УДК 371(470+571)
Гужеля Д.Ю., Петрова Ю.В., Ганеев А.Р.
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006-2010 ГОДЫ И ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ЗА 2006-2010 ГОДЫ
Представлены результаты применения методики оценки социально-экономического эффекта хода реализации Федеральной целевой программы развития образования на 20062010 годы, разработанной в рамках выполнения государственного контракта П341 от 07.07.2008 года.
1. Общие подходы к расчетам
1.1. Методология расчета социально-экономического эффекта
В 2008 году в рамках выполнения государственного контракта П341 от 07.07.2008 года «Мониторинг хода реализации в 2008 году Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и формирование новой методики проектирования структуры федеральных и региональных целевых программ» (Исполнитель ООО Научно-внедренческое предприятие "Информация-Экономика") была разработана «Методика оценки социальноэкономического эффекта хода реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы».
В данной Методике под социально-экономическим эффектом от реализации Федеральной целевой программы развития образования (далее -ФЦПРО) понимается результат общественно-экономического характера от реализации всего комплекса мероприятий, предусмотренных программой. В данном случае рассматривается влияние реформирования образования на качество жизни (уровень потребления материальных и социальных благ, оцениваемый, главным образом, объемом ВВП на душу населения и уровнем социальной стабильности общества), на конкурентоспособность государства.
Социально-экономический эффект хода реализации программы определяется на конкретный момент времени. Под социально-экономическим эффектом хода реализации ФЦПРО на определенный момент времени понимается результат общественно-экономического характера от реализации проведенных к данному моменту времени мероприятий. Он является функцией времени и представляется в виде хронологической последовательности результатов от реализации мероприятий, определенных через установленные
интервалы времени. Учитывая, что заложенные в программе показатели и индикаторы определены по годам планового периода, а также, принимая во внимание сложившуюся в стране систему статистической отчетности, в данной методике оценку социально-экономического эффекта хода реализации ФЦПРО рекомендуется проводить в годовом срезе.
Социально-экономический эффект хода реализации ФЦПРО определяется кумулятивным (нарастающим) итогом и на момент окончания программы соответствует социально-экономическому эффекту от ее реализации.
Различают плановый и фактический социально-экономический эффект от реализации ФЦПРО, а также плановый и фактический социальноэкономический эффект хода реализации ФЦПРО. Плановые показатели социально-экономического эффекта рассчитываются на основе плановых характеристик состояния системы образования, а фактические показатели - на основе фактически достигнутых характеристик на момент проведения оценки.
Существенное многообразие направлений развития образования, разно-аспектность его влияния на социальные и экономические стороны общества, значительная номенклатура показателей, характеризующих состояние системы образования и отражающих его влияние на общество, обусловливают необходимость сведения множества частных показателей к единому интегральному показателю.
Сведение всех социально-экономических аспектов программы к единому интегральному показателю (W) проводится с учетом весовых коэффициентов учитываемых факторов. Вместе с тем, сведение множества разноаспектных частных показателей к единому показателю приводит к тому, что абсолютная величина интегрального показателя не имеет ясного физического смысла. Представление о социально-экономическом эффекте ФЦПРО и ходе ее реализации может быть получено только на основе относительных показателей.
Система образования и процесс ее совершенствования представляют собой сложную систему взаимосвязанных разноаспектных компонент, вследствие чего оценка социально-экономического эффекта хода реализации ФЦПРО относится к классу слабоструктуризированных многокритериальных задач, для решения которых используются методы анализа иерархий.
Социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий по совершенствованию системы образования характеризуется множеством показателей, отражающих их влияния на те или иные важные аспекты общественной деятельности. Эти показатели различны по содержанию, имеют различные единицы измерения, могут выражаться как в количественной, так и в качественной форме. Используемая в методике совокупность показателей для оценки социально-экономического эффекта хода реализации ФЦПРО базируется на представленной в Паспорте ФЦПРО системе целевых индикаторов и показателей и учитывает существующую систему сбора и учета статистических данных Росстата.
Оценка хода реализации ФЦПРО проводится на основе сопоставления планируемого и фактически достигнутого интегрального показателя социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по реформированию образования.
