УДК 338.4:637.12(470.620)
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ МОЛОКА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Кругляк Зинаида Ивановна к.э.н., доцент
Швырева Ольга Ивановна к.э.н., доцент
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Исследованы основные тенденции производства и переработки молока в Краснодарском крае. В целях стабилизации регионального рынка молочного сырья обоснован комплекс мер государственной поддержки личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Ключевые слова: ПРОИЗВОДСТВО МОЛОКА, ПЕРЕРАБОТКА МОЛОКА, ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
UDC 338.4:637.12(470.620)
ASSESSMENT OF THE CURRENT STATE OF PRODUCTION AND PROCESSING OF MILK IN THE KRASNODAR REGION
Kruglyak Zinaida Ivanovna Cand.Econ.Sci., associate professor
Shvyreva Olga Ivanovna
Cand.Econ.Sci., associate professor
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The authors have investigated the main trends in production and processing of milk in the Krasnodar region. The complex of measures of state support of private farms and agricultural consumer cooperatives is justified in order to stabilize the regional raw milk market
Keywords: MILK PRODUCTION, MILK PROCESSING, PRIVATE FARMS, STATE SUPPORT
Переработка молока является важным сегментом отрасли молочного животноводства. Одним из региональных лидеров по производству молочной продукции в Российской Федерации выступает Краснодарский край. Имеющийся потенциал предприятий позволяет перерабатывать на краевом уровне до 1,6 млн. т молока в год. В 2012 г. вклад организаций по переработке молока в пополнение бюджета Краснодарского края оценивается в 552 млн. руб., что на 46% больше, чем в
2011 г. Инвестиции в развитие материально-технической базы предприятий по переработке молока в крае за последние годы составили 4,2 млрд. руб.
Показателем относительного благополучия сегмента переработки молока, в частности, является устойчивое развитие молочного скотоводства. Вопросы экономической эффективности развития и функционирования молочно-продуктового подкомплекса АПК Краснодарского края детально разработаны в трудах Гайдука В.И., Нечаева В.И., Парамонова П.Ф., Толмачева А.В. и др.
В условиях нестабильности сырьевой базы молочной промышленности возрастает роль малых форм хозяйствования, в том числе личных подсобных
хозяйств, имеющих большой потенциал наращивания производства товарного молока в регионе. В связи с этим требуют дальнейшей разработки вопросы обоснования комплекса мер государственной поддержки личных подсобных хозяйств на основе совершенствования системы финансовой поддержки и льготного налогообложения.
Проведенный анализ показал, что в 2012 г. производство молока в Краснодарском крае осталось практически на уровне 2011 г. - 1389 тыс. т (темп роста 100,9 %), что при сокращающемся поголовье крупного рогатого скота обеспечено увеличением продуктивности коров (табл. 1).
Среднегодовое поголовье коров во всех категориях хозяйств в 2012г. составило 241 тыс. голов, что на 5,5 % меньше уровня 2011 г. и на 38,2 % - уровня 2000 г. При этом надои молока в среднем по краю выросли по сравнению с 2011 г. на 4,5 % и достигли 5714 кг молока от одной коровы.
Основными поставщиками сырого молока на молокоперерабатывающие предприятия края являются крупные и средние сельскохозяйственные организации, на долю которых приходится более 60 % валового производства молока (рис.1). Молочным скотоводством в Краснодарском крае занимается 187 агропредприятий.
Анализ показал, что в сельскохозяйственных организациях края продуктивность коров растет более высокими темпами по сравнению с крестьянскими и фермерскими хозяйствами, индивидуальными предпринимателями и личными подсобными хозяйствами. В 2012 г. надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях составил 5867 кг, что выше уровня 2011 г. на 6,6 %. Рост продуктивности животных здесь обеспечивается развитием кормовой базы и целенаправленной селекционной и племенной работой.
