в эксплуатационных условиях.
Если рассмотреть вышеприведенные характеристики в момент возникновения резонанса подвески автомобиля, на частоте колебаний Y = 16 Гц, то с точки зрения разработчиков данного метода и реализующих его вибростендов:
при К > 0,45 подвеска обеспечивает хорошее сцепление колёс с дорогой;
при 0,25 < К < 0,45 подвеска обеспечивает удо-
влетворительное сцепление колёс с дорогой;
при К < 0,25 подвеска обеспечивает неудовлетворительное сцепление колёс с дорогой.
Но если рассмотреть удельные показатели К остаточных сцепных свойств колеса с точки зрения обеспечения активной безопасности автомобилей, то они малоинформативны, поскольку не учитывают конструкции и сцепные свойства шин с опорной поверхностью.
Библиографический список
1. Власов В.Г., Доморозов А.Н., Нгуен Ван Ньань. Математическая модель процесса колебания подрессоренной и не-подрессоренной масс автомобиля на опорной платформе вибростенда KDXG // Вестник ИрГТУ. 2011. № 7. С. 68-72.
2. Доморозов А.Н., Нгуен Ван Ньань. Математическое описание процесса работы кулачкового механизма вибростенда KDXG // Вестник ИрГТУ. 2011. № 6. С. 61 -65.
3. Теория механизмов и машин / под ред. К.В. Фролова. М.:
Высш. шк., 1987.
4. Фалькевич Б.С. Теория автомобиля. М.: Машгиз, 1963. 239 с.
5. Техническое руководство по автомобилю Toyota Corolla 1995-2005 гг. 4-е изд. М.: Автодата-пресс, 2006. 408 с.: ил.
6. Лазарев Ю. Моделирование процессов и систем в MATLAB: учеб. курс. СПб.: Питер; Китев: Издательская группа BHV, 2005. 512 с.: ил.
УДК 656.13
АНАЛИЗ ЗАДЕРЖЕК ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ
© Е.Н. Чикалин1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Представлена новая методика сбора данных при определении транспортной задержки на нерегулируемых пешеходных переходах, основанная на применении спутниковой навигационной системы. Выявлены факторы, влияющие на точность определения транспортной задержки. Проанализировано изменение скорости движения транспортного средства при проезде нерегулируемого пешеходного перехода. По результатам эксперимента уточнены области значений интенсивности движения пешеходов и транспортных средств, влияющих на величину задержки транспорта. Ил. 9. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: транспортная задержка; навигационная система; трек; интенсивность транспорта; интенсивность пешеходов.
ANALYSIS OF VEHICLE DELAYS AT NON-CONTROLLED PEDESTRIAN CROSSINGS E.N. Chikalin
Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
A new technique of data collecting for determining transport delay at non-controlled pedestrian crossings, which is based on the application of satellite navigation system, is presented. The paper identifies the factors influencing the determination accuracy of transport delay, analyzes the change of vehicle speed when passing a non-controlled pedestrian crossing. The results of the experiment allowed to specify the value range of traffic and pedestrians intensity that influence the value of traffic delay. 9 figures. 1 table. 3 sources.
Key words: transport delay; navigation system; track; intensity of traffic; intensity of pedestrians.
В составе российских руководств по оценке пропускной способности не было методик расчета пропускной способности проезжей части улицы или дороги на участке размещения нерегулируемого пешеходного перехода. В условиях ужесточения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон Российской
Федерации от 7 мая 2009 г. № 86-ФЗ [3], предусматривающий наказание водителей штрафом в размере 800-1000 руб.) изменилось поведение водителей, пропускающих пешеходов на переходах «Зебра», что привело к усилению влияния таких переходов на пропускную способность участков улично-дорожной сети. В связи с ростом дисциплины водителей нерегулиру-
1 Чикалин Евгений Николаевич, аспирант, тел.: 655218, e-mail: [email protected] Chikalin Evgeny, Postgraduate, tel.: 655218, e-mail: [email protected]
емые пешеходные переходы оказывают значительное увеличение задержек транспорта, что должно учитываться при разработке проектов организации дорожного движения [1]. Задачами проводимого исследования являются:
• разработка методики расчета задержек транспортных средств на нерегулируемых пешеходных переходах;
• уточнение области значений интенсивности движения пешеходов и транспортных средств, влияющих на величину задержки транспорта.
