Научная статья на тему 'Оценка рисков в логистической системе товародвижения пищевой продукции'

Оценка рисков в логистической системе товародвижения пищевой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
647
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ / THE LOGISTIC SYSTEM OF MOVEMENT OF FOOD / ОЦЕНКА РИСКОВ / RISK ASSESSMENT / БЕЗОПАСНОСТЬ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ / PRODUCT SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Датченко А. А.

В статье представлены основные методы оценки рисков в логистической системе, причинно-следственная диаграмма факторов, влияющих на безопасность продукции на всех этапах ее товародвижения в логистической системе, а также предлагается методика анализа рисков возникновения возможных опасностей в логистической системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the basic methods of risk assessment in the logistic system, the cause-and-effect diagram of factors that affect the product safety at all stages of its movement in the logistic system, and also the paper offers themethod of analysis of the risks of potential hazards in the logistic system.

Текст научной работы на тему «Оценка рисков в логистической системе товародвижения пищевой продукции»

А. А. Датченко

ОЦЕНКА РИСКОВ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ

ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация

В статье представлены основные методы оценки рисков в логистической системе, причинно-следственная диаграмма факторов, влияющих на безопасность продукции на всех этапах ее товародвижения в логистической системе, а также предлагается методика анализа рисков возникновения возможных опасностей в логистической системе.

Ключевые слова

Логистическая система товародвижения, оценка рисков, безопасность пищевой продукции.

A. A. Datchenko

RISK ASSESSMENT IN THE LOGISTIC SYSTEM OF MOVEMENT OF THE FOOD

Annotation

The paper presents the basic methods of risk assessment in the logistic system, the cause-and-effect diagram of factors that affect the product safety at all stages of its movement in the logistic system, and also the paper offers themethod of analysis of the risks of potential hazards in the logistic system.

Keywords

The logistic system of movement of food, risk assessment, product safety.

Глобализация экономики — одна из закономерностей мирового развития, представляющая собой процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую систему.

Следует отметить, что в современных условиях все острее проявляется проблема продовольственной безопасности в масштабах мировой, национальных и региональных экономик в триединстве таких аспектов, как продовольственная самообеспеченность стран и регионов, продовольственная независимость, а также безопасность продовольствия для здоровья, жизни населения и окружающей среды [1, с. 249252].

Одним из приоритетных направлений стратегии России в современных экономических условиях является повышение качества, безопасности и конкурентоспособности отечественной

продукции и услуг. Проблема качества и безопасности продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики государства [2].

Для решения проблемы качества и безопасности продукции и услуг в логистической системе предпринимаются определенные меры: создается законодательная база, разрабатываются стандарты, технические условия, методы контроля, применение и выполнение которых необходимо на всех этапах процесса товародвижения продукции, начиная от производства и заканчивая потреблением.

Вызовы сегодняшнего дня, касающиеся поставок пищевой продукции в логистической системе, являются очень сложными, так как охватывают все сферы деятельности, начиная от производ-

ства продукции (услуги), ее поставки и до реализации. В этих условиях производитель стремится обеспечить сбыт своей продукции и получить прибыль, а потребитель очень желает получить качественный и безопасный товар. Поэтому производитель должен постоянно осуществлять мероприятия, повышающие уровень качества и безопасности своей продукции и не только при обнаружении несоответствий, но и на более ранних этапах, оценивая риски возникновения потенциальных несоответствий.

Анализ риска безопасности пищевой продукции в логистической системе является перспективным направлением, так как методическая основа для оценки управления рисками, связанными с процессами реализации и потребления пищевой продукции в логистической системе, находится на этапе разработки и до конца не исследована.

Проведенный анализ оценки рисков, существующих в настоящее время, выявил два метода.

Первый метод представляет собой модель «галстук-бабочка», сущность которой заключается в описании и анализе пути развития опасного события от причин до последствий [3].

Второй — это матрица рисков, позволяющая оценить значение каждого выявленного риска для последующего принятия решения о снижении его уровня [4].

Оба метода могут применяться при оценке рисков в логистических системах. Нами предлагается использовать метод оценки рисков, основанный на выявлении потенциальных отказов. Его сущность заключается в предотвращении дефектов и отказов, их анализе на различных этапах: от проектирования системы до ее функционирования [5]. Предлагаемый метод оценки позволяет применить его при оценке рисков в логистической системе.

