3(19)2012
Экономика в АПК
ЭКОНОМИКА В АПК
V
УДК 339.631
ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ АПК РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ © 2012 г. Ю.А. Колосов, Г.А. Виноходова
Агропромышленный комплекс России формирует продовольственную и экономическую безопасность государства, создает условия развития сельских территорий. Агропромышленный комплекс Ростовской области является одним из ведущих в России. Концепция развития агропромышленного комплекса Ростовской области на период до 2020 года предусматривает инновационный вариант развития сельского хозяйства. В основе инновационного развития заложены государственная поддержка, учет результатов научноисследовательской деятельности, создание регионального инновационного центра.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, рентабельность, продовольственная безопасность, инвестиционные объекты, бюджетная поддержка, целевая программа.
The agro-industrial complex of Russia generates food and economic security of the state, creates conditions of the development of rural areas. Agro-industrial complex of the Rostov region is one of Russia's leading. The concept of development of the Rostov region agro-industrial complex for the period till 2020 provides innovative option of agriculture development. State support, accounting of research activity results, creation of the regional innovative center are at the heart of innovative development.
Key words: agro-industrial complex, profitability, food security, investment objects, budgetary support, target program.
Анализ сложившейся экономической ситуации в сельском хозяйстве и хода реализации Государственной программы был представлен в национальном докладе «О ходе и результатах реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Основные причины нынешних проблем в АПК состоят в следующем. Если в 90-е годы наблюдалось многократное падение инвестиций в сельское хозяйство, то за последние 10 лет в результате реализации Национального проекта «Развитие АПК» и путем наращивания заемных финансовых ресур-
сов они возросли примерно в 2,4 раза. В то же время финансовый кризис, сокращение государственной поддержки и неблагоприятные природно-климатические условия привели к снижению физического объема инвестиций. Рентабельность сельскохозяйственных организаций в 2008-2010 гг. оставалась с учетом субсидий немногим более 10%, а без их учета, то есть на рынке в 2009-2010 годах они в целом были убыточны [3].
Сельское хозяйство, как базовая отрасль и агропромышленный комплекс в целом, - это системообразующие отрасли экономики любой страны, которые формируют продовольственную и экономиче-
33
Вестник аграрной науки Дона
3(19)2012
скую безопасность государства, создают условия развития сельских территорий.
Агропромышленный комплекс Ростовской области является одним из ведущих в России. Сельхозугодия занимают 8,5 млн га, пашня - 5,8 млн га. Сельхозпроизводством занято 1,7 тысячи сельхозорганизаций, 12,9 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств, свыше 547 тысяч личных хозяйств. В аграрном секторе производится более 12 процентов валового регионального продукта.
Продовольственная безопасность региона обеспечена по зерну, подсолнечнику, картофелю, овощам, яйцам. Доля собственного производства по мясу составляет 88%, молоку - 89%, что соответствует доктрине продовольственной безопасности России.
При этом по производству мяса и молока область занимает 5-е место в Российской Федерации и 2-е в Южном федеральном округе; по производству яиц - 2-е место в Российской Федерации и 1 -е в Южном федеральном округе. Область выходит в лидеры по производству мяса птицы в России. Общий объем его производства составляет 179,1 тыс. тонн. Это выше плана на 16,1 процента.
В области ежегодно увеличивается сбор зерномасличных и овощных культур, производство мяса, молока и яиц.
Так, в 2011 году продукции сельского хозяйства произведено на 163,8 млрд рублей - темп роста по сравнению с 2010 годом составил 115,8%. В области собрано 7,9 млн тонн зерна, 1 млн 247,1 тонн масличных культур, 640 тыс. тонн овощей. Произведено мяса 373,5 тыс. тонн, молока - 1017,7 тыс. тонн, яиц - 1,69 млрд шт.
В прошлом году введены в эксплуатацию пять инвестиционных объектов, в том числе три - в сфере животноводства (два по птицеводству и один по свиноводству). В целом в агропромышленный комплекс привлечено инвестиций в объеме 14,8 миллиарда рублей. В 2011 году начата реализация 13 инвестпроектов со сроками реализации в 2013-2015 годах с общим объемом инвестиций порядка 51 миллиарда рублей.
В регионе создана система обеспечения сбыта и переработки сельскохозяй-
ственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, в форме некоммерческого партнерства «Аграрный рынок». Возросли налоговые отчисления сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК в сравнении с 2010 годом. В консолидированный бюджет области поступило 1,7 млрд рублей, что на 21,4% больше уровня 2010 года. В 2011 году рентабельность сельхозпроизводства с учетом государственной поддержки составила 18,9 процента, без учета государственной поддержки - 15,5 процента. Доля прибыльных предприятий составила 84,3 процента от общего числа сельхозорганизаций, что на уровне прошлого года. Сальдированный финансовый результат сельскохозяйственных организаций составил 3,7 млрд рублей.
