Научная статья на тему 'Оценка развития стратегических партнерств университета в контексте сетевого подхода'

Оценка развития стратегических партнерств университета в контексте сетевого подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / STRATEGIC PARTNERSHIP / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПАРТНЕРСТВ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПАРТНЕРСТВ / STRATEGIC PARTNERSHIP PERFORMANCE INDICATORS / ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ / EVALUATION PRINCIPLES / STRATEGIC PARTNERSHIPS DEVELOPMENT EFFICACY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батурина Ольга Андреевна, Терентьева Татьяна Валерьевна

Статья по типу является исследовательской. В контексте развития экономики знаний для современных моделей университетов возрастает значимость партнерских отношений с различными участниками рынка. В свою очередь, высокая степень информатизации общества, тенденции интеграции и глобализации приводят к развитию в сфере образования сетевых форм взаимодействия. При выборе стратегий, ориентированных на сотрудничество и партнерство, большинство университетов сталкивается с необходимостью оценки развития стратегических взаимодействий с позиции их влияния на результативность функционирования университета, а также обеспечения его конкурентоспособности в современных условиях. Цель данной работы заключается в разработке методики оценки развития стратегических партнерств университета, учитывающей их сетевой характер и воздействие на ключевые показатели университета. Предложенная методика позволяет определять результативность развития стратегических партнерств по трем уровням: с каждым участником или однородной группой участников, по основным сферам взаимодействий (образовательная, научно-исследовательская, социальная) и в целом по университету. Она включает в себя алгоритм проведения оценки в разрезе этапов организационного механизма развития партнерства, принципы отбора оцениваемых показателей, систему показателей оценки сетевых эффектов. Полученные результаты (уровень партнерских отношений) позволяют выявлять проблемы и перспективные направления развития сетевых взаимодействий, повышать качество управленческих решений в области развития стратегического партнерства университета как одного из условий обеспечения его конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Батурина Ольга Андреевна, Терентьева Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF DEVELOPMENT OF THE STRATEGIC PARTNERSHIP OF THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF THE NETWORK APPROACH

The article is a research one. In the context of knowledge economy development modern universities witness increased importance of partner relations with different market participants. High degree of society informatization, integration and globalization trends lead to the development in the field of network cooperation forms. When choosing strategies oriented towards cooperation and partnership most universities face the need for evaluating the development of strategic interaction from the point of view of their influence on university performance and ensuring competiveness in the modern context. The aim of his work is in developing methods for evaluating university strategic partnership development that would consider their network characteristics and influence on key university performance indicators. Suggested methods allow for defining strategic partnership development efficacy at three levels: with each participant or group of participants; basic interaction areas (education, research, social) and a university level. It includes algorithm of conducting evaluation from the point of view of different sages of partnership development mechanism, principles of evaluation criteria selection, system of network effect indicators. Obtained results (the level of partnership relations) allow for identifying problems and perspective areas for network relations development, improve the quality of management decisions in the field of university strategic partnership development as one of key factors in ensuring its competitiveness.

Текст научной работы на тему «Оценка развития стратегических партнерств университета в контексте сетевого подхода»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ВЫЗОВ

DOI 10.15826/umpa.2017.05.059

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПАРТНЕРСТВ УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ СЕТЕВОГО ПОДХОДА

О. А. Батурина, Т. В. Терентьева

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия, 690014, г. Владивосток, ул. Гоголя, 41; О[email protected]

Ключевые слова: стратегическое партнерство, университет, результативность развития стратегических партнерств, принципы оценки, показатели оценки стратегических партнерств.

Статья по типу является исследовательской. В контексте развития экономики знаний для современных моделей университетов возрастает значимость партнерских отношений с различными участниками рынка. В свою очередь, высокая степень информатизации общества, тенденции интеграции и глобализации приводят к развитию в сфере образования сетевых форм взаимодействия. При выборе стратегий, ориентированных на сотрудничество и партнерство, большинство университетов сталкивается с необходимостью оценки развития стратегических взаимодействий с позиции их влияния на результативность функционирования университета, а также обеспечения его конкурентоспособности в современных условиях. Цель данной работы заключается в разработке методики оценки развития стратегических партнерств университета, учитывающей их сетевой характер и воздействие на ключевые показатели университета. Предложенная методика позволяет определять результативность развития стратегических партнерств по трем уровням: с каждым участником или однородной группой участников, по основным сферам взаимодействий (образовательная, научно-исследовательская, социальная) и в целом по университету. Она включает в себя алгоритм проведения оценки в разрезе этапов организационного механизма развития партнерства, принципы отбора оцениваемых показателей, систему показателей оценки сетевых эффектов. Полученные результаты (уровень партнерских отношений) позволяют выявлять проблемы и перспективные направления развития сетевых взаимодействий, повышать качество управленческих решений в области развития стратегического партнерства университета как одного из условий обеспечения его конкурентоспособности.

