3. Himmelman, K. and Uverbrant, P. (2011), "Function and neuroimaging in cerebral palsy: a population based study", Dev. Med. Child. Neurol, Vol. 53 (6), pp. 516-21.
4. Surveillance of cerebral palsy in Europe: a collaboration of cerebral palsy surveys and registers, Dev. Med. Child. Neurol, 1999, Vol. 42, pp. 816-824.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.06.2016
УДК 797.14
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ ЯХТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Оксана Ивановна Дранюк, кандидат педагогических наук, доцент, Виталий Александрович Коновалов, студент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье отражена актуальность разработки проблемы активизации познавательной деятельности занимающихся парусным спортом в процессе применения методов проблемного обучения. Теоретически обоснованы пути активизации познавательной деятельности юных яхтсменов на учебно-тренировочных занятиях по парусному спорту. В статье раскрывается содержание экспериментальной работы, направленной на выявление эффективности разработанных методов проблемного изложения материала и частично-поискового. Представлены экспериментальные данные об уровнях проявления самостоятельности и активности у юных яхтсменов, о степени владения теоретическими знаниями и практическими умениями.
Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, проблемное обучение, учебно-тренировочные занятия по парусному спорту, юные яхтсмены, формирование самостоятельности и активности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p45-49
PROMOTING COGNITIVE ACTIVITIES OF YOUNG YACHTSMEN IN PROBLEM-
BASED LEARNING Oksana Ivanovna Dranyuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vitaly Aleksandrovich Konovalov, the student The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article treats the topical nature of the studies concerned with ways of promoting the cognitive activities among the children and teenagers who do sailing, by implementing the problem-based learning methods. The ways for promoting the cognitive activities at young yachtsmen during sailing training sessions receive theoretical substantiation. The article presents the overview of the body of experimental work undertaken with a view to assess the efficacy of the established methods of problem-based learning and of the heuristic approach. The data collected during the experiment demonstrate the levels of independence in learning and the degree of positive attitude on the part of young yachtsmen, as well as the extent of their theoretical knowledge and mastery of practical skills.
Keywords: promotion of cognitive activities, problem-based learning, training exercises in sailing, young yachtsmen, shaping of independence and active attitude.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема активизации познавательной деятельности занимающихся относится к числу наиболее актуальных вопросов совершенствования учебно-тренировочного процесса. Активизация познавательной деятельности - это побуждение занимающихся к целенаправленному и энергичному учению, а также управление их активностью на всех этапах процесса обучения. К условиям активизации познавательной деятельности зани-
мающихся относят: создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в процессе обучения; создание «ситуации успеха» для каждого обучаемого; включение учащихся в активную деятельность; создание проблемных ситуаций и стимулирование обучаемых к их разрешению; применение элементов нестандартности при изучении учебного материала. С целью активизации познавательной деятельности занимающихся, развития их познавательных способностей и творческой активности применяют методы проблемного обучения: проблемного изложения учебного материала, частично-поисковый и исследовательский [2, 4, 5]. Парусный спорт относится к числу видов спорта, в котором спортсмену необходимо быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, оперативно принимать различные решения, от простых - «что делать с водой в лодке?», «как добраться до дома в отсутствии ветра?», до сложных тактических приемов и внештатных ситуаций [1, 3, 7]. Для развития у гонщика умения творчески решать возникающие проблемы актуальным является применение проблемных методов обучения, когда педагог с помощью проблемных вопросов и анализа различных вариантов ответа показывает ребенку весь спектр решений в различных ситуациях, учит его думать творчески и шире, находить нестандартные решения. Несмотря на актуальность проблемы исследования, вопрос активизации познавательной деятельности занимающихся парусным спортом в процессе применения методов проблемного обучения недостаточно изучен.
Мы предположили, что применение проблемных методов обучения (специально разработанных проблемных вопросов и ситуаций) на учебно-тренировочных занятиях по парусному спорту с учетом особенностей детей среднего школьного возраста и этапа подготовки будет способствовать активизации познавательной деятельности занимающихся, формированию самостоятельности и активности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации методов проблемного обучения на учебно-тренировочных занятиях по парусному спорту.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
На первом этапе исследования нами был проведен анкетный опрос десяти тренеров по парусному спорту, результаты которого свидетельствуют, что все тренеры понимают важность применения методов проблемного обучения на учебно-тренировочных занятиях, но используют их редко. 40% опрошенных тренеров планирует заранее создание проблемных ситуаций. Тренеры применяют данные методы, начиная со второго года обучения парусному спорту. К основным педагогическим условиям эффективного применения проблемных методов обучения, тренеры отнесли: профессиональный опыт тренера; опыт самого спортсмена (его знания, владения умственными и практическими двигательными действиями, способность их применять в нестандартных ситуациях); приближенность проблемных ситуаций к реальным условиям (в случае теоретического обучения). Трудность в применении данных методов, по мнению тренеров по парусному спорту, заключается в разработке проблемных заданий с учетом задач занятия, возраста занимающихся, уровня их подготовленности, времени, отводимого для их постановки и решения.
