профессионального образования РФ - 2000.-URL:http://www.fl-life.com.ua/inclusion/?page_id=397.
2. Проект Закона РФ «О специальном образовании» [Электронный ресурс] // Дефектология. - 1995. - № 1. -с. 3-15. -URL: http://shishkova.ru/library/journals/items/d9501.htm.
3. Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение: ситуация России XXI века [Электронный ресурс]: Н.Н. Малофеев // Специальное образование. - 2005. - № 5. - с. 8-13. -URL: http://mars.arbicon.ru/index.php?mdl=content&id=26064
4. Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов «Начальная школа - детский сад» [Электронный ресурс]: С.Г. Шевченко // Дефектология. - 2000. -№6. С. 37-40 -URL: http://pedlib.ru/Books/1/0072/1_0072-1.shtml.
5. Воденникова Л.А. Обзор историографии проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов-дефектологов // Концепт. - 2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14312. - 0,8 п. л. -URL: http:// e-koncept. ru/2014/14312. htm.- Гос. рег. Эл№ФС 77-49965.- ISSN 2304-120X.
© Воденникова М.Б., Байрамгулова Ю.М., 2015
УДК 378.147
Е.В. Барышникова
к.п.н., доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, РФ
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Аннотация
В статье с учетом результатов проведенного исследования рассматриваются оценочные средства определения уровней сформированности профессиональной компетентности у будущих педагогов -психологов
Ключевые слова
Компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность, оценка профессиональной компетентности
Инновационные процессы, происходящие в системе высшего профессионального образования, требуют постепенного перехода на новые образовательные стандарты. В свою очередь, стандарты нового поколения ориентируют высшее профессиональное учреждение на подготовку профессионально компетентного специалиста. Именно профессиональная компетентность является тем инновационным результатом, которая обеспечит качественную подготовку будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования свидетельствует о разработанности различных ее аспектов. Однако, следует отметить недостаточно исследованным такой ее аспект, как оценка профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса.
Изучение научной литературы позволяет констатировать отсутствие среди ученых единого подхода к оценке сформированности уровней профессиональной компетентности. Так, в исследованиях Л.Ф. Алексеевой отмечается, что оценка сформированности компетентности предполагает экспертную оценку «готовности студентов применять знания и умения в процессе практической деятельности» [1]. По мнению В.А. Богословского, кроме экспертной оценки необходимо создавать «условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций студентов к условиям их будущей профессиональной практики» [2].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Наиболее распространенным в научной литературе отмечается подход, предполагающий оценивание профессиональной компетентности при помощи диагностических методик, тестовых заданий и опросников. Данный подход нашел отражение в исследованиях А.В. Хуторского [5]. Этой же позиции придерживаются и такие ученые, как Г.Б. Голуб, И.С. Фишман и А.П. Тряпицына [3; 4].
Принимая во внимание результаты исследований вышеуказанных ученых, отметим, что, на наш взгляд, оценка профессиональной компетентности должна быть комплексной и направленной на изучение не только уровня сформированности знаний, умений и владений, но и личностных характеристик обучающихся. В связи с этим рассмотрим оценочные средства определения уровней сформированности профессиональной компетентности.
Изучение уровней сформированности профессиональной компетентности проводилось у бакалавров 1 курса факультета психологии Челябинского государственного педагогического университета. Всего исследованием на констатирующем этапе эксперимента было охвачено 20 человек, из них 10 юношей и 10 девушек.
Средством оценивания сформированности показателей когнитивного компонента профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов явился разработанный тест. Тестирование предполагало выполнение заданий разных уровней сложности. Задания первого уровня были направлены на различение и классификацию основных теоретических понятий, на нахождение объектов или явлений. Задания второго уровня предполагали подстановку пропущенного слова или фразы, формулировку определения конкретного понятия, задания на соотнесение или установление последовательности. Задания третьего уровня включали кейс-ситуации.
Сформированность показателей деятельностного компонента профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов определялась посредством опросника «Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин).
Для оценки сформированности показателей эмоционально-мотивационного компонента профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов был использован тест мотивации выбора профессии Л.А. Ясюковой. Испытуемым необходимо было отметить, в какой степени каждый из указанных факторов повлиял на их профессиональный выбор.
С учетом разработанных критериев и советующих им полученных средних баллов были определены следующие уровни сформированности профессиональной компетентности у будущих педагогов -психологов: недопустимый, критический, базовый, повышенный.
Более наглядно результаты сформированности профессиональной компетентности представлены на рисунке 1.
Рисунок - 1 Распределение уровней сформированности профессиональной компетентности у
будущих педагогов-психологов
Из рисунка 1 видно, что базовый уровень сформированности профессиональной компетентности наблюдается у 35 % испытуемых (7 человек), критический уровень - у 65% испытуемых (13 человек). Повышенного и недопустимого уровней сформированности профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов не было выявлено.
Результаты проведенного исследования позволили выявить наличие критического уровня сформированности профессиональной компетентности у большинства испытуемых (65%). Считаем этот факт недостаточным для успешной реализации профессиональных задач и требующий дальнейшего исследования по формированию профессиональной компетентности у бакалавров первого курса.
Таким образом, проведенное исследование по изучению и оценке уровней сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов педагогического вуза позволяет сделать следующие выводы:
1. В научной литературе отсутствует единый подход к оценке уровня сформированности профессиональной компетентности бакалавров.
2. Оценку уровня сформированности профессионально компетентности необходимо проводить на основе стандартизированных методов, которыми являются, прежде всего, тесты, опросники, диагностики, разноуровневые задания, кейс-ситуации, эссе.
3. Перспективой дальнейшего исследования может быть комплексный подход к изучению механизмов оценивания профессиональной компетентности, разработка контрольно-измерительных материалов для оценивания уровней сформированности профессиональной компетентности и выявление психолого-педагогических условий формирования профессиональной компетентности у будущих педагогов-психологов.
Список использованной литературы:
1. Алексеева, Л.Ф. Системный подход в изучении и оценке компетентности специалиста [Электронный ресурс] / Л.Ф. Алексеева. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-izuchenii-i-otsenke-kompetentnosti-spetsialista. - Загл. с экрана.
2. Богословский, В.А. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Д.В. Харитонов. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-otsenivaniya-urovnya-osvoeniya-kompetentsiy-po-obrazovatelnym-programmam-vpo-vsootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-novogo. - Загл. с экрана.
3. Голуб, Г.Б. Оценка уровня сформированности ключевых профессиональных компетентностей выпускников УНПО: подходы и процедуры [Электронный ресурс] / Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, И.С. Фишман. -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7otsenka-urovnya-sformirovannosti-klyuchevyh-professionalnyh-kompetentnostey-vypusknikov-unpo-podhody-i-protsedury. - Загл. с экрана.
4. Оценка профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования: методич. рекомендации [Текст] / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 183 с.
5. Хуторской, А.В. Педагогические основания диагностики и оценки компетентностных результатов обучения [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-osnovaniya-diagnostiki-i-otsenki-kompetentnostnyh-rezultatov-obucheniya. - Загл. с экрана.
© Барышникова Е.В., 2015
УДК 37.091.39:81.111'233
Т.В. Бочкарёва, ст. преподаватель Кафедра иностранной филологии №2, институт иностранной филологии Таврическая академия, структурное подразделение ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ - ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Аннотация
В статье анализируется учебная дискуссия как метод развития коммуникативных навыков студентов