С учетом отмеченного в качестве основных показателей хода реализации ФЦПРО в «Методике ....» принимаются:
1. Уровень достижения планируемого социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по совершенствованию образования на конец t-го года. Указанный показатель определяется по формуле:
Wt
ттгфакт
W-----100%,
Wt
(1)
где
Т7?пл ~
W t - показатель, отражающий уровень достижения планируемого социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по совершенствованию образования на конец t-го года;
Wtnjl - интегральный плановый показатель социально-экономического эффекта в t-м году от реализации мероприятий, предусмотренных ФЦПРО;
W^axm - интегральный фактически достигнутый на конец t-го года показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по совершенствованию системы образования.
2. Отклонение фактического социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по совершенствованию системы образования в t-ом году от планового показателя (AWtnjJ). Указанный показатель определяется по формуле:
AWtnj = WT -100% ф
3. Коэффициент роста социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по реформирования образования в t-ом году, определяемый по зависимости:
K
Wt
(3)
где
KW - коэффициент роста социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по совершенствованию системы образования в t-ом году. Указанный коэффициент показывает во сколько раз на конец t-го года, по сравнению с состоянием системы образования на начало ее совершенствования, вырос интегральный социально-экономический эффект системы образования;
Wнач - интегральный начальный показатель состояния системы образования (конец 2005г.);
щфакт - интегральный фактически достигнутый на конец t-го года показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по совершенствованию образования.
Плановые, фактические и начальный интегральные показатели Wtnjl, щфакт, w нач рассчитываются на основе только тех характеристик состояния системы образования, которые установлены в ФЦПРО.
Если показатель Wt > 100% и соответственно AWtm > 0, то реальное состояние системы образования на конец t-го года выше запланированного уровня, что свидетельствует о нормальном ходе реализации программных мероприятий ФЦПРО.
При Wt < 100%, AWtnj < 0 реальное состояние системы образования на конец t-го года ниже запланированного уровня, что свидетельствует об отставании хода преобразований.
Интегральные плановые показатели социально-экономического эффекта
Интегральные плановые показатели социально-экономического эффекта от реализации мероприятий, предусмотренных ФЦПРО, для каждого года реформирования образования рассчитываются по формуле:
Wtn = ZV3. -YyH. (з .) • P'”' ; t = 2006,2010, (4)
j=1 j i=1 j
либо по формуле:
wn
■^тгоб W (nj') LVHi • Pk (Hi) ,
(5)
где
Wtnj - плановый интегральный показатель социально-экономического эффекта в t-м году от реализации мероприятий, предусмотренных ФЦПРО; V3. - весовой коэффициент важности решения 3. - ой основной задачи
совершенствования системы образования в достижение цели развития государства (j = 1,J, где J = 4);
VHj(3j) - весовой коэффициент важности Н. - го направления совершенствования системы образования в решении 3. - ой основной задачи (i = 1,I).
В разрезе предложенной в «Методике ...» иерархической структуры ФЦПРО I = 16;
W(nj) 1 ZJ
- плановое нормированное значение k-характеристики Н. -го
направления совершенствования системы образования в t-м году;
Ущ - обобщенный весовой коэффициент Ht -го направления совершенствования системы образования определяется по формуле:
к.об
у I
J
ZV3j V
j=1
Hi( З j)
(6)
Коэффициенты важности направлений и основных задач совершенствования системы образования (VH.(3j) и V3.) принимаются в соответствии с
данными, определенными по результатам экспертного опроса специалистов в сфере образования.
Результаты реформирования образования по конкретному направлению могут оцениваться либо по одному, либо по нескольким параметрам. При оценке результатов совершенствования системы образования по нескольким показателям плановая нормированная обобщенная характеристика рассчитывается как средняя арифметическая величина.