Таблица 1 - Производство и реализация молока в Краснодарском крае
Показатель Годы 2012+;- к
2000 2005 2010 2011 2012 2000 2011
Производство молока, тыс. т
- хозяйства всех категорий 1271 1304 1397 1377 1389 109,3 100,9
- сельскохозяйственные организации 914 891 870 851 874 95,6 102,7
- крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели 11 17 60 69 74 6,7 раза 107,2
- хозяйства населения 346 396 467 457 441 127,5 96,5
Поголовье коров, тыс. гол.
- хозяйства всех категорий 390 270 259 255 241 61,8 94,5
- сельскохозяйственные организации 279 187 164 161 152 54,5 94,4
- крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели 3 4 12 13 14 4,7 раза 107,7
- хозяйства населения 108 79 83 81 75 69,4 92,6
Надой молока на одну корову, кг
- хозяйства всех категорий 3194 4404 5419 5468 5714 178,9 104,5
- сельскохозяйственные организации 3158 4224 5427 5505 5867 185,8 106,6
- крестьянские фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели 3355 4901 5417 5417 5471 163,1 101,0
- хозяйства населения 3289 4847 5405 5407 5463 166,1 101,0
Реализовано молока и молокопродуктов сельскохозяйственными организациями, тыс. т 757 780 809 803 828 109,4 103,1
Товарность молока в сельскохозяйственных организациях, % 82,8 87,5 93,0 94,4 94,7 - -
Доля личных подсобных хозяйств в валовом надое молока 2012 г. составила 31,7 %, а крестьянских фермерских хозяйств - 5,4 %. За период 2000-2012 гг. существенно вырос удельный вес крестьянских фермерских хозяйств (на 4,6 процентных пункта), доля же сельскохозяйственных организаций сократилась на 9,0 процентных пунктов.
2000 2005 2010 2011 2012
О Сельскохозяйственные организации □ Хозяйства населения □ Крестьянские (фермерские) хозяйства Рисунок 1 - Структура производства молока в Краснодарском крае
По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края, общий объем производства молока за первое полугодие 2013 г. составил 668,1 тыс. т, или 93,8 % к соответствующему периоду 2012 г. В крупных и средних сельскохозяйственных организациях валовое производство молока с начала года составило 90,6 % к соответствующему периоду предыдущего года. В регионе сохраняется тенденция снижения поголовья крупного рогатого скота. По состоянию на 1 июля 2013 г. численность коров составила 134,9 тыс. голов или 88,3 % к уровню
2012 г. Продуктивность дойного стада в сравнении с 2012 г. за первое полугодие 2013 г. увеличилась на 9 кг и составила 2963 кг.
Анализируя суточные надои молока в Краснодарском крае за последние три года, можно отметить выраженную сезонность показателя. Максимальные объемы производства молока наблюдаются в апреле - июле, минимальные - в октябре - январе (рис. 2).
♦ Надой молока, т/ сут. Реализация молока, т/сут.
Рисунок 2 - Суточные надои и реализация молока в сельскохозяйственных организациях Краснодарского края, т
Максимум суточного производства молока в регионе достигнут в июне 2010 г.
- 2585 т, минимум - в апреле 2013 г. - 2282 т. То есть в динамике вновь наметилось снижение объемов производства при растущей продуктивности поголовья. Согласно еженедельным обзорам рынка молока и молочной продукции Специализированного центра учета в АПК Министерства сельского хозяйства РФ суточный удой на одну корову вырос в зависимости от сезона с 14-15 кг в 2010 г. до 15-16 кг - в 2013 г.
Данные таблицы 1 и рисунка 3 свидетельствуют о том, что уровень товарности молока в сельскохозяйственных организациях края достаточно высокий и за последние 12 лет вырос с 82,8 до 94,7 %. Причем, данный показатель в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения намного ниже и в 2012 г. составлял 68,0 % и 62,5 % соответственно.
