Научная статья на тему 'Тенденции и резервы развития системы высшей школы современной России'

Тенденции и резервы развития системы высшей школы современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER SCHOOL / ТЕНДЕНЦИИ / TENDENCIES / ПРОГНОЗ / FORECAST / РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / RESERVES OF DEVELOPMENT OF THE HIGHER SCHOOL / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / FOREIGN STUDENTS / ОЧНАЯ И ЗАОЧНАЯ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERNAL AND TUITION BY CORRESPONDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Ноила Дохиевна, Денисова Жанна Александровна, Малеева Раиса Федоровна

В статье на основе данных официальной статистики и социологических исследований выявлены тенденции и резервы развития высшей школы. Доказано, что сложившаяся в процессе реформирования системы высшего образования России тенденция уменьшения основных показателей функционирования системы высшего образования может быть изменена благодаря резерву высшей школы, образовательный потенциал которого позволит вывести ее на новые уровни развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES AND RESERVES OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF THE HIGHER SCHOOL OF MODERN RUSSIA

In article based on the given official statistics and sociological researches tendencies and reserves of development of the higher school are revealed. It is proved that the tendency of reduction of the main indicators of functioning of system of the higher education, which developed in the course of reforming of system of the higher education of Russia, can be changed thanks to a reserve of the higher school which educational potential will allow to bring her to new levels of development.

Текст научной работы на тему «Тенденции и резервы развития системы высшей школы современной России»

УДК 378

ТЕНДЕНЦИИ И РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© 2016

Казакова Ноила Дохиевна, доктор социологических наук, профессор кафедры «Организационно-кадровая работа в органах государственной власти» Денисова Жанна Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Организационно-кадровая работа в органах государственной власти»

Малеева Раиса Федоровна, доцент кафедры «Организационно-кадровая работа в органах государственной власти» Московский технологический университет, Москва (Россия)

Аннотация. В статье на основе данных официальной статистики и социологических исследований выявлены тенденции и резервы развития высшей школы. Доказано, что сложившаяся в процессе реформирования системы высшего образования России тенденция уменьшения основных показателей функционирования системы высшего образования может быть изменена благодаря резерву высшей школы, образовательный потенциал которого позволит вывести ее на новые уровни развития.

Ключевые слова: высшая школа, тенденции, прогноз, резервы развития высшей школы, иностранные студенты, очная и заочная формы обучения.

TENDENCIES AND RESERVES OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF THE HIGHER

SCHOOL OF MODERN RUSSIA

© 2016

Kazakova Noila Dohievna, doctor of sociological sciences, professor of the chair «Organizational and human recourses in the governmental bodies» Denisova Zhanna Alexandrovna, candidate of sociological sciences, associate professor of the chair «Organizational and human recourses in the governmental bodies» Maleeva Raisa Fedorovna, associate professor of the chair «Organizational and human

recourses in the governmental bodies» Moscow Technological University, Moscow (Russia)

Abstract. In article based on the given official statistics and sociological researches tendencies and reserves of development of the higher school are revealed. It is proved that the tendency of reduction of the main indicators of functioning of system of the higher education, which developed in the course of reforming of system of the higher education of Russia, can be changed thanks to a reserve of the higher school which educational potential will allow to bring her to new levels of development.

Keywords: the higher school, tendencies, forecast, reserves of development of the higher school, foreign students, internal and tuition by correspondence.

В современной высшей школе России сложилась устойчивая тенденция уменьшения числа учреждений высшего образования, а также численности приема, обучающихся, выпуска и штатного персонала в них (таблица 1).

Таблица 1 - Основные показатели высшей школы 2008-2014 гг. (на 1 октября соответствующего года) [1, с. 489, 536]

Число образовательных организаций Прием, тыс. человек Численность студентов, тыс. человек Выпуск, тыс. человек Основной (штатный) персонал, тыс.

