Научная статья на тему 'Оценка состояния здоровья современных студентов'

Оценка состояния здоровья современных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1115
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ИМТ / ПАРС / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ТЕЛА / STUDENTS / TRAINING / PHYSICAL FITNESS / BMI / PARS / COMPONENT BODY COMPOSITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлова Светлана Владимировна, Жиженина Лилия Михайловна, Волкова Светлана Ивановна, Бусарова Наталья Викторовна, ‎малафеева Евгения Федотовна

Для продуктивного обучения и профессионального становления студентам важно иметь хорошее здоровье, которое в современных социально-экономических условиях находится под большим напряжением. Оценка различных аспектов здоровья позволяет получить более полную информацию о функционировании организма. Целью проведенного исследования является выявление тенденций состояния здоровья студентов в современных условиях оптимизации учебного процесса. Для проведения анализа использованы результаты комплексных медицинских обследований 103 студентов 18-20 лет на базе Центра Здоровья. Программа обследования включала анкетирование, антропометрию, биоимпедансометрию, кардиоинтервалографию. Несмотря на высокую самооценку собственного здоровья, у студентов остаются серьезные проблемы со здоровьем. Проведение комплексных медицинских осмотров студентов на базе Центра Здоровья позволяет на ранних этапах выявлять отклонения в состоянии здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михайлова Светлана Владимировна, Жиженина Лилия Михайловна, Волкова Светлана Ивановна, Бусарова Наталья Викторовна, ‎малафеева Евгения Федотовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the health of modern students

For productive training and professional development of students is important to have good health, which in modern socio-economic environment is under great strain. Evaluation of different aspects of health allows you to get more information on the functioning of the body. The aim of the study is to identify trends in health status of students in modern conditions to optimize the learning process. To analyze the use of complex medical examinations 103 students of 18-20 years on the basis of Health Center. The program included a survey questionnaire, anthropometric, bioimpedance, cardiointervalographic. Despite the self-esteem of their own health, the students are serious health problems. The comprehensive medical examinations of students on the basis of the Health Center allows early detect variations in health status.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния здоровья современных студентов»

УДК 612.66

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

C.B. Михайлова, Л.М. Жиженина, СИ. Волкова, Н.В. Бусарова, Е. Ф. Малафеева

ФГАОУВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. H.H. Лобачевского», Арзамасский филиал Арзамас, Россия, 607220

Аннотация. Для продуктивного обучения и профессионального становления студентам важно иметь хорошее здоровье, которое в современных социально-экономических условиях находится под большим напряжением. Оценка различных аспектов здоровья позволяет получить более полную информацию о функционировании организма. Целью проведенного исследования является выявление тенденций состояния здоровья студентов в современных условиях оптимизации учебного процесса. Для проведения анализа использованы результаты комплексных медицинских обследований 103 студентов 18—20 лет на базе Центра Здоровья. Программа обследования включала анкетирование, антропометрию, биоимпедансометрию, кардиоинтервалографию. Несмотря на высокую самооценку собственного здоровья, у студентов остаются серьезные проблемы со здоровьем. Проведение комплексных медицинских осмотров студентов на базе Центра Здоровья позволяет на ранних этапах выявлять отклонения в состоянии здоровья.

Ключевые слова: студенты, обучение, физическое здоровье, ИМТ, ПАРС, компонентный состав тела.

Ведущим признаком индивидуального здоровья студентов считается способность к адаптации к меняющимся условиям внутренней и внешней среды [1]. Хорошее здоровье является предпосылкой к активности, полному самоутверждению личности, необходимым условием реализации жизненной программы, достижения личного благополучия и счастья. Отмечается тесная взаимосвязь здоровья и обучения: чем крепче здоровье студентов, тем продуктивнее обучение [2].

Российские студенты не рассматривают свое здоровье как капитал, который нужно сохранять и преумножать, чтобы в перспективе он принес свои дивиденды. Социологические исследования показывают, что молодые люди ставят здоровье на первые места в иерархии жизненных ценностей и приоритетов, но при этом не предпринимают должных мер к сохранению и приращению этого капитала [2; 3].

