Научная статья на тему 'Оценка питания обучающихся общеобразовательных учреждений различного типа'

Оценка питания обучающихся общеобразовательных учреждений различного типа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
582
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ПИТАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПИЩЕВЫЕ РАЦИОНЫ / НЕСБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / FOOD SET / ALIMENTARY-DEPENDENT DISEASES / ADULT POPULATION / RISKS FOR HEALTH DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тармаева Инна Юрьевна, Ханхареев С. С., Богданова О. Г.

Целью нашего исследования стало изучение комплексной оценки фактического питания обучающихся общеобразовательных учреждений различного типа в сопоставлении с основными пищевыми макрои микронутриентами, показателями качества и безопасности пищевых продуктов. Результаты лабораторных исследований свидетельствуют об ухудшении качества и безопасности готовых блюд в организованных коллективах. Не соответствовали меню-раскладке по калорийности и полноте вложения 25,7±0,4% готовых блюд, по полноте вложения аскорбиновой кислоты 35,8±0,3% третьих блюд. Среднемноголетний показатель удельного веса готовых блюд и пищевых продуктов, загрязненных химическими веществами, составляет 4,2±0,3%, тогда как приготовленных в школьных столовых с повышенной микробной обсемененностью 4,0±0,2%. В результате изучения среднесуточного набора пищевых продуктов в рационе обучающихся в сравнении с рекомендуемыми нормами питания установлено, что ниже рекомендуемых норм находятся уровни потребления рыбы, молока, овощей; выше рекомендуемых норм уровень потребления хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тармаева Инна Юрьевна, Ханхареев С. С., Богданова О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of nutrition of students of educational institutions of the various type

Among the risk factors that have priority in shaping the health of the population, a leading place is held by a rational nutrition. Presented results indicate to the absence of a stable group eating regularly, with the rational regularity and having all the necessary meals and the recommended food set. In the population of the adult people of the city of Irkutsk there is revealed the role of the nutritional factor in the formation of morbidity rate level of the adult population. It was found that the risk of diseases of the circulatory system accounted of 2.5 (95% CI: 2.1-3.6), for infectious and parasitic diseases 2.4 (95% CI: 1.7-3.5), for the endocrine system 2.2 (95% CI: 1.4-3.4), andfor the urinary system 2.3 (95% CI: 1,7-3,0).

Текст научной работы на тему «Оценка питания обучающихся общеобразовательных учреждений различного типа»

19. Дубровина В.И., Голубинский Е.П. Изучение влияния арабиногалак-тана на протективные свойства YERSINIA PESTIS EV. Сибирь-Восток. 2002; (3): 8-9.

20. Бабкин В.А., Остроухова Л.А., Трофимова Н.Н. Биомасса лиственницы: от химического состава до инновационных продуктов. Новосибирск: Изд-во СО РАН; 2011.

23. Ганенко Т.В., Костыро Я.А., Сухов Б.Г., Трофимов Б.А., Фадеева Т.В., Верещагина С.А. и др. Нанокомпозит серебра на основе суль-фатированного арабиногалактана, обладающий антимикробной и антитромботической активностью, и способ его получения. Патент РФ № 2462254 C2; 2009.

References

1. Khotimchenko S.A., Gmoshinskiy I.V., Tutel'yan V.A. The problem of ensuring the safety of nano-sized objects for health. Gigiena i sanitariya. 2009; 88 (5): 7-19. (in Russian)

2. Glushkova A.V., Dulov S.A., Radilov A.S. Risk of nanoparticles and the program of preventive action. Toksikologicheskiy vestnik. 2010; (6): 15-8. (in Russian)

3. Lansdown A.B.G. A Pharmacological and Toxicological Profile of Silver as an Antimicrobial Agent in Medical Devices. Advances in Pharmacological Sciences. Vol. 2010. Available at: http://www.hindawi.com/jour-nals/aps/2010/910686.

4. Powers C.M., Badireddy A.R., Ryde I.T., Seidler F.J., Slotkin T.A. Silver Nanoparticles Compromise Neurodevelopment in PC12 Cells: Critical Contributions of Silver Ion, Particle Size, Coating, and Composition. Environ. HealthPerspect. 2011; 119 (1): 37-44.