Плановое нормированное значение k -характеристики Нгго направления совершенствования системы образования в /-ом году определяется по следующей формуле:
—t (пл) Рк (Hi)
Pk№) - min Рк (H)
max Pk ( h
i )
min
pk (Hi)
max pk (Hi) pk( Hi)
, еслихар - ку необходимо максимизировать;
, еслихар - ку необходимо минимизировать,
max Pk (Ht) - min Pk (Hi)
где
min p , max p - минимально и максимально возможные значения
k -характеристики Н-го направления совершенствования системы образования;
Р^, - плановое значение k -характеристики Н-го направления совершенствования системы образования в /-ом году.
Плановые показатели на начало реализации мероприятий по совершенствованию системы образования, а также по годам ФЦПРО принимаются в соответствии с системой целевых индикаторов Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.
Интегральный начальный социально-экономический показатель состояния системы образования рассчитывается аналогично по формулам:
Wнач = ZV3. ■YVhi (З.) • PITh i); t = 2005,2010, (7)
j=i j i=i j
либо
Wнач =Yvt • PhHi)
(8)
, еслихар - кунеобходимомаксимизировать;
—нач pk (Hi)
нач
Pk(Hi) - min Pk(H.) max Pk(Hi) - min Pk(H.)
нач
max Pk (Hi) - Pk(Hi) . д
----------------------,еслихар - кунеобходимоминимизировать,
max Pk (Hi) - min Pk (Hi)
где в дополнение к приведенным выше обозначениям принято:
Pk (Hi) - нормированное начальное значение обобщенной k - ой характеристики Hi -го направления совершенствования системы образования.
Pk{Hi) - начальное (базовое) значение k -ой характеристики Д-го направления совершенствования системы образования.
По мере завершения очередного календарного года и получения фактических данных за истекший год определяется фактически достигнутый на конец года интегральный социально-экономический эффект от реализации мероприятий по совершенствованию системы образования.
Указанный показатель рассчитываются по формуле:
j I
ууфакт
TV -V V . P(ф )
LV3 j LVHi (З j) Pk (Hi)
j=1 j i=1 j
t = 2006,2010,
либо по формуле:
жФакт = yv°6 .p
об ~r>t (факт)
i k (Hi)
(9)
(10)
—t (факт) Pk (Hi)
Pk%т) - min Pk(h, )
max Pk (H,) - mln Pk (H,)
may n - nt(факт)
max Pk (Hi) Pk (Hi)
max Pk (Ht) - min Pk (H)
,еслихар - кунеобходимомаксимизировать;
,еслихар - кунеобходимоминимизировать,
где в дополнение к приведенным выше обозначениям принято: щфакт - фактически достигнутый на конец t-го года интегральный показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по совершенствования системы образования;
—t (факт)
Pk ( h, )
- нормированная фактически достигнутая на конец t-го года k -
ая характеристика Д-го направления совершенствования системы образования.
Рк(нКТ - фактическое значение k-ой -характеристики Н-го направления совершенствования системы образования в /-ом году.
1.2. Методология расчета эффективности расходования средств
В соответствии с поставленными целями и задачами ФЦПРО эффект от реализации мероприятий по совершенствованию системы образования оценивается на основе системы социально-экономических показателей, расчет которых проводится в соответствии с «Методикой оценки социальноэкономического эффекта хода реализации ФЦПРО». Вследствие этого оценка эффективности расходования бюджетных средств при реализации программы должна проводиться на основе сопоставления планируемого и фактически достигнутого социально-экономического эффекта (интегрального показателя социально-экономического эффекта) от реализации мероприятий по совершенствованию системы образования. При этом считается, что если фактический уровень равен или превышает планируемый, то средства израсходованы эффективно, в противном случае - нет и надо принимать меры по коррекции программных мероприятий с целью повышения социальноэкономического эффекта.
Как известно, решающим фактором успешной реализации государственной политики в области образования является ее адекватное понимание и осуществление необходимых управленческих действий по решению поставленных задач органами исполнительной власти всех уровней, а также образовательными организациями и учреждениями. При этом основная цель политики модернизации образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО) может быть достигнута, если в ближайшие годы будет обеспечено оптимальное соотношение затрат и эффекта, полученного в сфере образования.
