УДК 371.1:004
ОЦЕНКА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЯ «ИНФОРМАТИКА» К РАБОТЕ С ИТ-ОДАРЕННЫМИ ТУВИНСКИМИ УЧАЩИМИСЯ
В статье рассматриваются методы оценивания результатов педагогического эксперимента, анализируются условия формирования методической готовности к работе с ИТ-одаренными школьниками. Сформулированы основные методы исследования и выделены компоненты методической готовности бакалавров образования профиля «Информатика» к работе с ИТ-одаренными тувинскими школьниками. С учетом компонентного состава методической готовности и содержательного наполнения предложены критерии и показатели методической готовности к работе с ИТ-одаренными учащимися. На основе проведенного сравнительного педагогического эксперимента показана эффективность разработанной методики подготовки будущих бакалавров.
Ключевые слова: бакалавр образования, методическая готовность, компоненты методической готовности, уровни методической готовности.
fl. O. Kyymp D. O. Kuular
EVALUATION OF METHODOLOGICAL TRAINING OF BACHELORS OF EDUCATIONAL PROFILE «INFORMATICS» TO WORK WITH IT-CAPABLE STUDENTS OF TUVA
The article considers methods of evaluating the results of pedagogical experiment, analyzes the conditions for the formation of methodical readiness for work with IT-capable schoolchildren. The main research methods are formulated and the components of methodical readiness of the bachelors of education of the "Informatics" profile are selected for work with IT-capable schoolchildren of Tuva. Taking into account the component composition of methodical readiness and content, criteria and indicators of methodical readiness for work with IT-capable students are proposed. Based on the comparative pedagogical experiment, the effectiveness of the developed methodology for the preparation of future bachelors is shown.
Keywords: bachelor of education, methodical readiness, components of methodical readiness, levels of methodical readiness.
В нашей стране поддержка одаренных детей составляет одну из важнейших задач развития современного отечественного образования, выделенную в качестве приоритетного направления социально-экономического развития. В законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается важность обучения детей, которые проявили выдающиеся способности и к которым относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере деятельности на основе индивидуализации с учетом региональных, этнокультурных и других особенностей. Поэтому особенно актуальной становится методическая подготовка будущего бакалавра образования профиля «Информатика» к работе с ИТ-одаренными в условиях Республики Тыва. Цель статьи - в предложении методики подготовки будущих бакалавров. Некоторые ее аспекты были частично описаны ранее [1; 2].
Разработка теоретической основы методической подготовки бакалавра образования профиля «Информатика» к работе с ИТ-одаренными тувинскими детьми позволила определить методическую готовность как целостное единство четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного.
С учетом указанного компонентного состава методической готовности и его содержательного наполнения были выделены следующие критерии и показатели методической готовности бакалавра образования профиля «Информатика» к работе с ИТ-одаренными детьми в условиях Республики Тыва (табл. 1):
Проанализировав различные подходы к рассмотрению процесса методической подготовки к работе с одаренными детьми, а также принимая во внимание разработанную нами модели методической подготовки бакалавра образования профиля «Информатика» к работе с ИТ-одаренными детьми в условиях Республики Тыва, мы выявили три уровня методической готовности к работе с ИТ-одаренными детьми:
низкий - минимально возможный уровень методической готовности к работе с ИТ-одаренными учащимися, отражающий способность использовать знакомые методы и средства вне контекста профессиональной деятельности с ИТ-одаренными школьниками;
средний - оптимально необходимый уровень методической готовности к работе с ИТ-одаренными учащимися, позволяющий вести целенаправленную работу с ИТ-одаренными детьми в обучении информатике и ИКТ;
высокий - перспективный уровень методической готовности к работе с ИТ-одаренными детьми, отражающий знания, умения и навыки для целенаправленной работы с ИТ-одаренными детьми, для проведения оценочных мероприятий и для решения нестандартных задач, связанные с работой с ИТ-одаренными детьми [3].
При этом к каждому тесту, анкете и практическому заданию разработаны критерии оценивания, по которым определялся уровень сформированности того или иного компонента методической готовности к работе с ИТ-одаренными тувинскими школьниками. Количественная оценка критериев приведена в табл. 2.
