УДК / UDC 331.1(470)
ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОСТОЙНОГО ТРУДА И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
ASSESSMENT OF DECENT WORK AND ITS EFFICIENCY
Прока Н.И., доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, Заслуженный работник высшей школы РФ.
Proka N.I., Doctor of Economics,
Professor, Dean of the Faculty of Economics of the FSBEE HE Orel SAU, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation.
ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия
Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia E-mail: [email protected]
В представленной научной статье проведена критическая оценка соотношения показателей достойного и эффективного труда, как на федеральном, так и на региональном уровнях развития аграрного сектора экономики в сравнении с требованием основного экономического закона. Уровень достойного труда и его эффективность обеспечивает реализацию целой системы целевых индикаторов в программных документах. Обоснована необходимость уточнения их методики расчета на всех уровнях управления аграрного сектора экономики и выявлены современные тенденции взаимоотношений исследуемых экономических категорий. Нормативный уровень этих показателей естественно не существует, а их оценка выводиться на основе выявленных тенденции в процессе анализа в динамике системы показателей индикаторов достойного труда. Проведен анализ и выявлены как положительные, так и неблагоприятные тенденции динамики индикаторов достойного труда в России за 2001-2021 гг. Результаты проведенного научного исследования свидетельствуют о необоснованности уровня некоторых из основных социально-экономических показателях в программных документах и доказывают необходимость совершенствования методики расчета и оценки показателей достойного и эффективности труда на федеральном и отраслевом уровнях для обоснования целевых индикаторов.
Ключевые слова: оплата труда, номинальные и реальные доходы, программные документы, достойный труд и его индикаторы, производительный труд, основной экономический закон.
In the presented scientific article a critical assessment of the ratio of indicators of decent and effective work, both at the federal and regional levels of development of the agricultural sector of the economy in comparison with the requirement of the main economic law was made. The level of decent work and its effectiveness ensures the implementation of a whole system of target indicators in the program documents. The necessity of clarifying their methods of calculation at all levels of management of the agrarian sector of the economy is substantiated and current trends in the relationship of the studied economic categories are identified. Naturally, the normative level of these indicators does not exist, and their assessment is derived on the basis of the trends identified in the process of analysis in the dynamics of the system of indicators of decent work indicators. The analysis was carried out and both positive and unfavorable trends in the dynamics of decent work indicators in Russia for 2001-2021 were identified. The results of the conducted scientific research testify to the groundlessness of the level of some of the main social and economic indicators in the program documents and prove the need to improve the methodology for calculating and evaluating decent and efficient labor indicators at the federal and sectoral levels in order to substantiate target indicators.
Key words: wages, nominal and real incomes, program documents, decent work and its indicators, productive labor, basic economic law.
Введение. Среди национальных целей, обеспечивающих прорывное развитие Российской Федерации на период до 2030 г., важнейшую роль в одинаковой степени играют достойный и эффективный труд [1]. Эти две проблемы представляют особый интерес для научных исследований в условиях цифровой экономики, поскольку, с одной стороны, соблюдаются требования основного экономического закона о приоритетном росте темпов производительности труда над его оплатой, а, с другой, современные социально-экономические тенденции развития вносят существенные изменения в их теоретико-методологическую основу. Именно достижение высокого уровня достойного труда и эффективности труда обеспечивают реализацию целой системы целевых индикаторов в программных документах.
Материалы и методы. В данной научной работе используются материалы научных публикаций, программных документов и статистические данные федерального уровня, а также отчетные показатели деятельности сельскохозяйственных организаций Орловской области по исследуемой проблеме. Основными методами научного исследования являются монографический, экономико-статистический и расчетно-конструктивный. Представленная научная статья имеет своей целью обосновать необходимость уточнения методики оценки уровня достойного труда и его эффективности в программных документах развития аграрного сектора экономики и выявление современных тенденций их взаимоотношений.
Результаты и обсуждение. Труд, который является свободным, высоко оплачиваемым, безопасно и социально защищен, а работники может называть достойным трудом [2]. Достойный труд, с одной стороны, является основным критерием социально-экономического развития, а, с другой, достижение уровня его стандартов мотивирует кадровый потенциал на обеспечение экономического роста, который в свою очередь обеспечивает достойный труд. Здесь всё взаимосвязано.