5. Stensberg M.C., Wei Q., McLamore E.S., Porterfield D.M., Wei A., Sepiilveda M.S. Toxicological studies on silver nanoparticles: challenges and opportunities in assessment, monitoring and imaging. Nanomedicine (Lond). 2011; 6 (5): 879-98.

6. Singh S.K., Goswami K., Sharma R.D., Reddy M.V., Dash D. Novel micro-filaricidal activity of nanosilver. Int. J. Nanomedicine. 2012; 7: 1023-30.

7. Sahoo S.K., Parveen S., Panda J.J. The present and future of nanotechnol-ogy in human health care. Nanomedicine. 2007; 3 (1): 20-31.

8. Chen H.H., Josephson L., Sosnovik D.E. Imaging of apoptosis in the heart with nanoparticle technology. Wiley Interdiscip. Rev. Nanomed. Nanobiotechnol. 2011; 3 (1): 86-99.

9. Loeschner K., Hadrup N., Qvortrup K., Larsen A., Gao X., Vogel U. et al. Distribution of silver in rats following 28 days of repeated oral exposure to silver nanoparticles or silver acetate. Part. Fibre Toxicol. 2011; 8 (18). Available at: http://particleandfibretoxicology.biomedcentral.com/ articles/10.1186/1743-8977-8-18

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(12)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1213-1216

Original article

10. Hoet P.H., Bmske-Hohlfeld I., Salata O.V. Nanoparticles - known and unknown health risks. J. Nanobiotechnology. 2004; 2 (1): 12.

11. Wang J., Zhou G., Chen C., Yu H., Wang T., Ma Y. et al. Acute toxicity and biodistribution of different sized titanium dioxide particles in mice after oral administration. Toxicol. Lett. 2007; 168 (2): 176-85.

12. Glushkova A.V., Radilov A.S., Rembovskiy V.R. Nanotechnology and nanotoxicology - look at the problem. Toksikologicheskiy vestnik. 2007; (6): 4-7. (in Russian)

13. Ahamed M., Posgai R., Gorey T.J., Nielsen M., Hussain S.M., Rowe J.J. Silver nanoparticles induced heat shock protein 70, oxidative stress and apoptosis in Drosophila melanogaster. Toxicol. Appl. Pharmacol. 2010; 242 (3): 263-9.

14. Santoro C.M., Duchsherer N.L., Grainger D.W. Antimicrobial efficacy and ocular cell toxicity from silver nanoparticles. Nanobiotechnology. 2007; 3 (2): 55-65.

15. Unfried K., Albrecht C., Klotz L.O., von Mikecz A., Grether-Beck S., Schins R.P.F. Cellular responses to nanoparticles: Target structures and mechanisms. Nanotoxicology. 2007; 1 (1): 52-71.

16. Perez D. P., ed. Silver Nanoparticles. Vukovar: InTech; 2010.

17. Broz P. Polymer-Based Nanostructures: Medical Applications. Cambridge: RSC Publishing; 2010.

18. Shurygina I.A., Sukhov B.G., Fadeeva T.V., Umanets V.A., Shurygin M.G., Ganenko T.V. et al. Bactericidal action of Ag (0)-antithrombotic sulfated arabinogalactan nanocomposite: coevolution of initial nano-composite and living microbial cell to a novel nonliving nanocomposite. Nanomedicine. 2011; 7 (6): 827-33.

19. Dubrovina V.I., Golubinskiy E.P. The influence on the protective properties of arabinogalactan YERSINIA PESTIS EV. Sibir'-Vostok. 2002; (3): 8-9. (in Russian)

20. Babkin V.A., Ostroukhova L.A., Trofimova N.N. Biomass Larch: from Chemistry to Innovative Products [Biomassa listvennitsy: ot khimichesk-ogo sostava do innovatsionnykh produktov]. Novosibirsk: SO RAN; 2011. (in Russian)

21. Powers K.W., Palazuelos M., Moudgil B.M., Roberts S.M. Characterization of the size, shape, and state of dispersion of nanoparticles for toxicological studies. Nanotoxicology. 2007; 1 (1): 42-51.