В случае если планируемые результаты в ходе реформы не будут достигнуты, необходимо проведение оценки и разработка рекомендаций по повышению эффективности расходования бюджетных средств. Рекомендации по существу сводятся к перераспределению планируемых к выделению ассигнований на основе максимизации интегрального показателя социальноэкономического эффекта. Оценка эффективности расходования бюджетных средств должна также проводиться в обязательном порядке в том случае, если в ходе совершенствования образования возникнут альтернативные варианты решения задач и достижения поставленных целей. Эффективность расходования бюджетных средств может рассматриваться как в отношении ФЦПРО в целом, так и в отношении отдельных направлений и мероприятий.
С учетом основных положений для оценки эффективности использования средств, выделяемых на совершенствование системы образования, в рамках «Методики ...» используются следующие показатели.
1. Средняя планируемая эффективность использования ресурсов, выделяемых на совершенствование системы образования в рамках всей программы:
K
пл
Сср
^пл
Cz
W пл - W нач W 2010 W
(11)
где
к п
сср
средняя планируемая эффективность использования ресурсов,
выделяемых на совершенствование системы образования;
Cп - планируемые в соответствии с ФЦПРО суммарные ассигнования на реализацию программных мероприятий;
W
пл
2010
интегральный плановый показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
Wнач - интегральный начальный показатель состояния системы образования (конец 2005г.).
2. Средняя фактическая эффективность использования ресурсов, выделяемых на совершенствование системы образования:
£факт _
0<факт
"ср
ттгфакт ттгнач W2010 - W
(12)
где
Kфакт - средняя фактическая эффективность использования ресурсов,
Сср
выделяемых на совершенствование системы образования;
CФакт - фактически выделенные суммарные ассигнования на реализацию мероприятий Программы;
WfoiT - интегральный фактический показатель социально-
экономического эффекта от реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Планируемая эффективность использования ресурсов, выделяемых на совершенствование системы образования до t-го года, включительно:
р-^ПЛ
1^пл ^t
Kc =----------------,
Ct wtm - W нач
(13)
где
К™ - планируемая эффективность использования ресурсов, выделяемых
на совершенствование системы образования в соответствии с Программой до t-го года, включительно;
Cj1t - ассигнования на реализацию мероприятий по совершенствованию
системы образования, которые планируется выделить в соответствии с Программой до t-го года, включительно;
Wf11 - интегральный плановый показатель социально-экономического эффекта в t-м году от реализации мероприятий, предусмотренных ФЦПРО.
4. Фактическая эффективность использования ресурсов, выделенных на совершенствование системы образования до t-го года, включительно:
факт
^-факт _____^t
ct = щфакт _ W f
(14)
где
Kфкт - фактическая эффективность использования ресурсов, выделенных на совершенствование системы образования до t-го года, включительно;
Сфкт - фактически выделенные до t-го года, включительно, ассигнования на реализацию мероприятий по совершенствованию системы образования;
щфакт - интегральный фактически достигнутый на конец t-го года показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по совершенствованию системы образования.
Показатели W2n0Ji0, Wнач, Wtnjl, щфакт определяются по «Методике оценки социально-экономического эффекта хода реализации ФЦПРО».
Оценка эффективности использования ресурсов проводится на основе сравнения перечисленных выше плановых и соответствующих фактических показателей эффективности использования ресурсов, либо на основе относительных показателей эффективности.
Выделяемые ресурсы расходуются эффективно, если фактическая эффективность использования ресурсов, выделенных на совершенствование системы образования до t-го года, и ресурсов, выделяемых на программу в целом, меньше или равна соответствующим плановым показателям, т.е.:
^факт ^ j^nj ^факт ^ j^m П51
ct ~ ct ’ сср ~ сср' ^ '
В качестве относительных характеристик эффективности использования ресурсов рекомендуется использовать следующие показатели.
1. Относительная текущая эффективность использования ресурсов, выделенных на реализацию мероприятий ФЦПРО c начала реализации программных мероприятий по совершенствованию системы образования по t-ый год, включительно:
K =
ct
^гфакт
Kct
£факт
или
K
ct
K =_Е(0_
ct
(t)
wn _ wHm жфакт _
(16)
пл
где
Cф™ ,Cnj(t) - соответственно суммарные фактические выделенные и
суммарные планируемые ассигнования на совершенствование системы образования, за период с начала преобразований по t-ый год, включительно (за период 2006 - t гг.);
Wtnj, Жфакт - соответственно, интегральный плановый и фактически достигнутый на конец t-го года показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по совершенствованию системы образования.
