ОЦЕНКА НМА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
КРИЗИСА
Е.Н.Смирнова*
В период кризиса происходит бурный процесс слияния компаний в связи с ухудшением положения многих из них на рынках. Собственники стараются избавиться от компаний, показывающих отрицательную динамику развития.
Продать или купить с выгодой весь бизнес, включающий в себя совокупность множества активов, становится очень сложной задачей.
Бизнес необходимо правильно оценить, бизнес необходимо правильно предложить, бизнес необходимо предложить вовремя и за справедливую цену.
Первой задачей становится понимание определения цены сделки, то есть той суммы денег или активов, которую компания-покупатель готова заплатить за приобретаемое предприятие. Стоимость компании может зависеть не только от объективных факторов, таких как будущие доходы, рыночная стоимость активов, но и от факторов сугубо субъективного характера. На практике компании-покупатели определяют цену на основе большого числа факторов одновременно, в теории же существуют различные подходы к оценке справедливой стоимости бизнеса.
Цена компании складывается из стоимости материальных и нематериальных активов (далее НМА). Оценка первых касается исключительно экономических подсчетов, что касается оценки нематериальных активов, то НМА является самым неизученным и недооцененным активом российских предприятий.
Специалисты признают, что НМА компаний становятся все более дорогостоящим активом, реальную стоимость которого не всегда могут отразить принципы бухгалтерского учета. Особенно это относится к тем отраслям, где ключевую роль играют не столько здания, оборудование, сколько доходность патентов, товарных знаков, авторских прав и других подобных активов, не имеющих материального воплощения.
Сегодня все чаще встречаются компании, стоимость нематериальных активов которых превосходит стоимость всех материальных. По данным британской компании Interbrend, доля НМА в общей стоимости компаний составляет: Coca-Cola - 96%, IBM - 83%, British Petroleum - 71%.
Смирнова Елена Николаевна, магистр 1 курса ИРЭУ СПбГУСЭ; науч. рук. д.э.н., проф. Г.И.Пашигорева
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии
Ї35
К сожалению, изобретения, товарные знаки, ноу-хау относятся к тем активам предприятия, которыми зачастую пренебрегают при проведении финансового анализа с целью выявления скрытых резервов. Возможно, это связано с тем, что доход от использования этих «неосязаемых» активов трудно выделить из общего дохода, а их правовая сущность неизвестна или неправильно истолковывается. Несмотря на это, стратегия управления нематериальными активами становится одной из главных составляющих маркетинговой политики фирм, поэтому стратегически важной задачей становится оценка НМА.
Для объективного отражения стоимости НМА важным является выбор наилучшего способа его оценки.
При затратном подходе оцененная стоимость может значительно отличаться от рыночной стоимости, так как между затратами и полезностью нет прямой связи, тем не менее в условиях России, где рыночная информация по нематериальным активам почти отсутствует, затратный подход часто оказывается единственно возможным. Более того, большинство объектов в бухгалтерском учете оцениваются исходя из затрат на их создание или приобретение и доведение до состояния пригодного к использованию.
Наряду с этим не стоит забывать и о преимуществах доходного подхода, применение которого вызывает особый интерес у организаций, занимающихся непосредственно продажей объектов интеллектуальной собственности. Это в первую очередь связано с тем, что рыночная стоимость или стоимость ожидаемого дохода может намного превышать затратную стоимость объекта, и тогда затратный подход становится неинтересен.
В журналах, газетах, интернете широко обсуждается необходимость создания универсального подхода к оценке НМА, регламентирующего порядок и процедуру, что особенно касается определения рыночной стоимости. Новый подход мог бы соединить элементы затратного подхода и прогнозные оценки будущих выгод как частей доходного подхода.
Для того чтобы стоимость НМА, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей рыночной стоимости, необходимо проводить переоценку НМА.
В российском бухгалтерском учете возможность переоценки нематериальных активов появилась лишь в 2007 году с принятием нового ПБУ 14/2007 по учету НМА. До 2008 года изменять первоначальную стоимость нематериальных активов не разрешалось.