22. Ai J., Biazar E., Jafarpour M., Montazeri M., Majdi A., Aminifard S. Nanotoxicology and nanoparticle safety in biomedical designs. Int. J. Nanomedicine. 2011; 6: 1117-27.

23. Ganenko T.V., Kostyro Ya.A., Sukhov B.G., Trofimov B.A., Fadeeva T.V., Vereshchagina S.A. et al. Nanocomposite silver-based sulfated ara-binogalactan with antimicrobial and antithrombotic activity and method for its production. Patent RF № 2462254 C2; 2009. (in Russian)

Поступила 14.06.16 Принята к печати 04.10.16

Гигиена питания

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.2-057.874

ТармаеваИ.Ю.1, Ханхареев С.С.2, Богданова О.Г.2

ОЦЕНКА ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

1ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России, 664003, Иркутск; 2Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия, 670013, Улан-Удэ

Целью нашего исследования стало изучение комплексной оценки фактического питания обучающихся общеобразовательных учреждений различного типа в сопоставлении с основными пищевыми макро- и микро-нутриентами, показателями качества и безопасности пищевых продуктов. Результаты лабораторных исследований свидетельствуют об ухудшении качества и безопасности готовых блюд в организованных коллективах. Не соответствовали меню-раскладке по калорийности и полноте вложения 25,7±0,4% готовых блюд, по полноте вложения аскорбиновой кислоты 35,8±0,3% третьих блюд. Среднемноголетний показатель удельного веса готовых блюд и пищевых продуктов, загрязненных химическими веществами, составляет 4,2±0,3%, тогда как приготовленных в школьных столовых с повышенной микробной обсемененностью -4,0±0,2%. В результате изучения среднесуточного набора пищевых продуктов в рационе обучающихся в сравнении с рекомендуемыми нормами питания установлено, что ниже рекомендуемых норм находятся уровни потребления рыбы, молока, овощей; выше рекомендуемых норм - уровень потребления хлебобулочных, кондитерских и макаронных изделий.

Ключевые слова: питание; обучающиеся; пищевые рационы; несбалансированность.

Для цитирования: Тармаева И.Ю., Ханхареев С.С., Богданова О.Г Оценка питания обучающихся общеобразовательных учреждений различного типа. Гигиена и санитария. 2016; 95(12): 1213-1216. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-12-1213-1216

дигиена и санитария. 2016; 95(12)

DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1213-1216_

Original article

Tarmaeva I.Yu.1, Efimova N.V.2, Baglushkina S.Yu.1

ASSESSMENT OF NUTRITION OF STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE VARIOUS TYPE

'Irkutsk State Medical University, Irkutsk, 664003, Russian Federation;

2East-Siberian Institute of medical and environmental research, Angarsk, 665827, Russian Federation

Among the risk factors that have priority in shaping the health of the population, a leading place is held by a rational nutrition. Presented results indicate to the absence of a stable group eating regularly, with the rational regularity and having all the necessary meals and the recommended food set. In the population of the adult people of the city of Irkutsk there is revealed the role of the nutritional factor in the formation of morbidity rate level of the adult population. It was found that the risk of diseases of the circulatory system accounted of 2.5 (95% CI: 2.1-3.6), for infectious and parasitic diseases - 2.4 (95% CI: '.7-3.5), for the endocrine system - 2.2 (95% CI: '.4-3.4), andfor the urinary system - 2.3 (95% CI: ',7-3,0).

Keywords: food set; alimentary-dependent diseases; the adult population; risks for health disorders.

For citation: Tarmaeva I.Yu., Efimova N.V., Baglushkina S.Yu. Assessment of nutrition of students of educational institutions of the various type. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(12): 1213-1216. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.18821/0016-9900-2016-95-12-1213-1216

For correspondence: Inna Yu. Tarmaeva, MD, PhD, DSci., professor of Department Professor of the Department of Ecology and Safety of human activities of the Irkutsk State Medical University, Irkutsk, 664003, Russian Federation. E-mail: t38_69@mail.ru

Information about authors:

Tarmaeva I.Yu., https://orcid.org/0000-0001-7791-1222; Efimova N.V., https://orcid.org/0000-0001-7218-2147;

Baglushkina S.Yu., https://orcid.org/0000-0002-1320-9247

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgement. The study had no sponsorship.

