Научная статья на тему 'Оценка надежности работы городского пассажирского транспорта в Иркутске'

Оценка надежности работы городского пассажирского транспорта в Иркутске Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
239
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / НАДЕЖНОСТЬ / ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / QUALITY OF SERVICE / RELIABILITY / PASSENGER TRANSPORT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шаров Максим Игоревич, Михайлов Александр Юрьевич, Ковалева Татьяна Сергеевна

Рассматриваются современные подходы к оценке качества обслуживания на городском пассажирском транспо рте. Впервые в Российской Федерации приводятся данные оценки надежности функционирования пассажирского транспорта на основе материалов GPS/ГЛОНАСС навигации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шаров Максим Игоревич, Михайлов Александр Юрьевич, Ковалева Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATING OPERATION RELIABILITY OF URBAN PASSENGER TRANSPORT IN IRKUTSK

The paper discusses modern approaches to the assessment of service quality in urban passenger transport. For the first time in the Russian Federation the authors provide the data to assess the reliability of passenger transport by the materials of GPS / GLONASS navigation.

Текст научной работы на тему «Оценка надежности работы городского пассажирского транспорта в Иркутске»

I ОВД I

Транспорт

нерегулируемых пешеходных переходах с наличием искусственных неровностей минимальная задержка транспорта составляет 2,2 с (при интенсивности транспорта до 1499 авт./ч) и 2,7 с (при интенсивности транспорта от 1500 до 3200 авт./ч). Это объясняется тем, что водителю для более комфортного проезда перехода этого типа приходится всегда снижать скорость.

На нерегулируемых пешеходных переходах без искусственных неровностей минимальная задержка транспорта составляет 0,412 с (при интенсивности транспорта до 1499 авт./ч) и 1,065 с (при интенсивности транспорта от 1500 до 3200 авт./ч). Такие значения можно объяснить следующими факторами: появ-

ление пешехода вблизи пешеходного перехода, но еще не начавшего движение через проезжую часть; скопление большого количества транспортных средств, остановившихся перед пешеходным переходом, а также наличие средств организации движения, обозначающих пешеходный переход, которые обязывают пропуск пешеходов (особенно после изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ).

Предметом дальнейших исследований будет разработка модели оценки пропускной способности проезжей части улицы или дороги на участке размещения нерегулируемого пешеходного перехода.

Библиографический список

1. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей // Вест. стипендиатов DAAD. Иркутск: ИрГТУ, 2002. С. 267.

2. Официальный сайт Автоника. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80aafykqg5a.xn--p1 ai/index.php

3. О внесении изхменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон РФ от 7.05.2009 г. № 86-ФЗ // Российская газета. 2009. 12 мая.

УДК 621.81

ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В ИРКУТСКЕ

© М.И. Шаров1, А.Ю. Михайлов2, Т.С. Ковалева3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются современные подходы к оценке качества обслуживания на городском пассажирском транспорте. Впервые в Российской Федерации приводятся данные оценки надежности функционирования пассажирского транспорта на основе материалов GPS/ГЛОНАСС навигации. Ил. 6. Табл. 1. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: качество обслуживания; надежность; пассажирский транспорт.

ESTIMATING OPERATION RELIABILITY OF URBAN PASSENGER TRANSPORT IN IRKUTSK M.I. Sharov, A.Yu. Mikhailov, T.S. Kovaleva

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The paper discusses modern approaches to the assessment of service quality in urban passenger transport. For the first time in the Russian Federation the authors provide the data to assess the reliability of passenger transport by the materials of GPS / GLONASS navigation. 6 figures. 1 table. 6 sources.

Key words: quality of service; reliability; passenger transport.

Практически любой город Российской Федерации сталкивается с транспортными проблемами, такими как транспортные заторы, ДТП и другими. Все это неуклонно ведёт к снижению уровня качества жизни населения, загрязнению окружающей среды. Учеными и властями предлагаются решения, направленные на

реконструкцию улично-дорожной сети, управление транспортным спросом, то есть создание условий, при которых пассажиры пересаживаются с индивидуального транспорта на общественный.

Транспортные заторы - это общая проблема для большинства крупных городов. В таких городах води-

1Шаров Максим Игоревич, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952)405408, e-mail: [email protected]

Sharov Maxim, Associate Professor of the Department of Management and Logistics in Transport, tel.: (3952)405408, e-mail: [email protected]

2Михайлов Александр Юрьевич, профессор кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952)405408, e-mail: [email protected]

Mikhailov Alexander, Professor of the Department of Management and Logistics in Transport, (3952)405408, e-mail: [email protected]

3КовалеваТатьяна Сергеевна, студент. Kovaleva Tatyana, Student.

long I

Транспорт

тели и пассажиры уже привыкли к ним и планируют свои поездки с определённой задержкой, особенно в часы пик. Транспортные задержки часто становятся больше, чем рассчитывают пассажиры, в связи с чем возникают достаточно серьезные риски опоздания на работу, важную встречу. Грузоотправители рискуют потерями скоропортящихся грузов, денежных средств и другими.

