Научная статья на тему 'Оценка концентрации рынка дистанционной торговли'

Оценка концентрации рынка дистанционной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
652
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ / РЫНОК ДИСТАНЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ / CONCENTRATION LEVEL / MARKET OF REMOTE TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дыганова Рената Рафаилевна

В статье приведена оценка концентрации рынка дистанционной торговли по базовым показателям индекса концентрации первых n фирм, индекса Херфиндаля-Хиршмана, коэффициента энтропии. В заключении статьи сделан вывод о низкой концентрации рынка дистанционной торговли на основе рассчитанных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF CONCENTRATION OF THE MARKET OF REMOTE TRADE

The assessment of concentration of the market of remote trade on basic indicators of an index of concentration of the first n of firms, Herfindalya-Hirschman's index, entropy coefficient is given in article. In the conclusion of article the conclusion is drawn on low concentration of the market of remote trade on the basis of the calculated indicators.

Текст научной работы на тему «Оценка концентрации рынка дистанционной торговли»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

ОЦЕНКА КОНЦЕНТРАЦИИ РЫНКА ДИСТАНЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ

Дыганова Рената Рафаилевна

преподаватель кафедры Экономики и организации производства Казанского Государственного Энергетического Университета, 420000, РФ, г. Казань, улица Красносельская, д. 51 E-mail: [email protected]

ASSESSMENT OF CONCENTRATION OF THE MARKET OF REMOTE TRADE

Renata Dyganova

teacher of department of Economy and Organization of Production of the Kazan State Power University,

420000, Russia, Kazan, Krasnoselskaya str., 51

АННОТАЦИЯ

В статье приведена оценка концентрации рынка дистанционной торговли по базовым показателям индекса концентрации первых n фирм, индекса Херфиндаля-Хиршмана, коэффициента энтропии. В заключении статьи сделан вывод о низкой концентрации рынка дистанционной торговли на основе рассчитанных показателей.

ABSTRACT

The assessment of concentration of the market of remote trade on basic indicators of an index of concentration of the first n of firms, Herfindalya-ffirschman's index, entropy coefficient is given in article. In the conclusion of article the conclusion is drawn on low concentration of the market of remote trade on the basis of the calculated indicators.

Ключевые слова: уровень концентрации, рынок дистанционной торговли.

Keywords: concentration level, market of remote trade.

Тенденция укрупнения торговых структур, поиск новых рынков сбыта предопределяют необходимость использования современными торговыми организациями дополнительных каналов распределения, в том числе с использованием дистанционных способов продаж. Использование дистанционных технологий в розничной торговле способствует повышению социальной и экономической эффективности деятельности торговых организаций и торговли в целом. Однако в целях определения степени мотивации дистанционных торговых структур в повышении социальной эффективности (проявляющейся в качестве торгового обслуживания) необходимо оценить уровень конкуренции рынка дистанционной торговли,

поскольку предполагается, что наличие конкурентных отношений на данном рынке создает предпосылки повышения качества торгового обслуживания, а соответственно и социальной эффективности дистанционной торговли.

Уровень концентрации в торговле свидетельствует о существовании конкуренции либо наличии доминирующего положения на исследуемом рынке (не менее 35% по Российскому законодательству). [3]

Для определения уровня концентрации дистанционной торговли следует проанализировать показатели выручки от реализации за несколько периодов и на основании полученных данных определить долю компании на рынке (табл. 1).

Библиографическое описание: Дыганова Р.Р. Оценка концентрации рынка дистанционной торговли // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2017. № 8(41). URL: http://7universum.com/ru/economy/ archive/item/4996

Таблица 1.

Расчет долей торговых организаций в структуре дистанционной торговли. [4]

Наименование предприятия Показатели

Сегмент /формат Оборот в 2014 г. без НДC), млн p. Оборот в 2015 г. Прирост, в % Доля рынка, %

Exist.ru Автозапчасти 27360 35700 30,48 5,49

Ulmart.ru Универсальный магазин 27250 31800 16,69 4,89

Wildberries Одежда, обувь, аксессуары 23500 28000 19,14 4,31

Citilink.ru Универсальный магазин 18200 21000 15,38 3,23

Lamoda.ru Одежда, обувь, аксессуары 16100 18000 11,8 2,77

Ozon.ru Интернет-мегамаркет 17405 17800 2,27 2,74

М.Видео Электроника и техника 14900 16300 9,39 2,51

Связной техника и электроника 14700 15800 7,48 2,43

Эльдорадо техника и электроника 13270 14375 8,33 2,21

Комус Товары для офиса 10020 14370 43,41 2,21

Оценим уровень концентрации рынка дистанционной торговли на основании значений коэффициента концентрации первых п фирм и индекса Херфиндаля-Хиршмана.

Индекс концентрации первых п фирм (CRn) -фиксирует значение доли, занимаемой на рынке крупнейшими фирмами. Традиционно определяются значения долей до десяти крупнейших организаций по следующей формуле:

п

СКп = ^Д,0 < СКп < 1 ,[2,а23]

г =1

Di - доля организации дистанционной торговли. Значения коэффициента концентрации CRn изменяются от 0 до 1. Если значение показателя CRn приближено к 0, то на рынке развиты высоко конкурентные отношения. В случае приближения значения индекса концентрации CRn к 1, рынок характеризуется высоким уровнем концентрации. Рассчитаем коэффициент концентрации первых 3,4,6,8,10 фирм на рынке дистанционной торговли.

Таблица 2.