Received 14.06.2016

Accepted 04.10.2016

Введение

Концепцией развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации предусмотрено увеличение охвата обучающихся в образовательных организациях сбалансированным, безопасным и качественным питанием до 80% [1-3]. Необходимо отметить, что образовательные процессы сопряжены с интенсификацией учебного процесса, увеличением суммарной учебной нагрузки, превышающей возможности обучающихся, снижением физической активности, что в свою очередь определяет актуальность вопросов организации полноценного горячего школьного питания [4-7]. Значимость проблемы здорового питания для детского населения связана с интенсификацией учебного труда, длительным пребыванием обучающихся в общеобразовательных организациях, а для Республики Бурятия еще и с резко континентальным климатом, предъявляющим повышенные требования к растущему организму.

Материал и методы

Исследование проведено в образовательных учреждениях Улан-Удэ (МОУ «Средняя общеобразовательная школа (СОШ) № 17», МБОУ «Российская гимназия № 59» и учреждения круглосуточного пребывания: ГБОУ «Лицей-интернат № 61 для одаренных детей», ГОУ «Республиканский Бурятский национальный лицей-интернат № 1»). Для оценки фактического питания 495 обучающихся использован опрос-но-анкетный метод. До начала работы получено согласие родителей на проведение анкетирования, объяснен порядок заполнения анкет.

Оценку структуры продуктового набора проводили по основным видам пищевых продуктов. Проведение исследований готовых блюд по санитарно-химическим и микробиологическим показателям (СХП и МП) осуществляли в санитарно-бактериологической и санитарно-гигиенической лаборатории ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия" (аттестат аккредитации № ГСЭН RU ЦОА 083, регистрационный номер в Государственном реестре № РОСС^и.0001.510293).

За период 2009-2013 г. исследовали 1653 образца готовых блюд школьных столовых. По группе СХП проведено 1771 исследование 679 образцов, в том числе на содержание калорийности и полноту вложения по 1456 исследований, на вложение витамина С 230 исследований, на качество термической обработки 85 исследований. По МП выполнено 4870 исследований 974 образцов, в том числе на E. Coli, Cl. Botulinum рода Е, бактерии рода Salmonellae, Shigellae. Исследование блюд на содержание витамина С проводили титроме-трическим методом.

Для корреспонденции: Тармаева Инна Юрьевна, д-р мед. наук, проф. каф. гигиены труда и гигиены питания ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет», 664003, Иркутск. E-mail: t38_69@mail.ru

Статистическая обработка результатов исследования проведена с помощью программного средства Statistica. v. 6.0 согласно общепринятым методикам. Во всех исследованиях в качестве статистически значимых принимались различия при 95-процентной вероятности (р < 0,05).

Результаты

Анализируя показатели в динамике последних 5 лет, необходимо отметить, что на фоне увеличения количественных показателей общего охвата детей и подростков в образовательных организациях Улан-Удэ горячим питанием в 1,1 раза (с 80,5% в 2009 г. до 90,0% в 2013 г.) и горячими завтраками в 1,4 раза (с 64,5% в 2009 г. до 88,2% в 2013 г.) остается серьезной проблемой снижение охвата обучающихся горячим обедом в 3,8 раза (с 30,0% в 2009 г. до 7,8% в 2013 г.) и двухразовым горячим питанием в 1,4 раза (с 5,4% в 2009 г. до 3,9% в 2013 г.) во всех возрастных когортах.

Среднемноголетний показатель удельного веса готовых блюд с повышенной микробной обсемененностью, приготовленных в школьных столовых, составляет 3,9±0,2%. Удельный вес смывов с посуды и кухонного инвентаря школьных пищеблоков, в которых обнаружены санитарно-показательные бактерии, в том числе E. coli, в среднем за период 2009-2013 гг. по Улан-Удэ составляет 3,0±0,2%, что аналогично уровню микробной обсемененности объектов внешней среды в целом по пищеблокам образовательных учреждений республики Бурятия 3,3±0,2%.

В динамике наблюдается тенденция к увеличению в 2,1 раза доли проб смывов с объектов внешней среды, в которых обнаружены бактерии семейства Enterobacteriaceae (с 2,3% в 2009 г. до 4,9% в 2013 г.; р < 0,05). При этом наибольшую загрязненность посуды и кухонного инвентаря бактериями семейства Enterobacteriaceae регистрировали в 2013 г.

