Научная статья на тему 'Оценка состояния здоровья студентов, страдающих миопией (на примере медицинского колледжа)'

Оценка состояния здоровья студентов, страдающих миопией (на примере медицинского колледжа) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
400
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ / МИОПИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ / THE HEALTH STATUS OF STUDENTS / MYOPIA / PREVENTION / MEDICAL EXAMINATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Валиахметова И. М., Ахмерова С. Г.

Проведен сравнительный анализ состояния здоровья студентов медицинского и педагогического колледжей, страдающих миопией. Для студентов медицинского колледжа разработан комплекс лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. Внедрение данного комплекса позволило добиться уменьшения действия неблагоприятных факторов, способствующих развитию или прогрессированию миопии у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF STUDENTS WITH MYOPIA HEALTH STATUS (THE CASE OF MEDICAL COLLEGE)

A comparative analysis of health status of students of medical and pedagogical colleges, suffering myopia has been carried out. For medical students, a set of health care and curative measures has been developed. The introduction of the complex led to reduction of adverse factors contributing to the development or progression of myopia in students.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния здоровья студентов, страдающих миопией (на примере медицинского колледжа)»

9. Кучма, В.Р. Гигиенические проблемы школьных инноваций / - В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, М.И. Степанова. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. - 240 с.

10. Рахманов, Р.С. Оценка физического развития подростков призывного возраста и военнослужащих / Р.С. Рахманов, А.В. Кол-чин, Д.К. Божатков // Гигиена и санитария. - 2006. - № 3. - С. 54-56.

11. Речкалов, А.В. Врачебно-педагогический контроль в физической культуре и спорте: монография / А.В. Речкалов, Д.А. Корю-кин. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. - С. 44-60.

12. Сафаров, Р.Э. Здоровье юношей призывного возраста Республики Башкортостан / Р.Э. Сафаров, Л.Р. Мингазова // Медицинский вестник Башкортостана. - 2011. - Т. 6, N° 3. - С. 23-25.

13. Соколова, Н. В. Анализ состояния здоровья и уровня физической подготовленности подростков допризывного возраста / Н.В. Соколова // Военно-медицинский журнал. - 2005. - Т. 326, №1. - С. 54.

14. Татанова, Д.В. Диагностика проблем в части сохранения здоровья юношей допризывного возраста / Д.В. Татанова, М.Ф. Рзян-кина // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. - 2012. - № 3. - С. 8.

15. Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета по вопросам совершенствования системы допризывной подготовки молодёжи, Рязань, 22 апреля 2009г. // http://www.kremlin.ru/text/appears/2009/04/215432.shtml.

УДК: 617.753.2-053.82-06]-085.838 © И.М. Валиахметова, С.Г. Ахмерова, 2013

И.М. Валиахметова, С.Г. Ахмерова ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, СТРАДАЮЩИХ МИОПИЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА)

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа

Проведен сравнительный анализ состояния здоровья студентов медицинского и педагогического колледжей, страдающих миопией. Для студентов медицинского колледжа разработан комплекс лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. Внедрение данного комплекса позволило добиться уменьшения действия неблагоприятных факторов, способствующих развитию или прогрессированию миопии у студентов.

Ключевые слова: состояние здоровья студентов, миопия, профилактика, диспансеризация.

I.M. Valiakhmetova, S.G. Akhmerova EVALUATION OF STUDENTS WITH MYOPIA HEALTH STATUS (THE CASE OF MEDICAL COLLEGE)

A comparative analysis of health status of students of medical and pedagogical colleges, suffering myopia has been carried out. For medical students, a set of health care and curative measures has been developed. The introduction of the complex led to reduction of adverse factors contributing to the development or progression of myopia in students.

Key words: the health status of students, myopia, prevention, medical examination.

Одним из значимых факторов, влияющих на состояние здоровья студента, является организация учебно-воспитательного процесса. В связи с этим перед образовательным учреждением стоит ряд задач по решению вопросов рационального сочетания труда и отдыха студентов, необходимости совершенствования методики преподавания и организации учебно-воспитательного процесса [1, 2].

Цель. Сравнительный анализ состояния здоровья студентов, страдающих миопией, и разработка комплекса мероприятий, направленных на охрану их здоровья. Материал и методы Нами проведено изучение состояния здоровья 278 студентов Туймазинского медицинского колледжа и Туймазинского педагогического колледжа в возрасте от 17 до 22 лет, страдающих миопией. У студентов, обучающихся в колледжах, миопия слабой степени выраженности была выявлена в 34,7% случаев, средней степени - в 42,1% случаев, высокая степень миопии определена почти у четверти студентов (23,2%).

Для сравнительной оценки состояния здоровья студентов были сформированы две группы наблюдения: основная группа, в которую вошли студенты медицинского колледжа с нарушением остроты зрения - 121 студент, из них 12 юношей (9,9%) и 109 девушек (90,1%) и контрольная группа, в которую вошли студенты педагогического колледжа с нарушением остроты зрения. Всего 157 студентов, из них 26 юношей (16,5%) и 131 девушка (83,5%).

