Научная статья на тему 'Оценка оперативности работы скорой медицинской помощи'

Оценка оперативности работы скорой медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
757
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скорая медицинская помощь / оценка оперативности / зональный принцип организации работы / миграция населения.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А Ш. Ибраева, Г К. Каусова

Для оперативности обслуживания населения СМП разработаны методика зонального построения работы службы СМП и методика планирования ресурсов и их использования на основе пространственно-временного распределения вызовов, учитывающего миграцию населения в течение суток; характеристик территории, расположения подстанций и баз госпитализации; основных временных характеристик обслуживания вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF EMERGENCY MEDICAL SERVICES

For operational population emergency medical services developed a technique of constructing the service zone emergency medical services and technique of planning and use of resources on the basis of the spatial and temporal distribution of calls, taking into account the migration of people during the day, characteristics of the territory, the location of stations and bases admission, timing of major maintenance challenges.

Текст научной работы на тему «Оценка оперативности работы скорой медицинской помощи»

трансформации его в инфаркт миокарда. Ранняя диагностика и улучшают прогноз заболевания

лечение могут предотвратить развитие ИМ и значительно

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Руководство Европейского общества кардиологов по лечению острого инфаркта миокарда с повышением сегмента, 2012. - 53 с.

2 Абсеитова С.Р. Алгоритм диагностики и лечения острого коронарного синдрома. Методические рекомендации. Астана, 2012. -43 с

3 С.Ф. Багненко, А.Л. Верткин, А.Г. Мирошниченко, М.Ш. Хубутия. Руководство по скорой медицинской помощи. - М.: «ГЭОТАР -Медиа», 2007. - 786 с.

4 Сумин С.А. Неотложные состояния. -5-ое издание переработанное и дополненное. - Москва.: «Медицинское информационное агентство», 2005г.-752 с.

5 Тактика ведения и скорая медицинская помощь при неотложных состояниях: Руководство для врачей./Под редакцией Верткина А.Л. Астана: РГКП «Дирекция административных зданий Администрации Президента и Правительства Республики Казахстан» УДП РК, 2004.-392с.

Туйш: Ма^алада жт коронарлы синдром бойынша 106 ша^ырту картасын зерттеу ар^ылы, оныц клиникалы^ керЫстер^ электорокардиограммадагы езгер^ер жшлт, емдеу тактикасы сарапталды. ТYйшдi свздер: жт коронарлы синдром, ауруханага дешнп кезец, емк

Resume: The paper based on the results of the study call 106 cards to patients with acute coronary syndrome analyzed the clinical picture, the frequency changes elektorokardiogrammy, the tactics of treatment. Keywords: acute coronary syndrome, pre-hospital, treatment

УДК: 614. 88

А.Ш. ИБРАЕВА, Г.К. КАУСОВА

Алматинский государственный институт усовершенствования врачей МЗ РК Высшая школа общественного здравоохранения МЗ РК

ОЦЕНКА ОПЕРАТИВНОСТИ РАБОТЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Для оперативности обслуживания населения СМП разработаны методика зонального построения работы службы СМП и методика планирования ресурсов и их использования на основе пространственно-временного распределения вызовов, учитывающего миграцию населения в течение суток; характеристик территории, расположения подстанций и баз госпитализации; основных временных характеристик обслуживания вызовов.

Ключевые слова: скорая медицинская помощь, оценка оперативности, зональный принцип организации работы, миграция населения.

Одной из важных составляющих достижения наибольшей эффективности в управлении службой скорой медицинской помощи (СМП) является возможность оценки влияния того или иного решения на достижение поставленной цели. Именно поэтому исследование потенциала СМП и проблема оценки оперативности работы станции СМП играет исключительную роль для обоснованного принятия решений и повышения эффективности управления. Показатели оперативности работы СМП заслуживают особого внимания в связи с тем, что только 80% вызовов соответствует ожидаемому 20-минутному интервалу прибытия бригады к пациенту [1]. Для контроля оперативности рассчитываются доля вызовов (%), по которым это время находится в интервалах 0-10, 11-15, 16-20, 21-25, 26-30, 31-45, 46-60 и свыше 60 минут. Основное внимание при оценке оперативности уделяется долям вызовов, попавшим в первые три интервала, и доля вызовов, когда время прибытия бригады на место с момента поступления вызова превышает 30 минут. Выбор первых трех временных интервалов связан с условием 15 минутный транспортной доступности и 4 минут организационного времени для передачи вызова на исполнение.

