Научная статья на тему 'Оценка результативности портовых особых экономических зон: методический подход'

Оценка результативности портовых особых экономических зон: методический подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТОВЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / КРИТЕРИИ / PORT SPECIAL ECONOMIC ZONES / PRODUCTIVITY / CRITERION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быкова Елена Николаевна

В статье освещены проблемы определения результативности создания и развития портовых особых экономических зон. Представлена методика расчета качественных и количественных критериев оценки результативности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article problems of definition of productivity of creation and development of port special economic zones are covered. The design procedure of qualitative and quantitative criteria of an estimation of productivity is presented.

Текст научной работы на тему «Оценка результативности портовых особых экономических зон: методический подход»

|Выпуск4

УДК 3977 Е. Н. Быкова,

ФГОУ ВПО «Московская государственная академия водного транспорта»

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПОРТОВЫХ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН: МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД

ESTIMATION OF PRODUCTIVITY OF PORT SPECIAL ECONOMIC ZONES:

THE METHODICAL APPROACH

В статье освещены проблемы определения результативности создания и развития портовых особых экономических зон. Представлена методика расчета качественных и количественных критериев оценки результативности.

In article problems of definition ofproductivity of creation and development ofport special economic zones are covered. The design procedure of qualitative and quantitative criteria of an estimation ofproductivity is presented.

Ключевые слова: портовые особые экономические зоны, результативность, критерии.

Key words: port special economic zones, productivity, criterion.

КЛЮЧЕВЫМ направлением развития портового хозяйства России является создание портовых особых экономических зон (ПОЭЗ). Создание и функционирование портовых особых экономических зон в полной мере отражает широкий спектр факторов влияния транспорта на экономическое и социальное развитие страны, ее региональное выравнивание, обеспечивающее реабилитацию депрессивных территорий и создающее дополнительный импульс региональным точкам роста. При этом потенциал портовых особых экономических зон обусловливает их значимость как эффективного способа решения ряда ключевых проблем модернизации и развития экономики России:

— привлечение инвестиций. Например, в уже созданной ПОЭЗ в Хабаровском крае (срок реализации проекта 49 лет — с 2008 до 2056 г.) планируется привлечение инвестиций в развитие портовой инфраструктуры в размере 20,4 млрд руб.;

— диверсификация экономики, то есть ликвидация ее моноструктурного характера и сырьевой ориентации;

— преодоление инфраструктурных ограничений роста. Так, функционирование ПОЭЗ в Хабаровском крае за период реализа-

ции проекта позволит увеличить грузооборот минимум до 25-30 млн т, ПОЭЗ в Мурманске обеспечит рост грузооборота до 100 млн т; в результате реализации Мурманской ПОЭЗ доля транспорта в ВРП вырастет в два раза;

— переориентация экономической стратегии на экспортную специализацию, ведущую к активизации внешней торговли, реализации транзитного потенциала страны;

— увеличение бюджетных поступлений. Так, ПОЭЗ в Хабаровском крае обеспечит рост суммарных доходов бюджета на 427 млрд

руб. [1].

Многоплановое влияние портовых особых экономических зон на экономическое и социальное развитие страны должно найти отражение в оценке их результативности. При этом под результативностью в данном контексте понимается уровень достижения целей создания ПОЭЗ.

В настоящее время проблема оценки результативности ПОЭЗ находится в стадии становления. В науке, практике и законодательно-нормативном поле России следует выделить лишь отдельные источники, которые содержат ряд общих или частных позиций в отношении этой проблемы. Среди них следует отметить разработанный Минэкономразвития России общий подход к формированию кри-

териев и оценки результативности и эффективности инвестиционных проектов в рамках зон [2]; научные работы М. В. Лозовской [3]; разработанную Российским экономическим университетом им. Г. В. Плеханова методику контроля и мониторинга реализации проектов особых экономических зон. В целом названные нормативные и научные материалы в силу ограниченности их целей и задач (по отношению к исследуемой проблеме) могут лишь частично использоваться при обосновании методических положений по оценке результативности портовых особых экономических зон.

