47 (236) - 2013
УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 332.12:346.548(571.56)
ОЦЕНКА ПРОБлЕМ
экономической безопасности как важнейшего компонента экономической системы на региональном уровне
М. Е. ТАРАСОВ,
доктор экономических наук, профессор,
и.о. директора Научно-исследовательского института
региональной экономики Севера Северо-Восточного
федерального университета им. М.К. Аммосова
лауреат премии МВд России, почетный сотрудник МВд России,
почетный работник науки и техники РФ
E-mail: [email protected]
О. М. ТАРАСОВА-СИВЦЕВА, старший научный сотрудник E-mail: [email protected] Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова
В. В. АНдРЕЕВ,
старший инспектор отдела МВд России по Республике Саха (Якутия), аспирант Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова E-mail: ian. [email protected]
А. Н. БысыИНА, экономист-исследователь, аспирантка Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова E-mail: ian. 89@mail. ru
В статье излагаются теоретические и методологические подходы к проблеме обеспечения экономической безопасности. Данная тема анализируется в региональном аспекте, применительно к Республике Саха (Якутия). Авторами дана методология изучения и оценки экономической безопасности в системе национальных приоритетов безопасности, выра-
жающейся в выработке соответствующей региональной концепции, отражающей долговременные государственные интересы.
Ключевые слова: экономическая безопасность, стратегия, государственные интересы, национальная безопасность, внутренние и внешние угрозы, экономика, кризис, региональная концепция.
~37
Укрепление системы национальной, в том числе экономической, безопасности является важнейшей функцией любого государства, начиная с момента его возникновения. Актуальность этой проблемы резко повышается в периоды масштабных социально-экономических и политических трансформаций, в результате которых происходят глубокие социально-экономические кризисы в стране, например в 1998 и 2008 гг. Неслучайно на первый план, в центр научного и общественного внимания выходит обеспечение экономической безопасности, без которой практически невозможно решить ни одной из задач, стоящих перед страной как во внутригосударственном, так и в международном плане. Кроме того, без теоретического осмысления и научного изучения элементов системы нельзя добиться необходимой эффективности в нейтрализации корневых причин, порождающих весь спектр угроз экономической безопасности. Как отмечает А. В. Иванов, проблема оценки и мониторинга уровня экономической безопасности региона заключается не в отсутствии достаточного числа подходов и концепций, а в том, что существует большое число предложенных моделей в рамках различных аспектов функционирования современной экономики [1].
При изучении и исследовании состояния экономической безопасности и мерах укрепления политики безопасности любого региона страны следует, во-первых, исходить из требований основополагающих документов, которые регулируют социально-экономическое развитие региона. К ним в первую очередь относятся Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Огратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 № 2446-1 [4, 5].
Во-вторых, названные нормативно-правовые акты представляют собой официально признанную систему приоритетов, целей, задач и мер по обеспечению безопасности во всех сферах жизнедеятельности, а именно: государственной, экономической, общественной, экологической, водной, энергетической, геополитической, транспортной, информационной, продовольственной, промышленной, производственной, социальной и демографической. Ведь безопасность тесно связана с устойчивым социально-экономическим развитием регионов.
В-третьих, реализация геостратегических интересов Российской Федерации, по замыслу Президента России и Правительства РФ, опираются на мощь
российской экономики и военную силу государства. А их основой, очевидно, должна стать модернизация экономики и совершенствование всех сфер жизни российского общества. При этом основополагающим понятием, по мнению ученых, специализирующихся на вопросах экономической безопасности, является понятие безопасности, которое в соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 05.03.1992 № 2446-1 трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [4].
Такой подход гармонично вписывается в основное содержание общей теории безопасности, предполагающей, что это область знаний, интегрирующая прикладные аспекты социологических, политических, социальных, военных, экономических, технических, гуманитарных и других наук, ориентированная на исследование сущности, содержания, методов, форм, органов, сил и средств обеспечения безопасности человека, общества, государства и цивилизации [5]. И в этом аспекте «проблемы взаимовлияния экономических и политических процессов можно считать одним из ключевых предметов исследования в науках об обществе», в том числе и о безопасности [3].
