Научная статья на тему 'Оценка учебных достижений школьников в логике требований новых образовательных стандартов'

Оценка учебных достижений школьников в логике требований новых образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРЕДМЕТНЫЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / КРИТЕРИИ И УРОВНИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / МОНИТОРИНГ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ / THE EDUCATIONAL STANDARD / A SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / A SUBJECT / META-FOCUSED AND PERSONAL EDUCATIONAL OUTCOMES / THE MAIN ACHIEVEMENTS OF STUDENTS / A PROBLEM OF ASSESSING ACADEMIC ACHIEVEMENT / CRITERIA AND LEVELS / FORMS AND METHODS OF ASSESSMENT / MONITORING OF THE MAIN ACHIEVEMENTS OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина Валентина Егоровна

Статья посвящена проблеме оценки учебных достижений школьников как основного результата образовательного процесса. Автор подчеркивает значимость этой проблемы в контексте требований новых стандартов и выделяет роль учителя в реализации контроля, оценки, анализа, коррекции и прогноза учебных достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of Schoolchildren’s Educational Achievements in Logic of New Educational Standards’ Requirements

The article is devoted to estimation of schoolchildren’s educational achievements as the main result of the educational process. The author stresses the importance of this issue in the context of the requirements of new standards and highlights the role of teachers in the implementation of monitoring, assessment, analysis, correction and prediction of academic achievement.

Текст научной работы на тему «Оценка учебных достижений школьников в логике требований новых образовательных стандартов»

УДК 37.0

В. Е. Мусина

Оценка учебных достижений школьников в логике требований новых образовательных стандартов

Статья посвящена проблеме оценки учебных достижений школьников как основного результата образовательного процесса. Автор подчеркивает значимость этой проблемы в контексте требований новых стандартов и выделяет роль учителя в реализации контроля, оценки, анализа, коррекции и прогноза учебных достижений.

Ключевые слова: образовательный стандарт, системно- деятельностный подход, предметные, метапредметные и личностные результаты образования, учебные достижения школьников, проблема оценки учебных достижений, критерии и уровни, формы и методы оценки, мониторинг учебных достижений школьников.

V. Е. Musina

Estimation of Schoolchildren's Educational Achievements in Logic of New Educational Standards' Requirements

The article is devoted to estimation of schoolchildren's educational achievements as the main result of the educational process. The author stresses the importance of this issue in the context of the requirements of new standards and highlights the role of teachers in the implementation of monitoring, assessment, analysis, correction and prediction of academic achievement.

Key words: the educational standard, a system-activity approach, a subject, meta-focused and personal educational outcomes, the main achievements of students, a problem of assessing academic achievement, criteria and levels, forms and methods of assessment, monitoring of the main achievements of students.

Разработка и внедрение новых стандартов общего образования стали предметом широкого обсуждения во всех сферах российского общества. Инновационный подход к разработке и реализации стандарта обнажил целый ряд проблем, решение которых должно обеспечить условия для успешной реализации основополагающих идей новых стандартов, и, в частности, проблему оценивания учебных достижений школьников.

Важнейшей характеристикой инновационно-сти подхода к разработке и реализации стандарта является, на наш взгляд, определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра. Сохраняя концептуальные основы культурологического подхода к определению содержания образования, традиционного для отечественной педагогики, разработчики стандарта зафиксировали основополагающие элементы научного знания (методологического, системообразующего и мировоззренческого характера: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы), обязательные для изучения в школе и выделили их в фундаментальное ядро. Другой составляющей фундаментального ядра явились обобщенно описанные виды универсальных учеб-

ных действий (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия). Обе составляющие фундаментального ядра заложили основу формирования Примерных программ по предметам и специальной Программы формирования универсальных учебных действий.

Элементы научного знания и виды универсальных учебных действий формируются в образовательном процессе посредством усвоения школьником социального опыта. Согласно дея-тельностному подходу, усвоение личностью накопленной человечеством культуры и опыта происходит в специфической форме отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающейся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. В силу этого в жизнедеятельности человека востребованы многочисленные умения личности, способствующие решению различных задач и усвоению разнообразного опыта. В контексте деятельностного подхода главным результатом образовательного процесса являются умения, которые понимаются очень обобщен-

© Мусина В. Е., 2011

но, как способность выполнять любую деятельность, решать любые задачи, не только частно-предметные, но и общепознавательные. При этом отдельному умению соответствует отдельное знание, а системе умений соответствует система знаний.

