Калашников Виктор Дмитриевич - д-р экон. наук, зам. председателя правительства Хабаровского края - министр экономического развития и внешних связей края (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
Григорьева Валентина Вениаминовна - зам. министра экономического развития и внешних связей края - начальник Управления по координации развития особых экономических зон и комплексных проектов (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 32 85 92
Первый морской порт «Советская Гавань» как специальная
экономическая зона
Эта статья посвящена анализу результатов правительственных мер в развитии специальной экономической зоны «Советская Гавань». Дается характеристика проектов развития энергетической и транспортной инфраструктур. Показана роль проекта как одного из пунктов экономического роста на Дальнем Востоке России.
Ключевые слова: Советская Гавань, порт, специальная экономическая
зона.
V.D. Kalashnikov V.V. Grigor'eva
The first sea port "Sovetskaya Gavan" as the special economic zone
This article is devoted to the analysis of the results of the governmental measures in developing of the port special economic zone "Sovetskaya Gavan". The characteristic of integration projects of the energy and transport infrastructure development is given. The role of the project as a point of economic growth in the Far East of Russia is revealed.
Keywords: Sovetskaya Gavan, port, special economic zone.
Первая морская особая экономическая зона портового типа
«Советская Гавань»
В посткризисный период восстановления экономической стабильности государства крайне важным становится применение новых инструментов привлечения частных инвестиций в проекты территориального развития.
31 декабря 2009 г. Правительством Российской Федерации было принято Решение о создании первой в России морской портовой особой экономической зоны «Советская Гавань» (далее - ПОЭЗ) площадью 290 га (с последующим расширением до 450 га). Данное событие выступило новой вехой в развитии особых экономических зон как инструмента реализации
инвестиционных проектов комплексного освоения территорий на условиях государственно-частного партнерства.
Развитие ПОЭЗ «Советская Гавань» является стратегически важной задачей для всех уровней власти - Правительства Российской Федерации, правительства Хабаровского края и администрации Советско-Гаванского муниципального района, - поскольку на данной территории расположен конечный пункт БАМа, здесь стыкуются пути железнодорожного, автомобильного и водного транспорта.
С момента принятия постановления Правительством Российской Федерации, правительством Хабаровского края и администрацией Советско-Гаванского муниципального района совместно проделана необходимая работа. Фундаментом для организации взаимодействия трех сторон стало подписание 30 января 2010 г. Генерального соглашения о создании ПОЭЗ. Основным рабочим документом, обязательным для взаимодействия и упорядочения процессов создания и развития ПОЭЗ, является утвержденный комплекс мероприятий по развитию ПОЭЗ и порядку их финансирования.
Для координации взаимодействия заинтересованных сторон и осуществления контроля за ходом создания и развития важного для края комплексного проекта губернатором края создана постоянно действующая комиссия под руководством вице-губернатора края С.В. Щетнёва.
Немаловажным и ответственным моментом в формировании портовой зоны явилось утверждение ее границ и определение земельных участков под площадки развития, поскольку в рамках федерального законодательства предусмотрен ряд ограничений и требований. Эти вопросы неоднократно обсуждались коллегиально на заседаниях комиссии.
Наиболее благоприятными для первой очереди развития были выбраны и утверждены свободные от обременений земельные участки на мысе Мария и мысе Муравьева (площадью 290 га), на которых прошли инвентаризационные мероприятия, они подготовлены и переданы уполномоченному органу по управлению особыми экономическими зонами - Минэкономразвития России.
Дополнительным соглашением о делегировании отдельных полномочий по управлению ПОЭЗ правительству края переданы полномочия по обеспечению проведения экспертизы проектной документации и выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов на территории ПОЭЗ.
Управляющей компанией ОАО «Особые экономические зоны» при участии правительства Хабаровского края, администрации Советско-Гаванского муниципального района разработан и утвержден в сентябре 2011 г. основополагающий документ - Концепция создания и развития ПОЭЗ (далее - Концепция), подготовлена схема функционального зонирования с охватом всей площади ПОЭЗ в 450 га. Концепция служит переходным звеном между теоретическим планированием действий органов
государственной власти и реальным их осуществлением. Это определяющий документ.
В качестве стратегических задач по созданию в ПОЭЗ «Советская Гавань» специализированных производственных и стивидорных мощностей необходимо выделить следующее:
- создание новых перегрузочных мощностей для перевалки экспортного грузопотока, формируемого в районе тяготения Байкало-Амурской магистрали, в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона;
- локализация и развитие в Российской Федерации судостроения/судоремонта;
- создание современных производств глубокой переработки водных биологических ресурсов.
Утверждение Концепции открывает дорогу к превращению территории в инвестиционную площадку с необходимой инфраструктурой водо- и энергоснабжения, автодорог, таможенных терминалов. Создание ПОЭЗ планируется начать с южной части залива Советская Гавань с размещением специализированного перегрузочного комплекса железной руды, контейнерного и зернового терминалов.
На следующем этапе с расширением железнодорожной инфраструктуры и окончанием строительства автодороги «Хабаровск -Лидога - Ванино» по направлению к северной части планируется развитие порта с широкой линейкой терминалов для разных типов грузов: навалочных, наливных, контейнерных и др. За счет увеличения грузооборота и количества судозаходов возрастет объем судоремонтных работ, спрос на судостроение, снаряжение и бункеровку судов.