Введение

Стратегическое партнерство университетов с различными экономическими агентами позволяет им соответствовать требованиям конкурентной среды и адаптироваться к ее изменениям. Необходимость развития образовательными организациями партнерских отношений отмечается в качестве приоритетных направлений на различных уровнях, в том числе и региональной властью, что отражено в Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 г. (в ред. Закона Приморского края) [1], одним из которых является повышение капитализации человеческих ресурсов через реформирование рынка труда.

Авторами были проанализированы задачи в области реформирования рынка труда на предмет выявления в них роли стратегического партнерства университета и получены следующие результаты:

- развитие партнерских отношений между университетами региона и стран АТР, в качестве механизмов предлагаются совместные исследования и разработки, обменные программы, совместные студенческие практики, конференции, летние школы;

- обеспечение соответствия подготовки кадров потребностям рынка труда через взаимодействие органов власти, работодателей и образовательных учреждений, механизмы - совместный мониторинг рынка труда, изменений требований к кадрам, выплата повышенных стипендий студентам приоритетных направлений, формирование ресурсных центров профессионального образования;

- привлечение работодателей к управлению университетами, механизмы - наблюдательные советы, участие в разработке образовательных программ и др.;

- развитие стратегических взаимодействий университетов с региональными корпорациями, механизмы - государственная поддержка, совместная реализация образовательных программ, формирование учебных центров;

- реализация взаимодействий между общеобразовательными организациями, университетами, работодателями и региональными властями в области профессиональной ориентации молодежи, механизмы - субсидирование оплаты образовательных услуг, поддержка системы кредитования образовательных услуг, развитие сети бирж труда, проведение совместных семинаров, тренингов, конкурсов и др.

Высокая заинтересованность в развитии партнерских отношений существует и в бизнес-среде Проведенное анкетирование компаний Приморского края позволило выделить принципиальные характеристики стратегического партнерства с университетом:

- долгосрочное и стабильное сотрудничество (63 %);

- сотрудничество ради достижения одной общей цели / наличие согласованных целей (11 %);

- обоюдовыгодное сотрудничество равноправных субъектов (16 %);

- договоренность компаний для совместной работы в одном направлении (11 %).

Исходя из этого можно сказать, что для предприятий стратегическое партнерство - это в первую очередь долгосрочное и стабильное обоюдовыгодное сотрудничество равноправных субъектов ради достижения согласованных целей.

Однако были обнаружены барьеры, которые снижают потенциал развития стратегических пар-тнерств. В процессе взаимодействий с университетом большое количество организаций сталкивались с различными трудностями, такими как бюрократизм и закрытость, несоответствие уровня подготовки студентов требованиям бизнеса, отсутствие /несогласованность целей развития стратегических партнерств, «рамочный» характер партнерства.

Таким образом, обеспечение результативного развития стратегического партнерства для университета является важным стратегическим направлением. Одна из главных задач в данной области - это разработка методики его оценки.

Методические аспекты

Одним из ключевых вопросов, влияющих на результативность существующего развития, является качественное и своевременное проведение его оценки. М. Паттон [2] в своих работах отме-

чал, что она необходима, чтобы вынести суждение об объекте и повысить его эффективность.

Проведенное исследование существующих методик оценки развития стратегического партнерства показало, что: во-первых, они ограничиваются системой показателей, которые имеют слабовыраженную связь с показателями оценки деятельности университета с позиции мониторинга эффективности, различных рейтинговых систем, стратегий развития; во-вторых, отсутствует учет сетевого характера в процессе реализации партнерских взаимоотношений, в-третьих, сетевые эффекты оцениваются только качественными характеристиками.