Содержание, структура и характер учебной деятельности обучающихся в новых стандартах представлены с позиций системно-деятель-ностного подхода как методологической и общепедагогической основы определения требований к результатам образования. Базовым положением такого подхода является тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности, его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Следование такому подходу при формировании содержания общего образования пред-

Как следует из анализа данных таблицы, особое внимание в новых стандартах уделено мета-предметным и личностным результатам, отражающим ключевые компетенции учащихся, их готовность к непрерывному образованию, развитию, исполнению своего гражданского долга, осуществлению ответственного нравственного выбора, способность к рефлексии. Основополагающие элементы научного знания: методологического, системообразующего и мировоззренческого характера (ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы), а также виды универсальных учебных действий: личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала первоначально формируются в

полагает выделение универсальных учебных действий, формирующих компетенции и знания, умения, навыки. Для формирования универсальных учебных действий в стандартах предусмотрена специальная программа, которая неразрывно связана с примерными программами по отдельным учебным предметам. Таким образом, системно-деятельностный подход выступает в качестве второй инновационной характеристики новых стандартов образования, целью которого объявлено развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности [3].

Следующей из наиболее значимых инновационных характеристик образовательных стандартов второго поколения являются Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые с разной степенью детализации описаны в самом стандарте и в программно-методических документах, обеспечивающих его реализацию в образовательном процессе. Указанные Требования кратко представлены нами в таблице 1 [2].

Таблица1

ходе усвоения содержания предметных областей, в последствие на базе всех или нескольких учебных предметов формируются обобщенные, универсальные способы деятельности, а также личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества, что требует переоценки ценностей профессиональной деятельности и согласованной работы всего педагогического коллектива.

Важной чертой инновационного характера новых стандартов с нашей точки зрения является восстановление роли воспитания (в системе образования). В ходе проектирования и разработки образовательных стандартов второго поколения обсуждались противоречивые точки зрения относительно возможности включения в их содер-

Основные компоненты и показатели требований к результатам по ФГОС второго поколения

Требования к результатам образования ФГОС (второе поколение) Предметные результаты — усвоенные учащимися при изучении учебного предмета (истории, обществознания и др.) знания, умения, навыки, а также специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфические для изучаемой области знаний Метапредметные (компе-тентностные) результаты — освоенные учащимися на базе всех или нескольких учебных предметов обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты -сформировавшиеся в образовательном процессе ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества

Оценка учебных достижений школьников в логике требований новых образовательных стандартов

жание положений и характеристик, раскрывающих основы и особенности современного процесса воспитания и социализации личности: невозможность стандартизации ценностных основ целей воспитания; самодостаточность образования неявно включающего все компоненты воспитания; необходимость включения ценностных характеристик процесса воспитания в стандарт. В результате в содержание новых стандартов включена примерная Программа воспитания и социализации учащихся, как неотъемлемая составная часть и личностный результат освоения стандартов, в которой представлены различные виды внеурочной деятельности, сгруппированные в шесть направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое направления, общественно-полезная и проектная деятельность.

Представленные выше характеристики инновационного характера образовательных стандартов второго поколения определяют принципиально новые требования к оценке учебных достижений школьников, которые соответствуют логике требований стандартов и предполагают создание новой системы оценивания.

По мнению разработчиков стандарта (Е. Е. Вяземский) итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна включать выявление предметных, метапредметных и личностных результатов образования [1].

К результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации относится способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций. К результатам, которые не подлежат оценке в ходе итоговой аттестации выпускников относятся: ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности. Оценка этих и иных результатов образовательной деятельности ведется в ходе

не персонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ [3].

Описание требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ предполагает оценку достижения требований стандарта посредством использования адекватных им процедур и методов измерений. Стандарт определяет их как контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, установленных федеральным органом управления образования); представление выпускниками учреждений общего образования портфолио - пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.

В ситуации новых требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ выявляется целый ряд проблем.

Во-первых, неготовность образовательных учреждений оценивать компетенции обучающихся, так как сложившаяся система контроля и оценки по-прежнему ориентирована на знание-вый подход и компетенции не являляются предметом оценки.

Во-вторых, отсутствие единых подходов к различным аспектам оценивания учебных достижений в силу недостаточной разработанности их научного обоснования; проблема определения критериев, уровней отбора средств оценивания различных компетенций (межкультурных, коммуникативных, социальных и др.).