В рамках умеренного сценария развития ПОЭЗ планируемый объем вложения инвестиций к 2030 г. составит 87,8 млрд. руб., в том числе государственных инвестиций - 35,5 млрд. руб.
В текущем году управляющая компания ОАО «Особые экономические зоны» приступила к разработке Проекта планировки и плана обустройства ПОЭЗ, а также формированию перечня инфраструктурных объектов к строительству в ПОЭЗ.
Главным преимуществом для привлечения инвесторов (в рамках осуществления деятельности в ПОЭЗ) является гарантированное предоставление им всей необходимой инфраструктуры: железнодорожные и автомобильные подходы, тепло- и электроэнергия, офисные помещения, вода, связь, очистные сооружения. На эти цели государством на 2011 - 2013 г. предусмотрены более 3,7 млрд. руб. В Концепции создания и развития портовой зоны определены инвестиции в создание внутризоновой инфраструктуры до 2020 г. в объёме 25 млрд. руб.
Можно констатировать, что проведена необходимая подготовительная работа, и процесс создания ПОЭЗ вступает в активную фазу реализации. Крупные российские компании разрабатывают бизнес-планы по
размещению портовых терминалов в ПОЭЗ, поданы первые заявки на получение статуса резидента. Иностранными компаниями прорабатывается вопрос по приобретению бывших судоремонтных заводов и организации на их базе промышленного производства. Многочисленные российские и иностранные делегации посещают территорию для изучения ее потенциала и принятия решения об инвестировании капитала.
Правительством края и администрацией Советско-Гаванского муниципального района для привлечения иностранных и российских инвесторов организована крупномасштабная разъяснительная работа: проводятся выставочные мероприятия на зарубежных и российских форумах, презентации на встречах с делегациями различных уровней.
Основными видами деятельности потенциальных российских инвесторов будут являться: осуществление стивидорной деятельности в порту (перевалка и хранение зерновых культур, рыбопродуктов, железорудного сырья, генеральных и контейнерных грузов); переработка водных биологических ресурсов.
Учитывая это, для обеспечения деятельности потенциальных резидентов правительством Хабаровского края и администрацией Советско-Гаванского района принято решение об опережающем строительстве объектов транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктур. Администрацией района организована разработка проектно-сметной документации на объекты водоснабжения (водовод от 5 квартала до НС-11 (город) и водовод до м. Марии) и внешние обслуживающие автодороги до м. Мария и м. Вячеслава.
В июне 2011 г. в г. Советская Гавань начато строительство ТЭЦ мощностью 120 МВт, благодаря которой будет полностью закрыт вопрос обеспечения потребностей в энергии не только ПОЭЗ, но и всего Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла.
В части развития железнодорожной инфраструктуры ведется планомерная работа по увеличению провозной способности Байкало-Амурской магистрали в направлении порта Ванино и ПОЭЗ.
ОАО «РЖД» реализует Проект «Реконструкция участка Оунэ-Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань», что позволит к 2016 г. увеличить пропускную способность Ванинского железнодорожного узла до 35,5 млн. т в год и улучшить условия логистики.
Главной задачей, которую решает правительство Хабаровского края с федеральными органами исполнительной власти и ОАО «РЖД», является развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к ПОЭЗ и строительство новой ветки до м. Муравьева с двумя железнодорожными припортовыми станциями на м. Муравьева и м. Мария.
Необходимые технические мероприятия по усилению железнодорожной инфраструктуры прорабатываются специалистами Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», - что позволит
обеспечить деятельность резидентов ПОЭЗ. Основным вопросом остается определение источников финансирования, долевого участия в этом как инвесторов, так и государства.
С целью улучшения инвестиционной привлекательности ПОЭЗ правительством Хабаровского края проводится работа с Минэкономразвития России по совершенствованию действующего законодательства. Внесены изменения в основной закон об особых экономических зонах, и введен дополнительный вид разрешенной деятельности - производство судов, исключено требование о непрерывности территории ПОЭЗ, что позволило закрепить площадки развития в разных частях муниципального района.
02 ноября 2011 г. внесены и одобрены во втором чтении поправки в Федеральный Закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Поправки предполагают возможность ведения промышленно-производственной деятельности в ПОЭЗ и решение проблемы резидентов в части отмены требования предоставления сведений об обеспечении уплаты таможенных пошлин в момент подачи заявки на получение статуса резидента ПОЭЗ. Чем больший спектр возможностей будет представлен резидентам ПОЭЗ, тем больше появится шансов для ее развития.
Благодаря слаженному взаимодействию органов государственной власти Российской Федерации всех уровней, потенциальных инвесторов и предприятий, осуществляющих развитие объектов обеспечивающей инфраструктуры, к 2025 г. портовая особая экономическая зона «Советская Гавань» будет представлять собой многоотраслевой портово-экономический комплекс с грузооборотом до 35 млн. т в год, включающий четыре крупных портово-промышленных кластера.
Проект создания и развития ПОЭЗ «Советская Гавань» станет одним из крупнейших проектов развития территорий в России и магнитом для привлечения иностранных и российских инвестиций на территорию Дальнего Востока России, что со временем позволит задуматься и о вопросе развития многопрофильного туристско-рекреационного кластера в ПОЭЗ.