2007 1 10S 1 681,6 7 461,3 1 335,5 340,4

2008 1 134 1 641,7 7 513,1 1 358,5 341,1

2009 1 114 1 544,2 7 41 S,S 1442,3 342,7

2010 1 115 1 399,5 7 049,8 1467,9 324,8

2011 1080 1 207,4 6 490,0 1 442,9 319,0

2012 1046 1297,2 6 073,9 1 399,0 312,4

2013 969 1 246,5 5 646,7 1291,0 288,2

2014 950 10213 5 209,0 1226,2 271,6

Достигнув наивысших значений с начала века в 2008 году основные показатели системы высшего образования снизились до минимальных в 2014 году.

Формирование этой тенденции обусловили два фактора. Первый, демографический спад 90-х годов прошлого века, вызвавший снижение численности молодежи 18-24 лет, являющейся основным контингентом организаций высшего профессионального образования. Второй, государственная политика в сфере образования, направленная, на изменение структуры высшей школы путем создания крупных федеральных и научно-исследовательских университетов и оптимизацию числа учреждений высшей школы.

Согласно прогнозу Института социологии РАН со-

кращение числа ВУЗов, численность приема, студентов, выпуска и профессорско-преподавательского состава будет продолжаться до 2019 года, затем начнет медленно повышаться, достигнув или приблизившись к уровню 2010 года лишь 2029/2030 учебном году (Таблица 2).

Таблица 2 - Основные показатели высшего образования в 2010/2011, 2018/2019 и 2029/2030 учебных годах (прогноз Института социологии РАН [2]

Показатели Учебные годы

2010/2011 2018/2019 2018/2019 к 2010/2011,% 2029/2030 2029.2030 к 2010/2011,%

Число учреждений образования, единиц 1115 877 78,6 1058 94,9

Численность приема, тыс. 1195,8 967,2 80,9 1197,5 101,1

Численность студентов. 5857,4 4295,4 73,3 5373,4 91,7

Численность выпуска, тыс. 1177,8 907,8 77,1 1134,7 96,3

Численно стьППС, человек 325,1 256,2 78,8 314,1 96,6

Из данных таблицы видно, что кроме численности приема в 2029/2030 учебном году, который по оценкам разработчиков прогноза даже немного превысит прием 2010/2011 года, остальные показатели спустя пятнадцать лет более или менее только приблизятся к показателям этого учебного года.

Таким образом, согласно прогнозу, система высшей школы обречена в ближайшие годы на существенное снижение основных количественных показателей своего развития. Закрытие и слияние ВУЗов, создание национально-исследовательских и федеральных университетов, а также в ближайшей перспективе региональных опорных университетов приведет к большей неравно-

мерности их распределения по территории страны, разделению образовательных учреждений высшей школы на «ведущие» и «другие», росту стоимости платных образовательных услуг, вызовет сокращение профессорско-преподавательского состава. Не более чем через 15 лет прогнозируемое улучшение естественного воспроизводства населения потребует значительных инвестиций не только в создание новых учебных заведений сферы ВПО и их инфраструктуры, но и в восстановление кадрового потенциала научно-педагогических кадров.

На наш взгляд, в этом прогнозе не учитываются резервы развития высшей школы, которые могут при соответствующих условиях не только повернуть вспять тенденцию уменьшения ее основных показателей, но и вывести на новые уровни развития.

Прежде всего, сокращение абитуриентов ВУЗов не является прямо пропорциональным снижению численности выпускников общеобразовательных школ. Стабильно высокий престиж высшего образования в России (и мире) способствует тому, что помимо их поступают также на обучение в учреждения высшей школы выпускники профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, лица, получившие среднее профессиональное образование по программам квалифицированных рабочих (служащих), а также полное среднее образование в предыдущие годы, но по различным причинам не продолживших обучение в высшей школе, желающие получить второе (третье, четвертое) высшее образование.

Среди поступивших в ВУЗы в 2014 году закончили образовательные учреждения в текущем году 599325 человек, или 58,7%. Остальные 422013 человек, или 42,3% зачисленных - представители резерва высшей школы, из которых 35,8% - это те, кто уже имеет высшее образование, 30,9% - выпускники общеобразовательных школ прежних лет, 25,3% получивших среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена 8% - по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) не в текущем году, а ранее [3, с. 508].

