровне для спортсменов данной специализации. Проведен сравнительный анализ полученных результатов с требованиями учебной программы для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ «Парусный спорт» и предложены упражнения для контрольно-переводных нормативов на учебно-тренировочном этапе.
Ключевые слова: физические качества, контрольно-переводные нормативы, юношеский класс 29й, парусный спорт, подготовленность, простая зрительно моторная реакция (ПЗМР), сен-сомоторное реагирование.
ASSESSMENT OF LEVEL OF DEVELOPMENT OF YACHTSMEN PHYSICAL QUALITIES SPECIALIZING IN 29th CLASS AT EDUCATIONAL AND TRAINING
STAGE Taisiya Anatolyevna Borodina,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article considers the level of development of the main physical qualities at the yachtsmen specializing in the 29th class of yachts covering the educational and training stage. The underdeveloped qualities with poor level of development for the athletes of this specialization have been defined. The comparative analysis of the received results and the requirements to the training program for the sports school "Sailing" has been carried out and the exercises for the control and transition standards at the educational and training stage have been offered.
Keywords: physical qualities, control and transition standards, 29th youthful class, sailing, readiness, simple visually motor reaction, sensor-motor reaction.
Постоянный переход к более скоростным яхтам в условиях постоянной модернизации и растущего технического прогресса в области судостроения, а так же значительное сокращение продолжительности одной гонки, предъявляет особые требования к уровню мастерства и подготовленности спортсменов. Учитывая этот неоспоримый факт, а так же постоянно растущую конкуренцию, существенно выросли требования к физической подготовленности спортсменов и, как следствие, возникают новые требования к разработке контрольно-переводных нормативов для оценки подготовленности юных яхтсменов. Недостаточное развитие специальных физических качеств яхтсмена приводит к искажению техники управления яхтой.
Юношеский класс 29й (29er) является подготовительным к олимпийским классам 49er в мужской программе и 49 FX в женской программе, и относится к экстремальной группе классов яхт под названием Skiff (наиболее скоростная группа среди моно корпусных яхт).
Одной из проблем современного парусного спорта является стремление к достижению самой высокой скорости во флоте, что сопряжено с максимальными и даже чрезмерными нагрузками в течение короткого промежутка времени. В связи с этим повышается значимость уровня развития ведущих двигательных качеств яхтсмена и, как следствие, внедрение в программу подготовки новых контрольно-переводных нормативов на учебно-тренировочном этапе. Указанные факторы, а также новая редакция 273-Ф3 «Об образовании в РФ» определяют актуальность данного исследования.
Цель работы: определить уровень развития физических качеств у яхтсменов, специализирующихся в классе яхт 29й и сравнить полученные показатели с требованиями контрольно-переводных нормативов, представленных в последнем издании учебной программы для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ «Парусный спорт».
В исследовании приняли участие 8 спортсменов учебно-тренировочных групп (класс 29er) в возрасте 15-17 лет, тренирующихся на базе АНООДО «Академия парусного спорта», яхт-клуба Санкт-Петербурга. В ходе исследования были получены следующие результаты:
Таблица 1 - Показатели уровня развития силы
Показатель Подтягивание на перекладине, кол-во раз Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз
XX ±Sx XX ±Sx
Нормативы по программе «Парусный спорт» 14 35
Результаты, полученные в ходе исследования 21,13±2,1 53,75±8,1
Уровень развития скоростных способностей гонщиков класса 29й оценивался по времени простой двигательной реакции (время простой зрительно моторной реакции ПЗМР) и по скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях (имитация поднятия генакера на тренажере). Полученные результаты приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Показатели уровня развития скоростных способностей
Показатель XX ±Sx
ПЗМР, мс 226,5±5,15
Имитация поднятия генакера, с 3,87±0,23
Отсутствие в учебной программе нормативов для оценки скоростных способностей, а также учитывая, что данное исследование проводилось впервые, для сравнения полученных результатов ПЗМР было взято среднее значение ПЗМР для мужчин 232,4 мс по данным лаборатории психофизиологического обеспечения научно-практического центра «АКМЕ». Для сравнения времени подъема генакера были проанализированы видео материалы с ЧМ и ЧЕ за период начиная с 2013 г. Данный анализ показал, что среднее время поднятия генакера, лидерами флота, на первом знаке составляет 3,58±0,22 сек.
По результатам этих двух показателей можно констатировать, что у испытуемых достаточно высокий уровень сенсомоторного реагирования, а время выполнения кон-
трольного упражнения практически соответствует времени показанному лидерами мирового флота во время соревнований (таблица 3).