Процесс товародвижения продукции в логистической системе включает такие элементы, как производство, поставку, распределение (рис. 1).

Рисунок 1 — Схема товародвижения продукции в логистической системе

Составлен автором.

В каждой составляющей логистической системы могут возникнуть риски, снижающие ее безопасность. Так, в процессе производства могут возникнуть управленческие, информационные риски, а также риски, связанные с производством и хранением готовой продукции и др. Поставщик несет ответственность за риск утраты, недостачи, повреждения или порчи груза и др. Для торгового предприятия в качестве рис-

ков могут выступать снижение объема реализации, потеря качества и безопасности товара, непредвиденное снижение объема закупок и др.

На всех этапах товародвижения в логистической системе на безопасность продукции оказывают влияние различные факторы. Наиболее существенные из них представлены на причинно-следственной диаграмме (рис. 2).

1 — Безопасность процесса реализации: 1.1 — сырье, 1.1.1 — чистота сырья, 1.1.2 — свежесть сырья; 1.2 — оборудование, 1.2.1 — исправность оборудования, 1.2.2 — санитарное состояние; 1.3 — персонал, 1.3.1 — квалификация, 1.3.2 — ответственность; 1.4 — технологический процесс, 1.4.1 — бесперебойность процесса;

2 — Безопасность транспортировки: 2.1 — техническое состояние транспорта, 2.1.1 — исправность оборудования, 2.1.2 — своевременность обслуживания; 2.2 — условия транспортирования, 2.2.1- способ и условия погрузочно-разгрузочных работ, 2.2.2 — способ укладки в транспортном средстве, 2.2.3 — физико-химические свойства груза, 2.2.4 — объемно-массовые показатели, 2.2.5 — режим хранения груза; 2.3 — сроки транспортировки, 2.3.1 — ремонтные работы дороги, 2.3.2 — ДТП, 2.3.3 — скорость движения, 2.3.4 — пробки; 2.4 — погодные условия;

3 — Безопасность реализации: 3.1 — условия реализации, 3.1.1 — наличие комплекта униформы у персонала, 3.1.2 — размещение и укладка продуктов (при холодильном хранении), 3.1.3 — принципы товарного соседства; 3.2 — режим и условия хранения в торговом зале,

3.2.1 — доброкачественность поступающих на хранение продуктов, 3.2.2 — температура, 3.2.3 — ОВВ, 3.2.4 — циркуляция воздуха; 3.3 — санитарное состояние помещения, оборудования и инвентаря; 3.3.1 — своевременная обработка дезинфицирующими средствами,

3.3.2 — уборка; 3.4 — персонал; 3.4.1 — квалификация, 3.4.2 — ответственность

Рисунок 2 — Причинно-следственная диаграмма факторов, влияющих на безопасность продукции в логистической системе товародвижения

Составлен автором.

Представленные факторы могут оказать влияние в той или иной мере на безопасность объектов товародвижения. Поэтому необходимо постоянно проводить анализ рисков возникновения возможных опасностей в логистической

системе с целью уменьшения их влияния посредством управляющих мероприятий.

С целью оценки рисков предлагается применить методику в следующей последовательности:

- выявление всех потенциально возможных опасностей (учитывается опыт реальных действий и возможных ошибок персонала и т. д.);

- определение возможных неблагоприятных последствий от каждой потенциальной опасности;

- оценка рейтинга тяжести последствий для потребителя;

- выявление для каждого вида опасности всех потенциальных причин;

- определение рейтинга вероятности возникновения потенциальных причин;

- анализ существующих методов контроля, которые применяются в данный момент для устранения влияния опасностей для потребителя и которые должны предотвращать возникновение опасности либо снижать вероятность ее влияния, или обнаруживать опасность после проявления причины до того, как она оказала действие на потребителя;

- оценка для каждого метода контроля рейтинга обнаружения опасности;

- расчет приоритетного числа риска (риска потребителя — РП), позволяющего ранжировать потенциальные опасности по значимости. Приоритетное число следует определять по формуле:

РП = Т х в х О, (1)

где Т — рейтинг тяжести последствий для потребителя;

В — рейтинг вероятности возникновения потенциальных причин; О — рейтинг обнаружения опасности;

- определение перечня рекомендуемых действий, которые необходимы для снижения тяжести последствий или вероятности возникновения опасностей;

- повторная оценка значения рейтингов Т, В, О после выполнения управляющих мероприятий с последующим пересчетом приоритетного числа риска РП.