Время выезда у бригад СМП г. Шымкент на место с момента поступления вызова на диспетчерский пункт службы составляет в среднем от 3,8 до 10,5 минут. Доля времени выезда у бригады, составившей в среднем 4 минуты, колеблется в пределах от 80 до 98 %. До реформирования службы скорой медицинской помощи этот показатель составлял всего 30-35%.

Доля вызовов, при которых бригады оказывались на месте в течение 20 минут при работе в условиях реформирования и зонального принципа обслуживания, колеблется по подстанциям г. Шымкент от 75 до 98 %, что от 24 до 45% выше, чем до перестройки деятельности СМП. Доля (6%) вызовов, при которых время прибытия бригады свыше 30 минут составила 4,4%, напротив 25% до реформирования системы СМП. В целом, по службе суммарная доля вызовов, попавших во временные интервалы до 20 минут колеблется в диапазоне 8292%, при работе в старых условиях - 52-65%. Нашими исследованиями установлено, что выведенное среднее время обслуживания вызовов по бригадам СМП, как и среднее время обслуживания вызовов детскими реанимационными бригадами составило 13,2 минут, что на 2,4 минуты меньше, чем показатели 2004 года. Значительно улучшились показатели реанимационных бригад интенсивной терапии и кардиологических бригад (улучшение на 1,7 минут у каждой бригады).

Одним из основных принципов построения СМП является обеспечение 15 минутной транспортной доступности до любой точки района обслуживания. Для контроля этого времени рассчитываются доли вызовов, попадающие в те же временные интервалы, что и при контроле оперативности. Основное внимание при этом уделяется долям вызовов, попавшим в первые два интервала: сумма вызовов, попадающих в эти два интервала, стабилизировалась в новых условиях на уровне 89,7%, при этом большая часть вызовов попадает в первый интервал.

Значение этого показателя отражает работу линейных бригад в районе обслуживания своей подстанции, работу специализированных бригад в зоне, а также ряд других факторов.

До внедрения автоматизированной системы информации по карте вызова СМП этот показатель не вычислялся. Поэтому его можно сопоставить только с предыдущими месяцами 2010 года. За первый квартал 2010 года в условиях полной централизации работы службы СМП этот показатель составлял 74,2%, а при этом в интервал от 0 до 10 минут попало 40,3% вызовов. Процент несвоевременных выездов от общего их числа, считавшийся ранее основным показателем оперативности, снизился по различным месяцам за последние 2,5 года работы с 34-53 до 6-15%. Более того, большая часть из которых не превышает 15 минут (70-80% от общего числа несвоевременных выездов); задержки с выездом бригад свыше 30 минут стали крайне редким исключением и являются предметом специального разбора.

Таблица 1 - Динамика изменения показателя обеспечения поводов у

Показатель оперативности служит для контроля за организационными дефектами в оперативном отделе и на подстанциях. В то же время он не является определяющим, как это было ранее при направлении бригад. Так, допустима несвоевременность прибытия к больному бригады, находящейся вблизи ближайшее время [2]. Это стало возможным в виду ситуации в динамике и позволяет вести активный поиск бригады, близко расположенный к месту вновь поступившего вызова. Такая тактика диспетчера подстанции позволяет избежать ситуации, когда две бригады встречаются на полпути: одна возвращается на подстанцию из микрорайона, а другая едет туда (так называемые перекрестные выезды), и ситуации, при которой большинство бригад собирается на небольшой части территории. Если время выезда напрямую зависит от уровня и качества организации работы станции, то время доезда практически не зависит от СМП. В таблицах 1 и 2 приведена динамика изменения этих показателей.

бригад СМП разного профиля г.Шымкент в 2004-2009 гг. (в %)

Профиль бригад 2004г. 2005 г. 2006г. 2007г. 2008 г. 2009 г.