С опорой на анализ и обобщение международных и российских практик оценки партнерских взаимодействий предложена методика оценки развития стратегического партнерства, устраняющая указанные выше недостатки и опирающаяся на принципы, дополненные в области сетевого подхода:

- комплексность оценки - формирование системы ключевых показателей, позволяющих определить соответствие партнерских отношений сетевым критериям на каждом этапе оценки и в целом по сети;

- измеримость результата - установление критериев оценки, поддающихся количественной или качественной характеристике;

- сопоставимость оценки - обеспечивает единство сопоставления планируемых результатов стратегического партнерства университета с фактическими результатами, полученными в процессе его реализации;

- оперативность оценки - результаты оценки диагностируют оцениваемый объект с целью своевременного принятия корректировочных воздействий на каждом этапе;

- информационная открытость полученных результатов оценки - доступ к результатам оценки имеют все участники сети;

- сетевой эффективности - оценка учитывает сетевые эффекты, возникающие на разных стадиях реализации партнерских отношений.

Принцип комплексности применяется в системном подходе и является базовым в различных методиках оценки. В общем смысле под ним понимается многоаспектность, многокритериальность измерения результатов деятельности. В авторской трактовке он уточнен в части учета сетевых критериев, что является принципиальным при развитии взаимодействий в контексте сетевого подхода.

Принцип информационной открытости был привнесен из теории открытых обществ, где

в общем виде под информационной открытостью понимается возможность участия граждан и осуществление ими функций контроля соблюдения своих интересов.

Также данный принцип используется в развитии демократической политической системы [3]. Н. Ю. Корченкова и М. А. Нагорная в своей работе [4] рассматривают три уровня информационной открытости:

- возможность получения сведений о деятельности субъекта;

- доступ к процессу принятия решений;

- открытость процесса принятия решений.

С позиции сетевого подхода через принцип информационной открытости результатов оценки обеспечивается прозрачность деятельности партнеров, возможность их участия в контроле реализации определенных общих целей стратегических партнерств.

Выполнение указанных принципов, на наш взгляд, в полной мере позволяет получить необходимую информацию для принятия своевременных управленческих решений, способствующих достижению желаемых результатов взаимодействий.

Оценка проводится в пять этапов, содержание и последовательность которых представлена на рис. 1, и предполагает принятие управленческих решений по каждому из них в трех плоскостях:

- при высоком уровне соответствия показателей сетевым критериям возможно дальнейшее развитие партнерства,

- при неудовлетворительном уровне, означающем неполное соответствие критериям сетевого подхода, дальнейшее развитие затруднительно и требует устранения этого несоответствия;

- при низком уровне соответствия показателей сетевым критериям и невозможности их корректировки следует отказ от партнерства.

Измерение сетевой готовности университета к развитию стратегических партнерств является первым этапом предлагаемой методики. Его цель -установление текущего уровня стратегических партнерств университета с позиции их возможного развития на основе сетевого подхода.

Индекс сетевой готовности используется как инструмент мониторинга развития сетевой экономики, участвует в построении сравнительных рейтингов, характеризующих уровень ее развития, является комплексным показателем развития сетевых технологий [5].

В общем виде расчет данного показателя основывается на трех субиндексах, характеризующих, во-первых, окружающую среду, во-вторых, готов-

ность общества к использованию сетевых технологий и, в-третьих, фактическое использование сетевых технологий основными экономическими агентами. В данной методике нами предложена адаптация показателя (его структуры) для оценки потенциала университета к развитию стратегических партнерств в контексте сетевого подхода.

Иэмерение сетевой готовности университете к развитию стратегических партнерств

• определение рейтинга информационной открытости;

• определение рейтинга степени охвата сфер деятельности;

• определение степени развития партнерства;

• принятие решения о возможности развития.

Определение актуальности установленных целей развития

• определение степени отражения целей развития в программных документах;

• определение степени отражения целей развития в нормативных документах;

• сопоставление целей развития и принципов сетевого подхода;

■ принятие решений об утверждении целей / необходимости корректировки целей.

Оценка потенциала реализации стратегических партнерств

• сопоставление характеристик потенциальных участников с условиями сетевых взаимодействий;

• проверка соответствия участников, инструментов и форм партнерства;

• установление согласованности целей участников и целей университета;

• принятие решения в возможности реализации партнерства.