Исследования задержек транспорта на нерегулируемых пешеходных переходах с применением счетчиков или видеосъемки сопряжены с целым рядом проблем:
• плохая видимость створов измерения скорости (как при съемке, так и при обработке);
• неточное определение расстояния, на котором снижается и увеличивается скорость транспортного средства;
• большая трудоемкость (необходимо нескольких человек при выполнении натурных обследований);
• асинхронность проведения испытания (время, установленное на часах участников обследования, может иметь расхождения);
• точность измерения временных характеристик имеет большую погрешность.
В этой связи было выбрано сочетание цифровой съемки транспортных и пешеходных потоков и треков навигационных систем. При этом пешеходные переходы были разделены на два типа:
• с искусственными неровностями («лежачими по-
лицейскими»);
• без искусственных неровностей.
Такое разделение обусловлено тем, что при проезде пешеходных переходов этих двух типов величина транспортной задержки значительно отличается. На пешеходных переходах с искусственной неровностью водителю всегда приходится притормаживать, поэтому его транспортная задержка всегда будет больше нуля. А пешеходные переходы без искусственных неровностей, при отсутствии пешеходов на них, могут быть пройдены без снижения скорости транспортного средства, поэтому их транспортная задержка в некоторых случаях равна нулю или очень близка к нему.
На этих же переходах в утренний (9.00-10.00) и вечерний (17.00-18.00) часы пик проводился сбор данных об интенсивности транспортных и пешеходных потоков. При анализе движения на переходах были выявлены самые загруженные из них, на которых пешеходная интенсивность достигает 741 и 891 пеш./ч (рис. 1, 2), а интенсивность транспорта достигает 2968 и 3102 авт./ч (рис. 3, 4). Высокая интенсивность пешеходов наблюдается в районе больших остановочных пунктов, а высокая интенсивность транспорта отмечается на магистральных улицах городского значения.
Для изучения скорости движения транспорта при проезде пешеходных переходов в настоящей работе используется спутниковая система веб-мониторинга транспорта компании «Автоника» [2]. Компания предлагает систему спутникового мониторинга автотранспорта со спутниковой системой Глонасс с применением навигационного устройства TZ-AVL03.
ул. 2-ая Железнодорожная,74/1р ост. "Свердловский рынок" 17.00-1S.00
ул. Академическая, 4, ост. "Поселок Энергетиков" 17.00-13.00
ул. Коммунистическая,78 17.00-18.00
ул. Су ри к 00 а, 21 17.00-18.00
ул. Академическая, 4, ост. "Поселок Энергетиков11 09.00-10.00
ул. Рабочая, ост. "Фортуна" 17.00-18.00
ул. Су ри к 00 а, 21 ОЭ. 00-10.00
ул. Гоголя, 69 13.00-14.00 ул. 2-ая Жел еэ н одорож н а я, 74/1, ост." С в ердл ов ский рын ок" 09.00-10.00
ул. Коммунистическая,78 09.00-10.00
м к р. П ерв ом а йски й, 17, ост." В а мпил ов а" 17.00-18.00
ул.Лермонтова, 281, ост. "19школа" 13.00-14.00
ул. Лермонтова, 281, ост. "19 школ а" 10.00-11.00
