Г.К. ЯЛЮКОВА
ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
Разработка энергосберегающих технологий является важнейшим элементом регионального инновационного процесса. Она направлена на обеспечение устойчивости региональной экономической системы, ее экономической и экологической безопасности, что может быть достигнуто в результате тесного взаимодействия региональных властей и хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на данной территории.
Энергетический сектор характеризуется высокой энергоемкостью, которая, однако, до настоящего времени под влиянием внешних факторов не рассматривалась в качестве определяющего параметра эффективности функционирования предприятия. Современное состояние ресурсной базы Чувашской Республики (ЧР) обусловило необходимость комплексного подхода к формированию энергоэффективной стратегии развития территории. Ее разработка должна быть основана на обеспечении тесного взаимодействия регионального и корпоративного уровней управления в регионе с целью достижения экономической и экологической безопасности и устойчивости дальнейшего развития. Одним из главных условий достижения этой цели является создание климата наилучшего благоприятствования развитию энергосберегающих инновационных проектов и технологий. В связи с изложенным выше целесообразно определение тех поддерживающих условий, создание которых может способствовать развитию регионального инновационного потенциала и, как следствие, обеспечить реализацию важнейших положений энергоэффективной стратегии:
1) разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования в деятельности энергетических компаний, системы институциональных преобразований, введения новейших разработок по энергоэфективности в производство;
2) создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации деятельности по энергосбережению необходимо участие органов государственного управления, ведущих предприятий - коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, а также общественных организаций на федеральном и региональном уровнях;
3) развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров.
Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации энергетических компаний к внедрению новых технологий, особенно в области энергосбережения. Это явилось следствием низкой востребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;
4) развитие малого и среднего бизнеса, в том числе в форме дочерних структур существующих компаний, путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехноло-
гичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
5) совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при содействии государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации;
6) реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовать соответствующие отрасли экономики региона. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение энергоэффективности производства;
7) использование технологий универсального назначения в различных отраслях народного хозяйства.
Исследование опыта развития отдельных территорий РФ позволило определить социально-экономический механизм рационального природопользования. Он представляет собой совокупность федеральных и региональных структур, правовых норм и методов управления, обеспечивающую освоение природных ресурсов в регионе с учетом социальных, экономических, экологических и технологических факторов с одной важнейшей целью - повышение качества жизни населения территории. Действие социально-экономического механизма должно базироваться на следующих положениях:
1. Обеспечение баланса интересов всех участников процесса - инвесторов, органов власти, общественных движений и организаций, представляющих интересы населения, - с приоритетом последних.
2. Системность, под которой, с одной стороны, подразумевается взаимосвязь административных, правовых и экономических рычагов регулирования процессов энергопользования, с другой - функционирование социально-экономического механизма на всех стадиях освоения энергоресурсов в увязке с использованием других природных ресурсов региона.
3. Трансформация сложившейся системы обоснования освоения энергоресурсов из утилитарной технико-экономической в широкую социально-экономическую, где приоритетным должно стать повышение качества жизни населения, проживающего на промышленной территории.
4. Определяющая роль органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в регулировании масштабов освоения энергоресурсов через институциональные структуры, стратегию, промышленную политику и т.п. При этом федеральная власть обеспечивает рамочные условия эксплуатации энергоресурсов, делегируя полномочия по принятию конкретных решений, связанных с регулированием процессов производства, на региональный уровень. В этой связи отличительная особенность социально-экономического механизма должна состоять в его адаптивности к условиям конкретного региона.
Систематизация энергосберегающих технологических решений позволила выявить основные направления повышения энергоэффективности экономики региона:
- упорядочение учета использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);
- информационная поддержка производителей и потребителей энергосберегающей продукции;
- снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергоснабжении республики;
- снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов путем повышения эффективности производственных технологий;
- внедрение энергоэффективных технологий оборудования и материалов на основе экономической заинтересованности потребителей и производителей энергии;
- стимулирование инвестиций в работы по внедрению энергосберегающего оборудования во всех сферах хозяйства республики;
- осуществление структурной перестройки промышленного комплекса республики на основе современных энергосберегающих технологий;
- активизация информационной работы среди населения по экономному использованию ТЭР.
