4. Glatter, R. Collaboration, collaboration, collaboration : the origins and implications of a policy / R. Glatter // Management in Education. - 2003. - Vol. 17, № 5. - P. 16-20.
REFERENCES
1. Bryan J. (2008) “Strengths-Based Partnerships: A School-Family-Community Partnership Approach to Empowering Students”, Professional School Counseling, Vol. 12, No 2, pp. 149-156.
2. Fullan M. (1992) “Visions that blind”, Educational Leadership, Vol. 49, No 5, pp.
19-20.
3. George M.P. (2007) “Implementing school-wide behavior change: Lessons from the field”, Psychology in the Schools, Vol. 44, No 1, pp. 41-51.
4. Glatter R. (2003) “Collaboration, collaboration, collaboration: the origins and implications of a policy”, Management in Education, Vol. 17, No 5, pp. 16-20.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.02.2012.
УДК 796.8
ОЦЕНКА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Галина Александровна Дорофеева, соискатель,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)
Аннотация
В статье рассматривается проблема оценивания готовности юных тхэквондистов к условиям соревновательной деятельности. Представлены результаты исследования влияния авторской методики аттестации на цветные пояса как средство оценивания готовности к соревновательной деятельности. Разработанная методика оценки спортивной подготовленности юных тхэквондистов основывается на подсчете реальных ошибок в технической, тактической и психологической подготовленности, что позволяет более объективно проводить оценку готовности к соревновательной деятельности. Используя специально разработанную формулу и коэффициенты значимости разделов спортивной подготовки для каждого уровня квалификации, итоговая оценка становиться более дифференцированной. Экспериментальная методика оценки спортивной подготовленности юных тхэквондистов включает в себя элементы результативных и часто применяемых в соревновательных поединках технических действий и позволяет в дальнейшем наиболее эффективно реализовывать технико-тактический арсенал и проявлять большую функциональную и психологическую готовность в соревновательных поединках.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, готовность, юные тхэквондисты, оценка готовности, аттестация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p44-49
EVALUATION OF SPORTS PREPAREDNESS OF YOUNG TAEKWONDO ATHLETES OF DIFFERENT QUALIFICATIONS
Galina Alexandrovna Dorofeeva, the competitor,
Volgograd State Academy of Physical Culture
Annotation
The problem of estimating the readiness of young taekwondo athletes to the conditions of competitive activity has been analyzed in the article. The results of studies of the author's methodology effect on the colored belts certification as a mean of evaluating the readiness for competitive activities have been presented. The developed method of estimating the preparedness of young taekwondo athletes is based on calculation of real errors in the technical, tactical and psychological readiness allowing more objective
assess of readiness for competitive activities. Under using a specially designed formula and coefficients of significance of sections of sports training for each level of qualification, the final mark becomes more differentiated. The experimental method of estimating the preparedness of young taekwondo athletes includes elements of effective and commonly used in competitive fights technical actions and allows in the future for the most efficient implementation of the technical and tactical arsenal while manifesting more functional and psychological readiness in competitive matches.
Keywords: competitive activity, readiness, young taekwondo athletes, readiness assessments, certification.
Современный уровень спортивных достижений в тхэквондо требует целенаправленной организации многолетней подготовки спортсменов, поиска все более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы, а также контроля подготовленности, как инструмента управления позволяющего осуществлять обратные связи между тренером и спортсменом. Изучение особенностей контроля и оценки в системе спортивной подготовки юных тхэквондистов имеет важное значение, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент спортивного мастерства и формируются основные двигательные способности [6, 7, 8].
Анализ научных материалов позволил установить, что на сегодняшний день существует достаточно много исследований касающихся системы спортивной тренировки юных тхэквондистов, но вопросам оценивания спортивной подготовленности должного внимания не уделялось [3, 4, 5].
На практике основным инструментом контроля и оценки в тхэквондо являются тестовые нормативы, однако на сегодняшний день они не имеют научного и метрологического обоснования. Более того, содержание контроля имеющегося в программах подготовки ДЮСШ, на наш взгляд, не отражает потребностей соревновательной деятельности, а направлено лишь на оценку физических качеств, правильность выполнения базовых технических действий. Контроль элементов спарринговой техники обозначен общими фразами такими как: «участие в соревнованиях»; «тактика ведения боя на разных дистанциях»; «выполнение спортивного разряда». В данном случае затруднительно определить, что будет являться результатом процесса оценивания, так как изначально не ясно, что конкретно и сколько должен выполнить спортсмен. Вышесказанное позволяет определить наличие проблемы в области оценки спортивной подготовленности юных тхэквондистов и приступить к поиску ее решения [1, 2, 3].