Поскольку эти две взаимозависимые социально-экономические проблемы актуальны для каждого этапа экономического развития любого уровня, поэтому уже с 2001 г. в нашей стране Федеральная служба государственной статистики рассчитывает индикаторы достойного труда, и, в частности основные показатели, рекомендуемые Международной организацией труда (таблица 1).
Нормативный уровень этих показателей естественно не существует, а их оценка выводиться на основе выявленных тенденции в процессе анализа в динамике системы показателей индикаторов достойного труда. Проводимый их анализ за 2001-2021 гг. позволил оценить некоторые как положительные, так и неблагоприятные тенденции:
• наблюдается положительная динамика по показателям занятости населения и существенные изменения её структуры по отраслям экономической деятельности;
• резко снижается доля работающих бедных (отношение численности занятых в экономике - работающих, проживающих в малоимущих домашних хозяйствах, к общей численности, занятых в экономике, %);
• относительно медленно снижается тендерный разрыв в заработной плате (отношение средней почасовой заработной платы женщин к средней почасовой заработной платы мужчин, %);
• существенно остаются высокими затраты труда, потерянные в результате производственного травматизма;
• ежегодные увеличения в РФ государственные расходы на социальную политику;
• остается высоким неравенство в распределении доходов (соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами);
• относительно низкими и нестабильными остаются темпы роста производительности труда (индекс изменения производительности труда по экономике в целом рассчитан, как частное от деления индексов физического объема ВВП и индексов изменения совокупных затрат труда).
Таблица 1 - Индикаторы достойного труда в России
Перечень показателей, рекомендуемых Годы
Международной организацией труда 2001 2005 2010 2015 2020 2021
Доля занятых лиц в общей численности 54,2 61,3 62,7 65,3 58,4 59,4
населения, % - всего
Уровень безработицы, % - всего 8,9 7,1 7,3 5,6 5,8 4,8
Доля неформального сектора в общей занятости, 14,1 14,3 16,4 20,5 20,0 20,3
% - всего
Работающие бедные, % 23,9 24,4 - 8,0 4,7 -
Тендерный разрыв в заработной плате, % 36,8 33,7 - 24,4 - 23,7
Время, потерянное в результате 28,4 32,2 46,8 48,6 49,9 46,3
производственного травматизма. Количество
потерянных рабочих дней в случае нетрудоспособности на одного пострадавшего
Доля населения, получающего пенсии (страховые пенсии), % 18,3 18,2 20,4 22,4 19,2 19,4
Государственные расходы на социальную политику (в % к ВВП) 2,5 8,7 13,3 12,6 14,1 12,2
Производительность труда (темпы роста) - 105,5 103,2 98,7 99,6 -
Неравенство в распределении доходов: Р90/Р10 13,9 15,2 16,6 15,5 14,9 15,1
Доля занятых в сельском хозяйстве, % 12,0 10,1 7,7 6,7 6,0 5,9
Доля занятых в промышленности, % 29,4 29,3 27,5 27,3 26,5 26,6
Доля занятых в сфере услуг, % 58,5 60,6 64,5 66,0 67,5 67,5
Доля заработной платы в ВВП, % 43,0 43,8 49,7 47,8 45,5 41,3
Источник: [3, 11, 12].
Система представленных индикаторов измеряются относительными показателями, при том что основной же показатель оценки достойного труда -среднемесячная заработная плата работающего населения - в абсолютных. Поэтому для оценки её уровня проводится сравнительный анализ в разрезе отраслей экономической деятельности, в соотношении с МРОТ, прожиточным минимумом, со средними показателями по различным регионам и странам и др. за тот или иной период.
Стандарты достойной заработной платы, утвержденные Международной организации труда, полностью соблюдаются и прописаны в статье 130 ТК РФ «Основные государственные гарантии по оплате труда», носящие обязательный характер для всех организации и учреждений на территории страны [4]. Кроме того, все индикаторы достойного труда заложены в системе соглашений по регулированию социально-трудовых отношений (Генеральном, отраслевых и региональных). Так в частности в Генеральном Соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей и Правительством РФ на 2021 - 2023 гг., стороны считают необходимым в ходе реализации Соглашения разработать и реализовать меры по достижению национальных целей развития РФ, в том числе национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", по выполнению целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей, реализации национальных проектов и государственных программ и их мониторинга [5]. Эта система документов учитывает практические аспекты требования принципов, принятых Международной организации труда [5].