Некоторые тенденции в системе высшей школы обусловили формирование резерва ее развития.

Значимым резервом развития высшего образования выступают поступающие на обучение в ВУЗы с полным возмещением затрат (ПВЗ). Данные официальной статистики свидетельствуют, что на фоне уменьшения приема в высшие учебные заведения в 2008-2014 годы численность приема на обучение с полным возмещением затрат хотя и варьирует, но стабильно превышает численность зачисленных за счет бюджета (Рисунок 1), и доля зачисленных на обучение с ПВЗ превышает 50%. Таков же порядок численности и доли студентов и их выпуска.

Рисунок 1 - Численность приема в ВУЗы России по источникам финансирования в 2008-2014 гг. [4, с. 409]

По данным мониторинга системы образования за 2013 год в целом по России более половины студентов - 62,4%, поступивших в 2013 году в государственные и негосударственные вузы, платят за свое обучение. Прием на платную форму обучения значительно дифференцирован по регионам. Более 70% студентов приня-

то на места с полным возмещением затрат на обучение в Мурманской, Курской, Ленинградской областях (все государственные вузы соответствующего региона расположены на территории Санкт-Петербурга), Ямало-Ненецком автономном округе [5].

Что касается стоимости платных образовательных услуг, то по данным агентства Эксперт РА в 2015 году средняя стоимость платного обучения на первом курсе в технических вузах составляла 105 тысяч рублей, в экономических - 200 тысяч рублей. Среди университетов с самой высокой стоимостью очного платного обучения по программам бакалавриата и специалитета преобладают нетехнические вузы; наиболее дорогое обучение в МГИМО (365 тыс. руб. в год) и НИУ ВШЭ (348 тыс. руб. в год) [6]. Обучение на заочном отделении, например, МГИМО и МГУ им. М.В. Ломоносова по направлениям подготовки «юрист» либо «экономист», составило 140-160 тыс. руб. в год. В других московских ВУЗах - от 50 тыс. до 75 тыс. руб. в год. Стоимость обучения на заочном отделении с использованием дистанционных технологий - от 30 тыс. до 90 тыс. руб. в год.

В субъектах Федерации в 2015 году, хотя некоторые ВУЗы и повысили стоимость обучения, она является на порядок ниже, чем в столичном регионе, так как соотносится с уровнем жизни населения. Например, в Донском государственном техническом университете (ДГТУ) стоимость обучения на направлениях подготовки менеджмент, сервис, торговое дело на очной форме обучения составила 69 тыс. руб., на направлении подготовки информационные системы и технологии - 70 тыс. рублей, на заочной форме обучения по всем этим направлениям - 27600 рублей [7]. В качестве яркого примера можно также привести нашумевший и тиражируемый в Интернете опыт Дагестанского государственного университета, в котором цена за получение высшего образования в магистратуре на филологическом факультете по специальности журналистика в 2015/2016 учебном году выросла в сравнении с 2014/2015 учебным годом в почти 4 раза - с 20 тыс. рублей (!) до 77 тыс. рублей в год.

Превалирование обучающихся с полным возмещением затрат в составе студентов учреждений высшего образования и повышение стоимости платных образовательных услуг свидетельствуют о том, что несмотря на объективное снижение доступности высшего профессионального образования для российских граждан, особенно молодежи России, стремление к получению высшего образования остается высоким.

При этом, как свидетельствуют данные инициативного всероссийского опроса ВЦИОМ, проведённого 1718 января 2015 года, 42% опрошенных считают, что на получение высшего образования никаких денег не жалко, а 36% убеждены, что ради получения высшего образования в наше время хороши любые средства [8].

Очевидно поэтому несмотря на снижение количества выпускников среднеобразовательных школ и, соответственно, абитуриентов, конкурс на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных образовательных учреждениях ВПО с 2008 до 2014 года увеличился с 347 до 446 человек на 100 мест поданных заявлений, то есть на 28% [9].