Производство и реализация молока, тыс. т оооооооооо о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о
■
■
■
шшш ■
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели Сельскохозяйственные организации Хозяйства населения
«Произведено, тыс. т 74,0 874,2 440,9
«Реализовано, тыс. т 50,3 827,6 275,5
Товарность. % 68,0 94,7 62,5
Рисунок 3 - Производство и реализация молока в различных категориях хозяйств
Краснодарского края, 2012 г.
Основными потребителями сырого молока в крае являются молочные заводы. По данным Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, они потребляют более 90 % производимого в крае молока, при этом уровень загрузки их мощностей не превышает 45 %. В условиях высокой концентрации перерабатывающих предприятий в крае снижение объемов производства сырого молока приводит к жестокой конкурентной борьбе на сырьевом рынке.
В Краснодарском крае переработкой молока занимаются более 100 организаций, из них 20 крупных и средних.
Молочные заводы и комбинаты края вырабатывают более 250 наименований продукции.
На рисунке 4 проиллюстрирована положительная динамика производства пищевых, в т. ч. молочных продуктов в Краснодарском крае. Так, в 2011 г. их выпуск, включая напитки, в стоимостном выражении составил 156,3 млрд. руб., что на 13,7 %
Научный журнал КубГАУ, №91(07), 2013 года выше уровня 2010 г.
;,9
7+---
2005 2007 2008 2009 2010 2011
годы
-----Производство молочных продуктов ------Производство пищевых продуктов
Рисунок 4 - Производство пищевых и молочных продуктов в Краснодарском крае, млн руб.
Производство молочных продуктов также растет, но темпами более низкими. Так, в 2011 г. молочной продукции в крае произведено на 23,0 млрд. руб. Прирост показателя составил 15,3 % по сравнению с предыдущим годом, на что повлияли как ценовой фактор, так и рост объемов производства в натуральном выражении.
В настоящее время более доходным для отечественного производителя является выпуск цельномолочной продукции. В 2011 г. ее производство (в пересчете на молоко) в регионе составило 714,5 тыс. т, что на 6,7 % больше чем в 2010 г., но на 2,5 % меньше, чем в 2009 г. (рис. 5). Максимальный объем производства цельномолочной продукции за 2005-2011 гг. достигнут в 2009 г. при объеме 733,0 тыс. т.
юшда 160000 140000 . 120000 Ё2 100000 5 80000 * 60000 40000 20000
1562
137416,1
10008,4
13574,9
16673Д Г758ТЗ 19909,2 229^
А
годы
Производство цельномолочной продукции
Рисунок 5 - Производство цельномолочной продукции в Краснодарском крае, тыс. т
Темпы роста объемов производства молочной продукции в натуральном выражении в 2011 г. по сравнению с 2010 г. по всему ассортименту находятся на достаточно высоком уровне (табл. 2). Это подтверждает правильность выбранного переработчиками курса на модернизацию производства, освоение новых технологий и выпуск продукции с новыми свойствами.
В 2011 г. в крае было произведено:
- молока жидкого обработанного 270,5 тыс. т при темпе роста 100,6%;
- творога 59,4 тыс. т при темпе роста 128,9 %;
- масла сливочного 9,8 тыс. т при темпе роста 127,3 %;
- сыров жирных, включая брынзу 18,6 тыс.т при темпе роста 119,2 %;
- молока сгущенного 84,6 млн руб. при темпе роста 128,8 %.
При этом производство отдельных видов молочной продукции, таких как сливки, йогурт, кефир, сметана, сократилось. Выпуск сметаны с массовой долей жира от 15 до 34 % уменьшился на 12,9 % и составил 44,7 тыс. т.