С целью изучения отношения детей к тренировкам, характера возникающих трудностей в учении, а также отношения занимающихся к этим трудностям мы провели анкетирование 15 детей в возрасте от 9 до 13 лет. Анкетный опрос занимающихся парусным спортом свидетельствует, что большинству опрошенных детей (80%) нравится преодолевать трудности, искать пути решения проблемных задач. С трудностями в выполнении новых заданий на тренировках сталкиваются все (100%) опрошенные спортсмены. Основными трудностями опрошенные спортсмены назвали самостоятельное понимание выполнение техники упражнения, решение поставленных проблемных задач и страх перед неудачей при выполнении.
В процессе учебно-тренировочных занятий по парусному спорту в детской секции яхт-клуба Балтиец Санкт-Петербурга нами были реализованы на практике способы проблемного обучения, предпочтение отдавалось методам проблемного изложения материала и частично-поисковому. Был накоплен большой методический материал в виде фонда проблемных вопросов и ситуаций, который требовал экспериментального обоснования, например: Как определить выгодную сторону стартовой линии в речных условиях? Почему нужно в сильный ветер поднимать шверт на лавировке, а опускать на полных курсах? Как быстрее убрать воду из лодки? Как добраться до берега в штиль? Что нужно сделать, если на швертботе класса «Оптимист» порвался ремень откренивания во время гонки? Для примера рассмотрим один из проблемных вопросов: «Что нужно сделать, если на швертботе класса «Оптимист» порвался ремень откренивания во время гонки?». Данная ситуация - это поломка лодки, внештатная ситуация. Такой вопрос мы задавали только спортсменам, которые уже уверенно ходят на яхте и принимают участие в соревнованиях. Мы использовали следующие формы помощи спортсменам:
1. Задавали наводящие вопросы: «Кто-нибудь на воде может тебе помочь?», «Чем можно заменить ремень?».
2. Просили спортсменов представить данную ситуацию и ответить на поставленный вопрос.
3. Предлагали наиболее оптимальные варианты решения проблемы.
Каждый из предложенных вариантов ответа на вопрос подробно обсуждали с учениками, определить все плюсы и минусы решения. После рассмотрения всех вариантов решения проблемы, их положительных и отрицательных сторон, приводили детей к выводу, что существуют разные способы решения проблемы, а какой из них выбрать в данной конкретной ситуации - решать самому гонщику на воде. Возможно, комбинировать предложенные решения. Так же раскрывали ученикам факторы, от которых может зависеть принятие того или иного решения (например, этап гонки, умения и навыки рулевого, силу ветра и прочие).
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
С целью проверки гипотезы исследования нами был проведен педагогический эксперимент с 1 по 31 августа 2015 года в яхт-клубе Балтиец. В эксперименте участвовало 20 детей от 12 до 14 лет (группа НП-2), которые составили контрольную (К) и экспериментальную (Э) группы. Учебно-тренировочные занятия в контрольной группе проходили по традиционной методике [3, 6]. В экспериментальной группе по традиционной методике с применением на каждом учебно-тренировочном занятии методов проблемного обучения - специально разработанных проблемных вопросов и ситуаций. Например, на учебно-тренировочном занятии № 5 для решения образовательной задачи «Обучить восстановлению швертбота после опрокидывания» занимающимся был задан проблемный вопрос «Ваши действия при внезапном перевороте яхты?» и создана проблемная ситуация, побуждающая к решению вопроса. На учебно-тренировочном занятии №7 для решения образовательной задачи «Изучить вооружение швертбота класса «Оптимист» спортсменами их разоруженного состояния» занимающимся было предложено выполнить проблемное задание: самостоятельное вооружение швертбота класса «Оптимист» из разоруженного состояния. Тренер и более опытные товарищи не подсказывают. Спортсмены могут сравнивать свою лодку с уже вооруженной яхтой. На одну яхту - 2-4 человека. Эффективность разработанных методов проблемного обучения проверялась по следующим показателям:
- знания (общие вопросы, устройство швертбота «Оптимист», курсы и галсы, правила парусных гонок, такелажное дело). В каждом разделе было по 10 вопросов, за каждый правильный ответ спортсмен получал по 1 баллу. Далее высчитывался средний балл каждого ученика за все разделы, т.е. каждый спортсмен мог получить от 0 до 10
баллов;
- умения (поворот оверштаг, поворот фордевинд, взятие старта, огибание наветренного знака, огибание подветренного знака) оценивались с помощью экспертных оценок по 10-ти балльной шкале, где 0 -элемент не выполнен, а 10 - выполнение элемента в соответствии с моделью техники и применением индивидуального стиля управления яхтой. У каждого спортсмена было по 3 попытки на каждый элемент, засчитывался лучший результат;
- активность и самостоятельность занимающихся оценивалась компетентными судьями по 10-ти балльной системе. 10 баллов - ученик задает большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер, он очень редко отвлекается, выполняет самостоятельно задания; 1 балл - большую часть занятия ученик отвлекается и в малой степени проявляет активность, или не проявляет ее вообще, его вопросы не имеют никакого целенаправленного познавательного характера или они вообще не связаны с темой занятия, самостоятельность в выполнении заданий отсутствует.