В практике медицинского обслуживания студенческой молодежи наиболее часто применяются методы диагностики: самооценка здоровья; оценка состояния здоровья по результатам медицинских осмотров; диагностика здоровья по показателям функциональных резервов организма и др.

Цель исследования — выявление тенденций состояния здоровья студентов в современных условиях оптимизации учебного процесса.

Материалы и методы. Исследование проведено по результатам комплексных медицинских обследований 103 студентов (10 юношей и 93 девушки) естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ 18—20 лет на базе Центра здоровья г. Арзамас в 2014/2016 гг., включающих: анкетирование (тест «Субъективная оценка здоровья») [2]; антропометрию (измерение длины и массы тела, артериального давления, частоты сердечных сокращений, жизненной емко-

—--—

~ 494 ~

сти легких, мышечной силы рук); биоимпеданс-метрию (определение абсолютного и процентного содержания жировой (ЖМТ), активной клеточной массы (АКМ), воды (ОВ) и основного обмена); кардиоинтервалографию (измерение функционального состояния по изменению вегетативного баланса с вычислением показателя активности ре-гуляторных систем (ПАРС)). Он вычисляется в баллах от 1 до 10 и ориентируется на статические показатели, показатели гистограммы и данные спектрального анализа [1].

Количественная оценка уровня соматического здоровья была рассчитана по методу Г.Л. Апана-сенко [4]. ИМТ (индекс массы тела) рассчитали по формуле ИМТ = МТ/ДТ2 и распределили в соответствии с нормативами на 6 групп, различающихся возрастающими значениями индекса и показывающими степень ожирения [5].

По результатам обследования создана персонифицированная база данных, статистическая обработка с использованием программ офисного пакета «Excel 2007» и «Биостат». Для выполнения задач исследования применяли методы вариационной статистики, методы оценки достоверности результатов (критерий %2) с доверительным интервалом р < 0,05—0,001 [6].

Результаты исследования. Самооценка здоровья может служить важным индикатором состояния и динамики здоровья студентов в дополнение к объективным медицинским исследования.

Ответы на тест «Субъективная оценка здоровья», показали, что студенты в большинстве случаев дают позитивные оценки своему здоровью: 52,5% студентов оценили свое здоровье как «хорошее», 47,5% — «удовлетворительное», оценок «плохое здоровье» в процессе анкетирования не получено. Средний балл (М ± о) самооценки здоровья по шкале Здоров—Нездоров (от 0 до 29 баллов) у юношей составил 4,1 ± 2,63, а у девушек — 5,4 ± 2,89. Наиболее частые жалобы на нездоровье студентами были отмечены следующие: бывают такие периоды, когда из-за волнений теряется сон (71,4%); в последние годы ухудшилось зрение (63,9%); влияет на самочувствие перемена погоды. Бывают головокружения (51,8%).

По итогам оценок состояния здоровья студентов, рассчитанного по методу Г.Л. Апанасенко, определили, что большая часть молодежи (81,6%) имеют средний и высокий уровни соматического здоровья и физической работоспособности, при этом у студентов 4 курса обучения отмечены самые низкие значения изучаемых показателей (29,5% среди них имеют ниже среднего и низкий уровни здоровья), а наилучшие физические возможности выявлены у студентов 3 курса (65,7% имеют выше среднего и высокий уровни здоровья).

С целью выявления функционального состояния и степени напряженности регуляторных систем организма провели изучение ПАРС среди девушек и юношей (табл.).

Таблица

Распределение студентов по ПАРС, %

Показатели ПАРС Все студенты Юноши Девушки

Здоровье в норме ПАРС = 0—3 34,0 ПАРС=0 — 10,0 ПАРС=0 — 36,5 ПАРС=0 —

ПАРС= 1 — ПАРС = 1 — ПАРС= 1 —

ПАРС=2 10,7 ПАРС = 2 — ПАРС=2 11,8

ПАРС=3 23,3 ПАРС = 3 10,0 ПАРС=3 24,7

Необходимо повыш. внимание к здоровью ПАРС = 4—7 51,4 ПАРС=4 27,2 70,0 ПАРС = 4 20 50,5 ПАРС=4 27,9