Рейтинг тяжести последствий (Т) по предлагаемой методике оценивается

по пятибалльной шкале, исходя из следующих вариантов:

1 — несущественное (практически не приводит ни к каким последствиям);

2 — низкое (наблюдается общее легкое недомогание);

3 — средняя тяжесть последствий (может диагностироваться как заболевание с необходимостью медикаментозного лечения в течение нескольких дней);

4 — существенное (наносится серьезный ущерб здоровью — потеря работоспособности на длительный период времени);

5 — катастрофическое (приводит к летальному исходу или инвалидности I группы).

Выявление потенциальных причин для каждого вида опасности производится на основе причинно-следственной диаграммы (см. рис. 2).

Рейтинг вероятности возникновения причины (В) оценивается исходя из следующих вариантов:

1 — крайне маловероятно;

2 — маловероятно;

3 — возможно;

4 — вероятно;

5 — весьма вероятно.

При оценке рейтинга обнаружения опасности (О) также применяется пятибалльная шкала, где 1 означает, что метод контроля абсолютно точно обнаружит проблему, а 5 — не сможет обнаружить проблему (или контроля вообще не существует).

Исходя из предложенных шкал, должна заранее устанавливаться критическая граница для приоритетного числа риска (РП), которая будет находиться в пределах от 10 до 13. Для опасностей, значение РП которых выше установленного (т. е. > 13), необходимо разрабатывать мероприятия по их минимизации или устранению. Полученные результаты анализа заносятся в таблицу 1 согласно представленной форме.

Таблица 1 — Результаты оценки рисков в логистической системе товародвижения

л н и о

н с а

в О

е яи

ы ви н тв

тс яд ое

еор лес « §

5 05 Г)

Н е Н

£ Ч —

ж ий ля яие т в те г тс и Я н

тлр

й с т еоо

РЧ В В

я

аа нн ти яч

ои рр

$ и со

3 и

ва ^ и я ти сн ое нв то ян

ок ри

ен вн

я

ыл до ор тт

ен

§ ®

к

у р

а н

ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о г н и т й е Р

В

я

кл се

ит Ри и

" ю

е р

т о

я и в т с й е

Новые значения

баллов

РП

Т В О

Составлена автором.

Предложенная методика оценки рисков может быть использована на любом этапе логистической системы — от производства до распределения.

С целью проверки предлагаемой методики нами были проведены предварительные исследования по оценке рисков безопасности продукции на последнем этапе ее товародвижения — на

этапе реализации. В качестве объекта товародвижения была выбрана скоропортящаяся пищевая продукция [6].

Результаты поэтапного проведения анализа рисков безопасности скоропортящейся продукции, согласно изложенной методике, представлены в таблицах 2, 3.

Таблица 2 — Оценка рисков безопасности процесса реализации скоропортящейся продукции

Опасность Вероятные последствия Т Вероятная причина В Методы контроля О Риск потребителя (РП)

Реализация без перчаток Микробиологическое загрязнение 2 Отсутствие контроля 4 Отчетность о получении униформы 3 24

Реализация с открытым волосяным покровом Чужеродное загрязнение продукта 1 Отсутствие контроля 3 Отчетность о получении униформы 3 9

Реализация с нарушенной плотностью упаковывания Микробиологическое загрязнение 2 Некачественный материал. Недостаточность физических усилий 5 Отсутствие контроля 5 50

Смешивание свежей продукции с остатками Микробиологическое загрязнение 2 Отсутствие контроля 4 Отсутствие контроля 5 40

Нарушение температурного режима хранения Предварительная порча. Микробиологическое загрязнение 3 Отсутствие контроля. Неисправность оборудования 4 Контроль исправности оборудования 2 24

Использование инвентаря с нарушенным санитарным состоянием Микробиологическое загрязнение 3 Отсутствие контроля 5 Обработка инвентаря дезинфицирующими средствами 4 60

Составлена автором.