Детская реанимационная 60,4 61,2 60,4 62,3 60,7 61,9

Педиатрическая 81,6 82,7 82,3 82,5 81,6 82,4

Кардиологическая 74,6 75,5 74,9 76,4 76,2 76,4

Линейные 50,2 52,6 51,8 52,3 52,7 52,5

Реанимационная (БИТ) 61,4 62,1 61,0 60,3 61,7 61,9

В целом по станции 61,9 62,3 61,4 60,7 61,8 62,7

Установлено, что показатель обеспечения поводов у линейных бригад СМП в течение 2004-2009 годов увеличился с 50,2% до 52,5%; у детской реанимационной - с 60,4% до 61,9%; педиатрической - с 81,5% до 82,4%; реанимационной - с 61,4% до 61,9%; кардиологической с 74,8% до 76,4%. Можно полагать, что темпы изменения этого показателя, как и предыдущих, можно использовать для оценки уровня и качества организации СМП населению.

Установлено, что среднее время выезда бригад на вызов у детской реанимационной бригады в течение 2004-2009 годов уменьшилось в 1,2 раза, с 5,6 минут в 2004 году до 4,7 минут в 2009г.; еще большее уменьшение этого показателя (в 3 раза) обнаруживалось у линейных, кардиологических и реанимационной бригад.

Таблица 2 - Динамика изменения среднего времени выезда у бригад станции СМП разного профиля в 2004-2009 гг. (в мин.)

Профиль бригад 2004г. 2005 г. 2006г. 2007г. 2008 г. 2009 г.

Детская реанимационная 5,6 5,3 4,8 5,0 4,8 4,7

Педиатрическая 10,2 9,7 9,5 8,8 8,2 7,9

Кардиологическая 5,6 5,1 4,7 4,2 3,8 3,9

Линейные 10,5 7,0 6,8 6,8 6,2 4,9

Реанимационная (БИТ) 3,2 2,9 3,0 2,9 2,8 2,8

В целом по станции 7,4 6,1 5,9 5,8 5,6 5,2

Оценивая динамику изменений этого показателя, можно полагать, что такая тенденция обусловлена не только лучшим оснащением бригад кадрами и автотранспортом, но и, прежде всего, повышением эффективности организации их работы, достигнутой благодаря внедрению автоматизированной системы управления основных медико-технологических процессов на станции.

Из рисунка 1 видно, что показатель догоспитальной летальности на 1000 вызовов в течение 2004-2009 годов составил от 0,83 до 0,89 %. По сравнению с исходным уровнем 2004 г. достигнутый уровень снижения показателя составил 3,5%, что свидетельствует об улучшении качества оказываемой помощи больным, обратившимся за СМП.

Рисунок 1 - Динамика показателя догоспитальной летал

Благодаря более эффективной организации работы, обеспечения взаимодействия и преемственности с участковой службой амбулаторно-поликлинических учреждений, интенсификации лечебно - реанимационных технологий, используемых при оказании СМП на дому и в пути следования, а также эффективной интеграции деятельности бригад СМП с приемными отделениями и реанимационными службами больниц, значительно снизилась догоспитальная летальность. Здесь необходимо отметить увеличение числа успешных реанимаций от 0,6% в 2004г. до 3,6% в 2009г. Кроме того, в достижении положительных результатов свою немаловажную роль сыграло улучшение материально технической базы, в том числе, оснащение машин СМП современной диагностической аппаратурой, реанимационными технологиями и необходимыми медикаментозными средствами для оказания медицинской помощи. Нами обращено внимание на эффективность и рациональность использования ресурсов

станции СМП г.Шымкент в 2004-2009гг. (на 1000 вызовов)

СМП. Они оценивались по показателям нагрузки на бригаду, среднему времени выезда, времени обслуживания вызова и профильности выезда бригады.

Изучение динамики показателя среднесуточной нагрузки на бригады показало, что у линейных бригад он снизился на 2,1 %, у педиатрических бригад - на 4,6%. При этом показатель среднесуточной нагрузки повысился у бригад интенсивный терапии (БИТ) или реанимационных бригад на 1,2%, у детской реанимационной - на 2,8%. Это указывает на повышение частоты тяжелых случаев, осложнений болезней взрослого и детского населения, требующих интенсивной терапии. Изучение динамики показателя профильности выездов бригад СМП за 2004-2009 годы показало, что наилучшие изменения произошли в показателях других бригад, повышение показателя от исходного (2004г.) уровня составило от 0,1% до 0,6% (рисунок 2).