Анализ спортивных поединков тхэквондистов 11-14 лет, а также анкетный опрос ведущих специалистов позволил наметить некоторые пути решения сложившейся проблемы. Мы предполагаем, что оценку спортивной подготовленности необходимо производить дифференцированно. Суть данного способа заключается в следующем: каждый раздел программы оценивается по пятибалльной шкале и умножается на коэффициент значимости, который повышается или снижается в зависимости от важности норматива для разной квалификации юного тхэквондиста. Результат аттестации высчитывается по формуле.
где: Rовщ - общий результат аттестации; Rl,2,3... - оценка за каждый раздел аттестации; К^з... - коэффициент в каждом разделе аттестации; - сумма коэффициен-
тов.
Пример: прямой удар ногой оценили на четыре балла эту оценку умножили на коэффициент со значением 3; спарринговую технику оценили на три балла и умножили на
ВВЕДЕНИЕ
МЕТОДИКА
коэффициент 2; общую физическую подготовку оценили на пять баллов и умножили на коэффициент 4. В итоге получаем: (4*3)+(3*2)+(5*4)=38/(3+2+4)=9=4,2 сумма балов умноженная на коэффициент равна 38, сумма коэффициентов (второе значение в каждой скобке) равна 9, делим 38 на 9 результат 4,2. Общий результат сравнивается с пятибалльной шкалой, соответственно можно утверждать, что результат (4,2) полученный спортсменом является относительно не плохим и достаточным для повышения технической квалификации.
Используя данную методику появляется возможность во-первых: более объективно проводить оценку подготовленности к соревновательной деятельности; во-вторых, используя коэффициент значимости можно выделять тот раздел программы подготовки которые необходимы на данном этапе для спортсмена.
Проведенный анкетный опрос ведущих тренеров на тему важности разделов спортивной подготовки для определенного возраста и уровня квалификации юных тхэквондистов позволил разработать таблицу коэффициентов значимости разделов аттестации для каждой технической квалификации (таблица 1).
Таблица 1
Коэффициенты значимости разделов программы аттестации______________
Разделы программы аттестации Техническая квалификация (гып)/ рекомендуемый возраст для присвоения
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
10-11 лет 11-12 лет 12-13 лет 13-14 лет 14 лет и старше
Техническая подготовка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Тактическая подготовка 1 1 2 2 3 4 5 6 7 8
Общая физическая подготовка 10 10 10 8 8 8 8 6 6 6
Специальная физическая подготовка 2 2 2 4 4 4 6 6 8 8
Теоретическая подготовка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Психологическая подготовка 3 3 5 5 5 7 7 9 9 10
Используя данную таблицу и выше представленную формулу мы смоделировали ситуацию, когда спортсмен получает различное количество баллов за каждый раздел программы аттестации, результат не превысил пяти баллов. На следующем этапе мы проверили, на сколько значения коэффициентов отражают значимость раздела программы для каждого этапа подготовки. Поставив 2 балла за все разделы аттестации и 5 баллов за ОФП мы получили оценки: 4 балла - 10^9 гып; 3 балла - 8^5 гып; 2 балла - 4^1 гып. Полученные результаты доказывают значимость коэффициента раздела программы для каждого уровня подготовки. Мы видим, что несмотря на низкие оценки за техническую, тактическую, специальную физическую, теоретическую и психологическую подготовку на начальном этапе спортсмен получает достаточно не плохой балл в итоге, но на более высоком уровне коэффициент раздела программы по ОФП не дает возможности получить высокой оценки и в данном случае спортсмен не повышает квалификацию.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
С целью проверки эффективности разработанной методики в течение 2012 года был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте участвовали юные тхэквондисты, разделённые на пять квалификационных групп. Его основной задачей было проверить наличие преимущества экспериментального метода оценки подготовленности юных тхэквондистов над способом, который существует в настоящее время.
