2. Кондитерские изделия. 2013. № 2. URL: http://www.my-ki. ru/ebook/2013-02/#/14/zoomed.
3. Кондитерские изделия. 2013. № 3. URL: http://www.my-ki. ru/ebook/2013-03/#/14/
4. Птуха А.Р. Рынок мучных кондитерских изделий растет за счет новых видов продукции // Хлебопродукты. 2012. № 11.
5. Рынок шоколада России - консервативный // Кондитерские изделия. 2013. № 2. URL: http://www.my-ki.ru/ebook/2013-02/ #/31/
6. Холод Л. Присоединение России к ВТО и развитие агропромышленного комплекса // Экономика сельского хозяйства России. 2012. № 6.
удк 338.24 Айна-Жан Ербулатовна Махметова,
кандидат экономических наук, [email protected] доцент кафедры экономики труда
и управления персоналом, СГСЭУ
ОЦЕНКА КРИТЕРИЕВ РАНЖИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В статье предложен алгоритм анализа бизнес-процессов предприятий промышленности, выявлены функционально-пошаговые действия его содержания. Особое внимание уделено исследованию критериев оценки и ранжирования бизнес-процессов с позиции их важности и проблемности. При оценке важности бизнес-процессов использован экспертный метод, определена значимость критериев важности бизнес-процессов, осуществлено сопоставление бизнес-процессов с ключевыми факторами успеха, выявлена степень влияния ключевых факторов успеха на бизнес-процессы обследованного предприятия, осуществлен расчет интегрального индекса важности бизнес-процессов. Исследована содержательность понятия «ресурсоемкость», выявлены трудовые и стоимостные затраты существующих бизнес-процессов на основе использования методики функционально-стоимостного анализа. Представлены результаты оценки проблемности бизнес-процессов предприятия, обоснована зависимость конечных показателей результативности.
Ключевые слова: критерии оценки, ранжирование, затраты бизнес-процессов, ресурсоемкость, предприятие промышленности, экспертная оценка.
A.-Zh.Ye. Makhmetova
EVALUATION CRITERIA FOR RANKING BUSINESS PROCESSES
OF INDUSTRIAL ENTERPRISES
The paper puts forward an algorithm for analyzing business processes of industrial enterprises and identifies its functional steps. Particular attention is paid to the study of evaluation criteria and ranking of business processes in terms of their priority and urgency. The author assesses the importance of business processes using expert method, defines significant criteria for assessing the importance of business processes, compares business processes with key success factors, identifies the degree of key success factors influence on business processes of the surveyed company, and presents calculations for an integral index of business processes importance. The author examines the content of the concept of "resource intensity", describes labor costs and costs of existing business processes through the methodology of value analysis, presents the results of business processes significance assessment, and shows their correlation with final performance indicators.
Keywords: evaluation criteria, ranking, business processes costs, resource intensive, industrial enterprise, expert evaluation.
Для целей анализа бизнес-процессов предприятий промышленности целесообразна разработка информационной модели, в которой осуществляются функционально-пошаговые действия: определение трудоемкости бизнес-процессов (трудозатраты владельцев); функционально-стоимостной анализ эффективности бизнес-процессов; оценка себестоимости производственной деятельности; разработка или совершенствование системы планирования процессов; мониторинг выполнения процессов; разработка системы электронного документооборота; разработка системы управления «по несоответствиям»; итоговый анализ характеристик бизнес-процессов.
В процессе ранжирования бизнес-процессов предприятий промышленности по степени приоритетности представляется целесообразным использование принципа Парето, согласно которому 20% всех бизнес-процессов создают 80% результата деятельности. В этой связи важными задачами являются определение, анализ и оптимизация приоритетных бизнес-процессов, создающих ценность выпускаемой продукции, что позволяет существенно повысить качественные характеристики продукции и уровень конкурентного преимущества предприятия в целом.
В работах многочисленных исследователей выделяют различные критерии оценки и ранжирования бизнес-
процессов, основными из которых являются: 1) важность бизнес-процесса; 2) проблемность бизнес-процесса; 3) возможность и стоимость проведения изменений бизнес-процесса.