м к р. П ерв ом а иски й, 17, ост." В а мпил ов а" 09.00-10.00
ул. Лермонтова, 281, ост. "19 школ а" 17.00-18.00
ул. Ра боч а я, ост." Ф орту н а" 09.00-10.00
ул. Джамбула, 2а, ост. "Джамбула" 17.00-18.00
ул. Джамбула, 2а, ост. "Джамбула" 09.00-10.00
ул.КарлаЛибкнекта,159 17.00-18.00
ул. Карла Либкнеста, 159 09.00-10.00
ул. Гоголя, 69 09.00-10.00
Ш 105 ■ 89 I 73 60
■ 3
■ 34
I 33 336 33(
306 ^т 297 М 276 I 237 222 213
I 55Е 544
433
74
622
200
400
600
»00
Инг енснвно сть пеш еходоц пеш ч
Рис. 1. Интенсивность пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах с искусственными неровностями
ул.Ленина, Ва,ост. "СкверКирова" 17.00-18.00
ул.Ленина, 8а,ост. "СкверКирова" 09.00-10.00
ул. Советская, 57, ост. "Омулевского" 09.10-10.00
ул. Советская. 57, ост. "ОмулевошпУ" 17.00-18. СЮ
и к р. Ун и в ерситетск ий, ост." Гум а нитарн ый центр" 17.00-18.00
ул. Советская, 57, ост. "Омулевского" 13.00-14.00
ул. Гоголя, 356, ост. "Свердловский рынок" 17.00-18.00
ул. Советская, 57, ост. "Омулевского" 12.00-13.00
ул. Сухэ-Батора, 5/1, ост. "Гостиница Ангара" 17.00-18.00
ул. Сухэ-Батора, 3 17.00-18.00
бул. Гагарина, памятник "Александру III" 17.00-18.00
и к р. Уни в ерсигетск ий, ост." Гум а нитарн ый центр" 09.00-10.00
ул. Рабочего Штаба, 45, ост. "Глеба Успенского" 09.00-10.00
ул. Гоголя, 356. ост. "Свердловский рынок" 09.00-10.00
ул. Сухэ-Батора, 5/1, ост. "Гостиница Ангара" 09.00-10.00
ул. Польских повстанцев, 1а 17.00-18.00
ул. Польских повстанцев, 1а 09.00-10.00
ул. Сухэ-Батора, 3 09.00-10.00
ул. Боткина, 8а Д, ост. "Курорт Ангара" 09.00-10.00
ул Советская, 139, ост. "3авсд403 ГА" 09.00-10.00
ул. Карла Маркса, 5 09.00-10.00
бул. Гагарина, памятник "Александру III 09.00-10.00
■ 33 312
I 270 243 243 204 195 180 170 154
54
420
■ 459
■ 434 I 423
405 402 388
891
200 400 600 800
Ни ген сиен о стъ п ешеходов: пеш ч
1000
Рис. 2. Интенсивность пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах без искусственных неровностей
ул.Рабочая, ост. "Фортуна" 09.00-10.00
ул. Р а&оч ая, ост." Форту н а" 17.00-13.0 О
ул.Сурикова, 21 17.00-13.00
ул.Сурикова, 21 09.00-10.00 ул.2-ая Железнодорожная, 74/1, ост. "Свердловский рынок" 17.00-10.00
ул.Лермонтова, 2В1,ост. "19 школа" 17.00-10.00
ул.Джамбула, 2а, ост. "Джамбула" 17.00-10.00
ул.Лермонтова, 2В1,ост. "19 школа" 13.00-14.00
ул.Лермонтова, 231,ост. "19 школа" 10.00-11.00
ул.Академическая, 4, ост. "Поселок Энергетиков" 17.00-18.00
ул.Академичес кая, 4, ост." Пос елок Эн е р г ети ков" 09.00-10.0 О
ул.Гоголя, 59 09.00-10.00
ул. Гоголя, S 9 13.00-14.00
ул. Карла Либкнедта, 159 17.00-10.00
ул.Карла Либкнехта, 159 09.00-10.00 ул.2-ая Железнодорожная, 74/1,ост." Све р дл овс ки й рынок" 09.00-10.00
ул.Джамбула, 2а, ост. "Джамбула" 09.00-10.00
ул.Коммунистическая, 73 17.00-13.00
мкр. Гервомайский. 17, ост. "Вампилова" 17.00-18.00
мкр. Гервомайский. 17, ост. "Вампилова" 09.00-10.00
ул. Коммунистическая, 73 09.00-10.00
1000 2000 3000 4000
Интенсивность трал спорта, авт/ч
