Научная статья на тему 'Региональная система оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся'

Региональная система оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МОНИТОРИНГ / REGIONAL SYSTEM / EVALUATION / INDIVIDUAL PROGRESS / STUDENTS / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чудинский Р. М., Володин А. А.

Статья посвящена разработке региональной системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся. Сформулированы концептуальные положения использования системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся в школе. Разработана модель системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL AND INDIVIDUAL EVALUATION OF STUDENTS PROGRESS

The article is about innovation and development in evaluation of individual students progress. The concept and its regulations for individual students evaluation are represented. The valuation model of individual students progress is elaborated.

Текст научной работы на тему «Региональная система оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся»

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Р. М. ЧУДИНСКИЙ, А. А. ВОЛОДИН

Статья посвящена разработке региональной системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся. Сформулированы концептуальные положения использования системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся в школе. Разработана модель системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся.

Ключевые слова: региональная система, оценка качества, индивидуальные учебные достижения, обучающиеся, мониторинг.

На сегодняшний день одной из главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Качество образования представляет собой общественный продукт, зависящий от позиции и комплексной организации усилий всего образовательного сообщества (педагогов, управленцев образования, обучающихся и их родителей, региональных и федеральных систем образования). В связи с этим, одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений является формирование эффективной системы менеджмента качества и одного из его важнейших элементов -системы оценки качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

Однако, эффективное управление качеством подготовки обучающихся и его обеспечение невозможно без принятия управленческих решений основанных на фактах. Принятие управленческих решений основанных на фактах является обязательным методологическим принципом, заложенным в серии международных стандартов менеджмента качества ИСО 9000.

Модернизация содержания полного общего среднего образования на современном этапе экономического и социального развития Российской Федерации осуществляется через разработку, утверждение и введение в действие нового поколения государственного стандарта общего среднего образования.

Введение нового поколения государственного стандарта общего среднего образования является

необходимым, но не достаточным условием достижения современного качества образования. Его достижение невозможно без применения современных педагогических технологий, одними из составляющих которых являются системы современных средств обучения и системы оценки качества индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Единый государственный экзамен решает важную задачу итоговой аттестации выпускников школ и возможность использования его результатов для поступления в вузы, но не менее важной является задача мониторинга качества индивидуальных учебных достижений обучающихся и совершенствования систем управления образованием.

В последнее время все более актуальным становится требование объективности, точности и независимости оценки индивидуальных учебных достижений обучающихся от образовательного учреждения, где непосредственно осуществляется образовательный процесс, и, следовательно, разделения процессов обучения и оценки результатов обучения, процессов воспитания и оценки результатов воспитания.

В объективной оценке качества индивидуальных учебных достижений должны быть заинтересованы не только обучающиеся, но и сами учебные учреждения и органы управления образованием, так как уровень индивидуальных учебных достижений - это наиболее важный показатель качества образования. Только достоверность оценки индивидуальных учебных достижений позволяет проводить анализ и вырабатывать адекватные и оперативные управляющие воздействия в системе образования.

Оценка качества индивидуальных учебных достижений является ключевым элементом системы независимой оценки качества образования учебных заведений или системы образования в целом.

В последние годы реформирование школы прямо или косвенно связано с поиском адекватных систем оценки качества образования: введение единого государственного экзамена, государственной итоговой аттестации обучающихся, внедрение современных средств оценивания текущей успеваемости школьников и др. Все эти мероприятия создают необходимость организации мониторинга качества индивидуальных учебных достижений обучающихся.

Традиционный мониторинг в форме контрольных работ, экзаменов, инспекторских проверок очевидно недостаточно эффективен. Это связано с тем, что:

- контроль состояния обучения, нося нерегулярный, эпизодический характер, не вскрывает динамики изменений;

- контролируя итоги обучения, оставляют без внимания сам процесс развития обучающихся;

- используются достаточно субъективные балльные отметки и интегральные оценки выполнения проверочных заданий в целом, что не позволяет выяснить, какие конкретно и в какой мере, элементы содержания не усвоены;

- по существу не используются диагностические методики, позволяющие вскрыть причины тех или иных ошибок обучающихся, недочетов в работе педагога, выявить факторы, влияющие на успеваемость.