Расчет коэффициентов концентрации первых п фирм

Индекс концентрации СЯп Расчет показателя на 2015 год Значение

CR3 0,0549+0,0489+0,0431 0,1469 (14,69%)

CR4 0,0549+0,0489+0,0431+0,0323 0,1792 (17,92%)

CR6 0,0549+0,0489+0,0431+0,0323+0,0277+0,0274 0,2343 (23,43%)

CR8 0,0549+0,0489+0,0431+0,0323+0,0277+0,0274+ +0,0251+0,0243 0,2837 (28,37%)

CR10 0,0549+0,0489+0,0431+0,0323+0,0277+0,0274+ +0,0251+0,0243+0,0221+0,0221 0,3279 (32,79%)

Полученное значение коэффициента концентрации первых 10 фирм не достигает порогового значения умеренного уровня концентрации, рассчитанного даже для первых трех фирм (45%), что указывает на отсутствие концентрации на рынке дистанционной торговли, а также высокий уровень развития конкурентных отношений.

Далее проанализируем уровень концентрации рынка дистанционной торговли на основании значений индекса Херфиндаля-Хиршмана.

п

ИШ д2

г=1

Независимые переменные Di выражаются в виде удельного веса выручки от реализации ьтой фирмы oт общeгo объемa продаж рынка дистанционной торговли. Обозначая объем реализации в целом по рынку дистанционных продаж Qt, данную формулу следует модифицировать следующим образом:

Индeкc Херфиндаля-Хиршмана позволяет проанализировать доли всех хозяйствующих субъектов

на рынке, в чем заключается основное отличие и преимущество данного показатели от других коэффициентов концентрации. Значение индекса НН1 варьируется в пределах от 0 до 10000. Если значение индекса НН1 приближено к 0, то рынок является низко концентрированным, на нем четко выражены развитые конкурентные отношения. Если его значение приближено к 10000, то рынок характеризуется как монополизированный. В случае наличия на рынке дистанционной торговли единственного продавца, данный показатель будет равен 10000.[1,с.28]

Для определения значения индекса Херфиндаля Хиршмана необходимо построить вспомогательную таблицу.

Таблица 3.

Данные о долях 10 крупнеиших организации дистанционном торговли в 2015 году (по показателю выручки от реализации)

Наименование магазина Si Si2

Exist.ru 5,49 30,14

Ulmart.ru 4,89 23,91

Wildberries 4,31 18,58

Citilink.ru 3,23 10,43

Lamoda.ru 2,77 7,67

Ozon.ru 2,74 7,51

М.Видео 2,51 6,3

Связной 2,43 5,9

Эльдорадо 2,21 4,88

Комус 2,21 4,88

HHI = 30,14+23,91+18,58+10,43+7,67+7,51 + +6,3+5,9+4,88+4,88 = 120,2

Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана составило 120,2, что свидетельствует о низкой концентрации рынка дистанционной торговли.

Одним из наиболее эффективных показателей, используемых для оценки уровня концентрации является коэффициент энтропии. Коэффициент энтропии является обратным по отношению к уровню концентрации в отрасли, то есть при наиболее высоких значениях этого показателя уровень концентрации в отрасли является низким и наоборот, чем меньше

значение этого показателя, тем более концентрированным является рынок.

Е=1/т±0Х*Щ1ЯХ)

Для определения данного показателя необходимо найти логарифмы рыночных долей предприятий, функционирующих на рынке электронной торговли. Для этого составим вспомогательную таблицу.

Таблица 4.

Данные о логарифмах удельных весов 10 крупнейших предприятии электронной торговли в 2013 году

Наименование магазина Di 1/ 1П(ШГ) Di*ln(1/Di)

Exist.ru 0,0549 18,2100 2,9019 0,1593

Ulmart.ru 0,0489 20,4500 3,0179 0,1537

Wildberries 0,0431 23,2000 3,1441 0,1355

Citilink.ru 0,0323 30,9500 3,4323 0,1108

Lamoda.ru 0,0277 36,1000 3,5862 0,0993

Ozon.ru 0,0274 36,4900 3,5970 0,0985

М.Видео 0,0251 39,8400 3,6848 0,0924

Связной 0,0243 41,1500 3,7172 0,0903

Эльдорадо 0,0221 45,2400 3,8119 0,0842

Комус 0,0221 45,2400 3,8119 0,0842

Е = 1/10 (0,1593 + 0,1537 + 0,1355 + 0,1108 + +0,0993 + 0,0985 + 0,0924 + 0,0903 + 0,0842 + +0,0842) = 1/10 *(1,108) = 0,110

Полученное значение коэффициента энтропии равное 0,110 свидетельствует об умеренной концентрации рынка электронной торговли.

Проведенный анализ концентрации рынка отразил наличие высоко конкурентных отношений на

рынке дистанционной торговли. Отсутствие монополии на рынке дистанционной торговли указывает на стремление торговых организаций к повышению качества торгового обслуживания с целью улучшения результатов экономической деятельности. Здоровые конкурентные отношения на рынке дистанционной торговли способствуют процессу ее развития, а также повышения социально-экономической эффективности деятельности дистанционных торговых структур и торговли в целом.

Список литературы:

1. Дыганова Р.Р. Показатели конкурентоспособности на рынке электронной торговли в РФ [Текст] // Вестник экономики, права и социологии №2,2015. - 0,7 п.л.;

2. Осипов А.В. Теория отраслевых рынков [Текст]: учебное пособие. Ч.1. - Казань: ООО «Алекспресс»,2013. -с.83

3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» (26 июля 2006 г.) [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 05.03.2017)

4. Коммерсант №75, 2014 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2462742) (Дата обращения: 05.02.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.