Такая оценка должна осуществляться на основе следующих принципов:

— соответствие проекта портовых особых экономических зон стратегии развития транспорта России и стратегическим приоритетам развития экономики страны в целом и ее регионов;

— комплексный подход, отражающий многообразие влияния портовых особых экономических зон на экономическое развитие страны;

— использование системы качественных и количественных критериев оценки результативности и их аккумуляция в интегральную оценку результативности;

— выделение показателей непосредственных и конечных количественных результатов, отражающих влияние ПОЭЗ на региональную и национальную экономику.

Таким образом, формирование оценки результативности портовых особых экономических зон на основе названных принципов предполагает выделение такой оценки на основе качественных и количественных критериев и интегральной оценки.

Оценка результативности портовых особых экономических зон на основе качественных критериев (/*1) осуществляется в соответствии с формулой

Рг =

£1, ■ 100%

(1)

где 1 — балл оценки (значимость) /-го качественного критерия (варьируется от 0 до 1);

К — общее число качественных критериев;

К — число критериев, неприменимых к конкретной портовой особой экономической зоне.

Оценка результативности портовых особых экономических зон на основе количественных критериев (Р2) рассчитывается по следующей формуле:

л=Е2,ч%. (2)

где 2/ — балл оценки (значимость) /-го количественного критерия;

й. — весовой коэффициент /-го количественного критерия, в %; при этом сумма весовых коэффициентов по всем количественным критериям составляет 100 %.

Значимость каждого из количественных и качественных критериев определяется на основе балльной системы оценки по каждому из указанных критериев. При этом вводимый балл предлагаемой оценки варьируется от 0 до 1. Высший балл, равный 1, отвечает требованиям законодательно-нормативных актов по исследуемой проблеме.

Интегральная оценка результативности портовых особых экономических зон (Р ) оп-

г 4 инт7

ределяется как средневзвешенная сумма оценок результативности на основе качественных и количественных критериев по следующей формуле:

Р = 0,2Р. + 0,8Р2 %, (3)

инт ’ 1 ’ 2 ’ 4 '

где 0,2 и 0,8 — весовые коэффициенты оценок результативности на основе качественных и количественных критериев соответственно1.

Корректность оценок результативности портовых особых экономических зон определяется существенностью и полнотой качественных и количественных критериев результативности.

Оценку результативности портовых особых экономических зон предлагается осуществлять на основе следующих качественных критериев:

1. Наличие четко сформулированной цели и задач мегапроекта ПОЭЗ2 с определением показателей результатов его осущест-

1 Использованы рекомендации, предусмотренные нормативными документами по оценке результативности и эффективности расходов федерального бюджета.

2 Портовые особые экономические зоны рассматри-

ваются в современной теории и практике как государ-

ственные мегапроекты.

Выпуск4

|Выпуск4

вления. Высший балл (равный 1) по данному критерию присваивается, если в концепции ПОЭЗ и обосновании экономической целесообразности объемов и сроков осуществления строительства (реконструкции) портового комплекса представлена четкая формулировка конечных социально-экономических результатов реализации мегапроекта и определены характеризующие их количественные показатели1.

2. Соответствие цели мегапроекта ПОЭЗ приоритетам и целям, определенным в прогнозах и программах социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегии развития транспорта до 2030 г. Балл, равный 1, присваивается проекту, если его цель соответствует одному из приоритетов и целей в указанных документах.

3. Соответствие цели ПОЭЗ приоритетам и целям, определенным в долгосрочных (федеральных), региональных и ведомственных целевых программах (ДЦП, РЦП, ВЦП). Обоснованием комплексного подхода к реализации конкретной проблемы в рамках мегапроекта ПОЭЗ (балл, равный 1) является соответствие цели проекта портовой особой экономической зоны задаче программного мероприятия, решение которой обеспечивает реализация проекта.

4. Необходимость строительства (реконструкции) портовой инфраструктуры в ПОЭЗ только в рамках государственно-частного партнерства. Балл, равный 1, присваивается проектам в рамках мегапроекта, по которым финансирование портовой инфраструктуры осуществляется совместно государством и бизнесом.

5. Расширение спектра деятельности портового хозяйства и изменение статусов территории портов в соответствии с измене -нием таможенного режима. Балл, равный 1, присваивается мегапроектам, функционирование которых обеспечивает развитие комплекса услуг в портовой ОЭЗ, соответствующее законодательным требованиям (осуществление диверсификации деятельности резидентов ПОЭЗ).