В целях контроля хода реализации программы и мониторинга эффективного энергопотребления и обеспечения ее качественного выполнения предусматривается создание в нефтегазовых структурах служб энергоменеджмента, в функции которых входит проведение комплекса мер, направленных на решение следующих задач:
- дальнейшее совершенствование методической базы, разработка методик расчета норм расхода основных видов ресурсов (например, расхода топлива на производство и отпуск электроэнергии собственными газотурбинными и газопоршневыми электростанциями, электроэнергии и топлива на обеспечение внешнепромысловой перекачки газа и др.);
- освоение энергетическими предприятиями усовершенствованного программного расчета норм расхода ресурсов и сервисных программ;
- информационно-аналитическое обеспечение оперативной оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и прогнозирование энергозатрат;
- содействие организации и внедрению пооперационного приборного технического учета фактического расхода топлива, тепловой и электрической энергии;
- проведение экспертизы, защиты и утверждения плановых показателей по использованию энергоресурсов, необходимых для выполнения плановых заданий по производству конечных продуктов;
- регулярное проведение обследований дочерних обществ с целью контроля рациональности расходования ресурсов, в том числе энергетических;
- отчетность обществ о результатах выполнения норм расхода топливноэнергетических ресурсов и плановых заданий по внедрению энергосберегающих мероприятий;
- систематический анализ хода выполнения программных мероприятий;
- контроль за эффективным и целевым использованием финансовых средств, выделяемых головной компанией на реализацию мероприятий энергосбережения на начальных этапах.
Успешность реализации программ энергоэффективности во многом зависит от их привлекательности для стабильно функционирующего бизнеса, в частности для крупных энергетических компаний. Например, частные структуры могут создать фирмы, оказывающие услуги в сфере энергосбережения, предлагающие предприятиям и организациям современные энергосберегающие технологии. То есть речь идет об интеграции между энергетическими корпорациями и независимым бизнесом, о создании своеобразного тандема. Роль таких внедренческих центров может быть отведена предприятиям малого и среднего бизнеса, внедряющим бизнес-проекты в области энергоэффективности и энергосбережения (рисунок).
Эффективное функционирование экономики региона
Реализация инвестиционных проектов и программ энергоэффективности
к
Энергетические компании 1 1 1 Органы региональной власти 1
- внедрение собственных
энергоэффективных
технологии;
- создание служб
энергоменеджмента
- формирование
благоприятной налоговой среды;
- стимулирование создания бизнес-инкубаторов
Центры региональной энергоэффективности
- согласование интересов энергетических компаний и региона;
- подготовка проекта взаимодействия при реализации конкретных программ;
- контроль выполнения прав и обязанностей сторон соглашения
Взаимодействие региональной власти и энергетических компаний при реализации инвестиционных проектов энергоэффективности
На рисунке представлен процесс взаимодействия участников энергоэффективных проектов, где немаловажная роль отводится предлагаемым к внедрению региональным центрам энергоэффективности, в деятельности которых может принимать участие общественность, формирующая общественный резонанс в отношении энергосберегающих инициатив, а также сами представители региональных властей.
Современное состояние топливно-энергетического комплекса России характеризуется увеличением доли трудноизвлекаемых запасов в связи с истощением существующих месторождений и ростом доли осложненного фонда скважин.
Такая ситуация приводит к ухудшению условий экономического роста предприятий нефтегазодобычи, часто сопровождается снижением эффективности деятельности и высоким уровнем зависимости их результатов от конъюнктуры мировых рынков нефти и уровня цен на нефть и нефтепродукты. В связи с этим возрастает необходимость в активизации политики по стимулированию мер, направленных на восстановление экономического баланса и повышение рациональности использования всех видов ресурсов.
Реализация данной политики требует целого комплекса инструментов, отвечающих специфике энергетического сектора. Сходные инструменты, отличающиеся большим разнообразием, степенью влияния, формой выражения в настоящее время активно внедряются в экологической политике государства. По нашему мнению, между экологической и политикой эффективного использования ресурсов в данном отношении можно провести некоторую аналогию.
Можно отметить, что административные инструменты обладают прямым воздействием на деятельность энергетического сектора. Экономические инструменты обладают большей «мягкостью» и гибкостью.