Первый критерий характеризует вклад бизнес-процесса в реализацию стратегических целей предприятия, второй - определяет уровень проблем бизнес-процесс, а также показывает разницу между требуемыми и текущими экономическими показателями эффективности. Стоит уточнить, что в практической деятельности следует оценивать разницу между показателями деятельности с предприятием-конкурентом. Третий критерий характеризует «выход» результат бизнес-процесса после оптимизации, иначе говоря, данный критерий показывает доходную и затратную составляющие после проведенных изменений проблемных бизнес-процессов.
При оценке важности бизнес-процессов используются экспертный метод, разработка критериев важности, сопоставление бизнес-процессов с ключевыми факторами успеха. В табл. 1 представлена матрица оценки важности бизнес-процессов предприятия на примере ОАО «Электрон».
Т а б л и ц а 1
Матрица экспертной оценки важности бизнес-процессов ОАО «Электрон»
Т а б л и ц а 2
Расчет индекса важности бизнес-процессов ОАО «Электрон»
Бизнес- Оценка индекса важности [1; 5]
процессы Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Среднее значение
Планирование
производства 5 4 5 4,7
Материально-
техническое
снабжение 4 4 4 4,0
Реализация
продукции 5 5 4 4,7
Выполнение
финансовых
операции 4 5 5 4,7
Анализ
деятельности
предприятия 5 5 5 5,0
Бизнес-процессы Баллы, набранные по критериям [1; 5]
Рентабельность Затраты Стратегическая важность Индекс важности
Планирование производства 3 5 4 4
Материально- техническое снабжение 3 4 4 3,7
Реализация продукции 5 4 5 4,7
Выполнение финансовых операций 5 5 5 5
Анализ деятельности предприятия 5 5 5 5
Итого 4,2 4,6 4,6
Данные, представленные в табл. 1, показывают, что наиболее важным является бизнес-процесс по анализу деятельности предприятия (среднее значение - 5 баллов) как наиболее емкий показатель, дающий интегральную оценку всех бизнес-процессов. Очевидно, что метод экспертной оценки важности бизнес-процессов выявляет лишь усредненные значения, в этой связи определение их удельного веса, учитывающего компетентность, позволит повысить точность оценочных показателей.
В процессе определения индекса важности бизнес-процессов необходимо выявить критериальные показатели, по которым происходит оценивание важности процессов. В качестве таких критериев, по мнению автора, могут выступать традиционные показатели (рентабельность, затраты, прибыль) и показатели, разработанные экспертной группой (потенциал роста, стратегическая важность и пр.). Далее показатели оцениваются по пятибалльной шкале, и выводится среднее значение (табл. 2).
Данные табл. 2 показывают, что наиболее важными критериями в совокупности бизнес-процессов обследованного предприятия являются затраты и стратегическая важность (среднее значение показателя - 4,6). На основе сформулированной стратегической цели разработаны критерии оценки важности бизнес-процессов обследованного предприятия: доля оборота, доля прибыли, потенциал роста оборота. Безусловно, набор критериев может меняться в соответствии со стратегией развития предприятия.
Для наглядного описания результатов оценки важности бизнес-процессов исследуемого предприятия на основе сравнения с ключевыми факторами успеха целесообразно составить матрицу сопоставления бизнес-процессов с КФУ (табл. 3). По мнению многих исследователей (Н.М. Абдикеев, Т.П. Данько, С.В. Ильдеменов, А.Д. Киселев [3, с. 122]), под факторами успеха понимают предпосылки по достижению поставленных перед предприятием целей. Представленный в табл. 3 перечень КФУ может пересматриваться в соответствии с текущими и перспективными изменениями в деятельности предприятия. Степень влияния КФУ на бизнес-процесс (СВКФУ) предприятия может находиться в диапазоне от 0 до 1, при этом, чем выше степень влияния, тем ближе оценка к единице.
