УДК 231 Есаян А.А., Чумаченко К.В.
ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук.: Голик Е.Н., д.э.н., проф.
ОЦЕНКА КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В настоящей статье рассматриваются ключевые аспекты и проблемы действующей системы косвенного налогообложения в Российской Федерации, анализируется их удельный вес в общем объёме налоговых поступлений бюджетной системы. Также рассматриваются перспективы развития основных косвенных налогов.
Ключевые слова: косвенное налогообложение, налоговое законодательство, налоговая система, НДС, акцизы, анализ косвенного налогообложения.
На какой бы ступени своего социально-экономического развития государство ни находилось, важность пополнения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Нахождение верного решения этой задачи чрезвычайно необходимо и для России.
Большую роль в российской экономической политике играют налоги, это характеризуется значительной долей государственного сектора в
243
экономической структуре . Для создания устойчивой и эффективной налоговой модели России следует определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Соотношение прямого и косвенного налогообложения дает
243 Ажогина Н.Н. Особенности бюджетно-налоговой политики России на современном этапе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2014. - №3. - С. 119
возможность понять, какими методами (фискальными или регулирующими) осуществляется формирование доходной части бюджета244.
Согласно официальной статистики (по состоянию на 1 января 2016 года) соотношение прямых и косвенных налогов в РФ представлена следующим образом (см. рис.1.):
Рис. 1. Соотношение прямых и косвенных налогов в консолидированном
бюджете РФ в 2015 году
Таким образом, процентное соотношение показывает, что нашу страну скорее можно отнести к смешанной модели систем налогообложения.
В целях повышения уровня экономической обоснованности налогообложения необходимо увеличивать долю прямых налогов в доходной части бюджета, сокращая доходы от косвенных налогов. Высокий уровень косвенного налогообложения и использование его для получения значительных налоговых доходов ограничивает индивидуальный и совокупный спрос домашних хозяйств и бизнеса246.
Данный факт объясняется тем, что косвенные налоги имеют огромные преимущества, как для государства, так и для налогоплательщика, таких как:
• невозможность уклонения от уплаты;
• удобство и регулярность поступлений в бюджет;
244 Дёмина Ю.А. Соотношение прямого и косвенного налогообложения в РФ и пути их оптимизации / Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум», 2015 г.
245 Составлено автором на основании данных Федерального Казначейства России [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.roskazna.ru/
246 Голик Е.Н. проблемы и перспективы НДС в условиях реформирования российской системы налогообложения // Финансовый бизнес - выпуск № 3 (170). 2014. - С. 21-26
• незаметность обложения для налогоплательщиков путём включения в цену товаров, работ и услуг.
Согласно Налоговому кодексу на сегодняшний день в России действуют три косвенных налога: таможенная пошлина, НДС и акциз. Структура косвенного налогообложения в РФ представлена на рис. 2. Таможенные
13,22%
Рис. 2. Структура косвенного налогообложения в консолидированном
947
бюджете РФ в 2015 году Анализируя эти данные можно сделать вывод о том, что в составе косвенных налогов НДС выступает главным регулятором перераспределения общественных благ, основным, стабильным и устойчивым источником
248
поступления доходов в федеральный бюджет .
Рассмотрим подробнее поступления косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ за последние три года (таблица 1).
Таблица 1
Поступления косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ за период с начала 2013 года по конец 2015 года249
Вид налога 2013 год 2014 год 2015 год Изменение (±) за анализируем ый период (2013-2015 гг.)
трлн руб. в % к общем у объем трлн руб. в % к общем у объем трлн руб. в % к общем у объем
247 Составлено автором на основании данных Федерального Казначейства России [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.roskazna.ru/
248 Бородина Ю.А. Совершенствование налоговой системы РФ: опыт Германии // Проблемы экономики. -2013. - №4. - С. 53
249 Составлено автором на основании данных отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2013 - 2015 гг.