Таблица 2 - Производство молочных продуктов в Краснодарском крае, тыс. т
Показатель 2009 2010 2011 2011 в % к
2009 2010
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) - всего 733,0 669,8 714,5 97,5 106,7
из нее
молоко жидкое обработанное 244,8 268,9 270,5 110,5 100,6
сливки 4,3 4,1 2,8 65,1 68,3
творог 20,3 46,1 59,4 2,9 Раза 128,9
творог зерненный - ОД 2,5 - 25 раз
масса творожная 2,3 0,4 0,6 2,6 150,0
йогурт без пищевых продуктов и пищевых добавок 1,7 3,5 2,6 152,9 74,3
айран - 0,2 о,з - 150,0
кефир без пищевых продуктов и пищевых добавок 73,6 71,5 64,9 88,2 90,8
варенец 1,1 0,7 0,8 72,7 114,3
ряженка 17,3 19,4 19,7 113,9 101,5
простокваша ОД 0,2 0,2 2,0 Раза 100,0
сметана с массовой долей жира от 15 до 34 % 54,8 51,3 44,7 81,6 87,1
сметана с массовой долей жира более 35 % 0,4 0,4 0,5 125,0 125,0
Масло сливочное и пасты масляные 7,8 7,7 9,8 125,6 127,3
Сыры жирные, включая брынзу 20,2 15,6 18,6 92,1 119,2
Молоко сгущенное, млн. уел. банок 68,0 65,7 84,6 124,4 128,8
На объемы производства молочной продукции оказывают влияние такие факторы как ограниченность сырьевых ресурсов и нестабильность покупательского спроса. С увеличением объемов производства молокоперерабатывающие пред приятия сталкиваются с проблемой реализации готовой молочной продукции. И хотя они расширяют ассортимент выпускаемой продукции, улучшают качество, внедряют новые технологии, следят за потребительским спросом, тем не менее, не могут своевременно реализовать свою продукцию. Основной причиной такого положения на рынке является интервенция более дешевой им портной продукции, особенно в условиях вступления России в ВТО.
Исследования показали, что уровень использования производственных мощностей предприятиями перерабатывающей промышленности края остается
достаточно низким (табл. 3). Объемы промышленной переработки молока после резкого снижения в начале 2000-х годов полностью не восстановлены, что в значительной мере объясняется нестабильностью сырьевой базы, низким качеством сырого молока, большими потерями при его переработке, высокой конкуренцией на рынке сбыта молочной продукции, а также вывозом сырья за пределы региона [4].
Таблица 3 - Использование мощностей предприятий Краснодарского края по выпуску молочной продукции, %
Годы Использование мощностей, %
Масло животное Цельномо лочная продукция Консервы молочные
2000 31 53 41
2005 23 73 95
2008 20 69 91
2009 12 72 95
2010 19 74 92
2011 27 67 93
Отклонение 2011 г. от 2000 г. ( +;-) -4 14 52
Сравнивая показатели, представленные в таблице 3, следует отметить, что в 2011 г. по сравнению с 2000 г. производственные мощности по выпуску масла до сих пор не восстановлены и используются всего на 27 %. Основной причиной является высокая конкуренция этого вида продукции с импортными аналогами. По цельномолочной продукции и молочным консервам загрузка заводских мощностей превысила уровень 2000 г. соответственно на 14 и 52 процентных пункта. Необходимо отметить, что использование мощностей производства молочных консервов приближено к 100 %.
Таким образом, на сегодняшний день на Кубани наблюдается рост потребления молочной продукции, в то время как уровень производственных мощностей в животноводстве края увеличивается не столь высокими темпами.
В этих условиях возрастает роль такой формы хозяйствования в АПК как личные подсобные хозяйства, которые имеют большой потенциал в увеличении производства товарного молока в регионе.
В рамках долгосрочной краевой целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования в АПК на территории Краснодарского края» на 2010-2012 гг. предусматривалось, что в 2012 г. личными подсобными и крестьянскими
(фермерскими) хозяйствами будет произведено 554 тыс. т молока. Фактически
малыми формами хозяйствования произведено 515 тыс. т молока (93 % от
запланированного уровня). Причем государственная поддержка в виде грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных животноводческих ферм в сумме 42,12 млн. рублей (из федерального бюджета - 21,22 млн. рублей, из краевого бюджета - 20,9 млн. рублей) обеспечила положительную динамику роста поголовья крупного рогатого скота, в т. ч. коров, и производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах края.
