Научная статья на тему 'Оценка уровня коррупции в государственных органах Челябинской области'

Оценка уровня коррупции в государственных органах Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
384
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОРРУПЦИИ / ОЦЕНКА КОРРУПЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ РЕГИОНА / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / METHODS OF ASSESSMENT OF CORRUPTION / ASSESSMENT OF CORRUPTION IN STATE BODIES OF THE REGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полетавкин Александр Иванович

на основе авторской методики дана оценка коррупции в государственных органах Челябинской области, выявлено отношение жителей, предпринимателей и представителей органов государственной власти Челябинской области к коррупции в государственных органах Челябинской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня коррупции в государственных органах Челябинской области»

Assessment of the level of corruption in state authorities of the Chelyabinsk region Poletavkin A.1, Stepanov V.2 (Russian Federation) Оценка уровня коррупции

в государственных органах Челябинской области 12 Полетавкин А.И. , Степанов В.В. (Российская Федерация)

1 Полетавкин Александр Иванович /Poletavkin Alexander - кандидат экономических наук;

2Степанов Виталий Владимирович / Stepanov Vitaly - магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, ФБГОУ ВПО Челябинский государственный университет, г. Челябинск

Аннотация: на основе авторской методики дана оценка коррупции в государственных органах Челябинской области, выявлено отношение жителей, предпринимателей и представителей органов государственной власти Челябинской области к коррупции в государственных органах Челябинской области.

Abstract: based on the author's method of estimation of corruption in state authorities of the Chelyabinsk region, revealed the attitude of the residents, entrepreneurs and representatives of public authorities of the Chelyabinsk region to corruption in state authorities of the Chelyabinsk region.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, методика оценки коррупции, оценка коррупция в государственных органах региона.

Keywords: corruption, anti-corruption, methods of assessment of corruption, assessment of corruption in state bodies of the region.

Управление региональной экономической системой в современных условиях требует большего внимания к проблеме коррупционных проявлений, особенно в государственных органах, необходимо выявить институциональные условия противодействия коррупции в государственных органах, совершенствование институциональной среды противодействия коррупции [1; 2]. В сентябре-ноябре 2014 года на основе методик оценки коррупции Смирнова Н.В. [6], Храмкина А.А. [11], Тараданова А.А. и Максимова В.П. [2; 9; 10], Сатарова Г.А. [11] была разработана методика оценки коррупции в государственных органах региона. Оценка коррупции в государственных органах региона проведена на основе опросов граждан, бизнеса и государственных органов региона.

Социологический опрос, нацеленный на изучение коррупции в государственных органах Челябинской области, состоял из трех частей:

1. Опрос граждан (объем выборки: 161 человек). 2. Опрос организаций (предпринимателей) (объем выборки: 50 респондентов). 3. Опрос представителей органов государственной власти Челябинской (объем выборки: 25 респондентов). В качестве исследуемых населённых пунктов были выбраны города Челябинск, Магнитогорск, Карабаш. Выбор городов был произведен исходя из двух основных критериев:

- географического критерия (Челябинск - областной центр, Магнитогорск расположен на Западе Челябинской области, Карабаш расположен на Севере Челябинской области),

- критерия численности населения (Челябинск - самый крупный город, Магнитогорск - средний по численности город, Карабаш - сравнительно небольшой город). Распределение количества респондентов по городам было произведено с учётом численности их населения (таблица 1).

Таблица 1. Распределение количества респондентов по городам

Города Численно сть населения, тыс. чел. Пропорц ии, % Количе ство граждан, чел. Коли чество фирм Количеств о региональных чиновников

Челябин ск 1130 82,3 132 41 25

Магнито горск 410 12,4 20 6 -

Карабаш 14 5,3 9 3 -

Сумма: 1554 100,0 161 50 25

Формирование выборки для каждого опроса производилось с учётом следующих критериев:

1. Критерии выборки по гражданам в каждом городе:

Опрос проводится среди граждан Челябинской области (городов Челябинск, Магнитогорск, Карабаш).

