Актуальш проблеми сучасно!' медицини
УДК: [612.821+616-056.17]:37.011.32(55)
Ткаченко Е.В., Сартипи Х.Н., Махммуди А.М., Шадфард А.
ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ ЛИЧНОСТИ У ИРАНСКИХ СТУДЕНТОВ УМСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ИХ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ
Всшее государственное учреждение Украины «Украинская медицинская стоматологическая академия», г. Полтава
Целью нашей работы стала оценка некоторых параметров когнитивного стиля личности (локуса контроля, стилей реагирования в сложных ситуациях, рефлексивности-импульсивности) в зависимости от индивидуального профиля межполушарной асимметрии (правшества-левшества) у иранских студентов УМСА. Методы исследования: классические методы оценки индивидуального профиля межполушарной асимметрии, анкетирование, тест подобных фигур, опросник. Результаты работы. Среди левшей и амбидекстров преобладала тактика избегания, в то время как среди правшей - принятие. Левши и амбидекстры имели в основном экстерна-льный локус контроля, в то время как правши - интернальный. Левши были импульсивны, правши рефлексивны в большей степени, в то время как амбидекстры проявляли в равной степени оба типа реакций в зависимости от ситуации. Вывод: индивидуальный профиль межполушарной асимметрии оказывает влияние на когнитивный стиль личности.
Ключевые слова: локус контроля, стили поведения, рефлексивность- импульсивность, профиль асимметрии.
К основным параметрам когнитивного стиля относятся локус контроля, рефлексивность-импульсивность и стили реагирования в жизненных ситуациях [9].
Одна из важнейших характеристик личности -степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности за происходящие с ней события [8]. Впервые методы исследования этой характеристики были разработаны в 60-х гг. В США. Наиболее известной является шкала «локуса контроля» Д.Роттера. Эта шкала основана на положении: люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и, соответственно, два типа людей:
1) экстернальный - когда человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, действия других людей и т.п. Люди-экстерналы чаще пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от них ничего не зависит, всё зависит от Судьбы, Бога, а они - «пешки» в этой жизни, и даже свои успехи, достижения и радости приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Экс-тернал по жизни чаще «побеждённый».
2) интернальный - когда человек интерпретирует значимые события как результат собственных усилий. Интерналы считают, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Они считают, что добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом достигать своих целей и в будущем. Но они берут на себя ответственность и за все отри-
цательные события, склонны обвинять себя в неудачах, неприятностях, страданиях. Такие люди считают свои действия важным фактором в организации собственного производства, в складывающихся отношениях в коллективе, в своих продвижениях. Интернал считает себя ответственным за события семейной жизни, в семейных проблемах обвиняет не супруга, а прежде всего самого себя, стремится изменить себя. Такой человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение, симпатию, активно формировать свой круг общения. Интернал считает себя во многом ответственным и за своё здоровье. В болезни обвиняет самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий, а не от врачей. Таким образом, интерналу присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя. Интернал по жизни чаще «победитель».
Таким образом, у интерналов и экстерналов различные жизненные сценарии, различное отношение к себе и другим людям.
Рефлексивность-импульсивность. Данный параметр когнитивного стиля проявляется в стабильной тенденции субъекта обнаруживать в ситуациях с высокой неопределённостью медленную реакцию, развёрнутый детальный анализ ситуации перед принятием решения и аналитически более подготовленный ответ (рефлексивные) либо быструю реакцию при меньшей степени исследования стимульного поля, менее аналитически подготовленный ответ и, следовательно, большое число ошибок (импульсивные) [3].