Понятно, что это средние по России данные. В зависимости от места расположения и престижности, а также специальности (направления подготовки), источника финансирования обучения, формы собственности ВУЗа конкурсные показатели сильно дифференцированы. Средний конкурс по Москве в 2015 году составил 12,4 человека на место, по Санкт-Петербургу - 10,8 человека на место.

Средний конкурс в 2015 году, например, в МГУ им. М.В. Ломоносова составил 7 человек на место. При этом, в ситуации увеличения конкурса на все факультеты в сравнении с предыдущими двумя годами наименьший конкурс был на химический факультет (2, 08), а наибольший - на мировую политику (38,1) и государ-

ственное управление (32,49) [10]. В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГСПУ) конкурс на бюджетные места составил по очной форме обучения 7,45 заявлений на место, но на отдельные профили подготовки (право, история) он был почти в два раза выше [11].

Заметной тенденцией в высшей школе России является перераспределение студентов с дневной на заочную форму обучения, что также можно рассматривать в качестве резерва ее развития. По данным официальной статистики, если в 80-90-е годы прошлого века доля обучающихся на заочных отделениях составляла немногим больше 30% (1980/81 учебный год - 31,2%, 1990/91 учебный год - 31,6% и 1995/96 учебный год -30,7%), то, начиная с 2000 годов, она заметно возрастает (Таблица 3).

Таблица 3 - Численность студентов по формам обучения и доля студентов, обучающихся на очных и заочных отделениях в 2000/01 - 2014/15 учебных годах [12]

Годы Студент всего, тыс. в том числе обучавшихся на отделениях

очных заочных (вечерних) заочных экстернат*

ть. тыс. общей студентов, % тыс. человек общей н студентов, %

2000.01 4741,4 2625,2 55,4 302,2 1761,8 37,1 52,2

2005/06 7064,6 3508,0 49,7 371,2 3032,0 42,9 153,4

2006,07 7309,8 3582,1 49,0 372,3 3195,9 43,7 159,6

2007/08 7461,3 3571,3 47,7 352,9 3367,9 45,1 169,2

2008/09 7513,1 3457,2 46,0 343,7 3540,7 47,1 171,5

2009/10 7418,8 3280,0 44,2 323,6 3639,2 49,1 175,9

2010/11 7049,8 3073,7 43,6 304,7 3557,2 50,5 114,1

2011/12 6490,0 2847,7 43,8 263,4 3289,7 50,7 89,2

2012/13 6073,9 2721,0 44,8 229,6 3053,3 50,3 70,0

2013/14 5646,7 2618,8 46,4 139,2 2783,9 49,3 54,7

2014/15 5209,0 2575,0 49,4 158,5 2475,5 47,5

* С 2013/14 учебного года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ экстернат входит в заочную форму обучения

Из данных таблицы видно, что при заметном снижении численности студентов очной формы обучения за все рассматриваемые годы, почти двукратном уменьшении численности студентов, обучающихся на очно-заочных (вечерних) отделениях, численность и доля студентов-заочников в общей численности всех обучающихся в высшей школе заметно возрастала до 2012/13 уч. гг. при уменьшении этих показателей у очной формы обучения. В 2013/14 численность и доля студентов-заочников снизилась в сравнении с прошлым учебным годом, но по-прежнему были выше, чем на очной форме обучения. В 2013/14 учебном году доля студентов-заочников была больше доли студентов-очников на 2,9%, а в 2014/15 учебном году - на 1,9% меньше. Это минимальное снижение не привело к достижению показателей начала века. В перспективе численность студентов-заочников будет только повышаться за счет обучающихся в магистратуре, так как разница между стоимостью дневной и заочной форм обучения на этом уровне образования является существенной.

