МАЙ № (242)
41
r-Ь
— 53,5 %, что объясняется наличием общих антигенных компонентов у аскарид и токсокар.
Заключение. Таким образом, полученные результаты позволяют рекомендовать проведение иммуноферментного анализа при аскаридозе с помощью набора реагентов для иммунофер-ментного выявления иммуноглобулинов класса G к антигенам Ascaris lumbricoides в сыворотоке крови «Аскарида-^-ИФА-БЕСТ» (РУ № ФСР 2008/02837), производства ЗАО «Вектор Бест», в качестве дополнительного метода при лабораторных исследованиях в комплексе клинических и эпидемиологических показателей для диагностики миграционной и кишечной стадий аскаридоза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Романенко Н.А. Новые подходы к профилактике паразитарных болезней человека //Мед. паразитол. 1993. № 4. С. 51—54.
2. Малышев Н.А., Бронштейн А.М. Клиника, диагностика и лечение кишечных нематодозов: Методические рекомендации. М., 2003.
3. Кадочникова Г.В., Мерзлова Н.Б., Колесник Н.В. Новые возможности диагностики кишечных гельмин-тозов у детей //Труды III Международной научно-профилактической конференции «Эпидемиология, диагностика, лечение и профилактика паразитарных заболеваний человека». Витебск, 2002. С. 164—167.
4. Basic Laboratory Methods in Medical Parasitology. WHO. Geneva, 1991, 122 p.
5. Van Riet E., Wuhrer M., Wahyuni S. et al. Laboratory diagnosis of parasitic infection //Parasite Immunol. 2006. V. 28. P. 363—371.
6. Kennedy M.W., Qureshi F. //Immunology. 1986. V. 58. P. 515— 522.
Контактная информация:
Асланова Мария Михайловна.
тел.8(495)954-09-98
е-mail: [email protected]
Contact Information: Aslanova Marija, phone 8 (495) 954-09-98, е-mail: [email protected]
-V-
ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ
В.А. Ковтунова, А.Г. Сердюков, Н.И. Рассказов
MEDICAL STUDENTS' CONSIDERING THE PROBLEM OF PROPHYLAXIS OF SEXUALLY TRANSMITTED DISEASES
V.A. Kovtunova, A.G. Serdyukov, N.I. Rasskazov
ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Проведено социологическое исследование информированности студентов медицинского вуза об инфекциях, передаваемых половым путем. Показаны наиболее предпочтительные источники получения профильной информации
Ключевые слова: инфекции, передаваемые половым путем, информированность, профилактика, студенты медицинского вуза.
There has been conducted sociological investigation among medical students about their competence in sexually transmitted diseases. More preferable sources of respondents' getting core information have been revealed.
Keywords: sexually transmitted diseases, competence, prophylaxis, medical students.
Заболевания, передаваемые половым путем, представляют значительную угрозу общественно -му здоровью, в том числе в связи с увеличением риска передачи ВИЧ-инфекции. Вызывая различные осложнения со стороны мочеполовой системы, данная группа нозологий оказывает неблагоприятное влияние на демографическую ситуацию. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем, и борьба с ними должны являться неотъемлемой частью комплексных мер по обеспечению сексуального и репродуктивного здоровья. [3].
Эффективное реагирование на распространение инфекций, передаваемых половым путем, начинается с профилактики посредством предоставления точной и подробной информации о безопасных половых отношениях. Разъяснительная работа, связанная с изменением полового поведения, должна являться неотъемлемым компонентом усилий по профилактике и включаться в оказание медицинской помощи и поддержки. В Ирландии, где отмечалось самое быстрое снижение заболеваемости сифилисом среди других стран Евросоюза, была создана многоуровневая
система предотвращения инфекции. Одним из ее ключевых элементов являлась работа по повышению осведомленности населения, особенно сообществ, вовлеченных в эпидемиологическую ситуацию, о путях заражения и способах предотвращения инфицирования сифилисом [4].
Достоверная информация о заболеваниях, передаваемых половым путем, исходящая из медицинских источников, способна предотвратить инфицирование. Однако вследствие пассивности в получении знаний среди части населения эти сведения порой оказываются запоздалыми. Совместное формирование этой области знаний не только медицинской составляющей, но альтернативными ей источниками, в первую очередь институтом семьи и школой, могло бы коренным образом изменить ситуацию. Влияние семьи является чрезвычайно существенным в процессе формирования ценностей и обретения идентичности. Определение четких норм и установок касательно сексуальных отношений среди родителей позволяет сформировать правильные жизненные позиции их детей [1].
42
ЗНиСО
май №5 (242)
Целью исследования явилось совершенствование мероприятий, направленных на профилактику заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем.
Методы. Нами была разработана анонимная анкета социологического исследования, включающая ряд вопросов, касающихся общих сведений о респонденте, уровня его информированности об инфекциях, передаваемых половым путем, источников получения профильной информации и участия семьи в вопросах формирования знаний о заболеваниях, передаваемых половым путем. Исследование проводилось среди студентов 4-го и 5-го курсов Астраханской государственной медицинской академии. Мужчины среди опрошенных составили 54,7 %, женщины — 45,3 %. Анкетируемые находились в возрасте от 19 до 33 лет.
