экономические науки
Петрищев Петр Владимирович, Масюк Наталья Николаевна, Бушуева Марина Александровна МЕТОД ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПАРТНЕРСТВА ...
УДК 334.726
МЕТОД ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПАРТНЕРСТВА РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ВУЗАМИ
© 2018
Петрищев Петр Владимирович, ассистент кафедры управления Масюк Наталья Николаевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected]) Бушуева Марина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, филиал в Иваново (153004, Россия, Иваново, Дзержинского, 53, e-mail: [email protected])
Аннотация. Современные российские университеты сегодня стремятся соответствовать глобальным вызовам внешней среды, которые предъявляют новые требования к образовательным продуктам и способам их доведения до целевых потребителей, к которым относятся не только российские, но и иностранные студенты. Во многих странах (Австралия, Новая Зеландия и др.) доходы от образовательной деятельности занимают первые строчки в бюджете страны. В сравнении с зарубежными университетами-лидерами российские вузы пока не имеют столь высокого потенциала, чтобы самостоятельно конкурировать на международном образовательном рынке. Выход из этой ситуации подсказывает сама жизнь. Цифровая экономика позволяет интегрироваться с ведущими зарубежными университетами, которые, как правило, уже имеют развитую сеть стратегических партнерств со многими университетами, в особенности, стран Азии, Африки, Латинской Америки и др. Партнерские взаимодействия развиваются по различным траекториям, начиная от ознакомительных поездок и коротких языковых курсов, далее добавляя семестровые обменные программы и заканчивая программами «двойных» дипломов. Другой стороной международного партнерского взаимодействия университетов является наука. Научные исследования, проводимые в рамках такого сотрудничества, являются взаимовыгодными, укрепляя научный потенциал партнеров и позволяя им продвигаться в направлении освоения инновационных продуктов и создания инновационных отраслей. В данной работе предлагается авторский метод оценки результативности партнерского взаимодействия российских и зарубежных вузов в контексте их совместной образовательной деятельности. Рассмотрены разновидности международной деятельности университета. Все варианты сотрудничества российских и зарубежных вузов разбиты на пять групп, сформирована типология бизнес-моделей университета, образующая пятиуровневую шкалу, при этом каждому уровню поставлена в соответствии своя архитектура бизнес-модели. Показан метод расчета организационной результативности как функции международной альянсоспособности университета. Приведен количественный пример на основе показателей одного из университетов. Использование предложенного метода позволит руководству университета заранее оценить организационную результативность партнерского взаимодействия при вступлении в тот или иной международный образовательный альянс.
Ключевые слова: международный образовательный альянс, результативность, партнерство, бизнес-модель, университет, международная альянсоспособность, типология, интеграция, зарубежные вузы, международная деятельность, программы «двойных» дипломов, взаимное признание квалификаций.
METHOD OF ESTIMATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE PARTNERSHIP RUSSIAN UNIVERSITIES WITH FOREIGN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
© 2018
Petrichev Petr Vladimirovich, Lecturer of Management Department Masyuk Natalya Nikolaevna, Doctor of Economics, Professor, Professor of Management Department Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street, 41, e-mail: [email protected]) Bushueva Marina Aleksandrovna, Candidate of Economical Science, Associate Professor, Associate Professor of Economics Department
Russian Economic University by G.V. Plekhanova, branch in Ivanovo (153004, Russia, Ivanovo, Dzerzhinsky street, 53, e-mail: [email protected])
Abstract. Modern Russian universities are striving to meet the global challenges of the external environment today, which make new requirements on educational products and ways to bring them to target consumers, which include not only Russian but also foreign students. In many countries (Australia, New Zealand, etc.) income from educational activities lies in the first lines in the country's budget. In comparison with foreign universities-leaders, Russian universities do not yet have such a high potential to independently compete in the international educational market. The way out of this situation is prompted by life itself. The digital economy allows integration with leading foreign universities, which, as a rule, already have an extensive network of strategic partnerships with many universities, especially those in Asia, Africa, Latin America, etc. Partnerships are developing along various trajectories, ranging from study tours and short language courses, further adding semester exchange programs and ending with programs of "double" diplomas. The other side of the international partnership of universities is science. Scientific research conducted within the framework of such cooperation is mutually beneficial, strengthening the scientific potential of partners and enabling them to move towards the development of innovative products and the creation of innovative industries. In this paper, we propose an author's method for evaluating the effectiveness of partnerships between Russian and foreign universities in the context of their joint educational activities. Varieties of international activities of the university are considered. All variants of cooperation between Russian and foreign universities were divided into five groups, the typology of business models of the university was formed, forming a five-level scale, with each level in accordance with its own architecture of the business model. The method of calculating organizational effectiveness as a function of the international alliance of the university is shown. A quantitative example is given based on the indicators of one of the universities. The use of the proposed method will allow the university's management to assess in advance the organizational effectiveness of partnership interaction when joining an international educational alliance.
