УДК 629.7.01
АНАЛИЗ РАБОТЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА BOEING-737
А. А. Захаров, Г. Е. Киршин, В. В. Лукасов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
В работе выполнены исследования процесса технической эксплуатации гидравлической системы с целью оценки надежности.
Ключевые слова: надежность, гидравлическая система, процесс технической эксплуатации.
ANALYSIS OF WORK AND IDENTIFICATION OF RELIABILITY HYDRAULIC
AIRCRAFT BOEING 737
А. A. Zakharov, G. E. Kirshin, V. V. Lukasov
Reshetnev Siberian State Aerospase University 31, Krasnoyaesky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
In the investigations of the process of technical operation of the hydraulic system with the purpose of reliability.
Key words: reliability, the hydraulic system, the technical operation of the process.
Надежность сложных технических систем закладывается при проектировании, обеспечивается при изготовлении и поддерживается при эксплуатации. Для экономической эффективности процесса технической эксплуатации требуется постоянный анализ надежности по статистическим данным [1-3].
Целью работы является оценка надежности гидравлической системы самолета и ее агрегатов на примере самолета Боинг 737 по данным а/к Сибирь.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- сбор и обработка статистических данных по отказам и неисправностям гидравлической системы самолетов типа Боинг 737авиакомпании Сибирь
- выбор наименее ненадежных элементов для составления расчетной структурной схемы.
- разбиение структурных схем на блоки
- расчет безотказности блоков системы по структурной схеме надежности
- анализ результатов расчета
Гидравлическая система самолета Боинг 737, предназначена для уборки и выпуска шасси, поворота колес передней ноги шасси, торможения главных ног шасси, выпуска и уборки закрылков, управления реверса, предкрылков. Гидравлическая система состоит из 22 элементов, 3 резервных веток, одна из которых является холодным резервом. По статистическим данным авиакомпании Сибирь, отказными являются: электронасос EDP системы А, Б, насосы HDP системы А, Б, модуль нагнетания PM системы А, фильтры системы А, Б [4.5].
Для определения надежности работы исследуемой системы были использованы статистические данные собранные в авиакомпании за период с 2007 по 2015 года.
Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»
Определение надежности гидросистемы выполнялось на основании вероятносного метода структурных схем, который предполагает преобразование принципиальной схемы в структурную в соответствии с оценкой влияния блоков на отказ всей системы.
Рис. 1 Принципиальная схема гидравлической системы самолета Боинг 737-800: 1-гидробак гидросистемы А; 2-электронасос гидросистемы А; 3-гидронасос гидросистемы А; 4- модуль нагнетания гидросистемы А; 5-гидробак резервной системы; 6-гидронасос резервной гидросистемы; 7-модуль нагнетания резервной системы; 8-гидравлический распределитель мощности; 9-гидробак гидросистемы Б; 10- гидронасос гидросистемы Б; 11- электронасос гидросистемы Б; 12- модуль нагнетания гидросистемы Б; 13- фильтры гидросистемы А ; 14-фильтры обратной линии гидросистемы А; 15-фильтр обратной линии резервной гидросистемы; 16-фильтр резервной гидросистемы; 17-ограничитель потока; 18-клапан распределителя мощности; 19-фильтры обратной линии гидросистемы Б; 20-фильтры гидросистемы Б ; 21- предохранительный клапан; 22-
теплообменники
Далее структурную схему преобразовывалась в блочную, и выполнялся расчет безотказности блоков по выражению:
Рсф = 1-[(1-Р1(1))-(1-Р2(1))] Вывод: Анализ полученных результатов эксплуатации гидравлической системы в период с 2007 по 2015 годы в природно-климатических условиях Сибири, опыта и квалификации инженерно-технического состава авиакомпании «Сибирь» и условий летной и технической эксплуатации позволяет сделать вывод, что вероятность безотказной работы для разных исполнительных элементов варьируется от 0,6 до 0,98 при средней наработке 900-600 часов, что доказывает надежность подсистем в соответствии с нормами летной годности.
Библиографические ссылки
1. Шаймарданов Л. Г. Обеспечение надежности при контроле и оценка при эксплуатации авиационной техники: Уч. пособие / Шаймарданов Л. Г., Лукасов В. В. - СибГАУ, 2008 -85 с.
2. Кабков П. К. Вероятностно статистические модели эксплуатации ЛА: методические указания / Кабков П. К. -М.: МГТУ ГА, 2005 -38с.
3. Авдонин, А. С. Расчет на прочность летательных аппаратов: учебное пособие для высших учебных заведений / А. С. Авдонин, В. И. Фигуровский. - М.: Машиностроение, 1985. -323 с.
4. Егер С. М. Основы авиационной техники: учебник / С. М. Егер, А. М. Матвеенко, И. А. Шаталов. - М.: Машиностроение, 2003. - 280 с.
5. Конструкция и прочность летательных аппаратов / под ред. К. Д. Туркина - ч. 1, 2. - М.: ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1985. - 103 с.
© Захаров А. А., Киршин Г. Е., Лукасов В. В., 2017