ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКАМИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГПС МЧС РОССИИ
О.В. Стрельцов, старший научный сотрудник, Э.В. Лазарева, начальник сектора, ВНИИПО МЧС России, г. Балашиха
Сложившаяся к настоящему времени ситуация в экономике России в целом, и на рынке труда в частности, привела к осознанию невозможности планирования и осуществления социально-экономических изменений в стране, при отсутствии высокопрофессионального человеческого ресурса. Развитие экономической системы России, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно, только при условии наличия у нее системы подготовки квалифицированных профессиональных кадров.
Таким образом, качество образования выступает одним из важных составляющих в обеспечении повышения уровня развития страны и решении назревших социально-экономических проблем российского общества. Применительно к системе МЧС России, в настоящее время, основной целью образовательной политики Правительства Российской Федерации является удовлетворение потребности общества и государства в компетентных сотрудниках Государственной противопожарной службы, которые способны обеспечить пожарную безопасность обслуживаемых объектов. В таком образовании заинтересованы не только общество, Государственная противопожарная служба, преподаватели, но и сами курсанты или студенты, обучающиеся в вузах МЧС России. Как отметили В.А. Козырева, Н.Ф. Родионова и А.П. Тряпицына, стремление к наилучшей готовности к профессиональной деятельности является естественным для молодежи, поскольку жизненная траектория личности есть постоянное стремление к статусности, иными словами, стремление занять в социальной структуре общества, или в экономических терминах - в общественном разделении труда, тот статус, который обеспечивает наиболее благоприятную позицию в распределении общественных благ [1].
В тоже время, находясь в стадии длительной трансформации от квалификационной модели обучения и подготовки к компетентностной, вызванной включением в Болонский процесс, российская система образования сталкивается с рядом проблем связанных, как с образовательным процессом и его содержанием, так и результатами данного процесса. Одна из таких проблем состоит в том, что в основе процессов обучения и воспитания большинства современных вузов лежит «потребительский уклад» познавательной деятельности обучающихся, с установкой «брать» и преобладанием в образовательном процессе методик передачи готовых знаний. Так, в ряде выводов по результатам исследований образовательных достижений студентов российских вузов отмечено, что в настоящее время, обеспечивая обучающихся
значительным багажом предметных знаний, российская система образования не способствует развитию у них умений выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи [2]. Подобные «претензии» присутствуют и в работе Е.И. Пустоваловой, исследовавшей процесс адаптации курсантов в вузах МЧС России [3].
Как отмечает О.Л. Узун [4], в настоящее время возникло несоответствие требований высокого профессионализма от сотрудников МЧС России и недостаточной подготовленностью выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности. В ходе проведенного анализа служебной деятельности и процесса профессиональной подготовки специалистов МЧС России О.Л. Узун сделал ряд выводов, в том числе:
1) сложившаяся система профессиональной подготовки курсантов вузов МЧС России не в полной мере учитывает объем и специфику новых задач, появившихся у подразделений Министерства в последние годы, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций различного характера;
2) учебные программы и программы профессиональной подготовки курсантов ВУЗов МЧС России не рассматривают проблем, связанных с необходимостью адаптации будущих специалистов к профессиональной деятельности;
3) оценка уровня профессиональной подготовленности в условиях вуза происходит только на завершающих этапах обучения (преддипломная практика и выпускные экзамены).
На практике это приводит к тому, что непосредственно после окончания вуза выпускник не может соответствовать требованиям работодателя. Впервые столкнувшийся с реальной действительностью, он не может самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.
В рамках проведенного, в 2015 году, ФГБУ ВНИИПО исследования профессиональной готовности выпускников вузов ГПС МЧС России, была затронута тема трудностей, с которыми пришлось столкнуться выпускникам, проработавшим в подразделениях ГПС МЧС России в течение 1 года службы. С использованием бланка-опросника, были получены сведения о проблемах связанных с успешностью в профессиональной деятельности и удовлетворенности знаниями, умениями и навыками, полученными в ходе обучения. Всего было опрошено 157 человек - выпускников Академии ГПС МЧС России, Ивановской академии ГПС МЧС России, Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и Уральского института ГПС МЧС России. Обобщенные результаты можно увидеть на рисунках 1-3.
Рис. 1. Частота ответов выпускников ВУЗов ГПС МЧС России на вопрос: «Чего Вам не хватало более всего, для успешного включения в деятельность?»