Проводились выкопировка данных из медицинских карт студентов (ф.025-3/у), социологический опрос студентов, анализ пропусков занятий по болезни и данных дополнительного осмотра офтальмолога. Результаты и обсуждение При изучении данных медицинских осмотров было выявлено, что 96,4% студентов, страдающих миопией, имеют хронические заболевания. Сравнительные характеристики распространенности выявленных заболеваний среди студентов представлены в табл.1.

Таблица 1

Сравнительные показатели распространенности заболеваний среди студентов медицинского и педагогического колледжей _(на 100 обследованных, Р ± т)_

Показатель нарушения здоровья Основная группа Контрольная группа t кр

Болезни костно-мышечной системы 85,1** ± 3,2 73,8 ± 3,5 2,4

Болезни органов пищеварения 58,6 ± 4,4 69,4 ± 3,6 1,9

Болезни органов дыхания 93,0** ± 1,9 56,0 ± 3,9 9,0

Болезни крови и кроветворных органов 90,0** ± 2,7 73,2 ± 3,5 3,8

Вегетососудистая дисто-ния по гипотоническому типу 77,6** ± 3,7 47,7 ± 3,9 5,6

Вегетососудистая дисто-ния по гипертоническому типу 9,0 ± 2,6 12,7 ± 2,6 1,1

Болезни щитовидной железы, связанные с йодной недостаточностью 19,0 ± 0,1 25,4 ± 3,4 1,8

Ожирение 33,8 ± 0,9 32,4 ± 3,7 0,09

Гипотрофия 42,1* ± 4,4 29,9 ± 3,6 0,3

Кардиопатия 28,9 ± 4,1 35,6* ± 3,8 0,2

* Различие статистически значимо (р<0,05).

** Различие статистически значимо (р<0,01).

Среди студентов были выявлены: болезни костно-мышечной системы, в том числе деформирующие дорсопатии; болезни органов пищеварения, в том числе болезни зубов и полости рта; болезни органов дыхания, в том числе острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей; болезни крови и кроветворных органов, в том числе анемии, связанные с питанием; болезни системы кровообращения, в том числе вегетососудистая дистония по гипо- и гипертоническому типу, кардиопатия; болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, в том числе болезни щитовидной железы, связанные с йодной недостаточностью, ожирение, гипотрофия. Такое состояние здоровья неблагоприятно отражается на способности организма сопротивляться другим инфекционным и неинфекционным заболеваниям, а также ухудшению успеваемости.

По данным анкетирования было выявлено, что после двухчасового обучения появляется чувство утомления у 80,9% студентов. Испытывают головные боли 50,4% студентов, отмечают появление чувства сухости в глазах 68,5%, снижение внимания 71,2% студентов. Отмечают нарушения сна 76,2% студентов. Данные факты свидетельствуют о прогресси-ровании имеющейся миопии.

Непременным условием осуществления профилактических, диагностических и лечебных мероприятий при близорукости является организация диспансерного наблюдения [3], которое подразумевает высокий современный уровень диагностического обследования, вы-

явление экзогенных и эндогенных факторов, провоцирующих развитие или прогрессиро-вание миопии, и своевременную их коррекцию, определение лечебной тактики, а также регулярный контроль над проводимым лечением и состоянием органа зрения.

Нами разработана комплексная программа оздоровления студентов медицинского колледжа. Данная программа включает в себя реализацию трех направлений:

- лечебно-профилактическое включает организацию и проведение углубленных медицинских осмотров студентов малыми группами, текущих медицинских наблюдений, диспансерное наблюдение, формирование у студентов целостного мировоззрения о здоровом образе жизни;

- педагогическое - внедрение новых педагогических и информационных технологий, направленных как на сохранение здоровья студентов в процессе обучения, так и на улучшение качества профессиональной подготовки выпускника;

- психологическое, направленное на обучение студентов методам преодоления психологических барьеров мышления, общения, развитие коммуникативных способностей, способностей к абстрактному мышлению.

В рамках данной программы студентам основной группы были предложены профилактические и оздоровительные мероприятия на базе санатория «Изумруд» города Туймазы (специализация санатория - заболевания опорно-двигательного аппарата, лечебный профиль - общетерапевтический); на базе медицинского кабинета Туймазинского медицинского колледжа; на базе стоматологической поликлиники № 1 г. Туймазы.

В комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий включалось:

- посещение кабинета лечебной физкультуры для проведения занятий с инструктором по укреплению опорно - двигательного аппарата и упражнений для глаз с целью укрепления склеры, глазодвигательных и аккомодационной мышц;

- посещение массажного кабинета для проведения массажа на шейно - воротниковую зону, волосистую часть головы и точечный массаж на лице по специальной методике для учащихся с близорукостью;

- гидротерапия (ванны с морской солью или хвойным концентратом);

- лечебное питание с преобладанием белков (мясо кур и говядины, куриные яйца, сыр, фасоль, грецкий орех и арахис) и вита-

минизированная пища (отвар шиповника, яблоки зелёных сортов, салаты из свежих моркови и капусты) с ограничением легкоусвояемых углеводов (кондитерские изделия). Это способствует укреплению соединительной ткани глаза и предотвращению развития и прогрессирования близорукости.

