http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
4. What Teachers Should Know and Be Able to Do: The Five Core Propositions of the National Board // National Board offers National Board Certification. [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.nbpts.org/pdf/coreprops.pdf.
5. Фаргиева З. С., Аушева М. А., Даурбекова А. М. Личностно-ориентированное обучение студентов как существенный фактор подготовки высококвалифицированных специалистов по направлению «Математика» // European science, 2016. № 3 (13). С. 80-83.
Morphofunctional and psychological conditions of high achievements in
sports aerobics Starodymova Yu. (Russian Federation) Морфофункциональные и психологические предпосылки высоких спортивных достижений в фитнес-аэробике Стародымова Ю. И. (Российская Федерация)
Стародымова Юлия Ивановна / Starodymova Yuliya - доцент, кафедра физвоспитания, Самарский государственный архитектурно-строительный университет, г. Самара
Аннотация: в статье приведено исследование по изучению сравнительной роли морфологических, функциональных и психических маркеров организма в достижении высоких спортивных результатов в фитнес-аэробике. Результаты исследования могут быть внедрены в практическую деятельность тренеров по фитнес-аэробике, а также использованы в учебном процессе по спортивной морфологии, спортивной физиологии, теории и методике физического воспитания. Они могут служить в качестве объективных критериев спортивного отбора, совершенствования спортивной техники, а также быть использованы для объективного прогнозирования спортивных результатов. Abstract: in the article, a study was conducted to study the comparative role of morphological, functional and psychological markers of the body to achieve high results in aerobics. The results of the study can be implemented in practice trainers in the fitness aerobics and also used in the educational process for professional training, sport physiology, theory and methodology of physical education. They can serve as objective criteria for sports selection, improvement of sports equipment and can be used to objectively predict sports results.
Ключевые слова: спорт, фитнес-аэробика, морфофункциональные показатели, психологические показатели.
Keywords: sports, fitness-aerobics, morphological and functional indicators, psychological indicators.
Фитнес-аэробика - новый сложно-координационный вид спорта, включает в себя сочетание хореографии и различных элементов, которые требуют общей физической подготовленности, специальной физической подготовленности, силы, гибкости и выносливости [1, с. 3].
В последние 3-4 года фитнес-аэробика стала развиваться очень большими шагами вперед, поэтому для достижения высоких результатов на соревнованиях прослеживается повышение сложности композиций, улучшение качества их исполнения. Не вызывает сомнения, что для качественного выполнения этих сложно-координационных элементов необходимо обладать широким спектром физических, функциональных и психологических качеств [2, с. 2]. В доступной нам литературе мы не встретили результатов системного анализа сравнительной значимости многочисленных маркеров
51
успешности в этом оригинальном, сложно-координированном, высоко-эстетическом виде спортивной деятельности.
Особый интерес в этом плане представляют действие таких факторов, как морфотипологическая принадлежность, скорость полового развития, базовые типологические свойства нервной системы, особенности проявления функциональной психической асимметрии и таких свойств личности и темперамента, как личностная и ситуативная тревожность, нейротизм, экстраверсия - интроверсия, эмоциональность [3, с. 15]. Целесообразным представляется также выявление ранговой значимости всех приведённых маркеров для обеспечения успешности спортивной деятельности в фитнес -аэробике. Примеры элементарных попыток подобного ранжирования мы не встретили ни в научной, ни в учебно-методической литературе, в области теории и методики физического воспитания и спорта.
В связи с этим целью нашего исследования стало изучение сравнительной роли морфологических, функциональных и психических маркеров организма в достижении высоких спортивных результатов в фитнес-аэробике. Для этого были определены основные и производные антропометрических показателей, характеристик состояния кардио -респираторной системы организма, тестирование свойств общего и частного психофизиологических типов, проявлений темперамента и личностных особенностей участников эксперимента на основе классических методов исследования. С использованием компьютерной программы «8Ш!811са V. 8.0» для всех полученных количественных показателей была произведена необходимая статистическая обработка.
В ходе нашего исследования были сделаны выводы, что фитнес-аэробика является специфическим, технико-эстетическим видом спорта. Данный вид спорта предъявляет особые требования к наличию морфологических, функциональных и психических предпосылок успешности в достижении спортсменом высоких спортивных результатов. Системные данные о сравнительной роли различных маркеров в этом процессе отсутствуют. Из морфологических показателей наибольшее значение для фитнес-аэробики имеют длина тела, длина ноги, индекс пропорциональности, трохантерный коэффициент и индекс Рорера. Из результатов исследования следует, что успешные аэробистки имеют высокий рост, длинные ноги, некоторую задержку в половом развитии.
В данном виде спорта явно доминируют представители торакального и мышечного соматотипов. Доля первого морфотипа составляет 61,8 %, а второго - 35,3 %.
Показатели состояния кардиореспираторной системы экспериментальной группы значительно различаются от данных, полученных для контрольной группы, что указывает на хорошую физическую подготовку.
По показателям силы, уравновешенности и подвижности нервной системы большую часть участников эксперимента можно отнести к сангвиническому темпераменту. Полученные средние значения базовых типологических показателей указывают на их значимую роль в формировании двигательных и психологических качеств, необходимых спортсменам в данном виде спорта. Наиболее характерным для фитнес-аэробики является доминирование лиц с преобладанием правополушарного типа латерализации.
Исследованные спортсменки имеют значительную специфику проявления личностных свойств. Для них характерна более высокая степень проявления эмоциональности, нейротизма и ситуативной тревожности. Эта особенность подтверждена также результатами теста Люшера.
Результаты исследования могут быть внедрены в практическую деятельность тренеров по фитнес-аэробике, а также использованы в учебном процессе по спортивной морфологии, спортивной физиологии, теории и методике физического воспитания. Они могут служить в качестве объективных критериев спортивного отбора, совершенствования спортивной техники, а также быть использованы для объективного прогнозирования спортивных результатов.
Литература
1. Лисицкая Т. С., Сиднева Л. В. Аэробика: в 2 т. М.: Федерация аэробики России, 2002. С. 54.
2. Аэробика. Теория и методика проведения занятий. Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е. Б. Мякинченко и М. П. Шестакова. М.: СпортАкадемПресс, 2002. С. 304.
3. Алексанянц Г. Д., Абушкевич В. В., Тлехас Д. Б. и др. Спортивная морфология: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2005. С. 92.
4. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 2006. С. 146.
5. Бердичевская Е. М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества // Теория и практика физической культуры, 2003. № 9. С. 43-46.