Evaluation of educational achievements in terms of the competent approach Fargieva Z.1, Malsagov M.2, Agieva M.3, Gardanova E.4, Garbakova Z.5, Murzabekova M.6 (Russian Federation) Оценка учебных достижений в условиях компетентного подхода Фаргиева З. С.1, Мальсагов М. Х.2, Агиева М. Т.3, Гарданова Э. С.4, Гарбакова З. С.5, Мурзабекова М. И.6 (Российская Федерация)
1 Фаргиева Зульфия Султангиреевна /Fargieva Zulfiya - преподаватель;
2Мальсагов МухарбекХасанович /Malsagov Muharbek - кандидат физико-математических наук,
доцент;
3Агиева Мовлатхан Тугановна /Agieva Movlathan - кандидат технических наук, доцент,
кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет;
4Гарданова Эсет Юсуповна / Gardanova Eset - магистрант, технолого-педагогический факультет;
5Гарбакова Зарина Султановна / Garbakova Zarina - преподаватель;
6Мурзабекова Марем Исмаиловна /Murzabekova Marem - преподаватель, физико-математический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас
Аннотация: в статье рассмотрен компетентностный подход в образовании, выделены пути и цели развития современной школы. Связи и отношения различных предметов и образовательные программы.
Abstract: in the article the competence approach in education, marked paths and goals of modern shkoly.Svyazi and relations of various subjects and educational programs.
Ключевые слова: компетентностный подход, школа, образование. Keywords: competence approach, school, education.
Понятия - «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.
Сейчас уже появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетентностей, например, монография А. В. Хуторского «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения», книга «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решений», написанная группой авторов под редакцией А. Г. Каспржака и Л. Ф. Ивановой.
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [1].
Этот подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.
Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально -правовая и коммуникативная компетентность.
Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:
- научить получать знания (учить учиться);
- научить работать и зарабатывать (учение для труда);
- научить жить (учение для бытия);
- научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Компетентности формируются в процессе обучения - и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).
Достоинства советской системы образования нельзя не отметить, но в меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм — способность менять сферы и способы деятельности. Исследования в области рынка труда приводят к формуле, которую можно определить таким образом: необходим переход от хорошего специалиста — к хорошему работнику.
Понятие «хороший работник», конечно, включает качества хорошего специалиста, т. е. определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший работник — человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.
Одно из требований к «хорошему работнику» определяется следующим образом: если раньше от работника требовались сильные мышцы, то сейчас от него требуются крепкие нервы: психологическая устойчивость, готовность к перегрузкам, готовность к стрессовым ситуациям, умение из них выходить.
Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов — создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний. Ещё одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем. Школа всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в социальных требованиях к образованию. Другой путь реагирования на новые социальные требования заключался в дополнении учебного плана новыми предметами. Оба эти направления ориентированы на экстенсивное развитие школы, на увеличение объёма изучаемого учебного материала. Экстенсивный путь развития школы — путь тупиковый, ибо ресурсы времени, которое можно выделить на школьное образование, всегда будут ограниченны. Кроме того, невозможно достичь нового качества образования (новых образовательных результатов, соответствующих потребностям развития общества) за счёт увеличения объёма знаний и даже за счёт изменения содержания знаний по отдельным предметам. Надо использовать другой путь — изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами.
Связи и отношения между учебными предметами определяются, прежде всего, содержанием целей общего образования, соотношением общих целей школьного образования и целей изучения учебных дисциплин.
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов.
49
Отметим несколько особенностей такого понимания ключевых компетентностей, формируемых школой. Во-первых, речь идёт о способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности. Во-вторых, речь идёт о способности действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов. В-третьих, имеется в виду решение проблем, актуальных для школьников.
Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых. Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности [8, а 71].
Надо заметить, что компетентностный подход к решению проблем школьного образования совсем не отрицает значения знаний. Но при этом надо учитывать, что знания могут иметь различную ценность, и что увеличение объёма знаний не означает повышения уровня образованности.
Исследования показывают, что цели общего образования учителя обычно формулируют в терминах личностно ориентированного подхода, а цели, которые учитель ставит на уроках, обычно имеют узкоутилитарный характер. При этом ориентация на запоминание, знание отдельных формул, сведений, дат, выводов возрастает по мере приближения к выпускным экзаменам.