Конечно, совмещение учебы и трудовой деятельности снижает качество получаемого образования, но в настоящее время это приходится делать не только обучающимся на заочных и очно-заочных (вечерних) отделениях, но и дневных. Большая часть обучающихся по дневной форме из семей со средним достатком вынуждена работать, так как денежная социальная поддержка со стороны государства (стипендии, дотации, льготы и т.д.) не покрывает расходов даже на четверть. Например, по данным социологического опроса «Молодежь Москвы: ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития» более 60% москвичей учатся,

из которых более 90% в той или иной форме получают профессиональное образование. При этом полностью посвящают себя учебе лишь 25,9%, около 36,6% совмещают учебу с работой. Респонденты независимо от пола в качестве причин совмещения учебы и трудовой деятельности называют: 60% - необходимость содержать себя и свою семью, 19% - необходимость платить за образование и только треть - желание приобрести профессиональные навыки и опыт [13, с. 16-17]. В некоторых случаях студенты дневных отделений вынуждены переходить на заочную форму обучения. Устранить эти проблемы может только целенаправленная социальная политика государства, направленная на повышение уровня и качества жизни населения.

Увеличение численности студентов высшей школы, обучающихся на заочной форме обучения, помимо названных выше причин, вызвано также: снижением доходов населения, в том числе молодежи; высокой стоимостью обучения с полным возмещением затрат на очных и сравнительно невысокая плата за обучение на заочных отделениях; необходимостью совмещения трудовой деятельности молодежи как способа жизнеобеспечения и обучения как средства перспективного трудоустройства; «модой» среди студентов на получение второго (третьего, четвертого и т.д.) высшего образования; получением дополнительного образования работниками российских компаний.

Заочная форма обучения позволяет большому количеству как российских, так и иностранных граждан оставаться в системе высшей школы и получить диплом о высшем профессиональном образовании, и, следовательно, повышать свои шансы для востребованности на рынке труда. На заочной форме также традиционно обучаются сотрудники российских компаний, получающих дополнительное образование, которое становится необходимым условием профессиональной деятельности в современных условиях. Этот контингент представлен не только молодежью, но и работниками старших возрастов.

Тенденция развития непрерывного образования в России и мире вызывает потребность в регулярном дополнительном профессиональном образовании молодежи и взрослых. По данным официальной статистики в 2013 году прошли профессиональное обучение 1991937 человек, из которых 806428, или 40,5% обучались непосредственно в организации, но преобладающая их часть - 1185509 человек, или 59,5% по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, переподготовки и повышения квалификации рабочих, служащих. Из них почти каждый третий представитель возрастной категории 30-39 лет, каждый пятый 25-29 и 40-49 лет, а 15,5% - от 50 до 59 лет [14].

Развитие непрерывного дополнительного образования является реакцией на вызовы современного стремительно меняющегося мира и все более актуализируется. С одной стороны, для целей общественного воспроизводства и поддержания конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире обществу и государству необходимы личности, способные постоянно повышать свой трудовой потенциал. С другой - для каждого человека потребность в получении дополнительного профессионального образования обусловлена мотивами карьерного роста, соответствия требованиям работодателя и востребованности на рынке труда.

Для сохранения и приращения контингента студентов заочных отделений вузов и повышения качества обучения целесообразно, на наш взгляд, шире внедрять в заочное образование дистанционные технологии, повышать качество методического и информационного обеспечения, использовать преимущественно интерактивные методы обучения, вводить в учебный процесс видеолекции, вебинары, мастер-классы ведущих специалистов отраслей национальной экономики, on-line конференции и т.д._

В то же время искусственный перевод студентов дневных отделений на заочное обучение с использованием дистанционных технологий является новой негативной тенденцией в высшей школе, так как лишает обучающихся права выбора и возможностей, которые дает очное обучение, в процессе которого формируются не только профессиональные компетенции, но и происходит социализация молодежи. Другое дело, что современные ВУЗы должны усиливать практическую подготовку своих студентов, сотрудничая с работодателями в форме учебных практик, участия в ярмарках вакансий, подготовки специалистов по целевому заказу компаний, что уже происходит в России [15].