В среднем не соответствовали раскладке по калорийности и полноте вложения от 25,6±0,4% готовых блюд, по полноте вложения аскорбиновой кислоты от 35,8±0,3% третьих блюд. Наибольшая доля блюд с пониженной полнотой вложения выявлена в 2009 г. -30,5±0,4% (р < 0,05). Наибольшая доля блюд, не соответствующих по содержанию витамина С, отмечалась в 2012 г. - 39,7±0,4% (р < 0,05).

В готовых блюдах и пищевых продуктах ежегодно выявляются те или иные санитарно-химические загрязнители. Среднемноголет-ний показатель удельного веса готовых блюд и пищевых продуктов, загрязненных химическими веществами, вредными для здоровья, составляет 4,2±0,3%. Наибольшая доля пищевых продуктов и продовольственного сырья, отобранного в школьных столовых и кон-таминированного химическими веществами, выявлена в 2013 г. -8,6±0,02%, наименьшая - в 2010 г. - 1,5±0,01%.

За изучаемый период доля проб готовых блюд, не соответствующих гигиеническим требованиям, увеличилась (табл. 1). Показатель

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(12)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1213-1216

нестандартных проб по вложению витамина С вырос в 2,7 раза и составил в 2013 г. 24,4%, по калорийности и полноте вложения продуктов - в 1,9 раза (2013 г. - 23,8%). Вместе с тем отмечено улучшение качества готовых блюд по СХП.

При индивидуальном анкетировании обучающихся гимназии и школы выявлено, что вообще не завтракают 32,6% гимназистов и 25,33% школьников (р < 0,001). Они предпочитают обходиться без завтрака или перекусывают в буфете. Свыше 5 раз в день употребляют пищу 30,34% обучающихся гимназии и 5,34% обучающихся общеобразовательной школы; 4 раза в день - соответственно 25,84 и 21,34%; трижды в день - соответственно 29,21 и 42,67%; дважды в день -14,61% гимназистов и 30,67% школьников (р < 0,001). Тендерные и этнические различия во всех случаях статистически незначимы (р > 0,05).

В целом по результатам анкетирования только 15,73% гимназистов, 11,43% лицеистов и 6,67% обучающихся общеобразовательной школы следуют рекомендациям специалистов в вопросах здорового питания. Включение витаминных препаратов, БАД к пище в течение последних 3 мес в рационы питания отметили 17,98% гимназистов и 14,29% лицеистов, что достоверно выше, чем у обучающихся общеобразовательной школы - 9,33%. Проведенный анализ питания обучающихся выявил недостаточное ежедневное потребление полноценных белков, содержащихся в рыбе и рыбопродуктах, молоке и молочных продуктах (табл. 2).

Ежедневное потребление мяса у лицеистов составило 74,71%, у гимназистов - 62,64%, что в 1,72 и 1,44 раза соответственно выше по сравнению с обучающимися в общеобразовательной школе -43,52% (р < 0,01).

При этом гимназисты достоверно чаще, чем обучающиеся общеобразовательных школ и лицеисты (р < 0,01), отдают предпочтение не натуральным мясным продуктам, а колбасным изделиям: соответственно 39,56, 22,28 и 16,59%.

По результатам опроса ежедневное употребление рыбы и рыбопродуктов не характерно для исследуемых групп обучающихся. В большинстве случаев рыба присутствует в рационах питания обучающихся. При этом по критерию «не употребляют (редко)» различия между обучающимися статистически недостоверны.

По потреблению молока и молочных продуктов между гимназистами, лицеистами и обучающимися школ выявлены различия: ежедневно включали их в рацион питания 70,33% гимназистов и 43,13% лицеистов, что в 2 и 1,22 раза выше по сравнению с обучающимися школы - 35,23% (р < 0,01). Следует отметить, что среди анкетируемых гимназистов и лицеистов практически отсутствуют дети и подростки, которые не употребляют молоко и молочную продукцию, в когорте обучающихся школ данный показатель составил 5,18% (р < 0,05).