1 Конечные социально-экономические результаты реализации мегапроекта — эффект для потребителей и производителей, получаемый от реализации товаров, работ или услуг, произведенных после осуществления проекта ПОЭЗ.

6. Обоснование факторов необходимости создания конкретной ПОЭЗ. Типичным примером является создание ПОЭЗ в Хабаровском крае и в Мурманске, где представлено обоснование этих факторов. Балл, равный 1, присваивается при наличии концепции, в которой отражены цели создания ПОЭЗ, отвечающие законодательству, определена невозможность их реализации без режима зонирования, а также идентифицированы факторы, отражающие особенности конкретной ПОЭЗ.

7. Обоснование обязательности государственного и муниципального софинансирова-ния строительства или реконструкции порта и графика поступления государственных и муниципальных инвестиций. Балл, равный 1, присваивается мегапроекту, в концепции которого осуществлено обоснование государственного софинансирования объектов портовой инфраструктуры, отражены объемы государственного (муниципального) софи-нансирования и заключено соглашение между региональными властями и ОАО «ОЭЗ» о создании на территории региона ПОЭЗ, предусматривающее график поступления государственных и муниципальных инвестиций.

8. Целесообразность привлечения иностранных консалтинговых компаний для разработки концепции ПОЭЗ. Балл, равный

1, присваивается, если консалтинговая компания побеждает в конкурсе по разработке концепции зоны; при этом в рамках конкурса принимают участие российские консалтинговые компании, имеющие практический опыт деятельности в этом направлении.

9. Наличие деловой, социальной инфраструктуры ПОЭЗ. Балл, равный 1, присваивается мегапроекту, в рамках которого сформированы инфраструктурные объекты деловой и социальной направленности не менее чем на 50 %.

10. Обосновано использование при реализации мегапроекта ПОЭЗ дорогостоящих строительных материалов, машин и оборудования. Балл, равный 1, присваивается, если:

а) заявителем обоснована необходимость использования дорогостоящих строительных материалов, дорогостоящих машин и оборудования; б) отношение сметной стоимости объекта капитального строительства/

реконструкции к проектируемой мощности объекта не более чем на 5 % превышает значение соответствующего показателя по проекту-аналогу; в) отношение сметной стоимости объекта капитального строительства к общей площади объекта капитального строительства не более чем на 5 % превышает значение соответствующего показателя по проекту-аналогу. В качестве проекта-аналога должен использоваться проект, реализуемый (или реализованный) без использования дорогостоящих строительных материалов, машин и оборудования, или (в случае необходимости их использования) проект-аналог, доля дорогостоящих материалов в общей стоимости строительно-монтажных работ и/или доля дорогостоящих машин и оборудования в общей стоимости машин и оборудования которого не превышает значения соответствующих показателей по рассматриваемому проекту.

11. Реализация на территории ПОЭЗ кластерного подхода. Балл, равный 1, присваивается мегапроекту, в рамках которого сформирован отраслевой кластер, обеспечивающий эффективное развитие региональной экономики.

12. Повышение качества жизни населения ПОЭЗ. Балл, равный 1, присваивается мегапроекту, в рамках которого:

— средняя заработная плата работников превышает среднюю заработную плату по региону, в котором расположена ПОЭЗ;

— индекс обеспечения населения жильем выше, чем региональный индекс;

— уровень профессиональных форм заболеваемости ниже, чем в регионе;

— уровень безработицы в пределах ПОЭЗ ниже, чем в регионе;

— имеются образовательные учреждения разного уровня.

Оценка результативности портовых особых экономических зон на основе количественных критериев в соответствии с выделенными принципами предусматривает выделение показателей непосредственных и конечных результатов. Такие критерии по отношению к ПОЭЗ разработаны на основе анализа концепций развития созданных портовых зон и их влияния на основные социальноэкономические показатели развития региона и страны. Результаты проведенного анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Рекомендуемые количественные показатели, характеризующие результаты реализации ПОЭЗ

Объекты Количественные показатели, характеризующие непосредственный результат Количественные показатели, характеризующие конечный результат