Большое значение для развития и повышения конкурентоспособности высшей школы России имеет также подготовка специалистов из числа иностранных граждан. По данным официальной статистики, в государственных российских вузах контингент студентов, постоянно проживающих на территории государств, входящих в Содружество независимых государств и других государств на территории независимых государств на территории бывшего СССР, а также иностранных граждан по очной форме обучения с 2004 до 2008 года был незначительным, и доля иностранных граждан в общей численности студентов была не более одного процента (0,55 -0,89%). В 2009 году этот показатель составил 1,74%. В таблице 3 представлена динамика показателей по приему иностранных студентов в государственных вузах 2009 -2014 годах.

Таблица 3 - Контингент и доля иностранных студентов в общей численности обучающихся государственных российских ВУЗов 2009-2014 гг. по очной форме обучения [16, с. 520]

Годы 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Общая численность студентов, человек 3044075 2355327 2636933 2587061 2495959 2430874

Численностьприема иностранных граждан, человек 53270 33364 36859 42187 75569 129997

Доляприема иностранных граждан, % 1,74 1,17 137 1,63 3,02 523

Численность студентов - граждан стран СНГ и других иностранных государств, обучающихся на условиях общего приема и по международным соглашениям, входит в общую численность студентов российских высших учебных заведений. Как видно из данных таблицы их доля в общей численности студентов очного обучения в 2014 увеличилась более чем в три раза в сравнении с 2009 годом, и составила 5,23 %, то есть стала выше целевого 5% показателя, установленного в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р. С учетом негосударственных ВУЗов и стремительно набирающей темпы заочной формой обучения этот показатель значительно выше. Например, в 2011/2012 учебном году численность студентов-иностранцев, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры на заочной форме составила 70,1 тыс. человек, а обучающихся в негосударственных ВУЗах 3446 человек. Таким образом, уже в 2012 году доля студентов-иностранцев очной и заочной форм обучения составила 4,47% (без учета обучающихся в зарубежных филиалах и посольствах).

Конечно, это еще не может быть поводом для оптимизма, связанного с повышением конкурентоспособности российского образования и особенно позиционирования России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг. Для сравнения доля иностранных студентов, обучающихся по основным программам бакалавриата и магистратуры, составляет соответственно во Франции 43,2 и 44, 4%, в Германии - 38,6 и 51,7%, в Австралии - 64,0 и 32, %. К тому же большая часть 86

бакалавров, обучавшихся в России уезжает доучиваться в те страны, в которых дипломы вузов имеют международные сертификаты. Некоторая часть покидает российские вузы, не доучившись до последнего курса [17, с. 28, 178].

Особенностью обучения иностранных студентов в российских вузах является их неравномерное распределение по регионам страны, среди которых доминируют Москва и в целом Центральный федеральный округ. Иностранные студенты также имеют собственные предпочтения в выборе вузов. Безусловным лидером является Российский университет дружбы народов, набравший, например, в 2011/2012 учебном году только на очную форму обучения более 7,5 тыс. студентов, МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет, прием в которых в том же году составил более 3,4 студентов, а также Санкт-Петербургский политехнический университет, Первый московский медицинский университет им. И.М. Сеченова, Государственный университет русского языка им. А.С. Пушкина, Национальный исследовательский Томский университет, набравшие более 2,0 тыс. иностранных студентов. Более всего студенты российских вузов из зарубежных стран интересуются инженерно-техническими, медицинскими и экономико-управленческими специальностями (направлениями подготовки) [17, с. 31, 38, 45].

По данным социологического опроса, проведенного Центром социологических исследований в 2012 году, слабым звеном привлечения иностранных студентов в российские вузы является информирование. Несмотря на разнообразие источников информации, основным из них является Национальное министерство образования государства выезда абитуриентов (50,9% выборов). Многим сообщили информацию друзья, обучавшиеся в российских вузах, родственники-знакомые, связанные со сферой образования (17,6%), а также они узнали о вузе в СМИ (16,2%). Сотрудники посольств (7,5%) и Интернет-сайты вузов (6,5%) незначительно выступают в качестве источников информирования [17, с. 179].