Объектом теории являются процессы, протекающие в обществе, природе, технических системах, рассматриваемые с точки зрения жизнеобеспечения человека, семьи, общества, государства, цивилизации [7].
Предметом общей теории безопасности является деятельность людей, институтов и общества в целом, ориентированная на сохранение гуманитарной сферы и окружающей среды при воздействии внутренних и внешних факторов самого различного характера [2].
Структура общей теории безопасности может быть представлена в таких аспектах, как:
1) единство теорий гуманитарной, природной и техногенной безопасности;
2) взаимосвязь личной, общественной, государственной, национальной, региональной и глобальной безопасности;
3) взаимодействие видов безопасности: духовной, социальной, экономической, социально-политической, информационной, экологической, этносоциальной и междугородной.
Из названных приоритетных направлений к настоящему исследованию относится обеспечение экономической безопасности в качестве сложной
системы. При этом авторами учитывается располагающаяся базисная роль экономической безопасности на устойчивое развитие всех секторов экономики. Тут главной целью выступает обеспечение экономической безопасности хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений независимо от их формы собственности и безопасного проживания населения региона.
Концептуальным является, во-первых, обеспечение экономической независимости путем осуществления контроля за ресурсами, повышением уровня производства и качества продукции, ее конкурентоспособности; во-вторых, обеспечения стабильности и устойчивости развития экономики путем эффективной правовой защиты собственности во всех ее формах, создания надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживания факторов, способных дестабилизировать общественный порядок и социальные потрясения; в-третьих, созданием условий к саморазвитию и прогрессу путем образования благоприятного климата для инвестиций и инноваций, поддержки развития делового государственного и частного партнерства в сфере науки и технологий, оказания и создания условий для осуществления постоянной модернизации производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня экономически активного населения региона.
Все эти названные меры по обеспечению экономической безопасности прежде всего способствуют повышению уровня жизни населения. Активизируются интеграционные процессы, выражающиеся в целевом объединении бюджетных средств и внебюджетных фондов, предназначенных для территориального развития, создании трастовых, холдинговых и акционерных компаний, промышленно-финансовых групп отраслевого и территориального характера, призванных аккумулировать усилия на намеченных точках экономического роста [8].
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности представляет собой гарантию независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха в развитии экономики. Таково общее правило, не знающее исключений. Поэтому обеспечение безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая
ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами развитие народного хозяйства, а также последовательно реализовать национально-государственные интересы. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития.
Неизбежные экономические и социальные издержки кризиса во многом деформируют факторы и критерии безопасности, дополнительно отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужают имеющиеся возможности разрабатывать и реализовывать программы экономической компенсации и стабилизации. Значимость макроэкономических аспектов экономической безопасности заметно повышается также и в условиях крупных национально-государственных преобразований. В последние десятилетия метаморфозы затронули Россию как вовне ее (распад СССР и замещение его таким образованием, как СНГ), так и внутри (резкое усиление значимости факторов федеративного устройства государства, стремительный рост числа субъектов Федерации, общая децентрализация процессов хозяйствования и управления и пр.).
Следует учитывать, что экономическая безопасность включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее важными слагаемыми, как обеспечение обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, причем одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что решающая, базисная роль в ней принадлежит именно экономической безопасности, а сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяют вычленить три важнейших элемента экономической безопасности [8]: 1) экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства уже не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные
экономики все более взаимозависимыми. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями;
2) стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и др.);
3) способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.
Таким образом, логично сделать вывод о том, что экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Тем более что понятие «региональная безопасность» в Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300, отсутствовало. Пробел с понятием региональной безопасности был восполнен с принятием Отратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которая определяет «одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне... создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов РФ путем сбалансированного территориального развития, а также устранение диспропорций в уровне развития регионов» [5]. Иными словами, указанная стратегия
трактует региональную безопасность как безопасность субъекта РФ. А что касается Республики Саха (Якутия), то фундаментальным положением концепции экономической безопасности является задача создания устойчивой и развитой республиканской экономики, способной обеспечить достойный уровень жизни всему населению республики [6]. При этом следует исходить из следующих основополагающих принципов экономической безопасности:
• глобального понимания концепции экономической безопасности, означающей невозможность эффективного развития какого-либо региона без учета мировых тенденций экономического развития;
• необходимости защиты экономики республики от дестабилизирующих факторов, в частности непродуманной и волюнтаристской российской экономической политики по отношению к регионам Севера и Дальнего Востока на современном этапе, а также негативной политики мирового сообщества по отношению к северным регионам планеты в перспективе;
• отношение к задаче достижения экономической безопасности в контексте социальной гармонии в обществе, т. е. точкой отчета и побудительным мотивом преобразований в сфере экономической безопасности должен быть человек, его благосостояние и самочувствие в широком смысле слова.
