Эксплуатация и надежность авиационной техники
УДК 621
ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА BOEING 737-800 ПО СТАТИСТИЧЕСКИМ ДАННЫМ АВИАКОМПАНИИ «СИБИРЬ»
В. А. Миягашева, А. И. Судаков
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Проводится оценка надежности топливной системы по статистическим данным авиакомпании Сибирь. Ключевые слова: надежность, топливная система, статистические данные.
EVALUATING THE RELIABILITY OF THE BOEING 737-800 FUEL SYSTEM BASED ON THE STATISTICS BY AIRLINE S7
V. A. Miyagasheva, A. I. Sudakov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article assesses the reliability of the fuel system according to the statistics by airlines S7.
Keywords: reliability, fuel system, statistics.
Топливная система самолета является одной из важнейших систем, предназначенная для размещения необходимого запаса топлива и бесперебойной подачи его к двигателям. Для того чтобы данная система функционировала безотказно, необходимо поддерживать надежность топливной системы на всех этапах ее эксплуатации [1].
Целью статьи является оценка надежности топливной системы самолета Boeing 737-800 и ее основных отказных агрегатов.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- сбор и обработка статистических данных;
- выбор метода определения надежности функциональных систем;
- расчет надежности;
- анализ полученных результатов.
Для определения надежности системы были использованы статистические данные, собранные в авиакомпании «Сибирь» г. Новосибирска за период с 2008-2016 гг. по 16 самолётам. Опыт эксплуатации топливной системы самолета Boeing 737-800 показал, что в ней присутствуют 13 отказных элементов.
Надежность в процессе эксплуатации изделия определяется использованием одним из известных методов, таких как метод логических схем, табличным метод, метод структурных схем. Используя метод структурных схем, выполняем расчеты надежности элементов топливной системы, руководствуясь требованиями и условиями. Данный метод предусматривает преобразование принципиальной схемы в структурную, состоящей из последовательно и параллельно соединенных элементов [2].
Для выполнения расчета надежности в соответствии с методом структурных схем используем формулы надежности [3]:
- средняя наработка на отказ
Т = т + т2 + Тз + т4 +.....+ тп;
тср ;
n
- интенсивность отказов
Ь (t) =
Т ср
- вероятность безотказной работы
T
-Jx(t) dt P(t) = e 0 .
В соответствии с формулами надежности были записаны математические выражения с учетом параллельного и последовательного соединений для расчета вероятности безотказной работы элементов топливной системы. На основании полученных математических выражений были произведены расчеты вероятности безотказной работы элементов, подблоков и блоков, системы в целом [4].
Выполненная работа показала, что наибольшее количество отказов приходится на топливные центробежные насосы и перекрывные клапаны. Их вероятности отказов составляют от 0,04 до 0,22, а вероятность безотказной работы топливной системы самолета Boeing 737-800 равна 0,84. Так как вероятность безотказной работы систем должна быть приближена к 1, модернизация топливной системы путем дополнительного резервирования самых часто отка-
Решетневскуе чтения. 2017
зываемых элементов системы помогла бы снизить вероятность их отказов, тем самым увеличивая вероятность безотказной работы системы в целом.
Библиографические ссылки
1. Анцелиович Л. Л. Надежность безопасность и живучесть самолета. М. : Машиностроение, 1985. 296 с.
2. Светлицкий В. А. Статистическая механика и теория надежности. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. 504 с.
3. Boeing 737 Next-Generation [Электронный ресурс]. URL: http://www.boeing.com/ (дата обращения: 05.1.2017).
4. Описание систем самолета Boeing 737-800 [Электронный ресурс]. URL: http://civilavia.info/ (дата обращения: 10.1.2017).
References
1. Antselovich L. L. Reliability, safety and survivability of the aircraft. M., Mechanical engineering Publ., 1985, 296 p.
2. Svetlitskiy V. A. Statistical mechanics and the theory of reliability. M. : MGTU Publ., 2002, 504 p.
3. Boeing 737 Next-Generation. Available at: http:// www.boeing.com/ (accessed: 05.1.2017).
4. Description of the systems of the Boeing 737-800. Available at: http://civilavia.info/ (accessed: 10.1.2017).
© Миягашева В. А., СудаковА. И., 2017