В начале подготовительного периода в январе 2012 года в каждой группе провели аттестацию на повышение уровня квалификации. Отличия было в способе оценивания и подсчета итогового балла. В контрольной группе экзаменатор ставил оценку по пятибалльной шкале за каждое техническое действие, ориентируясь на свой субъективный
взгляд. В экспериментальной группе экзаменатору предлагалось указать конкретные ошибки при выполнении технических действий в каждом разделе аттестации. Подсчет балов в первом случае определился на основе среднего арифметического всех оценок аттестации, во втором итоговая оценка рассчитывалась приложенным нами способом.
Итоговые результаты аттестации экспериментальных групп были достоверно ниже в среднем на 1 балл. Учитывая однородность групп в плане спортивной подготовленности, более низкий балл во всех экспериментальных группах на аттестации указывает нам на то, что экспериментальный метод оценки является более точным. В данном случае становиться сложнее повысить уровень квалификации, так как экзаменатору не предоставляется возможности выставить оценку, но необходимо указать ошибки выполнения технических действий. Выше сказанное достаточно наглядно показывает нам одно из преимуществ новой методики оценивания - снижения субъективности процесса аттестации. Вторым не менее значимым преимуществом экспериментальной методики является то, что после экзамена не зависимо от того прошел экзаменуемый его или нет ему выдается аттестационный лист на котором он видит все те ошибки по каждому техническому действию. Польза данного листа с ошибками очевидна, как для ученика, который сможет регулярно видеть свои ошибки и в процессе тренировок исправлять их, так и для тренера который сможет на основе всех экзаменационных листов своих подопечных скорректировать процесс подготовки.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
В декабре 2012, в феврале и марте 2013 года были проведены первенства Волгоградской области. Распределение участников в соревнованиях проводились на основании их квалификационного уровня, таким образом, представители 1-ых и 2-ых групп могли соревноваться между собой. В дополнении к этому в соревнованиях принимали участие юные тхэквондисты имеющие такой же возраст и стаж занятий но не участвовавшие в эксперименте. Представители 3-ей, 4-ой и 5-ой группы проводили поединки с тхэквондистами такого же возраста и стажа занятий. В среднем каждый участник эксперимента за все три соревнования провел 8±2 боя. Результаты исследования представлены в таблице
2.
Таблица 2
Количество побед представителей экспериментальных и контрольных групп на
различных соревнованиях
Группа № Всего поединков Победы Ікрит P
ЭГ 1 8,2±1,8 6,2±1,4 2,2 <0,05
КГ 1 8,4±1,6 5,4±1,2
ЭГ 2 9,1±0,9 7,4±1,3 2,8 <0,05
КГ 2 9,3±0,7 6,2±1,5
ЭГ 3 9,4±0,6 7,5±1,8 2,8 <0,05
КГ 3 9,5±0,5 6,1±1,6
ЭГ 4 9,3±0,7 7,1±1,2 2,1 <0,05
КГ 4 9,2±0,8 6,1±1,4
ЭГ 5 9,4±0,6 7,8±1,1 2,4 <0,05
КГ 5 9,5±0,5 6,5±1,2
Результаты исследования, представленные в таблице 2 наглядно убеждают нас в преимуществе экспериментальной группы над контрольной во всех квалификационных уровнях. Среднее количество побед в экспериментальных группах превысило результат контрольной на 2,1 боя.
Высокие показатели экспериментальных групп в большинстве случаев на протяжении всего исследования убеждают нас в высокой степени положительного влияния новой методики оценки на показатели соревновательной деятельности.
ВЫВОДЫ
Разработанная методика оценки спортивной подготовленности юных тхэквондистов основывается на подсчете реальных ошибок в технической, тактической и психологической подготовленности это позволяет более объективно проводить оценку готовности к соревновательной деятельности. Новая методика позволяет добиться значимых изменений почти во всех показателях спортивной подготовленности экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой (р<0,05). Определено, что тхэквондисты экспериментальной группы наиболее эффективно реализуют технико-тактический арсенал и проявляют большую функциональную и психологическую готовность в соревновательных поединках, чем спортсмены контрольной группы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джалилов, С. А. Показатели технико-тактической подготовленности начинающих борцов самбистов в условиях соревновательной деятельности / С.А. Джалилов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 27-29.
2. Лазорька, А.В. Скоростно-силовые возможности юных борцов 14-15 лет / А.В. Лазорька // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 8284.