Некоторые характеристики двух стратегий поведения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Некоторые характеристики defense и coping стратегий
Параметры Defense (защита) Coping (совладание)
Цель Устранение, предотвращение, смягчение дискомфорта Разрешение, преодоление отрицательной ситуации
Характер протекания Вынужденные, автоматические, в основном неосознаваемые и ригидные процессы Целенаправленные, во многом гибкие, осознанные процессы
Отношение к реальности Искажение, отрицание, бегство от реальности Признание, принятие ситуации, её активное исследование и оценка
Дифференци-рованность Формы поведения, не учитывающие целостной ситуации, действующие «напролом» Реалистический учёт целостной ситуации, умение пожертвовать частным и сиюминутным. Способность разбивать всю проблему на мелкие потенциально разрешимые задачи
Отношение к помощи Либо полное отрицание помощи, либо стремление всё возложить на помогающего, самоотстраниться Активный поиск, принятие в случае необходимости помощи одновременно с собственной активностью
Результат Возможно частное улучшение (например, уменьшение напряжения, неприятных или болезненных ощущений) ценой ухудшения всей ситуации, регресса. В некоторых случаях использование защитной стратегии позволяет человеку спастись от неожиданного потрясения, предоставляя время для подготовки других, более эффективных способов взаимодействия с ситуацией. При долговременном и негибком использовании возможны дезадаптация и невроз. Совладание с ситуацией, личностный рост, повышение возможностей человека, накопление опыта совладания
Целью нашей работы стала оценка параметров когнитивного стиля личности (локуса контроля, стилей реагирования в сложных ситуациях, рефлексивности-импульсивности) в зависимости от индивидуального профиля межполушарной асимметрии (правшества-левшества) у Иранских студентов УМСА.
Задачи исследования
1. Оценить индивидуальный профиль межполу-шарной асимметрии в группе испытуемых: количество правшей, истинных, скрытых и ложных левшей, а также амбидекстров.
2. 2. Оценка параметров когнитивного стиля личности студентов:
локус-контроля (интернального и экстернального);
стили реагирования в сложных жизненных ситуациях (принятие и избегание);
рефлексивность и импульсивность.
Объектом исследования были 63 Иранских студента УМСА, парни (50) и девушки (13), 19-27 лет обоих факультетов всех курсов.
Методы исследования
Мы проводили оценку индивидуального профиля межполушарной асимметрии с использованием следующих методик [4, 7, 6].
1) Ведущая рука - рука, которой пользуется испытуемый на момент исследования для письма и преимущественного выполнения тех или иных видов деятельности.
2) Ведущий палец - при переплетении пальцев
рук сверху всегда оказывается один и тот же палец; если левый - значит, есть скрытое левшество.
3) Ведущий глаз - обращали внимание на ведущий глаз при прицеливании. «Прицеливание» осуществляли, выбрав мишень и глядя на неё через своеобразную мушку - карандаш или ручку. При зажмуривании «ведущего глаза» мишень смещалась относительно мушки. В некоторых случаях прицеливание осуществляли сквозь дырочку в листе бумаги. Ведущий левый глаз рассматривали признаком левшества у испытуемых.
4) Поза Наполеона - наличие левой руки сверху при переплетении рук на груди рассматривалось как один из признаков левшества.
5) Проба с аплодированием. Если удобно хлопать левой рукой, говорили о преобладании активности левого полушария, если левой - правого полушария, то есть элементе левшества.
Эти показатели считали в последующем показателями индивидуального профиля межполушарной асимметрии.
Также был использован метод анкетирования. В частности, для проведения учёта левшества, травм конечностей в анамнезе с целью оценивания характера левшества (истинный, скрыто-истинный и ложный или вынужденный) и локуса контроля.
Для анализа поведения человека в сложных ситуациях нами была использована следующая методика [2, 5]. Испытуемым было предложено оценить своё поведение, проставив соответствующий балл для каждой пары утверждений.