Wнач - интегральный начальный показатель состояния системы образо-
вания (конец 2005г.).
Средства, выделенные на реализацию программных мероприятий в рамках совершенствования системы образования по t-ый год, включительно, расходуются эффективно, если выполняется условие:
_ ГфаКт шпл Ш
К_ < 1, либо <-Щ------. (17)
ct
s~<m
-Z (t)
Wt
факт
W
' ' u
Приведенное условие рассматривается для анализа эффективности использования ресурсов в ходе реализации ФЦПРО и проверяется в процессе совершенствования системы образования в хронологической последовательности при переходе к каждому последующему календарному году. Если условие не выполняется, необходима разработка рекомендаций по повышению эффективности расходования ресурсов.
2. Относительная эффективность использования ресурсов, выделенных на совершенствование системы образования за период реализации ФЦПРО, является итоговой оценкой эффективности использования выделенных средств и определяется аналогично (при t = 2010г.), т.е. по одной из формул:
К факт ^факт
Кс =———, или К = —^----------W 2010—Wнач , (18)
~~ у Ct -r^^rhrnrm ^-r-г у V '
К
сср
s-уПЛ
-Е
Wffio - WHa W$r - Wh
где
Cфкт ,CПЛ - соответственно суммарные фактические выделенные с
2006 по 2010гг. и суммарные планируемые в соответствие с ФЦПРО ассигнования на реализацию мероприятий по совершенствованию системы образования;
WfmKm - интегральный фактический показатель социально-
экономического эффекта от реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
Wнач - интегральный начальный показатель состояния системы образо-
вания (конец 2005г.).
Расходование средств, выделенных на реализацию программных мероприятий в рамках ФЦПРО в целом, следует считать эффективным, если будет выполнено условие:
Кс < 1
либо
^факт
-Е (t)
р-уПЛ
-Е (t)
<
Wtnj - Wh
факт
W
нач
(19)
Представленная система критериев ориентирована на оценку эффективности расходования средств бюджета по достижению социально-
экономического эффекта от реализации всего комплекса программных мероприятий, предусмотренных в рамках ФЦПРО. Поэтому при их расчете используются значения интегрального показателя социально-экономического эффекта. Аналогичная процедура предусмотрена и для уровней направления, задачи или мероприятия программы.
Разработка предложений по повышению эффективности расходования средств, выделяемых на реализацию мероприятий по совершенствованию системы образования, проводится в случае дефицита средств, или в случае, когда планируемые индикативные показатели, заложенные в программе, не достигаются по ходу проведения реформы. В основе разработки предложений по повышению эффективности расходования средств лежит их перераспределение с целью достижения более высокого социально-экономического эффекта.
Отметим, что перераспределение средств может проводиться непосредственно в отношении всего комплекса единичных мероприятий, в отношении направлений и в отношении основных задач программы. Степень детализации задачи определена информационным аспектом (в отношении детализации лимитов, закрепленных в ФЦПРО) и уровнем декомпозиции задачи по оценке социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по совершенствованию системы образования. Исходя из этого, задача перераспределения средств в целях повышения эффективности их использования рассматривается на уровне направлений совершенствование системы образования.
Перераспределение средств при снижении объема финансирования работ рекомендуется проводить на основе следующего основополагающего принципа: дефицит ресурсов распределяется прямо пропорционально доле затрат на проведение направлений совершенствования системы образования, определенной при условии бездефицитного финансирования, и обратно пропорционально коэффициенту ожидаемого вклада направления в интегральный социально-экономический эффект.
В случае, когда в процессе совершенствования системы образования не достигаются плановые социально-экономические показатели, закрепленные в ФЦПРО, перераспределение средств проводится прямо пропорционально коэффициенту ожидаемого вклада направления в интегральный социальноэкономический эффект.