Таким образом, основным лейтмотивом современных соглашений, регулирующих социально-трудовых отношений и нормативно-правовых документов - это повышение реальной заработной платы, в том числе за счет обеспечения повышения производительности труда.
Президент России - В.В. Путин в своём Послании Федеральному Собранию, да и в предыдущих своих выступлениях в 2022-2023 гг., определил приоритетом решения экономических и социальных проблем:
• выход на реальный рост доходов граждан в РФ;
• снижение бедности и неравенства.
При этом ключом к повышению доходов являются:
• высокий экономический рост.
• новые хорошо оплачиваемые рабочие места.
При этом Президент особо подчеркивал, что "Рост номинальной заработной платы - это хорошо, но это учетная позиция для нас с вами. Нам нужно добиваться ростов реальных доходов населения" [6, 7].
В этих условиях нельзя не учесть и предостережение Банка России, который отмечает, что дополнительным источником проинфляционных рисков может выступать ускорение роста реальных заработных плат, опережающего рост производительности труда [8].
Таблица 2 - Показатели государственной программы (комплексной программы) развития сельского хозяйства_
Показатели Базовое значение Значения показателей по годам
2023 2024 2025
Среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства), руб. 36988 41168 43473 45907
Индекс среднемесячной заработной платы в % к предыдущему году (рассчитано автором) 100,0 111,3 105,6 105,6
Индекс производительности труда в сельском хозяйстве к предыдущему году, % 100,0 102,0 102,1 102,2
Среднесписочная численность работников в сельском хозяйстве (без внешних совместителей) по полному кругу организаций, тыс. чел. 1038,4 997,3 977,3 957,8
Индекс среднесписочной численности работников в сельском хозяйстве к предыдущему году, % (рассчитано автором) 100,0 96,0 98,0 98,0
Источник: [10, 11, 12].
В таблице 3 проведен анализ соотношения социально-экономических показателей в Государственной программе, в среднем по экономике и в региональном аграрного сектора.
Таблица 3 - Динамика соотношения социально-экономических показателей
Показатели Годы
2018 2019 2020 2021
Индекс производительности труда в % к предыдущему году (Национальный доклад о реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства) 103,3 106,6 99,9 100,0
Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства, руб. (Национальный доклад о реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства) 28913 31993 35059 39872
Индекс среднемесячной заработной платы в % к предыдущему году (рассчитано автором) 110,0 110,6 109,6 113,7
Среднемесячная заработная плата работников организации РФ, руб. (Росстат) 43724 47867 51344 56545
Индекс среднемесячной заработной платы в % к предыдущему году (рассчитано автором) 111,6 109,5 108,4 110,1
Производительность труда (темпы роста) - из индикаторов достойного труда 103,1 102,4 99,6 -
Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства, руб. (сводный годовой отчет организации сельского хозяйства Орловской области) 28699 31728 34770 38650
Индекс среднемесячной заработной платы в % к предыдущему году (рассчитано автором) 114,1 110,5 109,6 111,1
Получено выручки на среднегодового работника, занятого в сельскохозяйственном производстве, млн. руб. (рассчитано автором) 2,48 2,55 3,75 4,35
Индекс производительности труда в % к предыдущему году (рассчитано автором) 136,3 102,8 147,0 116,0
Источник: [3,9,10, 11, 12]. Авторские расчеты по отчетам за год.
В первом варианте, за исследуемый период темпы роста среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства существенно превышают индекс производительности труда. Во-втором варианте складывается аналогичная тенденция, но уже в среднем на федеральном уровне. В - третьем варианте, средняя тенденция по сельскохозяйственным организациям Орловской области - достаточно ярко проявляется соблюдение требования основного экономического закона.
Выводы: Проведенное научное исследование свидетельствует о необоснованности уровня некоторых основных социально-экономических показателях программных документов и доказывает необходимость совершенствования методики расчета и оценки показателей достойного труда и его эффективности на федеральном и отраслевом уровнях для обоснования целевых индикаторов.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Указ Президента России от 21 июля 2020 года // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 02.03.2023).