Keywords: international educational alliance, efficiency, partnership, business model, university, international alliance capacity, typology, integration, foreign universities, international activity, double diploma programs, mutual recognition of qualifications.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- стороны, российская система образования претерпевает ными научными и практическими задачами. С одной в настоящее время существенные изменения, связанные
с разделение вузов на федеральные, научно-исследовательские, опорные и другие, что, казалось бы, должно автоматически повысить их результативность, в том числе, и на международном образовательном рынке. С другой стороны, оценить эту результативность всеми существующими методами не представляется возможным. Возникает потребность в разработке специальных методов оценки результативности партнерства в альянсе с зарубежными университетами, что даст возможность принять решение о целесообразности альянсового взаимодействия [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Интернационализация и глобализация охватывают все сферы жизни образовательных организаций [2]. Глобальные изменения претерпевают не только состав партнеров, но и формы партнерского взаимодействия [3]. В международном образовательном пространстве усиливается конкуренция за иностранных студентов. Основными странами-лидерами по приему иностранных студентов в 2017 г. являлись США - 24 %, Великобритания - 11 %, Китай - 10 %, Австралия - 7 %, Франция - 7 %, Канада - 7 %, Российская Федерация - 6 %, Германия - 6 %, на долю всех остальных стран приходится 23 % [4].
Методический подход к решению поставленной проблемы основан на концепции бизнес-моделирования, основоположником которого по праву считаются Остервальдер А. и Пинье И. [5]. В дальнейшем вклад в развитие этой концепции внесли Гальпер Дж. [6], Доль Б. [7]., Езенду Э. [8], Колоджий Р. [9], Магрета Дж. [10], Моррис [11], МакКахил Л. [12], Маурья Э. [13], Мэйо М. [14], Роботам М. [15], Сливотски А. [16], Солиятте А. [17], Фитцпатрик Р. [18], Филт Л. [19], Фильдер Г. [20], Форд Р. [21], Чесбро Г. [22], Хальме Т. [23] и др.
Особенно подробно обзор основных бизнес-моделей представлен в работах Чинарьяна Р. [24]. Выбор бизнес-модели является инновационным подходом к управлению университетом [25], для правильного выбора и своевременной корректировки бизнес-моделей в университете может быть создан ситуационный центр [26]. Теоретические построения в контексте данного исследования основаны на введении авторского определения международной альянсоспособности.
Под международной альянсоспособностью университета нами было предложено понимать способность университета самостоятельно создавать (генерировать) либо восполнять за счет партнеров недостающие ресурсы, компетенции и динамические способности для эффективной работы в рамках международного образовательного альянса [27]. На основании стратификации видов международной деятельности была разработана типология бизнес-моделей университета и предложена пятиуровневая шкала оценки уровня его международной альянсоспособности [28].
Исследование видов международной деятельности российских университетов показали, что наиболее распространенной формой партнерства с зарубежными вузами являются языковые курсы и ознакомительные поездки студентов и преподавателей. Этот вид деятельности было предложено поместить в первую группу, соответствующую бизнес-модели Остервальдела-Пинье и присвоить ему первый (самый низкий) уровень альян-соспособности. В рамках этой бизнес-модели работают практически все российские университеты.
Во вторую группу были помещены короткие (неязыковые) программы длительностью менее семестра для студентов и преподавателей, в том числе и программы дополнительного образования. Этому виду, по нашему мнению, соответствует бизнес-модель конкурентного сотрудничества (Со-ореЙюп) Бранденбургера-Нейлбаффа [29] и второй уровень альянсоспособности. Примеры такого сотрудничества российских и 230
ных вузов можно также найти во многих университетах.
