УДК / UDC 338.431.2-047.43
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ
FORMING A SYSTEM OF SOCIAL AND ECONOMIC ASSESSMENT OF THE LEVEL OF THE AGRARIAN ECONOMY DEVELOPMENT
Прока Н.И., доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета Proka N.I., Doctor of Economic Sciences, Professor, Dean of the Faculty of Economics ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет
имени Н.В. Парахина», Орел, Россия Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia
E-mail: [email protected]
Вектор стратегических параметров развития АПК России направлен на обеспечение его конкурентоспособности и самостоятельности на мировом аграрном рынке и повышение качества жизни населения. Проанализирована система производственных и социально-экономических показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и объема её финансирования. Проведён сравнительный анализ и дана критическая оценка блоку социальных параметров программных документов. Определена роль аграрной экономической науки: в разработке системы показателей оценки национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»; по формированию системы социальных параметров программных документов и методики оценки уровня их достижения; в разработке системы показателей оценки уровня социально-экономического состояния сельских территорий; в разработке научно-методических рекомендации по оценке эффективности использования средств государственной поддержки развития агропромышленного комплекса. Только формирование научно-практической системы социально-экономической оценки уровня развития аграрной экономики обеспечит его высокую конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынке.
Ключевые слова: социально-экономические показатели, Государственная программа, аграрная экономика, производительность труда, заработная плата, экономическая наука, оценка эффективности, национальные цели, аграрная экономическая наука.
The vector of strategic parameters for the development of the agro-industrial complex of Russia is aimed at ensuring its competitiveness and independence in the global agrarian market and improvement of the population quality of life. The system of production and social and economic indicators of the State program for the development of agriculture and regulation of agricultural markets and the volume of its financing was analyzed. A comparative analysis was carried out and a critical assessment to the block of social parameters of program documents was given in the article. The role of the agrarian economics was defined: in the development of indicators system for assessing national goal "Decent, efficient work and successful entrepreneurship"; on the formation of social parameters system of program documents and methods for their assessment of the level of their achievement; in the development of indicators system for assessing level of social and economic condition of rural areas; in the development of scientific and methodological recommendations for assessing effectiveness of the use of state support for the development of the agro-industrial complex. Formation of a scientific and practical system of social and economic assessment of the level of the agrarian economy development is the only way to ensure its high competitiveness in the domestic and world markets.
Key words: social and economic indicators, State program, labor productivity, wages, economics, efficiency assessment, national goals, agrarian economics.
Введение. Стратегические параметры развития отечественного агропромышленного комплекса целенаправлены, с одной стороны, на обеспечение его независимости и конкурентоспособности, а, с другой, на повышение качества жизни сельского населения. Они определены национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, в которых доминируют социальные аспекты: сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация [1]. Поэтому анализ и оценка тех или иных результатов реализации всех направлений развития АПК должны представлять собой симбиоз социальных и экономических показателей.
Условия, материалы и методы. В научной статье используются материалы программных документов, публикаций ученых, статистические данные, отчетные показатели аграрных организации региона, авторские суждения и результаты аналитических расчетов по обоснованию предложенных рекомендации на основе монографического и экономико-статистического методов исследования. Основная цель проведенного исследования состоит в обосновании необходимости разработки научных методик оценки уровня реализации национальных и отраслевых программ развития экономики и усиления значимости их социальных параметров.
Результаты и обсуждение. В системе показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия доминируют экономические показатели, плановые величины которых имеют стабильные и плавные тенденции к росту (табл. 1). В процессе критического и сравнительного анализа показателей этой системы справедливо возникают некоторые вопросы, в том числе и к аграрной экономической науки, потенциал которой недостаточно использован в последние годы.
Таблица 1 - Экономические показатели Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия_
Показатели Госпрограммы Годы
Базовое значение Этап II
2022 2023 2024
Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 г., % 98,0 99,3 100,9 102,6
Индекс производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) к уровню 2020 г., % 100,4 100,9 101,9 103,1
Объем экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах), млрд. долл. 28,0 30,0 33,0 37,0
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в процентах к 2020 году по виду экономической деятельности: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, % 103,6 107,2 111,4 115,8
Произведенная валовая добавленная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве, млрд. руб. 3581,7 3767,4 3882,2 4029,6
Объемы финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета, млрд. руб. 325,8 285,1 304,7 326,9
Источник: [2, 3].