Результаты педагогического эксперимента представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные данные уровней проявления самостоятельности и активности у
юных яхтсменов, степени владения знаниями и умениями после проведения _педагогического эксперимента___
Показатели К группа Э группа Достоверность различий
Знания (общие вопросы, устройство швертбота «Оптимист», курсы и галсы, правила парусных гонок, такелажное дело) 6,20±0,93 7,34±1,17 Р<0,001
Умения (поворот оверштаг, поворот фордевинд, взятие старта, огибание наветренного знака, огибание подветренного знака) 5,52±0,99 6,30±0,81 Р<0,001
Самостоятельность 6,42±1,05 7,42±1,11 Р<0,001
Активность 6,10±1,11 7,58±1,05 Р<0,001
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что уровень знаний повысился у занимающихся в экспериментальной группе от «удовлетворительно» до «хорошо» (от 4,12 до 7,34 балла), уровень проявления технического мастерства - от «удовлетворительно» до «хорошо» (от 4,02 до 6,3 балла), степень проявления самостоятельности от среднего уровня до «выше среднего» (от 6,14 до 7,42 балла), активности -от среднего уровня до «выше среднего» (от 5,98 до 7,58 балла).
ВЫВОДЫ
1. Определено, что проблемное обучение - это организованный педагогом способ активного взаимодействия ученика с проблемно-представленным содержанием обучения. Проблемное обучение реализуется через применение проблемных методов обучения: проблемного изложения материала, частично-поискового и исследовательского.
2. Особенностью проблемного обучения является преобладание учения над преподаванием в условиях взаимодействия педагога и занимающихся, что активизирует познавательную деятельность занимающихся и способствует развитию познавательных способностей.
3. Все опрошенные тренеры понимают важность применения методов проблемного обучения на учебно-тренировочных занятиях. К основным педагогическим условиям эффективного применения проблемных методов обучения, тренеры отнесли: профессиональный опыт тренера; опыт самого спортсмена (его знания, владения умственными и практическими двигательными действиями, способность их применять в нестандартных ситуациях); приближенность проблемных ситуаций к реальным условиям (в случае тео-
ретического обучения).
4. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что уровень знаний повысился у занимающихся в экспериментальной группе от «удовлетворительно» до «хорошо», уровень проявления технического мастерства - от «удовлетворительно» до «хорошо», степень проявления самостоятельности от среднего уровня до «выше среднего», активности от среднего уровня до «выше среднего».
ЛИТЕРАТУРА
1. Аношкин, Б.Н. Юный яхтсмен / Б.Н. Аношкин. - Омск : Омскбланкиздат, 2010. - 60 с.
2. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 71-78.
3. Деянова, А.В. Парусный спорт. Методика начального обучения в классе яхт "Оптимист" / А.В. Деянова. - М. : Всероссийская федерация Парусного спорта, 2013. - 104 с.
4. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев. - М. : Знание, 1991. - 80 с.
5. Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - М. : Знание, 1974. - 64 с.
6. Парусный спорт : программа / О.А. Ильин, Л.А. Калинкин, В.Н. Назаров, Б.А. Николаев ; Федеральное агентство по физической культуре и спорту. - М. : Советский спорт, 2005. - 72 с.
7. Слэтер, Ф. Гонки «Оптимистов» / Ф. Слэтер. - М. : Аякс-пресс, 2014. - 93 с.
REFERENCES
1. Anoshkin, B.N. (2010), Young Yachtsman, Omskblankizdat, Omsk.
2. Buriak, V.K. (2007), "Activity and self-dependence of pupils in the cognitive activity", Pedagogy, No. 8, pp.71-78.
3. Deyanova, A.V. (2013), Sailing. Methods of primary education in the class of yachts "Optimist", WFTU, Moscow.
4. Kudryavtsev, V.T. (1991), Problem learning: the origins, nature and prospects, Knowledge, Moscow.
5. Lerner, I.Ya. (1974), Problem-based Learning, Knowledge, Moscow.
6. Ilyin, О.А., Kalinkin, LA., Nazarov, V.N. and Nikolayev, В.А. (2005), Yacht Racing: A program, Federal Agency for Physical Education and Sport, Soviet Sport, Moscow.
7. Slater, Ph. (2014), Optimist Racing, Ayaks-press, Moscow. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.06.2016
УДК 796.077.5
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Евгений Владимирович Забуга, первый проректор, Элина Валерьевна Кармацкая, директор колледжа, Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (АНО ВО СИБУП), Красноярск; Олег Иванович Коваль, ведущий инструктор, Международная организация «Искусство жизни», Москва; Александр Дмитриевич Какухин, кандидат педагогических наук, профессор, Институт физкультуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (ИФКСиЗ им. И. С. Ярыгина КГПУ им. В.П. Астафьева), Красноярск; Иван Васильевич Коваль, доктор социологических наук, профессор, Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (АНО ВО СИБУП), Красноярск
Аннотация
В условиях действия закона конкуренции социальные институты образования и науки призваны внести коррективы в подготовку разного профиля специалистов. Важнейшие направления