Итак, индекс важности бизнес-процесса (1БП) предприятия определяется путем умножения удельного веса КФУ и степени влияния и сложением всех полученных взвешенных оценок:
х СВ + УВ х СВ + УВ х СВ +
КФУ1 КФУ1 КФУ2 КФУ2 КФУ3 КФУ3
"БП1 = (УВ
+ УВКФУ4 х СВКФУ4 + УВКФУ5 Х СВКФУ5 + УВКФУ6 Х СВКФУ6']
тогда
I бп1 = 0,57 I БП2 = 0,2 I БП3 = 0,54 I БП4 =0,18; I БП5 = 0,42
Таким образом, полученные значения индекса важности бизнес-процессов обследованного предприятия позволяют сделать вывод о том, что к наиболее важным следует отнести: бизнес-процесс планирования произ-
Т а б л и ц а 3
Матрица сопоставления бизнес-процессов с КФУ ОАО «Электрон» (учет степени влияния КФУ на бизнес-процесс)
Бизнес-процессы Ключевые факторы успеха предприятия Всего КФУ
Высокий уровень удовлетворения клиентов Высокие доходы от реализации услуг Низкие затраты Высокое качество управления Отношения с субъектами рынка Инвестиционная привлекательность
Планирование производства 0,6 0,8 0,7 0,5 4
Материально-техническое снабжение 0,7 0,5 2
Реализация продукции 0,9 0,9 0,8 0,7 4
Выполнение финансовых операций 0,9 1
Анализ деятельности предприятия 0,8 0,7 0,8 0,9 4
Удельный вес КФУ в совокупности процессов (УВКФУ) 0,14 0,32 0,2 0,18 0,1 0,06 1,0
водства (0,57) и бизнес-процесс сбыта и реализации продукции (0,54). Отметим, что такие факторы, как специфичность отрасли, отраслевая принадлежность, форма собственности, номенклатура производимой продукции, оказывают существенное влияние на оценку важности бизнес-процессов предприятий промышленности.
Оценка степени важности, проблемности и возможности осуществления преобразований позволяет разработать механизм формального и объективного ранжирования бизнес-процессов с последующей оптимизацией с минимальными затратами.
В процессе анализа структуры затрат, связанных с выявлением проблемных бизнес-процессов предприятий важна общая оценка их ресурсоемкости. В практической деятельности предприятий использование методов оценки ресурсоемкости бизнес-процессов позволит провести глубокий анализ финансовых и нефинансовых затрат. Следует отметить, что в совокупность затрат бизнес-процессов могут быть включены текущие, единовременные расходы [2]. Учет затрат по видам деятельности можно осуществлять на основе применения метода АВС (ФСА) или простым суммированием совокупности переменных и постоянных затрат бизнес-процессов предприятия. Для проведения ФСА требуется информация по стоимостным, временным показателям, показателям трудозатрат, трудоемкости, относительным показателям, характеризующим эффективность бизнес-процессов предприятия. Применив методику ФСА к оценке затрат бизнес-процессов ОАО «Электрон» (рисунок), автор делает вывод о том, что максимальный удельный вес всех трудовых и стоимостных затрат приходится на следующие бизнес-процессы: материально-техническое снабжение - 28%; реализация продукции - 26%.
Оценка трудовых и стоимостных затрат позволяет выявить варианты оптимального перераспределения функций внутри бизнес-процессов предприятия, тем самым повышая эффективность механизма управления бизнес-процессами при заданных значениях экономических показателей. Модель ФСА позволяет предварительно определить бюджет затрат, фактический учет затрат и проанализировать отклонения плановых значений затрат от их фактических значений. В результа-
те экспресс-диагностики ресурсов проблемных бизнес-процессов предприятия посредством экспертной оценки, разработки критериев ресурсоемкости, весовых критериев ресурсоемкости возможно осуществить планирование мероприятий по изменению бизнес-процессов и разработке комплекса мер эффективного управления ими.
В целях более точной оценки проблемности бизнес-процессов необходимо сформулировать основные проблемы, оценить среднее значение силы. Контроль за проблемными бизнес-процессами предприятий целесообразно отражать через систему показателей - ключевые показатели результативности (КР1). В качестве критериев оценки проблемности бизнес-процессов выступают доля стоимости процесса от совокупности расходов, доля сбоев при выполнении, степень фрагментарности, удовлетворенность клиентов процесса. Очевидно, что бизнес-процессы с максимальным количеством проблем требуют оптимизации в первую очередь. При расчете индекса проблемности бизнес-процесса также учитывается сила проблемы, значимость параметра проблем по выявленным критериям. В деятельности промышленных предприятий, используя современные методы оценки, многие аналитики применяют опыт зарубежных моделей при анализе основных проблем бизнес-процессов [5]: качественный и количественный
Планирование
производства
Оценка ресурсоемкости бизнес-процессов ОАО «Электрон», %
граф связей, диаграмму Исикавы, картирование проблем и зависимостей и пр.