В прошлом о транспортных задержках и заторах сообщалось как о средних величинах в единицу времени (рис. 1,а). Хотя большинство опытных пользователей транспортной сети, как водители, так и пассажиры имеют и понимание того, что их задержки могут значительно варьироваться от дня ко дню (рис. 1 ,б).

Для повышения качества работы транспортной сети в целом в европейских странах и США регулярно проводят анализ времени, затраченного на поездку как на индивидуальном транспорте, так и на общественном транспорте. Одним из основных, но трудоемких и дорогостоящих способов анализа времени является анкетирование населения, например в Германии анкеты рассылаются по почте на домашние адреса пользователей транспортной сети. Современные технологии, основанные на спутниковых навигационных системах, позволили сделать анализ времени поездок пользователей более доступным и регулярным.

Одним из важнейших показателей качества обслуживания городским пассажирским транспортом является степень надежности маршрута. В Российской практике надежность оценивается исходя из соблюдения расписания движения и обеспечения регулярности перевозок, причем основными причинами снижения величины данного показателя являются такие факторы, как техническое состояние автомобилей, тип дорожного покрытия, погодные условия и т.д. Для обеспечения надежности автотранспортными предприятиями проводится нормирование скоростей движения при открытии автобусного маршрута. Как показывает практика, этого недостаточно и при росте автомобилизации не обеспечивается должный уровень надежности работы городских маршрутов.

Зарубежный подход основывается на регулярной

оценке степени надежности городских маршрутов движения как общественного, так и индивидуального транспорта. Степень надежности базируется на различных показателях, основным из которых является временной индекс (Time Index). Он рассчитывается, как

гр _ tgarp

^индекс _ "Т ,

где t3asp - время движения в «час-пик», tce - время движения в свободных условиях.

Данный критерий может способствовать решению двух крупных задач:

1. Автотранспортным предприятиям и городским властям - анализировать и оперативно выявлять степень функциональной надежности городских маршрутов. В случае снижения надежности того или иного маршрута, в результате возникновения устойчивых транспортных заторов на пути следования маршрута городскими властями может быть пересмотрена схема движения автобусов по маршруту или реконструкция УДС в местах возникновения заторов. Эти мероприятия позволят оперативно регулировать качество обслуживания городским транспортом.

2. Знание временного индекса надежности городского маршрута позволит пассажирам планировать свое передвижение с учетом возможных задержек при поездке на общественном транспорте, что поможет избежать возможных опозданий, возникающих в результате транспортных заторов.

В связи с этим в рамках работы «Транспортной лаборатории ИрГТУ» и Студенческого бюро «Транспортный менеджер» проведена оценка временного индекса надежности городских муниципальных маршрутов на основе данных СНС ГЛОНАСС/ GPS, для чего была разработана специальная методика анализа GPS-треков, получаемых в результате работы муниципальных автобусов.

В ходе реализации представленной методики использовались сведения из базы данных предприятия «Иркутскавтотранс», представленные на сайте авто-ника.рф [3]. Общий вид базы данных треков представлен на рис. 2.

Время поездки

Среднее значение

Время поездки

Реальный опыт пользователей транспортной сети

Май

Июнь

Январь

Май

Июнь

Январь

а) б)

Рис. 1. Средние величины (а) и реальные величины (б) транспортных задержек в единицу времени

Рис. 2. База данных треков предприятия «Иркутскавтотранс»

Пример результатов будет сделан на основе оценки надежности маршрута № 67 «Первомайский микрорайон - Топкинский микрорайон», который обслуживается МУП «Иркутскавтотранс». В момент обследования на маршруте работал автобус ЛИАЗ -5256л. Протяженность маршрута - 37 км. Тип марш-

рута - диаметральный. На рис. 3. представлен спутниковый снимок маршрута.

Приведенные на рис. 4 графики изменения скорости треков позволяют оценить места падения скорости в результате возникновения ДТП и транспортных заторов.

Рис. 3. Маршрут № 67 «Первомайский м-н - Топкинский м-н»

а) б)

Рис. 4. Скорость движения автобусов на маршруте № 67: а - лучший трек; б - худший трек

По графику зависимости времени от расстояния Результаты расчетов временного индекса для

можно увидеть места, в которых треки отличаются каждого часа и направления представлены в таблице друг от друга (рис. 5). и на рис. 6.