На базе медицинского кабинета Туйма-зинского медицинского колледжа студентам был назначен прием алоэ (таблетки), сироп с железом, фолиевая кислота (таблетки).

В условиях стоматологической поликлиники г. Туймазы для студентов проводятся консультации стоматолога с обязательной санацией полости рта.

Нами проводилась оценка результативности проводимой работы. За учебный год (10 календарных месяцев) по данным повторного исследования в основной группе определено уменьшение числа студентов, страдающих ранее выявленной патологией. Данные повторного исследования приведены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели заболеваемости студентов основной группы на фоне проведенного комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий (на 100 обследованных, Р±т)

Показатель нарушения Первичное ис- Повторное

здоровья следование исследование

Болезни костно- 85,1 ± 3,2 81,8 ± 3,5

мышечной системы

Болезни органов пище- 58,6 ± 4,4 52,0 ± 4,5

варения

Болезни органов дыха- 93,0* ± 1,9 83,4 ± 3,3

ния

Болезни крови и крове- 90,0 ± 2,7 73,5 ± 4,0

творных органов

Вегетососудистая 77,6 ± 3,7 77,6 ± 3,7

дистония по гипотони-

ческому типу

Вегетососудистая 9,0 ± 2,6 9,0 ± 2,6

дистония по гиперто-

ническому типу

Болезни щитовидной 19,0 ± 0,1 19,0 ± 3,5

железы, связанные с

йодной недостаточно-

стью

Ожирение 33,8 ± 0,9 30,5 ± 4,1

Гипотрофия 42,1 ± 4,4 38,8 ± 4,4

Кардиопатия 28,9 ± 4,1 28,9 ± 4,1

* Различие статистически значимо (р<0,05). ** Различие статистически значимо (р<0,01).

Число студентов с болезнями системы кровообращения, болезнями эндокринной системы, с расстройствами питания и нарушениями обмена веществ существенно не изменилось, но самочувствие исследуемых было удовлетворительным, отсутствовали жалобы на слабость, плохой сон, быструю утомляемость.

Получены достоверные различия в течении миопического процесса у студентов основной и контрольной групп наблюдения.

Стабилизация миопии наблюдалась в основной группе в 41,9% случаев, в контрольной - в 34,5% случаев. Отмечено медленное прогрессирование миопии (до 0,5 дптр. в год) у 46,2% студентов основной группы и у 38,6% студентов контрольной группы, умеренное прогрессирование (от 0,5 до 1 дптр. в год) - у 11,9% студентов основной группы и у 19,7% студентов контрольной группы. Быстрое прогрессирование миопии отмечено только среди студентов контрольной группы (в 7,2% случаев).

Средний годовой градиент прогресси-рования миопии у пациентов с нестабильной миопией составил 0,48±0,038 дптр. в основной группе и 0,59±0,036 дптр. в контрольной группе (р<0,01). Анализ пропусков занятий по болезни выявил, что при первоначальном исследовании данный показатель составил 23,7±2,3 и 26,7±2,4 часа пропусков занятий за учебный год на одного студента основной и контрольной групп соответственно. При повторном исследовании оказалось, что среди студентов основной группы количество часов, пропущенных по болезни, меньше (21,5±2,5 часа пропусков), чем в контрольной группе (27,8±3,1 часа пропусков, р<0,01).

Таким образом, внедрение разработанного нами комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий позволило добиться уменьшения действия неблагоприятных факторов, способствующих развитию или прогрессированию миопии у студентов медицинского колледжа.

Сведения об авторах статьи: Валиахметова Ирина Михайловна - аспирант кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России; преподаватель ГАОУ СПО РБ Туймазинский медицинский колледж. Адрес: 452750, РБ, г. Туймазы, ул. Пугачева, 6а. Тел: 8 (734782) 7-10-44. E-mail: rustira81@mail.ru.

Ахмерова Светлана Герценовна - д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел/факс 8 (347) 272-22-19. E-mail: ahm.63@mail.ru.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еременко, К.Ю. Влияние некоторых внешних и внутренних факторов на течение приобретенной миопии у детей / К.Ю.Еременко, Л.Е.Федорищева, Н.Н.Александрова// Российский офтальмологический журнал. - 2011. - № 1. - С. 27-30.

2. Заболотный, А.Г. Научное обоснование и формирование интегрированной системы управления качеством офтальмологической помощи (на уровне медицинской организации): автореф. дис.... канд. мед. наук - М., 2008. - 29 с.

3. Тарутта, Е.А. Возможности профилактики прогрессирующей и осложненной миопии в свете современных знаний о ее патогенезе / Е.А.Тарутта // Вестник офтальмологии. - 2006. - N° 1. - C. 43-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.