Таблица 2
Избегание Принятие
Придерживаюсь только одной линии Перебираю множество вариантов до тех пор, пока не найду тот, который больше всех подходит
Полностью поглощён актуальными переживаниями Верю, что смогу справиться с ситуацией, даже если сразу не вижу выхода
Жду, что всё разрешится само собой Знаю, что благодаря собственной активности я смогу выйти из тупика
Всё, что происходит, не подчиняется моей воле Я отчётливо осознаю, откуда берут начало мои неудачи
То, что происходит вокруг, кажется мне нереальным Я ощущаю жизнь во всей полноте
Мне трудно оценить, насколько угрожающей является для меня ситуация Для меня не составляет труда оценить значимость и сложность ситуации
Самое главное для меня - сохранить ощущение комфорта Я предпринимаю усилия, даже если это временно нарушает мой комфорт
Мои собственные домыслы часто искажают реальное положение вещей Я нахожу подтверждение тому, что мои представления о ситуации совпадают с реальным положением вещей
Принимая решение, я с трудом могу предположить, к каким последствиям оно приведёт Принимая решение, я отчётливо представляю себе его последствия
Оказавшись в угрожающей ситуации, я предпочитаю на всё закрыть глаза Стремлюсь посмотреть в лицо сложной ситуации
Том 11, Выпуск 3
79
Затем испытуемым предлагали подсчитать сумму баллов и отметить результаты по шкале
ЗАЩИТА 10_20_30|_40_50
СОВЛАДАНИЕ
Сумма баллов менее 30 говорила о преобладании защитного стиля реагирования. Чем ниже балл, тем более выражен был защитный стиль. Если испытуемый набирал более 30 баллов, то это свидетельствовало о преобладании стратегии совладания, причём, чем выше балл, тем более выражена была данная стратегия.
Для оценки рефлексивности-импульсивности нами использовался Тест подобных Фигур. В нём испытуемому необходимо из имеющихся очень похожих изображений-альтернатив выбрать одну, в точности повторяющую картинку-эталон. Импульсивные при выполнении задания отвечали быстро, демонстрировали очень маленький отрезок времени между первым предъявлением и первым ответом, делали много
ошибок. Рефлексивные более тщательно изучали эталон, чаще просматривали имеющиеся варианты ответов, делали паузу перед окончательным принятием решения, ошибок у них было гораздо меньше.
Результаты исследования
Результаты проведенного исследования показали, что распределение студентов по профилю межполу-шарной асимметрии выявилось следующим: истинных левшей - 25 человек (39,6%, р<0,05), скрытых левшей - 10 (15,8%, р<0,05), ложных левшей - 15 (28,8%, р<0,05), правшей - 10 (15,8%, р<0,05), амби-декстров - 3 (4,8%, р<0,05).
На следующем этапе нашей работы мы оценивали тип реагирования людей в трудных жизненных ситуациях. Как известно, выделяют два вида стилей реагирования на ситуацию - 1) совладание, преодоление, принятие; 2) защита, уход, избегание
Полученные результаты приведены в таблице 3.
Таблица 3
Тип реагирования у студентов УМСА в трудных жизненных ситуациях в зависимости от индивидуального профиля межполушарной асимметрии
Истинные левши, n=25 Скрытые левши, n=10 Ложные левши, n=15 Правши, n=10 Амбидекстры, n=3
Избегание Принятие Избегание Принятие Избегание Принятие Избегание Принятие Избе-гание Принятие
17 (68%) 8 (32%) 9 (90%) 1 (10%) 12 (80%) 3 (20%) 2 (20%) 8 (80%) 2 (66,6%) 1 (33,4%)
p<0,05
В целом, 33 левши из 50 (66%, р<0,05), 2 из 3 ам-бидекстра (66,6%, р<0,05) и 2 человека (20%, р<0,05) правшей предпочитали тактику избегания в трудных ситуациях, в то время как 17 левшей (34%, р<0,05), 1 амбидекстр (34,4%, р<0,05) и 8 студентов (80%, р<0,05) правшей предпочитали тактику принятия.
Нами также был оценен и сравнён локус-контроль у правшей, левшей и амбидекстров.
Таблица 4
Локус-контроль у студентов УМСА в зависимости от
профиля асимметрии
По данным таблицы 6, экстернальный локус контроля наблюдался у 45 левшей (90%), 3 амбидекст-ров (100%, р<0,05) и только 1 правши (10%, р<0,05), в то время как интернальный - у 9 правшей (90%, р<0,05), 5 левшей (10%, р<0,05) и вообще отсутствовал у амбидекстров.
Далее мы оценили такие характеристики когнитивного стиля как рефлексивность и импульсивность в зависимости от индивидуального профиля асимметрии.
Таблица 5
Рефлексивность и импульсивность у студентов УМСА в зависимости от индивидуального профиля межполушар-
ной асимметрии
Как показывают результаты, приведенные в таблице 7, импульсивность наблюдалась у 45 левшей (90%) и только 1 правши (10%, p<0,05), в то время как рефлексивность - у 9 правшей (90%, p<0,05), 5 левшей (10%, p<0,05). Амбидекстры экспрессировали в равной степени и рефлексивность, и импрессивность в зависимости от ситуации.