Original article

Таблица 1

Динамика показателей, характеризующих качество готовых блюд в организованных коллективах

Показатель Уравнение Коэффициент аппроксимации, R2 Р

Санитарно-химические y = 11,79 - 1,299* 0,815 0,034

Микробиологические y = 4,091 - 0,245* 0,59 0,067

Калорийность и полно- У = 52,95 + 0,988л2 - 12,34* 0,915 0,008

та вложения продуктов

Вложение витамина С У = 39,67 + 0,882л2 - 10,11* 0,732 0,043

Результаты опроса выявили, что ежедневно употребляют в пищу кондитерские изделия 59,34% гимназистов и 44,55% лицеистов, что соответственно на 52,7% и 14,64% выше аналогичного показателя у обучающихся школ (38,86%; р < 0,01). Доля обучающихся, не употребляющих кондитерских изделий, в исследованных образовательных учреждениях была одинакова и составила 8,79% среди гимназистов, 5,69% среди лицеистов и 8,29% среди обучающихся школ.

Ежедневное потребление хлебобулочных изделий отметили 82,38% обучающихся школ, что в 1,21 раза выше, чем среди гимназистов (68,13%; р < 0,05), при этом в сравнении с лицеистами (75,36%) статистически достоверных различий нет.

Макаронные изделия ежедневно присутствуют в рационах питания в большей когорте обучающихся школ (16,06%), чем среди гимназистов (4,4%; р < 0,001) и лицеистов (8,53%).

По потреблению овощей между лицеистами и обучающимися школ выявлены различия: ежедневно их включали в пищу только 37,91% лицеистов, что в 1,3 раза ниже, чем аналогичный показатель у обучающихся школ и гимназистов - 49,22 и 50,55% соответственно (р < 0,05). Необходимо отметить, что ежедневное включение фруктов в свои рационы питания подтвердили более половины опрошенных гимназистов (58,24%) и лицеистов (54,98%), что превалирует в сравнении с удельным весом обучающихся школы, у которых данный показатель составил 31,61% (р < 0,001). По остальным исследованным пищевым продуктам статически достоверных различий нет (/ < 2,0).

В результате изучения среднесуточного набора пищевых продуктов в рационе обучающихся в сравнении с рекомендуемыми нормами питания установлено, что ниже рекомендуемых норм уровень потребления рыбы у 63,41% гимназистов, 59,57% лицеистов и 70,16% школьников (р < 0,05), молока соответственно у 29,67, 56,87 и 64,77%, овощей соответственно у 49,45, 42,07 и 50,78%. Выше

Таблица 2

Распределение обучающихся (удельный вес) по потреблению основных продуктов питания в соответствии с суточными нормами (в %)

Потребление

Продукты питания по рекомендуемым нормам ниже рекомендуемых норм выше рекомендуемых норм

гимназия (n = 91) лицей (n = 211) школа (n = 193) гимназия (n = 91) лицей (n = 211) школа (n = 193) гимназия (n = 91) лицей (n = 211) школа (n = 193)

Мясо и мясопродукты 25,57 36,09 34,26 21,54 16,29 41,78 52,89* 47,62# 23,96*; #

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рыба 28,48 38,16 23,26 63,41 59,57 70,16 8,11 2,27 6,58

Молоко и молочные продукты 66,07* 35,81# 25,21*; # 29,67* 56,87 64,77* 4,26 7,32 10,02

Картофель 58,4 66,3 57,81 12,89 9,14 7,58 28,71 24,56 34,61

Овощи 29,97 49,61 40,21 49,45 42,07 50,78 20,58* 8,32 9,01*

Фрукты 66,8 64,46 67,31 17,29 15,67 28,43 15,91 19,87* 4,26*

Хлеб и хлебобулочные изделия 10,48 22,56 36,93 24,91 8,53 11,04 64,61 68,91 52,03

Кондитерские изделия 19,34 19,6 26,27 11,09 16,08 14,52 69,57 64,32 59,21

Макаронные изделия 42,75 33,59 34,75 6,23 4,28 5,97 51,02 62,13 59,28

Крупы 48,54 54,48 56,31 8,21 5,44 9,13 43,25 40,08 34,56

Растительное масло 65,33 72,39 80,1 7,56 8,09 5,61 27,11* 19,52 14,29*

Яйцо 64,25* 49,3 43,03* 23,18 39,85 47,91 12,57 10,85 9,06

Примечание. Использовался ^критерий; различие между обучающимися статистически значимо при сравнении данных: и школе, # - по лицею и школе (р < 0,05).