- доля граждан в возрасте от 25 до 50 лет должна быть не менее 60% в каждом городе,

- доля женщин должна быть не менее 30% в каждом городе.

2. Критерии выборки по организациям (предпринимателям):

Опрос проводится среди индивидуальных предпринимателей, высших, финансовых, исполнительных руководителей коммерческих, некоммерческих организаций, их заместителей и сотрудников, ответственных за непосредственное взаимодействие с органами государственной власти Челябинской области.

- Количество коммерческих организаций должно быть не менее 20,

- Количество некоммерческих организаций должно быть не менее 3.

3. Критерии выборки по сотрудникам органов государственной власти региона:

Опрос проводится среди сотрудников государственных органов власти Челябинской

области, компетентных в вопросах организации деятельности данных органов. В городе Челябинске должны быть обязательно опрошены сотрудники следующих органов государственной власти Челябинской области: Министерство имущества и природных ресурсов, министерство строительства и инфраструктуры, министерство здравоохранения, министерство экономического развития, главное контрольное управление и другие органы государственной власти Челябинской области. Опрос проводился анонимно. Названия предприятий, адреса, телефоны, фамилии руководителей и респондентов не указаны в анкете. Сведения о предприятии и респонденте содержатся только в маршрутном листе. На обложке анкеты должен быть указан номер, соответствующий номеру в маршрутном листе. Анонимность опроса при этом сохраняется, поскольку сведения о предприятии используются только на стадии контроля выполнения работы.

Представим наиболее важные результаты опроса. В целях улучшения каналов информированности жителей о проблемах взяточничества гражданам мы задали вопрос: «Из каких основных источников вы получаете информацию о проблемах коррупции?» (при ответе на поставленный вопрос респонденты могли выбрать до трёх вариантов ответа, в связи с этим сумма ответов составляет более 100%). Оценка респондентов основных каналов информации об уровне коррупции на территории Челябинской области представлена в таблице 2.

Таблица 2. Основные источники получения информации об уровне коррупции в

Челябинской области, %

Источники информации об уровне коррупции в г. Челябинске и Челябинской области Все опрошенные

Чел %

Из личного опыта 77 47,8

Из сообщений СМИ 152 94,4

Из сведений, полученных от друзей, знакомых 52 32,3

С фактами коррупции не сталкивался 18 11,1

Затрудняюсь ответить 3 1,9

Итого ответов: 161 187,5

Информацию о коррупции большинство респондентов (94,4%) получают из сообщений из средств массовой информации, включая Интернет. В 2013 году профессором Тарадановым А.А. и доцентом Максимовым В.П. [9] было проведено исследование уровня коррупции социологическими методами в муниципальных учреждениях и органов местной власти города Челябинска. Процент респондентов ответивших на данный вопрос аналогично составлял 57%, это говорит о позитивной роли СМИ, которые регулярно освещают коррупционную тематику, что способствует формированию у жителей Челябинской области позитивного мнения о реальной борьбе власти с проявлениями коррупции, в том числе это связано с громкими разоблачениями в ряде федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти Челябинской области, которые широко освещались в центральных СМИ, а также сообщения о коррупции на местном уровне. Это в свою очередь, как отмечают Тараданов А. А. и Максимов В. П. «способствует снижению социальной напряжённости в обществе по отношению к проблеме коррупции».

В ходе опроса респондентов нами был предложен список основных причин, которые могут способствовать развитию коррупции в государственных органах Челябинской области, с просьбой выбрать три наиболее важных из них. В ходе анализа был составлен рейтинг данных причин с указанием их процентных значений и рангов (таблица 3).

