НАУКА
И ОБРАЗОВАНИЕ
Е. Н. БРЯНЦЕВА Е. Д. ЛИПКИНА
Омский государственный технический университет
Омский государственный педагогический университет
ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Статья раскрывает вопросы, связанные с определением исследования и оценкой потенциала высшей школы в региональном преломлении на примере вузов Омска. Научная новизна работы состоит в предложенных понятиях статики и динамики потенциала высшей школы, а также в применении ПАТТЕРН-анализа образовательных учреждений.
Образовательный потенциал можно рассматривать как некую совокупность накопленных ресурсов комплекса «Высшая школа», использование которых должно обеспечить наиболее полное удовлетворение соответствующих потребностей экономики. Исследование потенциала высшей школы требует, и это вытекает из его сущности, решения трех принципиальных взаимообусловленных задач, объединяющих большое количество специальных вопросов различного характера. Во-первых, это изучение статики потенциала - величины потенциала высшей школы, т.е. ее созидательных возможностей, структуры потенциала. Во-вторых, изучение динамики потенциала - развития его как системы со всеми существующими внутренними и внешними связями. Наконец, третья задача - исследование организационно-управленческих аспектов, связанных с функционированием потенциала, реализации всей совокупности ресурсов высшей школы.
С функцией организации многообразной деятельности высшей школы связано понятие организационного потенциала. К числу ведущих духовных элементов в сфере высшего образования следует,
прежде всего, отнести организацию, понимаемую в расширительном смысле как совокупность процессов, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, т.е. между всеми элементами комплекса «Высшая школа». Организационный потенциал - это комплекс ресурсов, обеспечивающих указанную совокупность процессов. Организационный потенциал характеризует способность подсистемы организационного развития высшей школы рационально объединить во времени и пространстве все элементы процесса подготовки кадров; обеспечить координацию деятельности систем на различных уровнях управления высшей школой; создать необходимые организационные условия для эффективного развития всех составляющих системы высшего образования.
Образовательно-научный потенциал комплекса «Высшая школа» влияет на динамику показателей всех форм эффективности, обеспечивая определенный вклад по линии подготовки и переподготовки кадров и научно-исследовательской деятельности в развитие экономики в целом и ее отраслей, экономических регионов. Здесь, по нашему мнению, необхо-
димо выделить «территориальный срез», во-первых, как наименее изученный (а к такому заключению однозначно приводит анализ специальной литературы) и, во-вторых, как наиболее важный для построения эффективных систем межотраслевого управления на уровне экономического региона (в частности, таких крупных городов, как Омск).
Так, в период 2005-2006 гг. отраслевая структура промышленности г. Омска была представлена следующим образом:
-пищевая промышленность — 28,3%;
-электроэнергетика — 17,9%;
- машиностроение и металлообработка — 13,6%;
-химическаяи нефтехимическая — 13,0%;
- промышленность стройматериалов — 3,4%;
- легкая промышленность — 1,7%;
- черная металлургия — 0,3%;
- топливная промышленность — 1,1%;
- лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная — 11,3%.
В структуре не приведены данные по торговым предприятиям и предприятиям сервиса. Это связано с высокой динамикой развития рынка торговли и предприятий, оказывающих услуги. Причем в настоящее время наиболее активно развиваются организации, связанные с информационными услугами, с туризмом (как въездным, так и выездным), а также культурно-досуговые центры, небольшие клубы и т.п. Торговые предприятия и организации также прогрессируют как в количественном отношении, так и в качественно новых подходах к устройству торговых площадей, обслуживанию и т.д. Поэтому естественно предполагать, что потенциал высшей школы, исходя из данного (территориального) критерия, должен соответствовать рыночным тенденциям, удовлетворяя потребности в квалифицированном персонале максимально полно. Однако, как показывает анализ специальностей, предлагаемых вузами г. Омска, целый ряд специальностей, востребованных рынком, упущен. Кроме того, структура предлагаемых омскими вузами специальностей в значительной степени отличается от имеющей место рыночной структуры предприятий. Это является значительным недостатком, который может быть рассмотрен в качестве причины неполного раскрытия регионального потенциала высшей школы.
Для целей определения статики научно-обраэо-вательного потенциала, на наш взгляд, предпочтительным является использование метода ПАТТЕРН, повышающего информативность состояния системы в данный момент. Данный метод позволяет получить оценки по частным показателям при помощи соотнесения фактических значений с наилучшими.
и- = хи
^ Хтах ' где ху - фактические значения показателей по переменным государственных учреждений высшего профессионального образования Омска; X ¿шах — максимальные значения показателей; 1 = 1,2,..., п - число показателей; } = 1,2.....п - число вузов.