Отметим, что эффективность управления бизнес-процессами во многом определяется поддержкой и уровнем компетентности руководства [1, с. 55], необходимостью перераспределения зон и областей ответственности между владельцами процесса (исполнителями). Итак, понимание процессно-ориентированного подхода к управлению предприятием промышленности предполагает системную диагностику и анализ совокупности бизнес-процессов в части оценки их важности, зрелости, проблемности, ресурсоемкости, результативности с выделением «сквозных» процессов, с последующим описанием, совершенствованием и автоматизацией.
Таким образом, в процессе разработки механизма эффективного управления бизнес-процессами предприятия необходимо осуществление следующих действий:
- выделение ключевых бизнес-процессов (управления , развития и пр .);
- выявление и назначение исполнителей процессов (владельцев процесса) с предоставлением им полномочий для осуществления функциональных обязанностей;
- установление границ и масштабов бизнес-процессов (идентификация входа и выхода, поставщиков и потребителей);
- выбор или разработка технологии реализации бизнес-процессов для преобразования входных параметров в выходные;
УДК 338.24
- определение ресурсоемкости для мониторинга бизнес-процессов;
- оценка результирующих показателей бизнес-процессов (критерии и показатели оценки бизнес-процессов);
- разработка комплекса мер по эффективному управлению бизнес-процессами и выявление возможностей саморегулирования бизнес-процессов;
- реализация мероприятий по достижению результатов.
В процессе оценки эффективности управления бизнес-процессами необходимо определить владельцев процесса, выявить их функциональные обязанности, полномочия, способы воздействия на исполнителей.
1. Гребенников А.И., Долгий В.И. Организационное развитие предприятий в условиях формирования новой индустриальной экономики // Вестник СГСЭУ. 2012. № 2 (41).
2. Махметова А.Е. Симптомная аналитика исследования современных проблем управления бизнес-процессами промышленных предприятий // Управление экономикой: методы, модели, технологии: матер. XIII междунар. науч. конф. Уфа: УГАТУ, 2013.
3. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебник / Н.М. Абдике-ев, Т.П. Данько, С.В. Ильдеменов, А.Д. Киселев. 2-е изд. М.: Эксмо, 2007.
4. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009.
5. PCF - Process Classification Framework // APQC. 2011. URL: http://www.apqc.org/process-classification-framework.
Лола Фаритовна Попова,
кандидат экономических наук, докторантка кафедры менеджмента,
СГСЭУ
РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье проанализированы наиболее известные концепции диагностики организации, изучены их сильные и слабые стороны, выделены основные элементы моделей, даны рекомендации по использованию организационной модели в системе управления адаптацией предприятия. Управление адаптацией предприятия направлено на обеспечение равновесия между предприятием в целом и его внешней средой. Достичь равновесного состояния предприятия во внешней среде можно при обеспечении равновесия между основными его подсистемами. Это требует от менеджеров выделения основных переменных организации, исследования их состояния, установления причинно-следственных связей между ними. Управление адаптацией предприятия включает адаптацию его подсистем. Организационная диагностическая модель является инструментом исследования состояния предприятия и его подсистем на основе анализа их внутренних и внешних взаимосвязей. Результаты исследования могут использоваться менеджерами при адаптации предприятия к внешней среде, анализе состояния предприятия, проведении организационных изменений.
Ключевые слова: устойчивое развитие предприятия, адаптация, адаптационный механизм, организационная диагностическая модель.
L.F. Popova
THE ROLE OF ORGANIZATIONAL DIAGNOSTIC MODEL IN COMPANY ADAPTATION MANAGEMENT SYSTEM
The paper analyzes major approaches to organization diagnostics, examines their strengths and weaknesses, highlights their main elements, and presents recommendations for using organizational model in adaptation management system. Adaptation management is aimed at ensuring balance between the enterprise as a whole and its environment. Equilibrium with the external environment of the enterprise can be achieved by ensuring a balance between its main subsystems. This requires identifying key variables, examining their values and establishing causal relationships between them. Adaptation