С учетом указанных принципов под экономической безопасностью субъекта Федерации или региона в текущий период нужно понимать совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, органически интегрированной в экономику Российской Федерации, как относительно самостоятельной структуры. Данное толкование учитывает необходимость устранения последствий процессов экономической дезинтеграции пространственного поля России для обеспечения устойчивости развития, а также относительность экономического суверенитета любого субъекта Федерации, вынужденного подчиняться и следовать духу и букве экономических преобразований, происходящих в России.
Для субъектов Федерации, так же, как и для Республики Саха, экономическая безопасность означает, прежде всего, возможность и способность обеспечить устойчивое развитие в рамках регио-
нальной экономики, с учетом специфичных условий жизнедеятельности населения региона. Однако эта специфика в реальности не имеет ничего общего с экономическим сепаратизмом и волюнтаризмом местных региональных администраций, а является способом трансформации экономики с учетом местных природных, географических, климатических, транспортных и демографических условий и состояния развития тех или иных секторов экономики и социальной инфраструктуры.
Для государственных образований Российской Федерации, как и Республики Саха (Якутия), экономическая безопасность связана, прежде всего, с проблемой укрепления государственности и ее важнейшей составляющей - экономического суверенитета. Смыслом и источником укрепления безопасности является обеспечение достаточных условий для полноценного развития личности гражданина республики. Стратегия исполнительной власти Республики Саха (Якутия) всех уровней при этом должна базироваться на проведении профилактических мер по предотвращению кризисных процессов на своей территории. При этом приоритетной сферой деятельности региональных администраций является, прежде всего, повышение уровня жизни населения, обеспечивающее рост общей экономической безопасности.
Тот реальный факт, что государство не имеет достаточных средств для преодоления экономического кризиса при отсутствии реального притока капиталов извне, предполагает единственный выход - интеграцию усилий государства и частного, акционерного бизнеса. Интеграционные процессы, как было отмечено, должны проявляться в целевом объединении бюджетных средств и внебюджетных фондов, предназначенных для территориального развития, создании трастовых, холдинговых и акционерных компаний, промышленно-финансовых групп отраслевого и территориального характера, призванных аккумулировать усилия на намеченных точках экономического роста [6].
На уровне региона стратегия и тактика обеспечения государством экономической безопасности должна учитывать степень социально-экономического развития региона, его населенность, природные условия, которые характеризуются географическим положением, демографию региона и другие параметры.
В этих условиях, по мнению авторов, будет неправомерно рассматривать экономическую
безопасность только для страны и суверенного государства по примеру некоторых политиков и экономистов, которые не принимают во внимание результатов научного изучения проблемы на уровне субъектов, регионов и более локальных территорий. А ведь такая необходимость имеет место, экономическая безопасность субъектов и регионов, например Республики Саха (Якутия), заключается в достижении экономической самостоятельности хозяйственной деятельности, достаточной обеспеченности материальными, трудовыми, финансовыми и природными ресурсами, надежного и эффективного функционирования регионального воспроизводства, необходимых условий жизнеобеспечения населения, адекватных достигнутому уровню развития производительных сил не только региона, но и страны в целом. Мерилом безопасности выступает, очевидно, самостоятельное и устойчивое развитие самодостаточной экономики республики, обеспечивающее постоянно растущие разумные потребности ее населения в материальных и духовных благах.