1. Инфраструктура портового хозяйства: строительство (реконструкция) морских и речных портов, портопунктов и причалов Общие показатели для всех ОЭЗ: 1. Мощность объекта (объем перевозимых грузов, т). 2. Общая площадь объекта. Специфические показатели для ПОЭЗ: 1. Объем привлеченных инвестиций в ПОЭЗ, из них частных (отечественных и иностранных). 2. Количество резидентов ПОЭЗ (отечественных, иностранных). 3. Рост промышленного производства в ПОЭЗ. 4. Объем переработки водных биоресурсов в ПОЭЗ 1. Объем (увеличение объема) грузооборота водного транспорта (т, т/км в год), рост ВРП. 2. Сокращение времени пребывания грузов в пути. 3. Количество созданных рабочих мест (единиц). 4. Рост инвестиционной привлекательности региона (повышение инвестиционного рейтинга региона, в баллах). 5. Развитие инфраструктуры региона (рост доли транспорта в ВРП, в %). 6. Индекс промышленного производства в ПОЭЗ, в %

Выпуск 4

|Выпуск4

Таблица 1 (Окончание)

2. Социальные объекты: — строительство (реконструкция) учреждений здравоохранения; — строительство (реконструкция) учреждений образования; — строительство (реконструкция) учреждений культуры и спорта 1. Мощность объекта: количество койко-мест, количество посещений в смену. 2. Общая площадь здания. 1. Мощность объекта, количество мест. 2. Общая площадь здания. 1. Мощность объекта количество мест, тыс. чел. 2. Общая площадь здания 1. Количество создаваемых (сохраняемых) рабочих мест. 2. Рост обеспеченности медицинскими и образовательными услугами населения. 3. Рост обеспеченности территории зоны местами в учреждениях культуры и спорта

3. Жилищные объекты: — жилые дома; — офисные (административные) здания; — здания вузов; — береговые сооружения для защиты от наводнений, противооползневые сооружения; — объекты коммунальной инфраструктуры (объекты водоснабжения, водоотведения, тепло-, газо- и электроснабжения) 1. Общая площадь объекта. 2. Количество квартир. 1. Общая площадь объекта. 2. Строительный объем, куб. м. 1. Количество учебных мест. 2. Общая площадь объекта. 1. Общая площадь (объем) объекта. 1. Мощность объекта в соответствующих натуральных единицах измерения. 2. Размерные характеристики объекта 1. Обеспечение жильем сотрудников, работающих на территории ПОЭЗ. 1. Обеспечение комфортных условий труда работников, площадь здания на 1 чел. 1. Количество созданных (сохраненных) учебных мест. 1. Общая площадь защищаемой от наводнения (оползня) береговой зоны. 2. Предотвращенный экономический ущерб, млн руб. 1. Увеличение уровня газификации региона, в % к ситуации до реализации мегапроекта. 2. Увеличение уровня водоснабжения и электроснабжения, в % к ситуации до реализации мегапроекта

Весовые коэффициенты количественных критериев определяются в соответствии с нормативными актами по оценке эффективности

использования средств бюджетов соответствующего уровня, средства которых привлечены для реализации проектов в рамках ПОЭЗ (табл. 2).

Таблица 2

Значения весовых коэффициентов количественных критериев, %

1182^

№ Критерий %

1 Значения количественных показателей строительства / реконструкции инфраструктуры порта 35

2 Значения количественных показателей строительства / реконструкции социальных объектов ПОЭЗ 15

3 Значения количественных показателей строительства / реконструкции жилищных объектов ПОЭЗ 15

4 Отношение сметной стоимости мегапроекта к значениям количественных показателей результатов его реализации 35

Определение баллов оценки по каждому из количественных критериев предлагается осуществлять следующим образом.

1. Критерий — значения количественных показателей (показателя) строительства/реконструкции инфраструктуры порта. Для присвоения балла, равного 1, в концепции зоны значения количественных показателей результатов реализации мегапроекта должны отвечать следующим требованиям:

а) наличие показателя (показателей), характеризующих непосредственные (прямые) результаты реализации мегапроекта (мощность объекта капитального строительства, общая площадь объекта, общий строительный объем) с указанием единиц измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения;

б) наличие не менее трех показателей, характеризующих конечные социально-экономические результаты реализации мегапроекта.