Обсуждение полученных результатов
Индивидуальные различия, связанные с преобладанием defense или coping стратегии, обусловлены особенностями нервной системы, типом темперамента, уровнем тревожности, самооценкой, экстерналь-ным или интернальным локусом контроля, а также жизненным опытом человека. Причём в различных сферах жизнедеятельности могут иметься весьма существенные отличия в предпочитаемом стиле реагирования. Левши предпочитали тактику избегания, в то время как правши - принятие как стили реагирования в сложных жизненных ситуациях. Возможно, это связано с особенностями, согласно которым правши являются большими реалистами по жизни и часто действуют сами, не прибегая к посторонней помощи.
Левши были в большей мере импульсивны, правши - рефлексивны, согласно полученным результатам. Это можно объяснить следующим. Параметр когнитивного стиля «рефлексивность-
импульсивность» проявляется в стабильной тенденции субъекта обнаруживать в ситуациях с высокой неопределённостью медленную реакцию, развёрнутый детальный анализ ситуации перед принятием ситуации и аналитически более подготовленный ответ (рефлексивные) либо быструю реакцию при меньшей степени исследования ситуации, менее аналитически подготовленный ответ и, следовательно, большое число ошибок (импульсивные). Правши являются аналитиками, левши синтетиками [1], что соответствует большей экспрессии рефлексивности и импульсивности соответственно.
Профиль асимметрии Импульсивность Рефлексивность
Правши, n=10 1 (10%) 9 (90%)
Левши, n=50 45 (90%) 5 (10%)
Амбидекстры, n=3 3 (100%) 3 (100%)
p<0,05
Профиль асимметрии Экстернальный локус Интернальный локус
Правши, n=10 1 (10%) 9 (90%)
Левши, n=50 45 (90%) 5 (10%)
Амбидекстры, n=3 3 (100%) -
p<0,05
Выводы
1. Среди левшей и амбидекстров преобладала тактика избегания, в то время как среди правшей -принятие.
2. Левши и амбидекстры имели в основном экс-тернальный локус контроля, в то время как правши -интернальный.
3. Левши были импульсивны, правши рефлексивны в большей степени, в то время как амбидекстры проявляли в равной степени оба типа реакций в зависимости от ситуации.
Литература
1. Доброхотова Т.А. Левши / Т.А.Доброхотова, Н.Н.Брагина. -
М. : Книга, 1994. - 232 с.
2. Кокун О.М. Психофiзiологiя / Кокун О.М. - К., 2006. - 181 с.
Дифференциальная психология / - К. : Центр учебной литературы,
7.
Кондрашихина О.А. Кондрашихина О.А. 2009. - 232 с.
Леутин В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В.П.Леутин, Е.И.Николаева. - СПб. : Речь, 2005. - 368 с.
Марютина Т.М. Введение в психофизиологию / Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев. - М. : Флинта, 2004. - 400 с.
Машков В.Н. Дифференциальная психология человека / Машков В.Н. - Спб. : Питер, 2008. - 288 с. Пивоваров О. В. Розробка лкувально-профтактичних за-ходiв для учывськоТ та студентськоТ молодi з ознаками сшютральност / Пивоваров О.В. - Х. : ХНМУ, 2007. - 400 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии / Столяренко Л.Д. -Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 672 с. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуа-
льного ума / Холодная М.А. - СПб. : Питер, 2004. - 384 с. Реферат
ОЦ1НЮВАННЯ ПАРАМЕТР1В КОГН1ТИВНОГО СТИЛЮ ОСОБИСТОСТ1 У 1РАНСЬКИХ СТУДЕНТ1В УМСА В ЗАЛЕЖНОСТ1 В1Д ПРОФ1ЛЮ 1ХНЬО1 М1ЖП1ВКУЛЬОВО1 АСИМЕТРИ Ткаченко О.В., Сарто Х.Н., Махммудi А.М., Шадфард А.