Бюджетная поддержка АПК области за последние годы значительно увеличилась. Так, если до начала реализации нацпроекта бюджетные вливания в АПК составляли порядка 1,7 млрд руб. (из федерального и областного бюджетов), то к 2011 году они достигли более 6 млрд руб., т.е. увеличились в 3,6 раза. Темп роста в
2011 году по сравнению с 2010 годом составил 117,2%. В 2011 году в сравнении с 2010 годом возросло количество получателей из числа КФХ на 7% (табл. 1) [1].
В последние годы в нашей стране был принят ряд нормативно-законодательных актов по восстановлению и дальнейшему функционированию отрасли АПК, в частности, Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», приоритетный национальный проект «Развитие АПК», «Г осударственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года», федеральная целевая программа «Социальное развитие села до
2012 года», разработаны и реализуются отраслевые федеральные и региональные программы.
34
3(19)2012
Экономика в АПК
Таблица 1
Финансовая поддержка АПК области за счет бюджетных средств (млн рублей)
Виды поддержки 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Финансовая поддержка из федерального бюджета 732,4 1134,4 2423,0 2349,7 3767,4 3659 4597,1
Финансовая поддержка из областного бюджета, включая бюджетные кредиты 958,4 665,1 1618,1 657,7 694,5 1601,3 1565,5
Финансовая поддержка из федерального и областного бюджетов 1690,8 1799,5 4041,1 3007,4 4461,9 5260,3 6162,6
В Ростовской области принята Областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы.
Программа определяет цели и основные направления развития сельского хозяйства области на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий. В нее вошли все направления национального проекта, Государственной программы развития сельского хозяйства.
Областная программа также включает мероприятия по развитию конкуренции на продовольственном рынке и поддержку сельскохозяйственной и потребительской кооперации.
Основные направления государственной поддержки направлены на решение проблем, сложившихся в отрасли, стабилизацию финансово-экономического состояния сельхозтоваропроизводителей, насыщение продовольственного рынка качественными и экологически чистыми продуктами питания, обеспечение перерабатывающих предприятий сырьем отечественного производства, а также на развитие малого бизнеса и создание благоприятных условий жизни на селе.
Новым направлением государственной поддержки является техническая и технологическая модернизация сельского
хозяйства. Она включает приобретение сельхозтехники организациями АПК, фермерскими хозяйствами за счет привлечения кредитных ресурсов в коммерческих банках. Отдельно предоставляются субсидии на возмещение части затрат на приобретение современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники, произведенной в Ростовской области [4].
Вместе с тем необходима научнообоснованная система взглядов на перспективы развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства, ориентированная на решение задач национального уровня. Системный кризис 90-х годов прошлого столетия в России, последствия современного мирового экономического и финансового кризиса не способствовали формированию комплексного подхода к эффективной аграрной политике, позволяющей обеспечивать модернизацию и дальнейшее развитие АПК по инновационной модели, отвечающей требованиям социально ориентированной экономики.
Все это вызвало необходимость разработать научные основы Стратегии долгосрочного социально-экономического развития агропромышленного комплекса на период до 2020 года. Стратегия (научные основы) подготовлена во Всероссийском научно-исследовательском институте экономики сельского хозяйства с участием научно-исследовательских институтов отделения экономики и земельных отноше-
35
Вестник аграрной науки Дона
3(19)2012
ний Россельхозакадемии и одобрена на Общем годичном собрании Россельхозакадемии 17 февраля 2011 года [6].
Стратегия базируется на положениях Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции развития сельских территорий на период до 2020 года. В Стратегии учтены закономерности и современные тенденции функционирования АПК, опыт
и процессы, характерные для мирового сельского хозяйства, в том числе связанные с глобализацией и регионализацией экономик.
В Стратегии рассматриваются два варианта развития сельского хозяйства -инерционный и инновационный.
Производство основных видов продукции сельского хозяйства по первому (инерционному) варианту развития сельского хозяйства и по второму (инновационному) будет выглядеть так (табл. 2).
Таблица 2
Производство основных видов продукции по инерционному и инновационному варианту развития сельского хозяйства, млн т
Наименов ание 2005-2009 гг. 2009г. 2020 г. прогноз 2020 г. к 2009 г., %
в среднем 1 вариант 2 вариант 1 вариант 2 вариант
Зерно 88,5 97 115 120-125 119 124-129
Сахарная свекла 26,9 24,8 32 36 129 145
Поде о лнечник 6,5 6,4 7 7,5 109 117
Картофель 28,7 31,1 36 36,5 116 117
Овощи 12,1 13,4 16,5 17 123 127
Скот и птица (в живом весе) 8,8 9,9 11,5 14 116 141
Молоко 31,9 32,6 36 41 110 126
Яйца, щщд шт. 38,2 39,3 42 44 107 112
В инерционном варианте развития сельского хозяйства предполагается, что влияние сдерживающих развитие факторов не будет преодолено, темпы модернизации и перехода к новым условиям хозяйствования будут недостаточными для выполнения целевых установок Стратегии.