Третью группу составили обменные семестровые неязыковые программы в рамках бизнес-модели совместного создания ценности и партнерства Андреаса Золновски [30], также широко распростаненные в практике международной деятельности многих российских университетов.
К четвертой группе были отнесены совместные образовательные программы, в которых четко определены основной и поддерживающий партнеры. Основной партнер владеет образовательной программой, присваивает академическую степень, выдает соответствующий диплом и несет ответственность за содержание программ и качество обучения. Программа должна быть аккредитована в той стране, на территории которой находится основной партнер. Поддерживающий партнер обеспечивает отдельные элементы программы (надзор, наблюдение и др.), ведет отдельные курсы, также несет ответственность за содержание этих курсов и их качество и др. Характер такого рода партнерских отношений близок к бизнес-модели диверсифицированных рынков Эрвина Филта [19]. Присвоим данному уровню развития партнерских отношений 4-й уровень альянсоспособно-сти. Попутно здесь можно отметить, что такая программа была создана во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) совместно с Тихоокеанской школой гостиничного менеджмента (Pacific International Hotel Management School), Новая Зеландия.
В пятую группу были помещены многосторонние соглашения о взаимном признании дипломов и присуждении совместных степеней, что не исключает также выдачу своих дипломов каждым университетом. Вузы-партнеры несут ответственность за программы, это включает разработку и обеспечение качества, взаимное признание отдельных курсов.
Для данного типа отношений был разработан специальный, шаблон бизнес-модели университета, в основу которого была положена канва бизнес-модели устойчивого развития Дарноты-Аугтона, который был модифицирован [28]. Мы присвоили данному виду взаимоотношений 5-й уровень альянсоспособности. Поскольку количество совместных программ, позволяющих получать «двойные» дипломы, в университетах будет постоянно расти, также как и количество рекрутинговых агентств и агентов, с которыми взаимодействует университет, мы назвали данную бизнес-модель «открытой». В рамках таких бизнес-моделей сегодня работают практически все федеральные университеты, а также университеты, которые стремятся выйти на международный образовательный рынок как полноценные игроки. К числу таких университетов в Приморье можно отнести ДВФУ, ВГУЭС
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью настоящей статьи является рассмотрение авторского метода оценки партнерского взаимодействия российского университета с зарубежными вузами-партнерами.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Разработанная пятиуровневая типология бизнес-моделей университета, позволяет нам лишь приблизительно оценить уровень международной альянсоспособности университета. Далее будет предпринята попытка предложить более точный метод ее количественной оценки.
Исследования показали, что университет может одновременно работать в рамках нескольких бизнес-моделей, при этом с разными университетами могут быть разные формы международного сотрудничества и, соответственно, разное количество совместных программ в рамках каждой бизнес-модели.
Поэтому международная альянсоспособность университета количественно может быть выражена матрицей следующего вида:_
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)
экономические науки
Петрищев Петр Владимирович, Масюк Наталья Николаевна, Бушуева Марина Александровна МЕТОД ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПАРТНЕРСТВА ...
Mj
где:
lib «¡1
Mij - текущее значение международной альянсоспо-собности университета, имеющего i бизнес - моделей и сотрудничающего с j - университетами;
Щ - количество международных программ в университете в рамках 1-го вида бизнес-модели с j-м университетом;
/ - порядковый номер-бизнес модели: п - количество бизнес- моделей; ¡= 1, п:
/ - порядковый номер университета-партнера;_
т - количество университетов-партнеров; ¡=1, т н^- весомость 1-й программы с]-м университетом. Рассчитать Му можно следующим образом:
=ZZ
К a «ii
При этом параметр а;, позволяет расставлять приоритеты в виде весомостей в зависимости от заинтересованности университета в той или иной программе либо в сотрудничестве с тем или иным университом в настоящий момент.
В предельном случае международная альянсоспособ-ность может быть вьгоажена как:
f ^Ll^ll L2a12
I Kiian. Каап ■■■ ^ггг.пгт
^П1аП1. ^,|lгOÍIlг■■,
где
Mian - предельное значение международной альян-соспособности университета, имеющего п бизнес-моделей и сотрудничающего с m университетами.