Результаты. В результате статистического анализа выявлено, что все респонденты высказали свою принадлежность к какой-либо религии. Между тем, допустимыми для себя добрачные отношения считали 35,3 % опрошенных (из них мужчины и женщины в равных пропорциях).
Информированность об инфекциях, передаваемых половым путем, была недостаточной у 35,3% анкетируемых. Проблемным обозначился вопрос о возможности латентного течения инфекций, передаваемых половым путем, и потенциальной опасности заражения ими, даже при отсутствии у партнера видимых клинических проявлений.
Определили свои знания об инфекциях, передаваемых половым путем, как недостаточные 58,9 % студентов. Среди респондентов, определивших свой уровень знаний как достаточный, 28,5 % не имели надлежащей степени информированности в данной области.
На вопрос о предпочтительном источнике информирования об инфекциях, передаваемых половым путем, все анкетируемые положительно высказались в пользу медицинских ресурсов. 29,4 % опрошенных в качестве других источников знаний в данном вопросе определили школьные занятия, 17,6 % — беседы в семье, 5,9 % — информацию от знакомых. Высказались положительно относительно практики проведения профильных занятий в школе 94,1 % опрошенных. Средний возраст, в котором, по мнению респондентов, нужно проводить подобные беседы, составил 13,2 лет.
Анкетируемые студенты в 70,6 % ответили утвердительно о проводимых с ними в семье беседах касательно инфекций, передаваемых половым путем.
В будущем информировать своих детей относительно инфекций, передаваемых половым путем, готовы 88,2 % студентов. Остальные 11,8 % студентов высказались о ненужности подобных бесед в семье. По их мнению, отсутствие добрачных и внебрачных отношений гарантирует их будущим детям безопасность.
Заключение. Исходя из результатов проведенного социологического исследования, можно говорить о том, что проблема приобретения знаний о профилактике инфекций, передаваемых половым путем, полностью не решается даже в процессе обучения в медицинском вузе. К 20—22
годам студенты-медики в ряде случаев не имеют представления об актуальном на сегодняшний '— день вопросе латенции инфекций, передаваемых половым путем.
Внешняя принадлежность к той или иной ^Е религии не гарантирует в дальнейшем отсут- ^ ствия добрачных, внебрачных отношений и промискуитета. С другой стороны вовлеченность семьи в процесс формирования культуры половых отношений в ряде случаев ограничивается запретительными элементами воспитания (как правило, относительно женской части потомства). Перенося полученный опыт воспитания на отношения со своими детьми, часть молодых людей не видит смысла вовлечения семьи в процесс формирования знаний о половой культуре и репродуктивном здоровье. К тому же, студенты-медики, которые желают говорить в будущем со своими детьми о проблемах половых инфекций, не знают, как это сделать.
Абсолютное доверие к медицинским источникам информации осложняется тем, что в ряде случаев данный вид ресурсов оказывается запоздалым. Врачи осуществляют вторичную профилактику, выявляя уже инфицированную часть населения.
Занятия в школе как источник информирования об инфекциях, передаваемых половым путем, принимаются безоговорочно почти всеми анкетируемыми. Тренинги, проводимые специально обученным персоналом, состоящим из врачей, педагогов и психологов могут позволить предупредить не только ранние половые контакты и промискуитет, но и другие формы девиантного поведения (алкоголизм, наркомания). Между тем, индивидуальные темпы развития каждого ребенка могут стать проблемой на пути своевременности подобных мероприятий.
В сложившейся ситуации, по нашему мнению, уместными могут быть тренинги, направленные на формирование соответствующих знаний, проводимые с молодыми или будущими родителями в средних и высших учебных заведениях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лузан Н.В., Зайцева Е.В. Современные стратегии профилактики инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), у несовершеннолетних //Вестн. дерматол. и ве-нерол. 2001. № 5. С. 37—39.
2. Торшина И.Е., Пузенко Т.Л. Анализ информированности родителей старшеклассников о проблемах инфекций, передаваемых половым путем //Тез. XI Всероссийского съезда дерматовенерологов и косметологов. Екатеринбург, 2010.С. 34.
3. Lewis D.A., Latif A.S., Ndova F. WHO global strategy for the prevention and control for sexually transmitted infection: time for action //Sex. Transm. Infect. 2007. Vl.83. № 7. P. 508—509.
4. The epidemiology of infectious syphilis in the Republic of Ireland/ Cronin M., Domegan L., Thornton L., Fitzgerald M., Hopkins.S., O'Lorcain P., Creamer E., O'Flanagan D. //Euro Surveill. 2004. Vol. 9. № 12. P. 14—17.
Контактная информация:
Ковтунова Виолетта Анатольевна, тел. 8(908) 616-26-44, е-mail: [email protected]
Contakt Information: Kovtunova Violetta, phone 8(908) 616-26-44, е-mail: violetta [email protected]