Применение же современных средств оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся (мониторинг, рейтинг, портфолио, тестирование) с использованием средств информационных и коммуникационных технологий позволяет оперативно установить причины и величину несоответствия результата целям обучения,

а, следовательно, реальную возможность педагогам принимать меры, направленные на коррекцию этих несоответствий.

Качество образования, как общественный продукт, зависит от позиции и комплексной организации усилий всего образовательного сообщества (педагогов, управленцев образования, обучающихся и их родителей, региональных и федеральных систем образования).

Поскольку любая преобразующая деятельность системна, систему управления качеством образования необходимо рассматривать как открытую и двухконтурную. Целью, реализуемой

в данной системе, является удовлетворение потребностей обучающихся и общества в соответствии с требованиями, предъявляемыми обучающимися, обществом и государственным образовательным стандартом соответствующего уровня.

Система управления качеством образования, в состав которой интегрирована педагогическая система, реализуется в образовательном учреждении (ОУ). Кроме требований, предъявляемых к педагогической системе, система управления качеством образования предъявляет требования к ОУ, учебной среде и деятельности руководства (разного уровня), реализующих функции контроля и управления качеством образования во втором контуре системы. Однако текущий контроль в системе управления качеством образования реализуется не столько руководством, сколько педагогами и обучающимися.

Таким образом, анализ теоретических подходов к проектированию и разработке системы оценки качества учебных достижений обучающихся, исследование практики использования системы оценки качества учебных достижений обучающихся в различных регионах страны позволили выявить следующие противоречия между:

- потребностью определения теоретических основ системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся, обеспечивающих стандартизированную и формализованную объективную оценку, и существующими на практике субъективными методами оценки знаний, умений и навыков обучающихся;

- необходимостью выделения критериев индивидуальных учебных достижений обучающихся и применяющимися оценками учебной деятельности обучающихся;

- необходимостью использования современных методов оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся и применяющимися на практике традиционными методами оценки знаний, умений и навыков учащихся;

- широким использованием компьютеризированных методов и средств оценки и обработки результатов оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся и использующихся на практике традиционных методов и средств оценки и обработки результатов;

- потребностью в создании системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся на внутришкольном, муниципальном и региональном уровне на основании стандарта в рамках системы добровольной сертификации услуг и отсутствием таковой.

Решение выявленных противоречий определяет актуальность разработки системы оценки ка-

чества индивидуальных учебных достижений обучающихся.

На сегодняшний день в проекте Федерального государственного стандарта общего образования [2] под требованиям к результатам освоения основных общеобразовательных программ понимается описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают интегральные критерии оценки личностных, ме-тапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты обучения являются обязательной составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий обучающихся, программ воспитания и социализации обучающихся.

Проведенный анализ показал, что в настоящее время в педагогической литературе представлены итоги многочисленных исследований по выявлению влияния факторов обучения на качество результатов обучения. Так, И. П. Подласым представлена номенклатура, состоящая из основных 52 факторов обученности [1]. Следовательно, оценка индивидуальных учебных достижений обучающихся является многоаспектной задачей.

Мы под индивидуальными учебными достижениями обучающегося будем понимать результат развития его личности в процессе обучения, устанавливаемый на момент оценивания и характеризующиеся через проявляемые обучающимся знаниями, умениями, навыками, общими (ключевыми) и предметными компетенциями, опытом деятельности, и развития, относящимся к метапредметным и предметным результатам.

В свою очередь, оценка индивидуальных учебных достижений - это процесс и результат определения уровня индивидуальных учебных достижений по отношению к заданным критериям или требованиям и нормативным показателям.