Таблица 3. Оценка респондентами основных причин, порождающих коррупцию в органах местного самоуправления города Челябинска, % и ранги

Основные причины дачи взяток должностным лицам государственных органов Челябинской области Всего опрошено Ранг

Человек %

Взяткодатели хотят решить вопрос без соблюдения установленных правил 79 49,2 I

Должностные лица сами вымогают взятки 68 42,2 II

Так принято решать вопросы, и это считается нормой 58 36,2 III

Нет чётких правил решения вопросов должностными лицами 48 29,6 IV

Взяткодатель уверен, что останется безнаказанным 15 9,2 V

Низкая этическая и нравственная культура граждан 9 5,4 V

Другие причины 5 3,2 -

Не ответили 2 1,2 -

Всего ответов: 161 -

Основными причинами, порождающие коррупцию, по мнению респондентов, являются, как желание взяткодателей решать вопросы «без соблюдения установленных правил», так и вымогательство со стороны должностных лиц (49,2% против 42,2%).

На третьем месте среди причин дачи взяток называется «сложившийся порядок решения вопросов» (36,2%). Важную роль также играет отсутствие чётких правил решения вопросов, дающее возможность их широкого толкования чиновником на своё усмотрение (29,6%). В числе других причин существования коррупции жители челябинской области озвучили «безнаказанность чиновников» (9,2%) и низкая нравственная культура граждан (5,4%). Таким образом, мнение жителей Челябинской области о том, кто является основным виновником дачи взятки, взяткополучатель или взяткодатель, то их ответы разделились примерно на две одинаковые группы.

В ходе проведения опроса жителям Челябинской области было предложено дать оценку уровня коррумпированности государственных органов Челябинской области. Наиболее коррумпированными, с точки зрения обывателей, являются государственные органы Челябинской области) (40%) правоохранительные органы Челябинской области (32% опрошенных), налоговые органы Челябинской области (12%), что связано с рядом уголовных дел, возбуждённых в отношении представителей данных органов. Мнение предпринимателей Челябинской области совпало с оценками граждан в том, что наиболее коррумпированной сферой являются государственные органы Челябинской области, так считают 42% опрошенных.

В бытовой сфере коррупционные сделки чаще всего (в 54% случаях) осуществляются по инициативе чиновников, при этом около четверти респондентов считают, что такие сделки происходят потому, что так принято, что подчёркивает существование именно устоявшихся коррупционных институтов, а не просто разовых нарушений формальных норм. В среднем жители челябинской области попадают в коррупционную ситуацию 1 раз в 11 месяцев, а те, кому все же приходится коррупционную сделку, делают это 1 раз в 9,5 месяцев, то есть попадают в коррупционные ситуации чаще. Второе место в рейтинге самых коррумпированных структур, сточки зрения бизнеса, заняли правоохранительные органы Челябинской области, в этом уверены 10% опрошенных. В отношении органов власти на первое место по проникновению коррупции бизнесмены поставили местную власть, на втором - областной уровень, а наименее коррумпированными оценили территориальные управления федеральных органов власти.

Средний размер годового коррупционного платежа (годовой коррупционный налог) для граждан составил порядка 10 - 20 (15) тыс. рублей, для предпринимателей - 150 - 350 (250) тыс. рублей, а общий годовой объем коррупционных сделок в бытовой сфере (как и в деловой сфере) в Челябинской области, по нашему мнению, на основе данного социологического исследования определить корректно невозможно.

Опрос в третьей группе респондентов (представители органов власти) дал следующие результаты: представители государственных органов Челябинской области в своём большинстве признают существование проблемы коррупции, но не соглашаются с тем, что она прочно укоренилась во властной структуре: «проблема есть, и заключается она в первую очередь в том, что отдельные чиновники руководствуются в принятии решений не только общественными, сколько личными интересами». Общее мнение заключается в том, что коррупция имеет отношение лишь к отдельным «недобросовестным» представителям власти, вызвана недостаточно высоким вознаграждением их труда и низкими морально-этическими качествами, а кроме этого, подкреплена неосведомлённостью граждан о формальных процедурах и давлением на представителей власти.

