ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
М. М. Сыздыков
ОЦЕНКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Карагандинский государственный медицинский университет
Создание Единой национальной системы здравоохранения продиктовано необходимостью системных преобразований здравоохранения, направленных на улучшение здоровья граждан и повышение эффективности управления в отрасли.
Внедрение Единой национальной системы здравоохранения предусматривает создание кардинально новой модели здравоохранения страны, основанной на централизованной государственной оплате медицинских услуг, гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, использовании экономических рычагов управления медико-социальным комплексом страны, внедрения принципов свободного выбора пациентом врача и медицинской организации, формирования конкурентной среды и прозрачности процесса оказания медицинских услуг.
Реализация внедрения ЕНСЗ основана на следующих нормативных документах:
Стратегический план Министерства здравоохранения РК на 2009-2011 гг., утвержденный постановлением Правительства РК от 23 декабря 2008 г. № 1213;
Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 августа 2009 г. №1174 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан»;
Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2009 г. №1541 «Некоторые вопросы Министерства здравоохранения Республики Казахстан»;
Концепция создания Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан, МЗ РК;
Постановление Правительства Республики Казахстан №1174 от 4.08.09 г. «По реализации Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан»
План мероприятий МЗ РК по реализации Единой национальной системы Здравоохранения
Внедрение ЕНСЗ требует глубокого осмысления и широкомасштабного ознакомления работников отрасли с основными теоретическими и практическими аспектами концепции ЕНСЗ с целью понимания организаторами здравоохранения задач по реализации данных целей и путей их достижения, что позволит должным образом обеспечить решение ими вопросов успешного внедрения ЕНСЗ.
Реализация Концепции ЕНСЗ потребует
осуществления в кратчайший период комплекса организационно-экономических мероприятий по трем основным направлениям: 1) проведение административной реформы в здравоохранении; 2) создание системы непрерывного повышения качества медицинских услуг; 3) совершенствование системы финансирования здравоохранения.
Рассмотрен вопрос о поэтапном введении в системе здравоохранения, начиная с 2010 г., Централизованного государственного покупателя медицинских услуг ГОБМП на основе существующей бюджетной модели здравоохранения.
Поэтапное введение в системе здравоохранения централизованного государственного плательщика медицинских услуг гарантированного объема бесплатной медицинской помощи предусмотрено «Стратегическим планом Министерства здравоохранения Республики Казахстан на 20092011 годы», утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года № 1213.
Согласно плану реализации Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан, утвержденному постановлением Правительства РК, предусмотрены следующие мероприятия:
Внесение на рассмотрение Республиканской Бюджетной Комиссии (РБК) вопроса финансирования расходов областей, городов Астаны и Алматы на стационарное и стационарозамещаю-щее лечение заболеваний, за исключением инфекционных, туберкулезных, психиатрических.
Внесение предложения по определению оптимальной штатной численности и структуры Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
Внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс в целях реализации Единой национальной системы здравоохранения.
Внесение на рассмотрение МВК предложений по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственном предприятии» для реализации Единой национальной системы здравоохранения.
Разработка и утверждение Правил закупа медицинских услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Внесение изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 6 октября 2006 г. № 965 «Об утверждении Правил возмещения затрат медицинских организаций за счет бюджетных средств и оказания платных услуг в организациях здравоохранения и порядка использования средств от платных услуг, осуществляемых государственными организациями здравоохранения».
Создание республиканского Экспертного совета по рассмотрению и выработке предложений по определению тарифов, периодических протоколов диагностики и лечения.
Проведение 4 региональных совещаний по разъяснению основных положений Единой наци-
ональной системы здравоохранения Республики Казахстан.
Обеспечение готовности медицинских информационных аналитических центров в регионах для проведения операции по обслуживанию счетов-реестров организаций здравоохранения с 1 января 2010 г.
Утверждение технико-экономического обоснования инвестиционного проекта «Создание Единой информационной системы здравоохранения».
Завершение аккредитации организаций здравоохранения, оказывающих стационарную помощь.
0беспечение обучения руководителей организаций, оказывающих стационарную помощь по вопросам менеджмента здравоохранения в рамках Единой национальной системы здравоохранения в соответствии с графиком.
Разработка методических рекомендаций по реорганизации организаций здравоохранения в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения.
Разработка графика и обеспечение поэтапной реорганизации организаций здравоохранения, оказывающих стационарную помощь в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения.
Обеспечение освещения в средствах массовой информации о внедрении Единой национальной системы здравоохранения в рамках государственного информационного заказа.
Согласование объемов передаваемых расходов на стационарное и стационарозамещаю-щее лечение заболеваний, за исключением инфекционных, туберкулезных, психиатрических с областного уровня на республиканский уровень (2010-2012 гг.).
В планах определены сроки исполнения, ответственные лица, предполагаемые расходы (млн. тенге) и источник финансирования.
В целях повышения эффективности управления здравоохранением разработана новая модель здравоохранения, соответствующая перспективным целям социально-экономического развития страны. При этом внедрение Единой национальной системы здравоохранения в Республике Казахстан предусматривает 2 этапа: I этап (20102015 гг.) - создание единого плательщика гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в рамках стационарной и стационароза-мещаюшей помощи при лечении заболеваний за исключением психиатрической, инфекционной и туберкулезной патологии. На II этапе (2016-2020 гг.) предусматривается установление баланса солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина за индивидуальное и общественное здоровье. Основанием этому явилась децентрализация системы государственного управления, которая привела к дисбалансу исполнительских и регулирующих функций, в итоге объединение на местном уровне функций по вла-
дению и управлению государственными организациями здравоохранениями и закупу у них услуг ГОБМП привела к устранению конкуренции в этой сфере. Излишняя концентрация в органах управления функций по закупу лекарственных средств и медицинского оборудования, а также отсутствие профессиональных менеджеров и чрезмерная зависимость руководителей государственных организаций здравоохранения от государственных органов создала условия для развития коррупции в отрасли и неэффективной реализации государственной политики.