Проведенный анализ состояния проблемы исследования, уточнение понятийного аппарата позволили сформулировать концепцию использо-

вания системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся: система

оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся проектируется и реализуется педагогом при разработке педагогической технологии. Это позволяет осуществлять стандартизированную и формализованную объективную оценку качества индивидуальных учебных достижений обучающихся, позволяющую ее использовать для всех уровней (внутришкольного, муниципального, регионального) мониторингов.

В качестве основных концептуальных положений использования системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся мы выдвигаем следующие.

1. Одним из базовых аспектов проектирования и реализации педагогической технологии, а также ее оптимизации, является формирование и применение педагогом системы средств оценивания результатов индивидуальных учебных достижений обучающихся.

2. Проектирование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся является необходимым аспектом профессиональной деятельности педагога.

3. Система оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся обязательным образом должна быть поставлена в соответствие с оценкой индивидуальных воспитательных и вне-учебных достижений обучающихся, как взаимосвязанных и неделимых в образовательном процессе составляющих.

4. Использование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся осуществляется на двух уровнях: а) организация педагогом внешнего входного, промежуточного и итогового контроля и оценки учебной деятельности обучающихся; б) организация и самоорганизация проведения самооценки и самоконтроля обучающимися своей учебной деятельности. Эти уровни использования системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся соответствует личностно-деятельностному и компетентностному подходам.

5. При использовании системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся необходимо в дополнение к традиционным средствам использовать современные средства оценивания процессуального, содержательного и результативного аспектов учебной деятельности, рациональное и эффективное использование которых позволит более глубоко и полно оценить результаты учебной деятельности обучающихся, личностное развитие каждого обу-

чающегося, его компетентность в предметной области, осуществить дифференциацию и индивидуализацию учебной деятельности, реализовать индивидуальную образовательную траекторию.

6. Применение системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся должно соответствовать процессу и содержанию учебной деятельности обучающихся.

7. Использование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся должно включать в себя овладение и применение обучающимися самооценки и самоконтроля своей учебной деятельности.

8. Система внутришкольного, муниципального и регионального мониторингов на основании стандарта в рамках системы добровольной сертификации услуг по оценке индивидуальных учебных достижений обучающихся должна обеспечивать стандартизированную и формализованную объективную оценку качества индивидуальных учебных достижений обучающихся.

Контроль уровня индивидуальных учебных достижений должен осуществляться на протяжении всего процесса образовательной деятельности обучающихся. Учебная деятельность, включающая в себя как процессуальную сторону, так и конечную, представленную в виде уровня индивидуальных учебных достижений обучающихся, должна контролироваться не только педагогом, но и самим обучающимся (самоконтроль) по четким, понятным ему критериям. Только при этих условиях можно рассчитывать на возникновение познавательной мотивации, на заинтересованное участие обучающегося в результатах своей учебной деятельности.

На основе теоретического рассмотрения проблемы исследования и сформулированной общей концепции модель системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся представлена на рисунке 1. Целью внедрения модели является формирование системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся. Такая система оценки может быть реализована с применением четырех последовательных управленческих решений со стороны педагога, образовательного учреждения, муниципального органа управления образованием и регионального органа управления образованием.

На первом этапе педагог образовательного учреждения на основе разработки и переработки рабочих программ по предметам для определения компетентности, выделения общих (ключевых) и предметных компетенций, разработки и использования в учебном процессе образовательных мо-

дулей и технологий обучения для формирования и развития общих (ключевых) и предметных компетенций обучающихся, разработка средств оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся (банки тестовых заданий, практические задания по предмету, портфолио учебных достижений) осуществляет оценку качества индивидуальных учебных достижений обучающихся. На основе обработки и анализа полученных результатов оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся педагог принимает необходимые решения по совершенствованию образовательного процесса.