- по гимназии

гиена и санитария. 2016; 95(12)

РРк http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1213-1216_

Оригинальная статья

рекомендуемых норм уровень потребления хлебобулочных изделий у 64,61% гимназистов, 68,91% лицеистов и 52,03% обучающихся школ, кондитерских изделий соответственно у 69,71, 64,32 и 59,21% обучающихся школ, а также макаронных изделий у 51,02% гимназистов, 62,13% лицеистов и 59,28% школьников (см. табл. 2).

Гендерные различия показателей частоты потребления продуктов у мальчиков и девочек наибольшим образом выражены в отношении фруктов, соков и овощей, которые девочки потребляют значимо чаще, чем мальчики (р < 0,05).

Обсуждение

Стереотипы пищевого поведения закладываются в семье и определяются недостаточной информированностью родителей в вопросах питания. Анализ приоритетов при выборе пищевых продуктов для питания детей и подростков свидетельствует о том, что 41,3% родителей ориентируются на стоимость продуктов, 35,7% - на рекламу, 12,8% - на пользу продукта, 11,2% - на изготовителя. Среди обучающихся в различных странах сформировался новый тип питания, характеризующийся потреблением преимущественно промыш-ленно переработанных рафинированных продуктов, содержанием пищевых добавок [8-10]. «Фаст-фуд» приводит к формированию различных отклонений в состоянии здоровья детей и подростков [11]. В рационе старших обучающихся на фоне недостатка молока и молочных продуктов, овощей и фруктов в большом количестве присутствуют продукты, не рекомендуемые в питании обучающихся. Перечисленные выше нарушения питания имеют хронический характер и наблюдаются на многих территориях, поэтому их ликвидация возможна только с помощью проблемно-ориентированных программ. Организация питания обучающихся в гимназиях и школах осуществляется за счет оплаты родителей и компенсационной выплаты детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Действие Закона Республики Бурятия от 02.11.07 № 2618-111 «О компенсации части затрат муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия при организации горячего питания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» приостановлено с 01.01.14 по 31.12.16. Недостаточное финансирование из бюджетов различных уровней оказывает влияние на ограниченный набор пищевых продуктов в рационах питания обучающихся.

Важнейшими предпосылками формирования политики в области здорового питания должно стать осознание администрациями муниципальных образований, медицинскими работниками и населением в целом наличия прямой связи между особенностями питания и состоянием здоровья населения, понимание необходимости улучшения структуры питания особенно в детских организованных коллективах. В ходе перспективного планирования и расходования бюджетных средств следует намечать исполнение социально-ориентированных целевых муниципальных программ, предусматривающих улучшение показателей здоровья различных социально-демографических групп населения. При этом основная ставка должна делаться на развитие и расширение местного производства продуктов питания и широкое включение их в рационы детей и подростков.

Заключение

Проведенное исследование показало, что режим питания, пищевые стереотипы, кратность потребления продуктов и блюд, структура рационов фактического питания не являются рациональными и не обеспечивают обучающихся детей и подростков, находящихся в периоде бурного роста и развития, достаточным количеством макро- и микронутриентов, что влечет за собой увеличение уровней алиментарно-зависимой заболеваемости и нарушения физического развития. Несомненно, ведущими составляющими комплексных мероприятий являются внесение изменений в нормативно-правовые акты Республики Бурятия, направленных на увеличение компенсационных выплат детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, развитие пришкольных участков по выращиванию овощей и подсобных хозяйств по производству продукции животноводства, реализация образовательных программ для педагогов, школьников и их родителей по проблемам здорового питания с широким привлечением средств массовой информации и медицинской общественности.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература (пп. 8-11 см. References)

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова-Баранова Л.С., Сухарева Л.М., Ильин А.Г., Рапопорт И.К. и др. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейский и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). М.: НЦЗД РАМН; 2010.