Рис. 2. Удовлетворенность выпускников ВУЗов ГПС МЧС России качеством полученной
теоретической подготовки
Рис. 3. Удовлетворенность выпускников ВУЗов ГПС МЧС России качеством полученной
практической подготовки
Из приведенных результатов видно, что образование в ВУЗах ГПС МЧС России дает, прежде всего, теоретические знания. Проведенный
социологический опрос среди выпускников показал, что приобретенных практических навыков для практического применения, не хватает половине из них. В связи с чем, представляется важным согласовать позиции разных сторон относительно готовности выпускников вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности: работодателей - руководителей подразделений; тех, кто готовится к профессиональной деятельности -курсантов и выпускников; тех, кто готовит к ней - преподавательского состава. Для чего необходим диалог, в ходе встреч с будущими работодателями (руководителями территориальных подразделений ГПС МЧС России), в формате: семинаров, лекций, конференций, где могли бы обсуждаться проблемы связанные с прохождением службы в органах противопожарной охраны и запросы работодателей к профессиональной подготовленности курсантов.
Кроме того, с целью повышения профессиональных навыков курсантов ГПС МЧС России необходимо расширять и использовать в учебном процессе материально-техническую базу, позволяющую моделировать производственные ситуации, связанные с тушение пожаров или надзорной деятельностью:
- специализированные учебные кабинеты, оснащенные учебно-наглядными материалами по вопросам возбуждения и осуществления уголовно -процессуального и административного расследования дел, подведомственных ГПС, а также по различного рода экспертизам, которые проводятся по таким делам;
- учебные лаборатории с оснащением, позволяющим осуществлять практическое обучение - работе на современных приборах и оборудовании при исследовании объектов (вещественных доказательств) по делам о пожарах;
- учебные полигонные объекты («участок местности», «транспортное средство», «жилое помещение») с целью освоения и отработки навыков и умений проведения осмотра места пожара (планирования осмотра, описания обстановки, изъятия и упаковки объектов, протоколирования и др.) [5];
- тренажерные комплексы, предназначенные для моделирования реального пожара и проведения занятий по профессиональной подготовке пожарных и спасателей в условиях воздействия опасных факторов пожара и которые формируют навыки управления газообменами на пожаре, тренируют психологические качества обучаемых, а также позволяют отработать навыки по тушению пожара в замкнутом пространстве.
Список использованной литературы
1. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 243 с.
2. Бордовский Г.А. Модели и методы внутреннего и внешнего оценивания качества образования в вузах: научно-методические материалы для
руководителей и научно-педагогических работников вузов. РГПУ, СПб, Книжный Дом, 2008. - 340 с.
3. Пустовалова Е.И. Успешная адаптация курсантов в вузе МЧС как основа развития профессионально значимых качеств // Известия Уральского фед. ун-та. С. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. - Т. 95. - №4. С. 174-179.
4. Узун О.Л. Система научного обеспечения профессиональной подготовки специалистов МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях: Автореф.....дисс. канд. пед. наук. СПб, 2011. - 51 с.
5. Добрынин Д.И. Подготовка сотрудников ГПС МЧС России к деятельности в рамках изменившегося нормативно-правового законодательства в области пожарной безопасности // Научные исследования в образовании. 2010. - Т. 8. - С. 28-32.
УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА СПАСАТЕЛЕЙ-ПОЖАРНЫХ ПРИ РЕШЕНИИ НЕКОТОРЫХ БОЕВЫХ ЗАДАЧ
А.В. Суриков, начальник кафедры, В.Е. Бабич, начальник кафедры, к.т.н., доцент, Институт переподготовки и повышения квалификации МЧС
Республики Беларусь, пос. Светлая Роща
Высокие требования к физической подготовленности работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям обуславливает необходимость постоянного повышения качества образовательного процесса в учреждениях образования МЧС, в которых проходят подготовку спасатели-пожарные. Повышение качества образовательного процесса по прикладной физической подготовке, по-нашему мнению, связано, прежде всего, с внедрением педагогических методик, основанных на соответствии и адекватности двигательных заданий условиям деятельности спасателей-пожарных. В данной работе представлены результаты исследования степени воздействия на организм работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям специальных упражнений, максимально приближенных к действиям, выполняемым при тушении пожаров.
Исследования нагрузки на организм спасателей проводились на специальной полосе подготовки спасателей-пожарных на базе ИППК МЧС Республики Беларусь. Полоса максимально приближена к действиям, выполняемым при тушении пожаров, и состоит из упражнений по пожарной аварийно-спасательной подготовке и по подготовке газодымозащитников. Упражнение состоит из пяти этапов, выполняемых в определенной последовательности, логически привязанных к реальной обстановке на пожаре. Состав полосы приведен в таблице 1. Этапы выполняются поочередно без отдыха.