Рис. 3. Интенсивность транспорта на нерегулируемых пешеходных переходах с искусственными неровностями
ул.Боткина, За/1, ост. "Курорт Ангара" 09.00-10.00
бул.Гагарина, памятник "Александру III" i7.oo-ia.oo
бул. Гагарина . памятник "Александру III" 09.00-10.00
ул.Советская, 67,ост. "Омулевского" 17.00-18.00
ул. Рабочего Штаба, 46, ост. "Глеба Успенского" 09.00-10.00
ул. Советская, 67, ост. "Омулевского" 09.10-10.00
ул.Ленина, За, ост. "Сквер Кирова" 17.00-ia.00
ул. Советская, 57, ост. "Омулевского" 12.00-13.00
ул.Советская, 139,ост. "Завод 403 ГА" 09.00-10.00
ул.Гоголя, 356, ост. "Свердловский рынок" 17.00-ia.00
ул.Ленина, За, ост. "Сквер Кирова" 09.00-10.00
ул.Советская, 67,ост. "Омулевского" 13.00-14.00
ул.Сухз-Батора, 5/1, ост. "Гостиница Ангара" i7.oo-ia.oo
ул.Польских повстанцев, 1а 17.00-13.00
ул. Гоголя, 356,ост. "Свердловский рынок" 09.00-10.00
ул. Польских повстанцев, 1а 09.00-10.00
ул.Сухэ-Батора, 5/1, ост. "Гостиница Ангара" 09.00-10.00
ул. Сухэ-Батора, 3 17.00-ia.00
мкр. Университетский, ост. "Гуманитарный центр" i7.oo-ia.oo
мкр. Университетский, ост. "Гуманитарный центр" 09.00-10.00
ул.Карла Маркса, 5 09.00-10.00
ул. Сухэ-Батора, 3 09.00-10.00
■ i
■ 17 161 161
1520 1514 1584
I 1458 ■ 1431 I 1415 1350
■ 1256 1153 I 1134 1052
1060
342 66 9 1
2963
l'O 00
2000
3000
4000
Ин ген сивб о сгь транспорта: автЧ Рис. 4. Интенсивность транспорта на нерегулируемых пешеходных переходах без искусственных неровностей
Для изучения скорости движения транспортного средства просматривается история трека (рис. 5а), которая позволяет запросить информацию о перемещении транспортного средства в любой указанный промежуток времени. На подгружаемой карте (входит в состав навигационной системы) отображается линия движения объекта с точками, откуда поступили сообщения на сервер. Соответственно каждая точка трека содержит информацию о дате, времени отправления сообщения и скорости движения.
Треки сохраняются и обрабатываются на сервере компании «Автоника». Кроме скорости, направления и времени движения, для определения задержек необходимо получить расстояние между точками трека, для чего выбирается многоточечный режим. В программном обеспечении компании «Автоника» (рис. 5б) в правой части рабочего окна выводятся данные о точках: дата, время, скорость транспортного средства и расстояние от предыдущей до следующей точки трека.
а) б)
Рис. 5. Программное обеспечение компании «Автоника»: а - просмотр трека (ул. 2-ая Железнодорожная, район остановки «Чайка» 08.07.2011 г. в 17.12 ч); б - обработка треков с использованием трассировки
После обработки треков все данные импортируются в Excel (таблица), при этом отмечаются точки, соответствующие положению пешеходных переходов (серая строка).
На основании полученных данных строится график изменения скорости движения транспортного средства (рис. 6). В каждой точке представленного графика первая цифра обозначает расстояние от начальной точки до рассматриваемой, вторая цифра -скорость транспортного средства в данной точке.