На наш взгляд, эффективным инструментом, позволяющим в больших масштабах привлекать иностранных студентов в российские вузы, выровнять диспропорции в их территориальном распределении, расширить спектр привлекательных специальностей (направлений подготовки) и т.д. являются геоинформационные системы, которые в визуализированной форме предоставляют информацию для широкого круга лиц (абитуриентам, выпускникам, администрации вузов, работодателям и т.д.), связанных с системой российского образования, в том числе и высшей школы с учетом территориальной компоненты [18]. Очевидно, что для привлечения иностранных студентов в российские вузы необходимо рекламировать и продвигать в посольствах и Интернете подобные системы.

Резерв высшей школы уже реализует свой потенциал, о чем свидетельствует сравнение основных прогнозных [19] и фактических [20, с. 489, 536; 21] показателей развития высшего образования в 2014 и 2015 годах (таблица 4).

Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, фактические показатели приема и выпуска выше прогнозных. Особенно заметно их отличие в 2015 году, так как превышение приема составляет 250, 182 тыс. человек, а выпуска - 314,071 тыс. человек. Во-вторых, меньшая чем прогнозная фактическая численность студентов в 2014 году сменилась заметным увеличением в последующий год - на 192,879 тыс. человек. В-третьих, если в 2014 году фактический показатель численности ППС меньше прогнозного на 1,6 тыс. человек, то в 2015 году он выше на 11,658 тыс. человек. В-четвертых, фактическое уменьшение числа учреждений ВПО в 2015 году превзошло ожидаемые показатели разработчиков прогноза.

Таблица 4 - Прогнозные и фактические показатели развития высшей школы в 2014 и 2015 гг.

Наименование показателен Прогноа'факт 2014 год 2015 год

Число ВУЗов, ед Прогноз 94 6 934

Факт 950 896

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прием, Прогноз 1006,1 941,1

1 021 ДО 1191,282

Численность студентов, тыс. Прогноз 4661,2 4573,6

Факт 4 406,60 4766,479

Выпуск, тыс. человек Прогноз 1016,6 986,4

Фан, 1017,90 1300,471

Численность lli.it;, тыс. Прогноз 273,2 268,1

Факт 271,6 279,758

В 2015 году в сравнении с 2014 годом выросли не все, но большинство основных показателей высшего образования в России. Так, общий объем приема в ВУЗы увеличился на 169,982 тыс. человек, численность студентов - на 359,879 тыс. человек, выпуск - на 282, 571 тыс. человек, численность профессорско-преподавательского состава - на 8,158 тыс. человек. Заметно, на 54 единицы снизилось число образовательных учреждений ВПО в сравнении с 2014 годом, что закономерно в рамках продолжающейся их оптимизации. К данным таблицы необходимо добавить, что доля студентов, принятых на обучение с полным возмещением затрат составила 59,0% (в предыдущие два года 53,4% и 52,4%).

Конечно, приведенные данные еще не свидетельствуют о кардинальном изменении тенденции снижения основных показателей функционирования системы высшего образования в стране. Но это можно сделать, если разрабатывать прогнозы, на которые ориентируется государственная образовательная политика, не только опираясь на демографические тренды, но и учитывая все многообразие факторов, воздействующих на процессы в системе высшего образования и создавая условия для реализации потенциала резерва высшей школы. Для этого необходимы управленческие решения, учитывающие интересы всех потребителей образовательных услуг -обучающихся, получающих высшее образование; работодателей, ожидающих профессионально подготовленных работников; государство и общество, нуждающиеся в квалифицированной рабочей силе для инновационного развития России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Образование в России - 2015. Статистический бюллетень. М.: МИРЭА, 2015. 630 с.

2. Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации [Электронный ресурс] // Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года. М.: Институт социологии РАН, Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. С. 156, 163, 165, 171, 177. 270 с. Режим доступа: http://dinsoc.isras.ru/files/File/publ/Prognoz_2015_ august_001_288_ispr.pdfc. 156-186 (дата обращения: 4.02.2016).