Время, ч

Рис. 5. Сравнение времени и расстояния по лучшему и худшему треку (будний день - обратное направление)

Значение временного индекса

Часы суток Будний день Выходной день

Прямое направление Обратное направление Прямое направление Обратное направление

6-7 1,02 1,02 1,02 1,02

7-8 1,11 1,26 1,06 1,07

8-9 1,17 1,22 1,13 1,11

9-10 1,00 1,00 1,00 1,04

10-11 1,02 1,04 1,04 1,02

11-12 1,07 1,02 1,09 1,00

12-13 1,09 1,06 1,06 1,16

13-14 1,11 1,02 1,32 1,13

14-15 1,22 1,07 1,36 1,11

15-16 1,20 1,11 1,19 1,09

16-17 1,24 1,28 1,45 1,02

17-18 1,22 1,31 1,06 1,04

18-19 1,20 1,37 1,02 1,02

Ь л' -Ь о,-4 Nb"4 4w4 ^

Часы суток

Рис. 6. Сравнение временного индекса по часам суток и по направлениям

В ходе оценки качества работы муниципального транспорта были выявлены основные показатели, характеризующие надежность маршрута. Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- Проведенный анализ подходов к оценке качества обслуживания городским пассажирским транспортом, как в России, так и за рубежом, выявил, что существуют общие показатели оценки качества. Такими показателями являются:

а) надежность работы пассажирского транспорта;

б) доступность транспортных услуг для населения;

в) безопасность перевозки пассажиров;

г) время передвижения пассажиров к месту назначения.

К сожалению, основные подходы к оценке качества, применяемые в Российской Федерации, были разработаны еще в советское время и не отражают реальной картины перевозки пассажиров в городах. Отличия заключаются в самих подходах к оценке этих показателей. Так, за рубежом показатели оцениваются на основе спутниковых навигационных систем (СНС), что позволяет оперативно определять уровень обслуживания для того или иного показателя. Европейская и американская практика в оценке качества обслуживания заключается в выявлении степени конкурентоспособности общественного пассажирского транспорта перед индивидуальным. Советский же подход основывается на достижении требования ГОСТом времени передвижения, причем установленное время уже не отражает реальных потребностей пользователей транспортной сети.

- В результате оценки возможности применения спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/ GPS для выявления надежности работы муниципальных городских маршрутов выяснено, что использование СНС позволяет решать большой спектр задач гражданского назначения; более точно и оперативно оценивать качество работы пассажирского транспорта;

выявлять степень надежности городских общественных маршрутов.

- Анализ зарубежных подходов к оценке надежности городских маршрутов определил, что среднее время передвижения не может быть одинаково от дня ко дню. За рубежом на основании данных СНС технологий регулярно оценивается степень надежности маршрута на базе временного индекса.

В российской практике планирования работы городского пассажирского транспорта данный критерий никогда не применялся, поэтому отсутствует какая-либо информация о его нормировании. В связи с этим существует теоретическая необходимость оценки надежности городских маршрутов подобным путем.

- Разработанная методика позволяет оценивать надежность городских маршрутов с использованием баз данных записи треков предприятий.

- Выявленные временные индексы позволяют создать их классификацию согласно уровню надежности обслуживания:

а) от 1 до 1,15 - высокий уровень надежности;

б) от 1,16 до 1,3 - средний уровень надежности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) от 1,31 до 1,5 - низкий уровень надежности;

г) выше 1,5 - плохой уровень надежности.

Предлагаются следующие рекомендации по повышению качества работы пассажирского транспорта:

- в местах устойчивого снижения скоростей на маршруте производить оптимизацию организации дорожного движения путем:

а) создания выделенных полос движения;

б) предоставления активного приоритета на перекрестках с применением GPS-технологий;

в) создания раздельных карманов на остановочных пунктах и т.д.

- создание единого диспетчерского центра, регулирующего работу пассажирского транспорта в городе Иркутске на базе GPS/ ГЛОНАСС.

Библиографический список

1. Гудков В.А. Пассажирские автомобильные перевозки. М.: Горячая линия - Телеком, 2004. 448 с.

2. Карлащук В.И. Спутниковая навигации. Методы и средства. М.: Солон-Пресс, 2005. 279 с.

3. URL: www.avtonika.ru

4. Md. Kamrul Islam, Upali Vandebona. Reliability Analysis of Public Systems: Australasian Transport Research Forum 2010

Proceedings.

5. Nicholson A., Dantas A. Travel Time Reliability: 2nd International Symposium on Transport Network Reliability.

6. Lyman K. Using Travel Time Reliability Measures to Regional Transportation Planning and Operations: 87th Annual Meeting of the Transportation Research Board.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.