Определение аффектов реализации стратегических партнерств

• измерение результативности;

• установление вклада в развитие университета;

• принятие решения о целесообразности партнерства.

Выявление перспективных форм и направлений развитая стратегических партнерств

• ранжирование эффектов стратегического партнерства;

• установление уровня партнерских отношений на основе рангов;

• характеристика сети на основе уровня партнерства;

• принятие решений о корректировке сети.

Рис. 1. Этапы проведения оценки развития

стратегических партнерств университета в контексте сетевого подхода

В качестве структурных элементов показателя используются:

- информационная открытость как характеристика партнерской среды университета, отражающая способность университета к развитию в контексте реализации сетевого подхода;

- вовлеченность партнеров в деятельность университета, которая характеризует готовность партнеров к использованию различных форм взаимодействия;

- степень развития стратегических партнерств университета как составляющая оценки использования сетевых технологий при реализации партнерских взаимодействий.

Определение показателя сетевой готовности университета основывается на использовании ме-

тода рейтинговой оценки с применением контент-анализа сайтов университетов.

Рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование балльных оценок каждого критерия. Балльная оценка по каждому критерию выставляется по следующему принципу:

- наличие характеристики на сайте университета - 1 балл;

- отсутствие характеристики на сайте университета- 0 баллов.

Значение показателя сетевой готовности университета позволяет определить соответствие университета ключевым критериям сетевого подхода, а также точки приложения усилий для развития стратегических партнерств на его основе.

На втором этапе проводится оценка актуальности установленных целей и задач и их соответствия ключевым принципам сетевого подхода.

Степень отражения целей развития стратегических партнерств университета в программных документах характеризуется тем, насколько цели соотносятся с ролью университета, которая обозначается концепциями развития образования в России и концепциями социально-экономического развития Российской Федерации, регионов, а также стратегиями развития на различных уровнях (федеральном, региональном, локальном).

Степень соответствия целей развития позволяет определить, насколько цели университета соотносятся с требованиями, отраженными в нормативных документах различных уровней (федеральном, региональном, локальном).

Степень соответствия принципам сетевого подхода характеризуется отсутствием противоречий между установленными целями и обязательными условиями сетевого подхода.

Критерии, методы и показатели

Для оценки на данном этапе используется метод экспертной оценки и матричный подход к представлению полученных результатов. Показатели оценки нормируются по шкалам, состоящим из 3 критериев: положительная оценка критерия (1), нейтральная оценка (0), отрицательная оценка (-1). После нормирования они обобщаются в матрицах.

Качественные показатели, определяемые на втором и третьем этапах, записываются в матрице - строке в виде формулы:

К = (к!; к2; кХ где к!, к2, к3 - критерии соответствующего этапа.

Для развития сетевых взаимодействий матрицы на втором этапе должны иметь вид

К = (1; 1; 1),

поскольку это свидетельствует о соответствии объектов оценки критериям сетевого подхода и создает условия для реализации и развития партнерских отношений на его основе.

На этапе оценки потенциала реализации стратегических партнерств устанавливается соответствие возможных участников критериям сетевых стратегических партнеров. Критерии и способы их оценки представлены в табл. 1.

На основе полученных оценок принимается решение о возможности заключения соглашения с партнером:

- при высоких и средних - заключение соглашения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- при низких - отказ от заключения соглашения.

Для оценки эффектов сетевых взаимодействий в методике используются количественные методы. Набор показателей был предложен ав-

Таблица 1

оценки потенциала реализации [х партнерств

Критерии оценки Показатели оценки Критерии оценки

1. Оценка соответствия партнера сетевым критериям

Срок работы на рынке До 1 года - низкая От 1 года до 3 лет - средняя От 5 лет - высокая

Доверие и надежность Отсутствие/наличие информации о неисполнении соглашений, срывах контрактов Отсутствие - высокая Наличие - низкая

Наличие/отсутствие выполненных работ по государственным контрактам Наличие - высокая Наличие (выполнено со штрафами) - средняя Отсутствие - низкая

Окончание табл. 1

Критерии оценки Показатели оценки Критерии оценки

Потребность университета в сферах деятельности партнера Потребность есть - высокая. Потребность не выявлена - низкая.