ПАРС=5 7,8 ПАРС = 5 30 ПАРС=5 5,4

ПАРС=6 5,8 ПАРС = 6 20 ПАРС=6 4,3

ПАРС=7 10,7 ПАРС = 7 — ПАРС=7 11,8

Нужны серьезные мероприятия в отношении своего здоровья ПАРС = 8—10 14,6 ПАРС=8 13,6 20,0 ПАРС = 8 20 14,0 ПАРС=8 12,9

ПАРС=9 1,0 ПАРС = 9 — ПАРС=9 1,1

ПАРС = 10 — ПАРС = 10 — ПАРС = 10 —

Примечание. Статистические показатели: %2 = 14,73 с/с = 7 р = 0,0397.

—--—

~ 495 ~

Since 1999

p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 2

—■--—

Выявили, что 51,4% студентов (70,0% юношей и 50,5% девушек) находятся в состоянии умеренного и выраженного напряжения регуляторных систем, когда для адаптации к условиям окружающей среды организму требуется дополнительные функциональные резервы (ПАРС = 4—7). Студентам необходимо повысить внимание к здоровью, рекомендуется проведение оздоровительных и профилактических мероприятий.

У 14,6% студентов (20,0% юношей и 14,0% девушек) диагностировано состояние перенапряжения регуляторных систем, для которого характерна недостаточность защитно-приспособительных механизмов, их неспособность обеспечить адекватную реакцию организма на воздействие факторов окружающей среды (ПАРС = 8—10). Студентам требуются серьезные мероприятия в отношении своего здоровья, т.е. проведение углубленной диагностики и лечение возможных заболеваний.

34,0% студентов (10,0% юношей и 36,5% девушек) студентов имеют хорошее здоровье, не требующее дополнительных вмешательств, т.е. состояние оптимального напряжения регуляторных систем, необходимое для поддержания активного равновесия организма со средой (ПАРС = 0—3).

Выявлены статистически значимые тендерные различия (%2 = 14,73, р = 0,0397), показывающие, что у юношей преобладает высокий уровень активации симпатического звена, являющийся неспецифическим компонентом адаптационной реакции в ответ на различные стрессорные воздействия из внешней и внутренней среды.

Преобладающая численность молодежи с хорошим здоровьем, определяемым низкими значениями ПАРС, отмечена среди студентов 1 курса обучения (39,3%), а среди студентов 4 курса определено, что 30,0% нуждается в дополнительном диагностическом обследовании для обоснования высоких значений ПАРС.

Применяемый в данной работе ИМТ позволяет оценить недостаток или избыток массы тела, определить степень ожирения и дать характеристику пищевого статуса. Больше половины студентов (75,7%) имеют нормальное весо-ростовое соотношение и соответственно гармоничное физическое развитие. С недостаточной массой тела выявлено 10,7%, а с избыточной — 14,5%. Наибольшая численность молодежи с недостаточным

весом определена среди студентов 1 курса (21,4%), а с избыточным — среди студентов 4 курса (20,0%), среди последних отсутствуют юноши и девушки с ИМТ ниже нормы. На младших курсах отмечено большее расслоение молодежи по группам: от недостаточного веса до ожирения 3 ст., а студенты 4 курса обучения отличаются сближением значений ИМТ в диапазоне нормы и ожирения 1 ст.

В полученных результатах исследования выявили, что компонентный состав тела у студентов характеризуется более высокими средними значениями ЖМТ и более низкими значениями АКМ и ОВ. АКМ является характеристикой интенсивности обменных процессов в организме и применяется для выявления гиподинамии. АКМ содержит около 98—99% общего пула калия в организме и объединяет компоненты состава тела, подверженные наибольшим изменениям под действием питания, болезней и физических нагрузок. Содержание общей воды в норме в организме женщин составляет около 55%, а у мужчин — 60%. Вода опосредует процессы газообмена, переноса питательных веществ и вывода конечных продуктов метаболизма и др. Снижение уровня ОВ ниже нормы ведет к нарушению указанных механизмов жизнеобеспечения организма. 33,1% студентов имеют содержание ЖМТ% соответствующее воз-растно-половым нормативам, 0,9% студентов — ниже нормы, а 66,0% — выше нормы. 61,5% студентов, имеющих нормальные значения ИМТ, имеют избыточное количество ЖМТ, определенное методом биоимпеданса. Данный факт объясняется малоподвижным образом жизни и нерациональным питанием, ведущим к перераспределению компонентного состава тела — снижению доли АКМ и повышению ЖМТ.