На втором этапе образовательным учреждением осуществляется разработка банков тестовых заданий, практических заданий по всем предметам, формируется портфолио учебных достижений каждого обучающегося. На основании предоставленных данных образовательное учреждение проводит объективную оценку качества индивидуальных учебных достижений (входной, промежуточный, итоговый и остаточный) всех обучающихся, осуществляет обработку и анализ полученных результатов.

Обработка и анализ полученных результатов оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся позволяет принять необходимые решения по совершенствованию образовательного процесса всего образовательного учреждения. Следовательно, реализуется система внут-ришкольного мониторинга индивидуальных учебных достижений обучающихся.

На третьем этапе муниципальный орган управления образованием осуществляет сбор, анализ, экспертизу и формирование банков тестовых заданий, практических заданий по всем предметам, портфолио учебных достижений всех образовательных учреждений муниципалитета. На основе этих данных муниципальный орган управления образованием проводит стандартизированную и формализованную объективную оценку качества индивидуальных учебных достижений (входной, промежуточный, итоговый и остаточный) обучающихся образовательных учреждений муниципалитета, осуществляет обработку и анализ полученных результатов. Проведенная обработка и анализ полученных результатов оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся позволяют принять необходимые решения по совершенствованию образовательного процесса всех образовательных учреждений муниципалитета. При этом реализуется система муниципального мониторинга индивидуальных учебных достижений обучающихся.

Индивидуальные

учебные

достижения

(ИУД)

Обучающийся

Педагог

Образова-

тельное

учреждение

Система внутришкольного мониторинга ИУД

Разработка Разработка

БТЗ, практиче- БТЗ, практи-

ских заданий ческих зада-

по предмету, ний по всем

портфолио предметам,

учебных портфолио

достижений учебных

достижений

Муниципальный

орган

управления

образованием

1

Сбор, анализ, экспертиза и формирование БТЗ, практических заданий по всем предметам, портфолио учебных достижений всех ОУ муниципалитета

Система муниципального мониторинга ИУД

Региональный

орган

управления

образованием

Сбор, анализ, экспертиза и формирование БТЗ, практических заданий по всем предметам, портфолио учебных достижений всех ОУ региона, компьютеризированная обработка и анализ результатов, принятие управленческих решений

Система регионального мониторинга ИУД

Рис. 1. Модель системы оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся

На четвертом этапе региональный орган управления образованием производит сбор, анализ, экспертизу и формирование банков тестовых заданий, практических заданий по всем предметам, портфолио учебных достижений всех образовательных учреждений (ОУ) региона. На основе этих данных региональный орган управления образованием проводит стандартизированную и формализованную объективную оценку качества индивидуальных учебных достижений (входной,

промежуточный, итоговый и остаточный) обучающихся образовательных учреждений региона, осуществляет компьютеризированную обработку и анализ результатов, принятие управленческих решений. Обработка и анализ полученных результатов оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся позволяет принять необходимые решения по совершенствованию образовательного процесса всех образовательных учреждений региона. В данном случае реализовыва-

ется система регионального мониторинга индивидуальных учебных достижений обучающихся.

Таким образом, региональная система позволяет использовать единую систему оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся на основе формализованных критериев и процедур, применять современные компьютеризированные методы оценки и обработки результатов оценивания индивидуальных учебных достижений обучающихся, внедрить и использовать систему внутришкольного, муниципального и регионального мониторингов на основании стандарта в рамках системы добровольной сертификации услуг для осуществления стандартизированной и формализованной объективной оценки качества индивидуальных учебных достижений обучающихся.

Литература

1. Подласый И. П. Педагогика: учебник. М., 2006.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. М., 2008.

* * *

REGIONAL AND INDIVIDUAL EVALUATION OF STUDENTS’ PROGRESS

R. M. Chudinsky, A. A. Volodin

The article is about innovation and development in evaluation of individual students’ progress. The concept and its regulations for individual students’ evaluation are represented. The valuation model of individual students’ progress is elaborated.

Key words: regional system, evaluation, individual progress, students, monitoring.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.