2. Соколов О.В. Достойный труд — основа благосостояния человека и развития страны // URL: https://lirt.hse.ru/data/2014/06/18/1310050218/20140617-Sokolov.pdf (дата обращения: 26.02.2023).
3. Рынок труда, занятость и заработная плата. // URL: https://rosstat.gov.ru/labor market employment salaries (дата обращения: 02.03.2023).
4. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34683/ (дата обращения: 02.03.2023).
5. ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021 - 2023 годы // URL: https://docs.cntd.ru/document/603273059 (дата обращения: 27.02.2023).
6. В.В. Путин призвал добиваться реальных доходов населения // URL: https://ria.ru/20230111/putin- 1844161260.html (дата обращения: 27.02.2023).
7. Послание Президента Федеральному Собранию // URL: http://duma.gov.ru/news/56440/ (дата обращения: 02.03.2023).
8. Банк России отметил рост проинфляционных рисков // URL: https://www.interfax.ru/business/877311 (дата обращения: 03.03.2023).
9. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2021 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия // URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/60d/60d8f234 (дата обращения: 27.02.2023).
10. Паспорт Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным 24 декабря 2022 г. № ММ-П11-22479 // URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/cbb/9akonjgh (дата обращения: 27.02.2023).
11. Прока Н.И. Формирование системы социально-экономической оценки уровня развития аграрной экономики. Вестник аграрной науки. 2022. № 5. (98). С. 149-154.
12. Прока Н.И. Роль мотивации труда в решение продовольственной безопасности. Вестник аграрной науки. 2022. № 3. (96). С. 134-139.
REFERENCES
1. «O natsionalnykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda». Ukaz
Prezidenta Rossii ot 21 iyulya 2020 goda // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (data obrashcheniya: 02.03.2023).
2. Sokolov O.V. Dostoynyy trud — osnova blagosostoyaniya cheloveka i razvitiya strany // URL: https://lirt.hse.ru/data/2014/06/18/1310050218/20140617-Sokolov.pdf (data obrashcheniya: 26.02.2023).
3. Rynok truda, zanyatost i zarabotnaya plata. // URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (data obrashcheniya: 02.03.2023).
4. "Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii" ot 30.12.2001 N 197-FZ (red. ot 19.12.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.03.2023) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (data obrashcheniya: 02.03.2023).
5. GYeNYeRALNOYe SOGLAShYeNIYe mezhdu obshcherossiyskimi obedineniyami profsoyuzov, obshcherossiyskimi obedineniyami rabotodateley i Pravitelstvom Rossiyskoy Federatsii na 2021 - 2023 gody // URL: https://docs.cntd.ru/document/603273059 (data obrashcheniya: 27.02.2023).
6. V.V. Putin prizval dobivatsya realnykh dokhodov naseleniya // URL: https://ria.ru/20230111/putin-1844161260.html (data obrashcheniya: 27.02.2023).
7. Poslanie Prezidenta Federalnomu Sobraniyu // URL: http://duma.gov.ru/news/56440/ (data obrashcheniya: 02.03.2023).
8. Bank Rossii otmetil rost proinflyatsionnykh riskov // URL: https://www.interfax.ru/business/877311 (data obrashcheniya: 03.03.2023).
9. Natsionalnyy doklad o khode i rezultatakh realizatsii v 2021 godu Gosudarstvennoy programmy razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya // URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/60d/60d8f234 (data obrashcheniya: 27.02.2023).
10. Pasport Gosudarstvennoy programmy razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya, utverzhdennyy Predsedatelem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii M.V. Mishustinym 24 dekabrya 2022 g. № MM-P11-22479 // URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/cbb/9akonjgh (data obrashcheniya: 27.02.2023).
11. Proka N.I. Formirovanie sistemy sotsialno-ekonomicheskoy otsenki urovnya razvitiya agrarnoy ekonomiki. Vestnik agrarnoy nauki. 2022. № 5. (98). S. 149-154.
12. Proka N.I. Rol motivatsii truda v reshenie prodovolstvennoy bezopasnosti. Vestnik agrarnoy nauki. 2022. № 3. (96). S. 134-139.