Как видно из данных таблицы 2, все первоначальные значения РП для представленных опасностей имеют значения значительно большие критической границы и колеблются в пределах

Как видно из данных таблицы 3, после того как были выполнены управляющие мероприятия, снова пересчиты-вались значения рейтингов Т, В, О, которые показали значения ниже критической границы (4 < 10 и 6 < 10).

Проведенный анализ оценки рисков безопасности скоропортящейся продукции на этапе реализации показал, что вероятные опасности имеют высокий риск для потребителя, поэтому работникам и ответственным лицам необходимо проводить предварительный выборочный контроль качества и безопасности продукции.

В заключении необходимо отметить, что предлагаемая методика оценки рисков в логистической системе товародвижения пищевой продукции позволяет достичь следующих позитивных результатов: совершенствовать процессы в логистической системе, повысить безопасность реализуемого продукта, а

от 18 до 60. Следовательно, для данных опасностей необходимо осуществить действия, направленные на снижение рисков РП (табл. 3).

также степень удовлетворенности потребителя.

Библиографический список

1. Лалаян, Г. Г. Глобализация мировых экономических процессов и ее влияние на обеспечение продовольственной безопасности России // Молодой ученый. — 2013. — № 4.

2. Датченко, А. А., Гиссин, В. И. Качество и безопасность пищевой продукции в логистической системе товародвижения // Trends of modern science : Materials of X International scientific and practical conference (May, 30 — June, 7, 2014). — Sheffield : Science and education LTD. — Vol. 6. Economic science.

3. Hudson, P. T. W., Guchelaar, H.-J. Risk assessment in clinical pharmacy // Pharm World Sci, Kluwer Academic Publishers. — 2003. — № 25 (3).

Таблица 3 — Результаты проведения управляющих действий в процессе реализации скоропортящейся продукции

Действия Новые значения баллов РП

Т В О

Проведение выборочного контроля продукции перед процессом реализации 2 1 2 4

Работа с персоналом 2 1 2 4

Контроль за качеством материала. Контроль за герметичностью. Проведение выборочного контроля продукции перед процессом реализации 2 1 2 4

Проведение выборочного контроля продукции перед процессом реализации 2 1 2 4

Проведение выборочного контроля продукции перед процессом реализации 3 1 2 6

Обеспечение контроля за санитарным состоянием, отчетность. Проведение выборочного контроля продукции перед процессом реализации 3 1 2 6

Составлена автором.

4. Руководство по управлению рисками / ООО «РОУЗВУД ШИЛЛИНГ». Версия 01. Издание 2012.

5. ГОСТ Р 51814.2-2001 «Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов».

6. Датченко, А. А., Гиссин, В. И. О формировании безопасности процессов товародвижения пищевых продуктов в логистической системе // Управление логистическими системами: глобальное мышление — эффективные решения : материалы междунар. науч,-практ. юбилейного X Южно-Российского логистического форума (10-11 октября 2014 г.). — Ростов н/Д : ИПК РГЭУ (РИНХ), 2014. — Т. I.

Bibliographic list

1. Lalayan, G. G. The globalization of world economic processes and its influence on food security of Russia // Young scientist. — 2013. — № 4.

2. Datchenko, A. A., Gissin, V. I. Quality and food safety in logistic system

of stock movement // Trends of modern science : Materials of the X International scientific and practical conference (May, 30 — June, 7, 2014). — Sheffield : Sci-ence-and education LTD. — Vol. 6. Economic science.

3. Hudson, P. T. W., Guchelaar, H.-J. Risk assessment in clinical pharmacy // Pharm World Sci, Kluwer Academic Publishers. — 2003. — № 25 (3).

4. Risk Management Guide / LLC «ROSEWOOD SHIPPING». Version 01. Edition: 2012.

5. GOST R 51814.2 — 2001 «Quality systems for automotive industry. Method for potential failure mode and effects analysis».

6. Datchenko A. A., Gis sin, V. I. About formation of safety of stock movement of products in logistic system // Management of logistics systems: global thinking — effective solutions : Materials of the international scientific-practical anniversary X South Russian Logistics Forum (10-11, October 2014). — Rostov-on-Don : PPC of RSUE (RINH), 2014. — Vol. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.