Международная альянсоспособность университета может стать основой для формирования показателя организационной результативности университета при вступлении в международный образовательный альянс. В качестве показателя организационной результативности OE (organizational effectiveness) в данной работе предлагается использовать прирост уровня международной альяи^гттпгобности: ОЕ= ДМгтп
Оценка организационной результативности позволяет университету сопоставить свои возможности для разработки международных образовательных программ в динамике и предпринять необходимые усилия для активизации деятельности в этом направлении.
Проиллюстрируем данный метод на примере ВГУЭС, который сегодня имеет партнерские отношения с различными университетами АТР, с которыми действуют 55 международных программ различного уровня (табл.1). Как видно из таблицы 1, наибольшая международная активность ВГУЭС укладывается в бизнес-модели 1-3. Это объясняется более простой процедурой оформления документов, а также отсутствием требований о знании иностранного языка, что для российских граждан является несомненным преимуществом. Более того, сами программы, реализуемые в рамках бизнес-моделей 1-3, являются более простыми для их участников, с одной стороны, и не требуют больших усилий со стороны университетов, с другой.
Таблица 1 - Количество международных программ ВГУЭС в 2016 году
№ Номер бизнес-модели (уровень международной альянсоспособности) Количество программ в рамках данной модели
1 Бизнес-модель 1 19
2 Бизнес-модель 2 5
3 Бизнес-модель 3 26
4 Бизнес-модель 4 1
5 Бизнес-модель 5 4
Выполним расчет показателя международной альян-
соспособности университета, воспользовавшись предложенным соотношением.
Из табл.1 видно, что в рамках первой бизнес-модели ВГУЭС сотрудничает с 19-ю университетами, в рамках второй - с пятью, в рамках третьей - с 26-ю, в рамках четвертой - с одним и в рамках пятой - с четырьмя.
Примем для расчета следующие величины весомо-стей международных программ (заметим, что данные весовые коэффициенты определяются руководством университета в зависимости от расстановки стратегических пшоштетов):
А1 = 0,05; а.2 = ОД; иЗ = 0,15; а4 = 0,3; а5 = 0,5
Тогда 19*0,05+5*0,1+26*0,15+1*0.3+4*0,4= 7,25
Международная альянсоспособность университета по состоянию на 01.07.2016 года равнялась 7,25.
Если учесть, что три международных программы «двойных дипломов» были внедрены университетом в 2015 году, то можно рассчитать, что без этих программ показатель международной альянсоспособности университета в 2014 году был равен 6,05. Исходя из этого, организационная результативность университета за счет внедрения этих программ равна приросту показателя международной альянсоспособности:
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий по данному направлению. Обобщая вышесказанное, можно заключить, что бизнес-моделирование является современным инновационным инструментом для разработки стратегии университетов в разных направлениях, включая международную деятельность. Для укрепления своих позиций и повышения конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг представляется целесообразным рекомендовать российским университетам вступать в стратегические альянсы с зарубежными партнерами, которые могли бы восполнить недостающие ресурсы, динамические способности и компетенции университета. Оценивать результативность альянсового взаимодействия предлагается с помощью показателя организационной результативности, являющегося функцией международной альянсоспособно-сти. Дальнейшие исследования необходимо проводить в направлении совершенствования процесса определения весовых коэффициентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Масюк Н.Н., Петрищев П.В., Бушуева М.А. Стратегическое партнерство как свидетельство альянсо-способности университета / Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-3 (53-3). С. 658-662.
2. Huang F. Internationalization of Higher Education in the Era of Globalization: a Comparative Perspective from China and Japan/ F. Huang // Global Campus Net Osaka. URL: http://www.gcn-osaka.jp/ project/final report/6E/6-3-2e.pdf (дата обращения: 31.12.2017).
3. Higher Education to 2030. Vol. 2. Globalization. Paris: OECD Center for Educational Research and Innovation, 2009.
4. Project Atlas, 2017, Enesco 2017. URL: https://www. usnews.com/news/best-countries/articles/2018-01-23/com-petition-for-international-students-increases-among-coun-tries (дата обращения: 15.07.2018).
5. Osterwalder Alexander, Pigneur Yves, Christopher L. Tucci. Clarifying business models: origins, present and future of concept (англ.). Communications of the Association for Information Systems (2005).