у дохода у дохода у дохода млрд. руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 = 6 - 2
НДС 3,54 14,48 3,94 14,72 4,24 16 694, 55
Акцизы 1, 013 4,14 1,07 3 4 1, 068 4,03 55, 53
Таможенн ые пошлины 4, 057 16,6 4,63 7 17,32 2, 78 10,49 -1 277, 37
Всего косвенных налогов 8,61 35,22 9,65 36,05 8, 088 30,53 -530, 29
Доходы всего 24, 44 - 26,7 7 - 26, 49 - 2 051, 40
Поступления по косвенным налогам за анализируемый период уменьшились на 530, 29т млрд. рублей в связи с тем, что значительно уменьшилась доля таможенных пошлин (на 6,11 %), в связи с введенными экономическими санкциями и снижением цен на нефть. Стоит обратить внимание на то, что сумма НДС за три года постоянно увеличивалась и на конец 2015 года составила 4,24 трлн. рублей (или 16 % от общей суммы, поступивших доходов). С 2013 года по 2014 год наблюдается спад акцизов, однако до 2015 года они повысились на 0,03%, а за весь период на 55,53 млрд. рублей, что является положительным фактором для пополнения бюджета.
Таким образом, основным источником пополнения бюджета с 2013 по 2014 года являлись таможенные пошлины (16-18%), но уже с начала 2014 года главным бюджетообразующим косвенным налогом становится НДС, имеющий наибольший удельный вес и за анализируемый период составил 14,48% до 16% в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации. Акцизы, которые являются налогами на потребительную
стоимость вещи и ее качество250, практически не изменяли своего положения и приносили наименьшее количество поступлений за последние три года
(4%).
Экономисты часто критикуют косвенные налоги, ссылаясь на то, что они регрессивны и недемократичны. Но в то же время, как показывает практика, они являются оптимальными для нестабильной экономики. Косвенные налоги еще не одно столетие будут использоваться государствами, совершенствоваться и приносить значительные поступления в бюджет.
Список использованной литературы
1. Ажогина Н.Н. Особенности бюджетно-налоговой политики России на современном этапе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2014. - №3. - С. 119
2. Бородина Ю.А. Совершенствование налоговой системы РФ: опыт Германии // Проблемы экономики. - 2013. - №4. - С. 53
3. Голик Е.Н. проблемы и перспективы НДС в условиях реформирования российской системы налогообложения // Финансовый бизнес. № 3 (170). 2014. - С. 21-26
4. Пепеляев С. Г. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие - 2000. — С. 496
5. Электронный ресурс Федерального Казначейства России http: //www.roskazna.ru
6. Золочевская Е.Ю. Теоретические основы налогового анализа и планирования на микроуровне // Экономические и гуманитарные науки. 2010. № 9 (224). С. 105-111.
250 Голик Е.Н. Экономическая природа акцизного налога и возможности ее реализации в практике отечественного налогообложения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - №3(46). - С. 60
7. Золочевская Е.Ю. Система налоговых индикаторов в налоговом анализе //Управленческий учет. 2012. № 2. С. 3.
Косенкова В.В., Попова С.С.
ЮРИУ РАНХиГС Науч. рук.: к.э.н. , доц. Никулина С.В.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация: За последние годы в сфере налогового администрирования был принят ряд важных организационных и технологических решений, который позволил, с одной стороны, улучшить собираемость доходов бюджета, а с другой, повысить степень доверия и взаимопонимания между налоговыми органами и налогоплательщиками.251 Сделать вывод о повышении качества работы налоговых органов помог анализ проведенных выездных и камеральных налоговых проверок. Для обеспечения эффективной работы налоговых органов функционирует система внутриведомственного контроля, или внутреннего аудита. Второе направление повышения эффективности работы - это Стратегия ФНС России на 2016-2020 гг.
Ключевые понятия: налоговые органы, выездные и камеральные проверки, внутриведомственный аудит, Стратегия ФНС России.
251 Никулина С. В. Миссия ФНС России как гарант эффективной контрольно-надзорной деятельности и высокого качества предоставляемых услуг // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - № 1 (56). - 2015.