Выводы

1. Самооценка здоровья среди студентов имеет высокие показатели, что характерно для лиц молодого возраста. Они мало обращают внимания на первые симптомы нездоровья, предупреждающие организм о возможных нарушениях.

2. Оценка соматического здоровья по методу Г.Л. Апанасенко свидетельствует, что 81,6% студентов имеют средний и высокий показатели физических возможностей.

3. Поданным анализа ПАРС 14,6% студентов нуждается в проведении углубленной диагностики

—--—

~ 496 ~

своего организма для выявления функциональных отклонений.

4. Изучение показателей массы тела у студентов с помощью ИМТ и биоимпеданса показало, что последний метод более информативен, в результате исследования выявили 61,5% студентов, имеющих нормальные значения ИМТ, но при этом у них отмечается избыточное количество ЖМТ, ведущее к перераспределению компонентного состава тела — снижению доли АКМ и повышению ЖМТ.

5. Состояние здоровья студентов, обучающихся на 4 курсе и определенное несколькими аспектами, имеет тенденции низкого качества, что предполагает проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на повышение мотивации студентов к ведению здорового образа жизни.

Таким образом, несмотря на высокую оценку собственного здоровья, у студентов остаются серьезные проблемы со здоровьем. Проведение комп-

лексных медицинских осмотров студентов Арзамасского филиала ННГУ на базе Центра здоровья позволяет на ранних этапах выявлять отклонения в состоянии здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения. Иваново, 2000.

2. Раевский Р.Т., Канишевский С.М. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. О.: Наука и техника, 2008.

3. Михайлова C.B., Карпова И.И., Чалкова Г.В., Титова М.Н., Любаев A.B. Оценка индивидуального здоровья студентов из различных социальных групп // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 1481.

4. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. СПб.: МГП «Петрополис», 1992.

5. Руднев С.Г., Соболева Н.П., Стерликов С.А. и др. Биоимпедансное исследование состава тела населения России. М.: РИО ЦНИИОИЗ, 2014.

EVALUATION OF THE HEALTH OF MODERN STUDENTS

S. V. Mihajlova, L.M. Zhizhenina, S.I. Volkova, N. V. Busarova, E.F. Malafeeva

National Research Nizhny Novgorod State University named N.I. Lobachevsky Arzamas branch

Annotation. For productive training and professional development of students is important to have good health, which in modern socio-economic environment is under great strain. Evaluation of different aspects of health allows you to get more information on the functioning of the body. The aim of the study is to identify trends in health status of students in modern conditions to optimize the learning process. To analyze the use of complex medical examinations 103 students of 18— 20 years on the basis of Health Center. The program included a survey questionnaire, anthropometric, bioimpedance, car-diointervalographic. Despite the self-esteem of their own health, the students are serious health problems. The comprehensive medical examinations of students on the basis of the Health Center allows early detect variations in health status.

Key words: students, training, physical fitness, BMI, PARS, component body composition.

REFERENCES

1. Mihajlov V.M. Variabel'nost' ritma serdca. Opyt prakticheskogo primenenija. Ivanovo, 2000.

2. Raevskij R.T., Kanishevskij S.M. Zdorov'e, zdo-rovyj i ozdorovitel'nyj obraz zhizni studentov. O., Nauka i tehnika, 2008.

3. Mihajlova S.V., Karpova I.I., Chalkova G.V., Tito-va M.N., Ljubaev A.V. Ocenka individual'nogo zdorov'ja

studentov iz razlichnyh social'nyh grupp. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, no. 1, pp. 1481.

4. Apanasenko G.L. Jevoljucija biojenergetiki i zdorov'ja cheloveka. St.Petersburg, MGP «Petropolis», 1992.

5. Rudnev S.G., Soboleva N.P., Sterlikov S.A. i dr. Bioimpedansnoe issledovanie sostava tela naselenija Ros-sii. Moscow, RIO CNIIOIZ, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.