Введем обозначения:
Q - ассигнования, выделяемые на i-ое направление совершенствования системы образования в /-ом году;
Сп - ассигнования, планируемые на i-ое направление совершенствования системы образования в /-ом году [5,6,7];
Сдеф - дефицит средств на проведение мероприятий по совершенствованию системы образования в /-ом году;
С
пл
z
- суммарные планируемые ассигнования на совершенствование
системы образования в /-ом году;
Kf™ - коэффициент ожидаемого вклада направления совершенствования системы в интегральный социально-экономический эффект от реализации мероприятий ФЦПРО. Определяется по «Методике оценки социальноэкономического эффекта хода реализации ФЦПРО».
С учетом введенных обозначений и изложенных принципов повышения эффективности расходования средств в случае снижения показателей социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по совершенствованию системы образования по сравнению с планируемым уровнем, выделяемые на очередной год ассигнования необходимо распределять по основным направлениям совершенствования системы образования следующим образом:
Си = С
пл
K в
вкл отн °it
I
Z K
i=1
(20)
где
отн
£<пл ^пл
Ctz
(21)
В условиях снижения финансирования программных мероприятий по совершенствованию системы образования дефицит ресурсов по направлениям распределяется следующим образом:
С
= С,
K
1
------ci
вкл it
i
пл
de<pt(i) Сдефt I ]
z-
i=iKt
(22)
спл
вкл it
Тогда объемы финансирования по направлениям определяются по фор-
муле:
__^пл
Cit = Cit ~ Cde(pt(i)
(23)
отн
с
it
2. Исходные данные для проведения расчетов
Плановые значения объемов финансирования мероприятий программы, значения показателей и индикаторов хода реализации по годам реализации брались в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2008 г. № 199 [8].
Фактические значения соответствуют данным, представленным Министерствам образования и науки Российской Федерации в Министерство экономического развития за 2008год, 2009 год и первое полугодие 2010 года.
Коэффициенты относительной важности направлений и основных задач совершенствования системы образования в рамках ФЦПРО были рассчитаны
на основе обработки результатов экспертного опроса в соответствии с разработанной «Методикой обоснования коэффициентов относительной важности основных задач и направлений совершенствования системы образования в интересах оценки социально-экономического эффекта хода реализации ФЦПРО». В опросе участвовало 26 экспертов - представителей: профессорско-преподавательского состава вузов г. Москвы и Московской области, специалистов Министерства образования и науки, а также экспертов в области совершенствования системы образования.
Значения обобщенных коэффициентов относительной важности направлений и основных задач совершенствования системы образования в рамках ФЦПРО, определенные с учетом компетенции экспертов, представлены в таблице 1.
3. Результаты расчетов
3.1. Оценка социально-экономического эффекта реализации ФЦПРО
Проведенная оценка социально-экономического эффекта от реализации мероприятий ФЦПРО на 2006-2010 годы показала следующее.
Уровень достижения планируемого социально-экономического эффекта
(WT) от реализации мероприятий по совершенствованию образования по годам реализации (интегрально и по задачам программы в отдельности) в процентах представлен в таблице №2.
Резкий скачок значений социально-экономического эффекта в 2006 году по сравнению с 2007 и 2008 годами обусловлен тем, что в 2007 году была проведена корректировка самих показателей хода реализации программы и их ожидаемых значений по годам реализации [6,7]:
- ИСКЛЮЧЕН РЯД ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ИНДИКАТОРОВ В СВЯЗИ С ИХ ИЗБЫТОЧНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ И ДУБЛИРОВАНИЕМ (БЫЛО В ПРОГРАММЕ 62 - ОСТАЛОСЬ 22 ПОКАЗАТЕЛЯ И ИНДИКАТОРА);
- ИЗМЕНЕНЫ НАИМЕНОВАНИЯ РЯДА ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ;
- СКОРРЕКТИРОВАНЫ ЗНАЧЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ИСХОДЯ ИЗ ДОСТИГНУТОГО УРОВНЯ ЗНАЧЕНИЙ 2006 ГОДА;
- ДОБАВЛЕН ИНДИКАТОР «УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ЧИСЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСНАЩЕННЫХ ПРОТИВОПОЖАРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ И СРЕДСТВАМИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ» (ПО 14 МЕРОПРИЯТИЮ).