Далее выполнен сопоставительный анализ данных натурных исследований и данных, получаемых
расчетом с применением эмпирических зависимостей, предложенных ранее отечественными и зарубежными авторами. Такой сопоставительный анализ позволяет на основе теории массового обслуживания разработать модель оценки задержек транспортных средств (рис. 7, 8) и калибровать эту модель.
На рис. 9 представлены модели определения транспортной задержки на нерегулируемых пешеходных переходах с искусственными неровностями и без них. Модель, учитывающая интенсивности транспортных и пешеходных потоков, получена путем регрессионного анализа.
Пример результатов обработки трека
Расстояние между точками, м Суммарное расстояние между точками, м Скорость, км/ч Время между точками, с Суммарное время между точками, с
0 0 51 0 0
43 43 48 3 3
37 80 39 3 6
20 100 31 2 8
17 117 28 2 10
20 137 6 4 14
4 141 13 2 16
22 163 20 4 20
8 171 8 2 22
7 178 14 4 26
10 188 21 2 28
21 209 29 3 31
18 227 33 2 33
42 269 40 4 37
24 293 45 2 39
41 334 50 3 42
о х
о £ 5 * £
со
а. I-
60
50
40
30
л ч:
t- OJ
" а.
о (_»
о
ЗЙ
О
и 20
10
jOjSl — Переход 334; 50
43; 48 293;45
80; 100; 31 Ж^П.7 ^2 ; 33 S9; 40
117; 2 5 163; 2 у Ш*209; 23" 188; 21 / Расстонн ие
\ 141; 78; 14
137; J" 17. ?
50 100 150 200 250
Расстояние, ал
300
350
400
Рис. 6. Изменение скорости движения транспортного средства при проезде нерегулируемого пешеходного
перехода
ю
а.
и Ч
ей X I-О.
О С
Е—*
у = 0,011х + Я2 = 0,74 2,197 4
♦
0 200 400
Интенсивность пешеходов, пеш/ч
25
§ 20 й а.
ч 15
га
3 ю
о.
о
£
600
•< II II к 4 + 2,768 ,706 ♦ ♦
♦ /
♦ ^^
^..........
0 200 400 600 800
Интенсивность пешеходов, пеш/ч
а) б)
Рис. 7. Влияние интенсивности транспортных и пешеходных потоков на величину транспортной задержки на нерегулируемых пешеходных переходах с искусственными неровностями: а - интенсивность транспорта 0-1499 авт./ч; б - интенсивность транспорта 1500-3200 авт/ч
у = 0,008х + 0,412
К2 = 0,7 54 ♦ * ^^ ♦ ♦ ^^
♦ ♦
*
0 200 400
Интенсивность пешеходов, пеш/ч
£
600
18 16
14 12 10
8 6 4 2 0
V = с ,014х + 1 ,065
12 = 0,91С ♦
.......
♦
200 400 600 800 Интенсивность пешеходов, пеш/ч
1000
а) б)
Рис. 8. Влияние интенсивности транспортных и пешеходных потоков на величину транспортной задержки на нерегулируемых пешеходных переходах без искусственных неровностей: а - интенсивность транспорта 0-1499 авт./ч; б - интенсивность транспорта 1500-3200 авт./ч
0 200 400 600 800 1000 1200 0 200 400 600 800 1000 1200 Интенсивность пешеходов, пеш/ч Интенсивность пешеходов, пеш/ч
а) б)
Рис. 9. Модель влияния интенсивности транспортных и пешеходных потоков на величину транспортной задержки: а - нерегулируемые пешеходные переходы с искусственными неровностями; б - нерегулируемые
пешеходные переходы без искусственных неровностей
Результаты обработки данных позволяют сделать следующие выводы:
- задержки транспортных средств на нерегулируемых переходах варьируются в диапазоне от 0 до 60 с (при отсутствии пешеходов снижение скорости движения транспортного средства было незначительным, поэтому транспортная задержка в таком случае принималась равной 0);
- протяженность зоны влияния пешеходного пере-
хода варьируется от 90 до 350 метров (большие значения - случаи образования очередей транспортных на подходе к нерегулируемому переходу).