Так, в частности, нельзя не отметить, что если за 2022-2024 гг. произведенную валовую добавленную стоимость, создаваемую в сельском хозяйстве, планируется увеличить на 107,0%, то объемы финансового обеспечения реализации программы за счет средств федерального бюджета на 114,7%. Такое соотношение вызывает резонный вопрос - а, как оценивается эффективность использования средств федерального бюджета, и есть ли обоснованная методика такого расчета? По данным Национального доклада о ходе и результатах реализации в 2021 гг. Государственной программы развития сельского хозяйства объем произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве1 достиг размера 4405,5 млрд. руб., в то время как базовое значение определено на 18,7 % ниже [2, 3]. Чем это обосновано?
Далее проведен сравнительный анализ блока социальных показателей Государственной программы, которые количественно ограничены по видам и не всегда обоснованы по величине (табл. 2).
Таблица 2 - Социальные показатели Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия_
Показатели Годы 2024 г. в % к базовому значению
Базовое значение Этап II
2022 2023 2024
Показатели реализации Госпрограммы
Среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства), руб.:
РФ 36988 39022 41168 43473 117,5
Орловская область 37660 39581 41599 43721 116,1
Среднесписочная численность работников в сельском хозяйстве (без внешних совместителей) по полному кругу организаций, тыс. чел. 1038,4 1017,6 997,3 977,3 94,1
Индекс производительности труда в сельском хозяйстве к предыдущему году, % 100,0 101,9 102,0 102,1 -
Рассчитано автором
Производительность труда:
в расчете на среднесписочного работника в сельском хозяйстве (на основе показателя валовой добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве -таблица 1), млн. руб. 3,4 3,7 3,9 4,0 117,6
темпы прироста, % 100,0 108,8 105,4 102,5 -
Источник: [2].
Основным социально-экономическим показателем остается среднемесячная заработная плата работников, на долю которой приходится около 60% в структуре доходов. За 2022-2024 гг. в рамках II этапа реализации Государственной программы установлены плавные темпы её роста - 117,5%. Примерно на таком же уровне установлены темпы роста и по регионам, к
примеру, в Орловской области - 116,1%. В то же время сравнительный анализ этого базового показателя с фактическими данными показывает, что, во-первых, базовый показатель установлен ниже фактического уровня среднемесячной заработной платы за 2021 г., во-вторых, темпы роста значительно ниже чем за аналогичный 4-х летний период (табл. 3).
Таблица 3 - Социальные показатели
развития аграрного сектора экономики
Показатели Год ы 2021 г. в % к 2018г.
2018 2019 2020 2021
Среднемесячная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства, руб.
РФ 28699 31728 34770 38650 134,7
Орловская область (в среднем по сельскохозяйственным организациям) 27811 30549 34733 40647 146,1
Работники, занятые в сельскохозяйственном производстве -всего, чел. 13801 14895 15414 15173 109,9
Получено выручки в среднем на 1 работника, занятого в сельскохозяйственном производстве, млн. руб. 2,48 2,55 3,75 4,35 в 1,75 р.
Доля занятых в сельском хозяйстве, % 5,9 5,8 6,0 5,9 -
Доля заработной платы в ВВП, % 44,7 44,1 45,5 41,3 -3.4 пп.
Производительность труда (темпы роста), % 103,1 102,4 99,6 - -
Источник: рассчитано автором по данным сводных годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Орловкой области за 2018-2021 гг., [4, 5].
При повышении среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства в 117%, планируется снижение среднесписочной численности работников в сельском хозяйстве на 5,9%. Примерно на этом же уровне и варьирует за предыдущие годы и доля занятых в сельском хозяйстве страны -5,9%. В Орловской области, наоборот, интенсивное развитие аграрного сектора в последние годы приводит к увеличению численности, занятых в аграрном секторе. В то время в целом по стране наблюдается достаточно резкая динамика снижения среднегодовой численности, занятых по виду экономической деятельности «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях». Только за 2010-2020 гг. снижение составило 25,1% [6].
Третьим показателем социально-экономической направленности является производительность труда, выступающим в экономических расчетах критерием, связывающим между собой результативные социальные и экономические показатели хозяйственной деятельности на том или ином уровне управления. Производительность труда, рассчитанная автором по показателю валовой добавленной стоимости, создаваемую в сельском хозяйстве (стоимость продукции в организациях, за вычетом затрат сторонних организации) планируется увеличить на уровне роста среднемесячной заработной платы, то есть в Государственной программе развития сельского хозяйства это соотношение составляет 1:1. В целом же по стране за 2018-2020 гг. наблюдается тенденция снижения темпов роста производительности труда.
Соотношение уровня производительности труда и его вознаграждение относиться к группе индикаторов национальной цели «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» [1]. В этой связи возникает следующий вопрос к экономической науки - какая система конкретных параметров должна раскрывать эту национальную цель и по каким показателям следует оценить уровень их достижения?