Таким образом, дальнейшее развитие национальной системы здравоохранения невозможно без проведения административной реформы. В этой связи на центральном и местном уровне возникла необходимость проведения разграничения функций по владению и управлению государственными организациями и по закупке услуг ГОБМП и создание Единого плательщика ГОБМП. Плательщиком было определено Министерство здравоохранения Республики Казахстан. Ввиду установленной бюджетным законодательством необходимостью максимального приближения государственных услуг к их получателям и отсутствие у Министерства собственных территориальных органов, уполномоченным лицом по оплате ГОБМП в каждой области определен территориальный орган Комитета по оплате медицинских услуг (Комитет). В свою очередь Комитет создан путем реорганизации Комитетов по контролю в сфере оказания медицинских услуг и фармацевтического контроля.
В целом пересмотрена методология контрольных функций, в результате чего акцент от контрольно-надзорных мероприятий перенесен на систему постоянного мониторинга индикаторов качества и результативности медицинской помощи. Это позволит повысить прозрачность системы государственного контроля в сфере здравоохранения, в том числе путем публикаций в средствах массовой информации отчетов, опросов населения и внедрения систем рейтинговой оценки.
Таким образом, проведение организационно-управленческой реформы позволяет создать эффективную и прозрачную систему управления здравоохранением, реструктуризацию сети в соответствии с нормативно-правовой базой, способствует внедрению института профессионального менеджмента и снижению коррупции в сфере медицины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегический план Министерства здравоохранения РК на 2009-2011 годы, утвержденный постановлением Правительства РК от 23 декабря 2008 года № 1213.
2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 августа 2009 года 1174 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан.
3. Постановление Правительства Республики
Медицина и экология, 2012, 2
107
Казахстан от 7 октября 2009 года №1541 «Некоторые вопросы Министерства здравоохранения Республики Казахстан».
4. Концепция создания Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан, МЗ РК.
5. Постановление Правительства Республики
Казахстан №1174 от 4.08.09г. «По реализации Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан»;
6. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»
Поступила 02.02.2012 г.
M. M. Syzdykov
THE ESTIMATION OF A NORMATIVE-LEGAL BASIS OF INTRODUCTION OF UNIFORM NATIONAL SYSTEM OF PUBLIC HEALTH SERVICES AND ITS PRACTICAL VALUE
The article presented the normative and legal materials forming base for realization of Uniform national system of public health services.
M. M. Cbi3flbiKOB
flEHCAyflblK CAKTAYflblK EIPT¥TAC ¥ATTblK WYHECIH EHri3yflIK HOPMATMBTIK-blKTblK HEri3flEPIH BAFAflAy W8HE OHblK nPAKTMKAflblK M6HI
fleHcay^biK caKTaygbiK BipTyTac V^TTHK wYMeciH wY3ere acbipyga KO^gaHbrnaTbiH HopMaTUBTiK waHe K¥K^KTHK MaTepua^gap ycbiHbrnFaH.
Б. Аскарова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ В ПРАКТИКЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Областной медицинский центр (Караганда)
Образование и становление Областного медицинского центра (ОМЦ) началось с открытия в 1991 г. Областного диагностического центра. По Казахстану Центр значился вторым после Ал-матинского диагностического центра, который также был открыт в 1991 г. Технология организации лечебно-диагностического процесса заключалась в создании треугольника: «консультант -диагностическая служба - консультант». Предоставление медицинского заключения и решение вопроса о получении конкретного вида лечения зависело от уровня профессионализма врача-консультанта. Поэтому для Диагностического центра была выбрана структура, состоящая из консультативных отделений терапевтического и хирургического профиля и диагностических подразделений.
Диагностический центр оснащен современным диагностическим оборудованием, которое позволяет оказывать практически все виды диагностических исследований. В связи с внедрением новых методов и технологий в последние три года происходит оснащение оборудованием нового поколения с преимущественными диагностическими возможностями.
Для получения и обработки информации от служб, для установления связи между ними, быстроты предоставления населению информации о графике приема врачей, а также для централизованной регистрации пациентов и создания базы данных об обратившихся за медицинской помощью, получения выходных информаци-
онных и отчетных данных для анализа, управления и планирования деятельности на базе Диагностического центра была внедрена информационно-поисковая система (далее ИПС). В структуре Диагностического центра был открыт отдел информационной техники и технологии (ИТТ). Программисты отдела совместно с организационно-методическим отделом были основными консультантами по медицинским вопросам о разработке и внедрении информационно-поисковой системы, одними из первых в Республике Казахстан разработали собственные программные продукты. В 1992 г. в Диагностическом центре была реализована задача создания информационно-поисковой системы, которая связывала регистратуру с консультантом и диагностическими подразделениями. Группа программистов (Ф. Т. Са-тов, А. Бауэр, А. М. Нурбаев, Н. В. Киль) разработали программу всей локальной сети, которая в свое время была признана лучшей по РК. Эта программа была установлена в Диагностическом центре г. Павлодара в рамках реализации программы обмена опытом.
К моменту создания информационно-поисковой службы был осуществлен закуп вычислительной техники, начато обучение сотрудников: на базе отдела ITT проводили курсы по работе в системе информационной технологии.
В течение первого года апробация локальной системы проходила успешно. Программа предоставила консультантам возможность получить информацию о результатах диагностических исследований, появилась реальность взаимодействия между службами, вся информация управлялась и регулировалась администратором базы данных, стало возможным получить различную информацию о пациентах, как качественную, так и количественную.
На базе программы был создан электронный архив по годам, что позволило получать и