Таблица 1
Критерии и показатели методической готовности бакалавра образования профиля «Информатика»
к работе с ИТ-одаренными тувинскими детьми
Критерии Показатели Методы и методики диагностики
Мотивационный Мотивация к работе с ИТ-одаренными тувинскими учащимися, понимание значимости работы с ИТ-одаренными тувинскими учащимися для развития их и для своего личностного, профессионального роста как педагога Тестирование (тест «Определение склонности педагога к работе с одаренными детьми» А. И. Доровского в авторской модификации)
Когнитивный Знания: в области одаренности, в области ИТ-одаренности, национальных особенностей ИТ-одаренных тувинских школьников, направлений работы по развитию детской ИТ-одаренности в условиях Республики Тыва, способов формирования тьюторской позиции для работы с ИТ-одаренными тувинскими школьниками Анкетирование (анкета М. А. Арсеновой в авторской модификации)
Деятельностный Умения: организаторские, коммуникативные, прогностические, аналитические, проективные Картограмма алгоритма применения метода самооценок, метод экспертных оценок, метод анализа продуктов деятельности студентов, а именно практических заданий контрольного характера
Рефлексивный Склонность к самосовершенствованию, высокая требовательность к результатам своего труда, рефлексия, способность к самоанализу Метод анализа продуктов деятельности студентов, а именно отчета по педагогической практике
Таблица 2
Уровни методической готовности к работе с ИТ-одаренными школьниками
Критерии оценки методической готовности к работе с ИТ-одаренными школьниками Уровни методической готовности в баллах
Низкий Средний Высокий
Мотивационный 29-18 42-30 54-43
Когнитивный 5-0 11-6 17-12
Деятельностный Теоретический показатель 32-0 65-33 96-66
Практический показатель 8-0 11-9 15-12
Суммарно 40-0 76-42 111-78
Рефлексивный (средняя оценка) 3,3-2 4,3-3,6 5-4,6
Сумма 77,3-20 133,3-81,6 187-137,6
Среднее значение 19,3-5 33,3-20,4 46,8-34,4
Анализ результатов анкетирования практикующих учителей информатики общеобразовательных школ города Кызыла и Кызылского района с целью выявления трудностей и типичных ошибок, допускаемых педагогами в работе с ИТ-одаренными учениками, определения набора мер, способных предотвратить повторение этих ошибок у будущих учителей информатики, а также комплексного исследования методической готовности студентов выпускного курса к ра-
боте с ИТ-одаренными тувинскими учащимися позволяет сделать следующие выводы:
1. Слабо развит мотивационный аспект изучения методики как важного компонента профессиональной подготовки.
2. Система методической подготовки бакалавров образования профиля «Информатика» к работе с ИТ-одаренными детьми не соответствует требованиям национальной школы и это является главным объяснением низкого уровня компо-
нентов методической готовности к работе с ИТ-одаренными тувинскими школьниками.
3. Существует недостаток методических разработок и дидактических материалов, учитывающих национальные особенности обучающихся.
В обучающем эксперименте учтена ограниченность контингента испытуемых (25 чел.). В целях формирования экспериментальной (А) и контрольной (Б) подгрупп группу разделили по выбору курсов и в экспериментальную группу попали 13 студентов, а в контрольную группу - 12.
Для проведения комплексного оценивания уровней компонентов методической готовности в обеих подгруппах были выделены следующие этапы.
Первый этап проводился после изучения дисциплин психолого-педагогической направленности, дисциплины «Информационные технологии в образовании» по ФГОС и введенных нами курсов «ИТ-одаренность», «Этнопсихология тувинских подростков» (конец 4 семестра). На этом этапе происходит формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций для работы с ИТ-одаренными тувинскими детьми; студенты получат необходимые знания об одаренности, ИТ-одаренности, особенностях одаренного ребенка, этнопсихологических особенностях тувинских подростков. Необходимо отметить, что этот этап является основополагающим, на нем базируются последующие этапы.
Второй этап проводился после изучения предлагаемых нами курсов методической подготовки «Робототехника на основе Arduino», «Сетевые образовательные инициативы», «Телекоммуникационные проекты для ИТ-одаренных учеников», а также первого раздела дисциплины «Методика обучения информатике» (конец 6 семестра). Этот этап предполагает формирование профессиональных и специальных компетенций будущего бакалавра образования профиля «Информатика» для работы с ИТ-одаренными детьми и направлен на решение задач развития системы умений и навыков собственно педагогической деятельности с ИТ-одаренными учащимися.
Третий этап проводился после изучения предлагаемых нами курсов методической подготовки «Образовательные интернет-сервисы для ИТ-одаренных учеников», «ЕГЭ и сетевые олимпиады для ИТ-одаренных учеников» и двух разделов дисциплины «Методика обучения информатике», а также после выполнения курсовых работ, прохождения учебной практики и первого этапа педагогической практики (конец 8 семестра). Здесь происходит выработка навыков, характеризующихся формированием профессиональных и специальных компетенций будущего бакалавра образования профиля «Информатика» для работы с ИТ-одаренными детьми, направленных на развитие умений и навыков, позволяющих успешно осуществлять обучение ИТ-одаренных тувинских учащихся.
Заключительный этап оценивания сформированности уровней компонентов методической готовности проводился после изучения курса « Тьюторская позиция в работе с ИТ-одаренными тувинскими школьниками» и прохождения педагогической и преддипломной практик (конец 10 семестра). Здесь происходит выработка навыков, характеризующихся формированием тьюторских компетенций будущего
бакалавра образования профиля «Информатика» для работы с ИТ-одаренными тувинскими учащимися в условиях индивидуализации их обучения, ожидается окончательное закрепление у студентов умений и навыков работы с ИТ-одаренными тувинскими школьниками.
Ниже кратко описаны уровни каждого из компонентов методической готовности к работе с ИТ-одаренными учащимися и выявления динамики изменений, происходящих в указанные выше периоды.