Снижение объема производства молока в 2012 г. в личных подсобных хозяйствах произошло в связи с прекращением в 2010 г. предоставления мер
государственной поддержки в виде субсидирования части затрат на производство реализуемой продукции животноводства (молока). Сокращение государственной финансовой поддержки личных подсобных хозяйств, рост затрат на содержание крупного рогатого скота и низкая закупочная цена на молоко в 2010-2012 гг. обусловили снижение поголовья крупного рогатого скота, в т. ч. коров на 8 тыс. голов или 9,6 %
[5].
В рамках краевой целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования в АПК на территории Краснодарского края», начиная с 1 июля 2013 г., возобновлено субсидирование части затрат граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, по производству молока:
- на приобретение племенных и товарных сельскохозяйственных животных, при этом ставка субсидий составит 50 % от фактически понесенных затрат, но не более 80 руб. за 1 кг живого веса;
- на производство реализуемого молока - 2 руб. за 1 кг продукции, но не более чем за 25 тыс. кг в год;
- на оплату услуг по искусственному осеменению крупного рогатого скота - 500 руб. за одну голову, но не более 50 процентов фактических затрат [3].
Несмотря на принятые меры, по оперативным данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края, заготовительными и перерабатывающими предприятиями региона за первое полугодие 2013 г. закуплено в личных подсобных хозяйствах 66,1 тыс. т молока, что на 1,7 % ниже аналогичного периода 2012 г.
По мнению авторов, основными сдерживающими факторами увеличения товарного молока в личных подсобных хозяйствах края являются:
- низкие закупочные цены на сырое молоко, устанавливаемые переработчиками, не покрывающие затраты на его производство. Рынок переработки молока в России демонстрирует явные признаки рынка монополистической конкуренции. По данным Росстата, средняя закупочная цена на сырое молоко в Краснодарском крае традиционно ниже цен других российских регионов, производящих наибольшие объемы молока. Снижение цен перерабатывающими предприятиями на закупаемое молоко наблюдается ежегодно в весенне-летний период, когда производятся основные объемы этой продукции;
- недостаточный размер субсидирования из регионального бюджета на производство реализуемого молока - 2 руб. за 1 кг. Для сравнения - в отдельных регионах РФ величина данного вида субсидии в 2013 г. составляет от 4 до 6 руб. за 1 кг сырого молока;
- установление максимума реализуемой продукции (25 тыс. кг в год), за пределами которого субсидия на производство проданного молока не предоставляется;
отсутствие отлаженной системы закупки и доставки молока до перерабатывающих предприятий. По данным молокоперерабатывающих заводов края, дополнительные затраты на закупку сырого молока в личных подсобных
хозяйствах несоизмеримы с его количеством и составляют 1,8 - 2,2 руб. на 1 л;
- сложность в оформлении документации на получение субсидий гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство;
- обложение налогом на доходы физических субсидий на возмещение затрат на производство реализуемой продукции животноводства.
Решению данных проблем должно способствовать реформирование на федеральном и региональном уровнях законодательно-нормативных актов в области государственной поддержки и защиты интересов граждан, ведущих личные подсобные хозяйства [2].
Государственную поддержку по увеличению производства товарного молока в личных подсобных хозяйствах на региональном уровне целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
1. Проведение мониторинга хозяйственной деятельности личных подсобных хозяйств: их численности; поголовья сельскохозяйственных животных и площадей сельскохозяйственных культур; объемов производства и реализации молока.
2. Создание системы финансовой поддержки путем предоставления субсидий на возмещение части затрат на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока:
- личным подсобным хозяйствам, производящим и реализующим молоко предприятиям молочной переработки края. С целью упрощения процедуры получения государственной помощи гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, разработать механизм субсидирования, предусматривающий формирование закупочных цен на сырое молоко с учетом субсидий;
- сельскохозяйственным потребительским кооперативам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим закупку молока у личных подсобных хозяйств и реализующим молоко перерабатывающим предприятиям края;
- сельскохозяйственным предприятиям, предприятиям по переработке молока, а также индивидуальным предпринимателям, осуществляющим закупку молока у личных подсобных хозяйств на территории края с целью последующей переработки.