Сетевая полезность и эффективность Наличие/ отсутствие необходимых для университета ресурсов Наличие - высокая Отсутствие - низкая

Количество видов деятельности университета, в которых возможно взаимодействие 3-4 вида - высокая 1-2вида - средняя 0 - низкая

Регулярность представления отчетности о деятельности Регулярно - высокая Нерегулярно - средняя Нет информации - низкая

Открытость и прозрачность Актуальность информации на сайте партнера Еженедельное обновление - высокая Ежемесячное обновление - средняя Нет обновлений - низкая

Наличие/отсутствие положительного опыта реализации партнерских отношений Наличие опыта - высокая Отсутствие опыта - низкая

тором на основе анализа методик оценки национальных [6] и зарубежных рейтингов университетов, методике мониторинга эффективности университетов [7] и стратегий развития ведущих университетов Российской Федерации. Из состава показателей оценки деятельности университетов были выделены те, на которые может оказывать влияние развитие стратегического партнерства; в результате был определен набор показателей, формирующих эффекты развития стратегических партнерств университета на основе сетевого подхода, который представлен на табл. 2.

При формировании набора показателей с учетом динамичность рейтинговых систем необходимо руководствоваться принципами их отбора:

- интегрированность в существующие оценочные системы, то есть выбранный показатель должен учитываться при оценке университета внешними сторонами, такими, например, как Министерство образования и науки Российской Федерации, рейтинговыми агентствами и др.;

- стратегический характер, то есть выбранный показатель должен отражать стратегические приоритеты развития университета и поддаваться влиянию со стороны реализации стратегического партнерства;

- ориентированность на результат, то есть выбранный показатель должен отражать достижение конкретных целей.

Ориентированность на результат, по нашему мнению, один из самых важных принципов оценки развития стратегического партнерства университета. В системе высшего образования доста-

точно часто встречаются оценочные показатели, не связанные с реальным достижением целей [8], что приводит к неэффективному использованию ресурсов университета.

Оценка результативности соглашения с партнером осуществляется по приоритетным для университета сферам взаимодействия, обозначенным в нем. Результативность рассматривается с двух сторон: с одной стороны, это показатели партнера, которые оказывают влияние на характеристики качества ведения деятельности, с другой стороны, это показатели партнера, отражающие экономические результаты взаимодействия.

Результативность партнерского соглашения предлагается определять по модели расчета соответствующего показателя университета, но с учетом только партнерского результата, то есть как отношение результата партнера к соответствующему базовому показателю университета, и рассчитывать по следующей формуле:

Р =

ГПС1

Фактический результат партнерского соглашения Соответствующий базовый показатель университета

(1)

где:

РПС - показатель результативности партнерского соглашения с университетом,

i - значение показателя для i- стратегического партнера.

Вклад партнера в развитие университета определяется на основе приращения показателей, характеризующих эффект партнерства по отношению к выполнению показателей университета.

Таблица 2

Показатели, характеризующие результативность развития

стратегических партнерств университета

Сфера взаимодействия Показатели, характеризующие качество деятельности университета Показатели, характеризующие экономические результаты деятельности университета Полезность партнерств

Образовательная сфера - средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных на первый курс; - удельный вес численности студентов, зачисленных по результатам целевого приема на первый курс; - доля студентов, приходящихся на базы практики партнеров; - доля совместных ОПОП* в общем числе ОПОП университета; - удельный вес численности иностранных студентов, в общей численности студентов - доход по ДОП** на 1 сотрудника университета; внебюджетные доходы по ОПОП на 1 сотрудника университета; - средняя рентабельность образовательных программ университета; - доход от образовательной деятельности университета на 1 студента

Научно-исследовательская сфера - доля НПР, защитивших диссертацию в общем количестве НПР***; - уровень суммарной цитируемости по данным РИНЦ****; уровень суммарной цитируемости по данным международных наукометрических систем; - число МИП*****, созданных университетом; - количество статей в Scopus - объем НИОКР на одного сотрудника; - удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации; - рентабельность деятельности МИП; - объем грантов, приходящихся на 1 сотрудника университета Вклад партнера в достижение целевых показателей университета.

Социальная сфера - доля трудоустроенных выпускников в общем объеме выпускников текущего года; - количество совместных мероприятий социальной направленности; - темп роста рейтинговой позиции университета

*ОПОП - основная профессиональная образовательная программа. **ДОП - дополнительная образовательная программа. ***НПР - научно-педагогические работники. ****РИНЦ - российский индекс научного цитирования. *****МИП - малое инновационное предприятие.