3. Мавлеткулова, А.С. Развитие специальных физических качеств тхэквондистов-юношей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Мавлеткулова Айгуль Сабитовна. -СПб., 2007. - 25 с.
4. Посохов, Д. В. Современные направления в методике оценки показателей развития выносливости у юных спортсменов / Д. В. Посохов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С. 55-58.
5. Симаков, А. М. Формирование интегральной подготовленности юных тхэквондистов на основе моделирования соревновательной деятельности в подвижных играх / А.М. Симаков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). -С. 98-101.
6. Тараканов, Б.И. Педагогические основы управления подготовкой борцов : монография / Б.И. Тараканов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -СПб. : [б.и.], 2000. - 162 с.
7. Чин, Д. Оптимизация индивидуальной подготовки тхэквондистов с учётом их психологических качеств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чин Д. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1994. - 24 с.
8. Эпов, О.Г. Некоторые аспекты исследования тактико-технических действий и тактико-технических структур в тхэквондо / О.Г. Эпов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3 (49). - С. 89-92.
REFERENCES
1. Dzhalilov, S.A. (2010), “Indicators of technical and tactical training of novice wrestlers in competitive activities”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 62, No. 4, pp. 46-50.
2. Lazorka, A.V. (2010), “Speed-strength capabilities young wrestlers 14-15 years”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 82-84.
3. Mavletkulova, A.S. (2007), The development of special physical qualities taekwondo-boys: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
4. Posohov, D.V. (2009), “Modern trends in the methods of assessment of endurance performance in young athletes”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 52, No.
6, pp. 55-58.
5. Simakov, A.M. (2010), “Forming an integral preparedness of young taekwondists based simulation of competitive activity in outdoor games”, Uchenye zapiski universiteta imeni
P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 98-101.
6. Tarakanov, B.I. (2000), Pedagogical principles of management training fighters, monograph, publishing house SGAFK, St.-Petersburg, Russian Federation.
7. Chi, D. (1994), Optimizing individual training taekwondists with their psychological qualities: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
8. Epov, O.G. (2009), “Some aspects of the study of tactical and technical action and tactical and technical structures in Taekwondo”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 49, No. 3, pp. 89-92.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.02.2012.
УДК 159.99
СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ СПОРТСМЕНОВ-ПРОФЕССИОНАЛОВ
Алёна Васильевна Дуванина, аспирант,
Ирина Геннадиевна Станиславская, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В тексте статьи представлены психологические особенности стиля воспитания в семьях спортсменов-профессионалов Идея авторского процесса консультирования заключается в работе с особенностями семей спортсменов-профессионалов при помощи аппаратного метода акустической нейромодуляции. Авторы выделяют направления консультационной работы с семьями спортсменов (супружеское, детско-родительское, индивидуальное, семейное). Полученные результаты дают статистически значимую информацию об особенностях стиля воспитания детей в семьях спортс-менов-профессионалов. Выраженность таких параметров стиля воспитания как «фобия утраты ребенка», «неразвитость родительских чувств», «воспитательная неуверенность», «неустойчивость стиля воспитания», «вынесения супружеских проблем в сферу воспитания» позволяет определить типические для семей спортсменов проблемы детско-родительских отношений и учесть в психологическом консультировании эти особенности.
Ключевые слова: психология спорта, семья, стили воспитания в семье, метод акустической нейромодуляции, психологическое консультирование, детско-родительские отношения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p49-52
STYLE OF EDUCATION OF CHILDREN IN FAMILIES OF ATHLETES-
PROFESSIONALS
Alena Vasilyevna Duvanina, the post-graduate student,
Irina Gennadiyevna Stanislavsky, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
Psychological features of style of education in families of athletes-professionals have been presented in the text of article. The idea of author's process of consultation consists in work with features of families of athletes-professionals by means of a hardware method of acoustic neuromodulation. Authors allocate the directions for the consulting work with families of athletes (matrimonial, child parental, individual, family). The received results give statistically significant information on features of style of education of children in families of athletes-professionals. Expressiveness of such parameters of style of education as "the phobia of loss of the child", "backwardness of parental feelings", "educational uncertainty", "instability of style of education", "removal of matrimonial problems to the education sphere" allows to define typical for families of athletes problems of the child-parental relations and consider these features