Ключовi слова: локус контролю, ст^ поведЫки, рефлексивнють- iмпульсивнiсть, профть асиметрп Метою нашоТ роботи стало оцшювання параметрiв когнитивного стилю особистост (локуса контролю, стилей реа-гування у складних ситуа^ях, рефлексивностi-iмпульсивностi) в залежностi вiд шдивщуального профiлю мiжпiвкульовоТ асиметрiТ (правшества-лiвшества) у iранських студентiв УМСА. Методи дослщження: класичнi ме-тоди оцiнювання шдивщуального профтю мiжпiвкульовоТ асиметрiТ, анкетування, тест подiбних фiгур, опитувач. Результати роботи. Серед лiвшiв i амбiдекстрiв переважала тактика уникання, в той час як серед правшiв - прий-няття. Лiвшi та амбiдекстри мали головним чином екстернальний локус контролю, в той час як правшi -штернальний. Лiвшi були iмпульсивними, правшi рефлексивними в бiльшiй мiрi, в той час як амбщекстри проявляли в равнiй мiрi обидва типа реакцiй в залежност вiд ситуацiТ. Висновок: iндивiдуальний профть мiжпiвкульовоТ асиметрiТ чинить вплив на когштивний стиль особистостi.
Summary
ASSESSMENT OF PERSONALITY COGNITIVE STYLE PARAMETERS IN IRANIAN STUDENTS ACCORDING TO THEIR INTERHEMISPHERICAL ASYMMETRY PROFILE Tkachenko Ye.V., Sartipi H.N., Mahmmoudi A., Shadfard A.
Key words: control locus, behavioral styles, reflexivity-impulsiveness, asymmetry profile.
Our work was aimed to assess the personality cognitive style parameters (control locus, reacting styles in difficult situations, reflexivity-impulsiveness) in the UMDA Iranian students. The research methods we used were the following: inter-hemispherical asymmetry individual profile assessment, questioning, similar figures test. Avoiding tactics predominated among the sinisters and ambidexters while coping tactics - among the dexters. The sinisters and ambidexters showed mainly control external locus while the dexters - the internal one. The sinisters were impulsive, the dexters were reflexive in large extent while ambidexters demonstrated both types of reaction depending on the situation. Thus, the interhemi-spherical asymmetry individual profile influences on the personality cognitive style.
УДК: 612.172+612.176+612.4 Чеботар Л.Д.
ПР00КСИДАНТН0-АНТИ0КСИДАНТНИЙ Г0МЕ0СТАЗ СЕРЦЯ ЩУР1В В УМ0ВАХ Г1ПЕРФУНКЦ11 ЕП1Ф13У НА ТЛ1 Р03ВИТКУ АДРЕНАЛ1Н0В01 М10КАРД10ДИСТР0ФМ
МиколаТвський нацюнальний унверстет ¡мен1 В.О.Сухомлинського
Сполучення адреналтово! мюкардюдистрофИ з гiпермелатонiнемieю характеризувалося певними змтами прооксидантно-антиоксидантног системи серця, перш за все з боку вторинних продуктiв пероксидацИ] конце-нтрацiя яких зменшувалася при комбiнованiй дИ адреналтовог мiокардiоди строфа i мелатонту. Компоненты антиоксидантног ланки зменшувалися при цьому рiвномiрно.
Ключов1 слова: мелатонш, мюкард, еп1ф1з, адреналшовоТ мюкардюдистрофт, прооксидантно-антиоксидантна система.
АктУалЬшстъ Надм1рна активац1я цих процесв розглядаеться як
ключова ланка в патогенез! серцево-судинних захво-Серед факторю ризику серцево-судинноТ системи рювань
важливе мюце займае стресогенн1сть сучасного життя Отже, 1нтенсивн1сть синтезу мелатон!ну, який мае
[1] . В1домо, що до негативних насл1дк1в окислюваль- сильний антиоксидантний ефект, може значно
ного стресу слщ вщнести п1дсилення процес1в ... .
■ ■ ■ ,„, змшюватись в умовах р1зно1 осв1тленост1 що впливае
втьнорадикального перекисного окиснення лтщю [3]. оттгиватш □ У|Шоал и1,штспич1' оилиоас
Том 11, Випуск 3 81