Делались попытки разработать различные виды образовательных программ, учитывающие особенности состава учеников. В рамках одной школы могли работать по различным образовательным программам, что создавало реальные возможности для индивидуализации образовательных маршрутов учащихся.
Образовательная программа шкалы — это программа достижения целей образования в условиях данной школы. Такой подход к пониманию сути образовательной программы привёл к выводу о необходимости создать ещё один существенный элемент программы.
Компетентностный подход в общем образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса. Вместе с тем, этот подход вступает в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельности детей, педагогической деятельности педагогов, работы школьной администрации. На данном этапе развития общеобразовательной школы осуществить компетентностный подход, скорее всего, можно в опытно-экспериментальной работе образовательных учреждений. Наряду с этим необходима теоретическая и методическая подготовка кадров к реализации компетентностного подхода в системе педагогического образования, в том числе в центрах повышения квалификации.
Конечно, создать все перечисленные условия — дело непростое, но, не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно.
Литература
1. Виноградова Н. Ф. Модернизация начального образования и проблемы целеполагания / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2002 г.). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.eidos.ru/conf.
2. Капинос В. И. Речеведческие понятия как лингвистическая основа совершенствования коммуникативной компетенции учащихся / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции «Обновление российской школы» (26 августа - 10 сентября 2002 г.). [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.eidos.ru/conf.
3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос», 2002. 23 апреля. [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
4. What Teachers Should Know and Be Able to Do: The Five Core Propositions of the National Board // National Board offers National Board Certification. [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.nbpts.org/pdf/coreprops.pdf.
5. Фаргиева З. С., Аушева М. А., Даурбекова А. М. Личностно-ориентированное обучение студентов как существенный фактор подготовки высококвалифицированных специалистов по направлению «Математика» // European science, 2016. № 3 (13). С. 80-83.
Morphofunctional and psychological conditions of high achievements in
sports aerobics Starodymova Yu. (Russian Federation) Морфофункциональные и психологические предпосылки высоких спортивных достижений в фитнес-аэробике Стародымова Ю. И. (Российская Федерация)
Стародымова Юлия Ивановна / Starodymova Yuliya - доцент, кафедра физвоспитания, Самарский государственный архитектурно-строительный университет, г. Самара
Аннотация: в статье приведено исследование по изучению сравнительной роли морфологических, функциональных и психических маркеров организма в достижении высоких спортивных результатов в фитнес-аэробике. Результаты исследования могут быть внедрены в практическую деятельность тренеров по фитнес-аэробике, а также использованы в учебном процессе по спортивной морфологии, спортивной физиологии, теории и методике физического воспитания. Они могут служить в качестве объективных критериев спортивного отбора, совершенствования спортивной техники, а также быть использованы для объективного прогнозирования спортивных результатов. Abstract: in the article, a study was conducted to study the comparative role of morphological, functional and psychological markers of the body to achieve high results in aerobics. The results of the study can be implemented in practice trainers in the fitness aerobics and also used in the educational process for professional training, sport physiology, theory and methodology of physical education. They can serve as objective criteria for sports selection, improvement of sports equipment and can be used to objectively predict sports results.
Ключевые слова: спорт, фитнес-аэробика, морфофункциональные показатели, психологические показатели.
Keywords: sports, fitness-aerobics, morphological and functional indicators, psychological indicators.
Фитнес-аэробика - новый сложно-координационный вид спорта, включает в себя сочетание хореографии и различных элементов, которые требуют общей физической подготовленности, специальной физической подготовленности, силы, гибкости и выносливости [1, с. 3].
В последние 3-4 года фитнес-аэробика стала развиваться очень большими шагами вперед, поэтому для достижения высоких результатов на соревнованиях прослеживается повышение сложности композиций, улучшение качества их исполнения. Не вызывает сомнения, что для качественного выполнения этих сложно-координационных элементов необходимо обладать широким спектром физических, функциональных и психологических качеств [2, с. 2]. В доступной нам литературе мы не встретили результатов системного анализа сравнительной значимости многочисленных маркеров
51