Объектом проведения анализа стали государственные учреждения высшего профессионального образования г.Омска. За информационную базу были приняты данные Омскоблкомстата в период 2002-2006 гг. При проведении обследования были выделены следующие переменные:
численность обучающихся в государственных учреждениях высшего профессионального образования дневного обучения (человек);
□ Стройматериалы вЛегмя пром-ть □ Черная мгталл-ия □ Топливная пром-ть ■ Лесная пром-ть □Жииия ■ Машиностроение □ Электроэнергетика
'¡■Пчщевая пром-ть в Другое отрасли
Рис. 1. Отраслевая структура промышленности г. Омска
численность обучающихся в государственных учреждениях высшего профессионального образования вечернего обучения (человек);
численность обучающихся в государственных учреждениях высшего профессионального образования заочного обучения (человек);
численность обучающихся в государственных учреждениях высшего профессионального образования экстернат (человек);
численность обучающихся студентов в государственных учреждениях высшего профессионального образования за счёт федерального бюджета (человек);
численность обучающихся студентов в государственных учреждениях высшего профессионального образования с полным возмещением затрат на обучение (человек);
выпуск специалистов государственными учреждениями высшего профессионального образования дневного обучения (человек);
выпуск специалистов государственными учреждениями высшего профессионального образования вечернего обучения (человек);
выпуск специалистов государственными учреждениями высшего профессионального образования заочного обучения (человек);
выпуск специалистов государственными учреждениями высшего профессионального образования экстернат (человек);
распределение принятых в государственные учреждения высшего профессионального образования на дневное обучение (человек);
распределение принятых в государственные учреждения высшего профессионального образования на вечернее обучение (человек);
распределение принятых в государственные учреждения высшего профессионального образования на заочное обучение (человек);
распределение принятых в государственные учреждения высшего профессионального образования на экстернат (человек);
распределение выпускников дневных отделений государственных учреждений высшего профессионального образования по характеру дальнейшей занятости, получивших направление на работу (человек);
распределение выпускников дневных отделений государственных учреждений высшего профессионального образования по характеру дальнейшей занятости, самостоятельно трудоустроившихся по специальности (человек);
распределение выпускников дневных отделений государственных учреждений высшего профессионального образования по характеру дальнейшей за-
Таблица 1
Распределение должностных категорий профессорско-преподавательского персонала государственных учреждений высшего профессионального образования по возрасту
Из основного (штатного) персонала - полных лет
до 30 лет 30-39 40-49 50-59 60-65 более 65
Всего 930
946 1089 952 522 309
в том числе:
ректор - - . 7 3
проректор - - 26 25 14 4
деканы факультетов 1 4 35 30 19 2
заведующие
кафедрами 4 30 130 131 82 33
профессора в
составе кафедр - 2 30 63 54 71
доценты в составе
кафедр 61 237 407 449 244 152
старшие
преподаватели 186 356 315 195 61 28
преподаватели,
ассистенты 678 317 146 52 45 19
Профессорско-преподавательский персонал государственных учреждений высшего профессионального образования
Таблица 2
Кроме того, персонал, Из основного (штатного) персонала имеют
Основной В том работающий на условиях штатного
(штатный) персонал числе женщин ученую степень ученое звание
совместительства доктора наук кандидата наук профессора доцента
Всего
в том числе по 4748 2442 922 372 2131 325 1475
должностям:
ректор 10 - - 8 2 10 -
проректор 69 10 18 42 20 31
деканы факультетов 91 19 - 22 60 21 52
заведующие кафедрами профессора в составе кафедр 410 220 130 34 12 190 158 156 217 64 142 131 213 79
доценты в составе кафедр 1550 663 418 9 1386 1 1089
старшие преподаватели 1141 755 142 - 146 .
преподаватели-ассистенты 1257 831 160 1 214 _ 11
нятости, продолжающих обучение на следующем уровне (человек).
На основе результатов многомерной оценки вузов по методу ПАТТЕРН можно распределить переменные на группы с показателями высокого, среднего и низкого уровня, оценивающими статику потенциала — созидательных возможностей, структуры потенциала. В состав группы с высоким уровнем данного показателя входят Омский государственный технический университет, Омский государственный университет и Омский государственный педагогический университет.
Определение такого рода градации дает возможность выявления мер по устранению факторов, сдерживающих развитие потенциала по конкретным позициям. Еще одним элементом статики потенциала является состояние профессорско-преподавательского состава. На наш взгляд, наиболее корректным будет сведение этих данных в таблицы, дополняющие представление об образовательно-научном потенциале комплекса «Высшая школа» по Омской области (таблицы 1,2). Кроме того, это позволяет подойти к оценке уровня влияния на развитие экономики региона и в той или иной мере оценить динами-
ку образовательного потенциала. Для более полного анализа понятия динамики образовательного потенциала необходимо также рассмотреть уровень интеграционных связей в системе ВУЗ - производство, количество уже существующих взаимосвязей и т.д.