6. Galper, J. (2001). Three Business Models for the Stock Exchange Industry. Journal of Investing
7. Doll B. Business Design Game: Business Model Template.
8. Ezendu E. Advancing Business Model. URL: http:// advancingbizmodel.blogspot.co.nz/ (дата обращения: 17.08.2015).
9. Kolodziej Rafal, „Business Model Canvas czy Lean Canvas? URL: http://cocreation.bblog.pl/wpis,busi-ness;model;canvas;czy;lean;canvas (дата обращения: 25.07.2015).
10. Magretta J. Why business models matter // Harvard Business Review 2002, May. P. 86-92.
11. Morris M., Schindehutte M., Allen J. The entrepreneur's business model: toward a unified perspective // Journal of Business Research 2005. N 58 (6). P. 726-735.
12. McCahill L. Why happiness should be your business model? URL: https://medium.com/the-happy-start-up-school/why-happiness-should-be-your-business-model-f866d92cd898 (дата обращения: 21.08.2015).
13. Maurya A. Running Lean. How to Iterate from Plan A to a Plan That Works.
14. Mayo M., Brown G. Building a competitive business model // Ivey Business Journal 1999. N 63 (3). P. 18-23.
15. Robotam M. Business Models. Growth Management Consulting LTD. 2011.
16. Slywotsky A. J., Morrison D. J., & Andelman B. (1997). The profit zone: how strategic business design will lead you to tomorrow's profits. New York, Times Business.
17. Soolyatte A.Y. Biznes-modeli na osnove mno-gostoronnih platform: innovacii, revoljucionno preobrazu-jushhie biznes [Business models based on multilateral platforms: innovation, revolutionary transforming business]. Menedzhment innovacij. 2011, no. 2. Pp. 88-93.
18. Fitzpatrik R. How to Actually Do Customer development (and Not Waste your Time. URL: http://www. slideshare.net/robfitz/how-to-actually-do-customer-development-and-not-waste-your-time (дата обращения: 17.08.2015).
19. Fielt E., Janssen W., Faber E., Wagenaar R. (2004): Confronting the design and acceptance of electronic intermediaries: a case study in the ma. In: Janssen, Marijn, Sol, Henk G., Wagenaar, René W. (eds.) Proceedings of the 6th International Conference on Electronic Commerce - ICEC 2004 October 25-27, 2004, Delft, The Netherlands. pp. 392401. http://doi.acm.org/10.1145/1052220.1052270
20. Filder G. My business model canvas. URL:
21. https://graemefielder.wordpress.com/2012/02/26/ my-business-model-canvas/ (дата обращения: 04.08.2015).
22. Ford R. How Students Can Use Learn Startup Principals for Better Grades in Less Time. URL: http:// www.roryford.com/lean-startup/how-students-can-use-lean-startup-principals-for-better-grades-in-less-time/ (дата обращения: 22.07.2015).
23. Chesbrough H.W. (2010) Business model innovation: Opportunities and barriers // Long Range Planning. Vol. 43. № 2/3. P. 354-363.
24. Hulme T. Visualizing your business model [Электронный ресурс]: uRL:http://inspirationkit.nl/kit-detail/850/visualizing-your-business-model (дата обращения: 17.10.2015).
25. Чинарьян Р.С. Клиентская составляющая ключевых компетенций универсальных бизнес-моделей (ч. 5) // Клиентинг и управление клиентским портфелем. 2014. № 4.
26. Межонова Л.В., Масюк Н.Н. Проектирование организационной структуры ситуационного центра как одного из инструментов управления интеграционными процессами в университетском комплексе // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6 (82). С. 32-37.
27. Куликова О.М., Масюк Н.Н., Межонова Л.В. Университетский комплекс: инновационные подходы к управлению // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5. С. 63.
28. Масюк Н.Н., Петрищев П.В. Международные образовательные альянсы в глобальной экономике. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. 140 с.
29. Масюк Н.Н., Петрищев П.В., Бушуева М.А. Типология бизнес-моделей университета в контексте его международной альянсоспособности / Н.Н. Масюк, П.В. Петрищев, М.А. Бушуева // Научное обозрение. 2015. № 24. С. 330-337.
30. Adam M. Brandenburger and Barry J. Nalebuff Co-opetition. New York: Doubleday. 1996. 290 p. 232
31. Золновски А. Бизнес-модель создания ценности и партнерства. URL: http://bizmodelgu.ru/tag/andreas-zolnovski/ (дата обращения: 17.10.2015).
Статья поступила в редакцию 23.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)