Таблица 3 - Показатели уровня развития выносливости_
Показатель Удержание статической позы №5, с Кросс 3000 м, мин
XX ±SX XX ±Sx
Нормативы по программе «Парусный спорт» 35 13,00
Результаты, полученные в ходе исследования 101,13±5,29 11,05±0,17
Учитывая необходимость быстро, точно, целесообразно, за короткое время решать различные, достаточно сложные и возникающие неожиданно двигательные задачи, необходим контроль развития координационных способностей. Для оценки координационных способностей мы выбрали упражнение три кувырка вперёд на время и имитация подъема генакера стоя на тренажере босу (Б08И) (таблица 4).
Таблица 4 - Показатели уровня развития координационных способностей
Показатель XX ±Sx
Три кувырка вперёд, сек 3,52±0,09
Имитация поднятия генакера стоя на тренажере босу, сек 5,46±0,14
Согласно нормам, соответствующим данной возрастной группе, показанное время выполнения упражнения три кувырка вперед отвечает среднему уровню развития координационных способностей, что говорит о необходимости совершенствования данного физического качества. Сравнивая результаты выполнения имитации подъема генакера стоя на тренажере босу, и без него, можно утверждать, что уровень развития динамического равновесия необходимо повышать по средствам специальных тренировок.
Для оценки уровня развития гибкости испытуемым было предложено выполнить наклон туловища вперед, стоя на скамье, измерение выполнялось при помощи линейки от нулевой отметки до третьего пальца руки (таблица 5).
Таблица 5 - Показатели уровня развития гибкости
Показатель XX ±Sx
Расстояние до нулевой отметки, см -1,94±0,73
Среднегрупповой показатель ниже нулевой отметки, что говорит о низком уровне развития гибкости и требует тренировки.
Данное исследование подтверждает необходимость внесения изменений в контрольно-переводные нормативы на учебно-тренировочном этапе. Очевидна потребность в добавлении упражнений для оценки уровня развития гибкости, скоростных и координационных способностей. Полученные результаты показывают потребность в добавлении в тренировочный процесс большего количества упражнений направленных на развитие координационных способностей и гибкости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Селиверстова, В.В. Психофизиологическое тестирование спортсменов : учебное пособие / В.В. Селиверстова, Д.С. Мельников ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2014. - 81 с.
2. The Official web site of the international sailing Federation [Электронный ресурс] // http://www.sailing.org/. - Дата обращения 04.01.2016.
3. Парусный спорт : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. - М. : Советский спорт, 2005. - 72 с.
REFERENCES
1. Seliverstovа, V.V. and Melnikov, D.S. (2014), Psychophysiological testing of athletes: education guidance, Lesgaft University, St. Petersburg.
2. The Official web site of the International Sailing Federation, available at: http://www.sailing.org/.
3. Sailing (2005), Approximate program of sports preparation for children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic allowance for children and young people schools and schools of the highest sports skill, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.10.2016
УДК 378
РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ
И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЯХ
Артем Леонидович Веревкин, адъюнкт,
Анатолий Петрович Надточий, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Аннотация
Данная статья раскрывает различные подходы к понятию рефлексивных педагогических технологий. Рассматривается структура рефлексивных технологий и их функции в педагогическом процессе. Актуальность темы обусловлена внедрением ФГОС, в котором рефлексия выделена как самостоятельная и приоритетная технология в новых образовательных условиях.
Ключевые слова: рефлексия, педагогическая рефлексия, рефлексия в педагогическом процессе, самопознание, рефлексивные технологии, педагогический процесс, рефлексивный подход.
REFLEXIVE TECHNOLOGIES IN TOPICAL AREA OF PEDAGOGICS AND POSSIBILITY OF THEIR APPLICATION IN MILITARY EDUCATIONAL
INSTITUTIONS
Artem Leonidovich Verevkin, the graduated in a military academy, Anatoly Petrovich Nadtochy, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg Military Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation
Annotation
This article reveals the different approaches to the concept of reflective pedagogical technologies. The structure of reflective technologies and their functions in the pedagogical process have been analyzed. The relevance of the topic is due to the introduction of the Federal State Educational Standard. This document defines the reflection as an independent and priority technology in the new educational environment.
Keywords: reflection, pedagogical reflection, reflection in pedagogical process, self-knowledge, reflexive technologies, pedagogical process, reflexive approach.
Современное российское образование в настоящее время, в сфере перехода на ФГОС, переживает сложный период, что в свою очередь сказывается в первую очередь на качестве образования. Так же на изменение, существовавшей, системы образования повлияли социально-экономические преобразования. Изменился и общий взгляд на образовательное пространство, которое направлено на свободное развитие личности, которая развивается на творческих основах и будет общественно-полезной для общества. Существующая в России концепция модернизации образования, в качестве одной из главных проблем выделяет именно проблему повышения качества образования. При этом необходимо учитывать мировые тенденции и требования. В концепции отражена необходимость развития познавательных способностей обучаемых. Это же развитие должно происходить и в воинских коллективах, которых происходит образование. Одним из условий повышения качества образования является внедрение и развитие рефлексивных технологий [4, с. 13].