В то же время, чтобы удержать и сохранить темпы роста производства при этом варианте, по расчетам, объем инвестиций по всем источникам в сельское хозяйство за 2010-2020 гг. прогнозируется в размере 4,7 трлн руб., рентабельность сельскохозяйственного производства составит примерно 20%. В целом прирост валовой продукции сельского хозяйства в 2020 году по сравнению с 2009 годом составит 15%, а в среднегодовом исчислении
за этот период - 1,3-1,4%. Такие темпы и объемы не позволят достичь пороговых значений производства основных видов продукции, установленных Доктриной продовольственной безопасности страны.
Вариант модернизации и перехода к инновационному развитию (инновационный) предусматривает реализацию системы мер, заложенных в Стратегии для повышения конкурентоспособности АПК и социального развития сельских территорий, а также учет новых рисков и угроз. Для достижения этих целей объем инвестиций по всем источникам в сельское хозяйство за период до 2020 года должен достигнуть 5,7 трлн руб., в производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, - 1,2 трлн руб. Рентабельность сель-
36
3(19)2012
Экономика в АПК
скохозяйственного производства должна составить не менее 30%.
При этом варианте предстоит освоение в растениеводстве интенсивных технологий, основанных на обновлении парка тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (до 110-117 кг д.в. в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней. Естественно, предполагается переход на посев высокоурожайными сортами и гибридами, устойчивыми к болезням и вредителям, а по ряду культур - существенное расширение посевных площадей.
Инновационный вариант предусматривает ускоренное наращивание производства мяса и молока, повышение уровня потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении до порогового уровня, обеспечивающего продовольственную безопасность страны. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства. Темпы роста мяса крупного рогатого скота будут относительно низкими из-за беспрецедентного сокращения поголовья в предыдущие годы.
Согласно такому сценарию среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 года должен составить не менее 2,3-2,5%, а в конечном году ее объем вырастет по отношению к 2009 году в 1,3 раза. При этом производительность труда в сельском хозяйстве должна повыситься соответственно в 1,7 раза.
Согласно инновационному варианту развития, в нашем регионе разработана и утверждена Концепция развития агропромышленного комплекса Ростовской области на период до 2020 года [2].
В Концепции рассмотрены проблемы инновационного развития агропромышленного комплекса, которые заключаются, прежде всего, в том, что несмотря на проводимую исследовательскую работу аграрными научными (образовательными) учреждениями области, низкий уровень внедряемости существующих инновационных проектов и разработок заключается в
низкой платежеспособности сельхозтоваропроизводителей, а также консерватизме селян.
Многие темы научных исследований в научно-исследовательских институтах не связаны с проблемами АПК региона, вследствие чего существует недостаточная адаптация научных разработок для практического применения аграриями Ростовской области.
Для успешного инновационного развития необходимо сочетать меры государственной поддержки, направленные на стимулирование предложений по внедрению инноваций, с мерами, пропагандирующими инновационное технологическое развитие отрасли.
Перспектива инновационного развития АПК области планируется в осуществлении государственной поддержка сельхозтоваропроизводителей в области внедрения инновационных проектов. Так, Правительством Ростовской области утверждено Постановление «О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на внедрение инновационных проектов в сфере сельскохозяйственного производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции» [5]. В данном документе предусмотрено, что под инновационным проектом понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции.
Получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и индивидуальных предпринимателей), внедрившие в производство инновационный проект в текущем году.
Субсидии предоставляются в размере 50 процентов от затрат (без НДС) сельскохозяйственных товаропроизводителей на внедрение инновационных проектов в сфере сельскохозяйственного производства и
37
Вестник аграрной науки Дона
3(19)2012
(или) переработки сельскохозяйственной продукции.
Концепцией предусмотрено, что одной из приоритетных задач является обеспечение учета результатов научно-
исследовательской деятельности, полученных в первую очередь за счет государственного финансирования работ, и оперативного распространения информации о проведенных исследованиях и их результатах. Для решения данной задачи планируется ежегодное проведение конкурсов на выполнение научно-исследовательских работ для нужд агропромышленного комплекса региона. Ожидается, что в 2020 году ежегодное выполнение научно-исследовательских работ будет осуществляться по пяти темам. Направления научно-исследовательской деятельности ежегодно будут определяться решением секций научнотехнического совета минсельхозпрода области. Таким образом, будет скорректирована научная работа НИИ и вузов с учетом потребности агропромышленной отрасли области и создана система проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, адаптированных для практического применения.