В заключение предпринятого исследования будет уместно, по мнению авторов, вкратце охарактеризовать Республику Саха (Якутия), которая обладает уникальной минерально-сырьевой базой. На ее территории выявлено более полутора тысяч месторождений различных видов минерального сырья. Подтвержденные запасы оцениваются в 1,3 трлн долл. и составляют около полутора процентов общемировых запасов. Прогнозный потенциал оценивается в 5,4 трлн долл. На сегодняшний день около 150 первоочередных месторождений готовы к проведению тендера, еще 650 объектов ждут своей очереди. Неслучайно в настоящее время активизировались деловые отношения между странами АТР и Республикой Саха (Якутия). Подтверждением служат подписанные документы о сотрудничестве с известными зарубежными промышленными компаниями. Подобная ситуация характерна и для Дальневосточного федерального округа в целом, в который входит и Республика Саха (Якутия).
В экономико-географическом пространстве Российской Федерации Дальний Восток занимает особое положение. Во-первых, это самая отдаленная окраина, расположенная у берегов двух океанов: Тихого и Ледовитого. Во-вторых, это один из 11 экономических районов, состоящих из собственно Дальнего Востока и Северо-Востока страны. В-третьих, это один из 8 федеральных округов,
включающих 9 субъектов Федерации: Амурскую, Магаданскую и Сахалинскую области, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Республику Саха (Якутия), Еврейскую автономную область и Чукотский автономный округ.
В настоящее время Дальний Восток в экономике страны имеет небольшой удельный вес. В 2009 г. на его долю приходилось 5,4 % валового внутреннего продукта и 4,4 % общей численности населения. Однако он занимает 36 % территории, обладает огромными природными ресурсами, следовательно, имеет колоссальный естественный потенциал для экономического роста. На его территории известно более 70 видов минерального сырья, среди них выделяются алмазы, руды черных, цветных и драгоценных металлов. Особое место занимают лесные, рыбные, водные и земельные ресурсы. Потенциальные запасы ископаемого топлива составляют 10,8 млрд т нефти, 24,3 трлн м3 природного газа, 1,2 трлн т угля [8].
Конечно, особенно значимым для страны является геополитическое положение Дальнего Востока для укрепления роли и связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона мира, в том числе с США, Китаем, Японией, Южной Кореей, Мала-зией, Таиландом, Сингапуром и др.
Очевидно, следует исходить из того, что выработка региональной концепции экономической безопасности всегда опирается на высшие, долговременные национально-государственные интересы. Поэтому она неразрывно связана с представлениями о будущем страны, о той социально-экономической модели, которая должна сформироваться в результате происходящих перемен и которая выступает в роли социального идеала. Только в этом случае концепция экономической и социальной безопасности, меры по ее достижению обретают свой конкретный смысл, становятся действенным началом массового сознания.
Только государство может и должно решать проблемы такого уровня, как обеспечение эко-
номической и социальной безопасности страны. Строго говоря, сама необходимость существования государства обусловлена наличием указанных проблем. Высший долг государства и его ключевая функция состоят в том, чтобы обеспечить стабильность общества, его самосохранение и устойчивое развитие, в полной мере отразить существующие угрозы безопасности страны.
Список литературы
1. Иванов А. В. Методика оценки экономической безопасности региона // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 48 (279). С. 47.
2. Кузнецов В. Н. Социология безопасности: учеб.-метод. пособие. М., 2003.
3. Маркарян В. Р. Современные проблемы экономической безопасности: региональный аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 1 (34). С. 28.
4. О безопасности: Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (в ред. Законов РФ от 25. 12.1992 № 4235-1, от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 26.06.2008 № 103-ФЗ).
5. О Отратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.
6. Республика Саха (Якутия) в годы распада СССР и формирования новой политической системы РФ. Якутск: Изд-во СВФУ им. М. К. Аммосова, 2012.
7. Тарасов М. Е. Безопасность в сфере экономики и предпринимательства: учеб. пособие. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2007.
8. Тарасов М. Е., Егоров Е. Г., Кулаков-ский Г. П. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность региона: монография // М. Е. Тарасов, Е. Г. Егоров, Г. П. Кулаковский [отв. редактор В.Р. Дарбасов]. Якутск: Изд-во СВФУ им. М.К. Аммосова, 2013.