Рисунок 2 - Динамика уровня профильности выезда у бригад СМП за 2004-2009 гг.

Полученные данные свидетельствует о постепенном улучшении квалификационного качества оказания СМП по всем основным профилям врачебной помощи.

Эффективность организации СМП отражается в показателях среднего времени доезда бригад. Нами изучена шкала среднего времени доезда бригад разного профиля за 2004-2009 гг. Наибольшие затраты времени доезда отмечались у линейных бригад, составившие в среднем от 18,0 до 18,6 минут. По сравнению с исходным уровнем (2004г.) к 2009 году снижение уровня затраты времени доезда составило 1,1%. Такое же положение сложилось и у педиатрических бригад: время доезда в среднем от 7,0 до 17,5 минут. В динамике за последние 6 лет снижение уровня времени доезда составило 3,5%, что показывают о значительном улучшении данного показателя. Наименьшие уровни показателя времени доезда сложились у реанимационных (БИТ) (5,7 - 6,2 мин.) и детской реанимационных бригад (7,3 - 7,5 мин.).

Кроме того, нами изучена динамика и тенденция среднего времени пребывания бригад СМП на вызове. Наибольший уровень показателя среднего времени пребывания бригад на вызове отмечен у детской реанимационной, составивший от 56,21 до 57,59 минут за 6 лет (2004-2009гг.), уровень показателя вырос на 0,23 минуты. Тенденция к увеличению уровня показателя наблюдается у кардиологических (+0,12мин), реанимационных (БИТ) (+2,75 мин), педиатрических (+0,4 мин) бригад. Тенденция к снижению зафиксирована у линейных бригад (за 6 лет на 0,15 мин). Таким образом, показатели среднего времени пребывания бригад СМП на вызовах по всем профилям, кроме линейных имеет тенденцию к росту, что объясняется расширением спектра и качества оказываемой медицинской помощи.

Для повышения оперативности и обеспечения соответствия организационно-функциональной структуры станции СМП характеру выполняемой работы, целесообразно применить зональный принцип построения работы СМП и методику планирования ресурсов и их использования на основе пространственно-временного распределения вызовов, учитывающего миграцию населения в течение суток; характеристику территории расположения подстанций и баз госпитализации; основных временных характеристик обслуживания вызова и т. д. [3]. Существующий в настоящее время норматив - 1 санитарная автомашина на каждые 10 000 жителей, используемый при планировании, ориентирован только на численность населения. Он не позволяет учесть при расчете необходимых ресурсов все многообразие факторов, влияющих на организацию своевременного оказания экстренной медицинской помощи, и не связан с требованием обеспечения 15-минутной транспортной доступности. Все приведенные выше результаты работы службы СМП были получены при значении показателя обеспеченности населения круглосуточно работающими выездными бригадами СМП, равном 0,58 на 10 000 жителей (0,45 на 10 000 жителей только по линейным бригадам).

В результате внедрения зонального принципа обслуживания населения значительно сократились сроки начала оказания экстренной медицинской помощи населению, в большинстве случаев обеспечена равная доступность за счет рационального использования имеющихся на станции СМП ресурсов, распределения их по подстанциям с учетом территориальных особенностей районов обслуживания и соответствующих потоков вызовов. Все это привело к существенному уменьшению количества жалоб населения на несвоевременность прибытия бригад СМП

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Тосекбаев К.Д., Алпысбекова Г.М., Жузжанов О.Т. с соавт. К вопросу улучшения качества оказания скорой медицинской помощи // Материалы Центрально-Азиатской конференции «Современные инструменты обеспечения качества медицинских услуг». - Астана: 2010. - С.97-99.

2 Турлубеков К.К. Развитие службы скорой медицинской помощи // Материалы III съезда врачей и провизоров Республики Казахстан. -Астана, 2007. - С. 179-180.