По результатам получены графики задержек на нерегулируемых пешеходных переходах (рис. 7-9), позволяющие определять транспортную задержку с учетом интенсивностей транспортных и пешеходных потоков.
Выяснено, что даже при отсутствии пешеходов на
нерегулируемых пешеходных переходах с наличием искусственных неровностей минимальная задержка транспорта составляет 2,2 с (при интенсивности транспорта до 1499 авт./ч) и 2,7 с (при интенсивности транспорта от 1500 до 3200 авт./ч). Это объясняется тем, что водителю для более комфортного проезда перехода этого типа приходится всегда снижать скорость.
На нерегулируемых пешеходных переходах без искусственных неровностей минимальная задержка транспорта составляет 0,412 с (при интенсивности транспорта до 1499 авт./ч) и 1,065 с (при интенсивности транспорта от 1500 до 3200 авт./ч). Такие значения можно объяснить следующими факторами: появ-
ление пешехода вблизи пешеходного перехода, но еще не начавшего движение через проезжую часть; скопление большого количества транспортных средств, остановившихся перед пешеходным переходом, а также наличие средств организации движения, обозначающих пешеходный переход, которые обязывают пропуск пешеходов (особенно после изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях ).
Предметом дальнейших исследований будет разработка модели оценки пропускной способности проезжей части улицы или дороги на участке размещения нерегулируемого пешеходного перехода.
Библиографический список
1. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей // Вест. стипендиатов DAAD. Иркутск: ИрГТУ, 2002. С. 267.
2. Официальный сайт Автоника. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80aafykqg5a.xn--p1 ai/index.php
3. О внесении изхменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон РФ от 7.05.2009 г. № 86-ФЗ // Российская газета. 2009. 12 мая.
УДК 621.81
ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В ИРКУТСКЕ
© М.И. Шаров1, А.Ю. Михайлов2, Т.С. Ковалева3
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматриваются современные подходы к оценке качества обслуживания на городском пассажирском транспорте. Впервые в Российской Федерации приводятся данные оценки надежности функционирования пассажирского транспорта на основе материалов GPS/ГЛОНАСС навигации. Ил. 6. Табл. 1. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: качество обслуживания; надежность; пассажирский транспорт.
ESTIMATING OPERATION RELIABILITY OF URBAN PASSENGER TRANSPORT IN IRKUTSK M.I. Sharov, A.Yu. Mikhailov, T.S. Kovaleva
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The paper discusses modern approaches to the assessment of service quality in urban passenger transport. For the first time in the Russian Federation the authors provide the data to assess the reliability of passenger transport by the materials of GPS / GLONASS navigation. 6 figures. 1 table. 6 sources.
Key words: quality of service; reliability; passenger transport.
Практически любой город Российской Федерации сталкивается с транспортными проблемами, такими как транспортные заторы, ДТП и другими. Все это неуклонно ведёт к снижению уровня качества жизни населения, загрязнению окружающей среды. Учеными и властями предлагаются решения, направленные на
реконструкцию улично-дорожной сети, управление транспортным спросом, то есть создание условий, при которых пассажиры пересаживаются с индивидуального транспорта на общественный.
Транспортные заторы - это общая проблема для большинства крупных городов. В таких городах води-
1Шаров Максим Игоревич, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952)405408, e-mail: [email protected]
Sharov Maxim, Associate Professor of the Department of Management and Logistics in Transport, tel.: (3952)40540S, e-mail: [email protected]
2Михайлов Александр Юрьевич, профессор кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: (3952)405408, e-mail: [email protected]
Mikhailov Alexander, Professor of the Department of Management and Logistics in Transport, (3952)405408, e-mail: [email protected]
3КовалеваТатьяна Сергеевна, студент. Kovaleva Tatyana, Student.