Этот показатель характеризует проявление особенностей сетевых партнерских взаимодействий. Именно от влияния партнеров на деятельность университета зависит изменение потенциала его развития в целом.

В относительном выражении вклад партнерского соглашения с участником в достижение стратегических показателей университета предлагается рассчитывать по формуле:

% - "

Показатель стратегического пертнера

Общий показатель, достигнутый университетом

(2)

показателей, то есть определяется темпом роста показателей по основным сферам взаимодействия с университетом и характеризует отдачу от использования собственных ресурсов университета.

Темп роста показателей по каждому направлению взаимодействия рассчитывается по следующей формуле:

ТР -

П

Значение показателя партнера

в отчетном периоде Значение показателя партнера в предыдущем периоде

(3)

Результативность взаимодействия с позиции влияния партнера на экономические результаты деятельности стратегического партнерства нормируется на основе динамического изменения

где ТРП - темп роста показателя партнера.

Для принятия управленческих решений относительно развития стратегического партнерства университета необходимо полученные оценки по эффектам привести к сопоставимому виду. Для этого итоговые значения по каждому инди-

видуальному соглашению нормируются по трех-критериальной шкале, предложенной для каждого сетевого эффекта в табл. 3.

Нормированные значения показателей по всем стратегическим партнерам интегрируются и представляются в виде матрицы, где число столбцов соответствует числу соглашений, а число строк - количеству эффектов развития стратегических партнерств.

Суммарная оценка эффектов соглашений в рамках сферы взаимодействия определяется по формуле:

= X I, а,

где:

i - сфера взаимодействия.

] - характеристика партнерского соглашения.

Оценку развития стратегического партнерства возможно проводить:

- по однородным группам участников стратегического партнерства;

- по сферам деятельности университета (образовательная, научно-исследовательская, социальная),

- по направлениям подготовки,

- в целом по университету.

На основе полученных результатов принимаются управленческие решения направленные на дальнейшее развитие отношений, корректировку существующих взаимодействий для получения желаемого результата либо же прекращение, если такая корректировка невозможна.

Практические аспекты

С целью апробации предложенной методики была проведена оценка развития стратегических партнерств ФГБОУ «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (ВГУЭС).

На первоначальном этапе была проведена оценка сетевой готовности. Исходя из проведенной оценки был сделан вывод о том, что вовлеченность партнеров в деятельность университета достаточно высока, однако необходимо усилить информационную открытость данного процесса и расширить набор инструментов реализации взаимодействий, в частности, их сетевых форм.

В процессе целеполагания была проведена оценка степени отражения целей развития стратегических партнерств университета в программных документах на основе анализа таких программных документов, как «Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года», «Концепция развития образования в Российской Федерации до 2020 года» и стратегия развития ВГУЭС. Противоречий при сопоставлении не выявлено.

Анализ нормативных документов позволил также оценить степень соответствия положительно, на уровне федеральных нормативных документов допускается возможность создания интегрированных ресурсных баз при реализации обучения, в том числе в сетевой форме, обязательным требованием является привлечение внешней среды к разработке и реализации образовательных программ.

Таблица 3

Шкала нормирования сетевых эффектов стратегических партнерств университета

Значение результативности партнерского соглашения Оценка Характеристика

Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на качестводеятельности университета

Значение показателя менее 0,5 % О Низкая результативность партнерского соглашения

Значение показателя находится в диапазоне 0,5 %-5 % о Приемлемая результативность партнерского соглашения.

Значение показателя более 5 %о • Высокая результативность партнерского соглашения

Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на экономические показатели деятельности университета

Темп роста показателя снижается более чем на 5 %о о Низкая результативность партнерского соглашения

Темп роста варьируется в пределах ± 5 %о о Приемлемая результативность партнерского соглашения.