Таблица 1 - Обобщенные весовые коэффициенты основных направлений совершенствования образования в рамках ФЦПРО____________________________
Направления реформирования образования Усл. Обобщенные коэф-
обозн. напр. фициенты направлений
Усл. обозн. Значе- ние
Развитие системы дошкольного образования Н1 V об VH1 0,0100
Развитие профильного школьного обучения Н2 vh6 0,0428
Переход на новые государственные стандарты Нз vO 0,0644
Внедрение методов дистанционного профессионального обучения Н4 V об VH 4 0,0566
Развитие информационных технологий в сфере образования Н5 V об VH 5 0,0330
Повышение уровня профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава школьных и профессиональных учреждений Нб V об VH 6 0,0797
Внедрение образовательными учреждениями интегрированных программ профессионального образования Н7 V об V H 7 0,0421
Расширение учебно-лабораторной базы Н8 V об H 8 0,0355
Повышение общего статуса учреждений профессионального образования и уровня их взаимодействия Н9 V об H 9 0,0426
Обеспечение социального равенства поступления в высшие учебные заведения Н10 V об VHl0 0,0250
Повышение уровня автоматизации рабочих мест руководителей и специалистов органов управления образованием Н11 V об vh и 0,0076
Повышение квалификации руководителей и специалистов органов управления образованием Н12 V об V H12 0,0604
Повышение объема инвестиций в сферу образования из внебюджетных источников Н13 V об V H13 0,1802
Повышение объема бюджетных поступлений в сферу образования и общего подушевого финансирования Н14 V об V H14 0,0901
Повышение уровня соответствия квалификации и специальностей выпускников учреждений профессионального образования потребностям рынка Н15 V об V H15 0,1191
Таблица №2 - Уровень достижения планируемого социально-экономического эффекта (интегрально и по задачам программы в отдельности) по годам реализации ФЦПРО (в процентах) _________________________________________
2006 2007 2008 2009 2010
Задача №1 232,17 102,09 105,49 96,84 66,61
Задача №2 259,69 106,14 100,00 97,86 86,57
Задача №3 150,64 100,45 100,90 98,66 76,68
Задача №4 134,20 100,00 100,00 94,06 53,66
ИТОГО по программе 192,76 101,78 102,36 96,34 67,15
В 2010 году ввиду резкого сокращения финансирования за счет средств федерального бюджета ожидается, что в среднем социально-экономический эффект от реализации мероприятий программы составит только 67,5% (относительно ожидаемого в 2010 году). Особенно пострадала реализация задачи №4 «Совершенствование экономических механизмов в сфере образования», в которой отклонение в достижении планируемого социальноэкономического эффекта ( ащ пл) составило 46,34%.
В целом по программе значение отклонения в достижении планируемого социально-экономического эффекта за 2010 год составило 32,85%.
Значения отклонений в достижении планируемого социальноэкономического эффекта ( а w™ ) в целом по ФЦПРО и по задачам программы в отдельности (в процентах) по годам реализации программы представлены в таблице №3.
Таблица №3 - Значения отклонений в достижении планируемого социальноэкономического эффекта ( а w™ ) в целом по ФЦПРО и по задачам программы в отдельности по годам реализации программы (в процентах)___________
2006 2007 2008 2009 2010
Задача №1 132,17 2,09 5,49 -3,16 -33,39
Задача №2 159,69 6,14 0,00 -2,14 -13,43
Задача №3 50,64 0,45 0,90 -1,34 -23,32
Задача №4 34,20 0,00 0,00 -5,94 -46,34
ИТОГО по программе 92,76 1,78 2,36 -3,66 -32,85
Динамика изменения коэффициента роста социально-экономического эффекта (отношение фактического социально-экономического эффекта к начальному значению) представлена в таблице№4.
Анализ полученных результатов показал, что, несмотря на рост социально-экономического эффекта относительно базового периода (2005 года), темп его прироста в последние два года реализации ФЦПРО существенно замедлился.