Системного понимания коррупции и институциональных причин её возникновения в государственных органах Челябинской области пока либо не сложилось, либо такой подход просто не признается властью. Однако отдельные очаги понимания все же есть, что позволяет рассчитывать на возможность проведения мероприятий антикоррупционной политики в органах государственной власти Челябинской области. Коррупция очень сложное явление. Есть уровень высокий, когда решения принимают первые лица. Есть уровень низовой (подготовка первых решений зависит от специалиста)». Граждане и предприниматели с одной стороны, и представители государственных органов Челябинской области с другой, имеют разное видение рецептов борьбы с коррупцией. Наиболее популярной мерой для граждан и предпринимателей является повышение уголовной ответственности за коррупцию 62% и 66% опрошенных соответственно.

- Представители органов государственной власти Челябинской области наиболее эффективной мерой назвали: «Повышение вознаграждения и социальных гарантий

государственным служащим», - 56% анкетируемых поддержали эту рекомендацию. При этом лишь 30% чиновников также поддержали ужесточение наказания за коррупцию.

На вопрос «кто, по Вашему мнению, должен бороться с коррупцией в государственных органах Челябинской области» мнения совпали. Наиболее популярным ответом для граждан, предпринимателей и представителей органов государственной власти является 78%, 82% и 67% опрошенных соответственно являются правоохранительные органы (ФСБ, полиция, прокуратура), общественные объединения и организации 10%, 8% и 18% соответственно. Результат данного опроса характеризует высокий уровень доверия граждан, предпринимателей и представителей органов государственной власти к правоохранительным органам (ФСБ, прокуратура, полиция). Итак, данный опрос позволяет сделать вывод, в том числе о том, что прослеживается положительная динамика решения одной из основных задач областной целевой Программы противодействия коррупции в Челябинской области на 2011 - 2013 годы -формирование у государственных гражданских служащих Челябинской области осознания важности и ответственности государственной службы как формы служения обществу и государству.

Литература

1. Кондратов М.В., Гарипов Р.И. Теоретические подходы к понятию «институциональная среда // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-9. - С. 1908-1911; URL:www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10002748 (дата обращения: 26.12.2014).

2. Максимов В.П. Методические вопросы оценки социальной эффективности территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании / В.П. Максимов // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. Выпуск 42, С. 129-135

3. Полетавкин А.И. Коррупция: сущность и принципы противодействия / А.И. Полетавкин, В.В. Степанов // Economics № 1 (декабрь 2014 г.)

4. Полетавкин А.И. Многоаспектность процесса управления затратами на качество промышленных предприятий / А.И. Полетавкин // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. Выпуск 23, С. 128-135

5. Сатаров Г.А. Российская коррупция: уровень, структура, динамика: опыт социологического анализа / под ред. Г. А. Сатарова. - М.: Фонд «Либеральная Миссия», 2013. - 752 с.

6. Смирнов Н.В. Методы оценки коррупции и антикоррупционной политики в регионах России: Дисс. ... канд. экон. наук. Москва, 2010. 198 с.

7. Танашева О.Г. Оценка взаимосвязи управления затратами на качество продукции предприятий и социально-экономического развития региона / О. Г. Танашева, А.И. Полетавкин //Перспективы науки. 2010. № 22, С. 90-96

8. Танашева О.Г. Совершенствование организационно-методических аспектов управления затратами на качество / О. Г. Танашева, А.И. Полетавкин // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 22, С. 28-36

9. Тараданов А.А. Социальные технологии в государственном и муниципальном управлении: учеб. пособие. Челябинск, Изд-во ЧелГУ, 2008. -243 с.

10. Тараданов А.А., Максимов В.П. Проведение исследования уровня коррупции социологическими методами в муниципальных учреждениях и органов местной власти города Челябинска. // Отчёт о научно-исследовательской работе. Челябинск. 2013., 32 с.

11. Храмкин А.А. Противодействие коррупции в госзакупках [Текст] / А. А. Храмкина. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.