Таким образом, для формирования региональной аграрной экономики необходим областной инновационный центр, который должен объединять как научноисследовательские, образовательные учреждения, так и предприятия АПК. Главная цель деятельности такого центра - демонстрация на производстве всех научных достижений в сфере агропромышленного комплекса.
Литература
1. Василенко, В.Н. Однажды восемь лет спустя:
http://www.molotro.ru/index.php?PageCode= don&id_article=2127 (дата обращения 29.05.2012).
2. Концепция развития агропромышленного комплекса Ростовской области на период до 2020 года (Утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 23.05.2012 № 425): Официальный портал Правительства Ростовской области http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=1 10741(дата обращения 29.05.2012).
3. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2010 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»: http://www.outdoor-
komitet.ru/index.php?ds=107039 (дата обращения 20.05.2012).
4. Областная долгосрочная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы (Утверждена постановлением Администрации Ростовской области от 30.11.2009 № 633): Официальный портал Правительства Ростовской области http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=8 1498(дата обращения 21.05.2012).
5. О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на внедрение инновационных проектов в сфере сельскохозяйственного производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции (Постановление Правительства Ростовской области от 20.01.2012 № 45): http://www.don
agro.ru/FILES/NAUKA/ZAK/Postanovlenie_i
nnovacii_№45_20.01.2012.pdf.
6. Стратегия социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (научные основы): http://www.vniiesh.ru/documents (дата обращения 21.05.2012).
Сведения об авторах
Колосов Юрий Анатольевич - д-р с.-х. наук, профессор, проректор по научной работе Донского государственного аграрного университета (п. Персиановский Ростовской области). Тел. +7-905-429-92-10.
Виноходова Г алина Александровна - канд. экон. наук, доцент кафедры финансов и кредита Донского государственного аграрного университета (п. Персиановский Ростовской области). Тел. 8-909-420-01-68.
38
3(19)2012
Экономика в АПК
Information about the authors
Kolosov Yuryi Anatolievich - Doctor of Agricultural Sciences, Pro-rector for Research of the Don State Agrarian University (v. Persianovskiy of Rostov region). Phone: +7-905-429-92-10.
Vinokhodova Galina Alexandrovna - Candidate of Economical Sciences, associate professor of the Finance and credit department, Don State Agrarian University (v. Persianovskiy of Rostov region). Phone: 8-909-420-01-68.
УДК 33.005
НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕПРЕССИВНОГО СОСТОЯНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
© 2012 г. В.Ф. Бирман, В.В. Бойко
На основе анализа статистических данных за первое десятилетие 2000-х годов показано депрессивное состояние экономики Республики Калмыкия в сравнении с другими соседними регионами. В то же время выявлены внутренние резервы республики в преодолении депрессивности и переходе к устойчивому росту и развитию. В основном эти резервы заключаются в дальнейшем наращивании производства мяса и молока.
Ключевые слова: депрессивное состояние региона, среднедушевой валовой региональный продукт, среднедушевое производство и потребление мяса и молока.
Based on the statistical data analysis for the first decade the economic depression of the Republic of Kalmykia in comparison with the neighboring regions is presented.
However internal reserves of the republic in overcoming depression and transition to the steady growth and development are revealed. These reserves are further increasing the production of meat and milk.
Key words: depression state of region, average per capita gross regional product, average per capita meat and milk production and consumption.
Депрессивное состояние большого числа сельских территорий Российской Федерации обусловливает актуальность научных работ, ориентированных на анализ реально сложившегося в них уровня депрессивности, оценку возможностей и путей ее преодоления [1, 2, 3].
Была предпринята попытка изучения показателей депрессивности Республики Калмыкия и оценки возможностей выведения этого региона на путь устойчивого социально-экономического развития. При выполнении указанной работы были использованы различные разделы статистического сборника «Регионы России», выпущенного в 2011 году (последнего по времени перед подготовкой данной статьи).
При изучении различных показателей рассчитывали и сравнивали рейтинги Республики Калмыкия по наиболее важным показателям, характеризующим уровень депрессивности региона и его возможно-
стей перехода к благоприятному экономическому развитию.
Сравнения проводили с соответствующими показателями регионов, расположенных в географической близости от Республики Калмыкия, - Ростовской областью, Ставропольским краем, Волгоградской и Астраханской областями, а также Республикой Дагестан. Кроме того, рассчитывали место, занимаемое Республикой Калмыкия в Южном федеральном округе, в состав которого она входит, среди всех южных регионов (в границах бывшего Южного федерального округа - ЮФО, из которого в 2010 году был выделен СевероКавказский Федеральный округ - СКФО) и в целом по Российской Федерации.
Прежде всего выявили рейтинг Республики Калмыкия по уровню среднедушевого валового регионального продукта. Рассчитанные показатели представлены в таблице 1.
39