Все инструменты стимулирующего воздействия обладают как достоинствами, так и недостатками. В частности, меры административного воздействия достаточно «прозрачны» и понятны, с помощью данных инструментов достаточно просто осуществлять контроль конечных результатов инвестиционных программ энергоэффективности. В то же время система административных мер не позволяет предприятиям отрасли гибко менять свою стратегию при изменении параметров внешней среды и практически не стимулирует инновационный процесс в сфере энергосбережения. Что касается мер экономического стимулирования, их применение в практике управления энергоэффективностью позволяет более чутко реагировать на динамизм внешней среды и осуществлять более целенаправленное воздействие на реализацию мер по эффективному и рациональному использованию ресурсов. В условиях, когда экономика характеризуется как экономика смешанного типа, энергетические предприятия с помощью экономических стимулов могут самостоятельно разрабатывать энергоэффективную стратегию своего развития и создавать стимулы для проведения инновационных мероприятий по энергосбережению.
В целом стратегическое управление в энергетической сфере должно быть направлено на повышение энергетической безопасности, энергетической эффективности, бюджетную эффективность и экологическую безопасность.
Энергетическая политика ЧР должна исходить из того, что уже в ближайшие два года совершенствование экономической политики, нормативноправовой базы и контрольно-регулирующих функций республики в рамках реализации Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2007-2008 гг. должно позволить, во-первых, преодолеть кризис платежей и задолженностей в экономике и, во-вторых, внести лепту в улучшение инвестиционного климата в стране, сведя к минимуму утечку российских капиталов за границу и обеспечивая условия для внешних инвестиций.
Стратегическое управление развитием регионального рынка энергоресурсов должно предусмотреть, что, несмотря на сокращение доли госсектора в производстве энергетической продукции, государство формирует институт своих представителей и должно сохранять за собой контрольный (или блокирующий) пакет акций (либо «золотую» акцию) в энергетических компаниях (РАО «ЕЭС», ОАО «Газпром», ведущих нефтяных и угольных компаниях), деятельность которых связана с обеспечением энергетической безопасности страны и ее регионов. Основная задача при этом - повышение эффективности стратегического управления государственной собственностью.
Важную роль в формировании благоприятного инвестиционного климата (в том числе и для привлечения в ТЭК иностранных инвестиций) сыграет совершенствование законодательства о концессиях и иностранных инвестициях, недрах, поддержке малого и среднего предпринимательства в ТЭК.
Для инвестиционной привлекательности энергетических проектов немаловажное значение имеет и создание цивилизованных корпоративных отношений в ТЭК, подразумевающих правовое регулирование ответственности менеджеров компаний перед акционерами и инвесторами, создание и закрепление определенных социально-культурных традиций предпринимательства в России, принятие корпоративного кодекса, что позволит повысить привлекательность энергетического бизнеса в представлениях инвесторов и общественности.
Корпоративный принцип разработки, финансирования и реализации инвестиционных энергетических проектов переносит основной акцент управления развитием строительного комплекса на уровень отдельных компаний. Дальнейшее совершенствование системы подрядных тендеров позволит наиболее эффективно решить задачи реализации инвестиционных программ и проектов в отраслях ТЭК, повысить конкурентоспособность строительного комплекса.
Роль государства в этих процессах - создание условий для интенсификации инновационного процесса, в том числе на основе лизинговых схем, разумный протекционизм для отечественных строителей при разработке инвестиционных энергетических проектов, осуществление экологического контроля, разработка мер социальной защиты работников.
В этих условиях необходимо формирование рациональной государственной инвестиционной политики в отношении ТЭК и, в частности - государственного кредитования высокоэффективных инвестиционных проектов, реализуемых с преобладанием передовых отечественных технологий и оборудования.
Отечественное государственное кредитование позволит развить новые технологии в России, значительно (в 1,5 и более раза) снизить стоимость сооружаемых объектов ТЭК и сохранить в стране эффект от реализации проектов в виде платежей по кредитам.
Таким образом, мы полагаем, что институциональные преобразования, централизация и децентрализация производства и управления допустимы только в интересах снижения издержек и роста эффективности производства, повышения качества выпускаемых продукции и услуг и обеспечения энергетической безопасности страны.
Литература
1. Приоритеты социально-экономического развития регионов: вопросы теории, методологии, практики. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005.
ЯЛЮКОВА ГЕЛНАЗ КИЯМЕТДИНОВНА родилась в 1983 г. Окончила Чувашский государственный университет. Бухгалтер ООО «Чувашрегионгаз», аспирантка Чувашского университета. Область научных интересов - энергосбережение в условиях ограниченности инновационно-инвестиционных ресурсов. Автор 1 научной статьи.