2. Сухарев А.Г. Образовательная среда и состояние здоровья учащихся: научно-методическое пособие. М.: МИОО: Московские учебники; 2009.

3. Тармаева И.Ю., Ефимова Н.В., Василовский А.М., Богданова О.Г. Продовольственная безопасность и здоровье населения Восточной Сибири. Новосибирск: Наука; 2014.

4. Ефимова Н.В., Катульская О.Ю., Жданова И.Г. Алиментарно-зависимая патология у детского и подросткового населения Иркутской области. Известия Самарского научного центра РАН. 2012; 14 (5-2): 333-5.

5. Новикова И.И., Крига А.С., Ерофеев Ю.В., Бойко М.Н., Вейних П.А. Реализация экспериментальной программы по реорганизации системы школьного питания в Омской области. Здоровье населения и среда обитания. 2009; (5): 30-5.

6. Тапешкина Н.В., Клишина М.Н. Организация школьного питания в современных условиях: проблемы и пути решения. Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2013; 122 (7): 113-6.

7. Тутельян В.А., Конь И.Я. Детское питание: Руководство для врачей. 3-е изд. М.: МИА; 2013.

References

1. Baranov A.A., Kuchma V.R., Namazova-Baranova L.S., Sukhareva L.M., Il'in A.G., Rapoport I.K. et al. Strategy "Adolescent Health and Development of Russia (Harmonization of European and Russian Approaches to the Theory and Practice of Protecting and Promoting the Health of Adolescents)" [Strategiya "Zdorov'e i razvitie podrostkovRossii" (garmonizatsiyaEvropeyskiy i Rossiyskikhpod-khodov k teorii i praktike okhrany i ukrepleniya zdorov'ya podrostkov)]. Moscow: NTsZD RAMN; 2010. (in Russian)

2. Sukharev A.G. Educational Environment and the State of Health of Students: Scientific-methodical Manual [Obrazovatel'naya sreda i sostoyanie zdorov'ya uchashchikhsya: nauchno-metodicheskoe posobie]. Moscow: MIOO: Moskovskie uchebniki; 2009. (in Russian)

3. Tarmaeva I.Yu., Efimova N.V., Vasilovskiy A.M., Bogdanova O.G. Food Safety and Health of the Population of Eastern Siberia [Prodovol'stvennaya bezopasnost'i zdorov'e naseleniya Vostochnoy Sibiri]. Novosibirsk: Nauka; 2014. (in Russian)

4. Efimova N.V., Katul'skaya O.Yu., Zhdanova I.G. Nutrition-related pathology in child and adolescent population of the Irkutsk region. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN. 2012; 14 (5-2): 333-5. (in Russian)

5. Novikova I.I., Kriga A.S., Erofeev Yu.V. The implementation of a pilot program to reorganize the system of school nutrition in the Omsk region. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2009; (5): 30-5. (in Russian)

6. Tapeshkina N.V., Klishina M.N. Organization of school feeding in the present conditions: problems and solutions. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal (Irkutsk). 2013; 122 (7): 113-6. (in Russian)

7. Tutel'yan V.A., Kon' I.Ya. Baby Food: a Guide for Physicians [Detskoe pitanie: Rukovodstvo dlya vrachey]. 3rd Ed. Moscow: MIA; 2013. (in Russian)

8. Bath S.C., Button S., Rayman M.P. Iodine concentration of organic and conventional milk: implications for iodine intake. Br. J. Nutr. 2012; 107 (7): 935-40.

9. Bryan J., Osendarp S., Hughes D., Calvaresi E., Baghurst K., van Klinken J.W. Nutrients for cognitive development in school-aged children. Nutr. Rev. 2004; 62 (8): 295-306.

10. Van Ansem W.J., van Lenthe F.J., Schrijvers C.T., Rodenburg G., van de Mheen D. Socio-economic inequalities in children's snack consumption and sugar-sweetened beverage consumption: the contribution of home environmental factors. Br. J. Nutr. 2014; 112 (3): 467-76.

11. Rudelt A., French S., Harnack L. Fourteen-year trends in sodium content of menu offerings at eight leading fast-food restaurants in the USA. Publ. Hlth Nutr 2014; 17 (8): 1682-8.

Поступила 14.06.16 Принята к печати 04.10.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.