3. Образование в России - 2015. бюллетень. М.: МИРЭА, 2015. 630 с.

4. Образование в России - 2015. бюллетень. М.: МИРЭА, 2015. 630 с.

5. Отчет Министерства образования и науки Российской Федерации о результатах мониторинга системы образования за 2013 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. Режим доступа: mongov.ru/projects/455/file/3773/Otchet_MSO_24-12-2014_v2.doc (дата обращения 24.12.2015).

6. Рейтинги ВУЗов 2015 [Электронный ресурс] // Официальный сайт рейтингового агентства «ЭкспертРА». Режим доступа: http://raexpert.ru/rankings/ vuz/vuz_2015/ (дата обращения 3.02.2016).

7. Стоимость обучения по договорам с юридически-

Статистический

Статистический

ми и (или) физическими лицами для обучающихся 1 курса на 2015/2016 учебный год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vis2.ru/2011-09-15-10-36-32/2011-09-23-04-26-10 (дата обращения 13.01.2016).

8. Татьянин день: о бедном студенте замолвите слово. Пресс-выпуск №27572 1.01.2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115125 (дата обращения 22.01.2016).

9. Конкурс на вступительных экзаменах в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования на начало учебного года; подано на 100 мест заявлений о приеме [Электронный ресурс] // Росстат - on-line сборник «Россия в цифрах» - выпуск 2015. Режим доступа: http://www.gks. ru/bgd/regl/b15_11/14.htm (дата обращения: 12.02.2016).

10. Конкурс по годам (на бюджетные места) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.msu. ru/entrance/concurs.html/ (дата обращения 15.01.2016).

11. На заседании Ученого совета университета подвели итоги приемной кампании 2015 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт ВГСПУ. Режим доступа: http://vspu.ru/node/9396 (дата обращения 17.02.2016).

12. Образовательные организации высшего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1. htm (дата обращения 08.02.2016).

13. Киреев Е. Ю., Красниковский В. Я., Сазонов А. А., Сазонова А. Л. Молодежь Москвы : ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития : монография / под редакцией А. А. Сазонова. М. : Издательский дом «Наука», 2013. 286 с.

14. Бюллетень «Дополнительное профессиональное образование работников в организациях в 2013 г.». Том I [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/bbd2da8043f81ba38a78cbd92111eac8 (дата обращения: 12.02.2016).

15. Требования работодателей к текущим и перспективным профессиональным компетенциям персонала. Информационный бюллетень. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 64 с. (Мониторинг экономики образования; № 1 (75), с. 2126 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hse.ru/ data/2014/06/24/1310217910/ИБ%20МЭО%20№1%20 (75) %202014%20(2).pdf (дата обращения 27.12.2006).

16. Образование в России - 2015. Статистический бюллетень. М.: МИРЭА, 2015. 630 с.

17. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый : Россия на международном рынке образования. Раздел второй : Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Центр социологических исследований, 2014. 228 с.

18. Микрюков В. Н., Поневаж В. П., Серегин А. Н., Сорокин С. О. Исследование возможностей геоинформационных систем для анализа деятельности образовательных организаций // Высшее образование сегодня. 2015. №1. С. 34-40.

19. Численность обучающихся, педагогического и профессорско-преподавательского персонала, число образовательных организаций Российской Федерации [Электронный ресурс] // Прогноз до 2020 года и оценка тенденций до 2030 года. М. : Институт социологии РАН, Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. С. 156, 163, 165, 171, 177. 270 с. Режим доступа: http://dinsoc. isras.ru/files/File/publ/Prognoz_2015_august_001_288_ispr. pdfc. 156-186 (дата обращения: 4.02.2016).

20. Показатели 2014 года : Образование в России -2015. Статистический бюллетень. М. : МИРЭА, 2015.

21. Показатели 2015 года : По данным ГИВЦ Министерства образования и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.