Темп роста повышается более чем на 5 %о • Высокая результативность партнерского соглашения

Вклад стратегических партнерств в развитие университета

Менее 1 % о Низкий уровень полезности соглашения

1-5 %% о Приемлемый уровень полезности соглашения

Более 5 % • Высокий уровень полезности соглашения

было нормировать и результаты представить в матрице. В таблице 4 представлены усредненные значения сетевых эффектов развития стратегических партнерств ВГУЭС по трем сферам взаимодействий в разрезе укрупненных групп партнеров.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом уровень развития стратегических партнерств в образовательной сфере находится на приемлемом уровне, поскольку отсутствуют отрицательные оценки, за исключением группы «НИЦ». Это говорит о необходимости развития отношений в сфере образовательной деятельности, в области организации совместных образовательных программ академической магистратуры, что позволит повысить конкурентоспособность данных программ и уровень доходов университета от образовательной деятельности.

Развитие стратегического партнерства в научно-исследовательской деятельности находится на удовлетворительном уровне, поскольку больше партнеров имеют отрицательные характеристики деятельности. Это связано с тем, что в регионе в целом снижается предпринимательская активность и бизнес не проявляет интереса к научным разработкам на долгосрочной основе. Университету необходимо изменить инструменты

Таблица 4

Матрица нормированных значений сетевых эффектов развития стратегических партнерств ВГУЭС

Стратегический партнер ВГУЭС Характеристика партнерского соглашения Бизнес-структуры Университеты Органы власти Школы НИЦ

1. Образовательная деятельность

Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на качество деятельности университета О • О • О

Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на экономические показатели деятельности университета • • • о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад стратегических партнерств в развитие университета о о • • о

2. Научно-исследовательская деятельность

Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на качество деятельности университета о о о - о

Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на экономические показатели деятельности университета о о о - о

Вклад стратегических партнерств в развитие университета о о о - о

3. Социальная деятельность

Результативность с позиции влияния стратегических партнерств на качество деятельности университета о • • о о

Вклад стратегических партнерств в развитие университета о • • о о

Степень соответствия целей развития стратегических партнерств университета принципам сетевого подхода также характеризуется отсутствием противоречий между установленными в проекте целями и обязательными условиями сетевого подхода.

В качестве ключевых участников проекта были предложены экономические агенты, в которых заинтересован ВГУЭС. Все участники были разделены на категории: бизнес-структуры, органы власти, другие университеты, учреждения среднего общего образования и среднего профессионального образования, научно-исследовательские центры.

В качестве основных стратегических партнеров выбраны организации, которые находятся в активном взаимодействии со ВГУЭС больше года, и есть измеримые результаты этого взаимодействия.

На основе отчетных данных по реализации стратегических партнерств ВГУЭС за 2016 г., была проведена оценка партнерских соглашений по трем сферам взаимодействия, поскольку каждый партнер имеет потенциальное влияние на них.

Согласно методике оценки стратегических партнерств, полученные значения необходимо

взаимодействия и повышать его результативность в данной сфере, рассмотреть возможность проведения совместных научных исследований.

Полученные значения характеризуют уровень развития стратегических партнерств как приемлемый, достаточно высока степень влияния партнеров на ключевые показатели университета.

Заключение

Тенденции интеграции и глобализации в сфере высшего образования, подходы к оценке деятельности обозначают новые условия функционирования университетов, в которых им необходимо искать различные способы взаимодействия с внешней средой. Задача установления и развития партнерских отношений университетов с государством, бизнес-структурами и другими субъектами деловой среды приобретает особое значение. Партнерские отношения становятся инструментом более эффективного достижения поставленных целей.

В свою очередь, оценка уровня развития стратегического партнерства является необходимым условием, обеспечивающим качество его реализации. Предложенная методика оценки, на наш взгляд, позволяет выявлять резервы повышения результативности стратегических партнерств и более полноценно использовать их потенциал для развития университета в целом, повышения его конкурентоспособности на рынке

образовательных услуг как внутри страны, так и за ее пределами.

Список литературы

1. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/economics/development/strategy/pk-25. php (дата обращения: 23.05.2017).

2. Patton M. Q. Utilization-Focused Evaluation. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, 2008. 688 p.

3. Thomson et al. (eds.) Openness and Transparency: Meaningful or Meaningless? Access to Information on the European Union. Conference papers. Manchester: European Information Association, 1997. 38 p.

4. Корченкова Н. Ю., Нагорная М. А. Принцип информационной открытости как требование современ-нойдемократии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Право. 2000. № 1. С. 124-128.

5. Попов Е. В. Сети. Екатеринбург: АМБ, 2016. 168 c.