2. Критерий — значения количественных показателей (показателя) строительства/реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Для присвоения балла, равного 1, в концепции зоны значения количественных показателей результатов реализации мегапроекта должны отвечать следующим требованиям:

а) наличие показателя (показателей), характеризующих непосредственные (прямые) результаты реализации инвестиционного проекта (мощность объекта капитального строительства, общая площадь объекта, общий строительный объем) с указанием единиц измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) наличие не менее одного показателя, характеризующего конечные социальноэкономические результаты реализации проекта.

3. Критерий — значения количественных показателей (показателя) строительства/реконструкции объектов жилищной инфраструктуры. Для присвоения балла, равного 1, в концепции зоны значения количественных показателей результатов реализации

мегапроекта должны отвечать следующим требованиям:

а) наличие показателя (показателей), характеризующих непосредственные (прямые) результаты реализации инвестиционного проекта (мощность объекта капитального строительства, общая площадь объекта, общий строительный объем) с указанием единиц измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения;

б) наличие не менее одного показателя, характеризующего конечные социальноэкономические результаты реализации проекта.

4. Критерий — отношение сметной стоимости мегапроекта к значениям количественных показателей (показателя) результатов его реализации. Балл, равный 1, присваивается проекту, если отношение сметной стоимости объекта строительства/ реконструкции к количественным показателям (показателю) результатов реализации проекта не превышает значения аналогичного показателя по проектам-аналогам. Балл, равный 0,5, присваивается проекту, если отношение сметной стоимости предлагаемого объекта строительства/реконструкции к его количественным показателям (показателю) превышает значение указанного отношения по проекту-аналогу не более чем на 5 %.

Балл, равный 0, присваивается проекту, в случае если отношение сметной стоимости предлагаемого объекта строительства/реконструкции к его количественным показателям (показателю) превышает значение указанного отношения по проекту-аналогу более чем на 5 % хотя бы по одному показателю.

Оценки результативности создания портовой особой экономической зоны на основе количественных и качественных критериев формируют в соответствии с формулой (3) интегральную оценку результативности создания ПОЭЗ. При этом следует отметить, что в дальнейшем в процессе функционирова-^^183 ния ПОЭЗ эти оценки систематически корректируются, отражая фактически достигнутые результаты по совокупности предложенных критериев, соответствия достигнутых результатов целевым ориентирам.

Выпуск4

|Выпуск4

Список литературы

1. Концепция международного многопрофильного портового и судоремонтного центра ПОЭЗ «Советская гавань» / Мин-во эконом. развития и внешних связей Хабаровского края. Проекты концепций ПОЭЗ в Мурманске и Ульяновске [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http:/www.special_economic_zones

2. Об утверждении Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения: Приказ Мин-ва эконом. развития Рос. Федерации от 24 февр. 2009 г. № 58.

3. Лозовская М. В. Определение направлений совершенствования методов оценки эффективности функционирования особой экономической зоны в Калининградской области / М. В. Лозовская [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://bief.ru/wp-content/uploads/2010/09/418. pdf.

УДК 65.012:656.615 Т. Н. Тимченко

канд. экон. наук, доцент, докторант, СПГУВК

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

THE SYSTEM APPROACH TO THE CORPORATE GOVERNANCE SOLUTION OF A PROBLEM ON SEA TRANSPORT

В статье обобщен мировой опыт корпоративного управления и проведена сравнительная оценка различных моделей. Определена необходимость системного подхода при формировании системы корпоративного управления на морском транспорте. Сформированы основные подсистемы корпоративного управления крупными судоходными компаниями.

In article world experience of corporate governance is generalized and the comparative estimation of various models is сarried out. The necessity of the system approach is defined in formation of corporate governance system on sea transport. The basic subsystems of corporate governance are generated by the large shipping companies.

Ключевые слова: модель управления, корпоративное управление, синергетический эффект, подсистемы управления, морской транспорт.

Key words: management model, corporate governance, synergistic effect, subsystems of management, sea transport.

184]

ОРГАНИЗАЦИОННЫХ формах зарубежного бизнеса сложились три основных юридических подхода к созданию форм хозяйственных субъектов: англо-американский, германский и японский.

Основная отличительная черта англо-американской модели состоит в том, что

только акционеры имеют право влиять на принятие стратегических решений организации. Менеджеры и работники в эту группу не входят, они должны только выполнять установки владельцев — обычно это получение максимума дохода на акцию. Однако менеджеры имеют свои дополнительные интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.