Анализ результатов тестирования первого этапа показал, что динамика роста показателей в экспериментальной группе существенно выше, но следует отметить, что студенты не видят связи между получаемыми знаниями и возможностью их применения в будущей профессиональной деятельности.
Результаты второго этапа тестирования показали, что среди мотивов значительно выражены познавательный мотив (характеризует обучаемого как проявляющего интерес к результатам своей деятельности), состязательный мотив (показывает, насколько обучаемый придает значение высоким результатам в деятельности других) и мотив самоуважения. Таким образом, к указанному периоду, у студентов начинает преобладать мотивационная ориентация на результат, связанная со стремлением добиться определенного частного результата в процессе обучения в виде конкретных знаний, умений и навыков.
Результаты третьего и заключительного этапов анкетирования показали, что у обучаемых эксперементальной группы ярко выражены компоненты «на процесс», т. е. достаточно высок уровень мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности, достигнут ожидаемый уровень результатов деятельности. Сдвиг мотивационной сферы обучаемых ЭГ в сторону успеха мы объясняем положительным влиянием предлагаемой нами методики, построенной на основе использования регионального материала, которая позволила расширить психологическую компоненту мотивации обучения, направленную на формирование методической готовности к работе с ИТ-одаренными тувинскими учащимися. Благодаря этой методике обеспечивалось формирование устойчивого познавательного и профессионального интереса, усиление мотивации обучения, что создавало условия для формирования компетенций, составляющих основу методической готовности будущего бакалавра профиля «Информатика» к работе с ИТ-одаренными учащимися. Это, на наш взгляд, и позволило получить более высокие показатели, выявленные в ходе анкетирования.
Положительная динамика формирования когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов для экспериментальной подгруппы подтверждает достоверность предположения о положительном влиянии выбранной методики на формирование методической готовности к работе с ИТ-одаренными детьми, основанной на применении смешанной формы обучения, метода погружения и специально разработанных учебно-методических задач с национально-региональной тематикой. В качестве одного из объяснений небольшой положительной динамики роста исследуемых компонентов для контрольной группы можно принять изучение дисциплины «Методика обучения информатике» и прохождение педагогической практики.
ПЕДАГОГИКА
По окончании пятигодичного цикла экспериментальной работы была оценена эффективность разработанной методической системы подготовки бакалавров образования профиля «Информатика» к работе с ИТ-одаренными детьми в условиях республики Тыва, которая была внедрена и в те-
чение пяти лет реализована на физико-математическом факультете Тувинского государственного университета в процессе обучения студентов профиля «Информатика». На рис. 1 показаны сопоставительные результаты начала и конца экспериментальной работы.
кг эг кг эг кг эг кг эг кг эг кг эг кг эг кг эг
Первый этап
Поел, этап
Мотивационный компонент
Первый этап
Поел, этап
Когнитивный компонент
Первый Поел, этап Первый этап этап
Поел, этап
Деятельностный компонент
Рефлексивный компонент
I Высокий Средний Низкий
Рис. 1. Уровни сформированности компонентов методической готовности к работе с ИТ-одаренными учащимися
На заключительном (результирующем) этапе эксперимента были подвергнуты оценке результаты сформиро-ванности компонентов методической готовности к работе с ИТ-одаренными детьми потока студентов последующих приемов, а именно набора 2013 г. (25 чел.: ЭГ-13, КГ-12) до 3-го этапа и набора 2014 г. (40 чел.: ЭГ-20, КГ-20) до 2-го этапа проходили разработанный цикл методических мероп-
риятий с учетом последовательного внесения корректив на основе текущих результатов основного экспериментального цикла. По результатам первого этапа поискового эксперимента были внесены изменения в содержание разработанных нами циклов курсов и усилено содержание дисциплины «Методика обучения информатике». Окончательные результаты среза приведены на рис. 2.
I Высокий ¡Средний Низкий
Рис. 2. Сопоставительные результаты сформированности компонентов методической готовности будущих бакалавров образования профиля «Информатика» к работе с ИТ-одаренными учащимися
Таким образом, эффективность предлагаемой методики получила экспериментальное подтверждение.
1. Куулар Д. О. Особенности методической подготовки будущих бакалавров информатики к работе с ИТ-одаренными тувинскими школьниками // Успехи современной науки. 2017. Т. 1. № 1. URL: http://modernsciencejoumal.org/release/2017/ USN_2017_1_tom.pdf (дата обращения: 07.07.2017).
2. Куулар Д. О. Формирование мотивационного компонента методической готовности бакалавров образования
профиля «Информатика» к работе с ИТ-одаренными тувинскими учащимися // Современный ученый. 2017. Т. 1. № 1. URL: http://www.modemsciencejournal.org/release/2017/SU_ 2017_1_1_tom.pdf (дата обращения: 18.08.2017).
3. Тарыма, А. К. Методика формирования ИКТ-компе-тентности будущих учителей тувинского языка в условиях двуязычия : дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2014, 166 с.
© Куулар Д. О., 2017