6. Методика построения Национального рейтинга университетов 2014/2015 учебного года [Электронный ресурс]. URL: http://univer-rating.ru/txt.asp?rbr=30&txt=R br30Text4539&lng=0 (дата обращения: 15.03.2017).

7. Методика расчета показателей эффективности образовательных организаций ВО. [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/metodika-rascheta-pokazatelei-dejatelnosti-obrazovatelnoi-organizatsii-vysshego (дата обращения: 15.03.2017).

8. Малышева Л. А. Угрозы и возможности: попадут ли наши вузы в мировые рейтинги? // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 2. С. 103-111.

DOI 10.15826/umpa.2017.05.059

EVALUATION OF DEVELOPMENT OF THE STRATEGIC PARTNERSHIP OF THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF THE NETWORK APPROACH

O. A. Baturina, T. V. Terentieva

Vladivostok State University of Economics and Service 41 Gogolja str., Vladivostok, 690014, Russian Federation; [email protected]

Keywords: strategic partnership, university, strategic partnerships development efficacy, evaluation principles, strategic partnership performance indicators.

The article is a research one. In the context of knowledge economy development modern universities witness increased importance of partner relations with different market participants. High degree of society informatization, integration and globalization trends lead to the development in the field of network cooperation forms. When choosing strategies oriented towards cooperation and partnership most universities face the need for evaluating the development of strategic interaction from the point of view of their influence on university performance and ensuring competiveness in the modern context. The aim of his work is in developing methods for evaluating university strategic partnership development that would consider their network characteristics and influence on key university performance indicators. Suggested methods allow for defining strategic partnership development efficacy at three levels: with each participant or group of participants; basic interaction areas (education, research, social) and a university level. It includes algorithm of conducting evaluation from the point of view of different sages of partnership development mechanism, principles of

evaluation criteria selection, system of network effect indicators. Obtained results (the level of partnership relations) allow for identifying problems and perspective areas for network relations development, improve the quality of management decisions in the field of university strategic partnership development as one of key factors in ensuring its competitiveness.

References

1. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Primorskogo kraya do 2025 goda [Strategy of Social and Economic Development of Primorye until 2025], available at: http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/ departments/economics/development/strategy/pk-25.php (accessed 23.05.2017).

2. Patton M. Q. Utilization-Focused Evaluation. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, 2008. 688 p.

3. Thomson et al. (eds.) Openness and Transparency: Meaningful or Meaningless? Access to Information on the European Union. Conference papers. Manchester: European Information Association, 1997. 38 p.

4. Korchenkova N. Yu., Nagornaya M. A. Printsip in-formatsionnoi otkrytosti kak trebovanie sovremennoi de-mokratii [The principle of information openness as a requirement of modern democracy]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Pravo [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. Series: Law], 2000, no. 1, pp. 124-128.

5. Popov E. V. Seti [Networks], Ekaterinburg, AMB, 2016, 168 p.

6. Metodika postroeniya Natsional'nogo reitinga univer-sitetov 2014/2015 uchebnogo goda [The Methodology of the 2014/2015 National University Ranking], available at: http:// univer-rating.ru/txt. asp?rbr=3 0&txt=Rbr3 0Text453 9&lng=0 (accessed: 15.03.2017).

7. Методика расчета показателей эффективности образовательных организаций ВО [The Methodology for Calculating Performance Indicators of Educational Organizations], available at: http://legalacts.ru/doc/metodika-rascheta-pokazatelei-dejatelnosti-obrazovatelnoi-organizatsii-vysshego. (accessed: 15.03.2017).

8. Malysheva L. A. Ugrozy i vozmozhnosti: popadut li nashi vuzy v mirovye reitingi?[Will Our High Educational Institutions Enter the World Ratings?] Problemy teorii i praktiki upravleniya [Theoretical and Practical Aspects of Management], 2014, no. 2, pp. 103-111.

Информация об авторах / Information about the authors:

Терентьева Татьяна Валерьевна - доктор экономических наук, доцент, ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса; 8 (423) 240-40-00; [email protected].

Батурина Ольга Андреевна - старший преподаватель кафедры управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса; 8 (423) 240-42-27; [email protected].

Tatiana V. Terentieva - Doctor of Econome Sciences, Professor, Rector of Vladivostok State University of Economics and Service; [email protected].

Olga A. Baturina - Lecturer of the Department of Management, Vladivostok State University of Economics and Service; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.