Анализ регионального вклада высшей школы, анализ влияния ее потенциала на показатели региональной эффективности сопряжены с известными трудностями теоретического и методологического характера и являются предметом отдельного исследования, поэтому в данной работе они не приводятся.
Таким образом, расширение диапазона имеющихся специальностей учреждениями высшего образования, а также использование результатов ПАТТЕРН-анализа по частным показателям для определения мер по устранению факторов, сдерживающих развитие потенциала по исследованным позициям, дают возможность усиления регионального развития высшей школы.
Динамику образовательно-научного потенциала представляется возможным оценить при условии наличия и изучения интеграционных связей в системе ВУЗ - производство.
Библиографический список
1. Богачев E.H. Региональные интеллектуальные комплексы на базе высших учебных заведений / E.H. Богачев. — М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. - 1992.-172 с.
2. Вовк И Т. УНПО — укрепление связи вузов с производством / И.Т, Вовк // Вестник высшей школы. - 1984. - Ns2. - С. 36-37.
3. Мешков Н.М. Взаимодействие вузов и предприятий в процессе обучения студентов/ Н.М. Мешков // Высшее образование в Европе. - 1983. - Т. 8. - № 4. - С. 34-39.
4. Новиков В.Н. Непроизводственная сфера в условиях перехода к рыночной экономике / В Н. Новиков и др. — Киев: Высш. школа, 1993. — 186 с.
5. Семенов В. Университеты и рынок / В. Семенов // Российский экономический журнал. - 1993. - № 3. - С. 103-110.
6. Хайринкс В. Воспроизводство, эффективность, рост / В. Хайринкс, Г. Майер. - М.: Прогресс, 1980. - 780с.
7. Чернейко Г, Кадры для рынка / Г. Чернейко // Хозяйственное право. - 1994. - №12. - С. 86-89.
8. Чугаев A.A. Высшая школа и производство (Взаимодействие. Планово-экономические методы управления) / A.A. Чугаев. — Киев: Высш. школа, 1990. - 146 с.
БРЯНЦЕВА Елена Николаевна, канд. экон. наук, доцент каф. менеджмента ОмГТУ. ЛИПКИНА Елена Дмитриевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент в образовании» ОмГПУ.
Дата поступления статьи в редакцию: 15.09.2006 г. © Брянцева H.H., Липкина Е.Д.
577 1 О. И. КУРДУМАНОВА
Омский государственный педагогический университет
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ БИОХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В статье представлены методологические подходы к построению системы биохимических знаний. Автором обоснована необходимость уровневой методологии, включающей философский, общенаучный, психолого-педагогический и частнонаучный уровни. Кратко охарактеризованы биофилософский, аксиологический, культурологический, системный, деятельностный, личностный, валеологический, компетентностный и блочно-модульный подходы, показана их значимость в формировании системы биохимических знаний в свете концепции устойчивого развития цивилизации.
Актуальность построения системы биохимических знаний продиктована необходимостью учета тех изменений, которые в настоящее время затронули всю цивилизацию и требуют подготовки специалистов, которые будут способны находить выход из возникающих проблем. Под методологией понимают учение о принципах построения, средствах, формах и способах научно-исследовательской и познавательной деятельности. A.A. Макареня, В.Л. Обухов методологией называют науку о путях и средствах рационализации научной деятельности, приращения нового знания [11]. Согласно определению Э.Г. Юдина, методология «есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» [15], Отбор содержания, разработка методической модели формирования системы биохимических знаний будущих учителей в свете концепции устойчивого развития цивилизации зависят от правильного выбора методологии исследования.
Рассматриваемая проблема требует обобщения
представлений, существующих в различных областях знаний: философии, педагогике, психологии, методике, поэтому нами была использована уровневая методология, включающая философский, общенаучный, психолого-педагогический и частнонаучный уровни. Уровневая методология использовалась в исследованиях М. Василевски, Э. Витол, Т.Н. Литвиновой, H.A. Мартынова, М.А. Шаталова и других. Наше исследование основано на сочетании различных методологических подходов, относящихся к различным уровням методологии (таблица 1).
В свете концепции устойчивого развития цивилизации методологическую основу нашей работы на философском уровне составили идеи биофилософии. Биофилософию представляют как комплексную, интегративную, биологически ориентированную междисциплинарную отрасль знания, вскрывающую мировоззренческо-методологичес-кие,гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы бытия универсума через при-