Размер субсидий определять по расчетной ставке за единицу зачетного веса с
учетом качества молока. При этом на региональном уровне следует развивать систему независимого контроля качества сырого молока с целью исключения фальсификации зачетного веса со стороны производителей, заготовителей и переработчиков.
3. Осуществление субсидирования части затрат по обслуживанию целевых кредитов, полученных гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, кормов, ветеринарных препаратов, оборудования для животноводства, на содержание и ремонт животноводческих помещений.
4. Формирование системы информационной и консультационной поддержки владельцев личных подсобных хозяйств, включающей:
- оказание информационной и методической помощи;
освещение передового опыта, новых технологий в производстве сельскохозяйственной продукции;
- организацию и проведение семинаров и конкурсов.
На государственном уровне требует совершенствования механизм налогообложения доходов граждан в виде субсидий на развитие личного подсобного хозяйства.
В РФ традиционно освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по заемным средствам (п. 35 ст. 217 НК РФ) [1].
С 1 января 2011 г. освобождены от налогообложения средства, полученные гражданами из бюджетов всех уровней, при целевом использовании их на развитие личных подсобных хозяйств, в том числе приобретение племенных животных, птицы, содержание сельскохозяйственных животных (включая искусственное осеменение и ветеринарию, обработку животных, птицьт и помещений для их содержания), страхование рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции (п. 13.1 ст. 217 НК РФ).
В данный перечень необходимо включить средства, полученные гражданами из
бюджетов бюджетной системы РФ, на возмещение части затрат на производство реализуемой продукции животноводства, в том числе молока, которые в настоящее время, по мнению налоговых органов, облагаются налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Льготное налогообложение доходов владельцев личных подсобных хозяйств - эффективная экономическая и социальная мера поддержки и поощрения малых форм хозяйствования.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 25.12.2012 № 271-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2000. -№32. - С. 3340.
2. О личном подсобном хозяйстве: Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ (в ред. от
21.06.2011) // Российская Газета. - 2003. - 10 июля. - № 3249.
3. Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края» на 2013 - 2015 годы: Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 ноября 2012 № 1343.
4. Нечаев, В. И. Экономическая эффективность переработки молока в Краснодарском крае / В. И. Нечаев, Е. И. Артемова, И. А. Бурса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2011. - № 11. - С. 36-40.
5. Отчетная информация о выполнении краевой целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования в АПК на территории Краснодарского края» на 2010-2012 годы за 2012 год. - Режим доступа: http://www.dsh.krasnodar.ru
References
1. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Chast' vtoraya: Federal'nyy zakon ot 05.08.2000 № 117-FZ (v red. ot 25.12.2012 № 271-FZ). Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii, no. 32 (2000): 3340.
2. О lichnom podsobnom khozyaystve: Federal'nyy zakon ot 07.07.2003 № 112-FZ (v red. ot
21.06.2011). Rossiyskaya Gazeta, no. 3249 (2003).
3. Ob utverzhdenii vedomstvennoy tselevoy programmy «Razvitie malykh form khozyaystvovaniya v agropromyshlennom komplekse Krasnodarskogo kraya» na 2013 - 2015 gody: Postanovlenie glavy administratsii (gubernatora) Krasnodarskogo kraya ot 12 noyabrya 2012 № 1343 .
4. Nechaev V. I., Artemova E. I., Bursa I. A. Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy [Economics of agricultural and processing enterprises], no. 11 (2011): 36-40.
5. Otchetnaya informatsiya о vypolnenii kraevoy tselevoy programmy «Razvitie malykh form khozyaystvovaniya v APK na territorii Krasnodarskogo kraya» na 2010-2012 gody za 2012 god. - Available at: http://www.dsh.krasnodar.ru