В-третьих, необходимость переосмысления накопленного в отечественной педагогике арсенала оценочных средств и модернизации имеющихся в практике школы оценочных средств с целью их компетентностной переориентации.

В-четвертых, потребность в разработке принципиально новых компетентностно-ориенти-рованных средств оценивания, и, в, частности, проверки результатов усвоения обучающимися метапредметных знаний (навыков самооценки и самоанализа; субъективных и объективных, стандартизованных и нестандартизованных; качественных и количественных оценок).

В-пятых, необходимость мониторинга качества и прогнозирования воспитательного процесса в образовательном учреждении.

В-шестых, необходимость внутреннего педагогического мониторинга результатов, не под-

лежащих формализованному итоговому контролю (осознанности каждым обучающимся особенностей развития собственного процесса обучения). В целях развития личности обучающегося итоговая оценка результатов обучения должна включать не только усвоение им образовательных стандартов, но и информацию об уровне и динамике развития его личностных качеств и творческих достижений, полученную в процессе наблюдения за деятельностью учащихся, либо посредством оценки продуктов деятельности обучающегося.

Опыт исследования проблемы позволяет нам подчеркнуть, что ведущую роль в мониторинге учебных достижений школьников принадлежит учителю, поскольку он непосредственно организует, контролирует, оценивает, регулирует учебно-познавательную деятельность обучающихся. Именно он оценивает и анализирует успехи неудачи школьников, устанавливает причинно-следственные связи, на основании которых далее реализует действия по коррекции. Чтобы предупредить отстранение учителя от реализации мониторинговых функций, необходимо постоянно развивать его положительную мотивацию к этой деятельности. Творческое участие каждого педагога в систематической оценке образовательных достижений позволяет решать проблему оценки уровня и динамики ключевых компетенций как достижений школьников в учебном процессе наиболее эффективно. В силу этого педагогический мониторинг учебных достижений школьников в деятельности учителя, рассматриваемый нами как система педагогически целесообразных действий учителя по сбору, обработке, анализу и интерпретации информации об усвоении учащимися социального опыта в учебном процессе, в условиях новых образовательных стандартов особенно актуален. Он позволяет систематически оценивать процесс и результат учебных достижений, осуществлять их прогноз и коррекцию.

Учитель, организуя компетентностно-ориенти-рованный образовательный процесс, создает условия для освоения, усвоения и присвоения школьниками различных видов социального опыта: познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений, творческой деятельности. Он развивает умения учащихся по оценке собственной деятельности и ее результатов, рефлексивные умения; способствует саморазвитию и самореализации личности путем создания педагогических ситуаций; включает

учащихся в разнообразные виды и формы деятельности вообще и творческой, в частности, что требует от учителя соответствующей профессиональной компетентности.

Разработанная нами технология педагогического мониторинга учебных достижений школьников позволяет учителю осуществлять «внутренний мониторинг» - систематические персонифицированные мониторинговые исследования динамики усвоения видов социального опыта. Непосредственный и систематический контакт учителя и учащегося по поводу освоения школьником содержания образования позволяет учителю наблюдать промежуточные результаты; отслеживать, в каком направлении формируется опыт учащегося; своевременно корректировать свои действия, оказывать помощь учащемуся; и как следствие, мотивировать школьника к успешной учебной деятельности.

В заключение отметим, что современный этап развития общества поставил перед системой образования проблемы, требующие быстрого и качественного решения. Смена образовательной парадигмы, воплощенная в стандартах второго поколения требует не только изменения содержания образования, форм и методов обучения, но и форм и методов оценивания. Значимость формирования универсальных учебных действий осмысливается сегодня преимущественно в контексте мирового опыта, но с нашей точки зрения важно использовать и опыт, накопленной в российской системе образования: в практике учителей-новаторов, в ходе экспериментальных научных исследований ученых. Он требует нового осмысления. Наметились положительные тенденции в связи с введением нового стандарта в начальной школе. Решение обозначенных проблем всецело зависит от активности и творчества работников образования всех уровней.

Библиографический список:

1. Вяземский, Е. Е.. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Электронный ресурс] / Е. Е. Вяземский : http://pish.ru/blog/articles/articles2009/197

2. Концепция фундаментального ядра содержания общего образования [Электронный ресурс] : standart.edu.ru.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Электронный ресурс] : standart.edu.ru.

Оценка учебных достижений школьников в логике требований новых образовательных стандартов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.