Еще на одном показателе следует остановиться, поскольку все основные социальные показатели, выступающие в качестве критериев в программных документах, взаимосвязаны между собой. Это доля заработной платы в ВВП, представляющая собой общую оплату труда в процентах от внутреннего валового продукта. Планируя рост заработной платы следует иметь ввиду, что в 2020 г. наблюдается резкое её снижение - до 41,3%, при том что уровень заработной платы в целом по стране определяется именно этим показателем.
Несмотря на тот факт, что в Государственной программе развития сельского хозяйства указано что ее плановые параметры оказывают влияние на достижение национальных целей развития РФ, и в частности на такой показатель как «Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции», однако он не нашел здесь свои нормативные ориентиры [1, 2]. В частности, речь идет об уровне доходов сельского населения, уровне располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности или новых социальных параметров.
Заключение. Сегодня высокие темы развития цифровой экономики в условиях современных вызовов ставят перед экономической наукой и в частности аграрной более сложные задачи, обеспечивающие её эффективность. Возникают новые подходы к измерению и оценке экономических процессов, социально-экономической эффективности национально значимых программ [7]. В этих условиях необходимо не только пересмотреть содержание отдельных экономических категорий, но усилить научные исследования проблем, которые ставит программно-целевой принцип развития экономики. К ним следует отнести:
- формирование системы социальных параметров программных документов и методики оценки уровня их достижения;
- разработка системы показателей оценки уровня социально-экономического состояния и устойчивого развития сельских территорий;
- разработка научно-методических рекомендации по оценке эффективности использования средств государственной поддержки развития агропромышленного комплекса;
- оценка уровня качества жизни и качества трудовой жизни;
- оценка эффективности кадровой политики;
- уровня и эффективности развития цифровой экономики и др.
Только формирование научно-практической системы социально-экономических показателей оценки уровня развития аграрной экономики и методики их расчета обеспечит высокую конкурентоспособность аграрного сектора, как на внутреннем, так и на мировом рынках.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Указ Президента России от 21 июля 2020 года // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения: 03.02.2022).
2. Паспорт государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия // URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020/ (дата обращения: 04.09.2022).
3. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2021 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия // URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/60d/60d8f2347d3eb724ab9b57c61a9ac269.pdf (дата обращения: 06.09.2022).
4. Индикаторы достойного труда // URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 28.09.2022).
5. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Российской Федерации в 19912022гг. // URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения 07.06.2022 г.).
6. Сельское хозяйство в России. 2021: Стат.сб./Росстат. M., 2021. 100 c.
7. Рекомендации по оценке социально-экономической эффективности социальных программ. Определения, подходы, практический опыт / Е.И. Андреева, И.Д. Горшкова, А.С. Ковалевская. М.: Издательство «Проспект», 2014. 72 с.
8. Прока Н.И. Развитие стимулирующей роли агроэкономической науки // Вестник аграрной науки. 2022. № 2. С. 152-159.
REFERENCES
1. «O natsionalnykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda». Ukaz Prezidenta Rossii ot 21 iyulya 2020 goda // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728 (data obrashcheniya: 03.02.2022).
2. Pasport gosudarstvennoy programmy (kompleksnoy programmy) Rossiyskoy Federatsii. Gosudarstvennaya programma razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya // URL: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/programs/program-2013-2020/ (data obrashcheniya: 04.09.2022).
3. Natsionalnyy doklad o khode i rezultatakh realizatsii v 2021 godu Gosudarstvennoy programmy razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syrya i prodovolstviya // URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/60d/60d8f2347d3eb724ab9b57c61a9ac269.pdf (data obrashcheniya: 06.09.2022).
4. Indikatory dostoynogo truda // URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (data obrashcheniya: 28.09.2022).
5. Srednemesyachnaya nominalnaya nachislennaya zarabotnaya plata rabotnikov po polnomu krugu organizatsiy v tselom po ekonomike Rossiyskoy Federatsii v 1991-2022gg. // URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (data obrashcheniya 07.06.2022 g.).
6. Selskoe khozyaystvo v Rossii. 2021: Stat.sb./Rosstat. M., 2021. 100 c.
7. Rekomendatsii po otsenke sotsialno-ekonomicheskoy effektivnosti sotsialnykh programm. Opredeleniya, podkhody, prakticheskiy opyt / Ye.I. Andreeva, I.D. Gorshkova, A.S. Kovalevskaya. M.: Izdatelstvo «Prospekt», 2014. 72 s.
8. Proka N.I. Razvitie stimuliruyushchey roli agroekonomicheskoy nauki // Vestnik agrarnoy nauki. 2022. № 2. S. 152-159.