Если в учетной политике предприятия прописано решение о переоценке НМА, то эту процедуру необходимо будет проводить регулярно, но не чаще одного раза в год. В отличие от РСБУ в МСФО (стандарт 38 «Нематериальные активы») проводить переоценку НМА можно по мере необходимости. В условиях кризиса со стремительно меняющимися
рыночными условиями и ухудшающейся финансовой обстановкой в компаниях, такой подход к переоценке является более адекватным.
Цель каждого собственника - повышение рыночной стоимости бизнеса. Не менее важной задачей становится оценка деловой репутации предприятия.
В общем виде деловая репутация образуется под влиянием нематериальных активов (созданных и приобретенных), которые в совокупности придают организации новые качества или возможности, вследствие чего она получает дополнительные доходы. В число таких активов входят: фирменное наименование, высокое качество продукции или услуг, технологическая культура, устойчивость связей с поставщиками и потребителями, перспективность бизнеса, эффективность менеджмента и т.д.
Положительную деловую репутацию ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» рассматривает как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами и предусматривает учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.
МСФО 3 «Объединение компаний» определяет гудвилл как будущие экономические выгоды, возникшие в связи с активами, которые не могут быть индивидуально идентифицированы и отдельно признаны. МСФО рассматривает деловую репутацию как превышение стоимости приобретения компании над долей инвестора в справедливой стоимости приобретаемых идентифицированных активов, обязательств и условных обязательств. В последующем МСФО предусматривается тестирование деловой репутации на предмет обесценения, что предполагает сравнение возмещаемой стоимости приобретенной деловой репутации с балансовой стоимостью. Основу расчета возмещаемой стоимости составляет справедливая стоимость активов, за вычетом расходов на продажу и ценность использования, определяемая на основе текущей дисконтированной стоимости будущих потоков денежных средств.
Для определения возмещаемой стоимости и тестирования деловой репутации МСФО 36 «Обесценение активов» использует понятие единицы, генерирующей денежные средства. Приобретенная при объединении компаний деловая репутация подлежит распределению с даты приобретения на каждую генерирующую единицу или группу генерирующих единиц компании-покупателя, эффективность использования которых должна повыситься вследствие синергетического эффекта объединения.
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии
137
Актуальной проблемой в отечественном учете и отчетности является проблема использования возмещаемой стоимости. В настоящее время справедливая стоимость в качестве метода оценки элементов корпоративной отчетности действующими нормативными актами не предусматривается, а методы дисконтирования не получили развития в отечественном бухгалтерском учете. В ПБУ «Условные факты хозяйственной деятельности» отмечается, что ставки и способы дисконтирования определяются с учетом условий, существующих на финансовом рынке, рисков, связанных с предполагаемыми последствиями условного факта и др. В ПБУ «Учет нематериальных активов» предусматривается проверка НМА на обесценение в порядке, предусмотренном МСФО, но деловая репутация данной проверке не подлежит.
Формирование положительной репутации - необходимое условие достижения продолжительного и устойчивого развития организации. Деловая репутация становится важным средством упрочения ее позиций, поскольку обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества на рынках труда, капитала, ресурсов, ценных бумаг. Высокая и устойчивая репутация не только облегчает доступ к различным ресурсам (кредитным, материальным, финансовым и т.д.), но и обеспечивает надежную защиту интересов организации во внешней среде, влияет на обоснованность решений в области менеджмента.
Для развития организации деловая репутация - бесценный капитал, который наживается годами, но может быть безвозвратно утерян в результате одного неверного шага. Репутация может пострадать под действием внутренних факторов, обусловленных собственными тактическими или стратегическими ошибками, а также внешних обстоятельств, не зависящих непосредственно от деятельности организации (неточная или ошибочно опубликованная информация, недобросовестные действия конкурентов и т.п.). Деловая репутация может стать мишенью для конкурентов, пострадать в результате некомпетентности или недобросовестных действий работников СМИ, поэтому она нуждается в защите не меньше, чем собственность.
В заключение необходимо сказать, что, несмотря на кризис, наблюдается тенденция к росту значимости нематериальных активов, а в некоторых областях они становятся определяющими (интернет-торговля, №-технологии и т.п.). Возможно, отставание России по данному показателю во многом объясняется именно особенностями действующего нормативного регулирования, которое нуждается в совершенствовании.