Уменьшение объемов финансирования за счет федерального бюджета в 2009 году ~ на 20,0%, а в 2010 году практически на 70,0% привело к существенному снижению эффективности реализации Программы, а, следова-
тельно, и к снижению социально-экономических показателей, отражающих стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой образования.
Таблица №4 - Коэффициент роста социально-экономического эффекта относительно базового периода (2005 года, нарастающим ^ итогом) _____
2006 2007 2008 2009 2010
Задача №1 1,95 1,98 2,62 3,12 3,57
Задача №2 1,71 1,76 1,96 2,35 2,84
Задача №3 4,13 4,63 5,72 6,88 7,55
Задача №4 1,00 2,60 3,71 3,87 3,89
ИТОГО по программе 2,24 2,51 3,26 3,95 4,26
Скорректированные в связи со сложившимися экономическими условиями объемы финансирования не позволили осуществить реализацию мероприятий Программы в полном объеме и с высоким качеством, а также адаптировать систему образования под сложившиеся в настоящее время экономические условия и требования работодателей, не позволили активизировать инновационную деятельность в сфере образования.
3.2. Оценка эффективности расходования бюджетных средств на реализацию ФЦПРО
В соответствии с предложенным в «Методике оценки эффективности расходования бюджетных средств при реализации ФЦПРО на 2006-2010 годы» алгоритмом оценки текущей эффективности использования бюджетных средств были проведены расчеты относительной эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию программы с 2006 года по 2010 год включительно. Соответствующие значения по годам реализации в разрезе основных задач программы представлены в таблице №5.
Таблица №5 - Относительная текущая эффективность использования ресурсов, выделенных на реализацию мероприятий ФЦПРО c 2006 года по 2010 год
2006 2007 2008 2009 2010
Задача №1 0,431 0,980 1,000 1,181 1,517
Задача №2 0,385 0,942 0,998 0,915 0,904
Задача №3 0,664 0,995 0,823 0,768 0,889
Задача №4 0,745 1,000 0,968 0,927 1,564
ИТОГО по программе 0,519 0,982 0,962 0,953 1,231
Средства, выделенные на реализацию программных мероприятий в рамках совершенствования системы образования за 2006...2008 годы, включительно, расходовались эффективно, поскольку значения коэффициента от-
носительной текущей эффективности использования ресурсов меньше 1,0 (см. формулу 17).
Это обусловлено тем, что в рамках ФЦПРО проводилась ежегодная коррекция системы целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач ФЦПРО [5,6,7], а также до 2008 года обеспечивалось их плановое финансирование.
В 2009 и 2010 годах наблюдается снижение эффективности расходования средств на реализацию мероприятий программы (если значение меньше или равно 1,0 - средства расходуются эффективно, если больше - неэффективно) в целом по программе и по задачам №1 и №3. Это обусловлено тем, что для обеспечения текущей деятельности Министерства образования и науки, а также выполнения Постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в рамках ФЦПРО были реализованы проекты, не оказывающие прямого влияния на систему индикаторов и показателей.
Библиографический список
1. Аньшин В.М. Инвестиционный анализ. - М.: Издательство «Дело», 2000. -280с.
2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Под редакцией В.В.Коссова, В.Н.Лившица, А.Г.Шахназарова. - М.: Экономика, 2000. - 421с.
3. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Мир, 1993.- 316 с.
4. Червоный А.А., Лукьященко В.И., Котин Л.В. Надежность сложных систем. 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Машиностроение, 1976. -287с.
5. «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы». Распоряжение Правительства РФ от 23 декабря 2005г. № 803.
6. «О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития образования на 2006-2010 годы». Постановление Правительства РФ от 05 мая 2007 года №270.
7. «О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития образования на 2006-2010 годы». Постановление Правительства РФ от 24 марта 2008 г. № 199.
8. «О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития образования на 2006-2010 годы». Постановление Правительства РФ от 24 марта 2008 г. № 199.
9. «О внесении изменений в Федеральную целевую программу развития образования на 2006-2010 годы». Постановление Правительства РФ от 20 мая 2010 г. № 359.