3 Сулейменова Б.А., Дубицкий А.А. Принципы организации скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе в Республике Казахстан. - Астана: 2002. - 203 с

А.Ш.ИБРАЕВА, Г.К.КАУСОВА

ЖЕДЕЛ МЕДИЦИН АЛЫ КвМЕКТЩ Ш¥ГЫЛ НЕМЕСЕ ОПЕРАТИВТ1 Ж¥МЫСЫН БАГАЛАУ

Туйш: Халында жедел медициналыи^ кемек кeрсетудегi шугылдылы^ты са^гау Yшiн жедел медициналыщ кемек керсету ^ывметшщ жумысын айма^тыщ rçypy эдiстемесi мен ^орларды жоспарлау эд^емеа ^урастырылган жэне оларды тэулiк агымындагы халын^тыщ кешт-^онуын, террритория сипаттамасын, станциялар мен госпитализациялау базаларыныц орналасуын, ша^ырылымдарта ^ызмет кeрсетудегi негiзгi уа^ытты^ сипаттамаларды ескере келе, кенОспк-уа^ыгпьщ непзшде ^олдану.

A.SH.IBRAEVA, G.K.KAUSOVA

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF EMERGENCY MEDICAL SERVICES

Resume: For operational population emergency medical services developed a technique of constructing the service zone emergency medical services and technique of planning and use of resources on the basis of the spatial and temporal distribution of calls, taking into account the migration of people during the day, characteristics of the territory, the location of stations and bases admission, timing of major maintenance challenges.

УДК 616.366-089.87

А.Ш.ИБРАЕВА, Г.К.КАУСОВА

Алматинский государственный институт усовершенствования врачей МЗ РК Высшая школа общественного здравоохранения МЗ РК

СОСТОЯНИЕ И УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА

Состояние и уровень организации работы службы скорой медицинской помощи в условиях крупного промышленного города зависит от времени выезда и прибытия бригады на место с момента поступления вызова, профильности бригады, своевременности, адекватности и эффективности оказываемой медицинской помощи.

Ключевые слова: скорая медицинская помощь, доступность, своевременность, адекватность, качество оказания скорой медицинской помощи, подходы к совершенствованию.

Служба скорой медицинской помощи (СМП) Республики Казахстан на современном этапе развития общества является социально значимым видом медицинской помощи. Её организация и структура в значительной мере определяются общим уровнем развития здравоохранения и в то же время неразрывно связаны с её реформированием. Востребованность СМП связана с ухудшением здоровья населения, ослаблением медицинской профилактики, снижением доступности медицинской помощи в целом. Вместе с тем, сложившаяся система организации скорой медицинской помощи населению не обеспечивает необходимой эффективности, являясь к тому же высокозатратной. Ежегодно в Республике Казахстан СМП обслуживает более 6 миллионов выездов [1]. Ежегодный прирост больных и пострадавших составляет 3,4 %. Почти половина обращений -непрофильные больные: 25% скорой медицинской помощи оказывается хроническим больным, 45% вызовов приходится на период с 800 до 1800 часов т.е. время работы амбулаторно -поликлинического звена [2]. В возрастном аспекте около 40% вызовов приходится на лиц пожилого возраста. Нами исследовано состояние и уровень организации СМП г. Шымкент Южно-Казахстанской области, являющегося одним из крупных промышленных городов республики. В связи с наблюдающимся в последние годы неуклонным ростом обращаемости населения г. Шымкент к услугам СМП, ростом численности населения и протяженности территории

города, сохраняются актуальными проблемы доступности, своевременности и качества оказания СМП. Городская служба СМП представлена центральной подстанцией, расположенной в центре города и тремя подстанциями, дислоцированными в отдалённых районах города. В настоящее время станция СМП г. Шымкент обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи населению, численностью более 850 тыс. человек и радиусом обслуживания свыше 30 километров.

В 2008 году в г.Шымкент для службы СМП была произведена реконструкция старых помещений, созданы комфортные условия для работы и отдыха выездного персонала. По решению Правительства Республики Казахстан реализован проект «Поддержка службы скорой медицинской помощи», в 2007-2009 годах получены 22 санитарные автомашины японского производства, полностью оснащенные медицинским оборудованием и базой для технического обслуживания. С целью оптимальной рационализации диагностического и лечебного процессов на станции созданы следующие отделения:

- отделение специализированных бригад, в состав которого входит 1 кардиореанимационная, 5 кардиологических бригад, 1 токсико-неврологическая и 1 гинекологическая бригада. Бригады укомплектованы специалистами, прошедшими специальную подготовку по профилю бригады;

- отделение педиатрических бригад, включающее 1 педиатрическую реанимационную бригаду и 7 выездных педиатрических бригад;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.